ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
29.12.2024
УДК 372.881.1
Уразаева С. И., Весна В. М., Теморбулатова Е. А.,
Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
Морозова П. Е.,
Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Аннотация. В статье анализируются эвристические методы в обучении иностранным языкам. Эвристическое обучение предполагает непрерывный процесс открытий и самостоятельного конструирования знаний с опорой на личный образовательный потенциал. Эвристическая методика строится, в первую очередь, на собственном творчестве обучающихся. Таким образом, эвристическое обучение придает новым знаниям личностный характер. Также в статье описываются рациональные способы умственной деятельности при решении поставленных задач. На примере немецкого языка рассматриваются некоторые задания эвристического характера при обучении различным аспектам: лексике, грамматике, фонетике, чтению, говорению. Ценность эвристического подхода в обучении заключается в воспитании активной и творческой личности обучающегося, инициативности, способности самостоятельно принимать решения. Принципы эвристического обучения отвечают требованиям современного образования и способствуют формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
Ключевые слова: эвристика, методика обучения, иностранные языки, творческое мыш-ление, исследование, поисковое обучение, самообучение, немецкий язык.
THE USE OF HEURISTIC METHODS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES
Abstract. The article analyzes heuristic methods in teaching foreign languages. Heuristic learning involves a continuous process of discovery and self-construction of knowledge based on personal educational potential. The heuristic methodology is based, first of all, on the students' own creativity. Thus, heuristic learning gives new knowledge a personal character. The article also describes rational ways of mental activity in solving tasks. Using the example of the German language, some heuristic tasks are considered when teaching various aspects: vocabulary, grammar, phonetics, reading. The value of the heuristic approach in teaching lies in the upbringing of an active and creative student's personality, initiative, and the ability to make decisions independently. The principles of heuristic learning meet the requirements of modern education and contribute to the formation of a set of universal learning activities that ensure the ability to learn.
Keyword: heuristics, teaching methods, foreign languages, creative thinking, research, search learning, self-study, German language.
Ключевая задача современной системы образования заключается в формировании совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают «умение учить-ся», также способность личности к самосовершенствованию и развитию путем активного и сознательного присвоения нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, в связи с новыми условиями перед учителем возникает цель в создании учебных ситуаций как особых структурных единиц учебной деятельности, а также требование навыка пере-водить учебные задачи в учебную ситуацию [6].
Как раз эвристические методы обучения представляют собой подход, который ак-центирует внимание на активном поиске решений и самосознании обучающихся. Эти ме-тоды направлены на стимулирование критического мышления, творчества и исследова-ния, что позволяет обучающимся не просто запоминать правила и слова, но и активно взаимодействовать с языком.
Согласно определению из Большой российской энциклопедии, под эвристикой (от греч. «εὑρίσϰω» – отыскивать, открывать) понимают «совокупность методов, используе-мых в процессе открытия нового и ускоряющих решение творческих задач; исследование этих методов творческой деятельности [1].
В качестве ключевого элемента эвристического обучения обычно рассматривается создание проблемных ситуаций, в которых ученики должны применять свои знания для нахождения выхода. Например, групповые проекты, дебаты и ролевые игры способству-ют развитию навыков коммуникации, необходимой для реального общения на иностран-ном языке. Использование современных технологий, таких как языковые приложения и онлайн-ресурсы, также может повысить вовлеченность и мотивацию обучающихся.
В отечественной науке накоплен большой опыт эвристических методов обучения иностранным языкам, что подтверждается исследованиями Н. В. Дорошко [2], Ю. А. Макаровой [4], С. А. Радионовой [5], М. М. Фоминых [9], А. В. Хуторского [10] и др.
Эвристический метод обучения представляет собой отказ от готовых знаний, их ре-продукции, которые в условиях научно-технического прогресса, информатизации обще-ства, когда быстрыми темпами увеличивается объём информации, стремительно устаре-вают знания, предъявляют новые требования к профессиональному и личностному раз-витию человека. В настоящее время немыслимый рост количества информации требует от людей формирования таких качеств, как инициативность, изобретательность, пред-приимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, что предполагает умение действовать творчески и самостоятельно. Учитель должен отреагировать на эти изменения условий развитием творческих способностей учащихся и воспитанием актив-ной личности посредством эвристического метода обучения.
М. М. Фоминых также пишет о том, что процесс исследовательского обучения при таком подходе представляет собой сдвиг акцента в усвоении знаний с информационного на поисковый, что стимулирует обучающихся на самообучение. В результате умственный процесс приобретает новое качество за счет повышения уровня обобщающего ин-тегрированного знания [9].
При решении задач развернутый эвристический поиск позволяет школьникам оты-скать рациональные способы умственной деятельности, а также опыт творческого усвое-ния знаний, в том числе А. В. Хуторской называет:
– анализ условий задачи по отношению к поставленному вопросу;
– преобразование проблем на ряд частных;
– формулирование гипотезы;
– разработка плана и этапов решения;
– анализ различных направлений поиска с отбором главных и ведущих из них [10].
Эвристическая деятельность – это одна из составляющих творчества и его видов (репродуктивного, интеллектуального, исследовательского). В контексте эвристической деятельности П. В. Каптерев понимает под творчеством быстрое схватывание, понима-ние основной идеи в большом количестве информации, внезапную находку приемов, действий [3].
При создании воображаемых речевых ситуаций от педагога и учащихся требуется довольно высокий уровень творческого мышления. Приведем примеры эвристических упражнений на уроке немецкого языка, сущность которых заключается в том, чтобы во-влечь школьников в учебную деятельность так, чтобы они сами выводили правила из собственных наблюдений и опыта, чтобы им самим хотелось высказывать собственное мнение, а не потому, что от них этого требует преподаватель.
При обучении чтению и письму можно отойти от традиционной методики объясне-ния правил чтения отдельных букв и буквосочетаний, а предложить ряд слов с опреде-ленным сочетанием и сопроводить аудиозаписью (либо прослушать с голоса учителя):
– ich, mich, rechnen, brechen, Licht, rechts…
– ach, machen, lachen, Koch, Buch, Tuch…
Учащиеся делают вывод о мягком и твердом произношении звуков [ç] и [x] после узких и широких гласных соответственно.
wachsen, sechs, Lachs, Fuchs… – здесь ученики устанавливают, что перед буквой s то же сочетание читается как [k].
На самом первом занятии ученикам можно раздать книги или журналы и попросить их «сделать открытия». Так, они могут заметить, что существительные в немецком языке пишутся с заглавной буквы. Изучавшие ранее английский язык с легкостью увидят неко-торые сходства и различия: в целом совпадение букв алфавита, но присутствие дополни-тельных букв (ä, ö, ü, ß), наличие артиклей перед существительными, глаголов-связок и др.
На уровне фонетики можно рассмотреть примеры немецких и русских слов с глас-ным [о] в ударных и безударных слогах и заключить, что в любой позиции в немецком слове этот звук произносится как [о] и не ослабляется в [а], в отличие от русского языка.
На протяжении всего обучения полезно формировать языковую догадку. Инте-ресно раскрывать смысл сложных слов, которыми так богат немецкий язык. Учащиеся разбивают слова на составляющие и определяют значение каждой части, а затем выводят значение целого слова. Например, шариковая ручка – der Kugelschreiber. Ученики знакомы со словом «schreiben, слово «Kugel» можно представить в виде изображения ёлочного шарика. С помощью учителя на примере других существительных (Drucker, Wecker, Rechner) учащиеся определяют значение суффикса «-er». В конечном итоге они приходят к значению целого слова и понимают его структуру.
Полезными и увлекательными будут задания на самостоятельное придумывание сложных слов. Всегда вызывает интерес раскрытие этимологии слова, сопоставление слов в разных языках и обнаружение сходств.
Метод конструирования правил. Изучаемые грамматические правила также могут быть «открыты» учениками. Например, из предложенного учителем текста по немецкому языку ученики догадываются, что текст написан в прошедшем времени (например, Präte-ritum), затем догадываются, как образуется данное время (учащиеся замечают, что боль-шинство глаголов с известными им корнями имеют суффикс -te), формулируют правило и создают впоследствии на выявленное правило свои тексты. Исследование проводится по указанному учителем алгоритму, который зависит от вида текста и поставленной за-дачи. При возникновении трудностей у учащихся учитель задаёт наводящие вопросы или даёт небольшие подсказки, подталкивая к верному заключению.
Метод придумывания заключается в создании школьниками совершенно нового творческого продукта, который будет являться результатом их умственной деятель-ности. Благодаря такому методу развиваются творческое мышление, фантазия и во-ображение. Можно прочитать текст и продолжить историю. В процессе обучения данный метод даёт возможность обучающимся составлять спонтанные диалоги, писать сочинения на заданную тему, придумывать нестандартные ситуации, способствующие развитию творческого мышления. Занимательным опытом может стать создание фанфиков на базе знакомых сюжетов, сказок, фильмов и т. п., что предлагают в своей статье Н. Р. Уразаева и Е. А. Теморбулатова [7].
Метод гиперболизации заключается в увеличении или уменьшении объекта позна-ния, его части или качества. Учитель задаёт ситуацию, находящуюся на грани реальности и фантазии (Stell dir vor, du bist ins Land der Riesen / ins Mittelalter / ins Schlaraffenland usw. geraten), и создаёт поле для размышления. Методы креативного письма гораздо бо-лее привлекательны, чем обычные сочинения по пройденной теме. Стимулом к креатив-ному письму, по словам Н. Р. Уразаевой, должно быть «противоречие, вызывающее же-лание отреагировать, требующее выражения личной позиции» [6, с. 328]. Использование этого метода способствует развитию образного мышления.
Метод эмпатии (вживания) означает отождествление себя с другим объектом и предметом деятельности, то есть «вчувствование» в состояние объекта, «вселение» уче-ников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри. Например, вжиться в сущность животного, растения, бытового предмета и др. В процессе этого ученик задаёт вопросы себе в качестве объекта, пытаясь представить, что он будет чувствовать, о чём думать, переживать. Такое упражнение следует использовать при изучении новой лексики по теме. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен как в устной, так и письменной форме.
Продуктом может быть и загадка, когда ученик не называет предмет, а предлагает по описанию угадать его. Кроме того, загадки являются частью аудирования, так как ка-ждый ученик представляет свой творческий продукт всему классу. Остальным детям не-обходимо в первую очередь понять ее смысл, суть и попытаться отгадать.
Этот метод является индивидуальным продуктом человека и выражает индивиду-альные возможности, создает пространство для проявления креативных способностей и способствует развитию эмпатии, то есть умению сопереживать другим людям, ставить себя на их место.
Таким образом, использование эвристических методов обучения способствуют прочному усвоению лексического и грамматического материала, так как учащиеся непо-средственно вовлечены в процесс открытия нового.
Все вышеперечисленные эвристические задания являются для школьников концен-трированным выражением творческих форм обучения. Они обеспечивают самостоятель-ное осуществление деятельности, учат определять учебные цели, искать и использовать нужные способы их достижения. Эвристические задания нацелены на формирование универсальных учебных действий, что является приоритетной задачей реализации ФГОС. Неоспоримым преимуществом такого обучения является тот факт, что сильные и слабые в языковом отношении ученики получают возможность самореализации в твор-ческом процессе подготовки и проведения мероприятий. Помимо формирования мотива-ции и интереса к учёбе, творческие задания также улучшают воображение детей, их на-блюдательность и содействуют формированию языковых коммуникативных умений.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение эвристических методов обу-чения является одним из самых лучших средств формирования и развития творческих способностей учащихся, и может быть интегрировано в учебный процесс на любом этапе наряду с использованием традиционных методов и форм обучения немецкому языку. Эв-ристические методы не только способствуют эффективному освоению языка, но и фор-мируют умения, необходимые для жизни в многоязычном мире – способности к адапта-ции, решению нестандартных задач в межкультурной коммуникации.
Список литературы
1. Гришунин С. И. ЭВРИСТИКА // Большая российская энциклопедия. Элек-тронная версия (2020). URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/4939324 (дата обращения: 13.10.2024).
2. Дорошко Н. В. Эвристические методы обучения иностранному языку. От игры к творчеству : метод. рекомен. для преп. тех. вузов. Минск : Белорусский государственный аграрный технический университет (БГАТУ), 2007. 85 с.
3. Каптерев П. В. Эвристическая форма обучения в народной школе // Краткая хре-стоматия по истории зарубежной и отечественной педагогической мысли : учеб. пособие для вузов / сост.: И. П. Андриади, Е. Б. Куракина, С. Н. Ромашова, А. А. Серова, А. В. Кудряшев, И. Э. Смирнова, Н. Н. Илюшина [и др.] ; под общ. ред. И. П. Андриади. Москва, 2007. С. 424–426.
4. Макарова Ю. А. Эвристический подход к обучению иноязычной творческой письменной речи // Альманах современной науки и образования. 2016. № 2 (104). C. 88–91.
5. Радионова С. А. Применение эвристических методов в обучении английскому языку // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. № 4-2. С. 267–271. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-evristicheskih-metodov-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku (дата обращения : 23.09.2024).
6. Уразаева Н. Р. Креативное письмо на уроках иностранного языка // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. 80-й междунар. науч.-техн. конф. Магнитогорск, 2022. С. 328.
7. Уразаева Н. Р., Теморбулатова Е. А. Использование фанфиков для обучения письменной речи на уроках иностранного языка // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. докл. 82-й междунар. науч.-техн. конф. Магнито-горск, 2024. С. 165.
8. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 716–719.
9. Фоминых М. М. Педагогическая эвристика как методология современного обучения // Социализация личности в XXI веке : матер. межрег. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию проф. В. Д. Семенова. Екатеринбург, 2005. С. 257–259.
10. Хуторской А. В. О занятиях методом эвристического погружения // Методика погружения: за и против : сб. науч.-метод. ст. 1995. С. 57–63.
Уразаева С. И., Весна В. М., Теморбулатова Е. А.,
Магнитогорский государственный технический
университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
Морозова П. Е.,
Национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Аннотация. В статье анализируются эвристические методы в обучении иностранным языкам. Эвристическое обучение предполагает непрерывный процесс открытий и самостоятельного конструирования знаний с опорой на личный образовательный потенциал. Эвристическая методика строится, в первую очередь, на собственном творчестве обучающихся. Таким образом, эвристическое обучение придает новым знаниям личностный характер. Также в статье описываются рациональные способы умственной деятельности при решении поставленных задач. На примере немецкого языка рассматриваются некоторые задания эвристического характера при обучении различным аспектам: лексике, грамматике, фонетике, чтению, говорению. Ценность эвристического подхода в обучении заключается в воспитании активной и творческой личности обучающегося, инициативности, способности самостоятельно принимать решения. Принципы эвристического обучения отвечают требованиям современного образования и способствуют формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться.
Ключевые слова: эвристика, методика обучения, иностранные языки, творческое мыш-ление, исследование, поисковое обучение, самообучение, немецкий язык.
THE USE OF HEURISTIC METHODS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES
Abstract. The article analyzes heuristic methods in teaching foreign languages. Heuristic learning involves a continuous process of discovery and self-construction of knowledge based on personal educational potential. The heuristic methodology is based, first of all, on the students' own creativity. Thus, heuristic learning gives new knowledge a personal character. The article also describes rational ways of mental activity in solving tasks. Using the example of the German language, some heuristic tasks are considered when teaching various aspects: vocabulary, grammar, phonetics, reading. The value of the heuristic approach in teaching lies in the upbringing of an active and creative student's personality, initiative, and the ability to make decisions independently. The principles of heuristic learning meet the requirements of modern education and contribute to the formation of a set of universal learning activities that ensure the ability to learn.
Keyword: heuristics, teaching methods, foreign languages, creative thinking, research, search learning, self-study, German language.
Ключевая задача современной системы образования заключается в формировании совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечивают «умение учить-ся», также способность личности к самосовершенствованию и развитию путем активного и сознательного присвоения нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, в связи с новыми условиями перед учителем возникает цель в создании учебных ситуаций как особых структурных единиц учебной деятельности, а также требование навыка пере-водить учебные задачи в учебную ситуацию [6].
Как раз эвристические методы обучения представляют собой подход, который ак-центирует внимание на активном поиске решений и самосознании обучающихся. Эти ме-тоды направлены на стимулирование критического мышления, творчества и исследова-ния, что позволяет обучающимся не просто запоминать правила и слова, но и активно взаимодействовать с языком.
Согласно определению из Большой российской энциклопедии, под эвристикой (от греч. «εὑρίσϰω» – отыскивать, открывать) понимают «совокупность методов, используе-мых в процессе открытия нового и ускоряющих решение творческих задач; исследование этих методов творческой деятельности [1].
В качестве ключевого элемента эвристического обучения обычно рассматривается создание проблемных ситуаций, в которых ученики должны применять свои знания для нахождения выхода. Например, групповые проекты, дебаты и ролевые игры способству-ют развитию навыков коммуникации, необходимой для реального общения на иностран-ном языке. Использование современных технологий, таких как языковые приложения и онлайн-ресурсы, также может повысить вовлеченность и мотивацию обучающихся.
В отечественной науке накоплен большой опыт эвристических методов обучения иностранным языкам, что подтверждается исследованиями Н. В. Дорошко [2], Ю. А. Макаровой [4], С. А. Радионовой [5], М. М. Фоминых [9], А. В. Хуторского [10] и др.
Эвристический метод обучения представляет собой отказ от готовых знаний, их ре-продукции, которые в условиях научно-технического прогресса, информатизации обще-ства, когда быстрыми темпами увеличивается объём информации, стремительно устаре-вают знания, предъявляют новые требования к профессиональному и личностному раз-витию человека. В настоящее время немыслимый рост количества информации требует от людей формирования таких качеств, как инициативность, изобретательность, пред-приимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, что предполагает умение действовать творчески и самостоятельно. Учитель должен отреагировать на эти изменения условий развитием творческих способностей учащихся и воспитанием актив-ной личности посредством эвристического метода обучения.
М. М. Фоминых также пишет о том, что процесс исследовательского обучения при таком подходе представляет собой сдвиг акцента в усвоении знаний с информационного на поисковый, что стимулирует обучающихся на самообучение. В результате умственный процесс приобретает новое качество за счет повышения уровня обобщающего ин-тегрированного знания [9].
При решении задач развернутый эвристический поиск позволяет школьникам оты-скать рациональные способы умственной деятельности, а также опыт творческого усвое-ния знаний, в том числе А. В. Хуторской называет:
– анализ условий задачи по отношению к поставленному вопросу;
– преобразование проблем на ряд частных;
– формулирование гипотезы;
– разработка плана и этапов решения;
– анализ различных направлений поиска с отбором главных и ведущих из них [10].
Эвристическая деятельность – это одна из составляющих творчества и его видов (репродуктивного, интеллектуального, исследовательского). В контексте эвристической деятельности П. В. Каптерев понимает под творчеством быстрое схватывание, понима-ние основной идеи в большом количестве информации, внезапную находку приемов, действий [3].
При создании воображаемых речевых ситуаций от педагога и учащихся требуется довольно высокий уровень творческого мышления. Приведем примеры эвристических упражнений на уроке немецкого языка, сущность которых заключается в том, чтобы во-влечь школьников в учебную деятельность так, чтобы они сами выводили правила из собственных наблюдений и опыта, чтобы им самим хотелось высказывать собственное мнение, а не потому, что от них этого требует преподаватель.
При обучении чтению и письму можно отойти от традиционной методики объясне-ния правил чтения отдельных букв и буквосочетаний, а предложить ряд слов с опреде-ленным сочетанием и сопроводить аудиозаписью (либо прослушать с голоса учителя):
– ich, mich, rechnen, brechen, Licht, rechts…
– ach, machen, lachen, Koch, Buch, Tuch…
Учащиеся делают вывод о мягком и твердом произношении звуков [ç] и [x] после узких и широких гласных соответственно.
wachsen, sechs, Lachs, Fuchs… – здесь ученики устанавливают, что перед буквой s то же сочетание читается как [k].
На самом первом занятии ученикам можно раздать книги или журналы и попросить их «сделать открытия». Так, они могут заметить, что существительные в немецком языке пишутся с заглавной буквы. Изучавшие ранее английский язык с легкостью увидят неко-торые сходства и различия: в целом совпадение букв алфавита, но присутствие дополни-тельных букв (ä, ö, ü, ß), наличие артиклей перед существительными, глаголов-связок и др.
На уровне фонетики можно рассмотреть примеры немецких и русских слов с глас-ным [о] в ударных и безударных слогах и заключить, что в любой позиции в немецком слове этот звук произносится как [о] и не ослабляется в [а], в отличие от русского языка.
На протяжении всего обучения полезно формировать языковую догадку. Инте-ресно раскрывать смысл сложных слов, которыми так богат немецкий язык. Учащиеся разбивают слова на составляющие и определяют значение каждой части, а затем выводят значение целого слова. Например, шариковая ручка – der Kugelschreiber. Ученики знакомы со словом «schreiben, слово «Kugel» можно представить в виде изображения ёлочного шарика. С помощью учителя на примере других существительных (Drucker, Wecker, Rechner) учащиеся определяют значение суффикса «-er». В конечном итоге они приходят к значению целого слова и понимают его структуру.
Полезными и увлекательными будут задания на самостоятельное придумывание сложных слов. Всегда вызывает интерес раскрытие этимологии слова, сопоставление слов в разных языках и обнаружение сходств.
Метод конструирования правил. Изучаемые грамматические правила также могут быть «открыты» учениками. Например, из предложенного учителем текста по немецкому языку ученики догадываются, что текст написан в прошедшем времени (например, Präte-ritum), затем догадываются, как образуется данное время (учащиеся замечают, что боль-шинство глаголов с известными им корнями имеют суффикс -te), формулируют правило и создают впоследствии на выявленное правило свои тексты. Исследование проводится по указанному учителем алгоритму, который зависит от вида текста и поставленной за-дачи. При возникновении трудностей у учащихся учитель задаёт наводящие вопросы или даёт небольшие подсказки, подталкивая к верному заключению.
Метод придумывания заключается в создании школьниками совершенно нового творческого продукта, который будет являться результатом их умственной деятель-ности. Благодаря такому методу развиваются творческое мышление, фантазия и во-ображение. Можно прочитать текст и продолжить историю. В процессе обучения данный метод даёт возможность обучающимся составлять спонтанные диалоги, писать сочинения на заданную тему, придумывать нестандартные ситуации, способствующие развитию творческого мышления. Занимательным опытом может стать создание фанфиков на базе знакомых сюжетов, сказок, фильмов и т. п., что предлагают в своей статье Н. Р. Уразаева и Е. А. Теморбулатова [7].
Метод гиперболизации заключается в увеличении или уменьшении объекта позна-ния, его части или качества. Учитель задаёт ситуацию, находящуюся на грани реальности и фантазии (Stell dir vor, du bist ins Land der Riesen / ins Mittelalter / ins Schlaraffenland usw. geraten), и создаёт поле для размышления. Методы креативного письма гораздо бо-лее привлекательны, чем обычные сочинения по пройденной теме. Стимулом к креатив-ному письму, по словам Н. Р. Уразаевой, должно быть «противоречие, вызывающее же-лание отреагировать, требующее выражения личной позиции» [6, с. 328]. Использование этого метода способствует развитию образного мышления.
Метод эмпатии (вживания) означает отождествление себя с другим объектом и предметом деятельности, то есть «вчувствование» в состояние объекта, «вселение» уче-ников в изучаемые объекты окружающего мира, попытка почувствовать и познать его изнутри. Например, вжиться в сущность животного, растения, бытового предмета и др. В процессе этого ученик задаёт вопросы себе в качестве объекта, пытаясь представить, что он будет чувствовать, о чём думать, переживать. Такое упражнение следует использовать при изучении новой лексики по теме. Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть образовательный продукт ученика, который может затем быть им выражен как в устной, так и письменной форме.
Продуктом может быть и загадка, когда ученик не называет предмет, а предлагает по описанию угадать его. Кроме того, загадки являются частью аудирования, так как ка-ждый ученик представляет свой творческий продукт всему классу. Остальным детям не-обходимо в первую очередь понять ее смысл, суть и попытаться отгадать.
Этот метод является индивидуальным продуктом человека и выражает индивиду-альные возможности, создает пространство для проявления креативных способностей и способствует развитию эмпатии, то есть умению сопереживать другим людям, ставить себя на их место.
Таким образом, использование эвристических методов обучения способствуют прочному усвоению лексического и грамматического материала, так как учащиеся непо-средственно вовлечены в процесс открытия нового.
Все вышеперечисленные эвристические задания являются для школьников концен-трированным выражением творческих форм обучения. Они обеспечивают самостоятель-ное осуществление деятельности, учат определять учебные цели, искать и использовать нужные способы их достижения. Эвристические задания нацелены на формирование универсальных учебных действий, что является приоритетной задачей реализации ФГОС. Неоспоримым преимуществом такого обучения является тот факт, что сильные и слабые в языковом отношении ученики получают возможность самореализации в твор-ческом процессе подготовки и проведения мероприятий. Помимо формирования мотива-ции и интереса к учёбе, творческие задания также улучшают воображение детей, их на-блюдательность и содействуют формированию языковых коммуникативных умений.
Таким образом, можно сделать вывод, что применение эвристических методов обу-чения является одним из самых лучших средств формирования и развития творческих способностей учащихся, и может быть интегрировано в учебный процесс на любом этапе наряду с использованием традиционных методов и форм обучения немецкому языку. Эв-ристические методы не только способствуют эффективному освоению языка, но и фор-мируют умения, необходимые для жизни в многоязычном мире – способности к адапта-ции, решению нестандартных задач в межкультурной коммуникации.
Список литературы
1. Гришунин С. И. ЭВРИСТИКА // Большая российская энциклопедия. Элек-тронная версия (2020). URL: https://old.bigenc.ru/philosophy/text/4939324 (дата обращения: 13.10.2024).
2. Дорошко Н. В. Эвристические методы обучения иностранному языку. От игры к творчеству : метод. рекомен. для преп. тех. вузов. Минск : Белорусский государственный аграрный технический университет (БГАТУ), 2007. 85 с.
3. Каптерев П. В. Эвристическая форма обучения в народной школе // Краткая хре-стоматия по истории зарубежной и отечественной педагогической мысли : учеб. пособие для вузов / сост.: И. П. Андриади, Е. Б. Куракина, С. Н. Ромашова, А. А. Серова, А. В. Кудряшев, И. Э. Смирнова, Н. Н. Илюшина [и др.] ; под общ. ред. И. П. Андриади. Москва, 2007. С. 424–426.
4. Макарова Ю. А. Эвристический подход к обучению иноязычной творческой письменной речи // Альманах современной науки и образования. 2016. № 2 (104). C. 88–91.
5. Радионова С. А. Применение эвристических методов в обучении английскому языку // Russian Journal of Education and Psychology. 2017. № 4-2. С. 267–271. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-evristicheskih-metodov-v-obuchenii-angliyskomu-yazyku (дата обращения : 23.09.2024).
6. Уразаева Н. Р. Креативное письмо на уроках иностранного языка // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. 80-й междунар. науч.-техн. конф. Магнитогорск, 2022. С. 328.
7. Уразаева Н. Р., Теморбулатова Е. А. Использование фанфиков для обучения письменной речи на уроках иностранного языка // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования : тез. докл. 82-й междунар. науч.-техн. конф. Магнито-горск, 2024. С. 165.
8. Федотова А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 716–719.
9. Фоминых М. М. Педагогическая эвристика как методология современного обучения // Социализация личности в XXI веке : матер. межрег. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию проф. В. Д. Семенова. Екатеринбург, 2005. С. 257–259.
10. Хуторской А. В. О занятиях методом эвристического погружения // Методика погружения: за и против : сб. науч.-метод. ст. 1995. С. 57–63.