ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
10.01.2023
Тугулева Г.В., Ульфанова Ф.А.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
И ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Аннотация. В статье описано несколько форм коррекционного воздействия на развитие детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения. Представлен перечень интерактивного оборудования и интерактивных игр в работе современного коррекционного ДОУ, а также рассмотрена практическая значимость их использования. Авторами предложен краткий перечень рекомендаций по организации учебно-познавательного процесса данной категории обучающихся при использовании тифлотехнологий.
Ключевые слова: интерактивное оборудование, педагог, коррекция, нарушения зрения, дошкольники, интерактивная игра, тифлооборудование.
На сегодняшний день цифровизация, использование информационных и компьютерных технологий в образовании играет очень важную роль. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) требует от педагогов поиска новых методов и приёмов в работе, использование которых будет способствовать проявлению интереса к обучению, а также преодолению ребенком различного рода трудностей в процессе освоения образовательной программы. Знание и свободное владение педагогом информационно-компьютерными технологиями являются важным компонентом профессиональной компетентности любого педагога.
На данный момент в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика по внедрению интерактивного оборудования в образовательный процесс.
Интерактивное оборудование – это инновационные устройства, способные обеспечить эффективный обмен информацией и её усвоение в большой группе людей или при индивидуальном их использовании.
Данное нововведение не обошло стороной и дошкольное специальное образование в области тифлопедагогики. Интерактивное тифлооборудование имеет высокий компенсаторный потенциал, что позволяет специалисту получить доступ к информации на электронных носителях или интернет-ресурсах, а также преобразовать электронную информацию в доступную для ребенка с нарушениями зрения форму представления (рельефно-точечная печать, укрупненный шрифт).
Обучение практической работе слабовидящих детей на интерактивном оборудовании происходит с использованием программ, имеющих не визуальный доступ к информации. Плюс их использования заключается в том, что программы способны анализировать информацию, которая выводится на экран, обработать её и преобразовать в звук через синтезатор речи, либо вывести в брайлевский дисплей, сделав информацию тактильно воспринимаемой.
В процессе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают различного рода трудности, причинами возникновения которых зачастую является неполноценное визуальное наблюдение, неспособность в узнавании предметов в целостном и детальном виде, а также сложность в последовательном восприятии содержания сюжетных картин.
Чаще всего в дошкольных образовательных учреждениях используется такое интерактивное оборудование, как: переносные видеоувеличители, интерактивная доска, документ-камера.
Переносные видеоувеличители выполняют роль лупы с подсветкой и достаточно просты в использовании. С их помощью слабовидящие дети могут рассмотреть мелкие детали объектов или легко прочитать мелкий шрифт, поскольку имеется возможность выбрать цвет, который будет комфортным для глаз ребенка и размер увеличения.
Интерактивная доска является неотъемлемой частью кабинета любого современного образовательного учреждения. Однако в коррекционных детских садах она может проявляться и как средство физической и психологической разгрузки для участников образовательного процесса. В частности это: зрительная гимнастика, где необходимо проследить за передвижением какого-либо предмета, в пределах периметра интерактивной доски; тренировка слухового внимания; проведение физкультурной паузы/физкультурной минутки, в зависимости от сформированности двигательных навыков дошкольников и способность создания комфорта, при использовании определенной цветовой гаммы, в которой ребёнку захочется начать или продолжить занятие, что, несомненно, способствует созданию ситуации успеха в ходе освоения материала занятия [1, с. 4].
Документ камера также успешно применяется в обучении дошкольников. С его помощью появляется возможность увеличить изображение в шестнадцать раз, сохраняя его четкость.
Однако при использовании интерактивного оборудования участникам образовательного процесса важно учитывать рекомендации по организации учебно-познавательного процесса данной категории обучающихся. Например:
1. информативная нагрузка предъявляемого изображения на 40%, в сравнении с нормой зрительного восприятия;
2. общее время работы с оборудованием не должно превышать 5-7 минут от времени занятия;
3. необходимо исключить спецэффекты при демонстрации презентации;
4. важно помнить о необходимости выделения контура предмета и цветовой унификации;
5. дать ребенку дополнительное время, чтобы рассмотреть текст и изображения.
Исходя из вышеперечисленных рекомендаций, мы приходим к выводу, что провести полноценное коррекционное занятие, глядя только в экран или монитор, невозможно. Одним из вариантов разнообразия заданий и помощи педагогу являются интерактивные игры.
Интерактивная игра – это один из способов активного взаимодействия участников образовательного процесса в игровой деятельности, направленный на активизацию внимания и развитие ассоциативного мышления ребёнка.
Одной из часто применяемых игровых технологий с использованием интерактивного оборудования является методика «Лэпбук».
«Лэпбук» – тематическая интерактивная папка, в ходе взаимодействия которой дошкольники могут перемещать подвижные детали, доставать их, перекладывать и раскладывать в определенном порядке, опираясь на заданный педагогом образец. При возможности цифровизации может использоваться полноценный планшетный экран, однако, использовании подобного оборудования на занятии, не следует применять его в комплекте с работой на интерактивной доске.
Среди преимуществ использования технологии «Лэпбук» выделяют: многофункциональность применения планшета; доступность и экономичность, а также возможность изменение пространства в зависимости от образовательной ситуации и интересов обучающегося.
В результате использования интерактивной игры у детей с нарушениями зрения формируется навык планирования предстоящей деятельности, совершенствуется умение искать и систематизировать информацию, необходимую для занятия, а также развиваются сенсорные, психические и зрительные функции.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, мы можем сделать вывод о том, что использование интерактивного оборудования совместно с интерактивными играми способно создать качественную и прочную основу для решения задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения. Кроме того, применение подобных тифлотехнологий позволит детям со зрительной патологией успешно интегрироваться в современное общество.
Библиографический список
1. Бойко Е.В. Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста // Образование и воспитание. 2017.
№ 1-1(11). С. 3-5.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
И ИНТЕРАКТИВНЫХ ИГР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Аннотация. В статье описано несколько форм коррекционного воздействия на развитие детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения. Представлен перечень интерактивного оборудования и интерактивных игр в работе современного коррекционного ДОУ, а также рассмотрена практическая значимость их использования. Авторами предложен краткий перечень рекомендаций по организации учебно-познавательного процесса данной категории обучающихся при использовании тифлотехнологий.
Ключевые слова: интерактивное оборудование, педагог, коррекция, нарушения зрения, дошкольники, интерактивная игра, тифлооборудование.
На сегодняшний день цифровизация, использование информационных и компьютерных технологий в образовании играет очень важную роль. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) требует от педагогов поиска новых методов и приёмов в работе, использование которых будет способствовать проявлению интереса к обучению, а также преодолению ребенком различного рода трудностей в процессе освоения образовательной программы. Знание и свободное владение педагогом информационно-компьютерными технологиями являются важным компонентом профессиональной компетентности любого педагога.
На данный момент в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика по внедрению интерактивного оборудования в образовательный процесс.
Интерактивное оборудование – это инновационные устройства, способные обеспечить эффективный обмен информацией и её усвоение в большой группе людей или при индивидуальном их использовании.
Данное нововведение не обошло стороной и дошкольное специальное образование в области тифлопедагогики. Интерактивное тифлооборудование имеет высокий компенсаторный потенциал, что позволяет специалисту получить доступ к информации на электронных носителях или интернет-ресурсах, а также преобразовать электронную информацию в доступную для ребенка с нарушениями зрения форму представления (рельефно-точечная печать, укрупненный шрифт).
Обучение практической работе слабовидящих детей на интерактивном оборудовании происходит с использованием программ, имеющих не визуальный доступ к информации. Плюс их использования заключается в том, что программы способны анализировать информацию, которая выводится на экран, обработать её и преобразовать в звук через синтезатор речи, либо вывести в брайлевский дисплей, сделав информацию тактильно воспринимаемой.
В процессе учебно-познавательной деятельности дети с нарушениями зрения испытывают различного рода трудности, причинами возникновения которых зачастую является неполноценное визуальное наблюдение, неспособность в узнавании предметов в целостном и детальном виде, а также сложность в последовательном восприятии содержания сюжетных картин.
Чаще всего в дошкольных образовательных учреждениях используется такое интерактивное оборудование, как: переносные видеоувеличители, интерактивная доска, документ-камера.
Переносные видеоувеличители выполняют роль лупы с подсветкой и достаточно просты в использовании. С их помощью слабовидящие дети могут рассмотреть мелкие детали объектов или легко прочитать мелкий шрифт, поскольку имеется возможность выбрать цвет, который будет комфортным для глаз ребенка и размер увеличения.
Интерактивная доска является неотъемлемой частью кабинета любого современного образовательного учреждения. Однако в коррекционных детских садах она может проявляться и как средство физической и психологической разгрузки для участников образовательного процесса. В частности это: зрительная гимнастика, где необходимо проследить за передвижением какого-либо предмета, в пределах периметра интерактивной доски; тренировка слухового внимания; проведение физкультурной паузы/физкультурной минутки, в зависимости от сформированности двигательных навыков дошкольников и способность создания комфорта, при использовании определенной цветовой гаммы, в которой ребёнку захочется начать или продолжить занятие, что, несомненно, способствует созданию ситуации успеха в ходе освоения материала занятия [1, с. 4].
Документ камера также успешно применяется в обучении дошкольников. С его помощью появляется возможность увеличить изображение в шестнадцать раз, сохраняя его четкость.
Однако при использовании интерактивного оборудования участникам образовательного процесса важно учитывать рекомендации по организации учебно-познавательного процесса данной категории обучающихся. Например:
1. информативная нагрузка предъявляемого изображения на 40%, в сравнении с нормой зрительного восприятия;
2. общее время работы с оборудованием не должно превышать 5-7 минут от времени занятия;
3. необходимо исключить спецэффекты при демонстрации презентации;
4. важно помнить о необходимости выделения контура предмета и цветовой унификации;
5. дать ребенку дополнительное время, чтобы рассмотреть текст и изображения.
Исходя из вышеперечисленных рекомендаций, мы приходим к выводу, что провести полноценное коррекционное занятие, глядя только в экран или монитор, невозможно. Одним из вариантов разнообразия заданий и помощи педагогу являются интерактивные игры.
Интерактивная игра – это один из способов активного взаимодействия участников образовательного процесса в игровой деятельности, направленный на активизацию внимания и развитие ассоциативного мышления ребёнка.
Одной из часто применяемых игровых технологий с использованием интерактивного оборудования является методика «Лэпбук».
«Лэпбук» – тематическая интерактивная папка, в ходе взаимодействия которой дошкольники могут перемещать подвижные детали, доставать их, перекладывать и раскладывать в определенном порядке, опираясь на заданный педагогом образец. При возможности цифровизации может использоваться полноценный планшетный экран, однако, использовании подобного оборудования на занятии, не следует применять его в комплекте с работой на интерактивной доске.
Среди преимуществ использования технологии «Лэпбук» выделяют: многофункциональность применения планшета; доступность и экономичность, а также возможность изменение пространства в зависимости от образовательной ситуации и интересов обучающегося.
В результате использования интерактивной игры у детей с нарушениями зрения формируется навык планирования предстоящей деятельности, совершенствуется умение искать и систематизировать информацию, необходимую для занятия, а также развиваются сенсорные, психические и зрительные функции.
Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, мы можем сделать вывод о том, что использование интерактивного оборудования совместно с интерактивными играми способно создать качественную и прочную основу для решения задач обучения и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения. Кроме того, применение подобных тифлотехнологий позволит детям со зрительной патологией успешно интегрироваться в современное общество.
Библиографический список
1. Бойко Е.В. Использование интерактивного оборудования с детьми дошкольного возраста // Образование и воспитание. 2017.
№ 1-1(11). С. 3-5.