Исповеднический путь протоиерея Моисея Воронина в период хрущевских гонений
22.03.2022
Ярошецкий А. Б.
Моисей Степанович Воронин, настоятель Казанско-Богородицкого храма г. Карталы, родился в Курской губернии, в Курском уезде, в селе Виногробли 16 сентября (3 сентября по ст.ст.) 1880 г. Родился он накануне дня памяти пророка и Боговидца Моисея, празднуемого Церковью 17 сентября, и в крещении получил имя этого великого ветхозаветного святого. Родители Моисея были коренные жители села Виногробли. Отец Степан Евдокимович Воронин (1850-1910 г.) был из бедных крестьян, занимался сельским хозяйством; мать – Анастасия Артемовна (1853-1895 г.). В семье были и другие дети: старшая сестра о. Моисея – Прасковья Степановна (1873-1918 г.), братья Иван (1876-1928 г.), Фёдор (1879-1929 г.), Евдоким (родился ~ в 1885 г., умер ~ в 1916 г. во Франции). Из всех детей только третий сын Моисей избрал духовный путь и сподобился стать православным священником.
Отрок Моисей окончил сельскую начальную школу с 4-хгодичным курсом. Когда умерла мать, Моисею было 15 лет. Это скорбное событие стало поворотным в судьбе юноши: 15-летний Моисей отправился в Курскую Рождество-Богородичную Коренную пустынь, мужской монастырь, основанный в 1597 г. на месте явления чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» (Курско-Коренной). Родное село Виногробли было крепостной вотчиной этого известного в России монастыря. Став послушником монастыря, Моисей нёс различные послушания около 15 лет (долгое время в гостиничном комплексе монастыря) с 1895 г. до 1911 г. Все это время много читал и изучал Священное Писание и святых отцов. Так же, как он сам написал в автобиографии, «проходил общеобразовательные науки путем самообразования».
Достигнув 30-летнего возраста, опытный послушник не принял монашеского пострига. В 1911 г. он отправился на учебу в Курскую духовную семинарию. Все свои знания Моисей предъявил ректору Курской духовной семинарии, который оценил их и разрешил держать экзамен в 5-й класс Курской духовной семинарии. Выдержав экзамен, Моисей поступил учиться и учился бесплатно как послушник монастыря 2 года с 1911 г. по 1913 г. В 1913 г. с отличием закончил Курскую семинарию. В этом же году 33-хлетний Моисей Степанович женился на 18-летней девице Капитолине Алексеевне Ивановой, выпускнице Курского епархиального женского училища, его регентского отделения.
Капитолина родилась 9 ноября 1895 г. в селе Акульшино Курской губернии в семье дьякона Алексия Афанасьевича Иванова и учительницы церковно-приходской школы Марии Митрофановны. Родители ее похоронены в церковной ограде села Акульшина. В 1913 г. Моисей Степанович был рукоположен во священники Курским архиепископом Стефаном (Архангельским) с назначением к церкви села Крупец Суджанского уезда Курской губернии. Здесь в сентябре 1914 г. в семье Ворониных родился первенец Михаил. В 1915 г. о. Моисей переведен в другой приход – село Графовку Суджанского уезда Курской губернии. Семья священника поселяется в 4-комнатный дом с обычными надворными постройками, огородом и небольшим садом. В этом доме родились двое следующих детей: 9 мая 1916 г. – дочь Галина и 28 октября 1920 г. – сын Владимир.
В 1926 г. о. Моисей был переведен на другой приход в село Поярково Золотухинского района Курской области. Семью священника наделили землей-пашней (на 5 человек около 8-9 гектаров), при доме имелось небольшое хозяйство (сад, скотина). В 1929 г., когда по всей стране резко усилились гонения на Православную Церковь, все лица, лишенные избирательных прав, имеющие земельные наделы, были обложены денежными налогами и заданиями на поставку зерна в повышенных размерах. Зерновой налог на хозяйство о. Моисея превышал собранный урожай. Хозяйство священника (лошадь, корова, несколько овец) и домашние вещи (в том числе и детская одежда) были описаны и проданы с торгов, а сам о. Моисей был отдан под суд. Суд состоялся 17 декабря 1929 г. в зале сельсовета Поярково. Батюшка Моисей был судим по 61 ст. за невыполнение налога по хлебозаготовке и приговорен к высылке на 5 лет за пределы Центрального Черноземного округа; вместо высылки его заключили на 3 месяца в Курскую тюрьму. В марте 1930 г. о. Моисея выпустили и приказали самостоятельно уехать в Томскую область. На станции Тайга Кемеровской области, при пересадке, о. Моисей был арестован милицией и после 3-хнедельной «отсидки» в камере заключения был отправлен в село Колпашево. Проработав в Колпашево на кирпичном заводе несколько месяцев, о. Моисей запросил копию приговора суда. После получения копии приговора суда, он был освобожден из Колпашевской ссылки и в конце лета 1930 г. уехал в Ульяновскую область.
В селе Поярково осталась семья о. Моисея, которой помогали многие крестьяне. Помогал родной младший брат матушки Капитолины священник Иоанн Иванов, живший и служивший в селе Графовка, в котором раньше служил о. Моисей Воронин. Капитолина Алексеевна ходила по знакомым в селе Поярково и в соседние деревни, перебиваясь разовыми заработками за помощь в хозяйстве. В своем небольшом огороде выращивали овощи. В конце октября 1930 г. матушку Капитолину арестовали по обвинению в антисоветской агитации и отправили в Курскую тюрьму. Истинная причина ареста – отказ от интимных отношений с одним из активистов села Поярково. Спустя полгода, весной 1931 г. женщину освободили. Старший сын Михаил к этому времени уже работал плотником на Магнитострое, завербовавшись в начале мая 1931 г. в числе других молодых ребят на строительство легендарной Магнитки.
Освободившийся из Колпашевской ссылки о. Моисей, не имеющий возможности вернуться к своей семье, с конца лета 1930 г. останавливался в селах Поволжья на краткие сроки (1-2 месяца) по направлению церковных властей (епископов) и служил в церквях. Но всюду советская власть в лице сельсоветов встречала его враждебно. Подольше о. Моисей задержался в глухом селе Куверба Тоншаевского района Нижегородского края. Но 13 марта 1932 г. он был судим по 58-10 ст. и осужден «тройкой» на 3 года лагерей, которые отбывал на строительстве Беломорско-Балтийского канала.
В конце мая 1933 г. о. Моисея освободили досрочно как инвалида и в связи с окончанием 300-дневного строительства Беломорканала. Инвалидом священник стал после Беломорканала и, по всей видимости, это было связано с болезнью ног. В конце июня 1933 г. о. Моисей вернулся в родные места, в г. Курск, где в пригороде жила его племянница Евдокия с семьей. В конце лета батюшка Моисей уехал на прежнее место церковного служения – в село Кувербу Горьковской области. Постепенно двое младших детей о. Моисея, Галя и Володя, перебрались к старшему брату Михаилу в Магнитогорск, где сначала жили вместе в бараке на 13-м участке. Михаил работал счетоводом в бухгалтерии управления ММК, Галина работала воспитателем в детдоме, Владимир с 1 сентября 1935 г. стал учащимся индустриального техникума. Отец Моисей помогал детям, как мог присылал по 50-70 руб. в месяц.
В октябре 1937 г. о. Моисей, после 4-х лет службы в селе Куверба, был опять осужден «тройкой» на 3 года лагерей. На этот раз пришлось отбыть срок полностью. 10 месяцев у семьи не было от него никаких вестей. В начале августа 1938 г. о. Моисей прислал долгожданное письмо, в котором сообщал, что он находится в г. Горький в расконвоированной зоне. Как инвалид, работает на стройке городских объектов без конвоя. Старший сын Михаил летом 1938 г. вместе с молодой женой Екатериной навестили сначала о. Иоанна Иванова, который жил в Тоншаево, а потом и о. Моисея в Горьком, они провели вместе целый день. При встрече Михаил не узнал родного отца, настолько он изменился от истощения и страданий. В сентябре 1938 г. младший сын Володя повторил тот же маршрут, навестив сначала родного дядю о. Иоанна, а потом отца.
В 1939 г. о. Моисея перевели в лагерь под Котельничем, где он отбывал срок до октября 1940 г. Младший сын Владимир навестил отца в последнем лагере в июле 1939 г.
Капитолина Алексеевна в конце 1939 г. приехала к своим детям на постоянное место жительства в Магнитогорск. Отец Моисей после освобождения из лагеря в конце 1940 г. приехал к семье в Магнитогорск, но ему отказали в прописке из-за двух судимостей по 58-й статье. Он снова вернулся в Горьковскую область в село Кувербу Тоншаевского района, где прожил с конца 1940 г. по 1946 г.
Родственник о. Моисея, священник Иоанн Иванов, работал в то время рабочим в лесхозе станции Пижма, в который устроился на работу по договору и о. Моисей, плел корзины. Около 9 лет (с 1937 г. по 1946 г.) о. Моисей был лишен возможности служить в храме.
В 1946 г., когда по всей стране стали открываться церковные приходы, батюшка Моисей приехал в родную Курскую область и стал служить в селе Малая Локня Суджанского района. В начале 1948 г. о. Моисей приехал в Магнитогорск к жене и детям. На тот момент ему было 67 лет. И с 1948 г. начинается его служение Богу на Урале, в Челябинской области.
Из рассказов родственников известно, что сначала о. Моисей служил в церкви г. Катав-Ивановск, потом г. Куса. И приблизительно в 1956 г. был назначен на свой последний приход Казанско-Богородицкой церкви г. Карталы, где прослужил около 10 лет, до самой смерти. Знаменательно, что все эти 3 последние церкви, где служил о. Моисей, посвящены Казанской иконе Божией Матери.
На момент служения в г. Карталы о. Моисей был уже в очень преклонном возрасте. У него были больные ноги. Матушка Капитолина регентовала и пела на клиросе. В разгар хрущёвской антирелигиозной кампании был опубликован фельетон в местной карталинской газете «На боевом посту», содержащий грязную клевету в адрес батюшки Моисея и его жены Капитолины.
Протоиерей Моисей жил в Карталах сначала в хорошем просторном доме по улице Свердлова, 23. Этот дом и сейчас хорошо сохранился, его до сих пор называют «поповский дом». Из рассказа Галины Петровны Хорошильцевой (в девичестве Сакмаровой), жительницы г. Карталы, известно, что о. Моисей, узнав, что многодетная семья Сакмаровых мучается в течение двух лет, не имея своего жилья, приютил их в 1963 г. в своем священническом доме. Около года семья Сакмаровых из 6 человек жила в доме гостеприимного священника. Батюшка бескорыстно давал бедной семье не только кров, но и пищу.
Закрыли Казанско-Богородицкий храм по улице Пролетарской в конце мая – начале июня 1961 г. при настоятельстве о. Моисея Воронина. После закрытия храма батюшка стал совершать службы и таинства в своём доме по ул. Свердлова, 23. Тогда (примерно в 1964 г.) местные власти выселили его из этого дома. И он был вынужден перебраться в очень плохой, маленький «домишко», недалеко от прежнего дома. Батюшка продолжал совершать службы и Таинства в этом маленьком домике. Одно время принимал приходящих людей в бане возле домика.
На долю этого пастыря выпало много великих скорбей и испытаний. Но смирение, терпение и любовь этого истинного пастыря были также велики! Его очень любили и почитали верующие люди, считали прозорливым.
В начале 1965 г. 84-летний батюшка Моисей серьезно заболел. 19 января 1965 г. он отслужил Крещенскую праздничную службу в своем маленьком ветхом доме, освятил воду, все верующие люди набрали святой воды. А 23 января 1965 г. батюшка мирно отошёл ко Господу. Похоронен о. Моисей на кладбище г. Карталы. Могила протоиерея очень почитается верующими людьми до сих пор, на ней священники ежегодно совершают панихиды и литии.
Библиографический список
1. Личный архив Юлии Александровны Максимовой.
2. Личный архив Александра Борисовича Ярошецкого.
Моисей Степанович Воронин, настоятель Казанско-Богородицкого храма г. Карталы, родился в Курской губернии, в Курском уезде, в селе Виногробли 16 сентября (3 сентября по ст.ст.) 1880 г. Родился он накануне дня памяти пророка и Боговидца Моисея, празднуемого Церковью 17 сентября, и в крещении получил имя этого великого ветхозаветного святого. Родители Моисея были коренные жители села Виногробли. Отец Степан Евдокимович Воронин (1850-1910 г.) был из бедных крестьян, занимался сельским хозяйством; мать – Анастасия Артемовна (1853-1895 г.). В семье были и другие дети: старшая сестра о. Моисея – Прасковья Степановна (1873-1918 г.), братья Иван (1876-1928 г.), Фёдор (1879-1929 г.), Евдоким (родился ~ в 1885 г., умер ~ в 1916 г. во Франции). Из всех детей только третий сын Моисей избрал духовный путь и сподобился стать православным священником.
Отрок Моисей окончил сельскую начальную школу с 4-хгодичным курсом. Когда умерла мать, Моисею было 15 лет. Это скорбное событие стало поворотным в судьбе юноши: 15-летний Моисей отправился в Курскую Рождество-Богородичную Коренную пустынь, мужской монастырь, основанный в 1597 г. на месте явления чудотворной иконы Божьей Матери «Знамение» (Курско-Коренной). Родное село Виногробли было крепостной вотчиной этого известного в России монастыря. Став послушником монастыря, Моисей нёс различные послушания около 15 лет (долгое время в гостиничном комплексе монастыря) с 1895 г. до 1911 г. Все это время много читал и изучал Священное Писание и святых отцов. Так же, как он сам написал в автобиографии, «проходил общеобразовательные науки путем самообразования».
Достигнув 30-летнего возраста, опытный послушник не принял монашеского пострига. В 1911 г. он отправился на учебу в Курскую духовную семинарию. Все свои знания Моисей предъявил ректору Курской духовной семинарии, который оценил их и разрешил держать экзамен в 5-й класс Курской духовной семинарии. Выдержав экзамен, Моисей поступил учиться и учился бесплатно как послушник монастыря 2 года с 1911 г. по 1913 г. В 1913 г. с отличием закончил Курскую семинарию. В этом же году 33-хлетний Моисей Степанович женился на 18-летней девице Капитолине Алексеевне Ивановой, выпускнице Курского епархиального женского училища, его регентского отделения.
Капитолина родилась 9 ноября 1895 г. в селе Акульшино Курской губернии в семье дьякона Алексия Афанасьевича Иванова и учительницы церковно-приходской школы Марии Митрофановны. Родители ее похоронены в церковной ограде села Акульшина. В 1913 г. Моисей Степанович был рукоположен во священники Курским архиепископом Стефаном (Архангельским) с назначением к церкви села Крупец Суджанского уезда Курской губернии. Здесь в сентябре 1914 г. в семье Ворониных родился первенец Михаил. В 1915 г. о. Моисей переведен в другой приход – село Графовку Суджанского уезда Курской губернии. Семья священника поселяется в 4-комнатный дом с обычными надворными постройками, огородом и небольшим садом. В этом доме родились двое следующих детей: 9 мая 1916 г. – дочь Галина и 28 октября 1920 г. – сын Владимир.
В 1926 г. о. Моисей был переведен на другой приход в село Поярково Золотухинского района Курской области. Семью священника наделили землей-пашней (на 5 человек около 8-9 гектаров), при доме имелось небольшое хозяйство (сад, скотина). В 1929 г., когда по всей стране резко усилились гонения на Православную Церковь, все лица, лишенные избирательных прав, имеющие земельные наделы, были обложены денежными налогами и заданиями на поставку зерна в повышенных размерах. Зерновой налог на хозяйство о. Моисея превышал собранный урожай. Хозяйство священника (лошадь, корова, несколько овец) и домашние вещи (в том числе и детская одежда) были описаны и проданы с торгов, а сам о. Моисей был отдан под суд. Суд состоялся 17 декабря 1929 г. в зале сельсовета Поярково. Батюшка Моисей был судим по 61 ст. за невыполнение налога по хлебозаготовке и приговорен к высылке на 5 лет за пределы Центрального Черноземного округа; вместо высылки его заключили на 3 месяца в Курскую тюрьму. В марте 1930 г. о. Моисея выпустили и приказали самостоятельно уехать в Томскую область. На станции Тайга Кемеровской области, при пересадке, о. Моисей был арестован милицией и после 3-хнедельной «отсидки» в камере заключения был отправлен в село Колпашево. Проработав в Колпашево на кирпичном заводе несколько месяцев, о. Моисей запросил копию приговора суда. После получения копии приговора суда, он был освобожден из Колпашевской ссылки и в конце лета 1930 г. уехал в Ульяновскую область.
В селе Поярково осталась семья о. Моисея, которой помогали многие крестьяне. Помогал родной младший брат матушки Капитолины священник Иоанн Иванов, живший и служивший в селе Графовка, в котором раньше служил о. Моисей Воронин. Капитолина Алексеевна ходила по знакомым в селе Поярково и в соседние деревни, перебиваясь разовыми заработками за помощь в хозяйстве. В своем небольшом огороде выращивали овощи. В конце октября 1930 г. матушку Капитолину арестовали по обвинению в антисоветской агитации и отправили в Курскую тюрьму. Истинная причина ареста – отказ от интимных отношений с одним из активистов села Поярково. Спустя полгода, весной 1931 г. женщину освободили. Старший сын Михаил к этому времени уже работал плотником на Магнитострое, завербовавшись в начале мая 1931 г. в числе других молодых ребят на строительство легендарной Магнитки.
Освободившийся из Колпашевской ссылки о. Моисей, не имеющий возможности вернуться к своей семье, с конца лета 1930 г. останавливался в селах Поволжья на краткие сроки (1-2 месяца) по направлению церковных властей (епископов) и служил в церквях. Но всюду советская власть в лице сельсоветов встречала его враждебно. Подольше о. Моисей задержался в глухом селе Куверба Тоншаевского района Нижегородского края. Но 13 марта 1932 г. он был судим по 58-10 ст. и осужден «тройкой» на 3 года лагерей, которые отбывал на строительстве Беломорско-Балтийского канала.
В конце мая 1933 г. о. Моисея освободили досрочно как инвалида и в связи с окончанием 300-дневного строительства Беломорканала. Инвалидом священник стал после Беломорканала и, по всей видимости, это было связано с болезнью ног. В конце июня 1933 г. о. Моисей вернулся в родные места, в г. Курск, где в пригороде жила его племянница Евдокия с семьей. В конце лета батюшка Моисей уехал на прежнее место церковного служения – в село Кувербу Горьковской области. Постепенно двое младших детей о. Моисея, Галя и Володя, перебрались к старшему брату Михаилу в Магнитогорск, где сначала жили вместе в бараке на 13-м участке. Михаил работал счетоводом в бухгалтерии управления ММК, Галина работала воспитателем в детдоме, Владимир с 1 сентября 1935 г. стал учащимся индустриального техникума. Отец Моисей помогал детям, как мог присылал по 50-70 руб. в месяц.
В октябре 1937 г. о. Моисей, после 4-х лет службы в селе Куверба, был опять осужден «тройкой» на 3 года лагерей. На этот раз пришлось отбыть срок полностью. 10 месяцев у семьи не было от него никаких вестей. В начале августа 1938 г. о. Моисей прислал долгожданное письмо, в котором сообщал, что он находится в г. Горький в расконвоированной зоне. Как инвалид, работает на стройке городских объектов без конвоя. Старший сын Михаил летом 1938 г. вместе с молодой женой Екатериной навестили сначала о. Иоанна Иванова, который жил в Тоншаево, а потом и о. Моисея в Горьком, они провели вместе целый день. При встрече Михаил не узнал родного отца, настолько он изменился от истощения и страданий. В сентябре 1938 г. младший сын Володя повторил тот же маршрут, навестив сначала родного дядю о. Иоанна, а потом отца.
В 1939 г. о. Моисея перевели в лагерь под Котельничем, где он отбывал срок до октября 1940 г. Младший сын Владимир навестил отца в последнем лагере в июле 1939 г.
Капитолина Алексеевна в конце 1939 г. приехала к своим детям на постоянное место жительства в Магнитогорск. Отец Моисей после освобождения из лагеря в конце 1940 г. приехал к семье в Магнитогорск, но ему отказали в прописке из-за двух судимостей по 58-й статье. Он снова вернулся в Горьковскую область в село Кувербу Тоншаевского района, где прожил с конца 1940 г. по 1946 г.
Родственник о. Моисея, священник Иоанн Иванов, работал в то время рабочим в лесхозе станции Пижма, в который устроился на работу по договору и о. Моисей, плел корзины. Около 9 лет (с 1937 г. по 1946 г.) о. Моисей был лишен возможности служить в храме.
В 1946 г., когда по всей стране стали открываться церковные приходы, батюшка Моисей приехал в родную Курскую область и стал служить в селе Малая Локня Суджанского района. В начале 1948 г. о. Моисей приехал в Магнитогорск к жене и детям. На тот момент ему было 67 лет. И с 1948 г. начинается его служение Богу на Урале, в Челябинской области.
Из рассказов родственников известно, что сначала о. Моисей служил в церкви г. Катав-Ивановск, потом г. Куса. И приблизительно в 1956 г. был назначен на свой последний приход Казанско-Богородицкой церкви г. Карталы, где прослужил около 10 лет, до самой смерти. Знаменательно, что все эти 3 последние церкви, где служил о. Моисей, посвящены Казанской иконе Божией Матери.
На момент служения в г. Карталы о. Моисей был уже в очень преклонном возрасте. У него были больные ноги. Матушка Капитолина регентовала и пела на клиросе. В разгар хрущёвской антирелигиозной кампании был опубликован фельетон в местной карталинской газете «На боевом посту», содержащий грязную клевету в адрес батюшки Моисея и его жены Капитолины.
Протоиерей Моисей жил в Карталах сначала в хорошем просторном доме по улице Свердлова, 23. Этот дом и сейчас хорошо сохранился, его до сих пор называют «поповский дом». Из рассказа Галины Петровны Хорошильцевой (в девичестве Сакмаровой), жительницы г. Карталы, известно, что о. Моисей, узнав, что многодетная семья Сакмаровых мучается в течение двух лет, не имея своего жилья, приютил их в 1963 г. в своем священническом доме. Около года семья Сакмаровых из 6 человек жила в доме гостеприимного священника. Батюшка бескорыстно давал бедной семье не только кров, но и пищу.
Закрыли Казанско-Богородицкий храм по улице Пролетарской в конце мая – начале июня 1961 г. при настоятельстве о. Моисея Воронина. После закрытия храма батюшка стал совершать службы и таинства в своём доме по ул. Свердлова, 23. Тогда (примерно в 1964 г.) местные власти выселили его из этого дома. И он был вынужден перебраться в очень плохой, маленький «домишко», недалеко от прежнего дома. Батюшка продолжал совершать службы и Таинства в этом маленьком домике. Одно время принимал приходящих людей в бане возле домика.
На долю этого пастыря выпало много великих скорбей и испытаний. Но смирение, терпение и любовь этого истинного пастыря были также велики! Его очень любили и почитали верующие люди, считали прозорливым.
В начале 1965 г. 84-летний батюшка Моисей серьезно заболел. 19 января 1965 г. он отслужил Крещенскую праздничную службу в своем маленьком ветхом доме, освятил воду, все верующие люди набрали святой воды. А 23 января 1965 г. батюшка мирно отошёл ко Господу. Похоронен о. Моисей на кладбище г. Карталы. Могила протоиерея очень почитается верующими людьми до сих пор, на ней священники ежегодно совершают панихиды и литии.
Библиографический список
1. Личный архив Юлии Александровны Максимовой.
2. Личный архив Александра Борисовича Ярошецкого.