Задать вопрос
Статьи

ИДЕАЛ СЕМЬИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

31.12.2023
Зиновьева Е.Н.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск

ИДЕАЛ СЕМЬИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аннотация. Современная жизнь диктует свои законы и устанавливает свои правила.Человек, стремясь к материальным ценностям, очень часто забывает о духовных связях между людьми. Мы можем наблюдать, как отношения между членами семьи становятся потребительскими. Проблема семьи, ее сохранения и укрепления основ ее существования занимает сейчас едва ли не первое место по важности среди всех социальных проблем общества. К сожалению, мы должны признать, что сегодня представления о традиционной семье изменились. Безусловный авторитет родителей ставится под сомнение, открытые взаимоотношения между членами семьи становятся пределом мечтаний, отсутствуют эмоционально теплые связи между родителями и детьми, мужем и женой. Но самое главное, наверное, отсутствуют «образцы» поведения и межличностные отношения, которые должен усвоить ребенок для своего дальнейшего гармоничного развития. В наши дни семья часто выступает как группа людей, проживающих вместе на одной жилой площади и связанная, в лучшем случае, формальными юридическими или экономическими отношениями. Поэтому произведения русской классической литературы являются замечательными образцами для формирования правильного построения семейных отношений.
Ключевые слова: семья, семейные ценности и традиции, произведения русской классической литературы, идеал, образец для подражания.

Семья…Сколько статей написано на эту тему, сколько слов было сказано и сколько еще человечество будет размышлять о роли семьи в жизни индивида. Издревле именно семья давала человеку все самое необходимое: понимание, заботу, первые представления об окружающем мире, формировала понятия морали и нравственности. Она поддерживала человека в самых смелых начинаниях, являлась двигателем на пути достижения поставленных целей. Не стоит забывать, что в давние времена без семьи невозможно было бы представить даже физическое существование человека. Ведь всем известна народная мудрость: «Один в поле не воин».
А что мы видим сегодня, в ХХI веке?Сегодня люди пытаются сохранить это единение с близкими людьми, несмотря на быстрый темп современной жизни. Актуализация роли семьи в жизни человека связана с решением множества проблем. С одной стороны, семья является крепкой основой любого общества и залогом его развития. Она обеспечивает стабильность, заботу и поддержку каждому члену семьи. С другой стороны, любая семья сталкивается с различными трудностями, что не мешает ей оставаться важнейшей ценностью в обществе. Именно в семье формируется личность, её нравственные и моральные устои.
Понятие семья многозначное.
СЕМЬЯ́, -и́, мн. се́мьи, семе́й, се́мьям, ж.
1. Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Кроме нашей семьи, то есть моей матери, сестер и брата, --- у нас в доме проживал один отставной моряк. И. Гончаров, Воспоминания. В Гаспре собралась вся семья Толстого: дети, зятья, снохи. М. Горький, О С. А. Толстой.
2. перен.; кого или какая. Группа людей, объединенных общей деятельностью, общими интересами. Живой, общительный, он быстро вошел в семью подпольщиков. И. А. Козлов, В крымском подполье. Сидят у печурки друзья — Солдатская наша семья. Сурков, Лирическая песня.
3. Группа животных, состоящая из самца, самки (самок) и детенышей, живущих вместе. Семья скворцов. Семья бобров. Волчья семья. || Группа одинаковых растений, растущих рядом. Семья опят. □ Семья кактусов богаче всех: она занимает целую лужайку. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
4. Лингв. Группа родственных языков. [Добровский] указал на обширную семью славянских языков, между которыми чешский занимает одно из почетнейших мест. Пыпин, Два месяца в Праге[1].
СЕМЬЯ', и́, вин. семью́ и (простореч.) се́мью, мн. cе́мьи, семе́й, се́мьям, ж. 1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. Советская с. У нас была хорошая, непьющая семья. Некрасов. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, пускай себе разумником слыви, а в се́мью не включат. Грибоедов. И вот ввели в семью́ чужую. Пушкин. Влияние семьи на ребенка. Пошли гулять всей семьей. Происхождение семьи. В семье не без урода. Пословица. || перен. Организация, группа людей, дружная и сплоченная общими интересами. Не пускать паразитов в семью трудящихся. Наша кооперативная с. увеличилась. 2. Группа высших животных, состоящая из самца и одной или нескольких самок (зоол.)[2].
Как видим, оба понятия объединяют одно: семья – это близкие люди, проживающие вместе. Таким образом, переоценить роль и значение семьи для человека практически невозможно.
Одним из важнейших сюжетообразующих моментов творчества любого писателя можно смело назвать семью и взаимоотношения внутри неё. В русской классической литературе мы, наверное, не найдём такого писателя, в творчестве которого не отражалась бы тема внутрисемейных отношений да и в целом роли семьи в становлении характера человека. Мастера художественного слова рассматривали проблемы общества и человека сквозь призму семьи и ее влияния на личность. Мы уже говорили о том, что семья в становлении человека играет решающую роль, да и в целом личность создается в той атмосфере, в которой он растет. Наверное, именно поэтому, исследуя жизнь отдельного героя в произведении, писатели обращаются к теме семьи, анализируя обстановку, в которой он родился. Семья, по мнению классиков русской литературы, является неким индикатор уровня культуры и развития человека как личности. Именно этим и объясняется интерес к семье, ее ценностям и влиянию на человека.
Уже в литературе Древней Руси тема дома и семьи является сквозной. Вспомним «Слово о полку Игореве» и знаменитый плач Ярославны. Здесь мы видим безмерную тоску супруги по ушедшему в опасный поход мужу.
В «Слово о полку Игореве» вставлено (инкрустировано) другое произведение – «Плач Ярославны», – очень напоминающее западноевропейские песни о разлуке. Как и песни о разлуке (chansons de toile), плач Ярославны, жены князя Игоря, оплакивает разлуку с мужем, ушедшим в далекий поход на язычников». Плач Ярославны является ярким примером духовности и патриотизма, единения дома, семьи и высокого служения своей Родине.[3]
Очень часто «мысль семейная» ассоциируется с романом-эпопеей Л.Н. Толстого «Война и мир». Однако эта темы звучит уже «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма. Эта повесть является отражением христианских взглядов на семейную жизнь и брак в целом. Показательным является следующий эпизод. Феврония плыла на судне по реке Оке, к ней начал приставать «некий человек», «искушаемый лукавым бесом». «Она же, разгадав злой помысел его, быстро обличила его» и предложила зачерпнуть воду с одной стороны судна, а потом – с другой и сравнить вкус. Когда он убедился, что вкус воды одинаков, героиня сказала: «И женское естество одинаково. Зачем же ты, свою жену оставив, о другой помышляешь».[4] Житие святых Петра и Февронии Муромских учит верности, способности переживать тяготы, нести ответственность за супруга. Высшим доказательством преданности мужа и жены друг другу явился их уход из жизни в один день. По чудесному провидению удивительным образом их тела оказались в одном гробу, как гласит легенда.
Тема роли семьи просматривается и в творчестве писателей XVIII века. Невозможно пройти мимо семьи Простаковых из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Если древнерусская литература давала нам примеры гармоничных отношений между мужем и женой, то здесь мы видим совсем иную картину. Ни любви, ни заботы, ни привязанности в этой семье нет. Уродливые формы приобретают отношения между супругами и общение сына с родителями. Главой семьи является госпожа Простакова, а её муж – пешка, который за годы совместной жизни привык к оскорблениям и унижениям со стороны своей благоверной. Видя, как мать относится к отцу, Митрофанушка позволяет себе грубости в адрес родителя. Слепая любовь матери к сыну не смогла растопить его сердце. У Митрофанушки не было перед глазами того идеала взаимоотношений, с которого можно было бы брать пример. Именно поэтому Митрофанушка растет злым и совершенно не способным к сочувствию и сопереживанию человеком. Характерным является эпизод, в котором Митрофанушка рассказывает про свой сон. Ему привидилось, будто бы мать избивает отца, но при этом он жалеет не отца, которого бьют, а жалеет мать, которая якобы устает наносить удары: «Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку... [...] Так мне и жаль стало... [...] Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку...» (действие 1 явление IV)[5].
В финале комедии избалованный Митрофанушка грубо ведет себя со своей матерью, которая всю жизнь окружала его заботой и любовью. Госпожа Простакова понимает, что вырастила неблагодарного сына: «Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась.Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок)» (действие 5 явление последнее) [5].
Как видим, отсутствие в семье любви и уважения привело к тому, что сын вырос грубым и черствым не только по отношению к другим, но даже по отношению к родителям.
XIX век подарил миру целую череду произведений, в которых «мысль семейная» нашла свое воплощение. Мы видим совершенно разные модели построения отношений между мужем и женой, отличные взгляды на воспитание детей и выстраивание диалога с ними.
В драме А.Н. Островского «Гроза» тема семьи является одной из центральных. Мы видим несколько примеров семейных отношений: мать – сын и дочь, муж – жена, брат – сестра. Семейные отношения, изображенные Островским А.Н., далеки от идеала.Отношение Кабановой к своим детям лишено любви, нежности и заботы. Она словно прикрывается законами домостроя, игнорируя чувства своих детей. Кабанова считает своим долгом влезть в семейную жизнь Тихона. Она ревнует его к Катерине, считая, что его любовь незаслуженно досталась жене. Под бдительным оком Марфы Игнатьевны Катерина спокойно не может проводить супруга. Любое проявление нежности вызывает море упрёков со стороны свекрови: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься!… В ноги кланяйся!» [6]. Тихон Кабанов готов сбежать из отчего дома, т.к. мать полностью лишила его свободы и права голоса. Но он настолько безволен, что не готов даже взять на себя ответственность за молодую жену и свою семью. Тихон с радостью уезжает из дома, однако в этом путешествии нет места для Катерины. Можно ли Кабанова обвинить в равнодушии к жене? Думаю, да. Но, с другой стороны, у него не было перед глазами того образца взаимоотношений между мужем и женой, который он мог бы взять за образец.
Марфу Игнатьевну мало волнует будущее е детей. По её мнению, у них нет будущего: «Ничего-то не знают, никокого порядку. … Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.» [6]. Все прахом пойдет, когда старшее поколение «перемрёт».
Но не только Тихону достаётся от матери. Варвара, его сестра,не уважает мать, потому что не видит за что. Кабанова постоянно говорит о необходимости уважать старших, но сама не делает ничего, что бы могло заставить проявить к ней требуемое почитание. Только отношения между Катериной и Варварой можно назвать теплыми и доверительными. Они делятся тайнами, Варвара понимает сложившиеся отношения Катерины с Тихоном, принимает сторону невестки, сочувствуя и сопереживая ей, помогает вырваться из четырех стен, хоть на мгновение, но дает возможность Катерине почувствовать себя счастливой и свободной.
Безусловно, семья была и остаётся одной из непререкаемых ценностей. Нельзя недооценивать роль семьи в жизни человека и общества, т.к. старшее поколение закладывает в семье «фундамент», на котором выстраиваются самые важные общечеловеческие ценности. Но о каких ценностях можно говорить, если «фундамент» дал трещину?
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из ведущих тем является тема любви и семьи. Только семья и любовь являются основой существования человека, определяя его жизнь и судьбу. Рассказывая о таких разных семьях (Кирсановых и Базаровых), Тургенев И.С. словно заставляет задуматься над вечным вопросом о роли семьи в жизни человека.
Грустная история Николая Петровича, который десять лет был женат на матери своего старшего сына Аркадия. Супруги были счастливы и жили «душа в душу»: «…почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты…» [7]. Когда же жена Кирсанова умерла, «он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель…» [7]. К жизни его вернула только забота о сыне. Судьба подарила ему встречу с Фенечкой, которая наполнила его жизнь новым смыслом. Николай Петрович обрел счастье не просто в семье, а в семье, построенной на любви.
Не менее трогательной является история жизни родителей Евгения Базарова: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…». [7]Они неистово любят своего сына, заботясь о том, чтобы у него было всё самое лучшее и необходимое. «Енюша» – так ласково и нежно называют они сына. И мать, и отец искренне верят, что их сын исключительный и необыкновенный человек, который обязательно станет великой личностью и прославит имена своих родителей. До последнего они свято верят, что болезнь отступит и их сын будет жить. Но, к сожалению, чуда не случилось.
По мнению И.С. Тургенева, семья формирует человека, определяет его взгляды, характер,а порой и судьбу. Несомненно, на каждого из нас влияет и семья, и окружающая среда, но жизненный стержень, сформированный в семье, помогает выжить, выстоять, сохранить себя и свою душу в любых условиях. Помогает обрести подлинное человеческое счастье.
В русской литературе, как мы убедились, есть немало образов традиционных, православных семей. Именно в таких семьях вырастали уверенные в себе люди, умеющие брать на себя ответственность за других, открытые и твердо идущие к достижению своих целей. Без преувеличения здоровая семья – залог удачного будущего детей.

Библиографический список
1.    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека.
2.    Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека.
3.    Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. 2-е изд., доп. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1985. 352 с. Салмина М. А. Библиогр. работ Д. С. Лихачева по "Слову о полку Игореве": с. 337—346.http://feb-web.ru/feb/slovo/critics/l85/l85-001-.htm
4.    Ермолай-Еразм.Повесть о Петре и Февронии.
5.    Недоросль. Художественная литература
6.    Гроза. Художественная литература
7.    Тургенев И.С.Отцы и дети.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.