Задать вопрос
Статьи

Клировые ведомости церкви Святой Троицы станицы Обручевской Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии ХIХ века

23.03.2022
Филатова Л. И.


Клировые ведомости (списки лиц духовного ведомства) – документ о службе лиц духовного сословия. По закону в XIX – начале XX века считались актом, удостоверявшим состояние лиц духовного звания. Они дают достаточное представление о церкви и служащем при ней клире (а также, попутно сообщают сведения о том населенном пункте, где располагался храм), и являются одним из самых ценных в краеведческом отношении документов.
Много нового удалось узнать из клировых ведомостей поселка Обручевский Верхнеуральского уезда Оренбургской губернии (сейчас это Кизильский район Челябинской области) с 1869 по 1891 годы, хранящихся в Государственном архиве Оренбургской области.
Оренбургская губерния – одна из самых обширных административных единиц Российской империи. Она неоднократно реорганизовывалась, изменяясь территориально. Кардинальные изменения границ Оренбургской губернии произошли после революции 1917 года.
Верхнеуральский уезд в XIX век был среди развитых в промышленном и культурном плане районов Оренбургской губернии, поскольку к уезду относилась, помимо степных крестьянских и казачьих поселений, горнозаводская зона (Белорецк, Тирлян, Узян, Кага, Нижний и Верхний Авзяно-Петровские заводы).
Крепость Зилаир (ныне Баймакский район республики Башкортостан) входила в Кизильскую дистанцию с 1803 года. В середине XIX века крепость была ликвидирована, а служившие в ней казаки переведены в основанный в 1859 году (по другим сведениям,  в 1864) поселок Обручевский [1]. По ревизии 1795 года известно, что имевшаяся при крепости Зилаир церковь была освящена в честь Живоначальной Троицы. Как сообщает дореволюционный исследователь-краевед Николай Чернавский, храм был перевезен, вновь собран в поселке Обручевском и освящен 7 ноября 1863 года [2].
По клировым ведомостям 1869 года в штате церкви Святой Троицы поселка Обручевский в 1869 году служил священник Павел Петров Евфорицкий. На его попечении, помимо жены и детей, находился отец – Петр Григорьев 70-ти лет, прежде служивший священником. Среди других клириков указан псаломщик сын дьячка Николай Стефанов Фалезов, 50-ти лет со всем своим семейством, женой Гликерией Стефановой, детьми Михаилом, Иоанном и Александром.
Сообщаются сведения об образовании и поведении клириков. За нравственностью и поведением пастырей следили строго. Священник Павел Евфорицкий церковную службу «знает порядочно», но указаны проступки и наказания (графа «кто, когда за что был судим и чем оштрафован», или «не состоит ли под следствием или судом»), какие батюшка, видимо, очень нелегкого нрава человек, понес за все время своего служения. Консистория даже налагала на него взыскание с епитимией в течение двух месяцев при Оренбургском кафедральном соборе. А Николай Фалезов, хотя «нигде не обучался», поведения был «очень хорошего» [3].
Дальнейшую судьбу Павла Евфорицкого проследить не удается. «Епархиальные ведомости» с 1873 года указывают в штате церкви священника Александра Григорьева Евфорицкого (родной дядя предыдущего?) и псаломщика Константина Михайлова Цветкова [4].
Позднее выясняется причина выведения за штат псаломщика Николая Фалезова – состояние здоровья: «по слабому зрению и преклонным годам не может ни петь, ни читать порядочно». Если у священника и штатного псаломщика дома были от общества, то Николай Фалезов имел собственный дом и хозяйство, что позднее тоже стало отражаться в документах [5].
Вот сведения из послужного списка на 1880 год псаломщика Константина Михайлова Цветкова, 46-ти лет, дьяческого сына: «по увольнении из Нижнего отделения Уфимского духовного училища 1848 года 8 апреля определен на дьяческое место Стерлитамакского уезда в с. Левашево, откуда 1853 года 13 марта Преосвященным Антонием перемещен того же уезда с. Александровское пономарём, 1854 года 19 декабря Антонием Преосвященным посвящен в стихарь, 1859 года 5 марта переведен в село Бугульчан пономарем же; 1862 году Преосвященным Антонием переведен в Верхний Гумбет; 1868 года Преосвященным Митрофаном переведен в село Бугульчан, а 1869 г. 19 апреля перемещен по прошению в поселок Обручевский. Грамоту и указ при себе имеет». В семействе у него жена Евдокия Григорьева, дети их – Анна, Серафима, Петр, Капитолина, Виталий, Мария, Параскева. Отмечается также, что Цветков «читает и поет очень порядочно», «поведения хорошего и скромен» [6]. Изменение семейного положения происходит в 1888-ом: Константин Цветков указывает – вдов; жена псаломшика Евдокия скончалась в возрасте 49-ти лет, младшей дочери Параскеве на тот момент 5лет, старшей – Анне – 27 лет [7].
Сведения на 1880 год о приходе Церкви Святой Троицы (к которому, помимо Обручевки, были приписаны жители поселка Измайловский): число дворов, относящихся к приходу: духовных – 3 (в них проживает мужчин – 9, женщин – 8), казаков Обручевского поселка – 115 (мужчин – 346 и женщин – 387), Измайловского поселка – 108 (306 и 341 мужчин и женщин соответственно) [8].
В клировых ведомостях за 1891 год указываются следующие сведения о здании церкви Святой Троицы поселка Обручёвский:
    церковь одна, зданием деревянная с таковою же колокольнею и оградою, при ней деревянная сторожка; церковь перенесена из Зилаирской крепости в 1862 году, построена и освящена в 1863 году иждивением прихожан;
    престол в ней один во имя Живоначальной Троицы;
    утварью достаточна, на украшение церкви ежегодно отпускается из Верхнеуральского уездного казначейства по 4 рубля 8 копеек;
    причта по штату положено: священник и псаломщик, которые состоят налицо;
    земли для причта пахотной и сенокосной в узаконенную пропорцию не отведено, а пользуется причт небольшим уделом от жителей Обручевского поселка;
    дома причта общественные, деревянные, у священника дом удобный и поместительный, а у псаломщика неудобный и ветхий;
    на содержание причта положено от казны в год 93 руб. 28 ½ копеек, а именно: священнику 62 руб. 19 копеек, псаломщику 31 руб. 9 ½ копеек; хлеба собирается в год около 100 пудов, денег за требоисправления, а также за совершение всех вообще Богослужений собирается около 300 руб., содержание причта вообще недостаточное;
    зданий, принадлежащих к сей церкви, нет;
    капитала в пользу причта нет, доходов от лавок, казенных доходов, мельниц, рыбных ловль и других оброчных статей не имеется, от прихожан ручного жалования хлебом и деньгами нет [9].
В дальнейшем выясняется, что семьи клириков породнились между собой. Дочь псаломщика Константина Цветкова Серафима вышла замуж за сына заштатного псаломщика Николая Фалезова Александра, уволенного из армии ротного фельдшера. Среди свидетелей со стороны невесты указан священник поселка Амурский Алексей Михайлович Цветков – родной брат Константина и дядя невесты. Как видим, сословный признак при заключении браков в XIX веке значил много.
Фамилия Фалезовых увековечена в Обручёвке. Именем трагически погибшего в 1931 году коммуниста Ивана Александровича Фалезова (из тех первых коммунистов-идеалистов, которые верили в построение справедливого общества на земле) названа одна из улиц поселка. Среди причин, из-за которых Иван Фалезов стал коммунистом, называют крайнюю бедность семьи: «маленький дом без крыши», отец – отставной фельдшер лечил таких же нищих односельчан толченым мелом из-за нехватки денег и медикаментов [10].
О происхождении коммуниста Ивана Фалезова из духовного звания никто на сегодняшний день не помнит. Оба его деда служили в Обручевской церкви. Родной дядя и тезка по отцу Иван Николаев Фалезов был пономарем в церкви Адрианопольского поселка. А двоюродный дед по матери Алексей Михайлов Цветков одно время возглавлял расположенный рядом Амурский приход. Мать Ивана – Серафиму Константиновну в поселке называли «монашкой» из-за набожности. Возможно, она замаливала грехи своего горячо любимого сына. Сейчас от церкви Святой Троицы в поселке Обручевском ничего не осталось. На этом месте стоит электрическая подстанция. Сохранился лишь ветхий домик, принадлежащий ранее семье Фалезовых. Но свято место пусто не бывает. Вопрос, чем только оно заполняется. Поселок Измайловский Кизильского района, входивший в XIX веке в приход Обручевской Троицкой церкви, упоминался в 2012 году в средствах массовой информации в связи со скандалом о деятельности религиозной секты «Орда», запрещенной в Российской Федерации и Казахстане [11]. Среди адептов секты местный фельдшер и учителя, проповедовавшие прямо на уроках. Само их учение – это странная смесь из обрядов ислама и православия. Много веков назад сказано: «Сон разума рождает чудовищ».

Библиографический список
1. Челябинская область: энциклопедия [Текст]. Челябинск, 2008. С. 667.
2. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Исследование Николая Чернавского. Выпуск первый [Текст] // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. Вып. VII. Оренбург, 1900. С. 298.
3. Клировые ведомости за 1869 год. Государственный архив Оренбургской области. Фонд 173, опись 9, дело 618.
4. Оренбургские епархиальные ведомости. 1873. № 22. С. 937.
5. Клировые ведомости за 1880 год. Государственный архив Оренбургской области. Фонд 173, опись 9, дело 986.
6. Там же.
7. Клировые ведомости за 1888 год. Государственный архив Оренбургской области. Фонд 173, опись 9, дело 1333.
8. Клировые ведомости за 1980 год. Государственный архив Оренбургской области. Фонд 173, опись 9, дело 986.
9. Клировые ведомости за 1891 год. Государственный архив Оренбургской области. Фонд 173, опись 9, дело 1419.
10. Шаповалова, Э. В борьбе за народное счастье [Текст] / Э. Шаповалова // За коммунизм, 1987, 24 октября.
11. [Электронный ресурс] – URL: http://www.cheltv.ru/Vopros_o_likvidacii_sekty_Orda_v_poselke_Izmaylovskiy_reshit_sud.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.