ИДЕАЛ СЕМЬИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
31.12.2023
Зиновьева Е.Н.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ИДЕАЛ СЕМЬИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация. Современная жизнь диктует свои законы и устанавливает свои правила.Человек, стремясь к материальным ценностям, очень часто забывает о духовных связях между людьми. Мы можем наблюдать, как отношения между членами семьи становятся потребительскими. Проблема семьи, ее сохранения и укрепления основ ее существования занимает сейчас едва ли не первое место по важности среди всех социальных проблем общества. К сожалению, мы должны признать, что сегодня представления о традиционной семье изменились. Безусловный авторитет родителей ставится под сомнение, открытые взаимоотношения между членами семьи становятся пределом мечтаний, отсутствуют эмоционально теплые связи между родителями и детьми, мужем и женой. Но самое главное, наверное, отсутствуют «образцы» поведения и межличностные отношения, которые должен усвоить ребенок для своего дальнейшего гармоничного развития. В наши дни семья часто выступает как группа людей, проживающих вместе на одной жилой площади и связанная, в лучшем случае, формальными юридическими или экономическими отношениями. Поэтому произведения русской классической литературы являются замечательными образцами для формирования правильного построения семейных отношений.
Ключевые слова: семья, семейные ценности и традиции, произведения русской классической литературы, идеал, образец для подражания.
Семья…Сколько статей написано на эту тему, сколько слов было сказано и сколько еще человечество будет размышлять о роли семьи в жизни индивида. Издревле именно семья давала человеку все самое необходимое: понимание, заботу, первые представления об окружающем мире, формировала понятия морали и нравственности. Она поддерживала человека в самых смелых начинаниях, являлась двигателем на пути достижения поставленных целей. Не стоит забывать, что в давние времена без семьи невозможно было бы представить даже физическое существование человека. Ведь всем известна народная мудрость: «Один в поле не воин».
А что мы видим сегодня, в ХХI веке?Сегодня люди пытаются сохранить это единение с близкими людьми, несмотря на быстрый темп современной жизни. Актуализация роли семьи в жизни человека связана с решением множества проблем. С одной стороны, семья является крепкой основой любого общества и залогом его развития. Она обеспечивает стабильность, заботу и поддержку каждому члену семьи. С другой стороны, любая семья сталкивается с различными трудностями, что не мешает ей оставаться важнейшей ценностью в обществе. Именно в семье формируется личность, её нравственные и моральные устои.
Понятие семья многозначное.
СЕМЬЯ́, -и́, мн. се́мьи, семе́й, се́мьям, ж.
1. Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Кроме нашей семьи, то есть моей матери, сестер и брата, --- у нас в доме проживал один отставной моряк. И. Гончаров, Воспоминания. В Гаспре собралась вся семья Толстого: дети, зятья, снохи. М. Горький, О С. А. Толстой.
2. перен.; кого или какая. Группа людей, объединенных общей деятельностью, общими интересами. Живой, общительный, он быстро вошел в семью подпольщиков. И. А. Козлов, В крымском подполье. Сидят у печурки друзья — Солдатская наша семья. Сурков, Лирическая песня.
3. Группа животных, состоящая из самца, самки (самок) и детенышей, живущих вместе. Семья скворцов. Семья бобров. Волчья семья. || Группа одинаковых растений, растущих рядом. Семья опят. □ Семья кактусов богаче всех: она занимает целую лужайку. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
4. Лингв. Группа родственных языков. [Добровский] указал на обширную семью славянских языков, между которыми чешский занимает одно из почетнейших мест. Пыпин, Два месяца в Праге[1].
СЕМЬЯ', и́, вин. семью́ и (простореч.) се́мью, мн. cе́мьи, семе́й, се́мьям, ж. 1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. Советская с. У нас была хорошая, непьющая семья. Некрасов. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, пускай себе разумником слыви, а в се́мью не включат. Грибоедов. И вот ввели в семью́ чужую. Пушкин. Влияние семьи на ребенка. Пошли гулять всей семьей. Происхождение семьи. В семье не без урода. Пословица. || перен. Организация, группа людей, дружная и сплоченная общими интересами. Не пускать паразитов в семью трудящихся. Наша кооперативная с. увеличилась. 2. Группа высших животных, состоящая из самца и одной или нескольких самок (зоол.)[2].
Как видим, оба понятия объединяют одно: семья – это близкие люди, проживающие вместе. Таким образом, переоценить роль и значение семьи для человека практически невозможно.
Одним из важнейших сюжетообразующих моментов творчества любого писателя можно смело назвать семью и взаимоотношения внутри неё. В русской классической литературе мы, наверное, не найдём такого писателя, в творчестве которого не отражалась бы тема внутрисемейных отношений да и в целом роли семьи в становлении характера человека. Мастера художественного слова рассматривали проблемы общества и человека сквозь призму семьи и ее влияния на личность. Мы уже говорили о том, что семья в становлении человека играет решающую роль, да и в целом личность создается в той атмосфере, в которой он растет. Наверное, именно поэтому, исследуя жизнь отдельного героя в произведении, писатели обращаются к теме семьи, анализируя обстановку, в которой он родился. Семья, по мнению классиков русской литературы, является неким индикатор уровня культуры и развития человека как личности. Именно этим и объясняется интерес к семье, ее ценностям и влиянию на человека.
Уже в литературе Древней Руси тема дома и семьи является сквозной. Вспомним «Слово о полку Игореве» и знаменитый плач Ярославны. Здесь мы видим безмерную тоску супруги по ушедшему в опасный поход мужу.
В «Слово о полку Игореве» вставлено (инкрустировано) другое произведение – «Плач Ярославны», – очень напоминающее западноевропейские песни о разлуке. Как и песни о разлуке (chansons de toile), плач Ярославны, жены князя Игоря, оплакивает разлуку с мужем, ушедшим в далекий поход на язычников». Плач Ярославны является ярким примером духовности и патриотизма, единения дома, семьи и высокого служения своей Родине.[3]
Очень часто «мысль семейная» ассоциируется с романом-эпопеей Л.Н. Толстого «Война и мир». Однако эта темы звучит уже «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма. Эта повесть является отражением христианских взглядов на семейную жизнь и брак в целом. Показательным является следующий эпизод. Феврония плыла на судне по реке Оке, к ней начал приставать «некий человек», «искушаемый лукавым бесом». «Она же, разгадав злой помысел его, быстро обличила его» и предложила зачерпнуть воду с одной стороны судна, а потом – с другой и сравнить вкус. Когда он убедился, что вкус воды одинаков, героиня сказала: «И женское естество одинаково. Зачем же ты, свою жену оставив, о другой помышляешь».[4] Житие святых Петра и Февронии Муромских учит верности, способности переживать тяготы, нести ответственность за супруга. Высшим доказательством преданности мужа и жены друг другу явился их уход из жизни в один день. По чудесному провидению удивительным образом их тела оказались в одном гробу, как гласит легенда.
Тема роли семьи просматривается и в творчестве писателей XVIII века. Невозможно пройти мимо семьи Простаковых из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Если древнерусская литература давала нам примеры гармоничных отношений между мужем и женой, то здесь мы видим совсем иную картину. Ни любви, ни заботы, ни привязанности в этой семье нет. Уродливые формы приобретают отношения между супругами и общение сына с родителями. Главой семьи является госпожа Простакова, а её муж – пешка, который за годы совместной жизни привык к оскорблениям и унижениям со стороны своей благоверной. Видя, как мать относится к отцу, Митрофанушка позволяет себе грубости в адрес родителя. Слепая любовь матери к сыну не смогла растопить его сердце. У Митрофанушки не было перед глазами того идеала взаимоотношений, с которого можно было бы брать пример. Именно поэтому Митрофанушка растет злым и совершенно не способным к сочувствию и сопереживанию человеком. Характерным является эпизод, в котором Митрофанушка рассказывает про свой сон. Ему привидилось, будто бы мать избивает отца, но при этом он жалеет не отца, которого бьют, а жалеет мать, которая якобы устает наносить удары: «Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку... [...] Так мне и жаль стало... [...] Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку...» (действие 1 явление IV)[5].
В финале комедии избалованный Митрофанушка грубо ведет себя со своей матерью, которая всю жизнь окружала его заботой и любовью. Госпожа Простакова понимает, что вырастила неблагодарного сына: «Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась.Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок)» (действие 5 явление последнее) [5].
Как видим, отсутствие в семье любви и уважения привело к тому, что сын вырос грубым и черствым не только по отношению к другим, но даже по отношению к родителям.
XIX век подарил миру целую череду произведений, в которых «мысль семейная» нашла свое воплощение. Мы видим совершенно разные модели построения отношений между мужем и женой, отличные взгляды на воспитание детей и выстраивание диалога с ними.
В драме А.Н. Островского «Гроза» тема семьи является одной из центральных. Мы видим несколько примеров семейных отношений: мать – сын и дочь, муж – жена, брат – сестра. Семейные отношения, изображенные Островским А.Н., далеки от идеала.Отношение Кабановой к своим детям лишено любви, нежности и заботы. Она словно прикрывается законами домостроя, игнорируя чувства своих детей. Кабанова считает своим долгом влезть в семейную жизнь Тихона. Она ревнует его к Катерине, считая, что его любовь незаслуженно досталась жене. Под бдительным оком Марфы Игнатьевны Катерина спокойно не может проводить супруга. Любое проявление нежности вызывает море упрёков со стороны свекрови: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься!… В ноги кланяйся!» [6]. Тихон Кабанов готов сбежать из отчего дома, т.к. мать полностью лишила его свободы и права голоса. Но он настолько безволен, что не готов даже взять на себя ответственность за молодую жену и свою семью. Тихон с радостью уезжает из дома, однако в этом путешествии нет места для Катерины. Можно ли Кабанова обвинить в равнодушии к жене? Думаю, да. Но, с другой стороны, у него не было перед глазами того образца взаимоотношений между мужем и женой, который он мог бы взять за образец.
Марфу Игнатьевну мало волнует будущее е детей. По её мнению, у них нет будущего: «Ничего-то не знают, никокого порядку. … Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.» [6]. Все прахом пойдет, когда старшее поколение «перемрёт».
Но не только Тихону достаётся от матери. Варвара, его сестра,не уважает мать, потому что не видит за что. Кабанова постоянно говорит о необходимости уважать старших, но сама не делает ничего, что бы могло заставить проявить к ней требуемое почитание. Только отношения между Катериной и Варварой можно назвать теплыми и доверительными. Они делятся тайнами, Варвара понимает сложившиеся отношения Катерины с Тихоном, принимает сторону невестки, сочувствуя и сопереживая ей, помогает вырваться из четырех стен, хоть на мгновение, но дает возможность Катерине почувствовать себя счастливой и свободной.
Безусловно, семья была и остаётся одной из непререкаемых ценностей. Нельзя недооценивать роль семьи в жизни человека и общества, т.к. старшее поколение закладывает в семье «фундамент», на котором выстраиваются самые важные общечеловеческие ценности. Но о каких ценностях можно говорить, если «фундамент» дал трещину?
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из ведущих тем является тема любви и семьи. Только семья и любовь являются основой существования человека, определяя его жизнь и судьбу. Рассказывая о таких разных семьях (Кирсановых и Базаровых), Тургенев И.С. словно заставляет задуматься над вечным вопросом о роли семьи в жизни человека.
Грустная история Николая Петровича, который десять лет был женат на матери своего старшего сына Аркадия. Супруги были счастливы и жили «душа в душу»: «…почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты…» [7]. Когда же жена Кирсанова умерла, «он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель…» [7]. К жизни его вернула только забота о сыне. Судьба подарила ему встречу с Фенечкой, которая наполнила его жизнь новым смыслом. Николай Петрович обрел счастье не просто в семье, а в семье, построенной на любви.
Не менее трогательной является история жизни родителей Евгения Базарова: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…». [7]Они неистово любят своего сына, заботясь о том, чтобы у него было всё самое лучшее и необходимое. «Енюша» – так ласково и нежно называют они сына. И мать, и отец искренне верят, что их сын исключительный и необыкновенный человек, который обязательно станет великой личностью и прославит имена своих родителей. До последнего они свято верят, что болезнь отступит и их сын будет жить. Но, к сожалению, чуда не случилось.
По мнению И.С. Тургенева, семья формирует человека, определяет его взгляды, характер,а порой и судьбу. Несомненно, на каждого из нас влияет и семья, и окружающая среда, но жизненный стержень, сформированный в семье, помогает выжить, выстоять, сохранить себя и свою душу в любых условиях. Помогает обрести подлинное человеческое счастье.
В русской литературе, как мы убедились, есть немало образов традиционных, православных семей. Именно в таких семьях вырастали уверенные в себе люди, умеющие брать на себя ответственность за других, открытые и твердо идущие к достижению своих целей. Без преувеличения здоровая семья – залог удачного будущего детей.
Библиографический список
1. Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека.
2. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека.
3. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. 2-е изд., доп. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1985. 352 с. Салмина М. А. Библиогр. работ Д. С. Лихачева по "Слову о полку Игореве": с. 337—346.http://feb-web.ru/feb/slovo/critics/l85/l85-001-.htm
4. Ермолай-Еразм.Повесть о Петре и Февронии.
5. Недоросль. Художественная литература
6. Гроза. Художественная литература
7. Тургенев И.С.Отцы и дети.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ИДЕАЛ СЕМЬИ НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация. Современная жизнь диктует свои законы и устанавливает свои правила.Человек, стремясь к материальным ценностям, очень часто забывает о духовных связях между людьми. Мы можем наблюдать, как отношения между членами семьи становятся потребительскими. Проблема семьи, ее сохранения и укрепления основ ее существования занимает сейчас едва ли не первое место по важности среди всех социальных проблем общества. К сожалению, мы должны признать, что сегодня представления о традиционной семье изменились. Безусловный авторитет родителей ставится под сомнение, открытые взаимоотношения между членами семьи становятся пределом мечтаний, отсутствуют эмоционально теплые связи между родителями и детьми, мужем и женой. Но самое главное, наверное, отсутствуют «образцы» поведения и межличностные отношения, которые должен усвоить ребенок для своего дальнейшего гармоничного развития. В наши дни семья часто выступает как группа людей, проживающих вместе на одной жилой площади и связанная, в лучшем случае, формальными юридическими или экономическими отношениями. Поэтому произведения русской классической литературы являются замечательными образцами для формирования правильного построения семейных отношений.
Ключевые слова: семья, семейные ценности и традиции, произведения русской классической литературы, идеал, образец для подражания.
Семья…Сколько статей написано на эту тему, сколько слов было сказано и сколько еще человечество будет размышлять о роли семьи в жизни индивида. Издревле именно семья давала человеку все самое необходимое: понимание, заботу, первые представления об окружающем мире, формировала понятия морали и нравственности. Она поддерживала человека в самых смелых начинаниях, являлась двигателем на пути достижения поставленных целей. Не стоит забывать, что в давние времена без семьи невозможно было бы представить даже физическое существование человека. Ведь всем известна народная мудрость: «Один в поле не воин».
А что мы видим сегодня, в ХХI веке?Сегодня люди пытаются сохранить это единение с близкими людьми, несмотря на быстрый темп современной жизни. Актуализация роли семьи в жизни человека связана с решением множества проблем. С одной стороны, семья является крепкой основой любого общества и залогом его развития. Она обеспечивает стабильность, заботу и поддержку каждому члену семьи. С другой стороны, любая семья сталкивается с различными трудностями, что не мешает ей оставаться важнейшей ценностью в обществе. Именно в семье формируется личность, её нравственные и моральные устои.
Понятие семья многозначное.
СЕМЬЯ́, -и́, мн. се́мьи, семе́й, се́мьям, ж.
1. Группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Кроме нашей семьи, то есть моей матери, сестер и брата, --- у нас в доме проживал один отставной моряк. И. Гончаров, Воспоминания. В Гаспре собралась вся семья Толстого: дети, зятья, снохи. М. Горький, О С. А. Толстой.
2. перен.; кого или какая. Группа людей, объединенных общей деятельностью, общими интересами. Живой, общительный, он быстро вошел в семью подпольщиков. И. А. Козлов, В крымском подполье. Сидят у печурки друзья — Солдатская наша семья. Сурков, Лирическая песня.
3. Группа животных, состоящая из самца, самки (самок) и детенышей, живущих вместе. Семья скворцов. Семья бобров. Волчья семья. || Группа одинаковых растений, растущих рядом. Семья опят. □ Семья кактусов богаче всех: она занимает целую лужайку. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
4. Лингв. Группа родственных языков. [Добровский] указал на обширную семью славянских языков, между которыми чешский занимает одно из почетнейших мест. Пыпин, Два месяца в Праге[1].
СЕМЬЯ', и́, вин. семью́ и (простореч.) се́мью, мн. cе́мьи, семе́й, се́мьям, ж. 1. Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Глава семьи. Член семьи. Советская с. У нас была хорошая, непьющая семья. Некрасов. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, пускай себе разумником слыви, а в се́мью не включат. Грибоедов. И вот ввели в семью́ чужую. Пушкин. Влияние семьи на ребенка. Пошли гулять всей семьей. Происхождение семьи. В семье не без урода. Пословица. || перен. Организация, группа людей, дружная и сплоченная общими интересами. Не пускать паразитов в семью трудящихся. Наша кооперативная с. увеличилась. 2. Группа высших животных, состоящая из самца и одной или нескольких самок (зоол.)[2].
Как видим, оба понятия объединяют одно: семья – это близкие люди, проживающие вместе. Таким образом, переоценить роль и значение семьи для человека практически невозможно.
Одним из важнейших сюжетообразующих моментов творчества любого писателя можно смело назвать семью и взаимоотношения внутри неё. В русской классической литературе мы, наверное, не найдём такого писателя, в творчестве которого не отражалась бы тема внутрисемейных отношений да и в целом роли семьи в становлении характера человека. Мастера художественного слова рассматривали проблемы общества и человека сквозь призму семьи и ее влияния на личность. Мы уже говорили о том, что семья в становлении человека играет решающую роль, да и в целом личность создается в той атмосфере, в которой он растет. Наверное, именно поэтому, исследуя жизнь отдельного героя в произведении, писатели обращаются к теме семьи, анализируя обстановку, в которой он родился. Семья, по мнению классиков русской литературы, является неким индикатор уровня культуры и развития человека как личности. Именно этим и объясняется интерес к семье, ее ценностям и влиянию на человека.
Уже в литературе Древней Руси тема дома и семьи является сквозной. Вспомним «Слово о полку Игореве» и знаменитый плач Ярославны. Здесь мы видим безмерную тоску супруги по ушедшему в опасный поход мужу.
В «Слово о полку Игореве» вставлено (инкрустировано) другое произведение – «Плач Ярославны», – очень напоминающее западноевропейские песни о разлуке. Как и песни о разлуке (chansons de toile), плач Ярославны, жены князя Игоря, оплакивает разлуку с мужем, ушедшим в далекий поход на язычников». Плач Ярославны является ярким примером духовности и патриотизма, единения дома, семьи и высокого служения своей Родине.[3]
Очень часто «мысль семейная» ассоциируется с романом-эпопеей Л.Н. Толстого «Война и мир». Однако эта темы звучит уже «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая Еразма. Эта повесть является отражением христианских взглядов на семейную жизнь и брак в целом. Показательным является следующий эпизод. Феврония плыла на судне по реке Оке, к ней начал приставать «некий человек», «искушаемый лукавым бесом». «Она же, разгадав злой помысел его, быстро обличила его» и предложила зачерпнуть воду с одной стороны судна, а потом – с другой и сравнить вкус. Когда он убедился, что вкус воды одинаков, героиня сказала: «И женское естество одинаково. Зачем же ты, свою жену оставив, о другой помышляешь».[4] Житие святых Петра и Февронии Муромских учит верности, способности переживать тяготы, нести ответственность за супруга. Высшим доказательством преданности мужа и жены друг другу явился их уход из жизни в один день. По чудесному провидению удивительным образом их тела оказались в одном гробу, как гласит легенда.
Тема роли семьи просматривается и в творчестве писателей XVIII века. Невозможно пройти мимо семьи Простаковых из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Если древнерусская литература давала нам примеры гармоничных отношений между мужем и женой, то здесь мы видим совсем иную картину. Ни любви, ни заботы, ни привязанности в этой семье нет. Уродливые формы приобретают отношения между супругами и общение сына с родителями. Главой семьи является госпожа Простакова, а её муж – пешка, который за годы совместной жизни привык к оскорблениям и унижениям со стороны своей благоверной. Видя, как мать относится к отцу, Митрофанушка позволяет себе грубости в адрес родителя. Слепая любовь матери к сыну не смогла растопить его сердце. У Митрофанушки не было перед глазами того идеала взаимоотношений, с которого можно было бы брать пример. Именно поэтому Митрофанушка растет злым и совершенно не способным к сочувствию и сопереживанию человеком. Характерным является эпизод, в котором Митрофанушка рассказывает про свой сон. Ему привидилось, будто бы мать избивает отца, но при этом он жалеет не отца, которого бьют, а жалеет мать, которая якобы устает наносить удары: «Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку... [...] Так мне и жаль стало... [...] Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку...» (действие 1 явление IV)[5].
В финале комедии избалованный Митрофанушка грубо ведет себя со своей матерью, которая всю жизнь окружала его заботой и любовью. Госпожа Простакова понимает, что вырастила неблагодарного сына: «Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!Митрофан. Да отвяжись, матушка, как навязалась.Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок)» (действие 5 явление последнее) [5].
Как видим, отсутствие в семье любви и уважения привело к тому, что сын вырос грубым и черствым не только по отношению к другим, но даже по отношению к родителям.
XIX век подарил миру целую череду произведений, в которых «мысль семейная» нашла свое воплощение. Мы видим совершенно разные модели построения отношений между мужем и женой, отличные взгляды на воспитание детей и выстраивание диалога с ними.
В драме А.Н. Островского «Гроза» тема семьи является одной из центральных. Мы видим несколько примеров семейных отношений: мать – сын и дочь, муж – жена, брат – сестра. Семейные отношения, изображенные Островским А.Н., далеки от идеала.Отношение Кабановой к своим детям лишено любви, нежности и заботы. Она словно прикрывается законами домостроя, игнорируя чувства своих детей. Кабанова считает своим долгом влезть в семейную жизнь Тихона. Она ревнует его к Катерине, считая, что его любовь незаслуженно досталась жене. Под бдительным оком Марфы Игнатьевны Катерина спокойно не может проводить супруга. Любое проявление нежности вызывает море упрёков со стороны свекрови: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься!… В ноги кланяйся!» [6]. Тихон Кабанов готов сбежать из отчего дома, т.к. мать полностью лишила его свободы и права голоса. Но он настолько безволен, что не готов даже взять на себя ответственность за молодую жену и свою семью. Тихон с радостью уезжает из дома, однако в этом путешествии нет места для Катерины. Можно ли Кабанова обвинить в равнодушии к жене? Думаю, да. Но, с другой стороны, у него не было перед глазами того образца взаимоотношений между мужем и женой, который он мог бы взять за образец.
Марфу Игнатьевну мало волнует будущее е детей. По её мнению, у них нет будущего: «Ничего-то не знают, никокого порядку. … Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего.» [6]. Все прахом пойдет, когда старшее поколение «перемрёт».
Но не только Тихону достаётся от матери. Варвара, его сестра,не уважает мать, потому что не видит за что. Кабанова постоянно говорит о необходимости уважать старших, но сама не делает ничего, что бы могло заставить проявить к ней требуемое почитание. Только отношения между Катериной и Варварой можно назвать теплыми и доверительными. Они делятся тайнами, Варвара понимает сложившиеся отношения Катерины с Тихоном, принимает сторону невестки, сочувствуя и сопереживая ей, помогает вырваться из четырех стен, хоть на мгновение, но дает возможность Катерине почувствовать себя счастливой и свободной.
Безусловно, семья была и остаётся одной из непререкаемых ценностей. Нельзя недооценивать роль семьи в жизни человека и общества, т.к. старшее поколение закладывает в семье «фундамент», на котором выстраиваются самые важные общечеловеческие ценности. Но о каких ценностях можно говорить, если «фундамент» дал трещину?
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» одной из ведущих тем является тема любви и семьи. Только семья и любовь являются основой существования человека, определяя его жизнь и судьбу. Рассказывая о таких разных семьях (Кирсановых и Базаровых), Тургенев И.С. словно заставляет задуматься над вечным вопросом о роли семьи в жизни человека.
Грустная история Николая Петровича, который десять лет был женат на матери своего старшего сына Аркадия. Супруги были счастливы и жили «душа в душу»: «…почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты…» [7]. Когда же жена Кирсанова умерла, «он едва вынес этот удар, поседел в несколько недель…» [7]. К жизни его вернула только забота о сыне. Судьба подарила ему встречу с Фенечкой, которая наполнила его жизнь новым смыслом. Николай Петрович обрел счастье не просто в семье, а в семье, построенной на любви.
Не менее трогательной является история жизни родителей Евгения Базарова: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать…». [7]Они неистово любят своего сына, заботясь о том, чтобы у него было всё самое лучшее и необходимое. «Енюша» – так ласково и нежно называют они сына. И мать, и отец искренне верят, что их сын исключительный и необыкновенный человек, который обязательно станет великой личностью и прославит имена своих родителей. До последнего они свято верят, что болезнь отступит и их сын будет жить. Но, к сожалению, чуда не случилось.
По мнению И.С. Тургенева, семья формирует человека, определяет его взгляды, характер,а порой и судьбу. Несомненно, на каждого из нас влияет и семья, и окружающая среда, но жизненный стержень, сформированный в семье, помогает выжить, выстоять, сохранить себя и свою душу в любых условиях. Помогает обрести подлинное человеческое счастье.
В русской литературе, как мы убедились, есть немало образов традиционных, православных семей. Именно в таких семьях вырастали уверенные в себе люди, умеющие брать на себя ответственность за других, открытые и твердо идущие к достижению своих целей. Без преувеличения здоровая семья – залог удачного будущего детей.
Библиографический список
1. Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А.П. Евгеньевой. 4-е изд., стер. М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека.
2. Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека.
3. Лихачев Д.С. «Слово о полку Игореве» и культура его времени. 2-е изд., доп. Л.: Худож. лит. Ленингр. отд-ние, 1985. 352 с. Салмина М. А. Библиогр. работ Д. С. Лихачева по "Слову о полку Игореве": с. 337—346.http://feb-web.ru/feb/slovo/critics/l85/l85-001-.htm
4. Ермолай-Еразм.Повесть о Петре и Февронии.
5. Недоросль. Художественная литература
6. Гроза. Художественная литература
7. Тургенев И.С.Отцы и дети.