КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ
17.01.2024
Цыганкова Е.В.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ
Аннотация.В статье актуализируется проблема поиска путей коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста. Обобщены возможности арт-терапии в решении данной проблемы.Приведены примеры использования конкретных техник арт-терапии в коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у дошкольников.
Ключевые слова: дошкольный возраст, эмоционально-поведенческие нарушения, факторы, психологическая коррекция, арт-терапия, методика арт-терапии.
Тенденция роста числа неблагоприятных факторов, воздействующих на психическое развитие личности в современных реалиях, обусловливает увеличение количества детей дошкольного возраста с разными типами эмоционально-поведенческих нарушений, что подтверждается как отечественными эмпирическими исследованиями последнего десятилетия, так и статистическими данными, агрегируемыми государством на разных уровнях образования и здравоохранения.
Наибольшие опасения специалистов вызывает распространение в детской популяции таких нарушений, как импульсивность, дисфория, тревожность, фобические расстройства, агрессивность, депрессия, апатия, коммуникативные трудности в связи с застенчивостью и т.д.
Среди усиливших свое влияние современных негативных факторов Б.М. Басангова [1], Л.Ф. Козодаева [9], С.М. Мартыненко [1], Н.Ю. Милованова [9], А.В. Можейко [9] и другие перечисляют: социальную депривацию дошкольников в семье и среди сверстников на фоне увлечения социума гаджетами, интернет-общением и интерактивными технологиями; повышение объективного уровня сложности обеспечения достойного уровня жизни и политико-экономическую нестабильность, объясняющие высокие уровни трудовой загруженности и стресса всех членов семей дошкольников; несоответствующий требованиям современной жизни уровень педагогический компетентности родителей и специалистов ДОО в выявлении и профилактике эмоциональных отклонений в развитии воспитанников; недостаточная доступность получения своевременной медицинской помощи при наличии пренатальных нарушений развития и родовых травм детей и пр.
Л.А. Белозорова [2], И.О. Карелина [7], О.И. Кузнецова [13], М.С. Староверова [13] и другие подчеркивают, что попустительское отношение к проблеме коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у дошкольников приводит не только к трудностям их социализации на следующих этапах онтогенеза, но и обусловливает рост преступности и нервно-психических заболеваний в обществе в целом.
Сложившаяся ситуация определяет необходимость пересмотра уже используемых специалистами способов психолого-педагогического сопровождения воспитанников дошкольных образовательных учреждений и поиска новых средств психологической коррекции их эмоционального неблагополучия, что поддерживается и требованиями нормативных документов. В частности, среди основных целей дошкольного образования в ФГОС ДО формулируется следующая: «обеспечение охраны и укрепления здоровья, эмоционального благополучия, организации оптимальных условий для активного развития личности каждого ребенка, становления его как субъекта отношений с самим собой, окружающими и миром» [цит. по 2, с.5].
Ю.Л. Блинова [3], А.М. Зинович [11], А.А. Калакуцкая [6], Г.Ю. Мартьянова [11] и другие считают, что одним из наиболее перспективных методов коррекции эмоционально-поведенческих нарушений дошкольников, как с ОВЗ, так и с нормотипичным развитием, необходимо рассматривать арт-терапию, определяемую современными исследователями, как способ эффективного недирективного воздействия на личность средствами искусства через ее вовлечение в творческую и игровую деятельность в процессе выстраивания психотерапевтических отношений.
В.Г. Колягина отмечает, что в массовой психологии в настоящий момент сложилось определенное предубеждение относительно метода арт-терапии, связанное с его широким использованием неспециалистами и примитивным пониманием в аспекте включения дошкольников в типичную для ДОО продуктивную деятельность [10]. Тогда как эффективное использование арт-терапии предполагает не только строгое соблюдение методики реализации каждой из ее техник и направлений, а также структуры конкретной арт-сессии (коррекционного занятия), но и ее рациональное включение в общий коррекционно-развивающей процесс, предполагающий комплексный учет всех его принципов на основе индивидуального подхода к каждому воспитаннику, среди которых: поэтапность и систематичность, опора на диагностические данные, добровольность участия, партнерство, интегративность, соблюдение условий стимуляции свободной творческой деятельности каждого участника, конгруэнтность, конфиденциальность, вариативность и пр.
Кроме того, как дополняет А.А. Воронова, коррекция эмоционально-поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста предполагает, как правило, сочетание индивидуальной и подгрупповой работы, так как на первом этапе необходимо организовать условия для получения воспитанником нового опыта творческого взаимодействия с принимающим взрослым, и только после освоения ребенком конструктивных паттернов поведения ему предоставляется возможность закрепления нового опыта среди сверстников [4].
Но М.В. Алаева, В.В. Буянова, Г.А. Винокурова и др. уточняют, что слабая степень выраженности эмоционально-поведенческих нарушений у дошкольников и ограниченность опосредующих их причин при объективной диагностике допускает возможность включения такого воспитанника в групповую коррекцию сразу, однако, наличие психических травм и/или длительно воздействующих на психику ребенка стрессоров, связанных с разрывом эмоциональных связей со значимыми взрослыми, например, в результате смерти, развода или насилия, предполагает активную индивидуальную работу со специалистом [12].
Кроме того, как указывают Л.Ф. Козодаева, Н.Ю. Милованова и А.В. Можейко, в некоторых ситуациях требуется и параллельная медикаментозная поддержка процесса психологической коррекции, что также актуализирует значимость профессионального использования методов арт-терапии в процессе воздействия на психическое развитие ребенка дошкольного возраста [9].
Обзор предлагаемых исследователями содержательных аспектов программ коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у дошкольников посредством арт-терапии [1-13] позволяет выделить следующие ее возможности: предоставление детям вариантов социально одобряемых способов выражения негативных эмоций; формирование навыков саморегуляции; привлечение их интереса к проблеме эмоций человека и его поведения в социуме; формирование навыков рефлексии и вербализации; способствование переходу к восприятию себя и другого на личностном уровне; получение доступа к массиву диагностических данных; стимулирование самовыражения детей; ослабление степени выраженности психологической защиты и формирование навыков совладания; повышение адаптивности самооценивания; создание условий для «безопасного проживания» трудных жизненных ситуаций и поиска контакта ребенком со своими эмоциями и телесными ощущениями; обучение навыкам конструктивного межличностного взаимодействия со взрослым и сверстником; повышение уровня социальной адаптированности; развитие всех высших познавательных процессов и технических изобразительных навыков и др.
Рассмотрим подробнее отдельные методы арт-терапии, показавшие результативность в процессе коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у дошкольников.
Изотерапия (рисование различными материалами) позволяет ребенку выразить собственные эмоции, отразив специфику собственного восприятия ситуации фрустрации, овладеть навыками самоконтроля. Так, М.С. Староверова и О.И. Кузнецова описывают технику «спонтанное рисование», предполагающую самостоятельный выбор ребенком изобразительных средств и содержания творческого продукта. По мнению исследователей, данная техника способствует актуализации текущих психических состояний и проблем воспитанников, выявлению внутренних конфликтов, т.е., помимо возможности сублимации эмоций ребенка, предоставляет диагностические данные [13]. Ю.Л. Блинова для решения близких задач предлагает технику «Ассоциативное рисование», например, по темам «Мой страх», «Моя семья», «Мой друг» и т.п., подчеркивая обязательность этапа обсуждения результатов, что также стимулирует и развитие рефлексивных навыков детей и уровня их осознанности [3]. Также многими исследователями рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, например, размазывание, рисование руками, разбрызгивание, для снижения уровня стресса и тревоги у воспитанников и стимулирования у них потребности в самовыражении [4, 5, 11]. Отмечаются возможности использования техник «коллаж» и «мандала» при работе с тревожными и неуверенными в себе детьми, так как они не требует наличия сформированных изобразительных навыков [1].
В.Г. Колягина подчеркивает эффективность использования песка, теста, пластилина и других подобных материалов в коррекции агрессивности, расторможенности и психической напряженности у детей дошкольного возраста [10].
Ю.М. Гибадуллина, Е.И. Зубачева, Н.И. Мельникова рекомендуют использовать музыкотерапию как способ создания необходимой атмосферы коррекционного занятия и как технику тренировки навыков идентификации эмоций у детей [5]. М.В. Киселева описывает музицирование на различных инструментах в рамках решения задач эмоциональной коррекции, в первую очередь, на основе шумовых и ударных инструментов, подчеркивая их эффективность в коррекции тревожности, агрессивности и застенчивости [8]. Б.М. Басангова, С.М. Мартыненко предлагают объединять музыкотерапию с танцевально-двигательной терапией, так как такая интеграция позволяет регулировать уровень психической активности воспитанников в зависимости от задач коррекционного процесса, предлагает им новые способы саморегуляции и социально-одобряемого самовыражения, стимулирует межличностное взаимодействие [1].
А.М. Зинович [11], А.А. Калакуцкая [6] и Г.Ю. Мартьянова [11] описывают возможности сказкотерапии в решении многообразия коррекционных задач в работе с детьми дошкольного возраста. Метафоричность сказок и близость фантастического мира детскому сознанию позволяют на основе механизма проекции передать воспитанникам накопленные человечеством опыт и ценностные ориентиры, показать важность объективной оценки ситуации с точки зрения каждого из ее участников, повысить уверенность ребенка в себе через ознакомление с удачными способами преодоления жизненных трудностей сказочными персонажами и их отыгрывание, предложить способ «безопасного» самовыражения и т.д. Авторы подчеркивают, что сказкотерапия предполагает не только прослушивание детьми сказок и их последующее обсуждение под руководством взрослого, но и самостоятельное сочинение воспитанниками сказок, драматизация их элементов, в том числе, на основе разных видов театра, озвучивание с помощью музыки, обыгрывание через движение, оформление элементов сказки с помощью изотерапии.
Л.А. Белозорова предлагает использовать диагностические сказки с целью выявления типичных паттернов поведения детей, предлагая им сочинять сказки на любые темы или сказки о детях-сверстниках, или продолжать сказки с готовым началом. Также автор рассматривает возможность применения специальных «терапевтических» сказок, описывающих похожие трудные жизненные ситуации, с которыми столкнулся ребенок, на примере других персонажей [2].
И.О. Карелина отмечает, что рассказывание известных ребенку сказок от лица ее разных персонажей способствует преодолению эгоцентрической направленности личности [7].
Практически всеми исследователями подчеркивается необходимость рассмотрения игротерапии как отдельного метода арт-терапии или структурного компонента ее отдельных направлений в связи с рассмотрением игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.
Таким образом, при использовании специалистами методы арт-терапии показывают высокую результативность в коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста, так как они легко адаптируются под возрастные и индивидуальные потребности каждого ребенка, предоставляя воспитанникам возможности выражения и осознания собственных переживаний и различий в эмоциональных состояниях других, овладения новыми способами совладания с трудностями и опытом партнерской недирективной и психологически безопасной коммуникации.
Библиографический список
1. Басангова, Б.М. Эмоциональные нарушения у детей. Коррекция [Текст] / Б.М. Басангова, С.М. Мартыненко. – Москва : ТЦ Сфера, 2022. – 64 с.
2. Белозорова, Л.А. АРТ-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников: автореф. дис. ... канд. псих. наук / Л.А. Белозорова. – Воронеж, 2011. – 27 с.
3. Блинова, Ю.Л. Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольников средствами мультимодальных арт-технологий [Текст] / Ю.Л. Блинова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 1. – С. 144-148.
4. Воронова, А.А. Арт-терапия для дошкольников [Текст] / А.А. Воронова. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.
5. Гибадуллина, Ю.М. Арт-терапия как метод профилактики агрессивного поведения дошкольников [Текст] / Ю.М. Гибадуллина, Е.И. Зубачева, Н.И. Мельникова // Ямальский вестник. – 2018. – № 4(14). – С. 5-9.
6. Калакуцкая, А.А. Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми : теория и практика арт-терапии [Текст] / А.А. Калакуцкая. – Москва : В. Секачев, 2019. – 160 с.
7. Карелина И.О. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция [Текст] / И.О. Карелина // Ярославский педагогический вестник. – 2004. – № 1-2 (38). – С. 104-108.
8. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] / М.В. Киселева. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2021. – 158 с.
9. Козодаева, Л.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение детей с эмоционально-волевыми нарушениями [Текст] : учебное пособие / Л.Ф. Козодаева, Н.Ю. Милованова, А.В. Можейко. – Тамбов : Державинский, 2022. – 97 с.
10. Колягина, В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / В.Г. Колягина. – Москва : Прометей, 2016. – 164 с.
11. Мартьянова, Г.Ю. Об эффективности арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений дошкольников [Текст] / Г.Ю. Мартьянова, А.М. Зинович // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2008. – № 3. – С.106-110.
12. Профилактика и коррекция эмоциональных нарушений и нарушений поведения у детей и взрослых [Текст] : учебно-методическое пособие / М.В. Алаева, В.В. Буянова, Г.А. Винокурова. – Саранск : Мордовский гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, 2019. – 238 с.
13. Староверова, М.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы [Текст] : практические материалы для психологов, педагогов и родителей / М.С. Староверова, О.И. Кузнецова. – Москва : ВЛАДОС, 2020. – 143 с.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ
Аннотация.В статье актуализируется проблема поиска путей коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста. Обобщены возможности арт-терапии в решении данной проблемы.Приведены примеры использования конкретных техник арт-терапии в коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у дошкольников.
Ключевые слова: дошкольный возраст, эмоционально-поведенческие нарушения, факторы, психологическая коррекция, арт-терапия, методика арт-терапии.
Тенденция роста числа неблагоприятных факторов, воздействующих на психическое развитие личности в современных реалиях, обусловливает увеличение количества детей дошкольного возраста с разными типами эмоционально-поведенческих нарушений, что подтверждается как отечественными эмпирическими исследованиями последнего десятилетия, так и статистическими данными, агрегируемыми государством на разных уровнях образования и здравоохранения.
Наибольшие опасения специалистов вызывает распространение в детской популяции таких нарушений, как импульсивность, дисфория, тревожность, фобические расстройства, агрессивность, депрессия, апатия, коммуникативные трудности в связи с застенчивостью и т.д.
Среди усиливших свое влияние современных негативных факторов Б.М. Басангова [1], Л.Ф. Козодаева [9], С.М. Мартыненко [1], Н.Ю. Милованова [9], А.В. Можейко [9] и другие перечисляют: социальную депривацию дошкольников в семье и среди сверстников на фоне увлечения социума гаджетами, интернет-общением и интерактивными технологиями; повышение объективного уровня сложности обеспечения достойного уровня жизни и политико-экономическую нестабильность, объясняющие высокие уровни трудовой загруженности и стресса всех членов семей дошкольников; несоответствующий требованиям современной жизни уровень педагогический компетентности родителей и специалистов ДОО в выявлении и профилактике эмоциональных отклонений в развитии воспитанников; недостаточная доступность получения своевременной медицинской помощи при наличии пренатальных нарушений развития и родовых травм детей и пр.
Л.А. Белозорова [2], И.О. Карелина [7], О.И. Кузнецова [13], М.С. Староверова [13] и другие подчеркивают, что попустительское отношение к проблеме коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у дошкольников приводит не только к трудностям их социализации на следующих этапах онтогенеза, но и обусловливает рост преступности и нервно-психических заболеваний в обществе в целом.
Сложившаяся ситуация определяет необходимость пересмотра уже используемых специалистами способов психолого-педагогического сопровождения воспитанников дошкольных образовательных учреждений и поиска новых средств психологической коррекции их эмоционального неблагополучия, что поддерживается и требованиями нормативных документов. В частности, среди основных целей дошкольного образования в ФГОС ДО формулируется следующая: «обеспечение охраны и укрепления здоровья, эмоционального благополучия, организации оптимальных условий для активного развития личности каждого ребенка, становления его как субъекта отношений с самим собой, окружающими и миром» [цит. по 2, с.5].
Ю.Л. Блинова [3], А.М. Зинович [11], А.А. Калакуцкая [6], Г.Ю. Мартьянова [11] и другие считают, что одним из наиболее перспективных методов коррекции эмоционально-поведенческих нарушений дошкольников, как с ОВЗ, так и с нормотипичным развитием, необходимо рассматривать арт-терапию, определяемую современными исследователями, как способ эффективного недирективного воздействия на личность средствами искусства через ее вовлечение в творческую и игровую деятельность в процессе выстраивания психотерапевтических отношений.
В.Г. Колягина отмечает, что в массовой психологии в настоящий момент сложилось определенное предубеждение относительно метода арт-терапии, связанное с его широким использованием неспециалистами и примитивным пониманием в аспекте включения дошкольников в типичную для ДОО продуктивную деятельность [10]. Тогда как эффективное использование арт-терапии предполагает не только строгое соблюдение методики реализации каждой из ее техник и направлений, а также структуры конкретной арт-сессии (коррекционного занятия), но и ее рациональное включение в общий коррекционно-развивающей процесс, предполагающий комплексный учет всех его принципов на основе индивидуального подхода к каждому воспитаннику, среди которых: поэтапность и систематичность, опора на диагностические данные, добровольность участия, партнерство, интегративность, соблюдение условий стимуляции свободной творческой деятельности каждого участника, конгруэнтность, конфиденциальность, вариативность и пр.
Кроме того, как дополняет А.А. Воронова, коррекция эмоционально-поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста предполагает, как правило, сочетание индивидуальной и подгрупповой работы, так как на первом этапе необходимо организовать условия для получения воспитанником нового опыта творческого взаимодействия с принимающим взрослым, и только после освоения ребенком конструктивных паттернов поведения ему предоставляется возможность закрепления нового опыта среди сверстников [4].
Но М.В. Алаева, В.В. Буянова, Г.А. Винокурова и др. уточняют, что слабая степень выраженности эмоционально-поведенческих нарушений у дошкольников и ограниченность опосредующих их причин при объективной диагностике допускает возможность включения такого воспитанника в групповую коррекцию сразу, однако, наличие психических травм и/или длительно воздействующих на психику ребенка стрессоров, связанных с разрывом эмоциональных связей со значимыми взрослыми, например, в результате смерти, развода или насилия, предполагает активную индивидуальную работу со специалистом [12].
Кроме того, как указывают Л.Ф. Козодаева, Н.Ю. Милованова и А.В. Можейко, в некоторых ситуациях требуется и параллельная медикаментозная поддержка процесса психологической коррекции, что также актуализирует значимость профессионального использования методов арт-терапии в процессе воздействия на психическое развитие ребенка дошкольного возраста [9].
Обзор предлагаемых исследователями содержательных аспектов программ коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у дошкольников посредством арт-терапии [1-13] позволяет выделить следующие ее возможности: предоставление детям вариантов социально одобряемых способов выражения негативных эмоций; формирование навыков саморегуляции; привлечение их интереса к проблеме эмоций человека и его поведения в социуме; формирование навыков рефлексии и вербализации; способствование переходу к восприятию себя и другого на личностном уровне; получение доступа к массиву диагностических данных; стимулирование самовыражения детей; ослабление степени выраженности психологической защиты и формирование навыков совладания; повышение адаптивности самооценивания; создание условий для «безопасного проживания» трудных жизненных ситуаций и поиска контакта ребенком со своими эмоциями и телесными ощущениями; обучение навыкам конструктивного межличностного взаимодействия со взрослым и сверстником; повышение уровня социальной адаптированности; развитие всех высших познавательных процессов и технических изобразительных навыков и др.
Рассмотрим подробнее отдельные методы арт-терапии, показавшие результативность в процессе коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у дошкольников.
Изотерапия (рисование различными материалами) позволяет ребенку выразить собственные эмоции, отразив специфику собственного восприятия ситуации фрустрации, овладеть навыками самоконтроля. Так, М.С. Староверова и О.И. Кузнецова описывают технику «спонтанное рисование», предполагающую самостоятельный выбор ребенком изобразительных средств и содержания творческого продукта. По мнению исследователей, данная техника способствует актуализации текущих психических состояний и проблем воспитанников, выявлению внутренних конфликтов, т.е., помимо возможности сублимации эмоций ребенка, предоставляет диагностические данные [13]. Ю.Л. Блинова для решения близких задач предлагает технику «Ассоциативное рисование», например, по темам «Мой страх», «Моя семья», «Мой друг» и т.п., подчеркивая обязательность этапа обсуждения результатов, что также стимулирует и развитие рефлексивных навыков детей и уровня их осознанности [3]. Также многими исследователями рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, например, размазывание, рисование руками, разбрызгивание, для снижения уровня стресса и тревоги у воспитанников и стимулирования у них потребности в самовыражении [4, 5, 11]. Отмечаются возможности использования техник «коллаж» и «мандала» при работе с тревожными и неуверенными в себе детьми, так как они не требует наличия сформированных изобразительных навыков [1].
В.Г. Колягина подчеркивает эффективность использования песка, теста, пластилина и других подобных материалов в коррекции агрессивности, расторможенности и психической напряженности у детей дошкольного возраста [10].
Ю.М. Гибадуллина, Е.И. Зубачева, Н.И. Мельникова рекомендуют использовать музыкотерапию как способ создания необходимой атмосферы коррекционного занятия и как технику тренировки навыков идентификации эмоций у детей [5]. М.В. Киселева описывает музицирование на различных инструментах в рамках решения задач эмоциональной коррекции, в первую очередь, на основе шумовых и ударных инструментов, подчеркивая их эффективность в коррекции тревожности, агрессивности и застенчивости [8]. Б.М. Басангова, С.М. Мартыненко предлагают объединять музыкотерапию с танцевально-двигательной терапией, так как такая интеграция позволяет регулировать уровень психической активности воспитанников в зависимости от задач коррекционного процесса, предлагает им новые способы саморегуляции и социально-одобряемого самовыражения, стимулирует межличностное взаимодействие [1].
А.М. Зинович [11], А.А. Калакуцкая [6] и Г.Ю. Мартьянова [11] описывают возможности сказкотерапии в решении многообразия коррекционных задач в работе с детьми дошкольного возраста. Метафоричность сказок и близость фантастического мира детскому сознанию позволяют на основе механизма проекции передать воспитанникам накопленные человечеством опыт и ценностные ориентиры, показать важность объективной оценки ситуации с точки зрения каждого из ее участников, повысить уверенность ребенка в себе через ознакомление с удачными способами преодоления жизненных трудностей сказочными персонажами и их отыгрывание, предложить способ «безопасного» самовыражения и т.д. Авторы подчеркивают, что сказкотерапия предполагает не только прослушивание детьми сказок и их последующее обсуждение под руководством взрослого, но и самостоятельное сочинение воспитанниками сказок, драматизация их элементов, в том числе, на основе разных видов театра, озвучивание с помощью музыки, обыгрывание через движение, оформление элементов сказки с помощью изотерапии.
Л.А. Белозорова предлагает использовать диагностические сказки с целью выявления типичных паттернов поведения детей, предлагая им сочинять сказки на любые темы или сказки о детях-сверстниках, или продолжать сказки с готовым началом. Также автор рассматривает возможность применения специальных «терапевтических» сказок, описывающих похожие трудные жизненные ситуации, с которыми столкнулся ребенок, на примере других персонажей [2].
И.О. Карелина отмечает, что рассказывание известных ребенку сказок от лица ее разных персонажей способствует преодолению эгоцентрической направленности личности [7].
Практически всеми исследователями подчеркивается необходимость рассмотрения игротерапии как отдельного метода арт-терапии или структурного компонента ее отдельных направлений в связи с рассмотрением игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте.
Таким образом, при использовании специалистами методы арт-терапии показывают высокую результативность в коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста, так как они легко адаптируются под возрастные и индивидуальные потребности каждого ребенка, предоставляя воспитанникам возможности выражения и осознания собственных переживаний и различий в эмоциональных состояниях других, овладения новыми способами совладания с трудностями и опытом партнерской недирективной и психологически безопасной коммуникации.
Библиографический список
1. Басангова, Б.М. Эмоциональные нарушения у детей. Коррекция [Текст] / Б.М. Басангова, С.М. Мартыненко. – Москва : ТЦ Сфера, 2022. – 64 с.
2. Белозорова, Л.А. АРТ-терапия как средство психокоррекции нарушений эмоциональных состояний детей-дошкольников: автореф. дис. ... канд. псих. наук / Л.А. Белозорова. – Воронеж, 2011. – 27 с.
3. Блинова, Ю.Л. Развитие и коррекция эмоциональной сферы дошкольников средствами мультимодальных арт-технологий [Текст] / Ю.Л. Блинова // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 1. – С. 144-148.
4. Воронова, А.А. Арт-терапия для дошкольников [Текст] / А.А. Воронова. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 128 с.
5. Гибадуллина, Ю.М. Арт-терапия как метод профилактики агрессивного поведения дошкольников [Текст] / Ю.М. Гибадуллина, Е.И. Зубачева, Н.И. Мельникова // Ямальский вестник. – 2018. – № 4(14). – С. 5-9.
6. Калакуцкая, А.А. Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми : теория и практика арт-терапии [Текст] / А.А. Калакуцкая. – Москва : В. Секачев, 2019. – 160 с.
7. Карелина И.О. Эмоциональные нарушения в дошкольном возрасте и их коррекция [Текст] / И.О. Карелина // Ярославский педагогический вестник. – 2004. – № 1-2 (38). – С. 104-108.
8. Киселева, М.В. Арт-терапия в работе с детьми [Текст] / М.В. Киселева. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2021. – 158 с.
9. Козодаева, Л.Ф. Психолого-педагогическое сопровождение детей с эмоционально-волевыми нарушениями [Текст] : учебное пособие / Л.Ф. Козодаева, Н.Ю. Милованова, А.В. Можейко. – Тамбов : Державинский, 2022. – 97 с.
10. Колягина, В.Г. Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников [Текст] : учебно-методическое пособие / В.Г. Колягина. – Москва : Прометей, 2016. – 164 с.
11. Мартьянова, Г.Ю. Об эффективности арт-терапии в коррекции эмоциональных нарушений дошкольников [Текст] / Г.Ю. Мартьянова, А.М. Зинович // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2008. – № 3. – С.106-110.
12. Профилактика и коррекция эмоциональных нарушений и нарушений поведения у детей и взрослых [Текст] : учебно-методическое пособие / М.В. Алаева, В.В. Буянова, Г.А. Винокурова. – Саранск : Мордовский гос. пед. ин-т им. М.Е. Евсевьева, 2019. – 238 с.
13. Староверова, М.С. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы [Текст] : практические материалы для психологов, педагогов и родителей / М.С. Староверова, О.И. Кузнецова. – Москва : ВЛАДОС, 2020. – 143 с.