Задать вопрос
Статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

28.12.2024
УДК 372.881.1
Весна В. М., Теморбулатова Е. А., Уразаева С. И.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИСКУССТВЕННОГО
ИНТЕЛЛЕКТА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Аннотация. В статье анализируются технологии искусственного интеллекта, приме-няемые в обучении иностранным языкам. Описываются преимущества основных техно-логий ИИ, которые зарекомендовали себя как эффективные инструменты. К ним относятся: автоматические системы оценивания, нейронный машинный перевод, умные системы сопровождения, смарт боты/ чат боты, умная виртуальная среда, эмоциональный ИИ. Эти технологии позволяют снять часть нагрузки с учителей, повысить эффективность обучения, предоставляя оперативную обратную связь, делая обучение более интерактивным и персонализированным, помогают развивать языковые навыки, адаптироваться к реальным языковым ситуациям. Статья также рассматривает не-достатки использования ИИ, включая сложности с восприятием культурных нюансов, технические ограничения, риски безопасности и сложности при обучении недостаточно представленным языкам или диалектам. Подчёркивается, что грамотное использование технологий ИИ может значительно повысить эффективность обучения, при этом важно, чтобы они дополняли классическое обучение под руководством преподавателя.
Ключевые слова: искусственный интеллект, преподавание, технологии искусственного интеллекта, иностранный язык, персонализированное обучение
THE USE OF ARTIFICIAL INTELLEGENCE TECHNOLOGIES
IN LANGUAGE TEACHING
Abstract. The article analyzes artificial intelligence technologies used in teaching foreign languages. The advantages of the main AI technologies, which have proven themselves to be effective tools, are described in the article. These include: automatic evaluation systems, neural machine translation, intelligent tutoring systems, smart bots/AI chatting robots, in-telligent virtual reality, affective computing. These technologies can help reduce the workload of teachers and improve learning efficiency by providing quick feedback, making learning more interactive and personalized. They can also help improve language skills and prepare students for real-life communication situations. However, there are some disadvantages of using AI in teaching foreign language, such as difficulty in understanding cultural differences, technical limitations, potential security risks, and difficulties in teaching less commonly taught languages or dialects. The article emphasizes that when used appropriately, AI can enhance the learning experience. However, it is important to use AI together with traditional teaching methods and under the supervision of a qualified teacher to ensure that students receive a well-rounded education.
Keyword: artificial intelligence, teaching, artificial intelligence technologies, foreign lan-guage, personalized learning.

Стремительное развитие искусственного интеллекта (ИИ) привело к его внедрению в различные отрасли, включая образование. В частности, технологии ИИ становятся всё более значимыми в сфере обучения иностранным языкам. Искусственный интеллект способен произвести революцию в традиционных методах преподавания иностранных языков.
Американский информатик Джон Маккарти, автор термина «искусственный интеллект», определил его как «науку и технологию создания интеллектуальных машин и сис-тем, в особенности – интеллектуальных компьютерных программ» [7].
А. В. Кичкирева подчеркивает, что основным преимуществом технологий ИИ является то, что они позволяют сделать обучение более персонализированным и гибким, учи-тывая индивидуальные потребности каждого учащегося [1]. Среди наиболее часто при-меняемых в процессе обучения иностранному языку форм искусственного интеллекта О. В. Павлова выделяет:
– автоматические системы оценивания (automatic evaluation systems);
– нейронный машинный перевод (neural machine translation);
– умные системы сопровождения (intelligent tutoring systems);
– смарт боты (smart bots) / чат боты (AI chatting robots);
– умная виртуальная среда (intelligent virtual reality);
– эмоциональный ИИ (affective computing) [2, с.170].
Автоматические системы оценивания позволяют мгновенно оценивать уровень вла-дения языком. Это помогает снизить нагрузку на преподавателей, а также предоставляет учащимся оперативную обратную связь. Исследование Ч. Джэн показало, что автоматические системы оценки письменной речи позволяют эффективно улучшать навыки пись-ма учащихся. Однако, только сочетая автоматическую проверку и проверку преподавателя, можно извлечь максимальную пользу из этого инструмента [12]. Также системы автоматической оценки могут применяться и для развития навыков говорения.
Современные системы нейронного машинного перевода обеспечивают более точный и контекстуально-правильный перевод, чем традиционные методы. Исследование Б. Климовой, М. Пикхарт, А. Бенитес и Ц. Лер демонстрирует, что этот инструмент ИИ является эффективным для развития как продуктивных (устной и письменной речи), так и рецептивных (чтения и аудирования) языковых навыков [5].
Д. Сейтбекова пишет, что умные системы сопровождения используют алгоритмы ИИ для отслеживания прогресса учащихся и предоставления обратной связи [10]. Они могут адаптироваться к уровню знаний учащегося, предлагая индивидуальные задания и упражнения. Это создаёт персонализированный опыт обучения, что позволяет каждому студенту развиваться в своём темпе и успешно усваивать материал.
Л. Ян, Ю. Вэй, К. Сяо и У. Ван утверждают, что основное преимущество чат-ботов состоит в том, что в отличие от традиционных методов изучения языка, которым может не хватать интерактивности и гибкости, необходимых учащимся, чат-боты обеспечивают персонализированный и интерактивный процесс обучения. Учащиеся могут практико-ваться в разговорной речи и аудировании в неформальной обстановке, как если бы они общались с реальным человеком [11]. Это помогает улучшить разговорные навыки, навыки аудирования и повысить уверенность в использовании языка. Чат-боты также могут помогать учащимся с переводом слов, выражений и даже объяснять грамматические пра-вила. Кроме того, как пишут Н. Р. Уразаева и Е. А. Теморбулатова, подобные инструменты способствуют развитию «важных навыков самостоятельной работы и научно-исследовательской деятельности, что формирует в результате обучения профессиональную компетентность студентов» [3, с. 184].
По словам Б. Пейшото, Р. Пинто и др. использование технологий виртуальной или дополненной реальности позволяет применить метод погружения в обучении иностранному языку, помогает учащимся научиться адаптироваться к реальным ситуациям. Это значительно увеличивает мотивацию и интерес к изучению языка [8].
А. Курбанов подчеркивает, что эмоциональный ИИ служит для отслеживания эмо-ционального состояния студентов во время обучения, адаптируя методы преподавания в зависимости от их эмоционального состояния и вовлеченности, что способствует более эффективному изучению языка [6].
Опрос, проведенный международной образовательной организацией «British Council» среди 1,348 учителей английского языка из 115 разных стран и регионов пока-зал, какие технологии на основе ИИ используются учителями в процессе обучения: 47 % процентов опрошенных используют приложения для изучения языка (такие как Duolingo, Babbel), 37 % отдают предпочтение инструментам генерации языка на базе ИИ (например GPT-3 от OpenAI), 31 % внедряют в обучении чат-боты, 22 % используют автоматические системы оценивания, 21 % применяют инструменты распознавания речи и произношения (например Google Speech-to-Text AI), 19 % прибегают к помощи инструментов для синтеза речи (Text to speech), 12 % внедряют в обучение инструменты виртуальной и дополненной реальности, 24 % опрошенных не используют никакие технологии на основе ИИ. Из списка конкретных задач, для решения которых учителя используют инструменты искусственного интеллекта, наиболее популярными были создание материалов (57 %) и практика устного языка учащимися (53 %). Следующими по популярности оказались составление планов уроков (43%) и исправление ошибок учащихся (33 %). Меньше всего учителя прибегают к помощи технологий ИИ при выставлении оценок учащимся (23%) и при выполнении административных задач учителя (19 %). 18 % респондентов заявили, что они никогда не использовали искусственный интеллект для выполнения указанных целей. Большинство опрошенных выразили своё положительное отношение к ИИ как дополнительному инструменту при обучении иностранному языку, при этом сообщили, что чувствуют себя неподготовленными и считают повышение квалификации в области интеграции ИИ в обучение необходимым для учителей иностранных языков [4].
Помимо очевидных преимуществ внедрения технологий ИИ в образование, существуют и недостатки. Фонт де ла Валль Р. Ребольедо и Арайя Ф. Гонсалес выделяют следующие проблемы применения ИИ в обучении иностранному языку: трудности с вос-произведением культурных и контекстуальных нюансов языка, ограниченная способ-ность понимать или создавать творческие или оригинальные тексты, технические огра-ничения (ограниченная способность распознавать ошибки, технология распознавания речи может неточно распознавать студентов с сильным акцентом), риски для безопасности (использование чат-ботов может привести к утечке личной информации). Также инструменты на основе ИИ требуют доступ к большому и разнообразному массиву данных для развития языковых моделей, что может привести к проблемам при обучении недостаточно представленным языкам или диалектам [9].
Таким образом, внедрение ИИ, хотя и сопряжено с множеством трудностей, имеет огромный потенциал в методике преподавания. Анализ показал, что внедрение ИИ в об-разовательные практики не только значительно улучшает эффективность усвоения язы-ковых навыков, но и трансформирует сам процесс обучения, делая его более интерактив-ным и индивидуализированным. Учителя должны быть обучены базовым знаниям в об-ласти технологий искусственного интеллекта. При грамотном использовании технологии ИИ являются ценным инструментом для обучения, но для того, чтобы этот инструмент был максимально эффективен, он должен дополнять обучение под руководством преподавателя, а не заменять его. Важно продолжать исследования в этой области, нацеленные на минимизацию недостатков и оптимизацию применения технологий ИИ в обучении иностранным языкам.
Список литературы
1. Kичкирева А. В. Как улучшать образовательные результаты и предотвращать выгорание через комбинацию инструментов: лексический подход. Agile-педагогика и искусственный интеллект // Современное педагогическое образование. 2023. № 4. C. 208–212.
2. Павлова О. В. Эффективное использование технологий искусственного интеллекта в процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2023. № 51 (498). С. 170–172. URL: https://moluch.ru/archive/498/109528/ (дата обращения : 11.10.2024).
3. Уразаева Н. Р., Теморбулатова Е. А. Цифровые технологии в обучении иностранным языкам // Современное инженерное образование: вызовы и перспективы. Матер. II Национальной науч.-практ. конф. Магнитогорск, 2023. С. 181–185.
4. Edmett A., Ichaporia N., Crompton H., & Crichton R. Artificial intelligence and English language teaching: Preparing for the future // British Council, 2023. URL: https://doi.org/10.57884/78EA-3C69 (дата обращения: 11.10.2024).
5. Klímová B., Pikhart M., Benites A. D., Lehr C. Neural machine translation in foreign language teaching and learning: a systematic review // Education and Information Technologies. 2022. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s10639-022-11194-2 (дата обращения: 23.09.2024).
6. Kurbanov A. A. Using affective computing systems in modern education // SAI. 2023. № Special Issue 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/using-affective-computing-systems-in-modern-education  (дата обращения : 13.10.2024).
7. McCarthy J. What is Artificial Intelligence? // John McCarthy's. 2007 Nov 12. URL: http://www-formal.stanford.edu/jmc/whatisai/
whatisai.html (дата обращения: 14.10.2024).
8. Peixoto B., Pinto R. D., Krassmann A., Melo M., Cabral L., & Bessa M. Using virtual reality tools for teaching foreign languages. URL: https://www.researchgate.net/publication/332380884_Using_Virtual_Reality_Tools_for_Teaching_Foreign_Languages.
9. Rebolledo Font de la Vall R., & Gonzalez Araya F. Exploring the benefits and chal-lenges of AI-language learning tools // International Journal of Social Sciences and Humanities Invention. 2023. № 10. С. 7569–7576.
10. Seitbekova D. A. The role of artificial intelligence technology in teaching English // ORIENSS. 2023. № 22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-role-of-artificial-intelligence-technology-in-teaching-english (дата обращения: 13.10.2024).
11. Yang L. N, Wei Y. H, Xiao K. X, Wang W. H. Research on Personalized Learning Service Mechani sm Driven by Educational Big Data. e-Education Re search. 2020. № 41(09). Pp. 68–74.
12. Zheng C. The application of automatic evaluation system in writing teaching for Eng-lish majors // Proceedings of the 3rd International Conference on Language, Communication and Culture Studies (ICLCCS 2022). 2022. Pp. 76–82.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.