КОНТРАБАНДА НА РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОЙ ГРАНИЦЕ В 2000-2010-е гг.: ХАРАКТЕР, СТРУКТУРА И СТЕПЕНЬ УГРОЗ
01.01.2024
Иванов А.Г., Соломин А.В.
МГТУ им. Г.И. Носова, Магнитогорск
КОНТРАБАНДА НА РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОЙ ГРАНИЦЕ В 2000-2010-е гг.:
ХАРАКТЕР, СТРУКТУРА И СТЕПЕНЬ УГРОЗ
Аннотация. Статья посвящена контрабанде товаров/предметов через российско-казахстанскую государственную сухопутную границу в период 2000-2010-х гг. Авторы выявляют специфику контрабанды, указывают те товары/предметы, которые составляли ее структуру, рассматривают наиболее распространенные схемы нелегального провоза товаров/предметов через государственную границу Российской Федерации и Республики Казахстан. В работе раскрывается роль населения приграничных районов России и Казахстана как одного из важных факторов нелегальной трансграничной активности и предпринимается попытка оценить степень угроз контрабанды экономической безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: контрабанда, граница, трансграничная активность, российско-казахстанская граница.
Российско-Казахстанская государственная граница ввиду своей протяженности более 7500 тыс. км, (в том числе на суше – 5940 км, на реках 1516 км, на озерах 60 км)является крайне уязвимой территорией для осуществления разного рода противоправных действий.
По словам заместителя руководителя пограничной службы, руководителя Департамента пограничной охраны Пограничной службы ФСБ РоссииЕ.С. Инчина: «Почти половина контрабанды в Россию приходится на границу с Казахстаном. За период 2008-2010 гг. объемы пресеченных контрабандных поставок различных товаров и грузов здесь составили 43%, от всей задержанной погранорганами контрабанды по всему периметру госграницы» [13].
В российском законодательстве понятие контрабанда определяется так: перемещение через государственную границу товаров, ценностей или иных предметов с нарушением таможенного права.
К видам контрабанды относят перемещения:
1) вне установленных мест;
2) в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;
3) с сокрытием от таможенного контроля;
4) с недостоверным декларированием или недекларированием;
5) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения.
Незаконное перемещение товаров, предметов либо иных ценностей возможно в двух видах – ввоз и вывоз. Наиболее острой проблемой для Российской Федерации имеет контрабандный ввоз.
Контрабанда непосредственно угрожает социально-экономическим интересам нашей страны. Ключевую роль в противодействии и борьбе с ней играла Федеральная таможенная служба Российской Федерации. В мероприятиях по пресечению/ограничению потока контрабанды принимали активное участие правоохранительные органы – МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура РФ.
В ноябре 2003 г. российско-казахстанский участок государственной границы был определен российскими силовыми ведомствами вторым по приоритетности после северокавказского. На этом направлении были сосредоточены серьезные ресурсы для охраны границы. Как отмечал начальник управления анализа и координации Департамента пограничной охраны Пограничной службы ФСБ России
О. К. Кортелайнен: «По решению Совета Безопасности Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. была поставлена задача по усилению охраны и обустройству российско-казахстанской государственной границы, проводится работа по усилению охраны и обустройству границы на казахстанском направлении. В этих целях была сформирована система пограничных органов, построенных по территориальному принципу и нацеленных на борьбу с трансграничной преступностью» [6, с. 21].
Мероприятия по обустройству российско-казахстанской границы осуществлялись в рамках реализации федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)». Так, в 2008 г. было завершено строительство пяти объектов пограничной инфраструктуры ‒ отделы пограничных органов в Астраханской, Саратовской, Омской и Курганской областях и Алтайском крае. Во всех приграничных субъектах Российской Федерации на российско-казахстанском участке границы было построено 39 объектов пограничных органов: 38 отделов и 1 отделение [10].
2000-2010-е были отмечены ростом объемов товаров/предметов, контрабандируемых через российско-казахстанскую государственную границу.
Серьезной проблемой стал незаконный ввоз на территорию России запрещенных наркотических/психотропных веществ, производившихся в Афганистане [7, с. 261; 12, с. 82].
Из Казахстана в Россию незаконно ввозились такие товары/предметы как: спирт и алкогольная продукция, табачные изделия, строительные материалы, товары широкого потребления (средства личной гигиены, косметика, парфюмерия, посуда, продукция из бумаги, пластмассы), продукты питания (мясо, зерновые культуры, плодовоовощная продукция). На отдельных участках государственной границы специфика конрабандируемых товаров определялась природными ресурсами. Так, на астраханском участке российско-казахстанской границы контрабандисты часто переправляли крупные партии рыбы (включая наиболее ценные осетровые породы). Это происходило из-за недостаточно эффективной работы подразделений рыбоохраны со стороны Республики Казахстан и высокой степени трансграничной активности российских и казахстанских браконьеров.
Контрабанду также составляли валюта, драгоценности (металлы, камни, ювелирные изделия), культурные и исторические ценности, редкие виды флоры и фауны. Так, в феврале 2007 г. в г. Рубцовск Алтайского края при проведении досмотра пассажирского поезда, следовавшего по маршруту «Алма-Ата – Новосибирск» на таможенном посту «Рубцовский», сотрудниками ФТС был выявлен случай контрабанды предметов, представляющих историческую ценность. Гражданин Украины совершил попытку ввезти на территорию РФ из Казахстана 34 нагрудных знака, ленты и кокарды. Одним из предметов, изъятым у контрабандиста был крест Георгия-Победоносца, аукционная стоимость, которого достигала 6,5 тыс. долларов [9].
Как уже было отмечено выше, в понятие «контрабанда» входит не только ввоз товаров/предметов, но и их вывоз из страны, который в отдельных случаях может представлять еще большую угрозу, например, когда контрабандируются товары/предметы стратегического назначения. В рассматриваемый нами период в Казахстан из Российской Федерации пытались вывезти: металлический лом (лом черных и цветных металлов), ювелирные изделия, лес и продукцию лесной промышленности (пиломатериалы, древесные плиты, биотопливо), строительные материалы, сельскохозяйственную продукцию, горюче-смазочные материалы (моторные масла, бензин, керосин, дизельное топливо), автомобильные запчасти, лекарственные средства. Так, в январе 2006 г. гражданин России, являясь проводником пассажирского поезда «Москва – Астана» совершил попытку вывоза с территории РФ на территорию Казахстана партию золотых украшений общим весом более 9 килограмм. Незаконный груз был обнаружен во время досмотровых мероприятий, проводимых сотрудниками ЮУВД на транспорте на ж/д станции г. Троицк Челябинской области. Контрабандируемый товар был сокрыт в межстенном пространстве купе проводников. Всего было изъято порядка 3 тыс. золотых изделий 585-й пробы на общую сумму свыше 6 млн. рублей [11].
Свою роль в контрабанде, осуществляемой из РФ в РК, и наоборот играл диспаритет цен – это нарушение соотношения уровня цен на различные товары. К примеру, в России стоимость бензина и дизельного топлива была значительно ниже, чем в Казахстане. Но цена на продовольственные товары (хлебобулочные и кондитерские изделия, рыба, мясопродукты, чай, табачные изделия и особенно алкоголь) была выше. Диспаритет цен, таким образом, привлекал внимание контрабандистов.
Самое значительное место в структуре контрабанды, которая осуществлялась через российско-казахстанскую границу в 2000-2010 гг. занимал китайский ширпотреб ‒ одежда, обувь, канцелярские товары и пр. Только за 2009 г. на территорию России из Китая было ввезено товаров бытового назначения на общую сумму 6,6 млрд. долларов, а официально задекларировано («растаможено») на сумму 500 млн. долларов.
Схема получения прибыли от контрабанды выглядела примерно следующим образом:
1. Товар закупался «напрямую» у поставщиков из Китая по максимально низкой цене.
2. Товар поставлялся в Казахстан (как правило грузовой автомашиной, «фурой»).
3. Товар из «фуры» перегружался в легковые автомобили (их количество варьировалось в зависимости от объемов поставки, в среднем от 100 до 200 единиц).
4. Легковые автомобили пересекали российско-казахстанскую государственную границу без таможенного декларирования.
5. После прохождения пунктов пропуска, уже на территории России товар перегружался в другую «фуру», которая заранее находилась в РФ.
6. Водителю «фуры» выдавались поддельные документы, что товар якобы прошел таможенный контроль («растоможен»).
7. «Фура» с контрабандой направлялась к пунктам сбыта/реализации нелегального товара.
По мнению специалистов, прибыль от такой схемы контрабанды была весьма высока, даже с учетом издержек на доставку, плату водителям-контрабандистам, взяток и штрафов она составляла порядка 500 %.
В 2004 г. сотрудниками Уральского таможенного управления г. Магнитогорска совместно с представителями пограничной службы ФСБ за нарушение таможенного законодательства был арестован гражданин России. Правонарушитель был задержан на окраине поселка Мариинский, Бреденского района. Грузовая машина «ГАЗ-24» с прицепом, которой управлял задержанный гражданин, следовал из Республики Казахстан на территорию Российской Федерации, в объезд одноименного названию поселка автомобильного пункта пропуска «Мариинский». Незаконно перевозимым грузом оказалась крупная партия товаров широкого потребления, произведенная в Китае. Общая стоимость изъятого товара составила 255 тыс. руб. По факту совершения преступления отделом дознания ФТС было возбуждено уголовное дело по части 1, статьи 188 УК РФ (контрабанда) [8]. В течение этого же месяца сотрудниками пограничного контроля было проведено еще одно задержание. В километре западнее вышеупомянутого пункта пропуска «Мариинский» была задержана гужевая повозка под управлением гражданина Казахстана, следовавшая в обход таможенного поста без оформления перевозимого груза. Изъятый груз – товары народного потребления китайского производства, стоимостью свыше 306 тыс. руб. В отношении задержанного казахстанца было возбуждено уголовное дело по части 1, статьи 188 УК РФ (контрабанда) [8].
В 2005 г. при проведении оперативно-поисковых мероприятий сотрудниками ФТС г. Магнитогорска при участии СОБРа был выявлен факт пересечения границы РФ-РК в неустановленном месте. Контрабандисты были задержаны в населенном пункте Новокатенинское Карталинского района Челябинской области, в 20 километрах от вышеупомянутой линии разграничения. Всего сотрудниками правоохранительных органов было выявлено 7 автомашин, пересекших границу, 5 грузовых машин было задержано, двум легковым автомашинам марки «ВАЗ-2108 и ВАЗ-2112» удалось скрыться. На территории Челябинской области контрабандистов уже ожидали 4 грузовые автомашины с полуприцепами. Ориентировочный вес задержанного, а затем изъятого товара составил порядка 40 тонн, весь объем перевозимого контрабандистами товара – ширпотреб [3].
Это преступление раскрывает еще одну схему, которую контрабандисты активно используют в своей преступной деятельности:
1. «Фуры» из Казахстана пересекали государственную границу РФ-РК в неустановленном месте, вне таможенных постов (груз соответственно не декларировался и не подвергался досмотру со стороны органов пограничного контроля).
2. После пересечения границы грузовые машины из Казахстана встречали контрабандисты уже с территории России.
3. Нелегальный груз перегружался в одну или несколько российских «фур» (стоит заметить, что перемещение груза подобным образом осуществлялось намерено. Казалось бы, если машины из Казахстана уже пересекли границу, какой смысл перегружать товары/предметы? Ответ на этот вопрос довольно прост. Преступники использовали машины с российскими государственными регистрационными знаками, чтобы минимизировать вероятность остановки транспортного средства для проверки документов/досмотра содержимого груза сотрудниками ГИБДД. Ведь автомобили с номерами Республики Казахстан привлекают гораздо больше внимания);
4. Перемещение груза к месту непосредственной реализации/сбыта.
Контрабанда ширпотреба из Китая являлась серьезной угрозой экономической безопасности Российской Федерации [4, с. 1; 5, с. 28]. Например, лёгкая промышленность нашей страны просто не выдерживала конкуренции.
По свидетельствам ряда источников, «бизнес» такого рода был достаточно хорошо организован, существовали определенные структуры, которые занимались «переправкой» через границу РФ и РК крупных оптовых партий товаров широкого потребления из Китая.
Примером контрабанды оптовых партий товаров может служить следующий факт. В октябре 2010 г. сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области в 6 км от российско-казахстанской границы у населенного пункта Андреевка был задержан гражданин России, управлявший грузовым автомобилем ГАЗ-53 с российскими государственными регистрационными знаками, следовавший из Казахстана на территорию РФ. При досмотре содержимого автомобиля сотрудниками был обнаружен контрабандный груз. В кузове машины находились 400 коробок с детской обувью, в общей сложности 18 тыс. пар [1].
По маршрутам движения контрабанды из Китая в Россию в период 2000-2010-х гг. сложилась полноценная инфраструктура, оказывавшая услуги «теневого» характера.
Жители приграничных районов России и Казахстана в своей повседневной жизни довольно часто практиковали так называемый бартерный обмен товарами/предметами. Наиболее востребованными в таком обмене были запасные части для ремонта сельскохозяйственной техники и горюче-смазочные материалы.
Трансграничная активность на начальных этапах своего существования (1992-2000 гг.) не рассматривалась властями России как реальная угроза национальной безопасности, а даже, наоборот, в некоторых случаях была вполне оправдана, например, в условиях дефицита товаров, возникшего в РФ вследствие экономического кризиса 1990-х годов. Директор ФПС А. Николаев в 1993 г. говорил: «Если мы будем обустраивать их (границы бывшего СССР ‒ А.И., А.С.) по тому же принципу, что и раньше, то, образно говоря, останемся без штанов.Да и надо ли нам их обустраивать? С кем строить границу – с Казахстаном, где живет столько россиян? …Я глубоко убежден: мы должны на шаг позже, чем наши соседи, идти сейчас во всем, что касается суверенитета, границ и т.п. Веками… складывались отношения между народами. Почему же человек в форме, с автоматом и собаками должен становиться между ними?» [2, с. 90]. Во многом благодаря такому подходу контрабанда локального характера периода 1990-х. гг. трансформировалась в масштабную, несущую реальную угрозу социально-экономическому потенциалу России незаконную трансграничную активность периода 2000-2010-х гг.
Выводом нашего исследования может служить следующее. Контрабанда товаров/предметов через российско-казахстанскую государственную границу в 2000-2010-х приобретает большие масштабы и превращается в серьезную угрозу экономической безопасности Российской Федерации. Контрабанде способствовали следующие причины:
1. Громадная протяженность российско-казахстанской границы в более 7500 тыс. км.
2. «Прозрачность» границы – слабое обеспечение пограничными КПП, таможенными постами, отсутствие естественных преград.
3. Через государственную границу проходят ключевые транзитные пути, соединяющие ряд азиатских стран и Россию.
4. Имеющиеся пункты таможенного и пограничного контроля позволяли относительно полноценно контролировать лишь крупные автодороги;
5. Недостаточное обеспечение безопасности госграницы со стороны Республики Казахстан и граничащих с ней территорий.
6. Экономическая привлекательность контрабанды для жителей пограничных районов.
7. Диспаритет цен.
8. Коррупция среди сотрудников правоохранительных органов и органов таможенного контроля.
Библиографический список
1. В Оренбуржье изъята крупная партия контрабанды // Известия. 19 октября 2010 г. URL: https://iz.ru/news/479593
2. Голунов С.В. Российско-казахстанская граница в 1990-е годы: проблемы безопасности и специфика их восприятия // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2008. №1. С. 82-91.
3. Задержан автокараван с контрабандой // TKS.RU. 13 сентября 2005 г. URL: https://www.tks.ru/crime/2005/09/13/04/
4. Иванов А.Г. Челябинская область в реалиях российско-казахстанского пограничья: угрозы и вызовы региональной, национальной и глобальной безопасности // Глобалистика: глобальная экология и устойчивое развитие. 2017. С. 1-3.
5. Иванов А.Г., Котик А.В. Роль Казахстана в Астанинском процессе мирного урегулирования гражданской войны в Сирии // Перспективы стабилизации/дестабилизации политической ситуации на Ближнем Востоке и Северной Африке. Сборник материалов конференции. М.: ИАфРАН, 2019. С. 28-36.
6. Иванов А.Г., Соломин А.В. Афганский наркотрафик как угроза безопасности Российской Федерации в XXI в. // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2023. С. 21.
7. Иванов А.Г., Соломин А.В. Незаконный ввоз наркотиков на территорию РФ через российско-казахстанскую границу // Научная мысль: традиции и инновации. Москва-Берлин, 2023. С. 261-264.
8. Магнитогорские таможенники изъяли контрабандный товар на 500 тыс. рублей // Регнум. 17 сентября 2004 г. URL: https://regnum.ru/news/326493
9. На границе Алтая с Казахстаном задержан контрабандный груз, возможно, представляющий историческую ценность // Регнум. 20 февраля 2007 г. URL: https://regnum.ru/news/785033
10. Новый облик границы с Казахстаном // Красная звезда. 5 марта 2009 г. URL: http://old.redstar.ru/2009/03/05_03/3_01.html
11. Проводник получил срок за контрабанду золота // 74.RU. 10 мая 2007 г. URL: https://74.ru/text/gorod/2007/05/10/58571601/
12. Соломин А.В. Проблема наркопроизводства и наркоторговли в Афганистане в политике США в 2001-2021 гг. // Студент и наука – 2023. Материалы международной студенческой научно-практической конференции. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2023. С. 82-85.
13. Таможенный союз контрабандистов // Газета.ru. 24 августа 2010 г. URL: https://www.gazeta.ru/business/2010/08/24/3410753.shtml?updated
МГТУ им. Г.И. Носова, Магнитогорск
КОНТРАБАНДА НА РОССИЙСКО-КАЗАХСТАНСКОЙ ГРАНИЦЕ В 2000-2010-е гг.:
ХАРАКТЕР, СТРУКТУРА И СТЕПЕНЬ УГРОЗ
Аннотация. Статья посвящена контрабанде товаров/предметов через российско-казахстанскую государственную сухопутную границу в период 2000-2010-х гг. Авторы выявляют специфику контрабанды, указывают те товары/предметы, которые составляли ее структуру, рассматривают наиболее распространенные схемы нелегального провоза товаров/предметов через государственную границу Российской Федерации и Республики Казахстан. В работе раскрывается роль населения приграничных районов России и Казахстана как одного из важных факторов нелегальной трансграничной активности и предпринимается попытка оценить степень угроз контрабанды экономической безопасности Российской Федерации.
Ключевые слова: контрабанда, граница, трансграничная активность, российско-казахстанская граница.
Российско-Казахстанская государственная граница ввиду своей протяженности более 7500 тыс. км, (в том числе на суше – 5940 км, на реках 1516 км, на озерах 60 км)является крайне уязвимой территорией для осуществления разного рода противоправных действий.
По словам заместителя руководителя пограничной службы, руководителя Департамента пограничной охраны Пограничной службы ФСБ РоссииЕ.С. Инчина: «Почти половина контрабанды в Россию приходится на границу с Казахстаном. За период 2008-2010 гг. объемы пресеченных контрабандных поставок различных товаров и грузов здесь составили 43%, от всей задержанной погранорганами контрабанды по всему периметру госграницы» [13].
В российском законодательстве понятие контрабанда определяется так: перемещение через государственную границу товаров, ценностей или иных предметов с нарушением таможенного права.
К видам контрабанды относят перемещения:
1) вне установленных мест;
2) в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;
3) с сокрытием от таможенного контроля;
4) с недостоверным декларированием или недекларированием;
5) с использованием документов, содержащих недостоверные сведения.
Незаконное перемещение товаров, предметов либо иных ценностей возможно в двух видах – ввоз и вывоз. Наиболее острой проблемой для Российской Федерации имеет контрабандный ввоз.
Контрабанда непосредственно угрожает социально-экономическим интересам нашей страны. Ключевую роль в противодействии и борьбе с ней играла Федеральная таможенная служба Российской Федерации. В мероприятиях по пресечению/ограничению потока контрабанды принимали активное участие правоохранительные органы – МВД, ФСБ, Генеральная прокуратура РФ.
В ноябре 2003 г. российско-казахстанский участок государственной границы был определен российскими силовыми ведомствами вторым по приоритетности после северокавказского. На этом направлении были сосредоточены серьезные ресурсы для охраны границы. Как отмечал начальник управления анализа и координации Департамента пограничной охраны Пограничной службы ФСБ России
О. К. Кортелайнен: «По решению Совета Безопасности Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. была поставлена задача по усилению охраны и обустройству российско-казахстанской государственной границы, проводится работа по усилению охраны и обустройству границы на казахстанском направлении. В этих целях была сформирована система пограничных органов, построенных по территориальному принципу и нацеленных на борьбу с трансграничной преступностью» [6, с. 21].
Мероприятия по обустройству российско-казахстанской границы осуществлялись в рамках реализации федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 годы)». Так, в 2008 г. было завершено строительство пяти объектов пограничной инфраструктуры ‒ отделы пограничных органов в Астраханской, Саратовской, Омской и Курганской областях и Алтайском крае. Во всех приграничных субъектах Российской Федерации на российско-казахстанском участке границы было построено 39 объектов пограничных органов: 38 отделов и 1 отделение [10].
2000-2010-е были отмечены ростом объемов товаров/предметов, контрабандируемых через российско-казахстанскую государственную границу.
Серьезной проблемой стал незаконный ввоз на территорию России запрещенных наркотических/психотропных веществ, производившихся в Афганистане [7, с. 261; 12, с. 82].
Из Казахстана в Россию незаконно ввозились такие товары/предметы как: спирт и алкогольная продукция, табачные изделия, строительные материалы, товары широкого потребления (средства личной гигиены, косметика, парфюмерия, посуда, продукция из бумаги, пластмассы), продукты питания (мясо, зерновые культуры, плодовоовощная продукция). На отдельных участках государственной границы специфика конрабандируемых товаров определялась природными ресурсами. Так, на астраханском участке российско-казахстанской границы контрабандисты часто переправляли крупные партии рыбы (включая наиболее ценные осетровые породы). Это происходило из-за недостаточно эффективной работы подразделений рыбоохраны со стороны Республики Казахстан и высокой степени трансграничной активности российских и казахстанских браконьеров.
Контрабанду также составляли валюта, драгоценности (металлы, камни, ювелирные изделия), культурные и исторические ценности, редкие виды флоры и фауны. Так, в феврале 2007 г. в г. Рубцовск Алтайского края при проведении досмотра пассажирского поезда, следовавшего по маршруту «Алма-Ата – Новосибирск» на таможенном посту «Рубцовский», сотрудниками ФТС был выявлен случай контрабанды предметов, представляющих историческую ценность. Гражданин Украины совершил попытку ввезти на территорию РФ из Казахстана 34 нагрудных знака, ленты и кокарды. Одним из предметов, изъятым у контрабандиста был крест Георгия-Победоносца, аукционная стоимость, которого достигала 6,5 тыс. долларов [9].
Как уже было отмечено выше, в понятие «контрабанда» входит не только ввоз товаров/предметов, но и их вывоз из страны, который в отдельных случаях может представлять еще большую угрозу, например, когда контрабандируются товары/предметы стратегического назначения. В рассматриваемый нами период в Казахстан из Российской Федерации пытались вывезти: металлический лом (лом черных и цветных металлов), ювелирные изделия, лес и продукцию лесной промышленности (пиломатериалы, древесные плиты, биотопливо), строительные материалы, сельскохозяйственную продукцию, горюче-смазочные материалы (моторные масла, бензин, керосин, дизельное топливо), автомобильные запчасти, лекарственные средства. Так, в январе 2006 г. гражданин России, являясь проводником пассажирского поезда «Москва – Астана» совершил попытку вывоза с территории РФ на территорию Казахстана партию золотых украшений общим весом более 9 килограмм. Незаконный груз был обнаружен во время досмотровых мероприятий, проводимых сотрудниками ЮУВД на транспорте на ж/д станции г. Троицк Челябинской области. Контрабандируемый товар был сокрыт в межстенном пространстве купе проводников. Всего было изъято порядка 3 тыс. золотых изделий 585-й пробы на общую сумму свыше 6 млн. рублей [11].
Свою роль в контрабанде, осуществляемой из РФ в РК, и наоборот играл диспаритет цен – это нарушение соотношения уровня цен на различные товары. К примеру, в России стоимость бензина и дизельного топлива была значительно ниже, чем в Казахстане. Но цена на продовольственные товары (хлебобулочные и кондитерские изделия, рыба, мясопродукты, чай, табачные изделия и особенно алкоголь) была выше. Диспаритет цен, таким образом, привлекал внимание контрабандистов.
Самое значительное место в структуре контрабанды, которая осуществлялась через российско-казахстанскую границу в 2000-2010 гг. занимал китайский ширпотреб ‒ одежда, обувь, канцелярские товары и пр. Только за 2009 г. на территорию России из Китая было ввезено товаров бытового назначения на общую сумму 6,6 млрд. долларов, а официально задекларировано («растаможено») на сумму 500 млн. долларов.
Схема получения прибыли от контрабанды выглядела примерно следующим образом:
1. Товар закупался «напрямую» у поставщиков из Китая по максимально низкой цене.
2. Товар поставлялся в Казахстан (как правило грузовой автомашиной, «фурой»).
3. Товар из «фуры» перегружался в легковые автомобили (их количество варьировалось в зависимости от объемов поставки, в среднем от 100 до 200 единиц).
4. Легковые автомобили пересекали российско-казахстанскую государственную границу без таможенного декларирования.
5. После прохождения пунктов пропуска, уже на территории России товар перегружался в другую «фуру», которая заранее находилась в РФ.
6. Водителю «фуры» выдавались поддельные документы, что товар якобы прошел таможенный контроль («растоможен»).
7. «Фура» с контрабандой направлялась к пунктам сбыта/реализации нелегального товара.
По мнению специалистов, прибыль от такой схемы контрабанды была весьма высока, даже с учетом издержек на доставку, плату водителям-контрабандистам, взяток и штрафов она составляла порядка 500 %.
В 2004 г. сотрудниками Уральского таможенного управления г. Магнитогорска совместно с представителями пограничной службы ФСБ за нарушение таможенного законодательства был арестован гражданин России. Правонарушитель был задержан на окраине поселка Мариинский, Бреденского района. Грузовая машина «ГАЗ-24» с прицепом, которой управлял задержанный гражданин, следовал из Республики Казахстан на территорию Российской Федерации, в объезд одноименного названию поселка автомобильного пункта пропуска «Мариинский». Незаконно перевозимым грузом оказалась крупная партия товаров широкого потребления, произведенная в Китае. Общая стоимость изъятого товара составила 255 тыс. руб. По факту совершения преступления отделом дознания ФТС было возбуждено уголовное дело по части 1, статьи 188 УК РФ (контрабанда) [8]. В течение этого же месяца сотрудниками пограничного контроля было проведено еще одно задержание. В километре западнее вышеупомянутого пункта пропуска «Мариинский» была задержана гужевая повозка под управлением гражданина Казахстана, следовавшая в обход таможенного поста без оформления перевозимого груза. Изъятый груз – товары народного потребления китайского производства, стоимостью свыше 306 тыс. руб. В отношении задержанного казахстанца было возбуждено уголовное дело по части 1, статьи 188 УК РФ (контрабанда) [8].
В 2005 г. при проведении оперативно-поисковых мероприятий сотрудниками ФТС г. Магнитогорска при участии СОБРа был выявлен факт пересечения границы РФ-РК в неустановленном месте. Контрабандисты были задержаны в населенном пункте Новокатенинское Карталинского района Челябинской области, в 20 километрах от вышеупомянутой линии разграничения. Всего сотрудниками правоохранительных органов было выявлено 7 автомашин, пересекших границу, 5 грузовых машин было задержано, двум легковым автомашинам марки «ВАЗ-2108 и ВАЗ-2112» удалось скрыться. На территории Челябинской области контрабандистов уже ожидали 4 грузовые автомашины с полуприцепами. Ориентировочный вес задержанного, а затем изъятого товара составил порядка 40 тонн, весь объем перевозимого контрабандистами товара – ширпотреб [3].
Это преступление раскрывает еще одну схему, которую контрабандисты активно используют в своей преступной деятельности:
1. «Фуры» из Казахстана пересекали государственную границу РФ-РК в неустановленном месте, вне таможенных постов (груз соответственно не декларировался и не подвергался досмотру со стороны органов пограничного контроля).
2. После пересечения границы грузовые машины из Казахстана встречали контрабандисты уже с территории России.
3. Нелегальный груз перегружался в одну или несколько российских «фур» (стоит заметить, что перемещение груза подобным образом осуществлялось намерено. Казалось бы, если машины из Казахстана уже пересекли границу, какой смысл перегружать товары/предметы? Ответ на этот вопрос довольно прост. Преступники использовали машины с российскими государственными регистрационными знаками, чтобы минимизировать вероятность остановки транспортного средства для проверки документов/досмотра содержимого груза сотрудниками ГИБДД. Ведь автомобили с номерами Республики Казахстан привлекают гораздо больше внимания);
4. Перемещение груза к месту непосредственной реализации/сбыта.
Контрабанда ширпотреба из Китая являлась серьезной угрозой экономической безопасности Российской Федерации [4, с. 1; 5, с. 28]. Например, лёгкая промышленность нашей страны просто не выдерживала конкуренции.
По свидетельствам ряда источников, «бизнес» такого рода был достаточно хорошо организован, существовали определенные структуры, которые занимались «переправкой» через границу РФ и РК крупных оптовых партий товаров широкого потребления из Китая.
Примером контрабанды оптовых партий товаров может служить следующий факт. В октябре 2010 г. сотрудниками Пограничного управления ФСБ России по Оренбургской области в 6 км от российско-казахстанской границы у населенного пункта Андреевка был задержан гражданин России, управлявший грузовым автомобилем ГАЗ-53 с российскими государственными регистрационными знаками, следовавший из Казахстана на территорию РФ. При досмотре содержимого автомобиля сотрудниками был обнаружен контрабандный груз. В кузове машины находились 400 коробок с детской обувью, в общей сложности 18 тыс. пар [1].
По маршрутам движения контрабанды из Китая в Россию в период 2000-2010-х гг. сложилась полноценная инфраструктура, оказывавшая услуги «теневого» характера.
Жители приграничных районов России и Казахстана в своей повседневной жизни довольно часто практиковали так называемый бартерный обмен товарами/предметами. Наиболее востребованными в таком обмене были запасные части для ремонта сельскохозяйственной техники и горюче-смазочные материалы.
Трансграничная активность на начальных этапах своего существования (1992-2000 гг.) не рассматривалась властями России как реальная угроза национальной безопасности, а даже, наоборот, в некоторых случаях была вполне оправдана, например, в условиях дефицита товаров, возникшего в РФ вследствие экономического кризиса 1990-х годов. Директор ФПС А. Николаев в 1993 г. говорил: «Если мы будем обустраивать их (границы бывшего СССР ‒ А.И., А.С.) по тому же принципу, что и раньше, то, образно говоря, останемся без штанов.Да и надо ли нам их обустраивать? С кем строить границу – с Казахстаном, где живет столько россиян? …Я глубоко убежден: мы должны на шаг позже, чем наши соседи, идти сейчас во всем, что касается суверенитета, границ и т.п. Веками… складывались отношения между народами. Почему же человек в форме, с автоматом и собаками должен становиться между ними?» [2, с. 90]. Во многом благодаря такому подходу контрабанда локального характера периода 1990-х. гг. трансформировалась в масштабную, несущую реальную угрозу социально-экономическому потенциалу России незаконную трансграничную активность периода 2000-2010-х гг.
Выводом нашего исследования может служить следующее. Контрабанда товаров/предметов через российско-казахстанскую государственную границу в 2000-2010-х приобретает большие масштабы и превращается в серьезную угрозу экономической безопасности Российской Федерации. Контрабанде способствовали следующие причины:
1. Громадная протяженность российско-казахстанской границы в более 7500 тыс. км.
2. «Прозрачность» границы – слабое обеспечение пограничными КПП, таможенными постами, отсутствие естественных преград.
3. Через государственную границу проходят ключевые транзитные пути, соединяющие ряд азиатских стран и Россию.
4. Имеющиеся пункты таможенного и пограничного контроля позволяли относительно полноценно контролировать лишь крупные автодороги;
5. Недостаточное обеспечение безопасности госграницы со стороны Республики Казахстан и граничащих с ней территорий.
6. Экономическая привлекательность контрабанды для жителей пограничных районов.
7. Диспаритет цен.
8. Коррупция среди сотрудников правоохранительных органов и органов таможенного контроля.
Библиографический список
1. В Оренбуржье изъята крупная партия контрабанды // Известия. 19 октября 2010 г. URL: https://iz.ru/news/479593
2. Голунов С.В. Российско-казахстанская граница в 1990-е годы: проблемы безопасности и специфика их восприятия // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2008. №1. С. 82-91.
3. Задержан автокараван с контрабандой // TKS.RU. 13 сентября 2005 г. URL: https://www.tks.ru/crime/2005/09/13/04/
4. Иванов А.Г. Челябинская область в реалиях российско-казахстанского пограничья: угрозы и вызовы региональной, национальной и глобальной безопасности // Глобалистика: глобальная экология и устойчивое развитие. 2017. С. 1-3.
5. Иванов А.Г., Котик А.В. Роль Казахстана в Астанинском процессе мирного урегулирования гражданской войны в Сирии // Перспективы стабилизации/дестабилизации политической ситуации на Ближнем Востоке и Северной Африке. Сборник материалов конференции. М.: ИАфРАН, 2019. С. 28-36.
6. Иванов А.Г., Соломин А.В. Афганский наркотрафик как угроза безопасности Российской Федерации в XXI в. // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2023. С. 21.
7. Иванов А.Г., Соломин А.В. Незаконный ввоз наркотиков на территорию РФ через российско-казахстанскую границу // Научная мысль: традиции и инновации. Москва-Берлин, 2023. С. 261-264.
8. Магнитогорские таможенники изъяли контрабандный товар на 500 тыс. рублей // Регнум. 17 сентября 2004 г. URL: https://regnum.ru/news/326493
9. На границе Алтая с Казахстаном задержан контрабандный груз, возможно, представляющий историческую ценность // Регнум. 20 февраля 2007 г. URL: https://regnum.ru/news/785033
10. Новый облик границы с Казахстаном // Красная звезда. 5 марта 2009 г. URL: http://old.redstar.ru/2009/03/05_03/3_01.html
11. Проводник получил срок за контрабанду золота // 74.RU. 10 мая 2007 г. URL: https://74.ru/text/gorod/2007/05/10/58571601/
12. Соломин А.В. Проблема наркопроизводства и наркоторговли в Афганистане в политике США в 2001-2021 гг. // Студент и наука – 2023. Материалы международной студенческой научно-практической конференции. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2023. С. 82-85.
13. Таможенный союз контрабандистов // Газета.ru. 24 августа 2010 г. URL: https://www.gazeta.ru/business/2010/08/24/3410753.shtml?updated