КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
29.12.2024
УДК 159
Уфимцева В. А.,
Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация. Проблема коммуникативной компетентности в педагогической деятельности является одной из актуальных, т.к. в ситуации социальной нестабильности в России существует запрос на качественное образование и конкуренция на рынке труда. Коммуникативная компетентность учителя справедливо считается одной из ключевых характеристик его профессиональной успешности. Реформирование системы российского образования предъявляет повышенные требования к профессиональной деятельности учителя. На взаимосвязь педагогического профессионализма и коммуникативного мастерства учителя обращают внимание многие исследователи. Коммуникативная компетентность или умение современного учителя находить контакт и с классом, и с каждым учеником в отдельности является составляющей настоящего профессионализма. В статье рассматриваются отдельные компоненты коммуникативной компетентности современного учителя средней общеобразовательной школы, которые связаны со способностью учителя эффективно взаимодействовать с обучающимися. Установлено, что у большинства учителей низкий уровень коммуникативной интерактивности, то есть том, что педагоги не стремятся к активному общению с окружающими при достаточно высокой социальной активности. В совместной деятельности для них значима личностная позиция.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, учитель, межличностное взаимо-действие, конфликтные ситуации, компромиссные формы поведения, неконструктив-ный стиль поведения.
COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A MODERN TEACHER
Abstract. Abstract. The problem of communicative competence in pedagogical activity is one of the most urgent, since in the situation of social instability in Russia there is a demand for quality education and competition in the labor market. Communicative competence of a teacher is rightly considered one of the key characteristics of his professional success. Reforming the Russian education system places increased demands on the professional activity of a teacher. Many researchers pay attention to the relationship between pedagogical professionalism and communicative skills of a teacher. Communicative competence or the ability of a modern teacher to find contact with both the class and each student individually is a component of true professionalism. The article considers individual components of communicative competence of a modern teacher of a secondary comprehensive school, which are associated with the teacher's ability to effectively interact with students. It has been estab-lished that most teachers have a low level of communicative interactivity, i.e. that teachers do not strive for active communication with others with a fairly high social activity. In joint activities, a personal position is important for them.
Keywords: communicative competence, teacher, interpersonal interaction, conflict situations, compromising forms of behavior, unconstructive style of behavior
В современных условиях социальной нестабильности в России, учителю необходи-мо обладать не только актуальными знаниями в предметной области, но и необхо-димыми навыками передачи этих знаний обучающимся, умением стимулировать их когнитивную деятельность. Успешность педагогического процесса, как считает В. В. Нестеров связана со способностью учителя эффективно взаимодействовать с обучающимися [3, c. 3]. Умение находить контакт и с классом, и с каждым учеником в отдельности является составляющей настоящего профессионализма, считает Л. М. Ондар [5, c. 1].
Зависимость эффективности педагогического труда от коммуникативных способно-стей учителя подчеркивается в работах многих ученых. Без сомнения, эффективность пе-дагогической деятельности напрямую зависит от коммуникативной компетентности учи-телей, что в свою очередь, как считает Т. Г. Неретина [2], проявляется в педагогическом такте. В то же время анализ многочисленных научных исследований свидетельствует о недостаточном внимании к проблеме коммуникативной компетентности учителей сред-них общеобразовательных школ. Как справедливо отмечает Е. Михайлова, «…в оценке педагогической успешности недостаточно учитываются коммуникативные средства, ко-торые использует учитель для умственного и личностного развития учащихся» [1, с. 7].
Кроме того, несмотря на множество определений коммуникативной компетентно-сти, в научной литературе не сформировалось четкое представление о её структуре. Ис-следовались отдельные компоненты коммуникативной компетентности учителей средних общеобразовательных школ города Магнитогорска. Выборку составили 45 педагогов общеобразовательных школ в возрасте от 20 до 55 лет. При проведении тестирования использовались следующие психодиагностические методики: «Диагностика уровня социальной фрустрированности» (Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко), «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении», «Определение стиля межличностного взаимодействия» (Максимов С. В., Лобейко Ю. А.), «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности», «Опросник К. Томаса».
Установлено, что в группе педагогов низкий уровень социальной фрустрированно-сти, то есть у школьных учителей отсутствуют фрустрирующие факторы, которые связа-ны с системой жизненных ценностей и целей, а также с факторами, имеющими культур-ную, материальную и социальную природу.
Внутри группы испытуемых распределение по степени выраженности признака фрустрированности у учителей представлено следующим образом: испытуемые распре-делились в подгруппы с очень низким уровнем (73,33 %), либо пониженным уровнем социальной фрустрированности (16,67 %).
Степень выраженности эмоциональных барьеров в общении у современных учите-лей находится на среднем или низком уровне. 67 % испытуемых в различных ситуациях межличностного взаимодействия используют разные стили взаимодействия. 33 % рес-пондентов придерживаются какого-либо одного стиля поведения в межличностном об-щении. Из них 7 % используют директивный стиль взаимодействия, то который отлича-ются жестким руководством с акцентом на административное принуждение и эгоцен-тризмом лидера при выработке решений. 16 % учителей, использующих коллегиальный стиль, характеризуются коллегиальностью принятия решений, педагог делает акцент на побуждении, а не принуждении учащихся к совместной работе. 7 % учителей применяют либеральный стиль. Педагог предоставляет учащимся волю действий и пускает все на самотек, уповая на то, что природа человека или природа процесса обучения сами по се-бе гарантирует искомый результат, то есть педагог не вмешивается в дела других людей. 4 % учителей используют деловой стиль общения. Взаимодействие педагога с другими людьми подчинено решению конкретной задачи, стоящей перед партнерами по обще-нию, что накладывает определенные рамки на поведение людей.
Установлено, что всего у 5 % испытуемых средний уровень коммуникативной ин-терактивности, а остальные 95 % имеют низкий уровень коммуникативной интерактив-ности. Это говорит о том, что учителя не стремятся к активному общению с окружаю-щими.
При рассмотрении отдельных шкал методики можно увидеть, что 69 % испыту-емых имеют высокие показатели по шкале «социальная активность». Это говорит нам о том, что для достижения эффективной совместной деятельности учителя стремятся к взаимодействию с окружающими, но в совместной деятельности для них значима личностная позиция, о чем свидетельствуют высокие показатели по шкале «социальная автономность» (у 58 % респондентов). 89 % респондентов имеют средние показатели по шкале «социальная адаптивность», то есть в зависимости от ситуации учителя удовлетворены своим положением в группе, контактны внутри коллектива и с внешним окружением. Также 86% испытуемых имеют средние показатели по шкале «взаимовлияние», что говорит нам о том, что в определенных ситуациях мнения и по-ступки других представителей группы становятся значимым для учителя.
У 60 % современных учителей выявлено преобладание стиля компромисса при по-ведении в конфликтных ситуациях. Вторым по степени выраженности является стиль со-трудничества – 33 %. Остальные стили – избегание (23 %), приспособление (6 %) и со-перничество (6 %) не являются главными жизненными стратегиями поведения в кон-фликтной ситуации.
В поведении учителей преобладают тенденции к проявлению компромиссных форм поведения в конфликтных ситуациях, стремление к достижению соглашения между уча-стниками конфликта и готовность к взаимным уступкам (Т. Г. Неретина, Т. Ф. Орехова, Т. В. Кружилина, П. Ледер [4]). Это позволяет предположить, что в конфликтной ситуа-ции у испытуемых наблюдается неконструктивный стиль поведения, что со временем, по мнению Л. М. Ондар [5], приводит к проявлению профессиональной деформации. Одна-ко на втором месте по выборам стоит стиль сотрудничества, что несколько компенсирует неконструктивность ведущего стиля поведения. Таким образом, социальная фрустриро-ванность в группе школьных учителей слабо выражена, либо ее признаки отсутствуют совсем. Степень выраженности эмоциональных барьеров в общении у современных учи-телей находится на среднем или низком уровне.
Установлено, что у большинства учителей низкий уровень коммуникативной инте-рактивности, то есть педагоги не стремятся к активному общению с окружающими при достаточно высокой социальной активности. В совместной деятельности для них значи-ма личностная позиция.
В различных ситуациях межличностного взаимодействия учителя используют раз-ные стили взаимодействия, но треть респондентов придерживаются какого-либо одного стиля поведения в межличностном общении с учениками. В зависимости от ситуации, как утверждает Т. Н. Щербакова, учителя удовлетворены своим положением в группе, контактны внутри коллектива и с внешним окружением [6, с. 2]. В поведении учителей преобладают тенденции к проявлению компромиссных форм поведения в конфликтных ситуациях.
Список литературы
1. Михайлова, Е. Коммуникативные и рефлексивные компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва : Просвещение, 1990. 18 с.
2. Неретина Т. Г. Педагогическая этика будущих учителей как компонент профес-сиональной характеристики // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2, № 1. С. 6–11.
3. Нестеров, В. В. Коммуникативная компетентность как фактор профессиональной компетентности педагога // Акмеология. 2009. № 1. С. 19–26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-kak-faktor-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 17.10.2024).
4. Неретина Т. Г., Орехова Т. Ф., Кружилина Т. В., Ледер П. К вопросу о самокор-рекции профессиональной деформации педагогов // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 9. С. 103–125.
5. Ондар Л. М. Исследование коммуникативной компетентностипедагогов // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные нау-ки. 2013. № 1. C/ 19–26/ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-kommunikativnoy-kompetentnostipedagogov (дата обращения: 17.10.2024).
6. Щербакова Т. Н., Кладько А. И. Коммуникативная компетентность педагога как профессиональный ресурс // Государственное и муниципальное управление. Ученые за-писки. 2014. № 4. С. 199–204. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-pedagoga-kak-professionalnyy-resurs (дата обращения: 17.10.2024).
Уфимцева В. А.,
Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация. Проблема коммуникативной компетентности в педагогической деятельности является одной из актуальных, т.к. в ситуации социальной нестабильности в России существует запрос на качественное образование и конкуренция на рынке труда. Коммуникативная компетентность учителя справедливо считается одной из ключевых характеристик его профессиональной успешности. Реформирование системы российского образования предъявляет повышенные требования к профессиональной деятельности учителя. На взаимосвязь педагогического профессионализма и коммуникативного мастерства учителя обращают внимание многие исследователи. Коммуникативная компетентность или умение современного учителя находить контакт и с классом, и с каждым учеником в отдельности является составляющей настоящего профессионализма. В статье рассматриваются отдельные компоненты коммуникативной компетентности современного учителя средней общеобразовательной школы, которые связаны со способностью учителя эффективно взаимодействовать с обучающимися. Установлено, что у большинства учителей низкий уровень коммуникативной интерактивности, то есть том, что педагоги не стремятся к активному общению с окружающими при достаточно высокой социальной активности. В совместной деятельности для них значима личностная позиция.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, учитель, межличностное взаимо-действие, конфликтные ситуации, компромиссные формы поведения, неконструктив-ный стиль поведения.
COMMUNICATIVE COMPETENCE OF A MODERN TEACHER
Abstract. Abstract. The problem of communicative competence in pedagogical activity is one of the most urgent, since in the situation of social instability in Russia there is a demand for quality education and competition in the labor market. Communicative competence of a teacher is rightly considered one of the key characteristics of his professional success. Reforming the Russian education system places increased demands on the professional activity of a teacher. Many researchers pay attention to the relationship between pedagogical professionalism and communicative skills of a teacher. Communicative competence or the ability of a modern teacher to find contact with both the class and each student individually is a component of true professionalism. The article considers individual components of communicative competence of a modern teacher of a secondary comprehensive school, which are associated with the teacher's ability to effectively interact with students. It has been estab-lished that most teachers have a low level of communicative interactivity, i.e. that teachers do not strive for active communication with others with a fairly high social activity. In joint activities, a personal position is important for them.
Keywords: communicative competence, teacher, interpersonal interaction, conflict situations, compromising forms of behavior, unconstructive style of behavior
В современных условиях социальной нестабильности в России, учителю необходи-мо обладать не только актуальными знаниями в предметной области, но и необхо-димыми навыками передачи этих знаний обучающимся, умением стимулировать их когнитивную деятельность. Успешность педагогического процесса, как считает В. В. Нестеров связана со способностью учителя эффективно взаимодействовать с обучающимися [3, c. 3]. Умение находить контакт и с классом, и с каждым учеником в отдельности является составляющей настоящего профессионализма, считает Л. М. Ондар [5, c. 1].
Зависимость эффективности педагогического труда от коммуникативных способно-стей учителя подчеркивается в работах многих ученых. Без сомнения, эффективность пе-дагогической деятельности напрямую зависит от коммуникативной компетентности учи-телей, что в свою очередь, как считает Т. Г. Неретина [2], проявляется в педагогическом такте. В то же время анализ многочисленных научных исследований свидетельствует о недостаточном внимании к проблеме коммуникативной компетентности учителей сред-них общеобразовательных школ. Как справедливо отмечает Е. Михайлова, «…в оценке педагогической успешности недостаточно учитываются коммуникативные средства, ко-торые использует учитель для умственного и личностного развития учащихся» [1, с. 7].
Кроме того, несмотря на множество определений коммуникативной компетентно-сти, в научной литературе не сформировалось четкое представление о её структуре. Ис-следовались отдельные компоненты коммуникативной компетентности учителей средних общеобразовательных школ города Магнитогорска. Выборку составили 45 педагогов общеобразовательных школ в возрасте от 20 до 55 лет. При проведении тестирования использовались следующие психодиагностические методики: «Диагностика уровня социальной фрустрированности» (Л. И. Вассермана в модификации В. В. Бойко), «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении», «Определение стиля межличностного взаимодействия» (Максимов С. В., Лобейко Ю. А.), «Диагностика перцептивно-интерактивной компетентности», «Опросник К. Томаса».
Установлено, что в группе педагогов низкий уровень социальной фрустрированно-сти, то есть у школьных учителей отсутствуют фрустрирующие факторы, которые связа-ны с системой жизненных ценностей и целей, а также с факторами, имеющими культур-ную, материальную и социальную природу.
Внутри группы испытуемых распределение по степени выраженности признака фрустрированности у учителей представлено следующим образом: испытуемые распре-делились в подгруппы с очень низким уровнем (73,33 %), либо пониженным уровнем социальной фрустрированности (16,67 %).
Степень выраженности эмоциональных барьеров в общении у современных учите-лей находится на среднем или низком уровне. 67 % испытуемых в различных ситуациях межличностного взаимодействия используют разные стили взаимодействия. 33 % рес-пондентов придерживаются какого-либо одного стиля поведения в межличностном об-щении. Из них 7 % используют директивный стиль взаимодействия, то который отлича-ются жестким руководством с акцентом на административное принуждение и эгоцен-тризмом лидера при выработке решений. 16 % учителей, использующих коллегиальный стиль, характеризуются коллегиальностью принятия решений, педагог делает акцент на побуждении, а не принуждении учащихся к совместной работе. 7 % учителей применяют либеральный стиль. Педагог предоставляет учащимся волю действий и пускает все на самотек, уповая на то, что природа человека или природа процесса обучения сами по се-бе гарантирует искомый результат, то есть педагог не вмешивается в дела других людей. 4 % учителей используют деловой стиль общения. Взаимодействие педагога с другими людьми подчинено решению конкретной задачи, стоящей перед партнерами по обще-нию, что накладывает определенные рамки на поведение людей.
Установлено, что всего у 5 % испытуемых средний уровень коммуникативной ин-терактивности, а остальные 95 % имеют низкий уровень коммуникативной интерактив-ности. Это говорит о том, что учителя не стремятся к активному общению с окружаю-щими.
При рассмотрении отдельных шкал методики можно увидеть, что 69 % испыту-емых имеют высокие показатели по шкале «социальная активность». Это говорит нам о том, что для достижения эффективной совместной деятельности учителя стремятся к взаимодействию с окружающими, но в совместной деятельности для них значима личностная позиция, о чем свидетельствуют высокие показатели по шкале «социальная автономность» (у 58 % респондентов). 89 % респондентов имеют средние показатели по шкале «социальная адаптивность», то есть в зависимости от ситуации учителя удовлетворены своим положением в группе, контактны внутри коллектива и с внешним окружением. Также 86% испытуемых имеют средние показатели по шкале «взаимовлияние», что говорит нам о том, что в определенных ситуациях мнения и по-ступки других представителей группы становятся значимым для учителя.
У 60 % современных учителей выявлено преобладание стиля компромисса при по-ведении в конфликтных ситуациях. Вторым по степени выраженности является стиль со-трудничества – 33 %. Остальные стили – избегание (23 %), приспособление (6 %) и со-перничество (6 %) не являются главными жизненными стратегиями поведения в кон-фликтной ситуации.
В поведении учителей преобладают тенденции к проявлению компромиссных форм поведения в конфликтных ситуациях, стремление к достижению соглашения между уча-стниками конфликта и готовность к взаимным уступкам (Т. Г. Неретина, Т. Ф. Орехова, Т. В. Кружилина, П. Ледер [4]). Это позволяет предположить, что в конфликтной ситуа-ции у испытуемых наблюдается неконструктивный стиль поведения, что со временем, по мнению Л. М. Ондар [5], приводит к проявлению профессиональной деформации. Одна-ко на втором месте по выборам стоит стиль сотрудничества, что несколько компенсирует неконструктивность ведущего стиля поведения. Таким образом, социальная фрустриро-ванность в группе школьных учителей слабо выражена, либо ее признаки отсутствуют совсем. Степень выраженности эмоциональных барьеров в общении у современных учи-телей находится на среднем или низком уровне.
Установлено, что у большинства учителей низкий уровень коммуникативной инте-рактивности, то есть педагоги не стремятся к активному общению с окружающими при достаточно высокой социальной активности. В совместной деятельности для них значи-ма личностная позиция.
В различных ситуациях межличностного взаимодействия учителя используют раз-ные стили взаимодействия, но треть респондентов придерживаются какого-либо одного стиля поведения в межличностном общении с учениками. В зависимости от ситуации, как утверждает Т. Н. Щербакова, учителя удовлетворены своим положением в группе, контактны внутри коллектива и с внешним окружением [6, с. 2]. В поведении учителей преобладают тенденции к проявлению компромиссных форм поведения в конфликтных ситуациях.
Список литературы
1. Михайлова, Е. Коммуникативные и рефлексивные компоненты и их соотношение в структуре педагогических способностей: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва : Просвещение, 1990. 18 с.
2. Неретина Т. Г. Педагогическая этика будущих учителей как компонент профес-сиональной характеристики // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2, № 1. С. 6–11.
3. Нестеров, В. В. Коммуникативная компетентность как фактор профессиональной компетентности педагога // Акмеология. 2009. № 1. С. 19–26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-kak-faktor-professionalnoy-kompetentnosti-pedagoga (дата обращения: 17.10.2024).
4. Неретина Т. Г., Орехова Т. Ф., Кружилина Т. В., Ледер П. К вопросу о самокор-рекции профессиональной деформации педагогов // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 9. С. 103–125.
5. Ондар Л. М. Исследование коммуникативной компетентностипедагогов // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные нау-ки. 2013. № 1. C/ 19–26/ URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-kommunikativnoy-kompetentnostipedagogov (дата обращения: 17.10.2024).
6. Щербакова Т. Н., Кладько А. И. Коммуникативная компетентность педагога как профессиональный ресурс // Государственное и муниципальное управление. Ученые за-писки. 2014. № 4. С. 199–204. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-pedagoga-kak-professionalnyy-resurs (дата обращения: 17.10.2024).