Задать вопрос
Статьи

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ФЕНОМЕНА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

29.12.2024
УДК 377.032
Наумов В. П., Шагеева Д. И.,
ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», г. Магнитогорск

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
КАК ФЕНОМЕНА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье отражены методологические основы процесса формирования профессионального мировоззрения студентов колледжа в ходе изучения специальных курсов, выявлены условия эффективного формирования профессионального мировоззре-ния будущих педагогов. Выявлены методы, формы и пути формирования профессио-нального мировоззрения, раскрыты потенциальные возможности специальных дисцип-лин для формирования духовно-нравственной культуры. Освещены вопросы формирова-ния духовно-нравственных мировоззренческих представлений, ориентированных на внутренний мир личности, с учетом собственных убеждений, отражающих совокуп-ность принципов и норм поведения человека по отношению друг к другу и к обществу, способ действия во всех сферах профессиональной деятельности. Представлены реше-ния проблемы сформированности духовно-нравственного мировоззрения культуры у студентов Магнитогорского педагогического колледжа. Приведены примеры практических мероприятий по духовно нравственному воспитанию студентов, сформировано профессиональное мировоззрение как феномен духовно-нравственной культуры.
Ключевые слова: духовно-нравственная культура, профессиональное мировоззрение, методология, методы и формы, ценностные ориентации.
FORMATION OF THE PROFESSIONAL WORLDVIEW OF COLLEGE STUDENTS AS A PHENOMENON OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE
Abstract. The article reflects the methodological foundations of the process of forming the professional worldview of college students during the study of special courses, the conditions for the effective formation of the professional worldview of future teachers are revealed. The methods, forms and ways of forming a professional worldview are revealed, the potential of special disciplines for the formation of spiritual and moral culture is revealed. The issues of the formation of spiritual and moral worldviews focused on the inner world of the individual, taking into account their own beliefs, reflecting the totality of principles and norms of human behavior in relation to each other and to society, the mode of action in all spheres of professional activity, are highlighted. Solutions to the problem of the formation of a spiritual and moral worldview of culture among students of Magnitogorsk Pedagogical College are presented. Examples of practical measures for the spiritual and moral education of students are given, a pro is formed.
Keywords: spiritual and moral culture, professional worldview, methodology, methods and forms, value orientations.

Сегодня духовно-нравственное воспитание учащейся молодежи в условиях совре-менного общества становится центральной педагогической проблемой, от решения кото-рой зависит их будущее.
Поэтому актуальным требованием, предъявляемым к каждому студенту – владение широтой кругозора, понимание гуманистических, психолого-педагогических и нравст-венных начал, знание общих научных и социально-политических тенденций развития российского общества, осознание собственного жизненного потенциала. Исходя из соци-альных проблем развития российского общества, важным элементом современной обра-зовательной политики должно стать формирование духовно-нравственной культуры, ос-нованной на объективных данных современной науки, использующей научный метод по-знания в восприятии окружающего мира.
С точки зрения академика Д. М. Гришина, духовно-нравственное мировоззрение ориентировано на внутренний мир человека, его собственные убеждения, отражает сово-купность принципов и норм поведения по отношению друг к другу и обществу, как цен-ную структуру сознания, способ действия человека во всех сферах его про-фессиональной деятельности. В этом контексте происходит пересмотр основных педагогических установок, парадигм образования, включая формирование профессио-нального мировоззрения учащейся молодежи. Выдвинутая в Законе РФ «Об образо-вании» задача формирования у студентов мировоззрения, как феномена духовно-нравственной культуры, не может быть решена без комплекса знаний о природе, обществе и человеке в современном мире, целостность которого обеспечивается реализацией системного подхода в профессиональной деятельности [6, статья 2], поэтому сегодня к выпускникам колледжа современное общество предъявляет конкурентные требования как социально значимой личности, готовой к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, а также реализации своего творческого потенциала в будущей профессиональной деятельности. В этой связи актуализируется проблема формирования ценностно-нравственных смысловых аспектов будущей профессиональной деятельности студентов, их мировоззренческие установки, включаю-щие совокупность знаний человека о мире, его убеждений, верований, ценностей, бази-рующихся на исторических формах мировоззрения.
С позиции культурно-исторического подхода Л. С. Выготского, мировоззрение ка-ждого человека глубоко индивидуально, становится составной частью его внутреннего мира, обнаруживая себя в различных феноменах духовной жизни и поведения: во взгля-дах, убеждениях, поступках. Поэтому мировоззрение является важной частью духовно-нравственной культуры, представляет собой совокупность представлений и убеждений, формирующих личные и культурные ценности человека [2, с. 164]. Сущность мировоз-зрения состоит в том, что оно выражает деятельное отношение человека к реальной дей-ствительности и соблюдению мировоззренческих норм, посредством ценностных ориен-таций человека в современном мире [1, с. 33].
По мнению Г. В. Хомелева, мировоззрение проявляется в стремлении человека в познании – абсолютной истине, морали – абсолютному благу или добру, в творчестве – абсолютному совершенству, красоте. Оно также связано, с одной стороны в мироздании, которая окружает человека, а с другой связана с деятельностью человека, его созерцани-ем, пониманием, воззрением, взглядом на мир [7, с. 6].
Понимание важности и своевременности темы нашей работы потребовало углуб-ленного понимания основ учения о мировоззрении, как части духовно-нравственной культуры: его сущности, структуры, а также выбор методов, форм и путей формирования нравственности студентов колледжа в процессе обучения. Решение рассматриваемой проблемы и определило цель нашего исследования – формирование профессионального мировоззрения студентов педагогического колледжа в ходе изучения общественных, специальных дисциплин, внеурочных мероприятий на основе их интеграции.
Методологическую основу исследования составляют философские положения о единстве и взаимосвязи всех сторон духовной жизни развивающейся личности, положе-ния о роли деятельности в развитии личности, диалектической взаимосвязи ценностей, потребностей, мотивов и интересов. Для заявленной проблемы значительный интерес представляют идеи и концепции отечественных философов, педагогов и психологов, рассматривающих проблемы формирования научного мировоззрения, в частности в высказывании Д. Дьюи, который отмечал, что, приобщаясь к духовной культуре в процессе созидания, человек неизбежно учится, приобретая более широкий взгляд на окружающий предметный мир [3, с.97].
Проблема формирования научно-профессионального мировоззрения средствами обществоведения и истории освещается в трудах Л. Н. Боголюбова, И. Я. Лернера, Б. Т. Лихачева, Э. И. Моносзонова, В. А. Сластенина и других [Цит. по: 5, с. 52]. В ис-следованиях Л. И. Божович, Л. С. Выготского, Д. М. Гришина, А. Н. Леонтьева, А. В. Мудрика раскрыты основные морально-этические ценности, составляющие основу миро-воззрения и отражение жизненных позиций личности, основанных на проблеме форми-рования научного мировоззрения у обучаемых [Цит. по: 4, с. 79].
Как показывает анализ научной и психолого-педагогической литературы по данной проблеме, формирование профессионального мировоззрения («мировоззренческая ак-тивность») у студентов колледжа недостаточно изучена и программа формирования на-учного мировоззрения студентов средних профессиональных учебных заведений не учи-тывает их специфику, поэтому сегодня, при всей общественной значимости и актуально-сти проблемы потенциальные возможности предметов общественного цикла (история, обществознание, философия, мировая и художественная культура) в формировании ми-ровоззренческой культуры студентов колледжа реализуются недостаточно полно.
Обозначенные недостатки актуализируют проблему формирования профессиональ-ного мировоззрения студентов и требуют внедрения в учебно-воспитательный процесс колледжа дополнительного образовательного ресурса, направленного на полноценное формирование духовно-нравственной культуры студентов колледжа.
С точки зрения современного образования исследование вопросов становления и развития ценностных ориентаций студентов является одной из насущных задач форми-рования их мировоззрения, как феномена духовно-нравственной культуры. От того, ка-кие мировоззренческие ценности будут приоритетными в процессе их развития, зависит позиция в обществе и педагогическом коллективе. В этой связи наша мировоззренческая позиция отражается в моделировании процесса обучения на основе интеграции изучае-мых предметов из специальных курсов, что позволяет акцентировать внимание обучаю-щихся на такие ценности, как гуманизм, патриотизм, интернационализм и широта миро-восприятия. В нашем исследовании приоритетными в формировании профессионального мировоззрения студентов колледжа выступают следующие направления:
1) формирование философской составляющей научного мировоззрения будущих педагогов в процессе познания методов и форм обучения и воспитания на основе ценно-стно-мировоззренческих аспектов;
2) формирование мировоззренческой активности и овладения совокупностью пра-вовых и экономических знаний, необходимых будущему педагогу;
3) совершенствование учебно-воспитательной деятельности студентов, как фактора развития основных содержательных аспектов профессионального мировоззрения на ос-нове комплексного применения обучения и воспитания (правовое, нравственное, патрио-тическое, эстетическое, профессиональное).
По нашему представлению, названные направления на основе системного подхода способствуют глобализации мировоззрения студентов колледжа, определяющие лич-ность на основе мировоззренческих качеств, таких как: права и свобода личности, демо-кратичность, толерантность, ненасилие и другие индивидуальные свойства личности (собственного «Я»), феноменальность, гуманность, целенаправленность на собственное мировоззренческое становление.
Большое значение для формирования профессионального мировоззрения сту-дентов колледжа приобретают специальные дисциплины в дополнительном образовании. Потенциальные возможности данных дисциплин для формирования морально-этического облика недостаточно оценены педагогическим сообществом. Разработанные нами спецкурсы в рамках дополнительного профессионального образования (Введение в профессиональную деятельность, Экономическая теория, Цифровая экономика). Программное содержание специальных дисциплин с ориентацией на общеобразовательный цикл (история, обществознание, философия, мировая и художественная культура) предусматривает изучение и усвоение студентами колледжа таких содержательно насыщенных тем, как «Общество и общественное сознание», «Религия как феномен культуры», «Социальные феномены жизни молодежи», «Патриотизм», «Гимн России», «Социальные нормы поведения», «Мораль и нравственность» и другие.
В процессе изучения общественных дисциплин студенты колледжа не только ус-ваивают содержание учебного материала, но и вырабатывают собственные убеждения, взгляды и идеалы, которые стремятся реализовать в практических делах и поступках. Со-держание же специальных дисциплин (спецкурсов) заключают в себе огромный потенци-ал, как дополнение к формированию духовно-нравственной культуры студентов, вклю-чающие общественные и морально-этические установки, взгляды, убеждения, этические нормы поведения, стремление к нравственным идеалам.
В настоящее время, когда осуществляется переход к цифровому обществу, создают-ся новые программные материалы, совершенствуются методы, способы и приемы совре-менного профессионального обучения в условиях цифровой экономики, рассчитанные на развитие креативного мышления, творческих способностей, мировоззренческой активности и самостоятельности студентов. На этом основании для исправления данного положения с целью оптимизации формирования профессионального мировоззрения студентов колледжа нами смоделированы и внедрены в преподавание вышеназванных дисциплин целый ряд активных форм и методов учебно-воспитательной работы: эвристическая беседа, учебная дискуссия, социальные проекты, самопрезентация и другие. В ходе исследования мы охватили темы, которые, на наш взгляд, располагают высоким потенциалом мировоззренческих ценностей и определяют направленность жизненных позиций, ориентаций личности: отношение человека к природе; взаимосвязь «человек – общество»; отношение «человек – человек».
Для этого нами разработан и проведен комплекс мероприятий направленных на формирование духовно-нравственной культуры студентов колледжа.
1. Информирование студенческой общественности о нормах поведения в жизни колледжа – рейды по выявлению нарушений, беседы по выявлению правонарушений.
2. Беседы по профилактике нарушений правил внутреннего распорядка – повыше-ние мотивации у студентов к получению знаний, укреплению учебной дисциплины и по-вышения успеваемости.
3. Проведение тематических мероприятий – «морально-нравственные устои» в ци-вилизованном обществе.
4. Развитие социальной активности студентов по различным направлениям – уча-стие в социальных, спортивных, культурно-массовых мероприятиях колледжа, города Магнитогорска, Челябинской области.
5. Развитие социальной ответственности за политический, нравственный и правовой выбор – сбор и отправка гуманитарной помощи в зону СВО.
6. Гражданско-патриотические конкурсы. Классные часы «Разговоры о важном».
7. Популяризация духовно-нравственной культуры студентов в средствах массовой информации, социальных сетях, сайтах.
8. Формирование навыков культуры поведения и этики в обществе, развитие эсте-тической культуры.
3. Развитие креативных возможностей студентов – олимпиады, квесты, и культур-но-массовые мероприятия (основы морали, нравственности и поведения в современном обществе).
По итогам названных мероприятий внеурочная деятельность в плане мировоззрен-ческого развития студентов колледжа показали эффективность в применении технологии мировоззренческого проектирования. Студенты проявляли самостоятельность и инициа-тиву в выполнении постоянно усложняющихся проектов, решении эвристических задач и заданий, характеризовали себя с позиции готовности к будущей профессиональной деятельности, а также духовно-нравственному становлению.
Обозначенные достижения являются высоким уровнем сформированности профес-сионального мировоззрения студентов колледжа и отразились на их персональной готовности к активной социально-культурной деятельности в общественных мероприятиях жизни колледжа на основе глубокого осознания духовно-нравственных ценностей.
Следует также отметить, что формирование профессионального мировоззрения студентов на занятиях общественных дисциплин и спецкурсов в совокупности показали свои преимущества, так как в процессе их интеграции создаются представления у сту-дентов не только научной картины мира в современную эпоху развития общества, но и обновляется стиль научного мышления, основанного на собственном мировоззрении. Обозначенные позиции в нашей работе оказали существенное влияние на формирование профессионального мировоззрения и внутренней культуры студентов колледжа в целом и являются непременным условием оптимизации процесса профессионального и лично-стного становления их гражданской позиции.
Список литературы
1. Арутюнян М. Мировоззрение и образование: становление новой парадигмы // Высшее образование. 2004. № 12. С. 32–37.
2. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка / Психология развития человека. Избранные работы. Москва: Юрайт, 2024. 281 с. (Антология мысли). Образовательная платформа Юрайт. URL: https://urait.ru/bcode/538602 (дата обращения: 02.10.2024).
3. Дьюи Д. Демократия и образование: пер. с англ. Москва : Педагогика-пресс, 2000. 250 с.
4. Мудрик А. В. Социальная педагогика : учебник для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. Москва : Академия, 2000. 200 с.
5. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. Москва : Издательский центр «Академия», 2003. – 184 с.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 31 июля 2020 г.) (редакция, действующая с 1 сентября 2020 г.).
7. Хомелев Г. В. История философии: учеб. пособие. Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2013. 207 с.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.