Задать вопрос
Статьи

ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

29.12.2024
УДК 376.2
Барбина В. Д.,
МОУ «СОШ № 20» г. Магнитогорск,
Мужилевская Д. В.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. Статья посвящена развитию социально-коммуникативных навыков у де-тей с расстройством аутистического спектра (РАС) в старшем дошкольном воз-расте. Дети с аутизмом, благодаря адаптированным играм и упражнениям, могут значительно улучшить свои навыки взаимодействия и коммуникации, что жизненно важно для их успешной интеграции в общество. Статья включает в себя экспериментальную проверку эффективности адаптированных материалов, взятых из сборника А. В. Хаустова, которые были направлены на формирование необходимых навыков. Процесс эксперимента состоял из трех этапов: констатирующего, форми-рующего и контрольного, на каждом из которых проводилось тестирование по различным областям навыков, включая сотрудничество, рецептивную речь, просьбы, интравербальные реакции, игру и социальное взаимодействие. Наиболее заметное улучшение наблюдалось в навыках сотрудничества и понимания обращенной речи, что можно связать с регулярной игровой практикой, которая не только развивает необходимые социальные умения, но и повышает мотивацию детей к общению. Развитие социально-коммуникативных навыков через игру является надежным методом для преодоления изолированности детей с аутизмом и их полноценного участия в жизни общества.
Ключевые слова: навык, социально-коммуникативное развитие, игры, аутизм, РАС, деятельность.
RESEARCH AND PRACTICE OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND COM-MUNICATIVE SKILLS OF OLDER PRESCHOOL
CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER
Abstract. The article is devoted to the development of social and communicative skills in children with autism spectrum disorder (ASD) in senior preschool age. Children with autism, thanks to adapted games and exercises, can significantly improve their interaction and communication skills, which is vital for their successful integration into society. The article includes an experimental test of the effectiveness of adapted materials taken from the collection of A. V. Khaustov, which were aimed at developing the necessary skills. The experimental process consisted of three stages: ascertaining, formative and control, each of which included testing in various areas of skills, including cooperation, receptive speech, requests, intraverbal reactions, play and social interaction. The most noticeable improvement was observed in the skills of cooperation and understanding of addressed speech, which can be associated with regular play practice, which not only develops the necessary social skills, but also increases children's motivation to communicate. Developing social and communicative skills through play is a reliable method for overcoming the isolation of children with autism and their full participation in society.
Keywords: skill, social and communicative development, games, autism, race, activity.

Дети с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждаются в развитии соци-ально-коммуникативной деятельности, в старшем дошкольном возрасте данная потреб-ность возникает в связи с переходом на более высокую ступень образования, где проис-ходит непрерывный обучающий и воспитательный процесс. Многочисленные медицин-ские исследования (по материалам И. А. Кувшиновой, Д. А. Новожиловой, В. А. Чернобровкина и др.) до сих пор не выявили единой концепции относительно при-чин появления РАС у детей [1, с. 180].
Сложность и серьезность данного неврологического отклонения детей требует соз-дания специальных образовательных условий, поиска и применения новых, специально разработанных педагогических моделей и технологий, способствующих достижению развивающего эффекта образовательного процесса, а также высокопрофессиональной компетентности педагогов, работающих с такими детьми [5, с. 199].
Дети с аутизмом, подчеркивает Т. В. Кустова, испытывают трудности с социализа-цией в связи с особенностями развития: ограниченная коммуникация – установление и поддержание разговоров, непонимание невербальных сигналов и сложности в выражении собственных эмоций; трудности во взаимодействии с окружающими людьми – дети могут испытывать затруднения в чтении социальных ситуаций, понимании намерений других людей и взаимодействии в соответствии с нормами общения; ограниченные интересы – повторяющееся поведение у детей с РАС, может привести к сложностям в разнообразии социальных интересов [2]. В связи с особенностями развития появляется потребность в организации развития социально-значимых навыков.
В целях составления эффективного плана работы с несформированными или задер-жанными навыками в социально-коммуникативной области развития мы адаптировали из сборника А. В. Хаустова «Формирование навыков речевой коммуникации у детей с рас-стройствами аутистического спектра», упражнения в соответствии с основными навыка-ми, которые необходимы детям для успешной интеграции в общество [6].
Целью исследования являлась экспериментальная проверка эффективности приме-нения адаптированных материалов для детей с РАС старшего дошкольного возраста. На этапах констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента мы рассматрива-ли:
1) применение адаптированных тренировочных игр под навыки детей для развития социально-коммуникативной деятельности;
2) анализ динамики, сравнение данных с показателями первичного тестирования в учебном году.
Для тщательной оценки навыков коммуникации и социализации нами была выбрана система тестирования ABLLS-R (по Дж. Партингтону) [4].
Согласно данным первичного тестирования по навыкам социально-коммуникативной деятельности результаты показали, что у детей есть особые трудности в понимании обращенной речи, проведении досуга и построении игры, как с самим со-бой, так и в группе. Не выстроенные модели социального поведения затрудняют обуче-ние дошкольников, препятствуют гармоничному развитию личности. Так, многократное осуществление развивающей деятельности является плодотворным способом развития и формирования навыка.
В течение 6 месяцев осуществления формирующей части эксперимента пятеро де-тей обучалось построению взаимодействия с взрослыми и со сверстниками, в различных обстоятельствах, которые были представлены в доступной форме – в игре. Приоритет-ным являлось установление эффективности применения игр и упражнений из програм-мы, нами было проведено повторное диагностическое обследования в первой половине мая 2024 года.
В тестировании рассматривались навыки по 7 областям, выбранным в начале экспе-римента: сотрудничество и эффективность подкрепляющих стимулов, рецептивная речь, просьбы, интравербальные реакции, игра и проведение досуга, социальное взаимодейст-вие и поведение в группе. В таблицах 1–7 представлены шкалы развития навыков соци-ально-коммуникативной деятельности дошкольников старшего возраста с аутизмом.
Проводя сравнительный анализ данных, приведенных Дж. Партингтоном и отра-женных в таблицах 1, 2, 3, 4, в таблице 1 мы видим данные характеризующие уровень формирования и развития навыков сотрудничества у дошкольников с аутизмом, мы мо-жем отметить повышение мотивации детей к сотрудничеству со взрослыми. Поскольку у всех дошкольников возросли данные в навыках A14 и A18, то произошло установление социального взаимодействия благодаря подкреплениям, применяемым в играх, как в ка-честве поощрения от взрослого в виде похвалы, так и его присутствие во время игры [3].
Таблица 1 – Результаты контрольного исследования навыков детей
экспериментальной группы по показателю «Сотрудничество
и эффективность подкрепляющих стимулов»

Код навыка

Номер ребенка

Ребенок 1

Ребенок 2

Ребенок 3

Ребенок 4

Ребенок 5

A5

4/4

4/4

3/4

4/4

4/4

A7

2/2

2/2

2/2

2/2

2/2

A14

2/4

1/4

1/4

3/4

3/4

A18

2/2

1/2

1/2

2/2

2/2

Сумма баллов

10/12

8/12

7/12

11/12

11/12

Среднее общее значение данных, %

78%


Сравнивая баллы в развитии понимания речи окружающих детьми с РАС, наблюдая за процессом всего обучения, которое проводилось в течение длительного периода, согласно результатам, представленным в таблице 2, мы отметили, что данная область развивается примерно в одинаковом диапазоне у всех детей, а разница составляет от 3 до 6 единиц. Дети обучаются понимать обращенные к ним высказывания при многократном повторе одной схемы задания, с постепенным включением нового понятия. Во время обучения понимания инструкции они в равной степени нуждаются в вербальной и (или) физической подсказке.

Высокие данные показал ребенок под номером 1, он перестал испытывать трудности в понимании инструкции схемы действий от взрослого и сверстников, где необходимо принести и дать объект (C8, C20).

Таблица 2 – Результаты контрольного исследования навыков детей
экспериментальной группы по показателю «Рецептивная речь»

Код навыка

Номер ребенка

Ребенок 1

Ребенок 2

Ребенок 3

Ребенок 4

Ребенок 5

C2

4/4

4/4

4/4

4/4

4/4

C8

2/2

2/2

2/2

1/2

2/2

C20

2/2

2/2

2/2

1/2

2/2

C28

4/4

3/4

2/4

2/4

4/4

C30

4/4

2/4

2/4

1/4

4/4

C31

3/4

4/4

4/4

4/4

4/4

C57

3/4

2/4

2/4

1/4

3/4

Сумма баллов

22/24

19/24

18/24

14/24

23/24

Среднее общее значение данных, %

80 %


Рассматривая данные из таблицы 3, мы отметили, что после многократного осуществления игровой деятельности в групповом и индивидуальном формате, использования мотивации, навык просьбы начал значительно изменяться у каждого из дошкольников. Выстраивание спонтанной просьбы, просьба внимания и привлечение взрослого к деятельности повысились у детей под номерами 1, 2 и 3, они начали по собственному желанию просить помощь в необходимый момент.

Таблица 3 – Результаты контрольного исследования навыков детей
экспериментальной группы по показателю «Просьбы»

Код навыка

Номер ребенка

Ребенок 1

Ребенок 2

Ребенок 3

Ребенок 4

Ребенок 5

F2

4/4

3/4

2/4

2/4

4/4

F3

4/4

4/4

2/4

4/4

4/4

F8

3/4

1/4

1/4

2/4

3/4

F12

2/2

1/2

1/2

2/2

2/2

F14

3/4

1/4

1/4

2/4

2/4

F29

3/4

1/4

1/4

3/4

3/4

Сумма баллов

19/22

11/22

8/22

15/22

18/22

Среднее общее значение данных, %

65 %


  В ходе полученных данных, отраженных в таблице 4, после реализации обучающего процесса через игры, навыки у всех детей повысились на разном уровне, в силу особенностей индивидуального развития. У трёх детей появилось понимание обращенной речи в вопросах о себе. Так они стали способны отвечать на вопрос «Как тебя зовут?» (соотносить свое имя к себе). Дети научились различать формы предложений, обозначающих виды деятельности, предмет, его функции, отвечающие на вопросы – «что?», «где?». У ребенка 1 и ребенка 2 общий показатель баллов по всем исследуемым навыкам различается в 1 балл, дети обучились различать значение форм вопросов, научились отвечать на вопросительную форму предложения без вопросительных слов, используя краткий ответ («да», «нет»). Несформированных навыков не осталось. Для максимального достижения результатов необходимо продолжение обучения, применение нового материала и повторение изученного.

Согласно статистике, у детей под номерами – 2, 3 и 4 навыки H43 и H49 не превысили показатели, поскольку на данном этапе они обучились воспринимать и анализировать обращенные высказывания, отвечая на них, одним словом. Продолжая развитие у детей коммуникативной деятельности в области интравербальной речи, необходимо обогащать словарный запас, изменять формулировку заданий, чаще выстраивать речевое общение в любом виде деятельности.

Данные сравнительного анализа первичного и вторичного тестирования, представленные в таблице 5, позволяют сделать вывод, что наиболее трудным в развитии являлась область социального взаимодействия со сверстниками. Дети на протяжении всего экспериментального

Таблица 4 – Результаты контрольного исследования навыков детей
экспериментальной группы по показателю «Интравербальные реакции»

Код навыка

Номер ребенка

Ребенок 1

Ребенок 2

Ребенок 3

Ребенок 4

Ребенок 5

H5

4/4

1/4

1/4

1/4

4/4

H10

3/4

3/4

2/4

3/4

4/4

H11

4/4

1/4

1/4

1/4

4/4

H12

1/4

1/4

0/4

1/4

2/4

H13

3/4

2/4

1/4

1/4

2/4

H20

4/4

2/4

1/4

0/4

4/4

H23

4/4

2/4

2/4

3/4

3/4

H24

3/4

1/4

1/4

0/4

3/4

H25

3/4

2/4

1/4

1/4

4/4

H37

4/4

1/4

1/4

2/4

4/4

H43

1/2

0/2

0/2

0/2

1/2

H49

2/2

0/2

0/2

1/2

2/2

Сумма баллов

36/44

16/44

11/44

14/44

37/44

Среднее общее значение данных, %

51 %


этапа обучались работать в группе и в силу особенностей каждого ребенка, равномерной и единовременной генерализации не происходило. У ребенка 1 и ребенка 4 все навыки развиты, дети под номерами 2, 3, 4 испытывают затруднения в построении контакта со сверстниками. Отметим, что критерий K14 (играет в подвижные игры), превысил показатель – 0 у всех дошкольников, находясь в группе нормотипичных сверстников дети с РАС могут в рамках отдыха выстраивать социальное взаимодействие в виде щекотки, бега, пряток (по Дж. Партингтону) [3].

Таблица 5 – Результаты контрольного исследования навыков детей
экспериментальной группы по показателю «Игра и проведение досуга»

Код навыка

Номер ребенка

Ребенок 1

Ребенок 2

Ребенок 3

Ребенок 4

Ребенок 5

K2

1/2

1/2

2/2

2/2

2/2

K8

2/4

0/4

1/4

2/4

3/4

K9

2/4

2/4

0/4

0/4

2/4

K11

2/4

0/4

1/4

0/4

2/4

K14

3/4

2/4

0/4

1/4

3/4

K15

1/4

1/4

1/4

2/4

2/4

Сумма баллов

11/22

6/22

5/22

7/22

14/22

Среднее общее значение данных, %

39 %


  Поскольку у детей с РАС проявляются сложности в выстраивании социальных отношений, нормах поведения и формах общения, мы в процессе проведения различных игр уделяли значительное внимание важным направлениям развития в данный возрастной период. Анализ данных, представленных в таблице 6, показывает, что в ситуациях социального взаимодействия наибольшие затруднения показали дети под номерами 3 и 4. Это объясняется следующими причинами: они испытывают перегрузку от нахождения в группе сверстников, речевые навыки у них задержаны и присутствуют трудности в понимании обращенной речи, поэтому период развития у данных детей увеличивается по времени и занимает больший временной отрезок. У детей под номерами 3 и 4 появилась реакция на приветствие, а также у ребенка 4 максимально сформировалось умение выполнять простые инструкции. В среднем у детей под номерами 1, 2, 5 разница в показателях развития навыка изменилась, согласно шкалам, более чем на 5 единиц. Дети научились взаимодействовать друг с другом, выстроилось тесное сотрудничество с педагогом, появился интерес к поведению окружающих.

Таблица 6 – Результаты контрольного исследования навыков детей
экспериментальной группы по показателю «Социальное взаимодействие»

Код навыка

Номер ребенка

Ребенок 1

Ребенок 2

Ребенок 3

Ребенок 4

Ребенок 5

L1

3/4

2/4

2/4

3/4

3/4

L4

1/2

1/2

0/2

0/2

1/2

L5

2/2

0/2

0/2

1/2

2/2

L6

1/2

2/2

0/2

0/2

2/2

L8

2/2

2/2

1/2

2/2

2/2

L10

2/2

2/2

2/2

1/2

2/2

L21

2/2

1/2

0/1

0/2

1/2

Сумма баллов

13/16

10/16

5/16

7/16

13/16

Среднее общее значение данных, %

60 %


  На протяжении обучения детей старшего дошкольного возраста выстраивание процесса, развитие проходило в групповом формате, где на фоне обыденных игр, развивались необходимые социально-значимые компетенции. Рассматривая данные тестирования, отраженные в таблице 7, мы можем увидеть, что дети показали хорошие результаты приобретения навыков в группе, они научились спокойно без нежелательного поведения быть рядом со сверстниками. Об этом свидетельствует поднятие уровня навыков от 3 баллов до 5 у участников эксперимента.

Таблица 7 – Результаты контрольного исследования навыков детей
экспериментальной группы по показателю «Поведение в группе»

Код навыка

Номер ребенка

Ребенок 1

Ребенок 2

Ребенок 3

Ребенок 4

Ребенок 5

M2

4/4

3/4

3/4

3/4

4/4

M11

1/2

1/2

1/2

0/2

1/2

M12

1/2

1/2

1/2

0/2

1/2

Сумма баллов

6/8

5/8

5/8

3/8

6/8

Среднее общее значение данных, %

63 %


  Рассматривая среднестатистические данные об уровнях сформированности 7 областей развития в социально-коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста с РАС, мы можем отметить положительную динамику. Поскольку данные во всех областях превысили показатели первичного диагностического исследования, так, например, навыки в «игре и проведении досуга», «социальном взаимодействии» и «поведении в группе» увеличились в 2 раза и более, что свидетельствует об эффективности применения адаптированных игр и упражнений из «Программы формирования коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра» А. В. Хаустова. Развитие областей социально-коммуникативной деятельности позволило повысить успешность детей в значимых навыках необходимых для дальнейшей интеграции в общество. Коррекционно-развивающий процесс при помощи доступных и интересных игр необходимо продолжать, ставя новые целевые ориентиры на развитие других социально важных навыков [6].

Динамика улучшения навыков сотрудничества и понимания обращенной речи говорит о том, что регулярные занятия, основанные на принципах игры, способствуют не только освоению необходимых социальных умений, но и повышению мотивации детей к общению, что является основой для успешной интеграции в будущее образовательное пространство.

Таким образом, формирование социально-коммуникативных навыков через игровую деятельность представляет собой надежный путь к преодолению изолированности детей с аутизмом в общении. Важно продолжать исследовать и внедрять подобные подходы в работу детьми с аутизмом, ведь они имеют право на полноценное участие в жизни общества и установление значимых контактов.

Список литературы

1. Кувшинова И. А., Новожилова Д. А., Чернобровкин В. А. Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 2 (62). С. 179–187. https://doi.org/10.23951/2307-6127-2022-2-179-187 (дата обращения: 15.10.2024).

2. Кустова Т. В, Таранушенко Т. Е. Аутизм у детей : учебно-методическое пособие. Красноярск : КрасГМУ им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого, 2019. 118 с. // Лань : электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/book/167073 (дата обращения: 15.10.2024).

3. Партингтон Дж. Оценка базовых речевых и учебных навыков: Протокол ABLLS-R®. 2017. 156 с.

4. Партингтон Дж. Оценка базовых речевых и учебных навыков: Руководство ABLLS-R®. 2018. 151 с.

5. Разработка научно-методических подходов коррекционно-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья / В. А. Чернобровкин, Ю. В. Карлова, Д. В. Мужилевская [и др.] // Современные наукоемкие технологии. 2023. № 2. С. 198–204.

6. Хаустов А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. Москва : ЦПМССДиП. 87 с. 

Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.