ФОРСАЙТ-КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ SOFT-SKILLS УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
03.01.2024
Камышева О.В.
МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ФОРСАЙТ-КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ SOFT-SKILLS УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Аннотация. В статье раскрывается содержание понятия «форсайт-компетенций» учителя, с позиции изменения подхода к процессу подготовки студентов педагогических направлений. Система профессионального образования, реагируя на социальные и политические изменения, нуждается и в изменении подходов к системе подготовки будущих учителей. Внедряя новые технологии и компетентностный подход к обучению, важно формировать не только профессиональные навыки, но и надпрофессиональные «гибкие» для выпуска в профессию педагогов, с учетом запроса современного рынка труда, ориентированного на современного обучающегося в общеобразовательных учебных учреждениях.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, soft-skills, форсайт-компетенция, надпрофессиональные навыки.
Надпрофессиональные гибкие навыки сегодня находятся в пределах потребности работодателей в людях, которые могут приспособиться к изменяющимся условиям рабочей среды. Эти навыки обеспечивают людям возможность представлять более высокий уровень продуктивности и эффективности при работе. Внедрение компетентностного подхода в образовательные общественные практики усиливает роль личности педагога и обучаемого, задавая вектор на развитие «гибких» надпрофессиональных навыков.
Реакцией профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия стало внедрение компетентностного подхода в систему подготовки и оценки профессиональных кадров. Новая образовательная парадигма, отраженная в концепции модернизации российского образования, провозглашает приоритетную ориентацию на формирование у обучающихся ключевых профессиональных компетенций, и компетенций, позволяющих им самореализоваться как личности, при этом обеспечивающих продуктивную адаптацию в динамичном профессиональном поле. Центральное место в этом процессе отводится личности педагога, его профессиональной квалификации в контексте новой, компетентностной, парадигмы, пришедшей на смену традиционному подходу, базирующемуся на категориях «знание-умение-навык».
Планирование непрерывного образования в условиях инновационной экономики требует прогнозирования перспективных, профессионально значимых компетенций с учетом логики развития рынка труда и запроса на опережающую подготовку педагогических кадров. Компетентностный подход выводит результат образования за пределы самой образовательной системы: акцент ставится на способности человека действовать в различных проблемных ситуациях. Таким образом, значимая роль должна отводиться прогностическим, или форсайт-компетенциям, представляющим собой способность и готовность к построению и гибкой коррекции специалистом сценария своего профессионального будущего, выступающего основой для принятия актуальных профессиональных решений. Форсайт-компетенции позволяют педагогам гибко выстраивать траекторию профессионально-личностного саморазвития, учитывая разнонаправленные, зачастую противоречивые тенденции обновляющегося мира профессий.
Целью настоящей статьи является обоснование включения форсайт-компетенций в компетентностную модель учителя в процессе подготовки студентов педагогических направлений на основании анализа практик применения компетентностного подхода в системе высшего образования.
В принятых в России стратегических документах «О концепции модернизации российского образования», «Стратегия модернизации общего образования: материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования» компетентностный подход рассматривается в качестве одного из оснований обновления отечественного образования. Важным понятием выступает компетентность - как понятие, включающее в себя интеллектуальную и навыковую составляющую. В данной статье мы будем придерживаться определений, данных А.В. Хуторским: компетенция «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности в этой сфере. Компетентность же характеризует опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»[ 2. – C. 1-25].
Важной частью результата образования выступают профессиональные и гибкие компетенции. Гибкие компетенции, являясь многофункциональными, многомерными, надпредметными и междисциплинарными, создают основу опережающего развития и совершенствования профессионала в системе постоянно обновляющихся требований современного рынка труда.
«Гибкие» надпрофессиональные навыки, не привязанные к актуальному уровню развитию технологий, но обеспечивающие преадаптацию к вызовам нового технологического уклада, могут рассматриваться как «навыки будущего» или «форсайт-компетенции».
В работах отечественных авторов форсайт-компетенция трактуется как «интегративное многоуровневое личностно-профессиональное образование, которое определяет способность и готовность к прогнозированию своего профессионально-педагогического будущего, как деятельность исследовательско-рефлексивного характера, направленную на трансформацию собственной профессиональной деятельности» [7. –С. 210-214]и является компонентом рефлексивной метакомпетенции педагога. К индикаторам форсайт-компетенции педагога авторы относят опыт рефлексивных профессиональных действий, положительный мотив выбора профессии, диалогическую культуру, совокупность системных знаний, готовность к эффективному решению учебно-профессиональных задач, а также задач профессионального роста и развития. Многообразие проявлений данного феномена позволяет говорить о возможности избирательной характеристики и мониторинга входящих в форсайт-компетенцию способностей к прогнозированию развития образовательной среды и собственного профессионального будущего, активному освоению новых ресурсов и технологий в рамках саморазвития и самопроектирования, что находит отражение в документально закрепленных стандартах.
К форсайт-компетенциям были отнесены:
а) оценка возможных перспектив собственного развития и развития обучающихся в условиях инновационного развития экономики;
б) определение собственных возможностей и возможностей обучающихся как будущих профессионалов;
в) создание желаемого собственного образа педагога профессионального обучения и образа будущего профессионала;
г) определение стратегий достижения поставленных целей в системе профессионального образования.
Компетентностный подход как один из главных инструментов модернизации профессионально-педагогического образования переносит фокус внимания с формальных признаков квалификации на субъектные свойства педагога, нашедшие отражение в концепции гибких надпрофессиональных навыков. Тройственная технолого-психолого-педагогическая направленность и многокомпонентная структура профессиональной деятельности учителей и обучение студентов педагогических направлений требует построения эвристической модели компетенций, обеспечивающих своевременную преадаптацию учителя и будущих учителей к растущим и усложняющимся запросам рынка труда. Мониторинг метапрофессиональных качеств и целенаправленное развитие форсайт-компетенций будет, на наш взгляд, способствовать повышению эффективности образовательного процесса, подготавливая и самого учителя, и обучающихся на педагогических направлениях к реалиям и требованиям современного времени, которое нестабильно и постоянно меняется.
Библиографический список
1. Бегидова С. Н., Бегидов В. С. Soft skills в профессиональном становлении педагога [Электронный ресурс]. / С.Н.Бегидова, В.С.Бегидов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. – 2021. – Вып. 3 (283). – С. 13-19. – Режим доступа: https://doi. org/10.53598/2410-3004-2021-3-283-13-19
2. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя // Иностранные языки в школе. – 2012. –№ 6. – С. 2-10.
3. Кононюк А., Сачио-Шиманьска А., Олленбург Ш., Тривелли Л. Обучение форсайт-компетенциям и его интеграция в университетские программы [Электронный ресурс] / А.Кононюк, А.Сачио-Шиманьска, Ш.Олленбург, Л.Тривелли // Форсайт. – 2021. – Т. 15. № 3. – С. 105-121. – Режим доступа: https://doi. org/10.17323/2500-2597.2021.3.105.121
4. Лебедева Е. В., Березина В. А., Кайгородова А. Е. Ответственность как универсальный компонент soft-компетенций педагогов профессионального образования[Электронный ресурс] / Е.В. Лебедева, В.А. Березина, А.Е. Кайгородова. // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2022. – № 3 (11). – С. 21-35. – Режим доступа: https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-3-21-35
5. Панфилова В. М., Панфилов А. Н., Газизова А. И. Формирование форсайт-компетенции будущего учителя[Электронный ресурс] / В.М. Панфилова, А.Н.Панфилов, А.И. Газизова // Современные наукоемкие технологии. –2019. – № 7. – С. 210-214. – Режим доступа:https://top-technologies.ru/ru/article/ view?id=37615
6. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования [Электронный ресурс] / А.В.Хуторской, Л.Н. Хуторская // Вестник Института образования человека. – 2012. – № 2. – C. 1-25. – Режим доступа: https://eidos-institute. ru/journal/2012/200/Eidos-Vestnik–2012-208-Khutorskoy-Khutorskaya.pdf
МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ФОРСАЙТ-КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ SOFT-SKILLS УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ
Аннотация. В статье раскрывается содержание понятия «форсайт-компетенций» учителя, с позиции изменения подхода к процессу подготовки студентов педагогических направлений. Система профессионального образования, реагируя на социальные и политические изменения, нуждается и в изменении подходов к системе подготовки будущих учителей. Внедряя новые технологии и компетентностный подход к обучению, важно формировать не только профессиональные навыки, но и надпрофессиональные «гибкие» для выпуска в профессию педагогов, с учетом запроса современного рынка труда, ориентированного на современного обучающегося в общеобразовательных учебных учреждениях.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, soft-skills, форсайт-компетенция, надпрофессиональные навыки.
Надпрофессиональные гибкие навыки сегодня находятся в пределах потребности работодателей в людях, которые могут приспособиться к изменяющимся условиям рабочей среды. Эти навыки обеспечивают людям возможность представлять более высокий уровень продуктивности и эффективности при работе. Внедрение компетентностного подхода в образовательные общественные практики усиливает роль личности педагога и обучаемого, задавая вектор на развитие «гибких» надпрофессиональных навыков.
Реакцией профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия стало внедрение компетентностного подхода в систему подготовки и оценки профессиональных кадров. Новая образовательная парадигма, отраженная в концепции модернизации российского образования, провозглашает приоритетную ориентацию на формирование у обучающихся ключевых профессиональных компетенций, и компетенций, позволяющих им самореализоваться как личности, при этом обеспечивающих продуктивную адаптацию в динамичном профессиональном поле. Центральное место в этом процессе отводится личности педагога, его профессиональной квалификации в контексте новой, компетентностной, парадигмы, пришедшей на смену традиционному подходу, базирующемуся на категориях «знание-умение-навык».
Планирование непрерывного образования в условиях инновационной экономики требует прогнозирования перспективных, профессионально значимых компетенций с учетом логики развития рынка труда и запроса на опережающую подготовку педагогических кадров. Компетентностный подход выводит результат образования за пределы самой образовательной системы: акцент ставится на способности человека действовать в различных проблемных ситуациях. Таким образом, значимая роль должна отводиться прогностическим, или форсайт-компетенциям, представляющим собой способность и готовность к построению и гибкой коррекции специалистом сценария своего профессионального будущего, выступающего основой для принятия актуальных профессиональных решений. Форсайт-компетенции позволяют педагогам гибко выстраивать траекторию профессионально-личностного саморазвития, учитывая разнонаправленные, зачастую противоречивые тенденции обновляющегося мира профессий.
Целью настоящей статьи является обоснование включения форсайт-компетенций в компетентностную модель учителя в процессе подготовки студентов педагогических направлений на основании анализа практик применения компетентностного подхода в системе высшего образования.
В принятых в России стратегических документах «О концепции модернизации российского образования», «Стратегия модернизации общего образования: материалы для разработчиков документов по модернизации общего образования» компетентностный подход рассматривается в качестве одного из оснований обновления отечественного образования. Важным понятием выступает компетентность - как понятие, включающее в себя интеллектуальную и навыковую составляющую. В данной статье мы будем придерживаться определений, данных А.В. Хуторским: компетенция «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности в этой сфере. Компетентность же характеризует опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности»[ 2. – C. 1-25].
Важной частью результата образования выступают профессиональные и гибкие компетенции. Гибкие компетенции, являясь многофункциональными, многомерными, надпредметными и междисциплинарными, создают основу опережающего развития и совершенствования профессионала в системе постоянно обновляющихся требований современного рынка труда.
«Гибкие» надпрофессиональные навыки, не привязанные к актуальному уровню развитию технологий, но обеспечивающие преадаптацию к вызовам нового технологического уклада, могут рассматриваться как «навыки будущего» или «форсайт-компетенции».
В работах отечественных авторов форсайт-компетенция трактуется как «интегративное многоуровневое личностно-профессиональное образование, которое определяет способность и готовность к прогнозированию своего профессионально-педагогического будущего, как деятельность исследовательско-рефлексивного характера, направленную на трансформацию собственной профессиональной деятельности» [7. –С. 210-214]и является компонентом рефлексивной метакомпетенции педагога. К индикаторам форсайт-компетенции педагога авторы относят опыт рефлексивных профессиональных действий, положительный мотив выбора профессии, диалогическую культуру, совокупность системных знаний, готовность к эффективному решению учебно-профессиональных задач, а также задач профессионального роста и развития. Многообразие проявлений данного феномена позволяет говорить о возможности избирательной характеристики и мониторинга входящих в форсайт-компетенцию способностей к прогнозированию развития образовательной среды и собственного профессионального будущего, активному освоению новых ресурсов и технологий в рамках саморазвития и самопроектирования, что находит отражение в документально закрепленных стандартах.
К форсайт-компетенциям были отнесены:
а) оценка возможных перспектив собственного развития и развития обучающихся в условиях инновационного развития экономики;
б) определение собственных возможностей и возможностей обучающихся как будущих профессионалов;
в) создание желаемого собственного образа педагога профессионального обучения и образа будущего профессионала;
г) определение стратегий достижения поставленных целей в системе профессионального образования.
Компетентностный подход как один из главных инструментов модернизации профессионально-педагогического образования переносит фокус внимания с формальных признаков квалификации на субъектные свойства педагога, нашедшие отражение в концепции гибких надпрофессиональных навыков. Тройственная технолого-психолого-педагогическая направленность и многокомпонентная структура профессиональной деятельности учителей и обучение студентов педагогических направлений требует построения эвристической модели компетенций, обеспечивающих своевременную преадаптацию учителя и будущих учителей к растущим и усложняющимся запросам рынка труда. Мониторинг метапрофессиональных качеств и целенаправленное развитие форсайт-компетенций будет, на наш взгляд, способствовать повышению эффективности образовательного процесса, подготавливая и самого учителя, и обучающихся на педагогических направлениях к реалиям и требованиям современного времени, которое нестабильно и постоянно меняется.
Библиографический список
1. Бегидова С. Н., Бегидов В. С. Soft skills в профессиональном становлении педагога [Электронный ресурс]. / С.Н.Бегидова, В.С.Бегидов // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. – 2021. – Вып. 3 (283). – С. 13-19. – Режим доступа: https://doi. org/10.53598/2410-3004-2021-3-283-13-19
2. Зимняя И. А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / И.А.Зимняя // Иностранные языки в школе. – 2012. –№ 6. – С. 2-10.
3. Кононюк А., Сачио-Шиманьска А., Олленбург Ш., Тривелли Л. Обучение форсайт-компетенциям и его интеграция в университетские программы [Электронный ресурс] / А.Кононюк, А.Сачио-Шиманьска, Ш.Олленбург, Л.Тривелли // Форсайт. – 2021. – Т. 15. № 3. – С. 105-121. – Режим доступа: https://doi. org/10.17323/2500-2597.2021.3.105.121
4. Лебедева Е. В., Березина В. А., Кайгородова А. Е. Ответственность как универсальный компонент soft-компетенций педагогов профессионального образования[Электронный ресурс] / Е.В. Лебедева, В.А. Березина, А.Е. Кайгородова. // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). – 2022. – № 3 (11). – С. 21-35. – Режим доступа: https://doi.org/10.17853/2686-8970-2022-3-21-35
5. Панфилова В. М., Панфилов А. Н., Газизова А. И. Формирование форсайт-компетенции будущего учителя[Электронный ресурс] / В.М. Панфилова, А.Н.Панфилов, А.И. Газизова // Современные наукоемкие технологии. –2019. – № 7. – С. 210-214. – Режим доступа:https://top-technologies.ru/ru/article/ view?id=37615
6. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования [Электронный ресурс] / А.В.Хуторской, Л.Н. Хуторская // Вестник Института образования человека. – 2012. – № 2. – C. 1-25. – Режим доступа: https://eidos-institute. ru/journal/2012/200/Eidos-Vestnik–2012-208-Khutorskoy-Khutorskaya.pdf