Задать вопрос
Статьи

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

10.01.2023
Карлова Ю.В.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

Аннотация. В статье предпринята попытка определить роль и исследовать особенности функционирования компьютерных технологий в работе дефектолога в современной ДОО. При стремительном развитии науки, быстром обновлении информации, важно развивать интерес к получению знаний для непрерывного самообразования. Общество стремительно изменяется, в связи с чем важно развивать современное образование с опорой на технологии и инновации, что служит модернизацией образовательных программ при внедрении современных методов обучения. Компьютерные технологии с применением компетентностного подхода способствуют повышению эффективности работы всех участников образовательного процесс. В статье анализируется значимость технических средств в процессе обучения детей с ОВЗ; раскрыта структура и аспекты адаптации ребенка при взаимодействии с компьютерными технологиями в игровой деятельности; рассмотрены основные правила при работе с интерактивными компьютерными технологиями.
Ключевые слова: компьютерные технологии, игровая деятельность, коррекционная работа, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие общества и производства в современном мире не представляется без информационных технологий, таких же значимых, как материальные и трудовые ресурсы. Современное информационное пространство требует от нового поколения владения компьютером не только со школы, но и с дошкольного детства. Невозможно представить ни одного человека, который в своей жизни, а именно, в работе, учебе, общении, смог бы обойтись без компьютера и его аналогов. В связи с распространением пандемии многие школы и университеты осуществляли учебный процесс с использованием дистанционных компьютерных технологий. Появилось множество новых профессий, связанных с изменениями в потребностях общества и появлении новых возможностей, в настоящее время создано множество продвинутых компьютерных игр для всех возрастов, начиная с дошкольного. Создаются и используются обучающие программы для детей, которые представлены в форме игры с опорой на овладение новыми званиями, расширяя кругозор. С каждым днем компьютерные программы и игры становятся все доступнее, и дети среднего дошкольного возраста уже способны овладеть азами алгоритмов, необходимых для владения навыками пользования компьютером. Функциональные возможности современного дошкольного и школьного образования значительно расширяются, создаются новые форматы дополнительного образования: кванториумы, клубы робототехники, технопарки, элективные курсы, студии, центры нового мышления [6, с. 205].
Традиционные технические средства обучения становятся не способны дать то, на что имеют возможность информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют обогатить ребенка большим количеством уже готовых, отобранных, соответствующих всем требованиям технологий, применяемых на занятиях. С помощью них происходит развитие мыслительных действий, творческого сознания и, что более актуально для ребенка, формирует умение самостоятельно приобрести новые знания [1, с. 142].
Компьютерные технологии способны воспроизводить имеющуюся информацию и в графическом изображении, и в виде текста, могут использовать звук, видео-файлы с высокой скоростью, обрабатывая поступающие данные, что и является основой для создателей программ для детей. Данные параметры являются качественно новыми требованиями к дошкольному воспитанию ребенка, главной задачей которого является формирование и развитие личности дошкольника. Соответственно система дошкольного воспитания требует новых преобразований, основанных на современных инновациях. Практика показывает, что при росте интереса дошкольников к процессу обучения и развития, активно повышается уровень их познавательных возможностей (любознательность, активность, стремление достичь результата, попробовать новое с педагогом).
Используя функционал компьютерных средств, специалист-дефектолог обогащает содержание коррекционно-педагогической деятельности, предлагая ребенку совершенно новый, дополнительный набор возможностей для работы с нарушениями и отклонениями в развитии. На занятиях с детьми с ОВЗ или нарушениями развития, возможно применение адаптированных специально созданных компьютерных программ, которые нацелены на диагностику и последующее развитие. Эффект от применения новых технологий зависит во многом от компетенций педагога, умея подстраиваться под изменения технического прогресса в системе обучения каждого ребенка. Дефектолог благодаря новым возможностям может благоприятно воздействовать на формирование мотивации, психологического комфорта и эмоционального отклика с детьми с ОВЗ или нарушениями развития, способствуя коррекции и организуя условия свободы выбора форм и средств деятельности. Согласно мнению современных исследователей, педагогическая наука одной из своих задач видит определение путей и способов ценностного воспитания детей [4, с. 43].
Установки на базе компьютерного обеспечения в современных образовательных организациях влияют на общество, создавая новые ступени в образовательном процессе, интегрируя современные технологии. Педагоги-дефектологи активнее включаются в процессы массового применения компьютеров в практике с детьми с особенностями речи. Компьютер в коррекционной работе позволяет заниматься с несколькими детьми, одновременно используя индивидуальный подход в виде практических заданий, которые способствуют активизации внимания, мотивации, интереса, памяти, а также расширяют функционал работы с наглядным материалом, что влияет на достижение поставленных целей. Решая задачи коррекционно-педагогического обучения на занятиях, специалист дефектолог оптимизирует всю работу, увереннее справляясь с преградами в развитии ребенка.
Новые приемы объяснения и закрепления в игровой деятельности на основе выполнения заданий на компьютере повышают внимание, а возможности компьютера позволяют увеличить объем программного материала для всей группы. Важно использовать материал многократно в рамках обучения детей, потому разнообразие представлений форм одного и того же влияет на активизацию интереса ребенка.
На мониторе оживают любые существующие у ребенка фантазии, герои любимых сказок и книг. Также могут предстать в новом амплуа знакомые предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в образовательную компьютерную игру, где создан новый мир, похожий на реальный, ребенок стремится найти новое, увидеть старое и провести параллели. В связи с чем игры и составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или ситуацию, а получить обобщённое целостное представление обо всех схожих ситуациях, которые уже были ему знакомы. Дети самостоятельно развивают важные функции мышления, обучаясь обобщать, дифференцировать и составлять классификации при поддержке педагога-дефектолога, которые при традиционном обучении начинают формироваться только в подготовительной группе.
Внедряя компьютерные игры в процесс обучения на занятиях, важно помнить об игровой форме, на основе которой мы взаимодействуем с детьми, благодаря чему происходит понимание основных знаков, алгоритмов для дальнейшей работы с использованием компьютерных технологий (компьютеры, гаджеты, интерактивные доски, арт-планшеты и др.). Неоценимо и то влияние, которое оказывают технические устройства на сознание современного ребенка. Важно сделать первый шаг для формирования представлений у детей о том базисе, на котором и строится занятие с использованием технологий – все, что происходит на мониторе – это лишь знаки, которые способны отразить резальные, существующие вещи. В различных играх эти знаки и символы предметов, объектов и явлений будут усложняться, приобретать все более обобщённый вид и менее походящий на предметы, окружающие нас в действительности. Так дети развивают представления о знаковых функциях с помощью тренировки сознания, что формирует понимание многоуровневой реальности. Реальные предметы и картинки, схемы, слова, мысли, все это является наиболее сложной системой, у которой всегда есть что-то за, что-то вне контекста, имеется второе дно. Это сложный психологический процесс, представленный в форме новых игровых технологий [2, с. 315].
Компьютерные игры также пригодны для использования на интерактивной доске. Дети с особенностями развития активно участвуют в интерактивном приключении, не замечая, как в игре обучаются. Существуют и новые технология, позволяющие создать собственные игры, например, на платформе «learningapps» и «construct classic». Игры на интерактивных устройствах большое значение имеют не только для развития мышления, но и развития моторики, формирования моторной координации и координации совместной деятельности. К ребенку с нарушениями в развитии намного сложнее выходить на контакт. Именно современные технологии позволяют ему оказаться на одном уровне с группой, поднимая мотивационную планку пойти на взаимодействие для решения поставленной задачи. Также основным показателем технологий является обучение нажимать пальцами на определенные клавиши, области и кнопки, что развивает мелкую моторику. Действия рук необходимо соотносить с действиями на экране, мониторе, голограмме.
В игре ребенок формирует практическое мышление, оперируя собственными знаниями, впечатлениями и опытом, что отображаются в форме игровых способов действий, игровых знаков, приобретающие значение в смысловом понимании игры. Дети учатся обнаруживать способность наделять предмет игровым значением и именно эта способность является основой для привлечения в игру компьютера, технического средства, как игровую потребность [3, с. 59].
В игровой деятельности, обогащённой компьютерными средствами, возникают психические новообразования, такие как практическое мышление, воображение, прогнозирование, проектное воспроизведение, что ведёт к повышению творческого мышления детей с особенностями. Им очень важно научится преобразовывать окружающий их мир, наравне с остальными, участвуя и принимая активную деятельность в тех же сферах существования, что и социум. Педагог является источником поддержки, взвешенного подхода к каждому ребенку для учета индивидуальных предпочтений, отклонений и интересов [5, с. 102].
В XXI веке компьютерные технологии и другие информационные инновации значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере инклюзивного и дополнительного образования. Возможность использовать современный компьютер, проектор, интерактивную доску, образовательных роботов с возможностью игры и других устройств позволяют наиболее полно и успешно реализовать всестороннее развитие способностей детей с особенностями здоровья.
Отличие комплексной коррекционно-педагогической работы за компьютером с детьми дошкольного возраста заключается в желании поспособствовать на изменения в компьютерной реальности с помощью собственноручно сделанных выборов и решений. Но главным помощником в использовании компьютера и другой техники по-прежнему остается взрослый. Главная задача педагога-дефектолога озвучивать, комментировать, описывать и вводить в ситуацию, пошагово объясняя свои и чужие действия, происходящее на экране, полностью зависимые от действий ребенка.
Обратимся к ряду правил использования компьютерных технологий, которые необходимо учитывать при организации коррекционно-педагогической работы с детьми с особенностями здоровья:
1.    Продолжительность занятий в компьютерном классе должная составлять не более десяти минут, для детей среднего дошкольного возраста – до пяти минут.
2.    Занятия проводятся один раз в день, не более трёх раз в неделю, под присмотром взрослого.
3.    Для детей, имеющих патологии, часто болеющих или тех, которые перенесли заболевания в течении двух недель, занятия сокращаются, взаимодействие с компьютером происходит значительно в меньшей степени.
4.    Ребенок должен находиться на расстоянии от монитора, доски или голограммы не менее чем в пятидесяти сантиметрах.
5.    В работе соблюдаются все рекомендации для возрастных особенностей ребенка, психологических и физических, без активного сдвига вперед, в погоне за приобретением знаний и предупреждением имеющихся отклонений.
6.    Подбор игр, материала основывается по ходу календарно-тематической программы учреждения, исходя из интересов ребенка и его индивидуальных интеллектуальных способностей.
Таким образом, использование средств информационных технологий, прогрессивных инноваций в образовательном процессе позволит сделать процесс развития ребёнка достаточно успешным, более активным, разнообразным и эффективным, открывая для всех участников образовательного процесса новые возможности инклюзивного образования.
Библиографический список
1.    Внедрение робототехники, компьютеризации в образовательный процесс как многозадачный способ формирования конструкторской деятельности у детей с ОВЗ // Символ науки. 2015. № 11(2). С. 141-143.
2.    Карлова Ю.В., Тупикина Д.В. Алгоритмика и программирование как основа для дальнейшего внедрения робототехники в игровой процесс ДОО // Здоровьесбережение в условиях цифровой образовательной среды: от проблем к решениям. Магнитогорск: 2021. С. 313-318.
3.    Матвеев М.В., Корсилов Т.В. Аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие для педагогов, дефектологов и специалистов. М: ИНФРА-М, 2020. 176 с.
4.    Бабунова Е.С. и др. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. Магнитогорск, 2015. 329 с.
5.    Чернобровкин В.А., Карлова Ю.В. Особенности игровой деятельности старших дошкольников с использованием андроидного робототехнического устройства // Мир детства: сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2020. С. 100-104.
6.    Чернобровкин В.А., Кувшинова И.А., Бачурин И.В. Использование образовательной робототехники в сфере дошкольного образования // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 11-1.
С. 205-209.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.