Задать вопрос
Статьи

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ КАК ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

09.01.2023
Шниткина Ю.Г.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ КАК ПРЕДМЕТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена изучению актуальной проблемы художественно-творческой деятельности учащихся основной школы как предмета педагогической деятельности. Статья основана на поиске ответа на вопрос о становлении «человека творческого и творящего», о развитии творческого мышления и художественных способностей личности, описаны предпосылки разработки и уточнения определения художественно-творческой деятельности учащихся основной школы, а также представлены ее структура и условия развития. Также в статье обосновывается необходимость организации целенаправленного и системного управления художественно-творческой деятельности учащихся в условиях образовательного учреждения, выделяются структурные компоненты обозначенного управленческого процесса. Представленная статья позволяет рассмотреть проблему художественно-творческого развития учащихся основной школы не только с позиции педагогики и психологии, но также с позиции управления данным процессом.
Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, художественно-творческое развитие учащихся основной школы, педагогическая деятельность, учащиеся основной школы.

В настоящее время изменения, происходящие в системе образования, ставят в приоритет раскрытие творческих способностей обучающихся, развитие у них творческого мышления, способности, используя уже известные или абсолютно новые методы и технологии, создавать инновационные творческие продукты, благоприятствуя тем самым становлению «человека творческого и творящего».
Одним из направлений обучения, в рамках которого обозначенные изменения проявляются ярче всего является художественно-творческая деятельность учащихся основной школы. В исследованиях
Е.Г. Калюжной она интерпретируется как «вид активности личности, направленный на создание или восприятие и интерпретацию произведений искусства или иных продуктов художественного творчества с целью генерирования новых смыслов в соответствующих мотивных, сюжетных, образных формах и трансформации их с учетом уже существующих мотивов, сюжетов, образов и символов мировой культуры и искусства» [1]. Однако, данное определение не отражает педагогический аспект и условия, при которых в рамках данного вида деятельности будет осуществляться художественно-творческое развитие обучающихся. Это детерминировало попытку формулировки авторского понятия, согласно которому «художественно-творческая деятельность обучающихся основной школы – это особая форма созидательной активности ученика, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование внешнего мира в процессе свободного создания им творческого продукта в виде художественного образа в выбранном или заранее заданном виде изобразительного искусства, определенном его жанре и стиле».
Художественно-творческая деятельность обучающихся основной школы в широком смысле может быть рассмотрена, как частный вид деятельности обучающихся, что делает справедливым для нее общую структуру деятельности. Исходя из этого, в структуре художественно-творческой деятельности обучающихся основной школы могут быть выделены:
1)    Субъект – обучающийся.
2)    В роли объекта выступает прообраз цели художественно-творческой деятельности в виде воссоздаваемой субъектом реальности.
3)    В качестве цели художественно-творческой деятельности учащихся основной школы выступает художественно-творческое развитие всех обучающихся, в том числе с ОВЗ [2; 3].
4)    Результатом художественно-творческой деятельности является творческий продукт, который создается обучающимися в процессе данной деятельности и представляет собой творческую интерпретацию и отражение конкретного компонента реальности.
Выступая в качестве цели художественно-творческой деятельности, художественно-творческое развитие детей становится предметом педагогической деятельности, а следовательно, особое значение приобретают педагогические условия ее развития и управление данным процессом.
В работах Е.В. Пучковой выделена совокупность условий развития художественно-творческой деятельности детей [5].
К общим условиям отнесены наличие потребности в поиске; наличие положительной мотивации, вариативности путей организации усвоения программного материала в соответствии с индивидуальными способностями учащихся; наличие сотворчества; наличие приоритета целостности восприятия, отношения, оценки другого человека и самого себя; осознание и нивелирование штампов и стереотипов мышления и самовыражения. Педагогические условия для развития творческой активности обучающихся – изменение характера деятельности; атмосфера доброжелательности в учебной деятельности детей; сформированность коллектива. Ситуативные условия, это широкие временные рамки; благоприятное психоэмоциональное состояние обучающихся; ориентация на результат; оптимальный уровень мотивации; свобода выбора способа действия; уверенность обучающихся в своих силах. Личностные условия – уверенность в себе; доминирование эмоций радости; склонность к риску; чувство юмора; лидерские качества; любовь к фантазированию и построение планов на будущее и т. п.
Для того, чтобы художественно-творческое развитие обучающихся основной школы было эффективным, необходимо не только соблюдение системы вышеперечисленных условий, но и организация целенаправленного управления данным процессом. Анализ существующих исследований в этой области позволяет говорить о недостаточной проработанности понятийного аппарата данной проблемы, в частности, отсутствие четких и системных определений понятия «управление художественно-творческой деятельностью».
В соответствии с описанием сущности данного понятия Э.Э. Пурик, «личностно-ориентированное художественное образование, предполагающее становление школьника как субъекта художественно-творческой деятельности, требует от педагога целенаправленных усилий по формированию соответствующего комплекса качеств у учащихся, развитию саморегуляции, способностей к сознательному целеполаганию, планированию изобразительной деятельности, регулированию собственных действий и подчинению их поставленной цели, к преодолению препятствий» [4]. В работах Э.Э. Пурик поднимается проблема поиска компромисса между необходимостью формирования технических умений в художественной деятельности у обучающихся, важностью реализации учебно-воспитательного аспекта в развитии их художественно-творческой деятельности и стихийным характером развития творческих процессов. Это обуславливает сложность изучения и решения данной проблемы [4].
Исходя из этого нами была предпринята попытка уточнения определения понятия «управление художественно-творческой деятельностью обучающихся основной школы», в соответствии с которым оно представляет собой целостный педагогический процесс, реализуемый в условиях недирективного субъект-субъектного взаимодействия педагога и обучающихся в процессе художественно-творческой деятельности и сотворчества; ориентированный на развитие у обучающихся комплекса гибких и жестких навыков, личностных качеств и творческих способностей, необходимых для свободного создания им творческого продукта в виде художественного образа в выбранном или заранее заданном виде изобразительного искусства, определенном его жанре и стиле, отражающим конкретную часть субъективно воспринимаемой реальности. Представленное определение носит развернутый и системный характер, отражает психологический, педагогический и методический аспекты организации процесса управления развитием художественно-творческой деятельности учащихся основной школы.
Структура процесса управления развитием художественно-творческой деятельности обучающихся резонирует со структурой самой художественно-творческой деятельности и включает следующие компоненты:
а)    когнитивный, предполагающий обогащение познавательного, сенсорного и эмоционального опыта детей при ознакомлении с историей, содержанием, видами, жанрами и произведениями искусства; формирование необходимого комплекса знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства;
б)    эмоциональный, ориентированный на формирование у обучающихся эмоционального отклика на творческие задания и связанные с ними объекты через игровые методы обучения, применение ИКТ и мультимедиа-технологий;
в)    ценностно-мотивационный, направленный на формирование у обучающихся твердой уверенности в ценности их художественно-творческой деятельности и ее продуктов, мотивации на участие в данном виде деятельности, как самостоятельно, так и как часть команды;
г)    деятельностно-технический, способствующий формированию у обучающихся комплекса компетенций в области техники изобразительной деятельности в различных ее видах и формах.
Соответственно, с педагогической точки зрения, художественно-творческое развитие обучающихся основной школы будет эффективным только тогда, когда педагогический процесс по его организации будет организован системно, целенаправленно и с опорой, как на структуру самой художественно-творческой деятельности детей, так и на компоненты управления ее развитием.
Таким образом, являясь предметом педагогической деятельности, процесс художественно-творческое развития учащихся основной школы предполагает высокий уровень профессиональной компетентности педагогов, развитие у субъектов образовательного процесса творческого мышления, способности к организации недирективного управления деятельностью обучающихся и построению с ними субъект-субъектного взаимодействия. При этом у каждого педагога выстраивается индивидуальный профессиональный путь к балансу между технологизацией обучения, реализацией учебно-воспитательного аспекта, художественно-творческой деятельности и стихийностью возникновения творческих импульсов у учащихся.
Библиографический список
1.    Калюжная Е.Г. Художественно-творческая деятельность: понятие, структура, педагогический потенциал // Человек в мире культуры. 2015. № 4. С. 34-40.
2.    Неретина Т.Г. К вопросу об особенностях реализации инклюзивного образования // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. 2017. Т. 2. С. 274-277.
3.    Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе с детьми с особыми образовательными потребностями: учебное пособие по коррекционной педагогике / под общ. ред. Т.Г. Неретиной.
3-е изд., стереотипное. М.: «ФЛИНТА», 2014. 186 с.
4.    Пурик Э.Э. Управление художественно-творческой деятельностью школьников в образовательном процессе. URL: https://www.dissercat.com/content/upravlenie-khudozhestvenno-tvorcheskoi-deyatelnostyu-shkolnikov-v-obrazovatelnom-protsesse.
5.    Пучкова Е.В. Условия эффективности организации художественно-творческой деятельности // Молодой ученый. 2014. № 5 (64). С. 551-553.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.