ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЗАЧЬИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ИЗОСТУДИИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
07.01.2023
Крылова И.Г.
МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Магнитогорск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЗАЧЬИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ИЗОСТУДИИ
КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Аннотация. Изобразительное творчество для детей является миром удивительных и ярких образов, а литературные произведения не только открывают и объясняют ребёнку взаимодействие человека и природы, расширяют кругозор, развивают познавательные интересы, обогащают его воображение и эмоциональный мир, но и имеют воспитательный характер. Использование игр на занятиях даёт возможность благотворно воздействовать на физическое и эмоциональное развитие ребёнка. Статья посвящена обзору использования казачьих литературных произведений и игр на занятиях в студии изобразительного и прикладного творчества «Зеркало». Целью которых является знакомство с культурой и традициями уральского казачества, познавательное и эстетическое развитие детей, воспитание патриотизма и развитие творческих способностей. Применение казачьих литературных произведений и игр на занятиях учит детей доброте, умению помогать другим, видеть прекрасное, вызывает желание быть творцом.
Ключевые слова: культура, традиции, литература, иллюстрация, казачество, сказки, воспитание, образование, экспонат, музей.
На протяжении всей нашей жизни литература занимает первостепенное значение. Литературные произведения сопровождают нас с раннего детства. В последнее время наблюдается снижение интереса к чтению книг, как у взрослых, так и у детей. А ведь литература служит сильным средством воспитания детей, оказывает огромное влияние на обогащение речи ребёнка, на развитие его творческих и интеллектуальных способностей. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Многие из них не знают героев старых добрых сказок, которых очень любили их бабушки и дедушки, их родители.
Есть ли возможность изменить эту ситуацию? Может ли педагог повлиять на становление, воспитание ребенка? Я считаю, что роль педагога дополнительного образования в вопросе воспитания играет немаловажную роль. Так как воспитание в системе образования – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [1].
В 2006 году мной была разработана трехгодичная программа по изобразительному краеведению «Ключ». За 16 лет работы программа претерпела некоторые изменения, и в данное время является программой пяти лет обучения. Программа «Ключ» составлена по блокам: «А я живу на Урале!», «Любимый город», «Магнитогорск спортивный», «Праздничное настроение», «История привычных вещей». Одним из принципов реализации образовательной программы является принцип последовательности и постепенного нарастания сложности учебного материала. Занятие каждого блока предполагает оснащение воспитанников определенным объемом краеведческого материала, теоретических знаний в сфере изобразительного искусства, организацию их практической изобразительной деятельности и развития творческих способностей.
Во время изучения блока «А я живу на Урале!», дети знакомятся с историческими прошлым нашего города Магнитогорска, с традициями и бытом уральского народа станицы Магнитной, которая была основана в 1743 году, со сказами и легендами, с флорой и фауной Южного Урала, отражение красоты природы в литературном творчестве магнитогорских и уральских писателей и поэтов (Н.Г. Кондратковская, А. Павлов,
Л.А. Преображенская, Г.А. Комаров, Ю. Подкорытов, П.П. Бажов,
Л.К. Татьяничева, В.И. Машковцев и др.).
Хочу остановиться на произведениях о казачестве Владилена Ивановича Машковцева, который изучал уральский фольклор и был тесно связан с уральским казачеством. Владилен Иванович родился в Тюмени 26 сентября 1929 года в семье народного судьи и учительницы. Детство будущего писателя прошло в казачьей станице Звериноголовской, которая является одним из старейших населённых пунктов Южного Зауралья. В XIX веке это село было казачьей станицей в составе сторожевой линии. В Магнитогорск Машковцев приехал в 1947 году по распределению после окончания ФЗО и в 1953 вернулся на ММК после трехлетней службы в армии. По инициативе Владилена Ивановича с конца 1980-х годов началось восстановление Оренбургского казачества в Магнитогорске. И 17 марта 1990 года Казачий круг станицы Магнитной избрал его своим атаманом. А 4 февраля 1995 Машковцев был удостоен Серебряного креста «За возрождение оренбургского казачества».
В изостудии «Зеркало» большинство детей от 6 до 10 лет – это возраст любителей слушать художественные произведения, которые читает им взрослый. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством. Дети очень любят сказки поэта и прозаика Владилена Ивановича Машковцева. Они открыто воспринимают яркие образы, ставят себя на место героя, иногда домысливают сюжет. Читая произведения из книги «Сказки казачьего Яика», мы сравниваем, что умели и как были воспитаны эти герои, мальчики и девочки, 100-200 лет назад и что умеют сейчас.
Благодаря тому, что в отделе туризма и краеведения «Экополис» располагается историко-этнографический музей «Любава», есть возможность познакомить детей с вещами, о которых говорится в литературных произведениях не по фотографиям, а с настоящими предметами из станицы Магнитной. Ребята могут рассмотреть, потрогать, подержать экспонаты, «взвесить» их, произвести с ними манипуляции.
Например, когда мы анализируем сказку Владилена Машковцева «Летающее корыто», ребята имеют возможность рассмотреть корыто, подержать кочергу, которая в два раза превышает рост некоторых из них, заглянуть в короб и подержать его.
Воспитательный момент произведения заключается в том, что в этом произведении, «Летающее корыто», важное место занимает семья. Рассуждаем о судьбе Данилки, который был сиротой и воспитывался бабушкой. В свой юный возраст, он использовал способности корыта не на собственные развлечения, а на благо семьи. Чтобы в доме было тепло, обеспечил семью дровами. Забота о подопечных: собрал траву для козленка и верблюжонка. Чтобы в доме была еда, слетал за белыми грибами в лес. И забота и уважение к старшим, забрал свою бабушку с базара. Воспитанники изостудии рассказывают о своем отношении к людям старшего поколения. Чем помогают дома, что умеют выполнять по хозяйству.
Сказка «Волшебное зеркало» повествует о доброй и ласковой сироте Дуняше. Мы не знаем, в каком возрасте Дуня осталась без родителей, но по содержанию мы видим, что она была научена вести домашнее хозяйство. Когда Дуняша в полынье полоскала бельё, помогла севрюге, вытащила острогу из заушины рыбы, за что была вознаграждена волшебным зеркальцем в золотой оправе, которое могло «судьбы людям предсказывать. И траву целебную в степи угадывать». Жизненные испытания в сказке рассматриваются, как проверка человеческих качеств. Дуняша – «девушка бедная, не пыжливая», вернувшись домой, спросила у зеркала о своём суженом. Зеркало предупредило о сватовстве сыновей атамана и шинкаря с богатыми подарками. Несмотря на свою бедность «Дуняша выставила свах за порог» и не побоялась быть ими осмеянной, которые на всю улицу кричали об её сумасшествии. И решили «в отместку посватать её за голутву. За нищего пастуха Егорушку». «Всё богатство его – во степи бугор. А ещё у него кнут пастуха да курятник без кур, без горластого петуха». И согласилась Дуня пойти под венец с Егорушкой. После ухода свах, зеркало провещало, что «будут в доме лад и богатство до седьмого колена. Будет Егор казаком славным. Изберёт его казачий круг атаманом. И проживёт он сто лет с Дуней».
Казачьи сказки формируют способности правильно оценивать жизненную ситуацию, учат жить своим умом, сочувствовать людям, не быть падким на богатство и не быть завистливым.
После разбора произведения, каждый выбирает сюжет для иллюстрации, обязательное условие – фрагмент не должен повторяться. Таким образом, мы рассказываем сказку рисунками.
А вот казачьим играм, которые мы проводим сейчас на переменках, предшествовал наш поход с ребятами на Аблязовские луга. Это район левого берега реки Урал между селом Агаповка и поселком Аблязово. Прекрасное место, ботанический памятник природы. Из села Аблязово к нам были прикреплены два молодых человека, которые проводили с нашими ребятами казачьи игры: «Рыбак и рыбки», «Дед, дай рыбу», «Плетень», «Ручеёк» и др. Если раньше в играх использовалась нагайка, то в наших условиях мы заменили её на канат, но это не мешает развивать у детей внимание, ловкость, быстроту реакции и фантазию, и что очень важно, игры доставляют радость. Игры стараемся проводить, как в далёком прошлом, когда дети подходили к воротам пожилого человека и просили его поиграть с ними. Выбираем ведущего – это дед, остальные подходят и кричат: «Дед, пойдем играть!»
Во время игры «Рыбак и рыбки». Дети встают в круг, дед в центр и водит нагайкой, в нашем случае канатом, то очень низко, дети-рыбки должны подпрыгивать (рыбка всплывает), то высоко, дети-рыбки должны наклоняться, приседать (рыбка на дно ушла). Кого зацепили, считается пойманным и выходит из круга, так до последнего игрока.
Игра «Дед, дай рыбу» проводим следующим образом. Дети встают в круг, «дед» в центр и водит нагайкой, в нашем случае круг делаем небольшим и дед должен хлопнуть по ладони ребёнка рукой. Соответственно, просящий должен убрать свою руку. Выбывает из игры тот, у кого обе руки осалили.
Игра «Плетень». Играющие стоят в шеренгу у четырех стен зала, взявшись за руки крест – накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. По сигналу играющие расходятся по всему залу, выполняя определенные движения под музыку (подскоки, легкий бег, галоп и т.д.). По следующему сигналу свистка или остановке музыки все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест – накрест. Выиграет та шеренга, которая первая построится.
Итак, на занятиях дети обогащают свои знания в области краеведения, получают знания, умения, навыки в сфере изобразительного искусства.
Использование казачьих литературных произведений и игр обеспечивает комплексный подход к разностороннему воспитанию растущего человека, что позволяет одновременно расширять кругозор детей, развивать их познавательные интересы, практические и интеллектуальные умения, и позволяет благотворно влиять на развитие творческих способностей детей.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Машковцев В.И. Сказы казачьего Яика. М.: Вече, 2021. 368 с.
3. Магнитогорск. Краткая энциклопедия / под ред. Б.А. Никифорова. Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2002. 560 с.
4. Детские казачьи игры и забавы. Ставрополь: Кавказская библиотека, 1993. 88 с.
МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи» г. Магнитогорск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЗАЧЬИХ ЛИТЕРАТУРНЫХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ИГР НА ЗАНЯТИЯХ В ИЗОСТУДИИ
КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
Аннотация. Изобразительное творчество для детей является миром удивительных и ярких образов, а литературные произведения не только открывают и объясняют ребёнку взаимодействие человека и природы, расширяют кругозор, развивают познавательные интересы, обогащают его воображение и эмоциональный мир, но и имеют воспитательный характер. Использование игр на занятиях даёт возможность благотворно воздействовать на физическое и эмоциональное развитие ребёнка. Статья посвящена обзору использования казачьих литературных произведений и игр на занятиях в студии изобразительного и прикладного творчества «Зеркало». Целью которых является знакомство с культурой и традициями уральского казачества, познавательное и эстетическое развитие детей, воспитание патриотизма и развитие творческих способностей. Применение казачьих литературных произведений и игр на занятиях учит детей доброте, умению помогать другим, видеть прекрасное, вызывает желание быть творцом.
Ключевые слова: культура, традиции, литература, иллюстрация, казачество, сказки, воспитание, образование, экспонат, музей.
На протяжении всей нашей жизни литература занимает первостепенное значение. Литературные произведения сопровождают нас с раннего детства. В последнее время наблюдается снижение интереса к чтению книг, как у взрослых, так и у детей. А ведь литература служит сильным средством воспитания детей, оказывает огромное влияние на обогащение речи ребёнка, на развитие его творческих и интеллектуальных способностей. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Многие из них не знают героев старых добрых сказок, которых очень любили их бабушки и дедушки, их родители.
Есть ли возможность изменить эту ситуацию? Может ли педагог повлиять на становление, воспитание ребенка? Я считаю, что роль педагога дополнительного образования в вопросе воспитания играет немаловажную роль. Так как воспитание в системе образования – это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде [1].
В 2006 году мной была разработана трехгодичная программа по изобразительному краеведению «Ключ». За 16 лет работы программа претерпела некоторые изменения, и в данное время является программой пяти лет обучения. Программа «Ключ» составлена по блокам: «А я живу на Урале!», «Любимый город», «Магнитогорск спортивный», «Праздничное настроение», «История привычных вещей». Одним из принципов реализации образовательной программы является принцип последовательности и постепенного нарастания сложности учебного материала. Занятие каждого блока предполагает оснащение воспитанников определенным объемом краеведческого материала, теоретических знаний в сфере изобразительного искусства, организацию их практической изобразительной деятельности и развития творческих способностей.
Во время изучения блока «А я живу на Урале!», дети знакомятся с историческими прошлым нашего города Магнитогорска, с традициями и бытом уральского народа станицы Магнитной, которая была основана в 1743 году, со сказами и легендами, с флорой и фауной Южного Урала, отражение красоты природы в литературном творчестве магнитогорских и уральских писателей и поэтов (Н.Г. Кондратковская, А. Павлов,
Л.А. Преображенская, Г.А. Комаров, Ю. Подкорытов, П.П. Бажов,
Л.К. Татьяничева, В.И. Машковцев и др.).
Хочу остановиться на произведениях о казачестве Владилена Ивановича Машковцева, который изучал уральский фольклор и был тесно связан с уральским казачеством. Владилен Иванович родился в Тюмени 26 сентября 1929 года в семье народного судьи и учительницы. Детство будущего писателя прошло в казачьей станице Звериноголовской, которая является одним из старейших населённых пунктов Южного Зауралья. В XIX веке это село было казачьей станицей в составе сторожевой линии. В Магнитогорск Машковцев приехал в 1947 году по распределению после окончания ФЗО и в 1953 вернулся на ММК после трехлетней службы в армии. По инициативе Владилена Ивановича с конца 1980-х годов началось восстановление Оренбургского казачества в Магнитогорске. И 17 марта 1990 года Казачий круг станицы Магнитной избрал его своим атаманом. А 4 февраля 1995 Машковцев был удостоен Серебряного креста «За возрождение оренбургского казачества».
В изостудии «Зеркало» большинство детей от 6 до 10 лет – это возраст любителей слушать художественные произведения, которые читает им взрослый. Конечно, у каждого времени – свои литературные герои, но неслучайно сказки и легенды передаются из поколения в поколение вот уже много лет и служат прекрасным воспитательным средством. Дети очень любят сказки поэта и прозаика Владилена Ивановича Машковцева. Они открыто воспринимают яркие образы, ставят себя на место героя, иногда домысливают сюжет. Читая произведения из книги «Сказки казачьего Яика», мы сравниваем, что умели и как были воспитаны эти герои, мальчики и девочки, 100-200 лет назад и что умеют сейчас.
Благодаря тому, что в отделе туризма и краеведения «Экополис» располагается историко-этнографический музей «Любава», есть возможность познакомить детей с вещами, о которых говорится в литературных произведениях не по фотографиям, а с настоящими предметами из станицы Магнитной. Ребята могут рассмотреть, потрогать, подержать экспонаты, «взвесить» их, произвести с ними манипуляции.
Например, когда мы анализируем сказку Владилена Машковцева «Летающее корыто», ребята имеют возможность рассмотреть корыто, подержать кочергу, которая в два раза превышает рост некоторых из них, заглянуть в короб и подержать его.
Воспитательный момент произведения заключается в том, что в этом произведении, «Летающее корыто», важное место занимает семья. Рассуждаем о судьбе Данилки, который был сиротой и воспитывался бабушкой. В свой юный возраст, он использовал способности корыта не на собственные развлечения, а на благо семьи. Чтобы в доме было тепло, обеспечил семью дровами. Забота о подопечных: собрал траву для козленка и верблюжонка. Чтобы в доме была еда, слетал за белыми грибами в лес. И забота и уважение к старшим, забрал свою бабушку с базара. Воспитанники изостудии рассказывают о своем отношении к людям старшего поколения. Чем помогают дома, что умеют выполнять по хозяйству.
Сказка «Волшебное зеркало» повествует о доброй и ласковой сироте Дуняше. Мы не знаем, в каком возрасте Дуня осталась без родителей, но по содержанию мы видим, что она была научена вести домашнее хозяйство. Когда Дуняша в полынье полоскала бельё, помогла севрюге, вытащила острогу из заушины рыбы, за что была вознаграждена волшебным зеркальцем в золотой оправе, которое могло «судьбы людям предсказывать. И траву целебную в степи угадывать». Жизненные испытания в сказке рассматриваются, как проверка человеческих качеств. Дуняша – «девушка бедная, не пыжливая», вернувшись домой, спросила у зеркала о своём суженом. Зеркало предупредило о сватовстве сыновей атамана и шинкаря с богатыми подарками. Несмотря на свою бедность «Дуняша выставила свах за порог» и не побоялась быть ими осмеянной, которые на всю улицу кричали об её сумасшествии. И решили «в отместку посватать её за голутву. За нищего пастуха Егорушку». «Всё богатство его – во степи бугор. А ещё у него кнут пастуха да курятник без кур, без горластого петуха». И согласилась Дуня пойти под венец с Егорушкой. После ухода свах, зеркало провещало, что «будут в доме лад и богатство до седьмого колена. Будет Егор казаком славным. Изберёт его казачий круг атаманом. И проживёт он сто лет с Дуней».
Казачьи сказки формируют способности правильно оценивать жизненную ситуацию, учат жить своим умом, сочувствовать людям, не быть падким на богатство и не быть завистливым.
После разбора произведения, каждый выбирает сюжет для иллюстрации, обязательное условие – фрагмент не должен повторяться. Таким образом, мы рассказываем сказку рисунками.
А вот казачьим играм, которые мы проводим сейчас на переменках, предшествовал наш поход с ребятами на Аблязовские луга. Это район левого берега реки Урал между селом Агаповка и поселком Аблязово. Прекрасное место, ботанический памятник природы. Из села Аблязово к нам были прикреплены два молодых человека, которые проводили с нашими ребятами казачьи игры: «Рыбак и рыбки», «Дед, дай рыбу», «Плетень», «Ручеёк» и др. Если раньше в играх использовалась нагайка, то в наших условиях мы заменили её на канат, но это не мешает развивать у детей внимание, ловкость, быстроту реакции и фантазию, и что очень важно, игры доставляют радость. Игры стараемся проводить, как в далёком прошлом, когда дети подходили к воротам пожилого человека и просили его поиграть с ними. Выбираем ведущего – это дед, остальные подходят и кричат: «Дед, пойдем играть!»
Во время игры «Рыбак и рыбки». Дети встают в круг, дед в центр и водит нагайкой, в нашем случае канатом, то очень низко, дети-рыбки должны подпрыгивать (рыбка всплывает), то высоко, дети-рыбки должны наклоняться, приседать (рыбка на дно ушла). Кого зацепили, считается пойманным и выходит из круга, так до последнего игрока.
Игра «Дед, дай рыбу» проводим следующим образом. Дети встают в круг, «дед» в центр и водит нагайкой, в нашем случае круг делаем небольшим и дед должен хлопнуть по ладони ребёнка рукой. Соответственно, просящий должен убрать свою руку. Выбывает из игры тот, у кого обе руки осалили.
Игра «Плетень». Играющие стоят в шеренгу у четырех стен зала, взявшись за руки крест – накрест. Дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на свое место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвертой шеренги. По сигналу играющие расходятся по всему залу, выполняя определенные движения под музыку (подскоки, легкий бег, галоп и т.д.). По следующему сигналу свистка или остановке музыки все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест – накрест. Выиграет та шеренга, которая первая построится.
Итак, на занятиях дети обогащают свои знания в области краеведения, получают знания, умения, навыки в сфере изобразительного искусства.
Использование казачьих литературных произведений и игр обеспечивает комплексный подход к разностороннему воспитанию растущего человека, что позволяет одновременно расширять кругозор детей, развивать их познавательные интересы, практические и интеллектуальные умения, и позволяет благотворно влиять на развитие творческих способностей детей.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.09.2022) «Об образовании в Российской Федерации»
2. Машковцев В.И. Сказы казачьего Яика. М.: Вече, 2021. 368 с.
3. Магнитогорск. Краткая энциклопедия / под ред. Б.А. Никифорова. Магнитогорск: Магнитогорский дом печати, 2002. 560 с.
4. Детские казачьи игры и забавы. Ставрополь: Кавказская библиотека, 1993. 88 с.