Задать вопрос
Статьи

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ОРИЕНТАЦИИ НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

28.12.2024
УДК 377.031.4
Дадашова Е. А.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА ОРИЕНТАЦИИ
НА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию ценностных ориентиров студентов колледжа. Автор отмечает цель образования и основные качества выпускника колледжа. В работе рассматривается влияние ценностных установок студентов на их самостоятельность в обучении. Выделены и рассмотрены компоненты образовательной само-стоятельности студентов колледжа. Уточнено ключевое понятие «познавательная самостоятельность студентов колледжа». Уделено внимание психологическим особенностям возраста студентов системы среднего профессионального образования. Обозначена актуальность проблемы формирования ориентации на духовно-нравственные ценности у студентов колледжа. Автор считает, что профессиональное образование располагает определенными возможностями формирования духовно-нравственных ценностей у студентов в процессе их обучения. Рассмотрена сущность духовно-нравственных ценностей студенческой молодежи и особенности духовно-нравственных ценностей студентов колледжей. В результате исследования автор отмечает, что первое место в иерархии ценностей для студентов колледжа занимает труд.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, студенты колледжа, познавательная самостоятельность, средне-профессиональное образование, возрастные особенно-сти.
FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES FOR COLLEGE STUDENTS AS A CONDITION FOR THE DEVELOPMENT OF THEIR EDUCATIONAL
INDEPENDENCE
Abstract. The article is devoted to the study of value orientations of college students. The au-thor notes the purpose of education and the main qualities of a college graduate. The paper examines the influence of students' value systems on their independence in learning. The components of educational independence of college students are identified and considered. The key concept of “cognitive independence of college students” has been clarified. Attention is paid to the psychological characteristics of the age of students in the secondary vocational education system. The relevance of the problem of forming spiritual and moral values among college students is indicated. The author believes that vocational education has certain opportunities for the formation of spiritual and moral values among students in the process of their education. The essence of the spiritual and moral values of student youth and the features of the spiritual and moral values of college students are considered. As a result of the study, the author notes that work occupies the first place in the hierarchy of values for college students.
Keywords: spiritual and moral values, college students, cognitive independence, secondary vocational education, age characteristics.

Выпускники среднего профессионального образования должны освоить не только общие и профессиональные компетенции, но и развить в себе ряд личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения поставленных задач. Одним из основных необходимых качеств будущего выпускника является его образовательная самостоятельность. Целью образования сегодня становится формирование компетентного специалиста, способного к саморазвитию, стремящегося к самореализации, самосовершенствованию, что невозможно без развития образовательной самостоятельности.
Если говорить о развитии такого качества у студентов колледжа как образовательная самостоятельность, то можно отметить, что оно складывается из трех взаимозависимых компонентов, а именно познавательная самостоятельность, возрастные особенности студентов колледж и духовно-нравственные ценности студентов. Каждый из этих компонентов уже был изучен в определенной степени, чего нельзя сказать об их совокупности, поэтому на сегодняшний день перед педагогами по-прежнему стоит задача развития образовательной самостоятельности студентов средних профессиональных учебных заведений.
Анализ словарных определений понятия «самостоятельность» позволяет понимать самостоятельность как одно из ведущих волевых свойств личности на определенном эта-пе ее становления, представляющее собой способность личности к осознанной деятельности в любых условиях, к достижению поставленных целей, к принятию решений. Это свойство возникает в процессе жизнедеятельности человека, формируется по мере его взросления и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Это свойство выражается в потребности анализировать мнения других людей через призму своего жизненного опыта (наблюдений и убеждений), а также в развитии мыслительных и эмоционально-волевых процессов как необходимой предпосылки самостоятельных суждений и действий.
Исходя из психологических особенностей возраста студентов системы среднего профессионального образования, можно утверждать, что студенческий возраст – это своеобразный этап жизненного пути в период жизни человека от 16 до 20 лет. Этот период жизни учащейся молодежи обуславливает:
– формирование собственных взглядов и отношений, стремление к самостоятельно-сти;
– появление проблем самосознания и самоопределения, предъявление требований к окружающим людям и к самим себе;
– проявление критичности и самокритичности, определение своего места в мире, личностного и социального самоопределение;
– развитие самостоятельной производственной деятельности, начала трудовой жизни и подготовки к созданию собственной семьи;
– овладение знаниями и профессиональными умениями, обучение в соответствии с целью, задачами, мотивацией, обусловленной получением специальности;
– появление устойчивого внимания, развитие воображения, в который происходит профессиональный выбор, адаптация относительно этого выбора.
В отечественной педагогике понятие познавательной самостоятельности до на-стоящего времени не получило общепризнанной однозначной трактовки. Некоторые подменяют его термином самостоятельно-познавательной работы, которое понимают как качество личности, связанное с умением ставить перед собой определенные цели и самостоятельно добиваться их достижения. Другие считают, что это совокупность умений: работать над самообразованием, проявлением инициативы, практически применять полученные знания, отстаивать убеждения. Е. М. Ганичева под познавательной самостоятельностью понимает свойство личности, проявляющееся в потребности овладения новыми знаниями, приёмами и способами деятельности с целью самостоятельного решения как предметных, так и профессиональных задач [2, с. 8].
По мнению Л. О. Крайновой, «познавательную самостоятельность» можно рассматривать как качество личности, проявляющееся в системе познавательных мотивов, воли, способов самостоятельного приобретения знаний, их осмысления и применения в решении личностно-значимых и актуальных жизненных проблем [4, с. 11]. Ю. И. Батдалова считает, что познавательная самостоятельность студентов проявляется в готовности к продуктивному использованию ресурсов дидактической компьютерной среды в профессиональном развитии личности [1, с. 8]. Таким образом, познавательная деятельность, как справедливо замечает Ю. А. Чумина, требует неких самостоятельных усилий от личности, и активно развивается в процессе изучения нового по собственному желанию [8, с. 49].
Согласно уточнению А. В. Ильиной, «познавательная самостоятельность студента среднего специального учебного заведения» – это свойство личности, проявляющееся в готовности и умении студента рационально, без помощи преподавателя, но под его руко-водством, организовывать свою самостоятельную познавательную деятельность по овладению знаниями и способами деятельности в процессе целенаправленного поиска и решать познавательные и профессиональные задачи с целью дальнейшего самосовершенствования и преобразования окружающей действительности [3, с. 9].
Проведенный анализ, позволил уточнить ключевое понятие «познавательная само-стоятельность студентов колледжа». Принимая во внимание возрастные особенности обучающихся колледжа, познавательную самостоятельность студента в колледже право-мерно рассматривать, как одно из ведущих волевых свойств его личности, которое фор-мируется в период от 16 до 20-21 года в процессе личностного и социального самоопределении в начале трудовой жизни; проявляется как результат их субъектной активности в готовности и умении рационально, без помощи преподавателя, но под его руководством организовывать свою самостоятельную познавательную деятельность по овладению знаниями и способами профессиональной деятельности в процессе целенаправленного решения познавательных и профессиональных задач, а также в инициативности, критичности, адекватной самооценке и личной ответственности за свои действия в процессе получения специальности с целью дальнейшего самосовершенствования и преобразования окружающей действительности с позиции традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Профессиональное образование как сфера жизнедеятельности человека располагает, по утверждению Л. И. Савва, Н. Я. Сайгушева, О. А. Веденеевой, определенными возможностями в формировании у обучающихся ориентации на духовно-нравственные ценности [6, с. 14]. В настоящее время на основе новых жизненных смыслов и образовательных ценностей в педагогической теории и практике сложились необходимые предпосылки для создания принципиально иных условий развития среднего профессионального образования.
Актуальность проблемы формирования духовно-нравственных ценностей у студен-тов колледжа обусловлена противоречием между необходимостью формирования духовно-нравственных ценностей у студентов колледжей и недостаточным теоретическим исследованием данной проблемы в педагогической науке.
Отсюда вытекает закономерный вопрос: какова сущность духовно-нравственных ценностных ориентацией студенческой молодежи и каковы особенности духовно-нравственных ценностных ориентацией студентов колледжей?
При поступлении в колледж студент из позиции обучаемого переходит в позицию обучающегося, что, соответственно, меняет значение его деятельности, и на первый план выходят новые духовно-нравственные ценности. Деятельность студента приобретает все характеристики деятельности взрослого человека, и теперь ему принадлежит ведущая роль в формировании духовно-нравственных ценностей. В. Р. Смирнова, Л. И. Савва, Е. А. Гасаненко полагают, что формирование духовно-нравственных ценностей у студен-тов опирается на уже частично сформировавшиеся ценностные ориентации, поэтому ра-бота по формированию ценностных ориентации студента колледжа продолжает начав-шееся ранее формирование его личности, мировоззрения [7, с. 2]. Юношеский возраст студентов характеризуется качественными изменениями в самосознании, появляется чувство «взрослости», связанное с определением своего места и роли в обществе, отмечается устремленность в будущее. В этом возрастном периоде поиск смысла собственной жизни становится принципиально неустранимой сущностной силой, вокруг которой конституируется вся духовно-нравственная реальность.
Ценностные установки студент примеряет к себе, что соответствует принципам не-директивного обучения и воспитания. На данном этапе происходит «выстраивание внутреннего пространства» духовности, понимания нравственных законов, жизненных цен-ностей. Если в системе ценностей школьника, на первый план выступают общечеловеческие духовно-нравственные ценности, приоритетными являются ценности экзистенциального плана, такие, как добро, гуманность, духовность, милосердие, долг, любовь; в системе ценностей студентов высшего учебного заведения приоритетными становятся ценности научно-познавательной деятельности, то практико-ориентированная специфика профессиональной подготовки в учреждениях среднего профессионального образования определяет ведущее место в системе духовно-нравственных ценностей студентов. Как отмечают Л. И. Савва, Н. М. Гайдулина, учреждения среднего профессионального образования должны развивать у студентов не только трудовую деятельность, но и социальное, гражданское отношение к миру [6, с. 15]. Следовательно, для студентов колледжей ведущими являются ценности труда и активной деятельной жизни.
Таким образом, отличительной особенностью ценностных ориентаций студентов колледжа является то, что первое место в их иерархии занимает труд, в отличие от школьников, у которых в приоритете общечеловеческие ценности, и от студентов выс-ших учебных заведений, ориентирующихся в силу ведущего вида их деятельности на научное познание).
Список литературы
1. Батдалова Ю. И. Развитие познавательной самостоятельности студентов гуманитарных специальностей в условиях дидактической компьютерной среды : автореф. дис. … канд. пед. наук. Махачкала, 2012. 23 с.
2. Ганичева Е. М. Формирование познавательной самостоятельности учащихся уч-реждений среднего профессионального образования на основе применения учебно-информационного комплекса по математике : автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров, 2006. 20 с.
3. Ильина А. В. Формирование познавательной самостоятельности студентов сред-него специального учебного заведения в процессе изучения общепрофессиональных дис-циплин : автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 25 с.
4. Крайнова Л. О. Педагогическое сопровождение становления познавательной самостоятельности учащегося : автореф. дис. … канд. пед. наук. Оренбург, 2014. 27 с.
5. Реализация компетентностного подхода в профессиональном образовании / Л. И. Савва, В. А. Беликов, П. Ю. Романов [и др.]. Магнитогорск : Магнитогорск. гос. тех. ун-т им. Г.И. Носова, 2019. 207 с.
6. Савва Л. И., Гайдулина Н. М. Организационно-педагогические условия управления процессом профессиональной адаптации будущих рабочих в учреждениях НПО // Интеграция образования. 2011. №1(62). С. 13–19.
7. Смирнова В. Р., Савва Л. И., Гасаненко Е. А. Классификация подходов к изучению самоопределения личности в контексте гуманитарных наук // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 283–287.
8. Чумина Ю. А. Познавательная самостоятельность обучающихся: содержание и функции // Теория и практика социогуманитарных наук. 2021. № 2 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelnaya-samostoyatelnost-obuchayuschihsya-soderzhanie-i-funktsii (дата обращения: 10.05.2023).

Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.