Задать вопрос
Статьи

ФОРМИРОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

09.01.2023
Панасенко А.С., Рогаткина Д.В.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

ФОРМИРОВАНИЕ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНТЕРАКТИВНОЙ НАГЛЯДНОСТИ НА УРОКАХ
ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена исследованию проблемы формирования у первоклассников наглядно-образного мышления средствами интерактивной наглядности. Представлено определение и описание педагогических условий развития наглядно-образного мышления первоклассников посредством использования интерактивной наглядности на уроках обучения грамоте. В статье описаны педагогические условия формирования наглядно-образного мышления первоклассников посредством использования на уроках обучения грамоте интерактивной наглядности. Описывается организация работы по формированию наглядно-образного мышления учащихся как процесса реализации соответствующих педагогических условий, составляющих содержание гипотезы исследования. Особое внимание в статье уделено использованию интерактивной наглядности как средства формирования наглядно-образного мышления младших школьников в период обучения грамоте. Описан разработанный практический подход к развитию у первоклассников наглядно-образного мышления посредством интерактивной наглядности на уроках обучения грамоте.
Ключевые слова: наглядно-образное мышление, интерактивная наглядность, средства обучения, младший школьник, уроки обучения грамоте.

Актуальность темы исследования определяется тем, что одним из требований ФГОС НОО к организации образовательного процесса является использование наглядных средств обучения [14]. Принцип наглядности является одним из основополагающих педагогических принципов, который основан на чувственном восприятии явлений и предметов, позволяющем дать человеку наиболее полное представление о мире. Кроме того, использование наглядных средств обучения обосновано с точки зрения возрастных психологических особенностей первоклассников.
Проблема исследования определяется необходимостью разрешения важного противоречия: между необходимостью использования интерактивной наглядности на уроках обучения грамоте как средства развития наглядно-образного мышления и тем, что в современной школе интерактивная наглядность как средство развития наглядно-образного мышления используется в недостаточной степени.
Разработкой проблемы применения интерактивных средств обучения и их влияния на образовательный процесс занимались
В.В. Артемьева [1], Е.В. Гадустова [4], Т.Г. Девятова [6], Е.В. Кувакина [9], Н.В. Петкевич [12] и др.
В.В. Артемьева [1] и др. изучали особенности использования интерактивных средств наглядности в процессе обучения школьников естественным и техническим наукам; Е.В. Гадустова [4] и др. занимались разработкой вопроса о применении интерактивных средств обучения на конкретных этапах изучения русского языка; Т.Г. Девятова [6] в своих работах рассматривала применение информационных технологий как средства повышения мотивации и эффективности обучения русскому языку; Е.В. Кувакина [9] анализировала преимущества использования интерактивных компьютерных технологий в школьном курсе русского языка; Н.В. Петкевич [12] и др. исследовали изучали особенности применения средств наглядности в начальной школе.
Рассмотрев опыт учителей Е.А. Сорокоумовой и Л.А. Саморуковой [13], В.Ю. Белькович [2] и А.П. Кухтиновой [10], по формированию наглядно-образного мышления учащихся, мы пришли к выводу о том, что учителя уделяют формированию наглядно-образного мышления в образовательном процессе достаточно внимания, используют в своей работе разнообразные методы и приемы, которые позволяют увлечь детей и успешно формировать данный вид мышления.
В психологии и педагогике существует несколько различных определений наглядно-образного мышления. Согласно нашим представлениям, наглядно-образное мышление – это вид мышления, возникающий при стремлении определить существенные связи и отношения объектов и представить их в целостном организованном виде, который предполагает опору на представления и образы ссылки. Данный вид мышления необходим для представления, изменения и разрешения проблемных ситуаций, воссоздания всего многообразия различных фактических характеристик предмета, в частности используется как способ решения задач.
Одним из средств формирования наглядно-образного мышления является интерактивная наглядность, которую мы понимаем как современное средство обучения, представляющее собой анимированную иллюстрацию, с которой пользователь может взаимодействовать, используя специальное оборудование (интерактивная доска, маркеры, ПК и т.д.).
Для восприятия учебного материала младшими школьниками необходимо применение наглядного материала, который благодаря современным технологиям может быть представлен с помощью ТСО. Интерактивные средства обучения также позволяют активизировать непроизвольное внимание учащихся и преобразовать его в произвольное. Переключение внимания достигается благодаря яркости и насыщенности материала, с которым может взаимодействовать и сам учащийся. В процессе действий с интерактивным материалом у детей формируются представления и образы, которые служат основой для перехода к наглядно-образному мышлению.
Применение интерактивных технологий в работе с детьми повышает уровень мотивации, способствует более прочному закреплению полученных знаний, помогает систематизировать их, вызывает у учащихся положительный эмоциональный отклик. Эффективность ИТ в данном случае обусловлена тем, что у младших школьников хорошо развито репродуктивное воображение, что в дальнейшем станет основой для развития произвольной памяти.
Таким образом, применение интерактивной наглядности как средства формирования наглядно-образного мышления возможно и необходимо, так как вовлекает детей в развивающую деятельность, способствующую переходу на качественно новый уровень мышления. Сегодня интерактивные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который позволяет ребенку с интересом учиться, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.
Для стимулирования интереса обучающихся эффективным будет использование интерактивных технологий. Учащимся гораздо интереснее работать с техническими средствами обучения, чем с обычным учебником или доской. Такими средствами обучения являются:
1)    презентации – для наглядного представления учебного материала, демонстрации эталона при самооценке, например, после самостоятельного выполнения учащимися задания по составлению схемы слова, на слайде отображается образец правильного выполнения;
2)    видеофильмы с объяснением нового материала, представления информации в новой форме, например, видеофильм «Что такое предложение?»;
3)    информационные источники – электронные словари, справочники для знакомства с этимологией слов или их значением, например, когда учащиеся в тексте встречают слово «пелена», значение которого им ещё неизвестно, следует обратиться к электронному толковому словарю;
4)    ресурсы по созданию моделей и взаимодействию с ними, например, учащимся предлагается составить схему предложения, используя Paint;
5)    учебно-игровые программы – электронные приложения к учебнику, где представлены дополнительные задания, например, при изучении темы «Слова» учащиеся под руководством учителя выполняют задание из электронного дополнения, где нужно выбрать все слова, называющие предметы;
6)    тренажеры, необходимые для формирования навыков и умений, например, после изучения темы «Слова» учащиеся под руководством учителя выполняют тест из электронного дополнения к учебнику, состоящий из ряда вопросов;
7)    электронные учебные пособия, представленные на интерактивной доске, позволяют продемонстрировать выполнение учебной задачи сразу на учебном материале, например, выполнение в электронной версии учебника по русскому языку задания, где нужно раскрасить схему слова в цвета, соответствующие звукам данного слова.
Важно не допустить полной замены традиционного письма интерактивными упражнениями, поскольку в таком случае не будет достигнута цель обучения русскому языку.
Мы отмечаем, что перспективным направлением педагогической деятельности является дальнейшая апробация разработанных этапов организации проектной деятельности с применением интерактивной наглядности в рамках образовательной деятельности для результативного развития мышления младших школьников.
Библиографический список
1.    Артемьева В.В. Дидактические условия обучения младших школьников естествознанию средствами компьютерных технологий: дис. …канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 196 с.
2.    Белькович В.Ю. Системный подход к развитию наглядно-образного мышления младших школьников при ознакомлении с природой // Вестник ТОГИРРО. 2010. № 6. С. 2-21.
3.    Броневицкий Г.А. Наглядно-образное мышление // Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения. Новороссийск, 2005. 39 с.
4.    Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при изучении орфографии // Начальная школа. 2009. № 17. С. 33-36.
5.    Гамезо А.В. Наглядно-образное мышление // Словарь-справочник по педагогической психологии. М., 2001. С. 78.
6.    Девятова Т.Г. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка как средство повышения эффективности учебного процесса в начальной школе: метод. разработка. Гурьевск, 2012. 28 с.
7.    Зинченко В.П. Наглядно-образное мышление // Большой психологический словарь. М.: Аст, 2009. С. 115.
8.    Кондаков, И. М. Наглядно-образное мышление // Психологический словарь. М., 2000. С. 213.
9.    Кувакина Е.В. Обучение русскому языку с компьютерной поддержкой: дис. …канд. пед. наук. Ярославль, 2009. 246 с.
10.    Кухтинова А.П. Формирование наглядно-образного мышления на уроках математики в пятом классе на примере использования программной среды «1C: Математический конструктор» // Вестник РУДН. 2018. № 1. С. 73-80.
11.    Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. 334 с.
12.    Петкевич Н.В. Педагогические условия использования наглядности в образовательном процессе начальной школы : дис. …канд. пед. наук. Смоленск, 2009. 227 с.
13.    Сорокоумова Е.А. Развитие наглядно-образного мышления младших школьников // Коллекция гуманитарных исследований. 2019.
№ 7. С. 20-24.
14.    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://минобранауки.рф
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.