КАМЕШКИ «МАРБЛС» НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
10.01.2023
Карлова Ю.В.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
КАМЕШКИ «МАРБЛС» НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Аннотация. Статья анализирует процесс обучения детей с нарушениями речи на основе игры, для формирования мелкой моторики, чувственного ощущения окружающей среды, мыслительных функций и тактильных способностей. В поисках нетрадиционных игровых средств для специального организационного пространства для работы с детьми с ОВЗ по речи большой интерес вызывает внедрение в совместную деятельность педагога-дефектолога и ребенка с нарушениями связи речи, технологии «шарики Марблс», учитывая её многообразие и разновидности. В статье анализируется значимость процесса коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ; раскрыта структура и аспекты внедрения технологии камешков Марблс в работу педагога-дефектолога; рассмотрены упражнения и игры на основе использования данной технологии с детьми с нарушением речи на занятиях в ДОО.
Ключевые слова: камешки «Марблс», инклюзивное образование, дети с нарушением речи, игровая деятельность, дошкольная образовательная организация.
В настоящее время у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с нарушениями речи часто встречаются существенные отклонения не только в речевом, но и в психическом развитии. Отмечается несформированность слуха, речевого ритма, общей, мелкой и артикуляционной моторики в работе ребенка. Если имеется сформированность общей моторики, то может быть на высоком уровне и мышечный тонус, но вместе с тем нарушена коррадиация, переключаемость движений, ритм и темп, что сильно сказывается на развитии ребенка. Данные особенности характерны для всей моторной сферы (мимической, артикуляционной и общей моторики), что оказывает довольно отрицательное влияние на развитие других сторон речи (грамматика, фонетика, лексика), а также затрудняет процесс всестороннего развития, обучения и снижает эффективность работы ребенка в ходе совместной деятельности с дефектологом [5, с. 63].
В основном речь включает результат согласованности деятельности, а также областей головного мозга и орган артикуляции, который выполняет заданные мозгом приказы, в ходе решения поставленной задачи. Нарушение речи обусловлено как нарушениями слуха и артикуляционного аппарата, так и несформированностью взаимосвязей и расстройствами нейродинамики, так как недостаточная дифференциация процессов возбуждения и торможения при развитии коры головного мозга также является неотъемлемым качеством формирования речи. Проявление легкой дизартрии сказывается на детях с нарушениями речи значительными затруднениями при выполнении движений и принятия поз для решения поставленной задачи, так как в следствии нарушения невозможно определить состояние органов движения. Взаимосвязь речевой и моторной сторон проявляется таким образом, что дети не могут выбрать подходящее слово, ориентируясь на жесты и мимику, а их родители даже не догадываются о более глубоких трудностях, нежели несостоятельность формирования умения говорить у ребенка.
Немаловажной базой психологических факторов для становления психфункций у дошкольников является развитие моторики. Упражнения, выполняемые систематической работой с крупной и мелкой моторикой, направлены на тренировку пальцев, их движений и положения в пространстве, а это и является катализатором для работоспособности мозга. Также важно воспроизводить работу с детьми с нарушениями речи в удобной форме для дошкольного возраста. Игра должна быть эмоциональной, разнообразной и иметь приятный характер. Это условие является основой для внедрения современных игровых приемов в коррекционно-педагогическую работу с детьми [4, с. 44].
Познакомившись с круглыми, обточенными предметами, являющими собой разноцветные шарики из кремния, что дополнительно представлены и из обожжённой глины, обратимся к их истории использования. Камешки были найдены в разных археологических зонах, а именно в местах, где жил первобытный человек. Именно историки предполагают, что назначение камешков предусмотрено игрой для детей в прошлом времени. Керамические шарики были найдены и в зонах первых цивилизаций (в египетских пирамидах, городах древних майя и ацтеков). Около двухсот лет назад появились уже фарфоровые шарики родом из Китая [2, с. 982].
Повторное применение данным предметам было использовано ещё семь веков назад. Тогда началось изготовление шариков из полудрагоценных камней. Шарики обтачивали и шлифовали вручную, поэтому цена была значительной. Для простых людей создавались недорогие керамические шарики, ставшие самыми популярными и в настоящее время. В их применении был единственный недостаток - шарики из глины легко разбивались, но игра была популярна, спрос возрастал, и гончары искали новый материал для создания шариков. Их стали изготовлять из особо прочного фарфора, а позже к гончарам присоединились стеклодувы для реализации поставленной задачи. И только в 1846 году немецкий стеклодув изобрел специализированные ножницы, которые вязкую, тягучую структуру могли резать на пластины, из которых стали изготовляться шарики. В прошлом столетии в Японии появилась новая технология для производства «шариков Марблс» – осуществлялось смешивание стекла с натуральным мрамором, что позволило добиться интересного эффекта: цветовая гамма и структура мрамора стали украшать шарики бликами, прожилками, разводами, оттенками и блестками, привлекая взгляды детей. Отсюда появилось название «Марблс», означающий «мраморный» [3, с. 131].
Игра с камешками стала популярна и в России, в прошлом играли и стеклянными шариками, и камешками, которые имели форму шариков. Сохранились описания старых народных детских игр, которые были направлены на формирование внимания, наблюдения, сосредоточенности, а также на развитие ловкости, быстроты реакции и координации движений в пространстве. В настоящее время стеклянные шарики Марблс изготавливаются на фабриках с помощью другого материала: силикатный песок расплавляют в печи при очень высоких температурах, после чего сразу же в горячее стекло добавляют красящие вещества (кобальт, селений), чтобы придать шарикам привлекательные оттенки, цвета, разводы и рисунки.
Культура запада демонстрирует, что увлечение Марблс носит характер коллекционирования, ведь существует множество клубов по интересам, оформителей камешков, игроков и создателей своих собственных камней. Проводятся мировые чемпионаты по игре в Марблс, публикуются огромные красиво проиллюстрированные альбомы, пособия, посвященные коллекциям Марблс, с помощью них украшаются интерьеры (вазы с цветами, выкладываются на дно аквариумов вместо речных камней), и даже занимают свое место на экранах телевизоров в документальных фильмах. В образовательной же системе дефектологи стали применять технологии камешек Марблс в игровой деятельности, в дидактических целях и в коррекционной работе [4, с. 22].
В применении технологии «камешков Марблс», большой интерес вызывает то, что они завлекают своей яркостью, разнообразием формы, цвета, фактур материала, и все это полностью отвечает потребностям детей в эстетическом и тактильном познании мира. В процессе коррекционных занятий с педагогом-дефектологом с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание окружающего мира, повышается мотивация у детей с нарушениями здоровья, осознанность, активность, интерес, формируется стремление к самостоятельным манипуляциям с предметом, что способствует развитию творческих возможностей ребенка в целом, так как творчество заложено в детях с самого рождения. Творчество дошкольников является первоначальной ступенью развития собственно творчества, оно специфично, в силу чего называется детское творчество [6, с. 52].
Следует выделить несколько направлений в применении технологии «камешки Марблс» в коррекционно-развивающей работе с детьми:
стимуляция деятельности ЦНС;
развитие тактильных мироощущений;
развитие мыслительных функций;
развитие координаций в пространстве:
развитие мелкой моторики и манипулятивной деятельности в игре;
стимулирований зрительно-поисковой деятельности;
формирование эстетических представлений, чувства прекрасного;
развитие художественно-творческой детальности через мастерство собственных камешков из подручных, безопасных средств для более старшего возраста;
формирование социализированных контактов в паре, подгруппе, группе и индивидуально с педагогом-дефектологом [4, с. 63].
Использование технологии Марблс является интересным приемом обучения, ведь манипуляция ими для детей имеет приятный характер: качество камешков, структура и цвет влияют на гармоничное развитие ребенка. Использование различных заданий может быть использовано с трехлетнего возраста. Дети с ограниченными возможностями здоровья или нарушениями речи отлично взаимодействуют с интересными, полифункциональными камешками. Все упражнения варьируются в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных умственных и моторных способностей, заинтересованности в игре и социальном взаимодействии, а также от поставленной педагогом-дефектологом цели.
Конструированные занятия, проводимые педагогом-дефектологом, включают одно или несколько видов упражнений, и каждое из них проводится по несколько раз, с постепенным усложнением. Камешки применяются не только на логопедических занятиях, но и в группах, и в домашних условиях. Педагог организует игру, одним из заданий которой является выкладка по контуру геометрических фигур, с помощью чего происходит формирование правильного обхвата кисти, развитие координации рук. С использованием данной технологии происходит стимулирование зрения, мышления, расширение поля внимания, восприятия, глазодвигательных функций и световосприятия. Педагог предлагает положить камешек на стол, около стола, перед столом, за столом, под столом, от стола, справа от стола, держать над столом, изучая лексические темы, предлоги и др. Например, можно предложить ребенку на каждую тему визуализированный материал, на котором отсутствует часть изображения, пробел которого необходимо заполнить камешками, ориентируясь на цветовую гамму. При таком действии происходит развитие ориентировочно-поисковой функции зрительного цвета-восприятия, а также умение устанавливать и удерживать направленность зрения. Данная технология способствует развитию информационных познавательных функции через активизацию зрительных восприятий, как одного из важных психических процессов ребенка [1, с. 150].
В реализации технологии «камешки Марблс» мы предлагаем игру «Вправо-влево-вверх-вниз», где представлен эталон. Ребенку с нарушениями речи необходимо повторить рисунок, обязательно назвать, где и какой камешек находится на той или иной плоскости. Можно усложнить существующую задачу, предложением выложить камешки по памяти, спрятав первоначальный образец. Также с помощью камешков можно проводить графические диктанты, что позволит развивать логическое и абстрактное мышление, зоркость, элементарную орфографию, воображение, усидчивость, мелкую и крупную моторики, умение ориентироваться на листе, координировать свои действия и движения, закреплять полученные знания на практическом занятии.
Разберем упражнение «Знакомство», предназначенное для начального этапа, целью которого является привлечение внимания к тактильному объекту Марблс, закрепить навыки умения подбора слов в ситуации, и признаков предмета. На занятии потребуется применение ёмкости с камушками. Задание будет состоять из показа ёмкости с камушками Марблс и предложением с ними поиграть, дети могут выкладывать их из ёмкости, двигать в ней же руками по очереди, перебирая камни. Дефектолог знакомит детей с качествами, характерными предложенному объекту: текстурой (гладкие, стеклянные), качеством (хрупкие, прозрачные, блестящие), цветом (зеленые, синие, красные, разноцветные, прозрачные, вводим нестандартную палитру 1-2 цвета – пурпурные, перламутровые – для расширения кругозора). В конце детям может быть предложено время для самостоятельной игры.
Второй вариант этого задания основывается на возможности попробовать тактильные функции. Педагог объясняет, что они могут быть кулачковыми (дети берут как можно больше камешков в кулачки и, раскрыв их, не считая, визуально определяют в какой руке больше); щипковый захват (дети захватывают камешки щепоткой двумя руками, следом одной и другой рукой отдельно и одновременно разными руками); пинцетные (предлагается взять камни большим и указательным пальцем, следом взять камешки большим и средним пальцем и так поочередности, тренируя моторику, играя во врачей.
Следующее упражнение, которое можно предложить детям в использовании данной технологии называется «Судо-ку». Его цель основана на ориентировании на плоскости, профилактики пространственных и оптических нарушений, развитии зрительного внимания и памяти, мелкой моторики рук. В использовании потребуются камешки Марблс и визуализированные карточки с девятью крупными клетками на листе. Одним из задний будет заполнение всех клеток так, чтобы цвета камней не повторялись. Другое упражнение нацелено на формирование понятий слева-справа-сзади-спереди. Из оборудования пригодятся камешки и узкое/широкое поле для выкладывания (обратная сторона поля с клетками из прошлого задания). Педагог предлагает взять камень определённого цвета, например, розовые и сделать это левой рукой, положить его посередине поля. Следом необходимо взять камень, например, желтого цвета правой рукой и положить его снизу от розового камня и далее задания усложняются, пока все поле не будет заполнено. Процесс выполнения заданий с применением технологии «камушки Марблс» осуществляется с совестным сопровождением, что вне сомнения, способствует развитию у ребенка речи.
Таким образом, продуктивность игровой деятельности для развития речи у детей с нарушениями с применением Марблс оказывает положительное воздействие на обогащение речи, развитие внимания, мышления, моторики, творческого воображения, активности и интереса. Дети с задержкой речевого развития становятся увереннее в своих решениях, действиях и выборах. Увереннее идут на контакт и обогащаются положительными эмоциями в ходе занятия с дефектологом. Работа с камешками Марблс способствует речевой активности детей и может быть задействована, как в свободной деятельности в домашних условиях, так и на индивидуальных занятиях в образовательных организациях с дошкольниками, младшими школьниками и в организациях дополнительного образования.
Библиографический список
1. Адеева Т.Н. Социализация детей с нарушениями речи в группе посредством современных технологий // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасов. 2014. №2. С. 121-152.
2. Карлова Ю.В. Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе студентов организаций высшего образования // Студент и наука: гуманитарный цикл – 2022: материалы международной студенческой научно-практической конференции, 22-25 марта 2022 года. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2022. С. 980-985.
3. Климан Г.Б. Методическая технология внедрения камешков Марблс в работе с детьми с нарушениями речи в ДОО. М.: 2015. 201 с.
4. Черногузовов Е.А. Камушки Марблс и их применение в инклюзивном образовании в ходе работы с детьми дошкольного возраста. СПб., 2014. 117 с.
5. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей в ДОО в работе дефектолога. М., 2010. 273 с.
6. Чернобровкин В.А. Хакова Г.С. Практикум по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: учебное пособие [для вузов]. Магнитогорск: МГТУ, 2019. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с титул. экрана. URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/file Upload?name=3899.pdf&show=dcatalogues/1/1530043/3899.pdf&view=true
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
КАМЕШКИ «МАРБЛС» НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ
Аннотация. Статья анализирует процесс обучения детей с нарушениями речи на основе игры, для формирования мелкой моторики, чувственного ощущения окружающей среды, мыслительных функций и тактильных способностей. В поисках нетрадиционных игровых средств для специального организационного пространства для работы с детьми с ОВЗ по речи большой интерес вызывает внедрение в совместную деятельность педагога-дефектолога и ребенка с нарушениями связи речи, технологии «шарики Марблс», учитывая её многообразие и разновидности. В статье анализируется значимость процесса коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ; раскрыта структура и аспекты внедрения технологии камешков Марблс в работу педагога-дефектолога; рассмотрены упражнения и игры на основе использования данной технологии с детьми с нарушением речи на занятиях в ДОО.
Ключевые слова: камешки «Марблс», инклюзивное образование, дети с нарушением речи, игровая деятельность, дошкольная образовательная организация.
В настоящее время у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с нарушениями речи часто встречаются существенные отклонения не только в речевом, но и в психическом развитии. Отмечается несформированность слуха, речевого ритма, общей, мелкой и артикуляционной моторики в работе ребенка. Если имеется сформированность общей моторики, то может быть на высоком уровне и мышечный тонус, но вместе с тем нарушена коррадиация, переключаемость движений, ритм и темп, что сильно сказывается на развитии ребенка. Данные особенности характерны для всей моторной сферы (мимической, артикуляционной и общей моторики), что оказывает довольно отрицательное влияние на развитие других сторон речи (грамматика, фонетика, лексика), а также затрудняет процесс всестороннего развития, обучения и снижает эффективность работы ребенка в ходе совместной деятельности с дефектологом [5, с. 63].
В основном речь включает результат согласованности деятельности, а также областей головного мозга и орган артикуляции, который выполняет заданные мозгом приказы, в ходе решения поставленной задачи. Нарушение речи обусловлено как нарушениями слуха и артикуляционного аппарата, так и несформированностью взаимосвязей и расстройствами нейродинамики, так как недостаточная дифференциация процессов возбуждения и торможения при развитии коры головного мозга также является неотъемлемым качеством формирования речи. Проявление легкой дизартрии сказывается на детях с нарушениями речи значительными затруднениями при выполнении движений и принятия поз для решения поставленной задачи, так как в следствии нарушения невозможно определить состояние органов движения. Взаимосвязь речевой и моторной сторон проявляется таким образом, что дети не могут выбрать подходящее слово, ориентируясь на жесты и мимику, а их родители даже не догадываются о более глубоких трудностях, нежели несостоятельность формирования умения говорить у ребенка.
Немаловажной базой психологических факторов для становления психфункций у дошкольников является развитие моторики. Упражнения, выполняемые систематической работой с крупной и мелкой моторикой, направлены на тренировку пальцев, их движений и положения в пространстве, а это и является катализатором для работоспособности мозга. Также важно воспроизводить работу с детьми с нарушениями речи в удобной форме для дошкольного возраста. Игра должна быть эмоциональной, разнообразной и иметь приятный характер. Это условие является основой для внедрения современных игровых приемов в коррекционно-педагогическую работу с детьми [4, с. 44].
Познакомившись с круглыми, обточенными предметами, являющими собой разноцветные шарики из кремния, что дополнительно представлены и из обожжённой глины, обратимся к их истории использования. Камешки были найдены в разных археологических зонах, а именно в местах, где жил первобытный человек. Именно историки предполагают, что назначение камешков предусмотрено игрой для детей в прошлом времени. Керамические шарики были найдены и в зонах первых цивилизаций (в египетских пирамидах, городах древних майя и ацтеков). Около двухсот лет назад появились уже фарфоровые шарики родом из Китая [2, с. 982].
Повторное применение данным предметам было использовано ещё семь веков назад. Тогда началось изготовление шариков из полудрагоценных камней. Шарики обтачивали и шлифовали вручную, поэтому цена была значительной. Для простых людей создавались недорогие керамические шарики, ставшие самыми популярными и в настоящее время. В их применении был единственный недостаток - шарики из глины легко разбивались, но игра была популярна, спрос возрастал, и гончары искали новый материал для создания шариков. Их стали изготовлять из особо прочного фарфора, а позже к гончарам присоединились стеклодувы для реализации поставленной задачи. И только в 1846 году немецкий стеклодув изобрел специализированные ножницы, которые вязкую, тягучую структуру могли резать на пластины, из которых стали изготовляться шарики. В прошлом столетии в Японии появилась новая технология для производства «шариков Марблс» – осуществлялось смешивание стекла с натуральным мрамором, что позволило добиться интересного эффекта: цветовая гамма и структура мрамора стали украшать шарики бликами, прожилками, разводами, оттенками и блестками, привлекая взгляды детей. Отсюда появилось название «Марблс», означающий «мраморный» [3, с. 131].
Игра с камешками стала популярна и в России, в прошлом играли и стеклянными шариками, и камешками, которые имели форму шариков. Сохранились описания старых народных детских игр, которые были направлены на формирование внимания, наблюдения, сосредоточенности, а также на развитие ловкости, быстроты реакции и координации движений в пространстве. В настоящее время стеклянные шарики Марблс изготавливаются на фабриках с помощью другого материала: силикатный песок расплавляют в печи при очень высоких температурах, после чего сразу же в горячее стекло добавляют красящие вещества (кобальт, селений), чтобы придать шарикам привлекательные оттенки, цвета, разводы и рисунки.
Культура запада демонстрирует, что увлечение Марблс носит характер коллекционирования, ведь существует множество клубов по интересам, оформителей камешков, игроков и создателей своих собственных камней. Проводятся мировые чемпионаты по игре в Марблс, публикуются огромные красиво проиллюстрированные альбомы, пособия, посвященные коллекциям Марблс, с помощью них украшаются интерьеры (вазы с цветами, выкладываются на дно аквариумов вместо речных камней), и даже занимают свое место на экранах телевизоров в документальных фильмах. В образовательной же системе дефектологи стали применять технологии камешек Марблс в игровой деятельности, в дидактических целях и в коррекционной работе [4, с. 22].
В применении технологии «камешков Марблс», большой интерес вызывает то, что они завлекают своей яркостью, разнообразием формы, цвета, фактур материала, и все это полностью отвечает потребностям детей в эстетическом и тактильном познании мира. В процессе коррекционных занятий с педагогом-дефектологом с данным материалом развиваются все виды ощущений, совершенствуется чувственное познание окружающего мира, повышается мотивация у детей с нарушениями здоровья, осознанность, активность, интерес, формируется стремление к самостоятельным манипуляциям с предметом, что способствует развитию творческих возможностей ребенка в целом, так как творчество заложено в детях с самого рождения. Творчество дошкольников является первоначальной ступенью развития собственно творчества, оно специфично, в силу чего называется детское творчество [6, с. 52].
Следует выделить несколько направлений в применении технологии «камешки Марблс» в коррекционно-развивающей работе с детьми:
стимуляция деятельности ЦНС;
развитие тактильных мироощущений;
развитие мыслительных функций;
развитие координаций в пространстве:
развитие мелкой моторики и манипулятивной деятельности в игре;
стимулирований зрительно-поисковой деятельности;
формирование эстетических представлений, чувства прекрасного;
развитие художественно-творческой детальности через мастерство собственных камешков из подручных, безопасных средств для более старшего возраста;
формирование социализированных контактов в паре, подгруппе, группе и индивидуально с педагогом-дефектологом [4, с. 63].
Использование технологии Марблс является интересным приемом обучения, ведь манипуляция ими для детей имеет приятный характер: качество камешков, структура и цвет влияют на гармоничное развитие ребенка. Использование различных заданий может быть использовано с трехлетнего возраста. Дети с ограниченными возможностями здоровья или нарушениями речи отлично взаимодействуют с интересными, полифункциональными камешками. Все упражнения варьируются в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных умственных и моторных способностей, заинтересованности в игре и социальном взаимодействии, а также от поставленной педагогом-дефектологом цели.
Конструированные занятия, проводимые педагогом-дефектологом, включают одно или несколько видов упражнений, и каждое из них проводится по несколько раз, с постепенным усложнением. Камешки применяются не только на логопедических занятиях, но и в группах, и в домашних условиях. Педагог организует игру, одним из заданий которой является выкладка по контуру геометрических фигур, с помощью чего происходит формирование правильного обхвата кисти, развитие координации рук. С использованием данной технологии происходит стимулирование зрения, мышления, расширение поля внимания, восприятия, глазодвигательных функций и световосприятия. Педагог предлагает положить камешек на стол, около стола, перед столом, за столом, под столом, от стола, справа от стола, держать над столом, изучая лексические темы, предлоги и др. Например, можно предложить ребенку на каждую тему визуализированный материал, на котором отсутствует часть изображения, пробел которого необходимо заполнить камешками, ориентируясь на цветовую гамму. При таком действии происходит развитие ориентировочно-поисковой функции зрительного цвета-восприятия, а также умение устанавливать и удерживать направленность зрения. Данная технология способствует развитию информационных познавательных функции через активизацию зрительных восприятий, как одного из важных психических процессов ребенка [1, с. 150].
В реализации технологии «камешки Марблс» мы предлагаем игру «Вправо-влево-вверх-вниз», где представлен эталон. Ребенку с нарушениями речи необходимо повторить рисунок, обязательно назвать, где и какой камешек находится на той или иной плоскости. Можно усложнить существующую задачу, предложением выложить камешки по памяти, спрятав первоначальный образец. Также с помощью камешков можно проводить графические диктанты, что позволит развивать логическое и абстрактное мышление, зоркость, элементарную орфографию, воображение, усидчивость, мелкую и крупную моторики, умение ориентироваться на листе, координировать свои действия и движения, закреплять полученные знания на практическом занятии.
Разберем упражнение «Знакомство», предназначенное для начального этапа, целью которого является привлечение внимания к тактильному объекту Марблс, закрепить навыки умения подбора слов в ситуации, и признаков предмета. На занятии потребуется применение ёмкости с камушками. Задание будет состоять из показа ёмкости с камушками Марблс и предложением с ними поиграть, дети могут выкладывать их из ёмкости, двигать в ней же руками по очереди, перебирая камни. Дефектолог знакомит детей с качествами, характерными предложенному объекту: текстурой (гладкие, стеклянные), качеством (хрупкие, прозрачные, блестящие), цветом (зеленые, синие, красные, разноцветные, прозрачные, вводим нестандартную палитру 1-2 цвета – пурпурные, перламутровые – для расширения кругозора). В конце детям может быть предложено время для самостоятельной игры.
Второй вариант этого задания основывается на возможности попробовать тактильные функции. Педагог объясняет, что они могут быть кулачковыми (дети берут как можно больше камешков в кулачки и, раскрыв их, не считая, визуально определяют в какой руке больше); щипковый захват (дети захватывают камешки щепоткой двумя руками, следом одной и другой рукой отдельно и одновременно разными руками); пинцетные (предлагается взять камни большим и указательным пальцем, следом взять камешки большим и средним пальцем и так поочередности, тренируя моторику, играя во врачей.
Следующее упражнение, которое можно предложить детям в использовании данной технологии называется «Судо-ку». Его цель основана на ориентировании на плоскости, профилактики пространственных и оптических нарушений, развитии зрительного внимания и памяти, мелкой моторики рук. В использовании потребуются камешки Марблс и визуализированные карточки с девятью крупными клетками на листе. Одним из задний будет заполнение всех клеток так, чтобы цвета камней не повторялись. Другое упражнение нацелено на формирование понятий слева-справа-сзади-спереди. Из оборудования пригодятся камешки и узкое/широкое поле для выкладывания (обратная сторона поля с клетками из прошлого задания). Педагог предлагает взять камень определённого цвета, например, розовые и сделать это левой рукой, положить его посередине поля. Следом необходимо взять камень, например, желтого цвета правой рукой и положить его снизу от розового камня и далее задания усложняются, пока все поле не будет заполнено. Процесс выполнения заданий с применением технологии «камушки Марблс» осуществляется с совестным сопровождением, что вне сомнения, способствует развитию у ребенка речи.
Таким образом, продуктивность игровой деятельности для развития речи у детей с нарушениями с применением Марблс оказывает положительное воздействие на обогащение речи, развитие внимания, мышления, моторики, творческого воображения, активности и интереса. Дети с задержкой речевого развития становятся увереннее в своих решениях, действиях и выборах. Увереннее идут на контакт и обогащаются положительными эмоциями в ходе занятия с дефектологом. Работа с камешками Марблс способствует речевой активности детей и может быть задействована, как в свободной деятельности в домашних условиях, так и на индивидуальных занятиях в образовательных организациях с дошкольниками, младшими школьниками и в организациях дополнительного образования.
Библиографический список
1. Адеева Т.Н. Социализация детей с нарушениями речи в группе посредством современных технологий // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасов. 2014. №2. С. 121-152.
2. Карлова Ю.В. Применение интерактивных методов обучения в образовательном процессе студентов организаций высшего образования // Студент и наука: гуманитарный цикл – 2022: материалы международной студенческой научно-практической конференции, 22-25 марта 2022 года. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова, 2022. С. 980-985.
3. Климан Г.Б. Методическая технология внедрения камешков Марблс в работе с детьми с нарушениями речи в ДОО. М.: 2015. 201 с.
4. Черногузовов Е.А. Камушки Марблс и их применение в инклюзивном образовании в ходе работы с детьми дошкольного возраста. СПб., 2014. 117 с.
5. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей в ДОО в работе дефектолога. М., 2010. 273 с.
6. Чернобровкин В.А. Хакова Г.С. Практикум по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»: учебное пособие [для вузов]. Магнитогорск: МГТУ, 2019. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). - Загл. с титул. экрана. URL: https://magtu.informsystema.ru/uploader/file Upload?name=3899.pdf&show=dcatalogues/1/1530043/3899.pdf&view=true