Задать вопрос
Статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

17.01.2024
Хлущевская В.Е.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. С помощью компьютерных игр ребенок учится преодолевать самостоятельно на практике разного рода сложные задачи, оценивать итоги своей деятельности, осуществлять контроль за процессом работы.Невозможно развитие современного человека в обществе без применения компьютерных технологий, индивид не может быть оторван от потока информации, которая поступает к нему сегодня со всех сторон. Для того чтобы, верно, интерпретировать данные, сортировать материал по значимости для себя, использовать их в положительных целях необходимо в совершенстве владеть особенностями использования современных информационно-коммуникативных технологий. Дети должны с самого раннего возраста понимать и постигать специфику применения компьютерных технологий на практике.
Компьютер вызывает живой интерес ребенка, он не замечает, как процесс игры, плавно переходит в обучение.
Ключевые слова: компьютерная игра, обучение, воспитание, развитие, дошкольники.

Ни для кого не секрет, что XXI век стал прорывным с точки зрения развития компьютерных технологий. Сейчас сложно найти профессию, которая, так или иначе, не была бы связана с компьютером. Не осталась в стороне и сфера образования. Современные информационные технологии в сфере обучения и воспитания детей представляют собой систему учебных материалов, средств вычислительной техники, а также виды и способы их использования для облегчения труда педагогов, воспитателей, психологов[1].
Информационно-коммуникационные технологии направлены как на работников сферы образования, так и на учеников (их развитие, обучение, воспитание, диагностика, коррекция).
Содержание Федерального государственного образовательного стандарта подчеркивает необходимость включения детей дошкольного возраста в систему информационно-коммуникативных технологий. Применение компьютерных технологий поддерживает мотивацию и интерес детей, а так же способствует их обучению и развитию в целом.
Несколько исследований в этой области подтвердили, что компьютерные игры улучшает концентрацию внимания и память детей. Это можно объяснить следующими причинами. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается непроизвольная концентрация внимания. Компьютерная игра всегда представлена в понятном, интересном и динамичном формате, который привлекает интерес детей и удерживает их внимание в течение длительного времени. Современные дети быстро усваивают правила компьютерных игр, быстро привыкают к заданиям на разных уровнях сложности, что гораздо сложнее в традиционных играх, например, с учебными материалами [2]. То же самое верно и для процессов памяти детей дошкольного возраста: они запоминают материал с большей интенсивностью и на более длительные периоды времени, представленные в интересной форме (анимированные картинки, фильмы, яркие и красочные изображения) иллюстрации, звукозаписи и т.д.) [2, 3].
Помимо этого, использование цифровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации помогает существенно расширить представления детей об окружающем мире, увеличить кругозор[7].
Компьютерные игры в работе с детьми старшего дошкольного возраста используются с целью развития у детей внимания, мышления, интеллекта, воображения. С помощью компьютерных игр можно развивать абсолютно все сферы восприятия дошкольника. Внедрение в образовательную работу компьютерных игр позволяет сформировать цельную личность. С помощью компьютерных игр ребенок учится преодолевать самостоятельно на практике разного рода сложные задачи, оценивать итоги своей деятельности, осуществлять контроль за процессом и ходом работы [6].
Компьютерные игры устроены так, что процесс их освоения побуждает ребенка заниматься исследовательской деятельностью, совершенно не замечая этого: пробовать, получать информацию, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией. Наилучшим способом этого можно достичь, если взрослые находятся в курсе проблем, стоящих перед играющим ребенком, и решают их вместе с ним. Совместное обсуждение и решение этих проблем могут стать первым проявлением исследовательской деятельности ребенка. Компьютерные игры приучают к этому достаточно быстро, и успех в освоении игровых программ в дошкольном возрасте поможет освоить школьные программы по информатике [4].
Компьютерные игры для дошкольников имеют самые разные направления:
—    логопедические компьютерные игры;
—    игры на развитие психических функций (память, речь, мышление, воображение, внимание и др.);
—    игры творческой направленности;
—    компьютерные игры для подготовки к школе;
—    игры, направленные на изучение иностранного языка [5].
В наше время разработка игр для дошкольников не является проблемой для педагогов. Существует множество платформ, которые помогают создавать игры не требуя специфичных знаний (LearningApps, Wordwall, еТреники, Взнания,OnlineTestPad и др.)
Однако, при использовании компьютерных игр на занятиях с дошкольниками стоит соблюдать некоторые правила.С.Л.Новоселова предлагает несколько правил, которыми следует руководствоваться при введении в жизнь ребенка (старшего дошкольного возраста) компьютерных игр:
1)    ограничивать длительность игр до 10-15 минут в день;
2)    электронные игры должны иметь крупные и четкие изображения и символы, большие экраны;
3)    если ребенок медлительный, рассеянный и все время проигрывает, что ведет к снижению его социального статуса в группе детей, лучше всего отвлечь его от этих игр и обратить внимание на другие игры и игрушки, более пригодные для него [5].
Таким образом, с помощью компьютерных игр ребенок учится преодолевать самостоятельно на практике разного рода сложные задачи, оценивать итоги своей деятельности, осуществлять контроль над процессом работы.
Невозможно развитие современного человека в обществе без применения компьютерных технологий, индивид не может быть оторван от потока информации, которая поступает к нему сегодня со всех сторон.Но мы можем использовать те новые средства, которые нам дает компьютер, чтобы сделать процесс обучения ребенка более эффективным, увлекательным и доступным.

Библиографический список
1.    Леонтьев М.Н. Обобщение опыта практикующих воспитателей в применении компьютерных игр в образовательном процессе.  – М.: Развитие и становление, 2019. – 208 с.
2.    Овсянникова М.П. Значение игры для дошкольников // Молодой учёный. – 2017. – №9. – С. 347-350.
3.    Комарова Т.С., Туликов А.В., Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 126 с.
4.    Кирсанова А.А. Возможности компьютерных игр для всестороннего развития детей. – Казань: Свет, 2019. – 288 с.
5.    Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, Пособие для воспитателя детского сада. – Изд.4-е.– М.: Просвещение, 1985. – 156 с.
6.    Использование информационно-коммуникативных технологий в обучении и воспитании детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья / Кувшинова И.А., Пушкарева А.А., Овсянникова Е.А., Линькова М.В., Бровина С.С. // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 4.
– С. 208-214.
7.    Воспитательно-образовательные возможности образовательной робототехники с использованием андроидного робототехнического устройства в сфере дошкольного образования / Чернобровкин В.А., Кувшинова И.А., Тупикина Д.В., Бачурин И.В.// Перспективы науки и образования. – 2020. – № 1.



Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.