ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
28.12.2024
УДК 37.034
Вотчинникова В. В.,
ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», г. Магнитогорск
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Аннотация. В статье раскрываются понятия «ценности», «нравственные ценности»; перечисляются человеческие качества, которые необходимы для становления личности. Автор рассматривает обучение в школе как один из этапов развития и воспитания нравственной личности, уточняя, что решение этих задач возможно на внеурочных за-нятиях. Описываются задачи урока по формированию нравственных ценностей, анализируются основные этапы уроков, объединённых общей темой «Частицы мощей святых, пребывающих в Магнитогорской епархии». Анализируя этапы классического урока изучения нового материала от актуализации до рефлексии, автор подробно описывает этап практической деятельности и приходит к выводу о том, что при изучении жития святого необходимо использовать точную и авторитетную информацию, а именно современные издания, допущенные к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Ключевые слова: нравственные ценности, личность, воспитание, внеурочные занятия, урок, этапы классического урока.
FORMATION OF MORAL VALUES IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Abstract. The article reveals the concepts of "values", "moral values"; lists the human qual-ities that are necessary for the formation of a personality. The author considers school edu-cation as one of the stages of the development and upbringing of a moral personality, clarifying that the solution of these tasks is possible in extracurricular activities. The tasks of the lesson on the formation of moral values are described, the main stages of the lessons are analyzed, united by the common theme "Particles of the relics of saints residing in the Magnitogorsk diocese". Analyzing the stages of the classical lesson of studying new material from actualization to reflection, the author describes in detail the stage of practical activity and comes to the conclusion that when studying the life of the saint, it is necessary to use accurate and authoritative information, namely modern publications approved for distribution by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church.
Keyword: moral values, personality, upbringing, extracurricular activities, lesson, stages of the classical lesson.
Ценности это то, что имеет важное значение в жизни каждого человека. Нравствен-ные ценности – это моральные и этические принципы, которые человек считает правильными. К нравственным ценностям С. Ю. Дивногорцева относит отсутствие в человеке лицемерия, порядочность, любовь к ближнему, способность пожертвовать собой и прийти на помощь, благородство и др. Все важные понятия усваиваются человеком с детства, в ближнем круге, в семье. Эти понятия становятся фундаментом любой личности [1, с. 115].
Следующим этапом развития и воспитания личности становится обучение в школе. Высказывание С. В. Михалкова «Сегодня – дети, завтра – народ» актуально как никогда. Именно сегодня и сейчас растут те, кто в будущем будет решать судьбу страны и плане-ты. Поэтому современная школа должна решать непростую задачу формирования нрав-ственной личности. Эта задача наиболее эффективно может быть решена на внеурочных занятиях в любой общеобразовательной или специальной коррекционной организации. Именно урок как основная форма организация учебной деятельности в школе является наиболее эффективным в процессе формирования нравственной и духовно развитой личности. Содержательное наполнение моделей плана внеурочной деятельности позволяет поставить и решить задачи, формирующие нравственность обучающихся.
С целью формирования нравственных ценностей у младших школьников на вне-урочных занятиях были разработаны уроки, объединённые общей темой «Частицы мо-щей святых, пребывающих в Магнитогорской епархии». Перед собой мы ставили задачу закрепления знаний обучающихся о святости и знакомства с традицией почитания мощей святых и житием святого. Именно изучение жизни святого помогает привлечь внимание обучающихся и повысить их интерес к теме почитания святых мощей. В рамки классического урока изучения нового материала был «втиснут» не совсем обычный материал и формат общения.
На этапе актуализации знаний выяснялся уровень знаний обучающихся о понятии «святость», проводилась подготовка к восприятию новых знаний о мощах. После определения темы и сообщения цели урока, дети знакомились с планом, необходимым для достижения цели любого урока.
На этапе практической деятельности принималось во внимание, что говорить со школьниками надо на их языке и для этого вводился сказочный персонаж, появление которого могла предварять загадка или волшебное письмо. Вводилось обязательно также определение чина святости того святого, житие которого планировалось изучать, выда-валась информация об истории появления частицы мощей святого в Магнитогорской епархии.
Изучение жития святого предполагает точную и авторитетную информацию, здесь нельзя забывать об ответственности педагога и невозможности использования так назы-ваемых «мутных» источников. Поэтому в списке используемой литературы должны быть только те современные издания, которые допущены к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Также на этапе практической деятельности нельзя забывать о динамической раз-минке, особенно это важно, если на занятии присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья. При этом стихи, под которые выполняются простые физические упражнения, тоже могут иметь моральную составляющую, рассказывать об ответственности, взаимопомощи, дружбе.
В ходе ознакомительной беседы при изучении жития святого стоит обратить внимание школьников на то, что при жизни будущие святые были простыми людьми, отличаясь от окружающих тем, что имели милостивое сердце, смирение и творили много до-брых дел. Для контроля усвоения услышанной информации обучающимся предлагалось ответить на вопросы после рассказа педагога.
Учитывая то, что на уроке звучит много новой лексики, каждое новое определение было озвучено и показано в презентации. Дети увидели на экране графическое изображение нового понятия, затем по возможности это понятие было визуализировано, а после, при помощи анимации дано краткое и ёмкое определение понятию. На этапе осуществления контроля были использованы карточки-сорбонки, которые являются достаточно эффективным приёмом для запоминания новой информации.
При выдаче домашнего задания мы предприняли попытку узнать, чем живут ученики в своей настоящей жизни. Детям было предложено придумать и даже попытаться осуществить выполнение какого-либо незатейливого дела, поступка, которое точно мож-но назвать «добрым». Выполнять это домашнее задание нужно, посоветовавшись с роди-телями и старшими родственниками, с теми, кто является нравственной опорой. Формирование нравственных ценностей не может быть односторонним, без активного включения в этот процесс родителей обучающихся.
Последним этапом любого урока является рефлексия. На этапе рефлексии, в виде незаконченного предложения, обучающиеся высказываются, оценивают свои эмоции, знания. Но этим этапом такое внеурочное занятие не может закончиться. Оно должно со-провождаться обязательным выходом в храм, где обучающиеся подходят и прикладываются к ковчегу с частицей мощей святого, о житии которого они узнали. Такая экскурсия пробуждает любознательность, расширяет кругозор, закрепляет полученные на занятии знания.
Каждое внеурочное занятие представляет собой процесс, казалось бы, незаметно формирующий нравственную личность, развитие и воспитание которой происходит во время объяснения учителем нового материала, рассматривания изображений, ответов на вопросы, решения проблемных ситуаций, выполнения творческих заданий и т. д. Наде-емся, что такие уроки, рассказывающие о житиях святых, пребывающих мощами в храме Магнитогорской епархии, внесут свой положительный вклад в формирование нравствен-ных ценностей тех, от кого будет зависеть процветание России.
Список литературы
1. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте право-славной педагогической культуры ; Правосл. Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. Москва : Изд-во ПСТГУ, 2012. ISBN 978-5-7429-0297-3.
Вотчинникова В. В.,
ГБПОУ «Магнитогорский педагогический колледж», г. Магнитогорск
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Аннотация. В статье раскрываются понятия «ценности», «нравственные ценности»; перечисляются человеческие качества, которые необходимы для становления личности. Автор рассматривает обучение в школе как один из этапов развития и воспитания нравственной личности, уточняя, что решение этих задач возможно на внеурочных за-нятиях. Описываются задачи урока по формированию нравственных ценностей, анализируются основные этапы уроков, объединённых общей темой «Частицы мощей святых, пребывающих в Магнитогорской епархии». Анализируя этапы классического урока изучения нового материала от актуализации до рефлексии, автор подробно описывает этап практической деятельности и приходит к выводу о том, что при изучении жития святого необходимо использовать точную и авторитетную информацию, а именно современные издания, допущенные к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Ключевые слова: нравственные ценности, личность, воспитание, внеурочные занятия, урок, этапы классического урока.
FORMATION OF MORAL VALUES IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES
Abstract. The article reveals the concepts of "values", "moral values"; lists the human qual-ities that are necessary for the formation of a personality. The author considers school edu-cation as one of the stages of the development and upbringing of a moral personality, clarifying that the solution of these tasks is possible in extracurricular activities. The tasks of the lesson on the formation of moral values are described, the main stages of the lessons are analyzed, united by the common theme "Particles of the relics of saints residing in the Magnitogorsk diocese". Analyzing the stages of the classical lesson of studying new material from actualization to reflection, the author describes in detail the stage of practical activity and comes to the conclusion that when studying the life of the saint, it is necessary to use accurate and authoritative information, namely modern publications approved for distribution by the Publishing Council of the Russian Orthodox Church.
Keyword: moral values, personality, upbringing, extracurricular activities, lesson, stages of the classical lesson.
Ценности это то, что имеет важное значение в жизни каждого человека. Нравствен-ные ценности – это моральные и этические принципы, которые человек считает правильными. К нравственным ценностям С. Ю. Дивногорцева относит отсутствие в человеке лицемерия, порядочность, любовь к ближнему, способность пожертвовать собой и прийти на помощь, благородство и др. Все важные понятия усваиваются человеком с детства, в ближнем круге, в семье. Эти понятия становятся фундаментом любой личности [1, с. 115].
Следующим этапом развития и воспитания личности становится обучение в школе. Высказывание С. В. Михалкова «Сегодня – дети, завтра – народ» актуально как никогда. Именно сегодня и сейчас растут те, кто в будущем будет решать судьбу страны и плане-ты. Поэтому современная школа должна решать непростую задачу формирования нрав-ственной личности. Эта задача наиболее эффективно может быть решена на внеурочных занятиях в любой общеобразовательной или специальной коррекционной организации. Именно урок как основная форма организация учебной деятельности в школе является наиболее эффективным в процессе формирования нравственной и духовно развитой личности. Содержательное наполнение моделей плана внеурочной деятельности позволяет поставить и решить задачи, формирующие нравственность обучающихся.
С целью формирования нравственных ценностей у младших школьников на вне-урочных занятиях были разработаны уроки, объединённые общей темой «Частицы мо-щей святых, пребывающих в Магнитогорской епархии». Перед собой мы ставили задачу закрепления знаний обучающихся о святости и знакомства с традицией почитания мощей святых и житием святого. Именно изучение жизни святого помогает привлечь внимание обучающихся и повысить их интерес к теме почитания святых мощей. В рамки классического урока изучения нового материала был «втиснут» не совсем обычный материал и формат общения.
На этапе актуализации знаний выяснялся уровень знаний обучающихся о понятии «святость», проводилась подготовка к восприятию новых знаний о мощах. После определения темы и сообщения цели урока, дети знакомились с планом, необходимым для достижения цели любого урока.
На этапе практической деятельности принималось во внимание, что говорить со школьниками надо на их языке и для этого вводился сказочный персонаж, появление которого могла предварять загадка или волшебное письмо. Вводилось обязательно также определение чина святости того святого, житие которого планировалось изучать, выда-валась информация об истории появления частицы мощей святого в Магнитогорской епархии.
Изучение жития святого предполагает точную и авторитетную информацию, здесь нельзя забывать об ответственности педагога и невозможности использования так назы-ваемых «мутных» источников. Поэтому в списке используемой литературы должны быть только те современные издания, которые допущены к распространению Издательским Советом Русской Православной Церкви.
Также на этапе практической деятельности нельзя забывать о динамической раз-минке, особенно это важно, если на занятии присутствуют дети с ограниченными возможностями здоровья. При этом стихи, под которые выполняются простые физические упражнения, тоже могут иметь моральную составляющую, рассказывать об ответственности, взаимопомощи, дружбе.
В ходе ознакомительной беседы при изучении жития святого стоит обратить внимание школьников на то, что при жизни будущие святые были простыми людьми, отличаясь от окружающих тем, что имели милостивое сердце, смирение и творили много до-брых дел. Для контроля усвоения услышанной информации обучающимся предлагалось ответить на вопросы после рассказа педагога.
Учитывая то, что на уроке звучит много новой лексики, каждое новое определение было озвучено и показано в презентации. Дети увидели на экране графическое изображение нового понятия, затем по возможности это понятие было визуализировано, а после, при помощи анимации дано краткое и ёмкое определение понятию. На этапе осуществления контроля были использованы карточки-сорбонки, которые являются достаточно эффективным приёмом для запоминания новой информации.
При выдаче домашнего задания мы предприняли попытку узнать, чем живут ученики в своей настоящей жизни. Детям было предложено придумать и даже попытаться осуществить выполнение какого-либо незатейливого дела, поступка, которое точно мож-но назвать «добрым». Выполнять это домашнее задание нужно, посоветовавшись с роди-телями и старшими родственниками, с теми, кто является нравственной опорой. Формирование нравственных ценностей не может быть односторонним, без активного включения в этот процесс родителей обучающихся.
Последним этапом любого урока является рефлексия. На этапе рефлексии, в виде незаконченного предложения, обучающиеся высказываются, оценивают свои эмоции, знания. Но этим этапом такое внеурочное занятие не может закончиться. Оно должно со-провождаться обязательным выходом в храм, где обучающиеся подходят и прикладываются к ковчегу с частицей мощей святого, о житии которого они узнали. Такая экскурсия пробуждает любознательность, расширяет кругозор, закрепляет полученные на занятии знания.
Каждое внеурочное занятие представляет собой процесс, казалось бы, незаметно формирующий нравственную личность, развитие и воспитание которой происходит во время объяснения учителем нового материала, рассматривания изображений, ответов на вопросы, решения проблемных ситуаций, выполнения творческих заданий и т. д. Наде-емся, что такие уроки, рассказывающие о житиях святых, пребывающих мощами в храме Магнитогорской епархии, внесут свой положительный вклад в формирование нравствен-ных ценностей тех, от кого будет зависеть процветание России.
Список литературы
1. Дивногорцева С. Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте право-славной педагогической культуры ; Правосл. Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. Москва : Изд-во ПСТГУ, 2012. ISBN 978-5-7429-0297-3.