ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Маклаков А. С., Савва Л. И.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова», г. Магнитогорск
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
Аннотация. В статье описываются механизмы формирования ценностных ориен-таций студентов вуза в проектной деятельности, обеспечивающие становление его субъектности как будущего педагога по отношению к проектированию как методу профессионального обучения, к осознанию значимости его этапов, ценности командной работы участников проекта. В статье поставлена задача проанализировать ценностные ориентации личности студента как интегративной категории совре-менной педагогической теории и практики проектной деятельности. Авторы, опи-раясь на теорию ценностной ориентации личности А В. Кирьяковой, указывают, что основными механизмами формирования ценностных ориентаций студентов в ходе проектной деятельности являются поиск, оценка, выбор и проекция социально-значимых и индивидуальных ценностей. В условиях проектной деятельности они рас-сматриваются как механизмы личностного смыслообразования. Авторы полагают правомерным считать проектную деятельность как обобщённую модель воплощения социальных идеалов, предметно воплощённых ценностей и личностных ценностей. Их присвоение помогает будущему педагогу обрести профессионально-субъектную позицию как результат активного творческого самораскрытия и самоактуализации в целом и, в частности, в проектной деятельности как уникальному инструменту познания самого себя.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, проектная деятельность, педаго-гическое проектирование, деонтологический подход, формирование ценностных ориен-таций студентов в проектной деятельности.
FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS UNIVERSITY
STUDENTS IN THE PROCESS OF PROJECT ACTIVITY
AS A PEDAGOGICAL PROBLEM
Abstract. The article describes the mechanisms of formation of value orientations of university students in project activities, ensuring the formation of their subjectivity as a future teacher in relation to design as a method of professional training, to awareness of the importance of its stages, the value of teamwork of project participants. The article aims to analyze the value orientations of a student's personality as an integrative category of modern pedagogical theory and practice of project activity. The authors, based on the theory of the value orientation of the personality of A. V. Kiryakova, indicate that the main mechanisms for the formation of students' value orientations in the course of project activities are the search, evaluation, selection and projection of socially significant and individual values. In terms of project activity, they are considered as mechanisms of personal meaning formation. The authors consider it legitimate to consider project activity as a generalized model of the embodiment of social ideals, objectively embodied values and personal values. Their assignment helps the future teacher to acquire a professional and subjective position as a result of active creative self-disclosure and self-actualization in general and, in particular, in project activities as a unique tool for self-knowledge.
Keyword: values, value orientations, project activities, pedagogical design, deontological ap-proach, formation of students' value orientations in project activities.
Современные требования к проектированию образовательных программ высшего образования указывают на необходимость внедрения активных системно-деятельностных, коммуникативно-деятельностных, проблемно-развивающих подходов и методов обучения, одним из которых является проектный метод. Актуальность обучения проектной деятельности в вузе также подтверждается требованиями обновлённого ФГОС ВО 3++ и социальным заказом государства, изложенным в «Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года» [9], а также в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» [7].
Проектная деятельность включает в себя такие понятия, как «проект», «проектиро-вание», «метод проектов», «педагогическое проектирование» и «проективное образова-ние». В зарубежных исследованиях проектная деятельность представляется как «метод проектно-ориентированного обучения» (project-based learning).
Проектная деятельность в педагогической литературе (Г. А. Каменева, Л. И. Савва, Т. А. Бондаренко, А. Е. Каменева [4]) рассматривается как условие социокультурной реа-лизации личности будущего педагога – с одной стороны, и как условие становления про-фессионально-субъектной позиции, повышение его профессионального мастерства – с другой. Оба условия выражаются в формировании научной картины мира студента в ре-зультате освоения им комплекса проектировочных компетенций, связанных прежде всего с исследовательским поиском ответов на социально-значимые вопросы в окружающей его действительности. Говоря о проектировочных компетенциях, О. В. Гневэк (O. V. Gnevek), Н. Я. Сайгушев (N. Ya Saigushev), Л. И. Савва (L. I. Savva) [14], прежде всего имеют в виду способности студентов осуществлять инновационную проектную деятельность на всех существующих её ступенях – мотивационно-целевой ступени развития проекта, деятельностной (внедрение проекта и его описание) и результативно-оценочной (анализ результатов проекта, коррекция результата, определение итогов, принятие решение о запуске цикла нового проекта или корректировки, внесение изменений в существующий проект), сопровождая это рефлексией на каждом из этапов [14].
Между тем мы наблюдаем проблему несоответствия между обучением проектной деятельности в вузе с позиции деонтологического подхода, в котором она понимается как стратегия творческой самореализации личности будущего педагога, как методологическая основа формирования у него научно-исследовательской картины мира, и как условие реализации поставленных им собственных целей, выявление цен-ностей и текущей образовательной практикой. Так, на наш взгляд, у студента в ходе освоения программ профессионального педагогического образования не формируется в достаточной мере личностная готовность к самостоятельному применению метода проекта. Иными словами, обучение навыкам проектной деятельности не рассматривается им в качестве личностной детерминанты: ценность выполнения проекта не рефлексируется будущим учителем с профессиональной точки зрения, а точнее – с профессионально-субъектной, в которой он осознаёт себя как активный субъект конструирования познавательных, регулятивных, метапредметных задач проектной деятельности, воспринимает в целом проектную деятельность позитивно, осознаёт её значимость. Именно с этой проблемой, как справедливо указывает В. С. Ильин, «педагоги сталкиваются с первого дня работы, и её приходится им решать на протяжении всей деятельности» [3, с. 3].
Продолжая анализировать данное противоречие, мы полагаем, что проектная дея-тельность воспринимается будущим учителем формально, то есть как один из возмож-ных оформляющихся способов деятельности наряду с другими (репродуктивные методы обучения, наглядно-иллюстративные и др.). Возникает необходимость обоснования цен-ностных механизмов включения педагога в процесс обучения проектной деятельности в вузе. В связи с этим исследовательскими задачами нашей работы будут описание понятия «ценностные ориентиры» как составляющей субъектной позиции педагога, а также определение механизмов становления ценностных ориентаций педагога в процессе обу-чения проектной деятельности на основе теории формирования ценностного отношения А. В. Кирьяковой [6].
В научно-педагогической литературе термин «ценностные ориентиры» (также – «ценностные ориентации») приобретают широкий обиход. Нами представлены основные трактовки понятия «ценностных ориентаций» в таблице 1.
На наш взгляд, в определениях исследователей по социальной психологии Е. В. Яриной [13] и В. Н. Карандашева [5] подчёркивается связь ценностных ориентаций личности с формированием её внутренних убеждений. Исследователи подчёркивают, что ценностные ориентации рассматриваются учеными как субъективное внутриличностное образование, оно складываются из интеоризаций ценностей и социальных норм, которые могут выступать как стимул к действию, так и ограничение. Именно через осознание и принятие ценностей происходит формирование личности и ее интеграция в социум. Об-ратим внимание, что В. Н. Карандашев предлагает отличать ценности социальных групп (социальные ценности) с индивидуальными ценностями личности.
Таблица 1 – Трактовки понятия «ценностные ориентации»
в психолого-педагогических исследованиях
№ |
Исследователь |
Определение понятия «Ценностные ориентации» |
1. |
Е. В. Ярина |
«Субъективное внутриличностное образование, которое формируется в результате интериоризации ценностей и норм социального окружения. Они закрепляются индивидуальным жизненным опытом человека, ограничивая значимое для него от незначимого, существенное от несущественного. Устоявшаяся система ценностных ориентаций образует стержень сознания личности, позволяющий человеку определять цели и направления своего развития, регулировать и проявлять особенности своего поведения» [13, с. 162] |
2. |
В. Г. Алексеев |
«Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров» [1, с. 136] |
3. |
В. Н. Карандашев |
«Интериоризированные личностью ценности социальных групп» [5, с. 5] |
4. |
Е. В. Раскачкина |
«Ценностные ориентиры студента–его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения студента в ситуациях учебной и иной деятельности» [10, с. 163] |
На механизм смыслового самоопределения личности студента как субъекта деятельности акцентирует внимание Е. В. Раскачкина [10], рассматриваемая ценностные ориентиры как составляющую часть ценностно-смысловых компетенций личности. Данное определение нам кажется наиболее подходящим в контексте проблемы формирования ценностных ориентаций в проектной деятельности будущих педагогов.
Анализируя соотношение понятий «ценностные ориентации» и «ценностное отношение» в системе аксиологических категорий педагогической деонтологии исследователь Е. В. Чалая приходит к выводу о взаимообусловленности данных категорий: «ценностное отношение является, с одной стороны, продуктом процесса ориентации, с другой – основой этого процесса» [12, с. 144]. Механизмами формирования ценностного отношения к миру, на основе теории А. В. Кирьяковой, будем считать «поиск, оценку, выбор, проекцию ценностей» [6, с. 17]. Данные механизмы будут применены нами и к проектной деятельности.
Прежде чем предпринять описание будущего педагога как субъекта проектной деятельности, определить содержательные и процессуальные характеристики такой деятельности в контексте формируемых в ней ценностных ориентаций, следует ответить на вопрос: «Какие формы представления ценностных ориентаций существует?» Обратимся с этой целью к формам ценностных ориентаций, представленным профессором Д. А. Леонтьевым [8] (таблица 2):
Таблица 2 – Формы воплощения ценностных ориентаций
(по материалам исследования Д. А. Леонтьева)
№ п/п |
Форма воплощения ценностных |
Характеристика ценностных ориентаций |
1. |
Социальные |
«Выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщённые представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни» [2, с. 24-25] |
2. |
Предметно |
«Воплощённые в продуктах деятельности [2, с. 24-25] |
3. |
Личностные |
«Мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов» [8, с. 24-25
|
Во-первых, студент в ходе проектной деятельности ориентируется на социальные идеалы, поскольку в выполнении проекта воплощён общественно-полезный, созидательный труд. Это подтверждает в целом социальную ориентированность любого проекта (учебного, творческого, исследовательского), обнаружение в нём проблемы, актуальность, противоречия, теоретической и практической значимости, научной новизны.
Во-вторых, любой проект не мыслится без уникального, неповторимого продукта деятельности – это ни что иное как предметно воплощённая ценность. Осознавая полезность, прикладной характер, наглядность своего продукта – будь то информационного, творческого, инженерно-технического и др., а также описывая его количественные и качественные эффекты, студент способен осознать продукт проекта с точки зрения масштабности, сроков реализации, необходимых ресурсов.
В-третьих, личностные ориентации – это и есть внутренние результаты проектной деятельности, в ходе которых у студента происходят личностные изменения – он находится в поиске себя, своей роли в том или ином проекте (координатор, исполнитель, «генератор идей»), определяет его направленность, принимает решение о субъектах его реализации (индивидуальный, парный или коллективный проект). В этом предусматривается развитие субъектной позиции будущего педагога.
Сама проектная деятельность обладает преобразовательной и регулятивной функциями, что не может не влиять на личностное развитие студента. Как подчёркивает Г. С. Альтшуллер, при создании проекта важно «принять решение, предварительно обдумав несколько возможных вариантов, вынести суждение относительно того, какой вариант предпочесть, как поступить в дальнейшем в определенной ситуации» [2, с. З1].
На этом этапе мы предприняли попытку раскрыть сущность проектной деятельности как фактора формирования ценностной ориентации субъектной позиции будущих педагогов, обосновали ценностную значимость проектной деятельности. Добавим, что личностные ценности в процессе формирования ценностных ориентаций педагога в ходе обучения проектной деятельности определяются характером трёх видов отношений педагога: 1) к сущности проекта как метода; 2) к этапам реализации проекта; 3) к участникам проекта, в том числе к обучающему проектировать (педагогу-консультанту).
Предпримем попытку проанализировать механизмы формирования ценностных ориентаций к проектной деятельности у студента вуза с опорой на три вышеупомянутых вида отношений. Для этого обратимся к материалам таблицы 3, отражающей механизмы формирования ценностных отношений по А. В. Кирьяковой [6].
Таблица 3 – Механизмы формирования ценностного отношения
(по А. В. Кирьяковой)
№ п/п |
Название механизма |
Аспект проектной деятельности |
Ключевой ценностный вопрос |
1. |
«Поиск ценностей» |
Содержательный (выявление личностных детерминант, мотивов и целей к обучению проектной деятельности: интерес к преобразованию мира, возможность для инициативы и творчества и др.) |
Какие убеждения о проектной деятельности я разделяю? Как проектная деятельность поможет мне познать самого себя, окружающий меня мир и других? |
2 |
«Оценка ценностей» |
Содержательный (дифференциация и стабилизация ценностей о проекте) |
Что в проектной деятельности имеет для меня имеет первостепенную, второстепенную важность? |
3. |
«Выбор ценностей» |
Содержательный (выстраивание собственной иерархии ценностей о каждом компоненте проекта) |
Что из ценностей данной проектной деятельности я решительно присваиваю себе? |
4. |
«Проекция ценностей» |
Содержательный (увидеть слагаемые близких, средних и далеких личностных перспектив при освоении проектной деятельности) и, частично, процессуально-технологический (процесс полного цикла обучения проекту) |
Какие жизненные и профессиональные задачи смогу я решить в проектной деятельности в настоящее время и в будущем? |
Список литературы
1. Алексеев В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. Москва : Речь, 1979. 232 с.
2. Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск : Наука, 1986. 209 с.
3. Ильин В. С. Личностная ориентация всех процессов в педвузе // Пути перестройки высшего педагогического образования : межвуз. сб. науч. тр. Волгоград, 1988. 231 с.
4. Каменева Г. А., Савва Л. И., Бондаренко Т. А., Каменева А. Е. Реализация компетентностной парадигмы образования посредством внедрения проектного подхода в вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. Т. 8. №2 (32). С. 88–99.
5. Карандашев В. Н. Методика Щварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт Петербург : Речь, 2004. 70 с.
6. Кирьякова А. В. Аксиологическая концепция ориентации личности в мире образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 1999. № 1. С. 13–19.
7. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг.» // СЗ РФ. 2014. URL: www.base.garant.ru (дата обращения: 06.10.2024).
8. Леонтьев Д. А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. №1. С. 13–25.
9. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. N 751 «О Национальной доктрине образования в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 41. С. 4089. URL: www.base.garant.ru (дата обращения: 15.09.2024).
10. Раскачкина Е. В. Ценностно-смысловые компетенции личности как интегративная категория современной педагогической теории и практики // Сибирский педагогический журнал. 2011. №1. С. 161-167. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovye-kompetentsii-lichnosti-kak-integrativnaya-kategoriya-sovremennoy-pedagogicheskoy-teorii-i-praktiki (дата обращения: 06.10.2024).
11. Смирнова В. Р., Савва Л. И., Гасаненко Е. А. Классификация подходов к изучению самоопределения личности в контексте гуманитарных наук // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. С. 283–287.
12. Чалая Е. В. Место понятия «Ценностное отношение» в системе аксиологических категорий // Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review. 2016. № 2 (12). С. 141–146. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-ponyatiya-tsennostnoe-otnoshenie-v-sisteme-aksiologicheskih-kategoriy (дата обращения: 06.10.2024).
13. Ярина Е. В. Теоретический анализ понятий «ценности» и «ценностные ориентации» // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 5. С. 160–162. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy-analiz-ponyatiy-tsennosti-i-tsennostnye-orientatsii (дата обращения: 06.10.2024).
14. Gnevek O. V. Saigushev N. Ya, Savva L. I. Reflexive management of the professional of would-be teachers // International journal of environmental and science education. 2016. Vol. 11 (18). рр.13033–13041.