Задать вопрос
Статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ АНДРАГОГИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА СОЗДАНИЯ МЕДИАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

09.01.2023
Оринина Л.В., Авзалов А.Х., Назирова А-Н.О.
Таджикский национальный университет, г. Душанбе

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ
АНДРАГОГИКИ КАК ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА
СОЗДАНИЯ МЕДИАТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. Актуальность данной статьи обусловлена возрастающими потребностями общества к изучению проблемы образования взрослых в условиях меняющихся общественно-политических процессов. Цель: выявить ключевые направления в развитии современной российской андрагогики. Основные методы: синтез, анализ, дедукция, наблюдение. Результатами исследования является определение уровня сформированности готовности взрослых людей к образованию через всю жизнь.
Ключевые слова: андрагогика, образование взрослых, медиативное пространство, меняющиеся условия России, субъекты образовательной системы.

В настоящее время геополитических изменений и глобальной информатизации все более актуальными становятся вопросы, связанные с созданием медиативного пространства как эффективного инструмента урегулирования споров и конфликтных ситуаций. Особую актуальность этот вопрос приобретает в изучении такого направления, как андрагогика, так как роль медиатора в образовании взрослых сложно переоценить. Грамотный, гибкий тренер, который выполняет функцию медиатора, является зачастую не только полноценным конфликтологом, но также гибким тренером, психологом, воспитателем и тьютором. В самом общем понимании медиация ‒ одна из технологий альтернативного урегулирования споров (англ. alternative dispute resolution, ADR) с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны – медиатора, который помогает сторонам выработать определённое соглашение по спору, при этом стороны полностью контролируют процесс принятия решения по урегулированию спора, а также условия его разрешения.
Большая часть исследователей выделяет в качестве обязательных качеств, которыми должен обладать медиатор новой формации, следующие: гибкость, вовлеченность в процесс коммуникации и интеграции, дипломатичность, высокая культура общения и деловой коммуникации, быстрый темп реакции, высокий уровень стрессоустойчивости, высокий уровень культуры разрешения конфликтов, речевого взаимодействия, индивидуально-ориентированный стиль поведения с участниками медиативного пространства. Применительно к андрагогике медиатору следует помнить о том, что он взаимодействует со взрослыми людьми, профессионалами своего дела, состоявшимися с точки зрения как личностного, так и делового развития. В этой связи следует соблюдать во взаимодействии с участниками правило золотой середины, учитывая потребности и тренды развития каждого из них. Обратимся теперь к рассмотрению специфики андрагогики в условиях современного развития общества.
Вся история становления и развития обучения человека как самостоятельной области его деятельности указывает на то, что обучение должно быть непрерывным, преемственным и адаптивным. Поскольку состав работников любого предприятия составляют взрослые люди, обучение должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и интеллектуальных особенностей. На это и направлена современная педагогическая наука ‒ андрагогика (от гр. andros ‒ взрослый мужчина, зрелый муж + ago - веду): отрасль педагогической науки, раскрывающая всесторонние проблемы обучения, воспитания и образования взрослого человека в течение всей его жизни. Почему образование взрослых становится в настоящее время настолько популярным, особенно в среде молодёжи? Мода на получение второго и третьего образования, в том числе  посредством системы профессиональной переподготовки специалистов, требование работодателей относительно постоянного повышения квалификации со стороны молодых и недостаточно опытных сотрудников, наконец, высокий уровень мотивации самих молодых людей к «прокачиванию» своих профессиональных компетенций, за счет приобретения которых они смогли бы повысить уровень своего профессионального мастерства и стать более конкурентоспособными на современном рынке профессиональных услуг, за счет чего, в свою очередь, научились бы более дорого и качественно «продавать» себя р потенциальным работодателям, – все эти факторы и определяют востребованность  современного образования «через всю жизнь». При этом основными трендами образования взрослых, постоянно желающих учиться, мы можем определить следующие:
    постоянное обновление программ основного и дополнительного образования с креном на наиболее востребованные на современном рынке труда профессии (маркетолог, специалист в области паблик-рилейшнз, ландшафтный дизайнер, проектировщик IT-программ и т.д.);
    мода на краткосрочное обучение в условиях ограниченных ресурсов времени;
    обучение в структуре профессиональных тандемов и коллабораций;
    сокращение количества часов на лектории и, напротив, увеличение количества практико-ориентированных форм обучения;
    акцент в обучении делается на внедрении интерактивных форм;
    синергетический подход к обучению;
    активизация форм самостоятельной работы обучающихся. Связанной с информатизацией обучения и массовым использованием масс-медиа.
В широком смысле андрагогику следует понимать как отрасль научных знаний, связанной как с личностной, так и профессиональной самореализацией личности. При этом важно понимать, что мотивация к накоплению знаний приходит с наращиванием жизненного опыта и углублением личной мотивации на приобретение новой информации, которая сможет стать основой конкурентных преимуществ профессионала и поможет ему раскрутить свой личный бренд. Андрагогика способствует такому раскрытию личности, помогает найти свое место в жизни, реализовать свои способности и скрытые потенциалы [1].
Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: non scholae, sed vitae discimus ‒ учимся для жизни. Впервые термин «андрагогика» был введен в 1833 г. немецким историком эпохи Просвещения А. Каппом. В настоящее время в отечественной  андрагогике сформулированы основные положения образования взрослых: взрослому человеку, который обучается, обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе обучения и воспитания; он, являясь сформировавшейся личностью, ставит перед собой конкретные цели саморазвития и самообучения, взрослый человек обладает профессиональным и жизненным опытом, а также компетенциями, которые должны быть использованы в процессе обучения; взрослый ищет возможности для быстрого и адаптивного применения полученным компетенциям; процесс обучения в значительной степени определяется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют ему [2]. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, корректировке и пополнении его знаний.  Основой методической организации процесса в андрагогике становятся практико-ориентированные формы обучения: практические занятия, зачастую экспериментального характера, дискуссии, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем. Кроме того, меняется подход к получению теоретических знаний [1]. На первое место выходят дисциплины, содержащие интегрированный материал по нескольким смежным областям знаний (междисциплинарные дисциплины), например, управление проектами [3]. Современная наука выделяет следующие ключевые принципы андрагогики: принцип приоритетности; принцип совместной деятельности обучающегося; принцип корректировки устаревшего опыта и личностных установок; принцип рефлективности; принцип востребованности результатов обучения практической деятельностью обучающегося; принцип системности обучения; принцип актуализации результатов обучения; принцип развития обучающегося. В отличие от европейских стран, в России ключевыми подходами к организации образования взрослых становятся такие подходы, как личностно-ориентированный, компетентностный, модульный, проектно-ориентированный, системно-деятельностный, гуманистический, аксиологический, связанный с формированием отдельной системы ценностей мотивированного взрослого человека, с уверенностью смотрящего в завтрашний день и верящего в свои силы и возможности, однако при этом адекватно оценивающего свои реальными возможности при решении жизненных и профессиональных задач. Таким образом, мы считаем, что андрагогика как учебная дисциплина способствует приобретению обучающимися компетенций, личностных качеств и ценностных ориентаций, необходимых для успешной работы в любой сфере деятельности [3].
Библиографический список
1.    Валькова Н.А. Образование взрослых в Германии // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. Уфа: Лето, 2013. С. 210-212.
2.    Гусакова В.О. Традиция как средство организации коммуникативной деятельности в образовательном пространстве // Вестник Новгородского государственного университета. 2012. № 70.
С. 23-25.
3.    Есаулова М.Б. Персонификация высшего профессионально-педагогического образования: на пути к самоуправляемому обучению: монография. СПб.: СПГУТД, 2010.С. 10-15.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.