КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКОТЕРАПИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
25.12.2023
Долгушина Н.А., Минина Е.К.
МГТУ им. Г.И. Носова,г. Магнитогорск
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКОТЕРАПИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В данной статье рассматривается использование одного из методов арт-терапии – музыкотерапии в коррекционной работе по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Дана психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Показано, что у детей во время прослушивания музыки активизируются почти все области мозга, в том числе и те, которые отвечают за высшие психические функции: внимание, память, эмоционально-волевую сферу. Также музыкотерапия направлена на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с задержкой психического развития. В этом случае музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, коррекционная работа, развитие внимания, музыкотерапия, игра на музыкальных инструментах.
Задержка психического развития определяется как темповое отставание развития психических механизмов, а также незрелость эмоционально-волевой деятельности детей, поддающиеся преодолению с помощью специализированного обучения и воспитания [3, с. 5].
Можно дать обобщенную характеристику задержки психического развития:
- Дети с задержкой психического развития по поведению соответствуют более младшему возрасту (безынициативны, менее активны, плохо выражены познавательные интересы, задаются в бесконечных вопросах, уязвимы, быстрее проявляется раздражительность и агрессивность);
- Заметно отстают и по организации саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии. Заметно отмечается неусидчивость, дискомфортные ощущения при длительной работе;
- Ведущая игровая деятельность у них тоже еще недостаточно сформирована, многие правила непонятны, происходит нежелание действовать по системе игры;
- Выделяется недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которая проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости. Дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот, присутствует непонимание чего хочет ребёнок на самом деле.
Развитие произвольного внимания старшего дошкольника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью [5]. Внимательный человек – это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.
Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л.С. Выготский указывает на его интегральный, целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, – писал Л.С. Выготский, – мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера» [1, с.83].
Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, – предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов [4]. Внимание – это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе.
Таким образом, внимание - это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и другое.
Особую роль среди арттерапевтических методик, применяемых в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, играет музыкотерапия.
Музыкотерапия представляет собой один из видов арт-терапии, нацеленный на профилактику, психологическую коррекцию личностных отклонений в развитии ребенка, где музыка применяется в качестве символической формы, как дополнительное средство, главное воздействие которого направлено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка [6, с. 18].
В зависимости от организации и способа воздействия на пациентов музыкотерапию принято подразделять на рецептивную, активную и интегративную.
Использование какой-либо формы музыкотерапии в качестве психокоррекционной методики определяется, в первую очередь, формой и характером имеющегося у ребенка отклонения, коррекционными задачами и возможностями самого ребенка. Неадекватное применение музыкотерапии может произвести не коррекционное, а психотравмирующее влияния.
Музыкотерапия базируется, в первую очередь, на восприятии музыки, которое у детей с различными отклонениями в психическом развитии обладает своей спецификой. В связи с этим изучение возможностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития восприятия музыки, способности эмоционально откликаться на музыку, является крайне важным диагностическим критерием, определяющим успешность использования музыкотерапии в психокоррекционной работе с ними.
Музыкотерапия, прежде всего, рецептивная, непосредственно связана с развитием наглядно-образного мышления, внимания, воображения, умения мысленно действовать, чувствовать в условно воображаемой ситуации, осознавать себя и производить оценку своему состоянию.
Психотерапевтические занятия с использованием элементов музыкотерапии могут осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме (при активных видах музыкотерапии). Когда ребёнок слушает музыку, у него активируются почти все области мозга: например, слуховая кора, зоны, ответственные за эмоции, внимание и память.
Музыкотерапия – это один из видов арт-терапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с задержкой психического развития, где музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.
Таким образом, музыкотерапия используется в коррекционной работе по развитию внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Она проводится с детьми как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Её можно использовать и в качестве дополнительного метода при проведении других занятий с детьми: рисованием, танцами и так далее. Мы планируем дальнейшее изучение данной темы, чтобы глубже раскрыть механизмы коррекционной работы по развитию внимания у дошкольников с задержкой психического развития [2, с.49.].
Библиографический список:
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 2007. 224 с.
2. Гигиенические аспекты изучения связи адаптационных возможностей организма с их психофизиологическими параметрами / Долгушина Н.А., Кувшинова И.А., Мицан Е.Л., Линькова М.В. // Вестник новых медицинских технологий [Электронное издание]. 2020. №4. С. 49-54.
3. Кузьмичев, Б.Н. Умственная отсталость. Задержка психического развития : учебно-методическое пособие / Б.Н. Кузьмичев, А.А. Седова. – Тверь : Триада, 2009. 39 с.
4. Линькова М.В. Интеграция музыкальной педагогики и музыкальной терапии: грани взаимодействия (из опыта работы) // Человек. Социум. Общество. 2022. № S13. С. 63-70.
5. Линькова М.В. Элементы музыкальной терапии для профилактики психосоматических детских заболеваний в контексте образовательного процесса в детской школе искусств // Здоровьесбережение в условиях цифровой трансформации общества: педагогические технологии – от проблем к решениям: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию ООН. Магнитогорск, 2020. С. 327-334.
6. Рощин А. А. Основы музыкотерапии и гениальности. Москва: Маска; Харьков : С.А.М., 2012. 144 с.
МГТУ им. Г.И. Носова,г. Магнитогорск
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКОТЕРАПИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В данной статье рассматривается использование одного из методов арт-терапии – музыкотерапии в коррекционной работе по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Дана психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Показано, что у детей во время прослушивания музыки активизируются почти все области мозга, в том числе и те, которые отвечают за высшие психические функции: внимание, память, эмоционально-волевую сферу. Также музыкотерапия направлена на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с задержкой психического развития. В этом случае музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, коррекционная работа, развитие внимания, музыкотерапия, игра на музыкальных инструментах.
Задержка психического развития определяется как темповое отставание развития психических механизмов, а также незрелость эмоционально-волевой деятельности детей, поддающиеся преодолению с помощью специализированного обучения и воспитания [3, с. 5].
Можно дать обобщенную характеристику задержки психического развития:
- Дети с задержкой психического развития по поведению соответствуют более младшему возрасту (безынициативны, менее активны, плохо выражены познавательные интересы, задаются в бесконечных вопросах, уязвимы, быстрее проявляется раздражительность и агрессивность);
- Заметно отстают и по организации саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии. Заметно отмечается неусидчивость, дискомфортные ощущения при длительной работе;
- Ведущая игровая деятельность у них тоже еще недостаточно сформирована, многие правила непонятны, происходит нежелание действовать по системе игры;
- Выделяется недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которая проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости. Дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот, присутствует непонимание чего хочет ребёнок на самом деле.
Развитие произвольного внимания старшего дошкольника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью [5]. Внимательный человек – это человек наблюдательный, он полно и точно воспринимает окружающее, и учение и трудовая деятельность у него протекают успешнее, чем у человека, не обладающего этим свойством личности.
Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л.С. Выготский указывает на его интегральный, целостный характер. От работы внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, – писал Л.С. Выготский, – мы берем в свои руки ключ к образованию и к формированию личности и характера» [1, с.83].
Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно, – предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.
Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов [4]. Внимание – это всегда характеристика какого-то психического процесса: восприятия, когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-либо зрительный или звуковой образ, запах; мышления, когда мы решаем какую-то задачу; памяти, когда мы что-то определенное вспоминаем или пытаемся запомнить; воображения, когда мы стараемся что-то отчетливо представить себе.
Таким образом, внимание - это способность человека выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и другое.
Особую роль среди арттерапевтических методик, применяемых в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, играет музыкотерапия.
Музыкотерапия представляет собой один из видов арт-терапии, нацеленный на профилактику, психологическую коррекцию личностных отклонений в развитии ребенка, где музыка применяется в качестве символической формы, как дополнительное средство, главное воздействие которого направлено на катарсис, регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка [6, с. 18].
В зависимости от организации и способа воздействия на пациентов музыкотерапию принято подразделять на рецептивную, активную и интегративную.
Использование какой-либо формы музыкотерапии в качестве психокоррекционной методики определяется, в первую очередь, формой и характером имеющегося у ребенка отклонения, коррекционными задачами и возможностями самого ребенка. Неадекватное применение музыкотерапии может произвести не коррекционное, а психотравмирующее влияния.
Музыкотерапия базируется, в первую очередь, на восприятии музыки, которое у детей с различными отклонениями в психическом развитии обладает своей спецификой. В связи с этим изучение возможностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития восприятия музыки, способности эмоционально откликаться на музыку, является крайне важным диагностическим критерием, определяющим успешность использования музыкотерапии в психокоррекционной работе с ними.
Музыкотерапия, прежде всего, рецептивная, непосредственно связана с развитием наглядно-образного мышления, внимания, воображения, умения мысленно действовать, чувствовать в условно воображаемой ситуации, осознавать себя и производить оценку своему состоянию.
Психотерапевтические занятия с использованием элементов музыкотерапии могут осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой форме (при активных видах музыкотерапии). Когда ребёнок слушает музыку, у него активируются почти все области мозга: например, слуховая кора, зоны, ответственные за эмоции, внимание и память.
Музыкотерапия – это один из видов арт-терапии, направленный на профилактику, психокоррекцию личностных отклонений в развитии ребенка с задержкой психического развития, где музыка используется как вспомогательное средство, основное воздействие которого нацелено на регуляцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов, коррекцию рефлексивно-коммуникативной сферы ребенка.
Таким образом, музыкотерапия используется в коррекционной работе по развитию внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Она проводится с детьми как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Её можно использовать и в качестве дополнительного метода при проведении других занятий с детьми: рисованием, танцами и так далее. Мы планируем дальнейшее изучение данной темы, чтобы глубже раскрыть механизмы коррекционной работы по развитию внимания у дошкольников с задержкой психического развития [2, с.49.].
Библиографический список:
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 2007. 224 с.
2. Гигиенические аспекты изучения связи адаптационных возможностей организма с их психофизиологическими параметрами / Долгушина Н.А., Кувшинова И.А., Мицан Е.Л., Линькова М.В. // Вестник новых медицинских технологий [Электронное издание]. 2020. №4. С. 49-54.
3. Кузьмичев, Б.Н. Умственная отсталость. Задержка психического развития : учебно-методическое пособие / Б.Н. Кузьмичев, А.А. Седова. – Тверь : Триада, 2009. 39 с.
4. Линькова М.В. Интеграция музыкальной педагогики и музыкальной терапии: грани взаимодействия (из опыта работы) // Человек. Социум. Общество. 2022. № S13. С. 63-70.
5. Линькова М.В. Элементы музыкальной терапии для профилактики психосоматических детских заболеваний в контексте образовательного процесса в детской школе искусств // Здоровьесбережение в условиях цифровой трансформации общества: педагогические технологии – от проблем к решениям: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию ООН. Магнитогорск, 2020. С. 327-334.
6. Рощин А. А. Основы музыкотерапии и гениальности. Москва: Маска; Харьков : С.А.М., 2012. 144 с.