Из опыта нравственно-патриотического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении
27.03.2022
Калинина О.В., Малова Н.С.
Что мы Родиной зовем?
Дом, в котором мы живем,
И березки у дороги, по которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы живем.
Ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны, – обеспечение процесса развития личности россиянина, процесса, одним из аспектов которого является нравственно-патриотическое воспитание [1].
В первую очередь это касается подрастающего поколения страны. Забота о детях сегодня – это забота о будущем России.
В жизни нашей страны за последние годы поменялось очень многое. Это касается, в основном, нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине. Нельзя не заметить, как изменились наши дети за последнее время «перестройки» жизни всей страны. У большинства из них искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Особое внимание к проблеме нравственно-патриотического воспитания – это шаг к возрождению России [2].
Дошкольное детство – важнейший период становления личности, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом заключается основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
На основе определения «нравственно-патриотического воспитания дошкольников» М.Д. Маханевой, мы понимаем под данным термином воспитание уважения к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее, знание детьми уклада жизни, быта, обрядов, истории своих предков, их культуры [3].
Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Мы считаем, что чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает уже в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране [4].
Исходя из вышесказанного, воспитание у детей любви и уважения к своей стране, родному краю, культуре, к родному городу, к своей семье является одной из важных задач в работе нашего педагогического коллектива.
В своей работе по данному направлению мы ориентируемся на следующие показатели [5]:
дети 3 – 4 лет должны знать членов своей семьи, иметь представления о своем детском саде и его сотрудниках; в этом возрасте у детей начинает формироваться интерес к малой Родине и первичные представления о ней: знакомство с названием города и его местами, где бывают дети (парки, скверы);
у детей 4 – 5 лет углубляются представления о семье, семейных традициях, профессиях родителей; расширяются представления о достопримечательностях родного города, его красивых местах; в доступной форме дети получают первоначальные представления о государственных праздниках;
у детей 5 – 6 лет формируется интерес к своей родословной, они учатся создавать простейшее «генеалогическое древо»; расширяются представления о малой Родине: дети получают первичную информацию о географических особенностях родного города (расположение на двух берегах реки Урал), о главных улицах и проспектах; получают обобщенное представление о национальном составе Магнитогорска; о культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край; формируются представления о том, что Россия – огромная, многонациональная страна; дошкольники знакомятся с флагом и гербом России, мелодией гимна;
у детей 6 – 7 лет расширяются знания о родном городе, они узнают историю его строительства; знакомятся с природно-географическими зонами Южного Урала, с представителями животного и растительного мира, с Красной книгой Южного Урала; дошкольникам рассказывается о том, что Земля – наш общий дом, в котором важно жить в мире народам разных национальностей, уважать традиции и культуру друг друга; формируется интерес к событиям, происходящим в стране, воспитывается чувство гордости за ее достижения.
Главной целью нравственно-патриотического воспитания мы считаем воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Исходя из этого, мы выделили следующие основные задачи:
1. Формирование чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
3. Воспитание уважительного отношения к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
4. Воспитание у детей любви к родной природе, желание беречь и защищать ее.
Поставленные нами задачи реализуются в следующих направлениях работы:
1. Познавательно-речевое развитие;
2. Социально-коммуникативное развитие;
3. Художественно-эстетическое развитие;
4. Физическое развитие;
5. Построение и преобразование развивающей предметно-пространственной среды;
6. Взаимодействие с семьями воспитанников.
В каждом направлении мы определили основные методы и формы работы.
1. Познавательно-речевое развитие:
Целевые прогулки и экскурсии, видеоэкскурсии («Моя улица», «Мой город», «Парки и скверы родного города», «Я живу в России», «Москва – столица нашей Родины»);
Организация наблюдений (за трудом взрослых, изменениями в облике города и улиц);
Рассказы воспитателя, беседы с детьми с использованием иллюстраций, презентаций, фотоальбомов («Мой Магнитогорск», «Чем знаменит мой город», «Два берега реки Урал», «Город металлургов», «С чего начинается Родина?»);
Создание и рассматривание альбомов о родном городе, о Челябинской области (природный и растительный мир);
Создание коллекции природных камней Челябинской области (полезные ископаемые);
Творческие рассказы детей на различную тематику («Моя улица», «Мой город»);
Ознакомление детей с народами и народностями, проживающими в России, в области; с их традициями и обычаями;
Создание картотек дидактических игр;
Ознакомление детей с произведениями южноуральских писателей;
Создание в группах библиотек художественной литературы южноуральских писателей;
Разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье, городе, стране;
Проектная деятельность («Род, Родина, народ, все, что в душе у каждого из нас живет»).
2. Социально-коммуникативное развитие:
Беседы с детьми с использованием иллюстраций, презентаций, фотоальбомов («Моя семья», «Мой род», «Генеалогическое древо»);
Творческие рассказы детей на различную тематику («Моя семья», «Мой дом», «Мои предки»);
Знакомство детей с профессиями людей основных городских предприятий;
Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
Встречи с почетными людьми города.
3. Художественно-эстетическое развитие:
Разучивание песен, народных танцев;
Организация культурно-досуговой деятельности по воспитанию основ гражданственности и патриотизма («Разноцветный шар земной», «На Урале счастье куют, на Урале горы поют»), с народными праздниками;
Ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, литье, вышивка);
Закрепление знаний о государственных символах России, области, города в рисовании, аппликации;
Изготовление поделок;
Конструктивно-модельная деятельность («Детский сад будущего», «Город моей мечты», «Построим город-сад»).
4. Физическое развитие:
Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством подвижных игр, эстафет, соревнований;
Использование в работе с дошкольниками народных подвижных игр, забав;
Организация и проведение спортивных досугов, праздников и развлечений;
Участие детей в городских спортивных мероприятиях.
5. Построение и преобразование развивающей предметно-пространственной среды:
Организация и оснащение центров нравственно-патриотического воспитания;
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Пограничники», «Моряки», «Почта», «Школа» и т.д.
Оформление альбомов о семье, родном городе, об области, о России, о разных народах и национальностях;
Изготовление макетов «Наш детский сад», «Улицы моего города», «Красная площадь».
6. Взаимодействие с семьями воспитанников:
Оформление стендов, папок-передвижек, материалов «родительских уголков», тематических выставок «Как жили наши предки», «Россия – наша Родина», «Народы России», «Этот День Победы»;
Организация и проведение индивидуальных и групповых бесед с родителями («Расскажите детям», «Учите детей наблюдать»);
Организация и проведение консультаций («Наш дом – Южный Урал»);
Оформление буклетов по нравственно-патриотическому воспитанию;
Семейные встречи («Папа, мама, Я – спортивная семья» (спортивные), «Папа, мама, Я – читающая семья» (библиотечный конкурс).
Участие родителей в праздниках и досугах, организуемых в детском саду («День защитников Отечества», «9 мая – День Победы», «Мамин день»);
Создание фотоальбомов («Я живу в России (в Магнитогорске)»; «Моя семья – моя гордость»; «Моя любимая бабушка (дедушка); « Профессии моих родителей», «День Победы»);
Оформление газет «Все профессии нужны, все профессии важны» (о профессиях родителей), «Наши папы – бывшие солдаты» (армейские фото пап), «Моя спортивная семья», «Мой город» (дети с родителями в различных уголках нашего города) и т.д.
Акции «Покормите птиц зимой», «Зеленый патруль», «Озеленение участка детского сада»;
Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей, по нашему мнению, является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
От того, какими глазами ребенок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Вот почему нужно знакомить ребёнка с историей нашей Родины. Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Необходимо помнить, что только при полноценном взаимодействии семьи и дошкольного учреждения нравственно-патриотическое воспитание детей будет достигнуто в полной мере.
Библиографический список:
1. Южный Урал: шаг за шагом. Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / Челябинск, 2016. 192 с.
2. Формирование у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей: Сборник научных статей (по материалам региональной научно-практической конференции «Формирование у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей» / Магнитогорск, Статус, 2016. 156 с.
3. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации / М. Д. Маханева // http://www.portal-slovo.ru
4. Жариков, А. Д. Растите детей патриотами / А. Д. Жариков. М.: Просвещение 1980. 80 с.
5. Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№ 27 общеразвивающего вида» г. Магнитогорска //http://ds-27.ru
6. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет / Р. С. Буре. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 80 с.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. Виноградовой А. М. М.: Просвещение, 1991. 115 с.
8. На Урале горы поют, на Урале счастье куют. Учебно-методическое пособие организации музыкальных занятий и культурно-досуговой деятельности по воспитанию основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста / авторский коллектив: И. И. Мезенцева, Т. В. Головко, В. М. Абсадыев. Магнитогорск. 2010. 62 с.
9. Полякова, Т. В. Знакомим детей с малой Родиной / Т. В. Полякова // http://ap2004.alledu.ru/document/380/839
10. Сакавичене, О. В. Патриотическое воспитание дошкольников / О. В. Сакавичене // Ребенок в детском саду. 2006. № 2, 3. С.24-26.
Что мы Родиной зовем?
Дом, в котором мы живем,
И березки у дороги, по которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы живем.
Ключевая задача современной государственной политики, направленной на модернизацию страны, – обеспечение процесса развития личности россиянина, процесса, одним из аспектов которого является нравственно-патриотическое воспитание [1].
В первую очередь это касается подрастающего поколения страны. Забота о детях сегодня – это забота о будущем России.
В жизни нашей страны за последние годы поменялось очень многое. Это касается, в основном, нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине. Нельзя не заметить, как изменились наши дети за последнее время «перестройки» жизни всей страны. У большинства из них искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Особое внимание к проблеме нравственно-патриотического воспитания – это шаг к возрождению России [2].
Дошкольное детство – важнейший период становления личности, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.
Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом заключается основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
На основе определения «нравственно-патриотического воспитания дошкольников» М.Д. Маханевой, мы понимаем под данным термином воспитание уважения к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее, знание детьми уклада жизни, быта, обрядов, истории своих предков, их культуры [3].
Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
Мы считаем, что чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает уже в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране [4].
Исходя из вышесказанного, воспитание у детей любви и уважения к своей стране, родному краю, культуре, к родному городу, к своей семье является одной из важных задач в работе нашего педагогического коллектива.
В своей работе по данному направлению мы ориентируемся на следующие показатели [5]:
дети 3 – 4 лет должны знать членов своей семьи, иметь представления о своем детском саде и его сотрудниках; в этом возрасте у детей начинает формироваться интерес к малой Родине и первичные представления о ней: знакомство с названием города и его местами, где бывают дети (парки, скверы);
у детей 4 – 5 лет углубляются представления о семье, семейных традициях, профессиях родителей; расширяются представления о достопримечательностях родного города, его красивых местах; в доступной форме дети получают первоначальные представления о государственных праздниках;
у детей 5 – 6 лет формируется интерес к своей родословной, они учатся создавать простейшее «генеалогическое древо»; расширяются представления о малой Родине: дети получают первичную информацию о географических особенностях родного города (расположение на двух берегах реки Урал), о главных улицах и проспектах; получают обобщенное представление о национальном составе Магнитогорска; о культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край; формируются представления о том, что Россия – огромная, многонациональная страна; дошкольники знакомятся с флагом и гербом России, мелодией гимна;
у детей 6 – 7 лет расширяются знания о родном городе, они узнают историю его строительства; знакомятся с природно-географическими зонами Южного Урала, с представителями животного и растительного мира, с Красной книгой Южного Урала; дошкольникам рассказывается о том, что Земля – наш общий дом, в котором важно жить в мире народам разных национальностей, уважать традиции и культуру друг друга; формируется интерес к событиям, происходящим в стране, воспитывается чувство гордости за ее достижения.
Главной целью нравственно-патриотического воспитания мы считаем воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Исходя из этого, мы выделили следующие основные задачи:
1. Формирование чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание любви и уважения к своей Родине – России, к своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, сверстникам, их родителям, соседям, другим людям.
3. Воспитание уважительного отношения к человеку – труженику, результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства, общественным праздникам.
4. Воспитание у детей любви к родной природе, желание беречь и защищать ее.
Поставленные нами задачи реализуются в следующих направлениях работы:
1. Познавательно-речевое развитие;
2. Социально-коммуникативное развитие;
3. Художественно-эстетическое развитие;
4. Физическое развитие;
5. Построение и преобразование развивающей предметно-пространственной среды;
6. Взаимодействие с семьями воспитанников.
В каждом направлении мы определили основные методы и формы работы.
1. Познавательно-речевое развитие:
Целевые прогулки и экскурсии, видеоэкскурсии («Моя улица», «Мой город», «Парки и скверы родного города», «Я живу в России», «Москва – столица нашей Родины»);
Организация наблюдений (за трудом взрослых, изменениями в облике города и улиц);
Рассказы воспитателя, беседы с детьми с использованием иллюстраций, презентаций, фотоальбомов («Мой Магнитогорск», «Чем знаменит мой город», «Два берега реки Урал», «Город металлургов», «С чего начинается Родина?»);
Создание и рассматривание альбомов о родном городе, о Челябинской области (природный и растительный мир);
Создание коллекции природных камней Челябинской области (полезные ископаемые);
Творческие рассказы детей на различную тематику («Моя улица», «Мой город»);
Ознакомление детей с народами и народностями, проживающими в России, в области; с их традициями и обычаями;
Создание картотек дидактических игр;
Ознакомление детей с произведениями южноуральских писателей;
Создание в группах библиотек художественной литературы южноуральских писателей;
Разучивание стихов, пословиц, поговорок о семье, городе, стране;
Проектная деятельность («Род, Родина, народ, все, что в душе у каждого из нас живет»).
2. Социально-коммуникативное развитие:
Беседы с детьми с использованием иллюстраций, презентаций, фотоальбомов («Моя семья», «Мой род», «Генеалогическое древо»);
Творческие рассказы детей на различную тематику («Моя семья», «Мой дом», «Мои предки»);
Знакомство детей с профессиями людей основных городских предприятий;
Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду;
Встречи с почетными людьми города.
3. Художественно-эстетическое развитие:
Разучивание песен, народных танцев;
Организация культурно-досуговой деятельности по воспитанию основ гражданственности и патриотизма («Разноцветный шар земной», «На Урале счастье куют, на Урале горы поют»), с народными праздниками;
Ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, литье, вышивка);
Закрепление знаний о государственных символах России, области, города в рисовании, аппликации;
Изготовление поделок;
Конструктивно-модельная деятельность («Детский сад будущего», «Город моей мечты», «Построим город-сад»).
4. Физическое развитие:
Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством подвижных игр, эстафет, соревнований;
Использование в работе с дошкольниками народных подвижных игр, забав;
Организация и проведение спортивных досугов, праздников и развлечений;
Участие детей в городских спортивных мероприятиях.
5. Построение и преобразование развивающей предметно-пространственной среды:
Организация и оснащение центров нравственно-патриотического воспитания;
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Пограничники», «Моряки», «Почта», «Школа» и т.д.
Оформление альбомов о семье, родном городе, об области, о России, о разных народах и национальностях;
Изготовление макетов «Наш детский сад», «Улицы моего города», «Красная площадь».
6. Взаимодействие с семьями воспитанников:
Оформление стендов, папок-передвижек, материалов «родительских уголков», тематических выставок «Как жили наши предки», «Россия – наша Родина», «Народы России», «Этот День Победы»;
Организация и проведение индивидуальных и групповых бесед с родителями («Расскажите детям», «Учите детей наблюдать»);
Организация и проведение консультаций («Наш дом – Южный Урал»);
Оформление буклетов по нравственно-патриотическому воспитанию;
Семейные встречи («Папа, мама, Я – спортивная семья» (спортивные), «Папа, мама, Я – читающая семья» (библиотечный конкурс).
Участие родителей в праздниках и досугах, организуемых в детском саду («День защитников Отечества», «9 мая – День Победы», «Мамин день»);
Создание фотоальбомов («Я живу в России (в Магнитогорске)»; «Моя семья – моя гордость»; «Моя любимая бабушка (дедушка); « Профессии моих родителей», «День Победы»);
Оформление газет «Все профессии нужны, все профессии важны» (о профессиях родителей), «Наши папы – бывшие солдаты» (армейские фото пап), «Моя спортивная семья», «Мой город» (дети с родителями в различных уголках нашего города) и т.д.
Акции «Покормите птиц зимой», «Зеленый патруль», «Озеленение участка детского сада»;
Анкетирование родителей «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей, по нашему мнению, является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
От того, какими глазами ребенок увидит окружающее, от того, что поразит его воображение, какие уроки он извлечёт из рассказов о современных событиях и прошлом страны, зависит, каким он вырастет гражданином. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Вот почему нужно знакомить ребёнка с историей нашей Родины. Без знания собственных корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Необходимо помнить, что только при полноценном взаимодействии семьи и дошкольного учреждения нравственно-патриотическое воспитание детей будет достигнуто в полной мере.
Библиографический список:
1. Южный Урал: шаг за шагом. Программа по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста / Челябинск, 2016. 192 с.
2. Формирование у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей: Сборник научных статей (по материалам региональной научно-практической конференции «Формирование у будущих педагогов готовности к духовно-нравственному развитию и воспитанию детей» / Магнитогорск, Статус, 2016. 156 с.
3. Маханева, М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методические рекомендации / М. Д. Маханева // http://www.portal-slovo.ru
4. Жариков, А. Д. Растите детей патриотами / А. Д. Жариков. М.: Просвещение 1980. 80 с.
5. Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№ 27 общеразвивающего вида» г. Магнитогорска //http://ds-27.ru
6. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет / Р. С. Буре. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. 80 с.
7. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / под ред. Виноградовой А. М. М.: Просвещение, 1991. 115 с.
8. На Урале горы поют, на Урале счастье куют. Учебно-методическое пособие организации музыкальных занятий и культурно-досуговой деятельности по воспитанию основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста / авторский коллектив: И. И. Мезенцева, Т. В. Головко, В. М. Абсадыев. Магнитогорск. 2010. 62 с.
9. Полякова, Т. В. Знакомим детей с малой Родиной / Т. В. Полякова // http://ap2004.alledu.ru/document/380/839
10. Сакавичене, О. В. Патриотическое воспитание дошкольников / О. В. Сакавичене // Ребенок в детском саду. 2006. № 2, 3. С.24-26.