Задать вопрос
Статьи

ФРУСТРАЦИЯ КАК НЕГАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

28.12.2024
УДК 159.9
Еникеева Я. Д.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

ФРУСТРАЦИЯ КАК НЕГАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье изучается фрустрация у лиц юношеского возраста. В работе рассматриваются причины и проявления фрустрации в данном периоде жизни, а также её возможные последствия и способы преодоления. Результаты исследования показали, что фрустрация является одним из основных негативных показателей эмоционального состояния лиц юношеского возраста. Она может привести к развитию различных психологических проблем, таких как агрессия, депрессия, апатия и снижение самооценки. Фрустрация также может привести к изменению поведения, в том числе к алкогольной и наркотической зависимости, а также к проблемам в обучении и общении с окружающими. Понимание и управление фрустрацией является важной задачей для психологов, педагогов и родителей, поскольку от этого зависит психологическое благополучие молодых людей. Разработка специальных программ и методик по преодолению фрустрации может помочь молодежи эффективнее справляться с негативными эмоциями и развивать позитивное эмоциональное состояние.
Ключевые слова: фрустрация, кризис юности, юношеский возраст, эмоциональное со-стояние, студенты-выпускники.
FRUSTRATION AS A NEGATIVE INDICATOR
OF THE EMOTIONAL STATE OF YOUNG PEOPLE
Abstract. This article studies frustration in adolescents. The work examines the causes and manifestations of frustration in this period of life, as well as its possible consequences and ways to overcome it. The results of the study showed that frustration is one of the main negative indicators of the emotional state of adolescents. It can lead to the development of various psychological problems such as aggression, depression, apathy and decreased self-esteem. Frustration can also lead to behavioral changes, including alcohol and drug addic-tion, as well as problems learning and communicating with others. Understanding and managing frustration is an important task for psychologists, educators and parents. The development of special programs and techniques to overcome frustration can help young people more effectively cope with negative emotions and develop a positive emotional state.
Keywords: frustration, crisis of youth, adolescence, emotional state, students-graduates.

Человеку свойственны постоянные эмоциональные всплески различной интенсивности и окраски. Как показывает практика, психологическая жизнь каждого индивидуума наполнена не только «чистыми» эмоциями, такими как гнев или страх, но и разнообразными другими чувствами, которые варьируются от крайне интенсивных до умеренно вы-раженных, конвенциональных и интеллектуально утончённых. С возрастом человек учится самопознанию, управлению своими эмоциями, а также развитию самосознания. Однако, как мы упомянули ранее, этот процесс индивидуален и зависит от множества особенностей и событий. Понимание особенностей проявления эмоций на разных жизненных этапах помогает, по мнению И. С. Кона [1], строить более гармоничные и эффективные отношения с окружающими.
Юношеский возраст, а именно период поздней юности (возраст от 21 до 24 лет), на который мы делаем наибольший акцент в нашем исследовании, на данном этапе характеризуется как возраст экстраэмоциональной сенситивности в силу наступившего кризиса юности. Юноши, по сравнению с подростками, обнаруживают большую экстравертивность, социализацию (начало трудовой деятельности), меньшую импульсивность, эмо-циональную возбудимость и большую эмоциональную устойчивость. Это время может быть особенно сложным для молодых людей, поскольку они сталкиваются с большим количеством перемен и вызовов, как внутренних, так и внешних. Например, разочарование в выборе профессии недавнего выпускника ВУЗ, или тяжелый разрыв со второй половиной.
В это время у лиц юношеского возраста могут возникать новые эмоциональные ре-акции, а также более интенсивные и сложные чувства. Кроме того, молодые люди могут испытывать конфликты между собственной индивидуальностью и социальными ожиданиями, что также может вызывать эмоциональное напряжение. Такую эмоцию, как, на-пример, разочарование может вызвать несовпадение и неудачная реализация ожидаемых планов – в психологии введён такой термин, как фрустрация. Подробным изучением фрустрации, как явления нашего жизненного опыта, занимался американский психолог С. Розенцвейг [4]. По мнению С. Розенцвейга «фрустрация возникает, когда индивид сталкивается с препятствием, которое мешает ему достичь своих целей или удовлетворить свои потребности».
Теория С. Розенцвейга говорит о том, что защита от фрустрации у человека может осуществляться на трех уровнях: клеточном – активация иммунной системы; организмическом – физиологические и психологические реакции на стресс (например, страх); и кортикальном – на котором проявляются те или иные реакции личности (прежде всего агрессия). На основе этой теории был создан «Тест рисуночной фрустрации Розенцвей-га», который применяется по настоящее время. Фрустрация сопровождается возникаю-щей тревогой, неуверенностью в себе и в решении возникшей проблемы, отчаянием, гне-вом, в общем – невозможностью удовлетворить свои потребности.
Изучив современные исследования, было обнаружено, что Б. С. Братусь называл этот феномен сдвигом мотива на цель. Цель вроде достигается, а удовлетворения это не приносит и смысла не имеет – ни биологического, ни психологического, ни социального [2].
Фрустрация – одна из проявлений эмоции и реакция на неудачу. В поздней юности эмоции могут быть более нестабильными и иметь более острые проявления, что может создавать трудности в общении с окружающими. Молодые люди могут переживать стресс, тревогу, депрессию и другие негативные эмоции в этот период.
В целях нашего исследования был проведён опрос среди студентов-выпускников, возраст которые варьировался от 21 до 24 лет. Тематикой опроса являлась переживание эмоций, планов на будущее и аспекта «ожидание-реальность» от прошедшей учёбы в университете. На основе личной беседы с выпускниками выяснились следующие признаки в особенностях ментального состояния перед итоговой аттестацией:
– наибольшее количество студентов выразили своё состояние как «паническое», «депрессивное», «неопределённое», «страх перед будущим», «нестабильное», «волнительное и тревожное», «опустошённое». Двое респондентов сказали, что они испытывают «уверенность» и «спокойствие, с лёгкой ноткой волнительности»;
– на вопрос «В последнее время какое настроение Вы испытываете?» респонденты ответили следующим образом: «я морально устала от всего, я ничего не хочу и не испытываю особо ярких положительных эмоций», «упадническое», «грустное, депрессивное», «у меня нет сил даже на своё любимое хобби», «нормальное», «скорее стабильно спокойное»;
– на вопрос «Получаете ли Вы поддержку со стороны близких?» 22 студента-выпускника ответили «да», остальные 2 студента – «нет»;
– на вопрос «Удовлетворены ли Вы учёбой в университете?» 10 студентов ответили «да», 8 студентов – «нет», и 6 воздержались от ответа;
– на вопрос «Будете ли Вы работать после выпуска по профессии, на которую обучились в университете?» 10 респондентов ответили «скорее да, чем нет», 11 респондентов ответили «скорее нет, чем да», и 3 респондента затруднились в ответе;
– на вопрос «Жалеете ли Вы о выборе направления в университете? С какими труд-ностями Вы столкнулись в период получения профессии?» некоторые ответы прозвучали следующим образом: «Нет, не жалею. Трудность в том, что было не инте-ресно учиться», «Хотя работать по специальности у меня никакого желания нет (что и явилось основной трудностью), оглядываясь назад, могу сказать, что ни о чём не жа-лею», «Разочаровалась в образовании. Множество бесполезных и неактуальных дис-циплин, «преподы», ведущие себя непрофессионально, практически отсутствие дисциплин по литературе, хотя должны были быть по моему профилю», «Да, жалею, это было худшим решением. Трудность одна – преподаватели. Сначала мне не давали возможность выделиться, быть активным на парах, а потом за это корили, почему я неактивный на парах. А в итоге из-за личной неприязни занизили оценки мне», «Не жалею, но думаю, что если бы могла вернуться в прошлое, выбрала бы другой вариант» и т. д.;
– на вопрос «Готовы ли Вы вступить во взрослый этап жизни после выпуска из уни-верситета? Какие планы Вы ставите перед собой?» ответы от респондентов прозвучали так: «Хочу устроиться на работу, связанную с творчеством и педагогикой (педагог до-полнительного образования). Точно не хочу работать в бюджетной сфере, тем более в школе. Рада, что все закончилось. Можно жить, как хочется», «Не уверена, что готова становиться взрослой. Присутствует страх от неизвестности, страх не состояться в жизни и чего-то не успеть сделать. Есть мысли о неправильно выбранной профессии. Но при здравом осмыслении, понимаю, что рада, что все сложилось как сложилось», «Готова, планирую сразу, же устроиться на работу по специальности», «Готова. Хочу найти рабо-ту с хорошей оплатой труда», «Да. Обзавестись семьей, найти работу по душе, развиваться», «Готова, есть планы на магистратуру и аспирантуру, желание идти по карьерной лестнице, возможно, поиск себя через изучение языков» и т. д.
Анализ ответов студентов-выпускников показал, что большинство респондентов крайне сильно переживает критическую точку адаптации в период перехода от студенчества к «взрослой жизни». Накладываются такие факторы, как: сожаления о неправильно выбранной профессии и трудность в коммуникации с преподавателями. Некоторые рес-понденты испытывают разочарование от выбора профессии, или же, наоборот, делятся большими планами на будущее, тем самым показывая спокойствие и принятие. Результаты исследования показали, что фрустрация является одним из основных негативных показателей эмоционального состояния лиц юношеского возраста. Она может привести к развитию различных психологических проблем, таких как агрессия, депрессия, апатия и снижение самооценки. Фрустрация также может привести к изменению поведения, в том числе к алкогольной и наркотической зависимости, а также к проблемам в обучении и общении с окружающими.
Итак, мы пришли к выводу, что фрустрация является серьезным негативным пока-зателем эмоционального состояния лиц юношеского возраста. Понимание и управление фрустрацией является важной задачей для психологов, педагогов и родителей, поскольку от этого зависит психологическое благополучие молодых людей. Разработка специальных программ и методик по преодолению фрустрации может помочь молодежи эффективнее справляться с негативными эмоциями и развивать позитивное эмоциональное состояние.
Список литературы
1. Кон И. С. Психология ранней юности. Москва, 1989. С. 255.
2. Романова Н. Р. Актуальные проблемы психологии безопасности : учебное пособие. Иваново : ИГЭУ, 2020. // Лань : электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/book/183940 (дата обращения: 13.10.2024).
3. Разумова Е. М. Психологическое консультирование в образовании : электронное издание. Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2017. 112 с.
4. Сборник психологических тестов. Часть III : пособие / сост. Е. Е. Миронова. Минск : Женский институт ЭНВИЛА, 2006 – 120 с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.