ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ВОЙНЕ В УСЛОВИЯХ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ
15.01.2023
Халилов Э.
Национальная академия наук Азербайджана, г. Баку
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ВОЙНЕ
В УСЛОВИЯХ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. Общественное мнение играет исключительную роль не только в военное время, но и в целом на всех этапах общественного развития. Социальная жизнь предполагает непосредственное общение людей, и по мере развития общества это общение происходит не только через речь и социальные группы, но также и специально созданные средства массовой коммуникации. По мере развития каждого общественного этапа средства массовой коммуникации совершенствуются, поскольку здесь используются различные средства воздействия на человеческое сознание. Причём разрабатываются технологии для сознательной манипуляции этого сознания, в том числе на уровне общественного мнения. Само общественное мнение играет важную роль в формировании самосознания людей, их отношении к каким-либо событиям и явлениям, а также в поведении. В итоге на уровне любого социального института появляются необходимые ценности и нормы, которые регулируют общественную жизнь.
Ключевые слова: многопартийная система, военные условия, средства массовой информации, общественное мнение.
В военное время возможность воздействия не только на сознание собственных граждан, но и противника используется намного шире и разнообразнее. В особенности это можно отметить в последнее столетие. Информационная война и информационная безопасность стали важной составной частью обеспечения национальной безопасности каждой страны. Сохранение приоритетов и ценностей, связанных с ведением войны, является обязательным условием победы в этой войне.
Как известно, в мире растёт взаимозависимость, расширяются социальные связи, создаются региональные союзы для объединения усилий по развитию экономики и культуры. Однако не утихающая борьба за ресурсы, в конечном счёте, заканчивается борьбой за передел мира, за перекройку границ. Всё это проявляется на фоне борьбы между собой ведущих мировых держав, которые условно разделили между собой зоны влияния, хотя и этот раздел также носит достаточно неустойчивый характер [2]. Время от времени нарастающие противоречия и напряжённость приводят к открытым столкновениям, которые завершаются конфликтом. Конфликт может перейти в столкновение нескольких региональных стран, то есть в войну.
Рассмотрим проблему взаимоотношений общественного мнения и политической элиты страны в условиях ведения военных действий. Прежде всего, говоря о политической элите, мы подразумеваем взаимоотношения между правящей властью и оппозицией. Сегодня в каждой стране созданы необходимые условия для того, чтобы все общественные слои, представители социальных структур могли выразить своё отношение к происходящим событиям, активно участвовать в общественной жизни, бороться с негативными явлениями в управлении, формировать гражданское общество [1]. Именно поэтому каждое правительство, организуя общественную жизнь, предоставляет широкие условия для деятельности неправительственных организаций, а также различных политических формирований, в том числе партий. Партии должны быть представлены во всех ветвях власти, тем самым может быть обеспечены интересы всех социальных слоёв и групп страны.
Однако, как известно, в условиях войны идут определённые ограничения демократических процессов, что связано с военным положением. Это отражается также и на функционировании различных партий. Вместе с тем, как показывает историческая практика, взаимоотношения между правящей властью и партиями, которые состоят в определенной оппозиции к этой власти, могут складываться несколько иначе, то есть формируется некоторая общая платформа взаимодействия на базе ведущих национально-нравственных принципов и интересов.
Всё это благоприятно отражается на формировании общественного мнения в стране, на поддержке народом необходимых шагов в военных действиях, на общие патриотические умонастроения [3]. В чём состоит здесь основная задача органов средств массовой информации представителей различных партийных группировок?
Наличие общих задач, стоящих перед страной, перед народом отражаются на главных целях и задачах каждой партии, независимо от того, сколько членов в этой партии и какие социальные группы стоят за ней. Конечно, имеет значение также лидер этой партии, его авторитет, его влияние среди других партий и положение в общей политической системе. Бывает, что некоторые действия этой партии, поведение её членов в условиях переходного времени, определённой ситуации, тяжёлой для страны, составляет уже основы для общественного мнения, для отношения людей к деятелям этой партии. Вместе с тем сам процесс демократизации предполагает определённое лояльное отношение к представителям любой партии, конечно, всё это делается в рамках закона, в условиях не нарушения основ Конституции.
В условиях военных действий использование трибуны радио, телевидения, социальных сетей для донесения собственной точки зрения до сознания людей со стороны представителей каждой партии может сыграть благоприятную роль в деле формирования необходимого общественного мнения. Особое значение имеет поддержка людей, участников военных действий, раненых, семей шехидов и раненых, оценка действий государственных структур в отношении создания необходимых условий проживания для указанной категории людей.
На характере формирования общественного мнения отражается также отношение государства к партиям и процессу их функционирования. Благоприятный демократический климат, который формируется благодаря борьбе с негативными процессами в сфере управления, такими, как коррупция, взяточничество, протекционизм – всё это способствует тому, что идёт процесс становления основ гражданского общества [4]. Одним из условий развития гражданского общества является правовое государство, верховенство закона, гибкая система управления, когда происходят своевременные реформы в системе образования, социального обеспечения, культурного развития, политических основ регулирования социальной жизни.
Отметим, что в условиях военного времени некоторые демократические ценности реализуются не в полной мере. Это касается и возможности проявления воли отдельными политическими партиями [1]. Должны быть созданы условия для того, чтобы представители каждой партии осознали, насколько важна консолидация, взаимные уступки, и есть общенациональные ценности, которые следует сохранить и беречь.
Особенности развития современной эпохи таковы, что отголосок любого общественного события формирует в обществе особое мнение и выражает отношение. Такие ситуации более отчетливо проявляются на переходных стадиях общественного развития. После распада СССР азербайджанское общество испытало много лишений и противоречий. Независимым государствам, образовавшимся в результате распада огромной советской империи, пришлось нести тяжесть своего исторического бремени. Азербайджан столкнулся с большими трудностями, чем другие республики. Кровопролитный Нагорно-Карабахский конфликт возник в результате политических, этнических, культурных и нравственных противоречий, формировавшихся в регионе на протяжении сотен лет и «регулировавшийся» в соответствии с интересами великих держав. Новые технологические средства и приемы, применяемые в современности, как в тактике и стратегии войны, так и в ходе информационной войны, являющейся ее частью, весьма разнообразны [5].
Не будем забывать, что деятельность средств массовой информации в годы войны также заключалась в противостоянии пропагандистской компании противника и противодействию публикуемым там ложным и провокационным сведениям. Так же, как известно, такая деятельность велась не только в пределах республики, но и во всем мире.
Все государственные структуры во главе с Президентом Республики господином Ильхамом Алиевым активно участвовали в работе по оперативному доведению информации до всего мира посредством правильного использования информации во время войны. Здесь использовались возможности СМИ как на национальном, так и на международном уровне, до сих пор СМИ в тесном контакте с государственными структурами доносили до мира настоящие истины о ликвидации последствий конфликта даже в поствоенный период.
Прежде всего, с точки зрения государственной безопасности, не следует забывать, что информационная безопасность является ее неотъемлемой частью. Поэтому подача информации о любой социальной жизни должна осуществляться с этой точки зрения. С другой стороны, следует учитывать политические интересы мира, в том числе стран региона, и принимать решение, анализируя, насколько эти интересы необходимы для нашей страны. Также представители СМИ различных партий не должны забывать о своей роли в формировании духовно-психологической и нравственной системы ценностей людей.
Библиографический список
1. В Администрации Президента прошла встреча с председателем партии РЕАЛ. URL: https://azertag.az/ru/xeber
2. Кукина Н.В. Становление и развитие многопартийности в условиях модернизации политической системы современной России. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. полит. наук. Ярославль: 2004. 29 с.
3. Кабиров М.Т. Политические партии и общественные движения Таджикистана в условиях государственной независимости. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. полит. наук. Душанбе: 2002. 33 с.
4. Исаев Б.А. Современное состояние теории партий и партийных систем // Социально-гуманитарные знания. 2008. №2. С. 33-39.
5. Пропорциональная система: Азербайджан на перепутье. URL: https://www.turan.az/ext/news/2021
Национальная академия наук Азербайджана, г. Баку
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ О ВОЙНЕ
В УСЛОВИЯХ МНОГОПАРТИЙНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. Общественное мнение играет исключительную роль не только в военное время, но и в целом на всех этапах общественного развития. Социальная жизнь предполагает непосредственное общение людей, и по мере развития общества это общение происходит не только через речь и социальные группы, но также и специально созданные средства массовой коммуникации. По мере развития каждого общественного этапа средства массовой коммуникации совершенствуются, поскольку здесь используются различные средства воздействия на человеческое сознание. Причём разрабатываются технологии для сознательной манипуляции этого сознания, в том числе на уровне общественного мнения. Само общественное мнение играет важную роль в формировании самосознания людей, их отношении к каким-либо событиям и явлениям, а также в поведении. В итоге на уровне любого социального института появляются необходимые ценности и нормы, которые регулируют общественную жизнь.
Ключевые слова: многопартийная система, военные условия, средства массовой информации, общественное мнение.
В военное время возможность воздействия не только на сознание собственных граждан, но и противника используется намного шире и разнообразнее. В особенности это можно отметить в последнее столетие. Информационная война и информационная безопасность стали важной составной частью обеспечения национальной безопасности каждой страны. Сохранение приоритетов и ценностей, связанных с ведением войны, является обязательным условием победы в этой войне.
Как известно, в мире растёт взаимозависимость, расширяются социальные связи, создаются региональные союзы для объединения усилий по развитию экономики и культуры. Однако не утихающая борьба за ресурсы, в конечном счёте, заканчивается борьбой за передел мира, за перекройку границ. Всё это проявляется на фоне борьбы между собой ведущих мировых держав, которые условно разделили между собой зоны влияния, хотя и этот раздел также носит достаточно неустойчивый характер [2]. Время от времени нарастающие противоречия и напряжённость приводят к открытым столкновениям, которые завершаются конфликтом. Конфликт может перейти в столкновение нескольких региональных стран, то есть в войну.
Рассмотрим проблему взаимоотношений общественного мнения и политической элиты страны в условиях ведения военных действий. Прежде всего, говоря о политической элите, мы подразумеваем взаимоотношения между правящей властью и оппозицией. Сегодня в каждой стране созданы необходимые условия для того, чтобы все общественные слои, представители социальных структур могли выразить своё отношение к происходящим событиям, активно участвовать в общественной жизни, бороться с негативными явлениями в управлении, формировать гражданское общество [1]. Именно поэтому каждое правительство, организуя общественную жизнь, предоставляет широкие условия для деятельности неправительственных организаций, а также различных политических формирований, в том числе партий. Партии должны быть представлены во всех ветвях власти, тем самым может быть обеспечены интересы всех социальных слоёв и групп страны.
Однако, как известно, в условиях войны идут определённые ограничения демократических процессов, что связано с военным положением. Это отражается также и на функционировании различных партий. Вместе с тем, как показывает историческая практика, взаимоотношения между правящей властью и партиями, которые состоят в определенной оппозиции к этой власти, могут складываться несколько иначе, то есть формируется некоторая общая платформа взаимодействия на базе ведущих национально-нравственных принципов и интересов.
Всё это благоприятно отражается на формировании общественного мнения в стране, на поддержке народом необходимых шагов в военных действиях, на общие патриотические умонастроения [3]. В чём состоит здесь основная задача органов средств массовой информации представителей различных партийных группировок?
Наличие общих задач, стоящих перед страной, перед народом отражаются на главных целях и задачах каждой партии, независимо от того, сколько членов в этой партии и какие социальные группы стоят за ней. Конечно, имеет значение также лидер этой партии, его авторитет, его влияние среди других партий и положение в общей политической системе. Бывает, что некоторые действия этой партии, поведение её членов в условиях переходного времени, определённой ситуации, тяжёлой для страны, составляет уже основы для общественного мнения, для отношения людей к деятелям этой партии. Вместе с тем сам процесс демократизации предполагает определённое лояльное отношение к представителям любой партии, конечно, всё это делается в рамках закона, в условиях не нарушения основ Конституции.
В условиях военных действий использование трибуны радио, телевидения, социальных сетей для донесения собственной точки зрения до сознания людей со стороны представителей каждой партии может сыграть благоприятную роль в деле формирования необходимого общественного мнения. Особое значение имеет поддержка людей, участников военных действий, раненых, семей шехидов и раненых, оценка действий государственных структур в отношении создания необходимых условий проживания для указанной категории людей.
На характере формирования общественного мнения отражается также отношение государства к партиям и процессу их функционирования. Благоприятный демократический климат, который формируется благодаря борьбе с негативными процессами в сфере управления, такими, как коррупция, взяточничество, протекционизм – всё это способствует тому, что идёт процесс становления основ гражданского общества [4]. Одним из условий развития гражданского общества является правовое государство, верховенство закона, гибкая система управления, когда происходят своевременные реформы в системе образования, социального обеспечения, культурного развития, политических основ регулирования социальной жизни.
Отметим, что в условиях военного времени некоторые демократические ценности реализуются не в полной мере. Это касается и возможности проявления воли отдельными политическими партиями [1]. Должны быть созданы условия для того, чтобы представители каждой партии осознали, насколько важна консолидация, взаимные уступки, и есть общенациональные ценности, которые следует сохранить и беречь.
Особенности развития современной эпохи таковы, что отголосок любого общественного события формирует в обществе особое мнение и выражает отношение. Такие ситуации более отчетливо проявляются на переходных стадиях общественного развития. После распада СССР азербайджанское общество испытало много лишений и противоречий. Независимым государствам, образовавшимся в результате распада огромной советской империи, пришлось нести тяжесть своего исторического бремени. Азербайджан столкнулся с большими трудностями, чем другие республики. Кровопролитный Нагорно-Карабахский конфликт возник в результате политических, этнических, культурных и нравственных противоречий, формировавшихся в регионе на протяжении сотен лет и «регулировавшийся» в соответствии с интересами великих держав. Новые технологические средства и приемы, применяемые в современности, как в тактике и стратегии войны, так и в ходе информационной войны, являющейся ее частью, весьма разнообразны [5].
Не будем забывать, что деятельность средств массовой информации в годы войны также заключалась в противостоянии пропагандистской компании противника и противодействию публикуемым там ложным и провокационным сведениям. Так же, как известно, такая деятельность велась не только в пределах республики, но и во всем мире.
Все государственные структуры во главе с Президентом Республики господином Ильхамом Алиевым активно участвовали в работе по оперативному доведению информации до всего мира посредством правильного использования информации во время войны. Здесь использовались возможности СМИ как на национальном, так и на международном уровне, до сих пор СМИ в тесном контакте с государственными структурами доносили до мира настоящие истины о ликвидации последствий конфликта даже в поствоенный период.
Прежде всего, с точки зрения государственной безопасности, не следует забывать, что информационная безопасность является ее неотъемлемой частью. Поэтому подача информации о любой социальной жизни должна осуществляться с этой точки зрения. С другой стороны, следует учитывать политические интересы мира, в том числе стран региона, и принимать решение, анализируя, насколько эти интересы необходимы для нашей страны. Также представители СМИ различных партий не должны забывать о своей роли в формировании духовно-психологической и нравственной системы ценностей людей.
Библиографический список
1. В Администрации Президента прошла встреча с председателем партии РЕАЛ. URL: https://azertag.az/ru/xeber
2. Кукина Н.В. Становление и развитие многопартийности в условиях модернизации политической системы современной России. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. полит. наук. Ярославль: 2004. 29 с.
3. Кабиров М.Т. Политические партии и общественные движения Таджикистана в условиях государственной независимости. Автореферат дисс. на соиск. уч. степени канд. полит. наук. Душанбе: 2002. 33 с.
4. Исаев Б.А. Современное состояние теории партий и партийных систем // Социально-гуманитарные знания. 2008. №2. С. 33-39.
5. Пропорциональная система: Азербайджан на перепутье. URL: https://www.turan.az/ext/news/2021