Задать вопрос
Статьи

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ С. Н. БУЛГАКОВА В СВЕТСКОМ ВУЗЕ

29.12.2024
УДК 378. 147. 34
Левченко И. Е.,
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина, г. Екатеринбург

ИЗУЧЕНИЕ НАСЛЕДИЯ С. Н. БУЛГАКОВА В СВЕТСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Данная публикация посвящена вопросам изучения наследия С. Н. Булгакова в светском вузе. Указано, что в рамках направления подготовки 39.03.01 «Социология» возможно проведение занятий, где могут быть рассмотрены личность, богословские труды и научная деятельность исследователя. Предлагаются варианты задач, упраж-нений и заданий, которые целесообразно применять при организации семинаров и самостоятельной работы студентов, обучающихся на социолога, для анализа биографии и сочинений. Делается вывод о том, что информация и навыки, приобретенные в процессе изучения жизни и трудов С. Н. Булгакова, необходимы будущим специалистам для последующей плодотворной профессиональной деятельности, расширения общеобразовательного кругозора и приобретения соответствующих компетенций.
Ключевые слова: богословское наследие, С. Н. Булгаков, дискуссия, доклад, протоиерей, самостоятельная работа, светский вуз, семинар, терминологический диктант, христианская социология.
STUDYING THE HERITAGE OF S. N. BULGAKOV IN A SECULAR HIGHER EDU-CATION INSTITUTION
Abstract. This publication is devoted to the study of S. N. Bulgakov's legacy in a secular university. It is indicated that within the framework of the training area 39.03.01 "Sociology" it is possible to conduct classes where the personality, theological works and scientific activities of the writer can be considered. The variants of tasks, exercises and tasks are pro-posed, which are advisable to use when organizing seminars and independent work of students studying to become a sociologist, to analyze biographies and essays. It is concluded that the information and skills acquired in the process of studying the life and works of S. N. Bulgakov are necessary for future specialists for subsequent fruitful professional activity, expanding their general educational horizons and acquiring appropriate competencies.
Keywords: theological heritage, S. N. Bulgakov, discussion, report, archpriest, independent work, secular university, seminar, terminological dictation, Christian sociology.

Протоиерей Сергий Булгаков является видным религиозным деятелем и ученым XX века. Он внес весомый вклад в развитие богословия, философии, социологии и образования. В отечественной светской системе высшего образования существует возможность изучения его наследия в рамках различных дисциплин (например, «История социологии», «Социология религии» [10, с. 75], «Теория и история культуры» и др.) для студентов, обучающихся по направлению 39.03.01 «Социология».
При изучении наследия православного протоиерея участникам занятий рекоменду-ется активно использовать учебную и монографическую литературу, указанную в спи-сках литературы к занятиям [5-8; 12]. Однако ее иногда бывает недостаточно, так как на-следие священника активно осваивается богословами и светскими учеными. Поэтому не-обходимо обращение к специализированным изданиям (например, «Богословским тру-дам», «Вестнику Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета», «Православной беседе», «Христианскому чтению» и др.) и сайтам Интернета (например, «Азбуке веры», «Библиотеке Московской духовной академии», «Богослову.ru», «Право-славию.ru», «Преданию.ру», «Церковному историку», «Церкви.ру» и др.).
Посредством терминологического диктанта в начале занятий следует провести ка-тегориальный анализ понятий – капитализм, легальный марксизм, любовь, милосердие, православие, софиология, труд, философия хозяйства, христианская социология, церковь и др.
На семинарах обучающимся предлагается рассмотреть несколько основных пунк-тов: 1) Биография С. Н. Булгакова; 2) Социологическое творчество мыслителя; 3) Богословские труды С. Н. Булгакова; 4) Религиозная и светская критика взглядов С. Н. Булгакова и др.
Студентам поручается подготовить доклады по следующим темам: «С. Н. Булгаков как человек: отзывы современников», «С. Н. Булгаков как богослов», «Два града: иссле-дования о природе общественных идеалов», «Социологические труды С. Н. Булгакова», «“Философия хозяйства” С. Н. Булгакова», «Социальная (или религиозная, антропологическая, политическая, педагогическая и др.) проблематика в письмах мыслителя», «Концепция личности в интеллектуальном творчестве протоиерея», «С. Н. Булгаков – полемист» и др.
На обсуждение выносятся вопросы: Какие источники из наследия С. Н. Булгакова являются наиболее информативными?; Что мешает современному социологу адекватно воспринимать религиозные тексты С. Н. Булгакова?; В какой степени объективны свиде-тельства современников о С. Н. Булгакове?; Каким сторонам жизни и деятельности свя-щенника уделяют основное внимание историографы?; Насколько плодотворным было служение С. Н. Булгакова как православного священника?; Как ныне используются со-циологические разработки С. Н. Булгакова? и др.
Анализ сочинений исследователя [1-4] предполагает обращение к документам раз-личных видов, раскрывающим сущность и специфику богословских и философско-социологических взглядов С. Н. Булгакова и исторического периода его жизнедеятельности. Обладая силой яркой доказательности, источники могут привлекать внимание студентов к изучаемым проблемам, интенсифицировать восприятие и помогать в организации их мышления, способствовать развитию познавательных интересов и аналитических навыков. Все это обеспечивает более глубокое и прочное усвоение ма-териала.
На одном из семинаров может быть организована коллективная исследовательская работа «Источниковедение наследия С. Н. Булгакова». Студенческая группа делится на подгруппы по три-пять человек. Рассмотрев произведения и письма мыслителя, каждая подгруппа характеризует различные виды письменных источников, отмечая их особен-ности и содержательность с социологической, философской, религиоведческой, антропологической, педагогической, исторической точек зрения. Итогом группового обсуждения биографии и творчества станет общая таблица (см. пример таблицы на рисунке).
Пример
Таблица – Биография и творчество С. Н. Булгакова

Период

Вид

Источник

Описание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Может быть проведена также дискуссия «Интернет - сеанс: современный взгляд на С. Н. Булгакова». Студенты заранее смотрят программу «С. Н. Булгаков: трагедия философии и подводные рифы богословия» (2024), подготовленную исполняющим обязанности философского факультета МГУ А. П. Козыревым [9]. На занятии зрители делятся на подгруппы критиков (пять-семь человек) – «философы», «богословы» «социологи», «религиоведы», «историки» и др. Каждая подгруппа формулирует свое отношение к передаче, выделяя, насколько эффективно автор использовал биографический материал и видеотехнологии для успешного освещения жизни и деятельности священника и ученого. Подгруппа «жюри» определяет, кто наиболее убедительно представил свою оценку программы.

Студенты также могут принять участие в «театральном» занятии «Христианская социология С. Н. Булгакова». Они заранее знакомятся с рекомендованными сочинениями ученого. После этого сообщество делится на подгруппы, презентующие взгляды протоиерея на различные религиозные и социологические вопросы. Задача «труппы», опираясь на тексты произведений, раскрыть аудитории эвристический потенциал трудов мыслителя. Побеждает команда, чьи аргументы наиболее фундированы и ярко представлены зрителям. Преподаватель должен оценить вклад «режиссеров», «драматургов» и «актеров» в общее дело.

Систематизация и закрепление учебного материала требует от студентов выполнения задач и упражнений для самостоятельной работы. Например, они должны определить, какую роль сыграли публикации С. Н. Булгакова в развитии богословской мысли и отечественной науки, рассмотреть, как религиозные деятели, ученые и общественное мнение отреагировали на эти сочинения, проанализировать вынесенные ими оценки.

Другое упражнение нацеливает участвующих на сформирование собственной точки зрения о личности и деятельности священнослужителя – социолога. В работе «Аграрный вопрос и “критики Маркса”» (1901–1908) В. И. Ленина о С. Н. Булгакове написано следующее: «Само собою, разумеется, что статья будущего профессора кишела избитыми выходками против социалистов, против “теории краха”, утопизма, веры в чудеса и проч. <…> в данных немецкой статистики г. Булгаков, при всей своей похвальбе “детализацией”, совершенно не сумел разобраться <…> Ваш лозунг прикрывал только вашу научную беспринципность, вашу оппортунистическую боязнь всякого целостного и продуманного мировоззрения» [11, с. 100, 157, 221]. Согласны ли вы с суждениями В. И. Ленина? Аргументируйте свой ответ.

Задания, предлагаемые студентам, имеют различный уровень сложности, каждое из них оценивается каким-либо количеством баллов. Некоторые задачи носят дискуссионный характер и не имеют однозначного решения. Применение рейтинговой системы позволяет дифференцированно определить уровень и качество знаний студентов по предмету. Добросовестно выполненные упражнения способствуют развитию навыков аналитического мышления студента, позволяют ему лучше выразить свое понимание проблемы.

Информация и навыки, приобретенные в процессе изучения наследия С. Н. Булгакова, по нашему мнению, пригодятся будущим специалистам для последующей плодотворной профессиональной деятельности и расширения общеобразовательного кругозора.

Список литературы

1. Булгаков С. Н. Православие. Москва ; Харьков : АСТ ; Фолио, 2001. 480 с.

2. Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии. В 2 т. Т. 1: От марксизма к идеализму. Москва : Наука, 1999. 336 с.

3. Булгаков С. Н. Труды по социологии и теологии. В 2 т. Т. 2: Статьи и работы разных лет. 1902–1942. Москва : Наука, 1999. 827 с.

4. Булгаков С. Н. Христианский социализм. Споры о судьбах России / ред.-сост., авт. предисл. В. Н. Акулинин. Новосибирск : Наука, 1991. 350 с.

5. Ваганова Н. А. Софиология. Протоиерей Сергий Булгаков. Москва : Изд-во ПСТГУ, 2010. 464 с.

6. Кашлюк В. Эсхатологические воззрения протоиерея Сергия Булгакова // Труды Таврической духовной семинарии : сб. тр. Симферополь, 2020. С. 70–85.

7. С. Н. Булгаков: pro et contra. Личность и творчество Булгакова в оценке русских мыслителей и исследователей: антология. Т. 1 / сост. И. И. Евлампиев ; отв. ред. т. Д. К. Бурлака. Санкт-Петербург : Изд-во РХГИ, 2003. 1000 с.

8. Сергей Николаевич Булгаков / под ред. А. П. Козырева. Москва : РОССПЭН, 2020. 631 с.

9. Козырев А. П. С. Н. Булгаков: трагедия философии и подводные рифы богословия. URL: https://ya.ru/video/preview/16123584836166181897 (дата обращения: 12.10.2024).

10. Левченко И. Е. История и социология религии: практикум. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. 153 с.

11. Ленин В. И. Полное собрание соч. Т. 5. Москва : Политиздат, 1967. 569 с.

12. Матвеева Н. Ю. Анализ ценностного содержания социальных идей в творчестве С. Н. Булгакова // Социологические исследования. 2014. № 9 (365). С. 114–122.

Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.