Задать вопрос
Статьи

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА В НАЦИЗМ В 20-50-х гг. ХХ в.

15.01.2023
Буряк Е.М., Березкина Д.М.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ
УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА В НАЦИЗМ
В 20-50-х гг. ХХ в.

Аннотация. В статье рассматривается процесс трансформации украинского национализма в нацизм в период с 1920-х по 1950-е гг. Несмотря на наличие историографической базы, тема исследования остается достаточно острой и требует дальнейшего изучения. Исследование построено на принципах историзма и объективности. Авторы обращают внимание на цели и мотивы украинского населения, которые в последующем стали основой для националистического движения. Анализируется террор в отношении польской элиты в 20-х – 30-х гг. XX в., антисоветская деятельность, воздействие Польши на развитие украинского национализма, а также взаимодействие националистов с гитлеровской Германией. Рассматривается формирование украинских националистических организаций за пределами Украины и процесс раскола ОУН. Особое внимание уделяется деятельности ОУН(б) и ее военного подразделения УПА, которые отличились особой жестокостью расправ над поляками, евреями, русскими и остальными гражданами, которые не поддерживали деятельность националистов, но и не высказывали свою позицию открыто. Статья написана на основе открытых документальных источников, воспоминаний Бандеры и членов ОУН(б).
Ключевые слова: украинский национализм, ОУН, УПА, бандеровцы, преступление, нацизм.

В условиях современного мира всё чаще употребляются термины «национализм» и «нацизм» без особого понимания смысла данных терминов. Более того, на наших глазах происходит реабилитация нацизма на международном уровне. При этом складывается ощущение, что человечество забыло уроки истории и то, к чему приводит её незнание. Дополнительным фактором является оправдание преступлений и преступников, их героизация и попытка перенести старую идеологию в современные условия, отрицая очевидные преступления. Один из таких процессов мы можем наблюдать на территории современной Украины, где очевидная история украинского национализма превращается в героические страницы настоящего.
Стоит отметить, что сама тема не нова. Первым исследователем, обратившим своё внимание на существование украинского национализма еще c 60 годов XX века, был Джон Армстонг [1]. Исследования советских ученых в основном начали появляться с конца 70-х годов, например, работа В.П. Беляева [2]. Это связано с тем, что в Советском Союзе не придавались широкой огласке деятельность украинских националистов и события на Волыни, особенно в послевоенные годы.  Общим вопросам истории ОУН и УПА посвящены исследования И.В. Турицына [3], Д.А. Белащенко и
А.Е. Цымбалова [4], С.А. Невского [5], А.Р. Дюкова [6], А.И. Баканова [7] и др. Авторы анализируют проблемы становления и развития ОУН и УПА, их взаимодействие с нацистами Третьего Рейха, а также определяют специфические черты украинского национализма. Также есть и исследования освещающие вопросы, связанные с украино-польским противостоянием на Волыни в 1943-1944 годах. В работе Б.М. Кондорского «Архаические основы Волынской резни» рассматриваются предпосылки и идеологические основы «Волынской резни», события этнической чистки и отношение советской власти к бандеровцам [8]. В статье А.В. Козлова анализируются не только события геноцида польского населения, но и отношение современной Украины к деяниям ОУН и УПА [9], а
Л.С. Лыкошина в своей работе напротив рассматривает память поляков о Волыни в годы Великой Отечественной войны [10].
Несмотря на наличие целого ряда исследований, в современной исторической науке существует проблема интерпретации деятельности Организации украинских националистов (далее ОУН) и Украинской повстанческой армии (далее УПА), а также событий, происходящих на Волыни в 1943-1944 гг. Сейчас мы являемся свидетелями переписывания истории Украины в целом, и особенно, в период Второй мировой войны. Предводители националистов Степан Бандера и Роман Шухевич теперь считаются национальными героями. Напротив, в Польше 11 июля 2016 года в сейме «Волынская резня» была признана геноцидом по отношению к полякам, русским, евреям, а также несогласными с идеями ОУН и УПА украинцами. Поэтому тема разного отношения к деятельности националистических организаций на Украине и «Волынской резне» постоянно возникает между двумя государствами: Польшей и Украиной.
В начале XX века впоследствии Первой мировой войны, революций в России и Гражданской войны возникло сразу два украинских государства – Украинская Народная Республика (УНР) на территории Малороссии и Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР) в Восточной Галиции.  
Осенью 1918 года началось возрождение так называемой второй Речи Посполитой, что сопровождалось вооруженными столкновениями поляков и украинцев, которые по Версальскому миру получили право создания собственного государства. На начальных этапах существования польского государства ее восточные границы были неопределенны, что привело к борьбе за благоприятные территории, на которых с давнего времени проживали украинцы, которые верили, что это их исконные земли. И уже в конце 1918 года под руководством Е.Е. Петрушевича была создана Западно-Украинская Народная Республика (ЗУНР). Львов был занят и объявлен столицей, что было совершенно неприемлемым для поляков. Объективное стремление к обретению собственного государства и политические амбиции националистических лидеров, особенно оказавшихся за пределами советской Украины, стали основой для неизбежного развития национального движения украинцев [3]. Основоположником идеологии данного течения считается
Н.И. Михновский, который выдвинул идею «Украина для украинцев» еще до Первой мировой войны [11].
Стоит отметить, что организация националистических была возможна лишь за пределами РСФСР, а затем и СССР, при поддержке иностранных правительств [11]. Первоначально руководство движением осуществлялось четырьмя центрами: Украинская военная организация и Гетманский центр в Берлине, Петлюровский центр в Варшаве, Львове и Луцке и Эсеровско-эсдековский центр в Праге [5].
Сформировать полноценное самостоятельное государство украинскому народу так и не удалось из-за отсутствия опыта реального государственного управления, внешнеполитической ситуации и нереализуемости большинства целей украинского национального движения. В 1922 году основная часть УНР вошла в состав СССР в качестве Украинской Социалистической Советской Республики (УССР). Территории УССР были расширены за счет новых регионов, населения которых было мало знакомо с украинским языком и культурой. После чего украинский национализм в рамках советской политики коренизации получил новый импульс. По замыслу украинизации, необходимо было перевести на украинский язык делопроизводство, образование, книгопечатание и другие сферы жизни общества. Для этого привлекались как местные кадры, так и представители западноукраинской интеллигенции, в том числе состоявшие в антироссийских организациях [4].
Уже в 1920-е годы активную поддержку деятельности украинских националистов против Советского Союза поддерживали политические элиты Польши и Румынии. Так, например, в начале 1920-х годов при поддержке Ю. Пилсудского в Польше возникла Украинская военная организация (УВО), в последующем ставшая основой для Организации украинских националистов (ОУН) [3]. Ее целью было освобождение Галиции от поляков и создание суверенного украинского государства.  УВО действовала методом террора. Так в 1921 году было совершено покушение на Пилсудского, в 1922 году жертвами террора стали несколько украинских общественных деятелей, несогласных бойкотировать выборы в сейм. В этом же году организация провела несколько сотен акций направленных против поляков и не поддержавших антипольский террор украинцев. В 1924 году было совершено покушение на польского президента С. Войцеховского, а в 1926 году был бит С. Собиньский [11].
В 1929 году в Вене на основе нескольких украинских националистических организаций («Украинской военной организации», распавшейся в 1928 г.; «Украинской националистической молодежи»; «Легиона украинских националистов»; «Ассоциации украинской националистической молодежи») была образована Организация украинских националистов (ОУН) во главе с Е.М. Коновальцем. В качестве идеологии ОУН были приняты идеи Д.И. Донцова из его труда «Национализм» (1926 г.), в котором выдвигается концепция украинского интегрального национализма, основанного на принципах социал-дарвинизма, вождизма и разделении рас на низшие и высшие. Еще одним идеологом ОУН был Н.О. Сциборский, который в книге «Нациократия» (1935 г.) изложил теоретическую модель украинского тоталитарного государства. С этих пор в работах украинских авторов – приверженцев национализма – появляются указания на исключительность Украины, ее превосходство над остальными, а также древнейший характер ее культуры и связь с античными цивилизациями. Поэтому фальсифицировалась история России и Польши, а их достижения приписывались только украинскому народу [11].
ОУН организовывали акции саботажа и диверсии. К примеру, в 1931 году на территории монастыря в городе Трусковце был убит депутат сейма Тадеуш Голувко, чья смерть вызвала широкий резонанс в обществе, а его убийцы были приговорены к смерти. В ответ на действия националистов польское правительство провело акции по пацификации украинского населения. Осуществлялись обыски, аресты и конфискация оружия. Но данные действия не привели к налаживанию польско-украинских отношений, а напротив ОУН под руководством Степана Бандеры организовала несколько покушений. Был убит министр внутренних дел Б. Перацкий. После чего Бандера и Шухевич были приговорены к пожизненному заключению [11].
После прихода к власти Адольфа Гитлера, в 1933 году, главным местом скопления украинских националистов становится Германия. Так как немцы были заинтересованы в существовании различных националистических украинских организаций, которые распространяли расовую теорию Гитлера и имели большой потенциал и возможность вести антисоветскую диверсионную деятельность. К тому же на Нюрнбергском процессе высшее нацистское руководство (Риббентроп, Кейтель, Лахаузен и др.) указывало на схожесть целей ОУН с нацистами. Также схожесть интересов находит подтверждение и в инструкции «Борьба и деятельность ОУН во время войны». В ней указывалось: «Во время хаоса и смуты можно позволить себе ликвидацию нежелательных польских, московских и жидовских деятелей, особенно сторонников большевистско-московского империализма; национальные меньшинства делятся на: а) лояльные нам, собственно члены всё еще угнетённых народов; б) враждебные нам – москали, поляки и жиды; в) имеют одинаковые права с украинцами…,
г) уничтожать в борьбе, в частности тех, которые будут защищать режим: переселять в их земли, уничтожать, главным образом интеллигенцию, которую нельзя допускать ни в какие руководящие органы, вообще сделать невозможным «производство» интеллигенции, доступ к школам и т.п. Руководителей уничтожат. Жидов изолировать, убрать из управленческих структур, а также поляков и москалей. Если бы была непреодолимая нужда, оставить в хозяйственном аппарате жида, поставить ему нашего милиционера над головой и ликвидировать при наименьшей провинности. Руководителями могут быть только украинцы, а не чужаки-враги. Ассимиляция жидов исключается».
Уже в конце 1933 года были проведены переговоры высшего руководства Третьего рейха Гитлера, Геринга и Розенберга с лидерами УВО и ОУН. По итогам переговоров, в январе 1934 года приказом инспектора полиции Дильсона и полковника Рейхенау УВО на правах особого отдела напрямую была подчинена гестапо [3].
Более активным становится сотрудничество Третьего Рейха и организаций украинских националистов (ОУН, «Украинская Громада», УНО и другие) в условиях подготовки ко Второй мировой войне. Еще до нападения на Польшу из украинских националистов формировались специальные военные диверсионные подразделения, которые занимались вербовкой украинских военнопленных, служивших в польской армии. Также они занимались пропагандой теории Гитлера и шпионажем против Советского союза. Со стороны же гитлеровцев поступало финансирование, содействие и предоставление убежища в Германии для украинских националистов [3].
К тому же во второй половине 1930-х годов политика навязывания польской культуры была активизирована Правительством Польши. Так, например, в 1938 году было разрушено 138 православных храмов и часовен на Люблинщине, а украинцев исповедующих православие принудили принять католичество. В 1939 году вновь проводились обыски украинского населения и аресты. Что еще сильнее накалило отношения между поляками и украинцами накануне войны [11].
В 1938 году после ликвидации сотрудником НКВД
П.А. Судоплатовым в Амстердаме Е. Коновальца во главе ОУН становится А. Мельник. Но вскоре после оккупации Польши в 1939 году из тюрьмы был освобожден С. Бандера, который писал: «Мы пробирались проселочными дорогами, подальше от главных путей, стараясь избегать встреч как с польскими, так и с немецкими войсками. Мы получали поддержку украинского населения. В Соколе я встретился с руководителями ОУН на той территории. Это было время, когда развал Польши уже был очевидным и стало известно, что большевики должны занять большую часть Западно-украинских Земель в соответствии с договором с гитлеровской Германией. Поэтому вся деятельность ОУН на ЗУЗ должна была быть быстро перестроена на борьбу против большевиков. Во Львов мы прибыли через несколько дней после вступления туда большевистской армии и оккупационных властей» [12]. В октябре 1939 года С.А. Бандера нелегально переходит немецко-советскую демаркационную линию и приезжает в Краков, оккупированный немцами. После чего, как сообщает сам Бандера, в первый половине января 1940 года он встречается с полковником А. Мельником для обсуждения дел по налаживанию нормальных отношений между Проводом Украинских Националистов и краевым революционным активом, но их разговор ни к чему не привел. Через какое-то время внутри ОУН начинается борьба. И уже в феврале 1940 года происходит раскол на сторонников более умеренного А.Ф. Мельника (ОУН(м); «мельниковцы») и преимущественно молодых радикалов во главе с С.А. Бандерой (ОУН(б); «бандеровцы»). Что перед началом войны было на руку немцам, так как постепенно усилившийся «Революционный привод ОУН» во главе с Бандерой имел серьезное влияние на жителей Волыни и в Галиции, а главное поставлял ценные разведданные.
Непосредственно руководством рейха из украинских националистов формировались отдельные боевые части, отличавшиеся пестротой состава. Из оуновцев был создан «украинский легион», в котором они видели зачатки армии украинского самостоятельного государства. А весной 1941 года из них были укомплектованы батальоны «Нахтигальт» и «Роланд» [3].
В 1939-1940 гг. земли Западной Украины вошли в состав Советского Союза. После чего советская власть сразу же была подвергнута нападкам со стороны украинских националистов. В июне 1941 года Советский Союз был вынужден отступить, а территории Украины были оккупированы немецкими войсками.
Нападение нацистской Германии на СССР 22 июня 1941 года стало значимым событием для украинских националистов. Так как на Украину вернулись эмигрировавшие представители различных украинских националистических организаций, которые начали создавать органы власти на оккупированных территориях Украины, а именно управы, украинскую полицию «Шуцманшафт» и украинскую державную службу безопасности (УДСБ).
29 июня 1941 года в первом крупном, взятом бандеровцами городе произошел печально известный Львовский погром или «тюремная акция». Аресты и убийства на улицах около 4000 евреев были произведены местными украинцами, под наблюдением команды из Айнзацгруппы «С». Данное событие вспыхнуло на фоне слухов о том, что евреи и большевики уничтожили политических заключенных перед уходом из города Красной Армии. Один из уцелевших еврейских узников Львовского гетто Давид Кахане вспоминал:
«Отступающие советские войска оставили три переполненные узниками тюрьмы: т.н. «Бригидки» – ул. Казимира, тюрьму бывшего полицейского управления на ул. Лонцкого (ныне – ул. Городоцкая) и тюрьму бывшего военного штаба на ул. Замарстыновской (ныне –
ул. Брюллова). Содержались в этих тюрьмах преимущественно уголовники, но были также и «политические» преступники со всей Львовской области. Немцы немедленно открыли все тюрьмы и освободили всех оставшихся в живых.
Гестапо решило использовать освобождение узников в пропагандистских целях. Для этого евреев заставили рыть могилы в присутствии специальной комиссии. Все это тщательно фотографировалось, и таким образом в распоряжении немецкой пропаганды оказался первоклассный материал. Они могли заявить всему миру: «Взгляните на жидо-большевиков, которых мы застигли на месте преступления! Взгляните на их несчастные, ни в чем не повинные жертвы!» [13].
Убийства евреев Львова продолжались весь июль и вновь достигли своего пика 25-27 июля, когда украинцами было убито около 1500 евреев в погроме, названном «дни Петлюры», по имени украинского политического деятеля Семена Петлюры [14]. В августе украинской вспомогательной полицией в Белой Церкви было расстреляно 90 еврейских детей.
30 июня 1941 года бандеровцы приняли «Акт о независимости Украины». Как пишет И.В. Турицын Гитлер не оценил действий украинских нацистов. К тому же Бандера пытался присвоить 2,5 млн рейхсмарок, которые были выделены в начале 1941 года на организацию подрывной работы в СССР. После чего руководство Германии отдало приказ, по которому Бандера был лишь задержан, а не арестован [3].
15 сентября Бандера был все же арестован по причине перехода бандеровцев к террору против конкурентов – «мельноковцев», которые также претендовали на немецкие деньги. Например, 30 августа в Житомире бандеровцами были убиты члены мельниковского прихода (руководства) Н.О. Сциборский и О. Сенник. И.В. Турицын пишет, что вслед за Степаном Бандерой, 25 ноября 1941 года вышла директива СЛ №12/41 об аресте бандеровских активистов и их ликвидации «под видом грабителей», которая затронула значительную часть активистов ОУН(б). в это время были арестованы три состава Львовского краевого провода ОУН, при этом немцы создали новый провод ОУН [3].
Впрочем, так называемый «концлагерь», в который был отправлен Бандера и о котором любят много говорить его современные последователи, представлял достаточно комфортное место проживания, но и предусматривал периодические выезды в Берлин.
В итоге, вместо потерпевших неудачу вождей украинского национализма появлялись новые лидеры. Таковым был Дмитрий Бобровец, присвоивший себе имя Тарас Бульба. Он являлся начальником полиции Сарненского района Ровенской области и смог в августе 1941 года создать в украинском Полесье некое небольшое государство «Полесская сечь». Созданные им с разрешения немцев и предназначеные для борьбы с партизанами полицейские формирования достигали от 2-3 и даже 10 тысяч человек, пишет Турицын [3]. А осенью этого года они уже носили наименование Украинская повстанческая армия «Полесская сечь». В дальнейшем, по одной из версий, данная организация была распущена после еврейского погрома в Олевске. А вместо нее в Людвиопольском районе области появилась полулегальная Украинская народно-революционная армия (УНРА). А по другой, организация Боровца была переименована в УНРА после объединения с «мельниковцами» в 1943 году.
После ареста Бандеры многие националисты ушли в подполье на нелегальное положение, но значительная часть членов ОУН все же смогла остаться на службе у немцев. При этом участникам движения и на официальном партийном уровне рекомендовалось сотрудничать с гитлеровцами. Так в апреле 1942 года на II Конференции ОУН(б) был сформирован новый план действий, по которому было принято не вести вооруженную борьбу с немцами [3].
В 1942 году в сфере взаимодействия с украинскими националистами немцы активно формировали украинские полицейские и карательные отряды. В рядах таких отрядов участвовал и известный соратник Бандеры – Роман Шухевич, служивший в охранном батальоне 201-й дивизии полиции на территории Белоруссии.
В начале декабря 1942 года во Львове прошла II «военная конференция бандеровской ОУН», на которой было решено создать на Волыни партизанские отряды. В конце 1942 года была создана сотня под командованием Григория Перегиняка, которая формально была Военным отделом ОУН, а позднее она станет «Украинской Повстанческой Армией» (далее УПА).
В конце 1942 года во время очистки Цуманского района от польского и украинского населения украинской милицией, состоявшей преимущественно из бандеровцев, под видом сторонников коммунистов было уничтожено более 3 тысяч человек [15].
В феврале 1943 года в селе Теребежи состоялась III конференция ОУН(б), где были определены главные враги украинского движения: поляки, немцы и советские партизаны, окончательно решены вопросы создания УПА, а также было создано Бюро Провода ОУН из трех человек: Роман Шухевич, Ростислав Волошин и Дмитрий Маевский. После смерти последних двух ОУН фактически руководил Роман Шухович, поддерживающий связь с Бандерой через его жену Ярославу, которой было позволено видеться с мужем. Хотя бандеровцы и объявили войну и с немцами, и с Советским Союзом, тем не менее, не было каких-либо серьезных попыток борьбы с гитлеровцами. В то же время УПА активно воевали с советскими партизанами. К примеру, в марте 1944 года в бою с украинскими националистами была уничтожена группа разведчика Н.И. Кузнецова [5].
В этом же месяце 1943 года под видом советских партизан было совершено нападение на польское село Паросле. Местные жители без разбора были жестоким образом зарублены топорами. Данное событие положило начало целой серии убийств на Волыни, Люблинщине и в Галиции [11]. Причем переодевание в немецкую или советскую форму было часто используемым приемом оуновцев.
Весной 1943 года на Волыни в ряды УПА вступила значительная часть дезертировавших членов Украинской вспомогательной полиции. А в последующем такое явление было и в Галиции. Также в рядах УПА можно было увидеть не только мужчин, но и женщин и подростков.
Одним из самых кровопролитных злодеяний сторонников ОУН(б) и ее вооруженной составляющей УПА на территории Генерального округа Волынь-Подолье стала известная «Волынская резня», начавшаяся в начале 1943 года. Массовому уничтожению подверглись этническое польское и украинское гражданское население (преимущественно женщины, дети и старики).
26 марта 1943 года в селе Липники и в райцентрах Степань, Деражная, Рафаловка, Сарны, Высоцк, Владимирец, Клевань и др. националисты проводят массовый террор в отношении польского населения и сжигают их поселения. Следует отметить, что поляков не расстреливают, а режут их ножами и рубят топорами вне зависимости от пола и возраста.
Первым крупным нападением на одно поселение считается нападение 1-й группы УПА во главе с Дубовым на Янову Долину. В результате было убито от 500 до 800 поляков, при этом не пострадала рота литовской вспомогательной полиции во главе с немцами.
13 мая при нападении на поляков из поселения Немилия отрядами УПА, а также украинцами из сел Вилия, Быстрицы, Хотин и Холопы было убито более 150 человек, которых убивали огнестрельным оружием, ножами, топорами и вилами [15]. Массовые казни превращались в изощренные убийства. «А двое детей, Степа и Оля, хорошие были дети, 14 и 12 лет... Младшую разодрали на две части, а мать Юньку уже не надо было душить, у нее разрыв сердца случился. В отряды брали молодых здоровых парней, чтобы душить людей. Так, из Верховки два брата Левчукив, Николай и Степан, не захотели душить, убежали домой. Мы приговорили их к казни... В Новоселках Ривненской области была одна комсомолка Мотря. Мы ее забрали на Верховку к старому Жабскому и давай доставать у живой сердце. Старый Саливон в одной руке держал часы, а в другой сердце, чтобы проверить, сколько еще будет биться сердце в руке. И когда пришли русские, то сыновья хотели поставить ему памятник, дескать, боролся за Украину» [16].
Пиковой точки данные события достигли 11 июля 1943 года, когда одновременно были атакованы более 150 населенных пунктов. Например, в Порицке банда украинских националистов в немецких мундирах уничтожила более 62 мирных поляков в костеле во время воскресного богослужения [9]. К началу осени антипольская деятельность перемещается в Восточные районы Галиции, где продолжаются убийства вплоть до переселения поляков с мест активности ОУН и УПА в 1945 году. По разным данным число жертв среди этнического польского населения варьируется от 75 до более 200 тысяч человек. Кроме поляков уничтожались также члены польско-украинских семей, все не одобряющие и не поддерживающие националистов люди, советские военнопленные [15].
В дневнике бандеровки Надежды Вдовиченко говорится следующее: «Мы все ходили в бандерах, днем отсыпались по хатам, а ночью ходили и ездили по селам. Нам давались задания душить тех, кто укрывал пленных русских и самих пленных. Этим занимались мужчины, а мы, женщины, перебирали одежду, отбирали коров и свиней у погибших людей, скот резали, все перерабатывали, тушили и укладывали в бочки. Однажды за одну ночь в селе Романове задушили 84 человека. Старших людей и старых душили, а детей маленьких за ножки; раз, ударил головкой об дверь – и готово, и на воз. Мы жалели своих мужчин, что они крепко намучаются за ночь, но за день отоспятся и на следующую ночь; в другое село. Были люди, которые прятались. Если мужчина прятался, принимались за женщин... Нам был дан приказ: евреев, поляков, русских пленных и тех, кто прячет их, всех душить без пощады» [16]. То есть массовые казни воспринимались бандеровцами, как обычная работа, от которой тоже устают те, кто её выполняет.
Поляки пытались оказать сопротивление украинским националистам, организовывали отряды самообороны, но чаще всего они были малоэффективны, лишь некоторым, наиболее укрепленным поселениям удалось выстоять. И только в начале 1944 года с организацией Дивизии Армии Крайовой полякам удалось взять под контроль некоторые территории.
Осенью 1943 года решением Головной Команды УПА был создан пост Главного Командира Украинской Повстанческой Армии, которым стал Роман Шухевич под псевдонимом Тарас Чупринка, в январе 1946 года получивший звание генерала.
Стоит отметить, что деятельность националистов не прекратилась  с освобождением Украины. С января 1944 года УПА начали вести активную деятельность против Красной Армии: совершали убийства советско-партийных работников, офицеров, рядовых, военные машины с вооружением, боеприпасами и продовольствием. Например, в феврале 1944 года было совершено нападение на автомобильный кортеж командующего I-Украинским фронтом, генерала армии Н. Ф. Ватутина, который 1 апреля 1944 года скончался от полученных ранений. Только с февраля по июнь зафиксировано около 200 нападений [5]. А в июле 1944 года в Карпатах состоялись заседания Украинского Революционного Парламента, назвавшего себя Украинской Головной Освободительной Радой (далее УГОР). Сразу же после образования УГОР УПА принесла ей присягу. Р. Шухевич руководил УПА с 1944 г. по 1950 г. (до момента ликвидации П. Судоплатовым), одновременно выступая против гитлеровцев и большевиков, за свободу украинского народа.
После поражения Германии и разгрома УПА лидеры ОУН осели в Западной Европе, США и Канаде.
Подводя итог, можно предположить, что украинский национализм берет свое начало с событий 1918 г, когда нерешенность национального вопроса для части украинцев, не получивших желаемого собственного государственного образования, не принявших власть ни Польши, ни Советов УССР, стала причиной развития различных национальных движений. Они получили наибольшее распространение в западных территориях, вошедших в состав УССР.
На начальных этапах трансформации украинского национализма наблюдается стремление к сохранению культурно-языковой самобытности и образованию собственного государства. В данный период движущей силой для развития украинского национализма становятся стремления к обретению государственности и политические интересы лидеров движения. А также на движение националистов воздействовали внешние силы в лице Польши и Румынии, а затем и Нацистской Германии, которые не только оказывали финансовую поддержку для ведения антисоветской деятельности, но и повлияли на идеологические основы украинских националистических организаций. Поэтому в последующем для преобразования украинского национализма в нацизм была создана некая база. И уже во Второй мировой войне национализм на Украине перерос в идеологию собственной исключительности и превосходства одной этнической общности над другими, а также порабощения или уничтожения других народов. На практике данные изменения осуществлялись от сознания национально-культурных групп до формирования умеренных и радикальных политических партий и организаций, располагающих значительными военными ресурсами.
Библиографический список
1.    Армстронг Д. Украинский национализм. Факты и исследования / пер. П.В. Бехтин. М.: Центрполиграф, 2008. 368 с. URL: https://bookfor.ru/read/5183
2.    Беляев В.П. Я обвиняю! М.: Политиздат, 1978. 160 с. URL: https://libcat.ru/knigi/dokumentalnye-knigi/publicistika/177288-3-vladimir-belyaev-ya-obvinyayu.html#text
3.    Турицын И.В. Гитлеровцы и возникновение украинской повстанческой армии: исторические реалии 1941-1943 гг. // Современная научная мысль. 2014. № 3. С. 45-82.
4.    Белащенко Д.А. Особенности возникновения и развития украинского национального движения в середине XIX – конце XX века // Научные ведомости. Серия История. Политология 2018. Т. 3. № 1 С. 69-76.
5.    Невский С.А. О недопустимости прославления ОУН и УПА // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 5. С. 13-17.
6.    Забытый геноцид: «Волынская резня» 1943-1944 годов: сборник документов и исследований / сост. А.Р. Дюков. М., 2008. 141 с.
7.    Баканов А. «Ни кацапа, ни жида, ни ляха». Национальный вопрос в идеологии Организации украинских националистов, 1929-1945 гг. М., 2014. 424 с.
8.    Кондорский Б.М. Архаические основы Волынской резни // Традиционные общества: неизвестное прошлое. Челябинск, 2020. С. 236-245.
9.    Козлов А.В. Волынская резня. Украино-польское вооруженное противостояние в 1943-1944 гг. // Военно-исторический журнал. 2012.
№ 10. С. 42-44.
10.    Костомаров М. I. Книга Битія українського народу («Закон Божiй». URL: https://arheve.org/read/kostomarov-mi/knigi-bitiya-ukrayinsk ogo-narodu/1
11.    Лыкошина Л.С. Волынская трагедия в общественном дискурсе современной Польши // Актуальные проблемы Европы. 2017. № 3. С. 40-60.
12.    Шумов С.А. Бандеровщина. М., 2005. 304 с.
13.    Евреи Львова во время Второй мировой войны. URL: https://www.yadvashem.org/ru/education/projects/phoenix/holocaust/ghettos/ghetto-lvov.html
14.    Ицхак А. Они сражались за Родину: евреи Советского Союза в Великой Отечественной войне. М., 2011. 456 с.
15.    Каталог документальной фотовыставки «Волынская резня: польские и еврейские жертвы ОУН-УПА». Киев: Золотi ворота, 2010. 271 с.
16.    Из дневника бандеровки Надежды Вдовиченко. URL: https://proza.ru/2015/03/17/1820
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.