ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГАВШИХСЯ КИБЕРБУЛЛИНГУ
06.01.2024
Клюкина А.А.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ,
ПОДВЕРГАВШИХСЯ КИБЕРБУЛЛИНГУ
Аннотация. Копинг-стратегии подростков в ситуации кибербуллинга изучаются многими исследователями современности.Реализация подростками неэффективных стратегий совладающего поведения приводит их к переживанию стресса, который провоцирует участие в ситуации кибербуллинга в роли «жертвы». В статье рассматривается понятие «кибербуллинг» как психологическая проблема и стрессовая ситуация. Раскрываются особенности копинг-стратегий подростков, ставших жертвой кибербуллинга. Результаты проведенных исследований демонстрируют, что большинство подростков, подвергавшихся кибербуллингу, используют неадаптивную стратегию совладающего поведения – «бегство-избегание», которая заключается в попытке преодолеть негативное влияние посредством реагирования по типу уклонения. Подростки, как правило, отрицают проблему, фантазируют, строят неоправданные ожидания. Все это приводит к снижению вероятности решить проблему, большей вероятности увеличения проблем, а само решение ситуации имеет кратковременный эффект.
Ключевые слова: кибербуллинг, подростковый возраст, копинг-стратегия, личность, стрессовая ситуация, сеть Интернет.
Информационные технологии в современном мире очень важны в жизни каждого человека, поэтому нельзя не говорить об их социальной значимости. Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения показал, что более 65% граждан используют сеть Интернет, из них каждодневно выходят в сетевое пространство 46% людей. Количество пользователей, выходящих в сеть Интернет ежедневно, больше 80%. Статистика опросов не включает в себя самую молодую часть аудитории России. Количество подростков, пользующихся Интернет-сетью ежедневно, составляет 89%, что в общем количестве превышает 10 млн пользователей [1].
Стремительное развитие информационных технологий существенно изменило жизнь людей в современном обществе. Данные изменения сказываются на развитие личности как положительно, так и отрицательно. Интернет-технологии заключаются в анонимном виртуальном взаимодействии, что открывает возможность выбора социальных ролей. Такой вид общения несет в себе опасность и способен навредить психологическому благополучию человека. Среди таких опасностей – кибербуллинг.
Первым изучать данный феномен стал Билл Белси, который понимает кибербуллинг, как «использование коммуникационных и информационных технологий для осуществления намеренной, повторяющейся, враждебной стратегии лица или группы, с целью оскорбления других пользователей» [2].
Зарубежные учёные говорят не о вариантах нанесения психологического ущерба, а о длительности воздействия и важности умения отстоять себя. Они считают, что кибербуллинг – это умышленное агрессивное поведение одного человека или группы людей, повторяющееся длительно по времени в отношении того, кто не может за себя постоять [3].
В вышеперечисленных определениях выделяется основное отличие кибербуллинга от буллинга: любые действия, реализуемые против личности другого человека, осуществляются в виртуальном мире. Виртуальное пространство выступает площадкой для создания другого «Образа Я», а также оно способно деформировать реальный «Образ Я», в последствии подросток не ощущает ответственности за свои поступки ни в отношении других, ни в отношении себя.
В буллинге агрессор понимает созданную ситуацию и анализирует её в процессе своих действий, зачастую он является лидером группы и оказывает влияние на остальных её членов. Кибербуллинг в свою очередь не контролируется полностью со стороны агрессора, он только подает идеи и не может оказывать влияние на остальных участников: в случае желания агрессора прекратить действия против жертвы, а сообщник продолжит, то повлиять на него он не сможет. Виртуальный мир воспринимается подростком как «фальшивый», а все действия – вымышленные, но все же последствия такого поведения видны в реальной жизни, а агрессор до определенного момента об этом не задумывается.
Вместе с этим, кибербуллинг может реализовываться неосознанно: подросток может делать предположение, что это просто шутка, а то, что данная «шутка» сформировалась в дальнейшем в кибербуллинг, может и не знать. В буллинге жертва может защитить себя, знать обидчика лично, сказать ему о своих чувствах. В кибербуллинге же обидчик не известен, формируется дисбаланс сил, в результате чего у обидчика больше возможностей для реализации своих намерений.
В ситуации кибербуллинга жертвой может стать любой подросток, который даже не имеет характеристик жертвы. Для кибербуллера не нужно быть физически сильным, авторитетным и влиятельным для сверстников, чтобы почувствовать свое превосходство. Помимо этого, кибербуллинг не имеет временных ограничений. В кибербуллинге невозможно сохранять хорошие отношения с определенным кругом общения. Подросток становится закрытым и подавленным, обрывает все связи со сверстниками. Это объясняется и тем, что подросток не знает кто именно выступает его обидчиком, в связи с чем ребенок отдаляется.
В нашей стране феномен кибербуллинга не достаточно распространен. Кибербуллинг изучали такие исследователи, как Л.Н. Найденова, описывающая разные случаи кибербуллинга, его виды и дающая рекомендации не только детям, но и родителям для его нейтрализации [4]; И.С. Осипов изучал последствия кибербуллинга и варианты защиты от него [5], Урван Парфентьев исследует кибербуллинг с точки зрения права, усиливая интернет-безопасность; Р.А. Внебрачных рассматривает кибербуллинг с точки зрения агрессивного поведения подростка в Интернет-сети [6].
Можно обобщить, что феномен кибербуллинга изучается с разных сторон: с точки зрения права, информационно-технологической, социологической, педагогической и др. Существование большого количества подходов в изучении кибербуллинга объясняется особенностью самого феномена, но для подбора эффективных способов нейтрализации его негативных последствий нужно продолжить изучение кибербуллинга с психологической точки зрения. Свое исследование я построила в рамках стрессологического подхода. Кибербуллинг рассматривается мной как комплекс стрессогенов, таких как: социальная оценка, неопределенность, отсутствие доверия и т.д. Среди последствий кибербуллинга выделяются снижение самооценки подростка, появление неуверенности в себе, психоэмоциональная нестабильность, чувство страха. Поэтому важно исследовать копинг-стратегии подростков, подвергавшихся кибербуллингу, с целью разработки комплекса коррекционных мероприятий.
Методы: целью моего исследования стало изучение копинг-стратегий подростков, подвергавшихся кибербуллингу. В исследовании приняли участие респонденты подросткового возраста – 60 подростков в возрасте от 13 до 17 лет.
Для проведения исследования применялась анкета «Кибербуллинг: участие и роли» (автор:Пол Ланган), которая позволила выявить подростков, участвовавших в кибербуллинге в роли жертвы [7].Для определения особенностей поведенческих стратегий применен опросник «Способы совладающего поведения» (автор:Р. Лазарус) [8].
Анализ данных по анкете «Кибербуллинг: участие и роли» (автор:Пол Ланган), показывает, что большинство подростков в ситуации кибербуллинга выступали в роли жертвы (х ̅=45,6), по отношению к ним в Интернете использовались оскорбления, манипулирование, унижение, задирки, провоцирование и травля через размещение порочащих материалов в сеть Интернет без разрешения.Каждый третий подросток встречался с кибербуллингом хотя бы единожды. Кибербуллинг реализовывался на таких площадках, как социальные сети, онлайн-игры, чаты. При этом они ощущали на себе последствия кибербуллинга. У детей наблюдалось снижение настроения, преобладание негативных эмоций, они стали более замкнуты.
Меньше всего подростки в ситуациях кибербуллинга выполняли роли преследователя (х ̅= 23,3) и наблюдателя (х ̅= 23,3). Выполняя роль преследователя, они не осознавали свою причастность к происходящему, не воспринимали свои действия в социальных сетях как нарушение норм общения. А выполняя роль наблюдателя, подростки предпочитали оставаться в стороне от происходящего, не хотели брать на себя ответственность. Они предполагали, что их помощь может быть неэффективной и приведет к продолжению или усилению травли.
Анализ данных по методике «Способы совладающего поведения» (автор:Р. Лазарус) показывает, что в затруднительных ситуациях подростки чаще всего прибегают к копинг–стратегиям: дистанцирование
(х ̅= 2,21), бегство-избегание (х ̅= 2,10) и принятие ответственности (х ̅= 2,01). Это свидетельствует о том, что дети преодолевают негативные переживания, связанные с кибербуллингом, за счет субъективного снижения его значимости и степени эмоциональной вовлеченности в него. Предпочитают использовать интеллектуальные приемы рационализации, переключение внимания, отстранение, юмор, обесценивание и т.д. Стараются целенаправленно анализировать ситуацию и возможные варианты поведения в ней, вырабатывают стратегии разрешения проблемы, планируют собственные действия с учетом имеющихся ресурсов и условий. Все это приводит к неоправданной самокритике, переживанию чувства вины и неудовлетворенности собой.
Использование неадаптивных копинг-стратегий приводит к преодолению негативных переживаний, возникших в результате кибербуллинга за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания наблюдаются инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях. Они не желают ничего менять, так как считают, что любые попытки что–либо изменить бесполезны. Им свойственно намеренное создание или провоцирование конфликтной ситуации. Большинство подростков, подвергавшихся кибербуллингу, используют внешние ресурсы для решения внутренней проблемы, манипулируют другими, пытаясь получить поддержку. Как правило, инфантильны, демонстрируют свои страдания, боятся ответственности. Такое поведение подростков обращает на них действия буллера.
Можно сделать вывод о том, что подросток, обладая определенным набором стратегий, которые помогли бы ему пережить ситуацию кибербуллинга, понимает, что он бессилен. Ему не хватает тех ресурсов, которые у него есть из–за специфичности ситуации кибербуллинга. Поэтому кибербуллинг требует новых способов совладания. А неконструктивные способы поведения, которые не решают данную проблему, порождают повторное вовлечение подростков в ситуации кибербуллинга, тем самым дезорганизуя поведение.
Библиографический список
1. Солдатова, Г., Зотова, Е. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн ситуация и способы совладания // Образовательная политика. 2011. № 5 (55). С. 48-59.
2. Кемалова, Л.И. Кибербуллинг как форма девиантного поведения подростков // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2017. №1. С. 35-37.
3. Роггендорф, П. Кибербуллинг [Электронный ресурс] / П. Роггендорф. – Режим доступа: http://psypublic.com/articles/65/ (дата обращения: 17.10.2023)
4. Найденова, Л. Кибербуллинг: опасное виртуальное «быкование» [Электронный ресурс] / Л. Найденова. – Режим доступа: https://psyfactor.org/lib/cyber–bullying.htm (дата обращения: 17.10.2023).
5. Осипов, И.С. Кибербуллинг и его влияние на психическое здоровье подростка [Электронный ресурс] / И.С. Осипов. – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/275/1643 (дата обращения: 17.10.2023).
6. Внебрачных, Р.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. №1. С.48-51.
7. Осипов, И.С. Кибербуллинг и его влияние на психическое здоровье подростка [Электронный ресурс] / И.С. Осипов. – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/275/1643 (дата обращения: 17.10.2023).
8. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. М.: 2007. №3. С. 93-112.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ИССЛЕДОВАНИЕ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ,
ПОДВЕРГАВШИХСЯ КИБЕРБУЛЛИНГУ
Аннотация. Копинг-стратегии подростков в ситуации кибербуллинга изучаются многими исследователями современности.Реализация подростками неэффективных стратегий совладающего поведения приводит их к переживанию стресса, который провоцирует участие в ситуации кибербуллинга в роли «жертвы». В статье рассматривается понятие «кибербуллинг» как психологическая проблема и стрессовая ситуация. Раскрываются особенности копинг-стратегий подростков, ставших жертвой кибербуллинга. Результаты проведенных исследований демонстрируют, что большинство подростков, подвергавшихся кибербуллингу, используют неадаптивную стратегию совладающего поведения – «бегство-избегание», которая заключается в попытке преодолеть негативное влияние посредством реагирования по типу уклонения. Подростки, как правило, отрицают проблему, фантазируют, строят неоправданные ожидания. Все это приводит к снижению вероятности решить проблему, большей вероятности увеличения проблем, а само решение ситуации имеет кратковременный эффект.
Ключевые слова: кибербуллинг, подростковый возраст, копинг-стратегия, личность, стрессовая ситуация, сеть Интернет.
Информационные технологии в современном мире очень важны в жизни каждого человека, поэтому нельзя не говорить об их социальной значимости. Опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения показал, что более 65% граждан используют сеть Интернет, из них каждодневно выходят в сетевое пространство 46% людей. Количество пользователей, выходящих в сеть Интернет ежедневно, больше 80%. Статистика опросов не включает в себя самую молодую часть аудитории России. Количество подростков, пользующихся Интернет-сетью ежедневно, составляет 89%, что в общем количестве превышает 10 млн пользователей [1].
Стремительное развитие информационных технологий существенно изменило жизнь людей в современном обществе. Данные изменения сказываются на развитие личности как положительно, так и отрицательно. Интернет-технологии заключаются в анонимном виртуальном взаимодействии, что открывает возможность выбора социальных ролей. Такой вид общения несет в себе опасность и способен навредить психологическому благополучию человека. Среди таких опасностей – кибербуллинг.
Первым изучать данный феномен стал Билл Белси, который понимает кибербуллинг, как «использование коммуникационных и информационных технологий для осуществления намеренной, повторяющейся, враждебной стратегии лица или группы, с целью оскорбления других пользователей» [2].
Зарубежные учёные говорят не о вариантах нанесения психологического ущерба, а о длительности воздействия и важности умения отстоять себя. Они считают, что кибербуллинг – это умышленное агрессивное поведение одного человека или группы людей, повторяющееся длительно по времени в отношении того, кто не может за себя постоять [3].
В вышеперечисленных определениях выделяется основное отличие кибербуллинга от буллинга: любые действия, реализуемые против личности другого человека, осуществляются в виртуальном мире. Виртуальное пространство выступает площадкой для создания другого «Образа Я», а также оно способно деформировать реальный «Образ Я», в последствии подросток не ощущает ответственности за свои поступки ни в отношении других, ни в отношении себя.
В буллинге агрессор понимает созданную ситуацию и анализирует её в процессе своих действий, зачастую он является лидером группы и оказывает влияние на остальных её членов. Кибербуллинг в свою очередь не контролируется полностью со стороны агрессора, он только подает идеи и не может оказывать влияние на остальных участников: в случае желания агрессора прекратить действия против жертвы, а сообщник продолжит, то повлиять на него он не сможет. Виртуальный мир воспринимается подростком как «фальшивый», а все действия – вымышленные, но все же последствия такого поведения видны в реальной жизни, а агрессор до определенного момента об этом не задумывается.
Вместе с этим, кибербуллинг может реализовываться неосознанно: подросток может делать предположение, что это просто шутка, а то, что данная «шутка» сформировалась в дальнейшем в кибербуллинг, может и не знать. В буллинге жертва может защитить себя, знать обидчика лично, сказать ему о своих чувствах. В кибербуллинге же обидчик не известен, формируется дисбаланс сил, в результате чего у обидчика больше возможностей для реализации своих намерений.
В ситуации кибербуллинга жертвой может стать любой подросток, который даже не имеет характеристик жертвы. Для кибербуллера не нужно быть физически сильным, авторитетным и влиятельным для сверстников, чтобы почувствовать свое превосходство. Помимо этого, кибербуллинг не имеет временных ограничений. В кибербуллинге невозможно сохранять хорошие отношения с определенным кругом общения. Подросток становится закрытым и подавленным, обрывает все связи со сверстниками. Это объясняется и тем, что подросток не знает кто именно выступает его обидчиком, в связи с чем ребенок отдаляется.
В нашей стране феномен кибербуллинга не достаточно распространен. Кибербуллинг изучали такие исследователи, как Л.Н. Найденова, описывающая разные случаи кибербуллинга, его виды и дающая рекомендации не только детям, но и родителям для его нейтрализации [4]; И.С. Осипов изучал последствия кибербуллинга и варианты защиты от него [5], Урван Парфентьев исследует кибербуллинг с точки зрения права, усиливая интернет-безопасность; Р.А. Внебрачных рассматривает кибербуллинг с точки зрения агрессивного поведения подростка в Интернет-сети [6].
Можно обобщить, что феномен кибербуллинга изучается с разных сторон: с точки зрения права, информационно-технологической, социологической, педагогической и др. Существование большого количества подходов в изучении кибербуллинга объясняется особенностью самого феномена, но для подбора эффективных способов нейтрализации его негативных последствий нужно продолжить изучение кибербуллинга с психологической точки зрения. Свое исследование я построила в рамках стрессологического подхода. Кибербуллинг рассматривается мной как комплекс стрессогенов, таких как: социальная оценка, неопределенность, отсутствие доверия и т.д. Среди последствий кибербуллинга выделяются снижение самооценки подростка, появление неуверенности в себе, психоэмоциональная нестабильность, чувство страха. Поэтому важно исследовать копинг-стратегии подростков, подвергавшихся кибербуллингу, с целью разработки комплекса коррекционных мероприятий.
Методы: целью моего исследования стало изучение копинг-стратегий подростков, подвергавшихся кибербуллингу. В исследовании приняли участие респонденты подросткового возраста – 60 подростков в возрасте от 13 до 17 лет.
Для проведения исследования применялась анкета «Кибербуллинг: участие и роли» (автор:Пол Ланган), которая позволила выявить подростков, участвовавших в кибербуллинге в роли жертвы [7].Для определения особенностей поведенческих стратегий применен опросник «Способы совладающего поведения» (автор:Р. Лазарус) [8].
Анализ данных по анкете «Кибербуллинг: участие и роли» (автор:Пол Ланган), показывает, что большинство подростков в ситуации кибербуллинга выступали в роли жертвы (х ̅=45,6), по отношению к ним в Интернете использовались оскорбления, манипулирование, унижение, задирки, провоцирование и травля через размещение порочащих материалов в сеть Интернет без разрешения.Каждый третий подросток встречался с кибербуллингом хотя бы единожды. Кибербуллинг реализовывался на таких площадках, как социальные сети, онлайн-игры, чаты. При этом они ощущали на себе последствия кибербуллинга. У детей наблюдалось снижение настроения, преобладание негативных эмоций, они стали более замкнуты.
Меньше всего подростки в ситуациях кибербуллинга выполняли роли преследователя (х ̅= 23,3) и наблюдателя (х ̅= 23,3). Выполняя роль преследователя, они не осознавали свою причастность к происходящему, не воспринимали свои действия в социальных сетях как нарушение норм общения. А выполняя роль наблюдателя, подростки предпочитали оставаться в стороне от происходящего, не хотели брать на себя ответственность. Они предполагали, что их помощь может быть неэффективной и приведет к продолжению или усилению травли.
Анализ данных по методике «Способы совладающего поведения» (автор:Р. Лазарус) показывает, что в затруднительных ситуациях подростки чаще всего прибегают к копинг–стратегиям: дистанцирование
(х ̅= 2,21), бегство-избегание (х ̅= 2,10) и принятие ответственности (х ̅= 2,01). Это свидетельствует о том, что дети преодолевают негативные переживания, связанные с кибербуллингом, за счет субъективного снижения его значимости и степени эмоциональной вовлеченности в него. Предпочитают использовать интеллектуальные приемы рационализации, переключение внимания, отстранение, юмор, обесценивание и т.д. Стараются целенаправленно анализировать ситуацию и возможные варианты поведения в ней, вырабатывают стратегии разрешения проблемы, планируют собственные действия с учетом имеющихся ресурсов и условий. Все это приводит к неоправданной самокритике, переживанию чувства вины и неудовлетворенности собой.
Использование неадаптивных копинг-стратегий приводит к преодолению негативных переживаний, возникших в результате кибербуллинга за счет реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания наблюдаются инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях. Они не желают ничего менять, так как считают, что любые попытки что–либо изменить бесполезны. Им свойственно намеренное создание или провоцирование конфликтной ситуации. Большинство подростков, подвергавшихся кибербуллингу, используют внешние ресурсы для решения внутренней проблемы, манипулируют другими, пытаясь получить поддержку. Как правило, инфантильны, демонстрируют свои страдания, боятся ответственности. Такое поведение подростков обращает на них действия буллера.
Можно сделать вывод о том, что подросток, обладая определенным набором стратегий, которые помогли бы ему пережить ситуацию кибербуллинга, понимает, что он бессилен. Ему не хватает тех ресурсов, которые у него есть из–за специфичности ситуации кибербуллинга. Поэтому кибербуллинг требует новых способов совладания. А неконструктивные способы поведения, которые не решают данную проблему, порождают повторное вовлечение подростков в ситуации кибербуллинга, тем самым дезорганизуя поведение.
Библиографический список
1. Солдатова, Г., Зотова, Е. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн ситуация и способы совладания // Образовательная политика. 2011. № 5 (55). С. 48-59.
2. Кемалова, Л.И. Кибербуллинг как форма девиантного поведения подростков // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2017. №1. С. 35-37.
3. Роггендорф, П. Кибербуллинг [Электронный ресурс] / П. Роггендорф. – Режим доступа: http://psypublic.com/articles/65/ (дата обращения: 17.10.2023)
4. Найденова, Л. Кибербуллинг: опасное виртуальное «быкование» [Электронный ресурс] / Л. Найденова. – Режим доступа: https://psyfactor.org/lib/cyber–bullying.htm (дата обращения: 17.10.2023).
5. Осипов, И.С. Кибербуллинг и его влияние на психическое здоровье подростка [Электронный ресурс] / И.С. Осипов. – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/275/1643 (дата обращения: 17.10.2023).
6. Внебрачных, Р.А. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных сообществах // Вестник удмуртского университета. Философия. Социология. Психология. Педагогика. 2012. №1. С.48-51.
7. Осипов, И.С. Кибербуллинг и его влияние на психическое здоровье подростка [Электронный ресурс] / И.С. Осипов. – Режим доступа: http://www.rae.ru/forum2012/275/1643 (дата обращения: 17.10.2023).
8. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. М.: 2007. №3. С. 93-112.