Задать вопрос
Статьи

ГУМАНИТАРНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

11.01.2023
Павлова Л.В.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

ГУМАНИТАРНО-РАЗВИВАЮЩИЙ ПОДХОД
В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО
УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению теоретико-методологических основ подготовки будущего учителя иностранного языка с учетом современных требований и тенденций. Социальный заказ к иноязычному образованию состоит в том, чтобы оно выполняло в полном объеме свою гуманитарно-развивающую функцию, связанную с формированием у обучающегося непротиворечивой системы ценностных ориентаций, позитивного отношения к усваиваемой ими иноязычной культуре и окружающему миру. Данные задачи могут быть решены в рамках гуманитарно-развивающего подхода к подготовке гуманитарно-филологических кадров. Гуманитарно-развивающий подход предполагает целостную интеграцию в образовательный процесс профессионально-значимых положений всего комплекса наук о человеке, а также обеспечивает ценностно-ориентированную направленность обучения, ориентирует на духовно-нравственные аспекты профессиональной подготовки, готовит будущих учителей иностранного языка к достижению как предметных, так и развивающих и воспитательных результатов иноязычного образования.
Ключевые слова: гуманитарно-развивающий подход, профессиональная подготовка, учитель иностранного языка, гуманитарная культура, ценности.

Вызовы современного общества, интенсивное развитие науки и технологий, возрастание межнациональных, межкультурных противоречий в мире выдвигают новые требования к профессиональной подготовке педагогических кадров, уровню развития их гуманитарной культуры, социально-психологических компетенций и личностных качеств. Процессы глобализации, возрастание роли владения иностранными языками как средством международной коммуникации в построении успешной карьеры ведут к пересмотру основ профессионального образования учителя иностранного языка.
На данный момент перед российским обществом встала задача определения национальной идеи и следование ей в разных сферах общественной жизни, в том числе в сфере иноязычного образования и подготовки педагогических кадров. Новому осмыслению и пересмотру подлежат как современные, так и исторические подходы к подготовке учителя иностранного языка.
Ведущей идеей, согласно ФГОС, считается компетентностный подход к подготовке учителя иностранного языка. Согласно данному подходу, все компетенции, которые необходимо сформировать в результате обучения в вузе, разделены на общепрофессиональные (ОПК), профессиональные (ПК) и специальные компетенции (СК). Тем не менее, наблюдается разрыв между требованиями к уровню образования и воспитания обучающихся и компетентностными параметрами профессиональной подготовки будущего учителя. Е.И. Пассов подчеркивал важность решения не только учебно-познавательных задач образования, но и развивающих и воспитывающих, поскольку «Цель образования (понимаемого широко, не только как обучение) – формирование человека духовного» [4, с. 13].
И здесь мы сталкиваемся с серьезной дилеммой. Новые смыслы иноязычного образования выстраиваются в настоящее время на идее, связанной с формированием у обучающегося не только и не столько некоего объема лингвистических и социокультурных знаний, сколько его особых личностных характеристик, ценностно-смысловых ориентаций. Не случайно иноязычное образование как процесс трактуется сегодня как совокупность нескольких направлений: воспитание у обучающегося средствами изучаемого языка социально-значимых и личностных свойств; расширение его индивидуальной картины мира за счет приобщения к языковой, концептуальной картинам мира носителей изучаемого языка; познание им иной языковой системы, иной системы ценностей и лучшее осознание своих истоков и корней, общности с чужим и отличия от иного; обучение предметным знаниям, речевым навыкам и умениям а также способам познавательной деятельности на изучаемом языке [2].
Социальный заказ к иноязычному образованию состоит в том, чтобы оно выполняло в полном объеме свою гуманитарно-развивающую функцию, связанную с формированием у обучающегося непротиворечивой системы ценностных ориентаций, мотивов, позитивного отношения к усваиваемой им иноязычной культуре и окружающему миру. В конечном итоге речь идет об оказании иноязычным образованием существенного влияния на ценностные ориентации общества в целом. Это ключевой ресурс для сплочения общества и развития его социальной структуры.
Поэтому важнейшей задачей является формирование и развитие такой личности будущего преподавателя иностранного языка, которая наряду с глубокими знаниями, активным и гибким опытом их применения в разных сферах своей жизнедеятельности, обладает гуманистическими нравственными качествами, как показателями развития её гуманитарной культуры. Для их приобретения обучающийся проходит длительный путь, начинающийся с присвоения социального опыта, который только в ходе его активного преобразования в самостоятельной творческой деятельности переходит в собственные ценности, установки и ориентации, обеспечивающие социальную и культурную интеграцию личности в постоянно изменяющемся поликультурном мире [3, с.62].
Поскольку учитель иностранного языка – это тот человек-проводник, который вводит ученика в мир иноязычной культуры, у него особая миссия. Учитель транслирует ценности новой для ученика культурной системы, значит и сам он должен ориентироваться в ценностях иноязычной культуры, использовать иностранный язык как средство становления эмоционально-оценочного опыта у учащихся, должен уметь решать задачи духовного, социального развития школьников на основе нравственных ценностей [1].
Будущий учитель иностранного языка должен уметь создавать внутренние и внешние условия, обеспечивающие высокую познавательную и эмоциональную включенность обучающихся в процесс овладения иноязычным учебным материалом, тем самым способствуя формированию у обучающегося непротиворечивой системы ценностей на основе сравнительного соизучения иноязычной и родной лингвокультур.
Достижение данной цели возможно на основе реализации гуманитарно-развивающего подхода в процессе иноязычной профессиональной подготовки учителя иностранного языка, который обеспечивает выявление и осознание ценностей иноязычной культуры в диалоге с родной культурой обучающихся, а также формирование ценностных ориентаций и вторичной языковой личности готовой к межкультурному общению.
Суммируя сказанное выше, считаем правомерно утверждать, что гуманитарно-развивающий подход в профессиональной подготовке будущего учителя иностранного языка должен осуществляться в соответствии со следующими положениями:
–    интеграция в процесс профессиональной подготовки специальных модулей психологической и социально-психологической направленности для эффективного формирования социально-психологических компетенций будущего учителя иностранного языка;
–    опора на принцип активности субъектов учебно-воспитательного процесса и создание атмосферы коммуникативного комфорта на занятии;
–    организация и поддержка рефлексивной деятельности студентов при решении профессионально-методических лингвокультурных кейсов;
–    создание в учебном процессе ценностно-центрированных ситуаций, имеющих воспитательную направленность;
–    формирование умений выявления ценностных ориентаций, или определения значений национальных ценностей, лежащих в основе национальной идентичности, в процессе работы с иноязычным материалом;
–    личностная оценка выявленных ценностей, обоснование значимости и выражение своего отношения к транслируемым ценностям иноязычной культуры;
–    формирование умений будущего учителя управлять межличностными взаимоотношениями учащихся в процессе иноязычного коммуникативного общения.
Таким образом, гуманитарно-развивающий подход предполагает целостную интеграцию в образовательный процесс профессионально-значимых положений всего комплекса наук о человеке, особенно таких, как психология, социальная психология, педагогика, психолингвистика, межкультурная коммуникация, ориентирует на духовно-нравственные аспекты профессионального обучения, готовит будущих учителей иностранного языка к достижению как предметных так и развивающих и воспитательных результатов иноязычного образования.
Библиографический список
1.    Ариян М.А. Социально развивающая система обучения иностранным языкам в средней школе: проектирование и реализация: автореферат дис. …д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2009. 43с.
2.    Гальскова Н.Д., Тарева Е.Г. Ценности современного мира глобализации и межкультурное образование как ценность // Иностранные языки в школе. 2012. № 1. С.3-11.
3.    Павлова Л.В. Методическая система развития гуманитарной культуры студентов в процессе иноязычного образования в вузе // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 11. С.61-70.
4.    Пассов Е.И. Урок иностранного языка. М.: Глосса-Пресс, 2010. 640 с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.