Задать вопрос
Статьи

История храмостроительства на Южном Урале: начало церковного строительства

23.03.2022
Серов А. Г.


Самым первым поселением на территории Челябинской области является Теченская слобода, основанная в 1682 году, однако первый этап освоения Российской империей территории Южного Урала относится к 30-м годам XVIII века, когда появились первые русские города-крепости, слободы, пристани и перевалочные пункты, такие, как Челябинск (1736), Верхнеуральск (1734), Чебаркуль (1736) и другие.
Вторая волна заселения началась в 1743 году в связи с основанием двух пограничных линий по рекам Урал и Уй. Тогда появились на карте Южного Урала крепости Магнитная, Кизильская, Троицк, Степная, редуты Верхнекизильский и Янгельский. После этой второй волны под защитой военных крепостей началось бурное строительство заводов и горнозаводских русских сёл в восточной Башкирии (Авзян, Кага, Преображенск, Тирлян, Зигаза, Белорецк и других).
Третий этап освоения начался в 30-40-х годах XIX века с момента образования Новой пограничной линии с десятками казачьих поселений: Березиновка, Великопетровка, Варшавка, Полоцкий, Анненский, Могутовский, Наследницкий и прочих.
Был и четвертый этап переселения русского населения на Южный Урал, когда в конце XIX – начале XX века происходило переселение на неосвоенные земли малоземельных казаков. Именно тогда и появились поселки Агаповка, Новоозерный, Новобуранный, Новое Городище.
В крепостях, поселках, слободах в связи с ростом населения неизбежно вставал вопрос о возведении храмов. Церковь, тесно связанная с государством, не только цементировала общество и утверждала мораль, но, кроме религиозных функций, решала также и другие очень важные социальные задачи, такие, например, как образование детей, запись актов гражданского состояния и многое другое. Возведение церкви становилось важным делом, ведь церковь служила центром общественной жизни.
Когда появились первые храмы на Южном Урале? В некоторых случаях храмы строились очень быстро, сразу же после основания  поселения. Ярким примером этому служит история крепости Магнитной, где церковь была возведена всего через 3 года после основания поселения.
Крепость Магнитная была основана в 1743 году. В следующем году уже был определён причт (штат) церкви в крепости Магнитной (священник, дьякон, пономарь), тогда же было назначено жалование причетникам этой церкви. А в 1747 году была построена в Магнитной деревянная церковь во имя Святой Троицы [2, с. 4]. То есть открытие церкви в крепости Магнитной произошло через 3 года после основания крепости и при небольшом приходе (26 дворов).
Сколько церквей было до революции на Южном Урале?
В дореволюционный период количество церквей на территории Южного Урала было достаточно большим. В краеведческой литературе приводятся следующие цифры о количестве церквей и часовен на Южном Урале. «В Оренбургском войске в 1915 году на 1131 населённый пункт было 451 церковь и часовня» [1, с. 114], т. е. почти в каждом втором поселении имелась своя церковь или часовня.
Как свидетельствуют документы, в некоторых казачьих станичных юртах (юрт – земельное владение станичного общества) Южного Урала храмы и часовни имелись не только в каждом втором, но и даже в каждом отдельном поселке этого станичного юрта, за исключением хуторов. Примером такой станицы (административно-территориальная единица из нескольких казачьих поселений) является станица Варшавская 2-го отдела Оренбургского казачьего войска.
Варшавская станица (Варшавский юрт) занимала достаточно большую территорию. В юрт Варшавской станицы, по данным 1901 года, входило 11 поселков [4]. Территории бывших казачьих станиц соизмеримы с территориями современных районов Челябинской области. Варшавская станица занимала, во-первых, восточную часть нынешнего Кизильского района (Кацбах, Полоцк, Новинка), во-вторых, южную часть Карталинского района с поселками Неплюевка, Елизаветполька, Варшавка, Еленинка, в-третьих, северную часть Брединского района (Амурский, Могутовский, Княженский) и, в-четвертых, территорию, которая находится в нынешней Костанайской области Казахстана (поселок Георгиевка). Вот перечень этих 11 посёлков Варшавской станицы: Неплюевский, Кацбахский, Амурский, Полоцкий, Елизаветпольский, Новинский, Георгиевский, Варшавский, Могутовский, Княженский, Еленинский.
Все эти поселки были основаны в одно время – в сороковые годы XIX-го века. Во всех без исключения 11-ти поселках Варшавской станицы к 1901 году были построены церкви или часовни.
В двух поселках (Новинка, Варшавка) церквей в 1901 году не было, но были часовни. К 1930-му году церкви в Новинке и Варшавке были всё же построены. Таким образом, к 1930-му году, когда началась первая антирелигиозная кампания, церкви существовали во всех одиннадцати казачьих поселках Варшавского юрта. Были такие села, где имелись и церковь, и часовня (Полоцкий, Верхний и Нижний Авзян, Узян).
Ныне из этих одиннадцати церквей Варшавской станицы сохранились только три  в поселках Кацбах, Варшавка, Неплюевка, а часовен не сохранилось ни в одном из перечисленных поселков.
Количество населения не играло определяющей роли: в поселке с меньшим количеством населения могла быть построена церковь, а в поселке с большим количеством населения по каким-то причинам церкви могло и не быть. Так, в Новинском поселке (965 душ населения) церкви не было, но была часовня, а в Еленинском (670 душ) церковь имелась.
Церковь могли построить даже в небольшом поселении. Краеведы нашли 2 фотографии деревни Алексеевка (она известна ещё под названием хутор Алексеевский) на левом берегу реки Урал (Верхнеуральский район), где на снимках видна церковь с колокольней. В 1966 году Алексеевка была затоплена водами Верхнеуральского водохранилища [6].
Деревянные церкви. Первые православные церкви, построенные на Южном Урале, были деревянными, потому что дерево было самым дешёвым строительным материалом. Немалую роль играло также и то обстоятельство, что сроки строительства деревянных храмов, вероятно, были меньшими, чем сроки возведения каменных церквей.
На сегодняшний день на Южном Урале сохранилась ничтожно малая часть этих старинных деревянных церквей. Большая часть дореволюционных деревянных храмов исчезла. Можно составить список этих исчезнувших храмов, и он будет очень длинным. Остались лишь старые фотографии и лишь несколько уцелевших образцов церковной деревянной архитектуры на Южном Урале, по которым мы можем составить представление об этой архитектуре. Деревянные старинные часовни не сохранились во всех старожильческих селах, но, к счастью, сохранились старинные фотографии, демонстрирующие их вид.
В исчезновении деревянных храмов, во-первых, повинна богоборческая политика советской власти. В годы советской власти во время антирелигиозных кампаний православные храмы закрывались и превращались в склады, клубы, маслозаводы, радиоузлы или просто сносились, были разобраны на бревна и послужили стройматериалом для различных зданий. Так исчезли деревянные церкви и часовни в поселках Березиновке, Порт-Артуре, Узяне, Верхнеуральске, Ершовке, Краснинске, Янгельском, Сыртинке, Новоозёрном, Среднеуральске, Ломовке, Касселе, Урлядинском, Воздвиженке, Полоцком, Браиловке. Этот список можно продолжать.
Вторая причина исчезновения деревянных храмов обусловлена тем, что дерево, недолговечно, страдает от пожаров. В строительстве применялась лиственница как наиболее прочный древесный материал. После окончания строительства снаружи деревянный храм обшивали тесом – опалубливали  и снаружи красили. Главы деревянных церквей покрывались листовым металлом. Многие церкви стояли на цоколе из местного бутового камня. Внутри деревянные церкви штукатурились и белились или обшивались досками и расписывались.
Принято считать, что вершиной русского деревянного зодчества была деревянная архитектура Русского Севера. Действительно, там был свой стиль, свои формы («бочки», «крещатые бочки», «кубы», «висячие крыльца», «восьмерики с повалом»). Тем не менее, знакомство с южноуральским деревянными храмами вызывает чувство восхищения мастерством безымянных мастеров. По внешнему виду деревянные храмы Южноуралья очень разнообразны. Среди них невозможно найти близнецов.
Строители деревянных церквей на Южном Урале комбинировали в самых разных сочетаниях такие архитектурные формы, как: четверик, восьмерик, шатровый купол и круглый купол, купол-луковку, треугольные и круглые завершения окон, световой и глухой барабан купола. Из 16-ти фотографий исчезнувших и ныне существующих храмов, которые мы можем проанализировать, можно выделить пять типов деревянных храмов южноуральского деревянного зодчества.
1. Однокупольные храмы со световым или глухим барабаном, пристроенной колокольней с кораблёвым планом (Кацбах, Покровка, Варшавка, Неплюевка).
2. Пятикупольные храмы с двухярусным или одноярусным центральным четвериком и пристроенной колокольней (Кассель, Тирлян, Новоозёрный, Ново-Орский, Среднеуральск).
3. Однокупольные храмы в формах классицизма с широким низким центральным барабаном, и портиком (Татищево, Узян).
4. Храмы с шатровым центральным куполом на восьмерике и центральным восьмериком или четвериком с пристроенной шатровой колокольней (Алексеевка, Верхнеуральск, Березиновка, Сухтели).
5. Храмы с двухуровневой кровлей над основным объёмом церкви и одним куполом с луковкой на глухом барабане (Верхнеуральск, Богоявленская церковь и храм в Архиерейской слободе в Уфе).
С точки зрения сохранности внешнего вида, уцелевшие деревянные храмы можно разделить на две группы. В первую войдут 6 храмов, сохранивших свой первоначальный вид. По нашим сведениям, деревянные храмы, не утратившие облик, сохранившие купола и колокольни, уцелели на сегодняшний день только в 6-ти старожильческих населённых пунктах Челябинской и Оренбургской областей: Кацбах, Неплюевка, Варшавка, Лейпциг, Муратовка, Покровка (Оренбургская область). Четыре из вышеперечисленных храмов были вовремя спасены от разрушения, реконструированы и переданы православной церкви. Судьба этих храмов решилась благополучно. Церковь в Лейпциге спасли в тот самый последний момент, когда она вот-вот могла рассыпаться от ветхости. Печально, что из этих шести церквей, которые уцелели и сохранили свой облик, две находятся в руинированном состоянии. Церковь в Муратовке находится особенно в плохом состоянии, церковь в Покровке выглядит более сохранной, но требует реконструкции и может быть восстановлена.  
Вторая группа уцелевших деревянных храмов – это четыре церкви, которые не сохранили свой облик, а сохранили только стены (Сухтели, Новобуранный, Тирлян, Нижний Авзян). Они совсем потеряли свой первоначальный вид и превратились в обыкновенные деревянные здания и стоят без колоколен и куполов. Из них в стадии реконструкции находятся храмы в поселке Сухтели и в Нижнем Авзяне. Реконструкция в Сухтелях уже началась и идёт успешно, о чем свидетельствует восстановленная колокольня. Что очень помогает реконструкции сухтелинской церкви, так это то обстоятельство, что сохранилось несколько хороших старых фотографий.
Каменные храмы Южного Урала дореволюционной эпохи. Со временем, по мере роста населения и изменения статуса поселений в городах, крепостях и казачьих поселках и горнозаводских селах с начала XIX века началось строительство каменных православных храмов и отход от деревянного зодчества. В уральских городах и селах появились разбогатевшие торговцы и промышленники, спонсировавшие церковное строительство.
Архитектурные стили старых храмов Южноуралья – это классицизм, русско-византийский стиль, эклектичный новорусский стиль, новорусский кирпичный стиль.
Храмы в формах классицизма получили повсеместное распространение. Их можно встретить и в горнозаводских селах Башкирии и Челябинской области и в казачьих поселках и городах. Хозяевами горнозаводских сел Урала были столичные предприниматели. Им полюбился вошедший в моду классицизм, который пришёл в Россию в Петровскую эпоху с Запада. Так появились храмы в стиле классицизм в горнозаводских селах и городах: Зилаире (Преображенске), в селе Огневском, в Кыштыме (Церковь Иоанна Предтечи), в Верхнем Авзяне (Казанско-Богородицкая церковь), в Миньяре и Илеке. На казачьих землях также строились храмы в стиле классицизма. Это – собор в Троицке, церкви в Уртазыме, в станицах Магнитной, Кундравинской. Не только каменные, но и некоторые деревянные церкви тоже построены в стиле классицизма (Нижний Авзян, Узян, Татищево). На них мы увидим характерные для этого стиля портики с колоннами при входе в храм и большой широкий купол на низком барабане, арочные окна.
Имелись на Урале и храмы в русско-византийском стиле  Свято-Никольский храм в Белорецке (не сохранился), Свято-Никольский в Верхнеуральске, и Вознесенская церковь в селе Вознесенское Учалинского района. Однако господствующим стилем на Южном Урале надо признать эклектический новорусский стиль. Образцами его можно считать старые церкви в Великопетровке, Верхнеуральске, Троицке, Кыштыме, Каслях, Ларино, Губернском и других старых поселених и городах Южноуралья. В Челябинске особенно много храмов, относящихся к русскому кирпичному стилю с мелкой кирпичной орнаментикой (храм Александра Невского).
Разнообразны были типы колоколен, но все они были пристроены с запада к центру храма, а отдельно стоящих звонниц на Южном Урале не возводили.
Типовые проекты в церковной архитектуре Южного Урала. В церковном зодчестве на Южном Урале широко применялись типовые проекты. Святейший Синод Русской Православной Церкви взял это дело в XIX веке под свой контроль и даже выпустил так называемый «Атлас для руководства церковными постройками в селеньях», содержащий типовые пронумерованные проекты. Исследователи выяснили, что, например, деревянная Дионисиевская церковь в селе Муратовке Ашинского района построена по типовому проекту, опубликованному под № 22 в вышеуказанном Синодальном Атласе [3]. Существовали типовые проекты, как для деревянных, так и для каменных храмов.
Если сравнить фотографии церквей, построенных по одному типовому проекту, то можно увидеть, что они похожи друг на друга как две капли воды. Так, по одинаковому типовому проекту были построены четыре однокупольных храма в новорусском стиле в селах: Великопетровка, Кизильское (не сохранился), Клястицкое и Бородиновка (не сохранился). По другому проекту были построены две ротондные церкви в городе Миньяре и селе Илек. Реализация следующего типового проекта – это пятитикупольный храм в Каге (РБ), Верхнеуральске и в поселке Городище (Оренбургская область). Четвертый выявленный нами проект – это небольшая церковь в стиле классицизма с полигональным куполом (купол с округлыми ребрами, который в горизонтальном сечении представляет собой многоугольник (4 -8 углов)) и луковкой. Этот тип церкви был построен в трех населённых пунктах: в поселке Уртазым (сохранилась в руинированном виде), в станице Магнитной (сохранилось фото) и в городе Белебей (действующая церковь). Несомненно, что были и другие типовые проекты. Этот вопрос мало разработан и требует дальнейшего изучения.
Настенная церковная живопись южно-уральских храмов. Как выяснилось, настенная роспись была достаточно широко распространена в храмах южного Урала. На сегодняшний день сохранились фрески в следующих старых храмах:
    Церковь Святой Троицы – Ларино, Челябинская область;
    Церковь Михаила Архангела – Белебей, Республика Башкортостан;
    Свято-Троицкая церковь – Кособродка, Челябинская область;
    Свято-Николаевский храм – Кага, Республика Башкортостан;
    Храм святых апостолов Петра и Павла – Великопетровка, Челябинская область;
    Церковь Покрова Пресвятой Богородицы – Покровка, Оренбургская область;
    Храм Ильи-пророка в – пос. Огневское, Челябинская область.
Фрески в этих храмах выполнены в реалистической европейской манере или в манере наивного реализма и отличаются нестандартностью. Во всех перечисленных храмах живописцы, по всей вероятности, не были ограничены никакими схемами и канонами. Создается впечатление, что художникам, расписывающим церкви, была предоставлена определённая степень свободы. У каждого живописца был свой стиль.
В каждом храме мы можем увидеть разные библейские сюжеты. В Великопетровском храме впечатляет картина Страшного суда. В церкви Ильи Пророка в селе Огневском искусно написан сюжет притчи о блудном сыне. В Кособродской церкви есть сюжеты неканонические, но связанные с религиозной моралью. В Белебеевской церкви на куполе можно видеть сонм херувимов и серафимов, который производит на зрителя сильное впечатление.
Настенной росписью украшались храмы не только каменные, но и деревянные. Способ росписи в деревянных храмах состоял в нанесении краски на обитые обработанными подготовленными гладкими стругаными дощечками стены. Такой метод можно увидеть в Покровской церкви села Покровка (Оренбургская область).
Тема фресок в старых храмах Южного Урала совершенно не разработана и ждет своих исследователей.
Проблемы восстановления старинных храмов. Большое количество старых храмов Челябинской области заброшено и руинировано. Они нуждаются в консервации и реконструкции. Русская Православная Церковь и местные приходы проводят немалую работу по их восстановлению. Ярким примером удачной реконструкции служит храм в поселке Лейпцигском, спасенный от разрушения в самый последний момент, когда люди ждали со дня на день его полного разрушения. Звонница храма уже порядочно накренилась и напоминала знаменитую Невьянскую башню. Лейпцигский храм был спасен и восстановлен с оценкой «отлично». Внешний вид его нисколько не отличается от того, что зафиксирован на старинных фотографиях.
На сегодняшний день построены храмы в тех поселках, где они были уничтожены: в Янгельке, Краснинске. Восстановлены в прежнем виде храмы в Варшавке, Неплюевском, Кацбахе, Лейпцигском. Сейчас в стадии реконструкции находятся храмы в Сухтелинском, Карагайском, Кособродском, Булзи и Ларино.
Наметились две тенденции в работе по восстановлению сельских храмов.
(1) Восстановление, ставящее целью полное воспроизведение облика разрушенного храма, с соблюдением всех особенностей конструкции старого исконного проекта. По этому пути пошли реставраторы церквей в Кацбахе, Варшавке, Неплюевке, Лейпциге. При реконструкции их не было допущено отхода от первоначальной конструкции и упрощённых решений.
(2) Восстановление, не ставящее цели полного воспроизведения вида разрушенного храма. Этот вариант выбирается реставраторами в случае, если не удалось найти в архивах плана церкви и фотографий и рисунков, запечатлевших облик исчезнувшего храма. Этот вариант был выбран реставраторами в Краснинске и Янгельке. Сейчас по такому пути, вероятно, пойдут в поселке Карагайском, так как ни фотографии, ни плана старой Вознесенской церкви не удалось разыскать. Это единственное верное решение проблемы.
Рассмотрим ситуацию с восстановленной церковью в старом казачьем поселке Янгельском. Пусть современная церковь здесь не вполне похожа на старинную, пусть она сделана с применением современных материалов и технологий (сайдинг). Выбран красивый, традиционный, близкий к русской традиции немодернистский проект. Церковь в Янгельке смотрится красиво, эстетично. С появлением церкви в Янгельке появилась своя архитектурная доминанта. Церковь действительно украсила поселок. Она стоит на площади на своем исконном месте. От площади расходятся улицы. Вид на новую церковь открывается с нескольких разных точек. Она действительно украшает старую Янгельку, придает ей исторический колорит.
При реконструкции фресок старинных церквей возникает проблема копирования. Рассматриваются два варианта: или полное восстановление фрески в первозданном виде, чтобы сохранить авторскую манеру живописца; или создание новой авторской фрески на месте старой. Первый путь более затратный, он требует оплаты труда опытных реставраторов, специалистов по иконописи. Второй – более дешёвый. Часто церковные руководители более склонны идти по второму пути, преследуя благую цель ускорить процесс восстановления храмов.
Библиографический список
1. Галигузов, И. Ф. Станица Магнитная [Текст] / И. Ф. Галигузов, В. П. Баканов. Магнитогорск. 1994.
2. Дегтярёв, А. Г. Летопись горы Магнитной и города Магнитогорска [Текст] / А.Г. Дегтярев. Магнитогорск. 1993.
3. Интернет-ресурсы.
4. Материалы историко-краеведческого музея с. Кизильское.  
5. Казачий словарь-справочник. Том 3 / Сост. Г. В. Губарев. Сан-Ансельмо. США. 1909.
6. Архив В. В. Ашиткова.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.