Задать вопрос
Статьи

К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ, ПОБУЖДАЮЩИХ МОЛОДЁЖЬ СЛЕДОВАТЬ ИДЕЯМ НЕОКУЛЬТОВ

09.01.2023
Бахольская Н.А.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ, ПОБУЖДАЮЩИХ МОЛОДЁЖЬ
СЛЕДОВАТЬ ИДЕЯМ НЕОКУЛЬТОВ

Аннотация. Статья посвящена исследованию причин, приводящих людей подросткового и юношеского возраста в деструктивные религиозные объединения.
Ключевые слова: неокульт, тенденции человеческой психики, деструктивные религиозные объединения.

Отличительной особенностью духовных процессов, происходящих в России в последние годы, является распространение деятельности деструктивных объединений. Особую тревогу вызывает тот факт, что последователями неокультов все чаще становятся молодые люди,
Причем, большинство людей, чьи родственники попали под негативное влияние деструктивных религиозных организаций, полагают, что на них было оказано некое целенаправленное психологическое гипнотическое воздействие.
Однако чаще всего это не так, так как безусловно проводимые манипуляции сознанием человека и вовлечение его в специфические виды деятельности основываются на широко распространенных тенденциях человеческой психики.
Рассмотрим ниже наиболее распространенные из них, выделяя наиболее характерные для подросткового и юношеского возраста.
Первой тенденцией является тенденция к группированию, представляющая собой естественный механизм, заложенный в каждом человеке.
Практически все люди стремятся принадлежать к какому-либо сообществу, быть принятыми и понятыми. Не получая в государственных структурах должного внимания к своим способностям и переживаниям, человек стремится найти некую, чаще всего малую группу, где его примут, окажут уважение, и, при необходимости, помощь. Эта тенденция напрямую реализуется в неокультовых объединениях, предлагающих психологический комфорт и дружелюбные отношения между новичком и либо наставником, либо группой последователей. Такое «дружеское вовлечение» приводит к тому, что человек остается в секте, боясь потерять поддержку и возможность заниматься совместной деятельностью.
Второй тенденцией является поиск внешней поддержки в сложных жизненных обстоятельствах.
Недостаточность развитости и доступности психотерапевтической поддержки для молодёжи, наличие в обществе определенного недоверия к психологам, а также отсутствие религиозной культуры в подростковой и молодежной среде, приводит к тому, что человек, испытывающий состояние горя, разочарования, стресса, неопределенности и сомнений, становится легкой добычей вербовщиков неокультов.
Третья тенденция – стремление человека к таинственному и сказочному.
Низкая психологическая образованность и небольшой жизненный опыт подростков и молодёжи приводит к тому, что они склонны принимать достаточно простые и хорошо изученные наукой психологические феномены за уникальный мистический опыт и проявление таинственных сил. Реальная жизнь, часто скучная, наполненная мелочами быта, противопоставляется в сознании человека загадочным ритуалам, восточным практикам и эффектным процедурам, что открывает возможности для многочисленных манипуляций сознанием со стороны деструктивных организаций.
Четвертая тенденция – стремление к возможности почувствовать себя выше других.
Она связана с желанием повысить свой социальный статус и превзойти других. В классе, учебной группе, в трудовом коллективе сделать это очень сложно, а неокультовые объединения предлагают путь облегченный, предлагающий ощущение избранности и превосходства из-за принадлежности к единственно верному учению, поклонению учителю и т.п.
Пятая тенденция – поиск героя.
Именно молодое поколение склонно искать носителя эталонных качеств. Но современность, основанная на отсутствии государственной идеологии, не предоставляет молодёжи примеров порядочности и героизма, преданности и энтузиазма, открывая путь зарубежным миссионерам с выдуманными биографиями и историями успеха.
Шестая тенденция – стремление заполнить экзистенциальную пустоту, преодолеть экзистенциальный кризис.
Молодости как возрастному периоду вообще присущ поиск смысла жизни, но попыток обсуждения этой темы юноша или девушка не встретит ни в общеобразовательном учреждении, ни в современном искусстве. Этот вопрос является центральным в традиционных конфессиях, но опыта церковной жизни у большинства молодёжи нет и вербовщик неокульта, проявляющий инициативу и предлагающий быстрые и простые ответы зачастую становится более успешным «ловцом человеков».
Необходимо отметить, что работа с подростками и молодежью по разъяснению негативных последствий от вовлечения в деятельность неокультов, имеет ряд специфических особенностей:
1.    Запреты и запугивание часто оказывают противоположное действие, к тому же могут вызвать повышенный интерес к критикуемому явлению.
2.    Информирование о предполагаемой опасности и возможном вреде не может уберечь молодежь от вовлеченности в деятельность деструктивных объединений. Для этого необходимо развитое критическое мышление, личностная зрелость и наличие жизненного опыта.
3.    Подростки и юноши часто склонны переоценивать свои силы и, получив поверхностную, или недостаточную для них информацию, могут захотеть составить собственное мнение и поддаться на манипуляции.
Учитывая вышеизложенное, можно отметить, что работа по предотвращению вовлечения подростков и молодёжи в деятельность деструктивных организаций должна быть основана на повышении уровня профессиональной компетентности педагогов и повышении психолого-педагогической культуры родителей.

Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.