Формирование личности растущего человека как будущего семьянина
29.03.2022
Шатина Л. А.
Формирование личности растущего человека
как будущего семьянина
В современных концепциях образования к личности растущего человека предъявляются требования, которые включают много необходимых компетенций, в том числе формирование социокультурных, закладывающих знания и опыт выполнения социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника и т.д.
Интересно, что на формирование компетенций работника, собственника ориентировано всё образование. Уже в начальной школе успешно функционируют программы по профориентации, диагностируются и анализируются профессиональные предпочтения растущих детей. Но такие базовые основополагающие вещи, как создание семьи, остаются за рамками внимания образовательных систем.
Протоиерей Илия Шугаев в книге «Один раз на всю жизнь» рассуждает, что, если задуматься, откуда молодые люди черпают познания о семье и браке, то оказывается, что нередко источником этих познаний становятся западные фильмы и сцены из жизни вечно скандалящих родителей. «Ни будничный уклад, ни современное искусство не способны дать подростку образцов настоящей любви и верности… Физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя соответствующие дисциплины изучаются по нескольку лет. Семью же будут создавать почти все, и в школах об этом ничего не говорится, или же вводится секс-просвещение».
Результаты такого положения дел отражает неутешительная статистика. Так, если в прошлом году за первый квартал было зарегистрировано 218 070 браков, то в этом – 207 825, то есть на 10 245 меньше. Обратная ситуация наблюдается с разводами: в 2013 году их число за указанный период составило 157 065, в 2014 году – 172 310, то есть на 15 245 больше. Среди сохранившихся 17 % семей бездетны, 62 % имеют одного ребенка, 32 % двух и только 6 % трёх и более детей.
Причиной многих проблем современного общества является разрушение института семьи. Базовые человеческие ценности – любовь к детям, супружеская верность, целомудрие, почитание старших, многодетность – среднестатистическому гражданину России стали представляться архаичными, излишними для современного человека. Данные статистики подтверждаются частными диагностическими исследованиями, которые проведены в Магнитогорском педагогическом колледже в сентябре 2014 г.
Среди студентов 1-2-го курсов проводился опрос по теме «Семья», целью которого было выявление ценностных установок молодых людей на брак, семью, рождение детей. В опросе приняло участие 95 респондентов (60 девушек и 35 юношей). Были заданы следующие вопросы:
Встретив своего избранника (избранницу), будете ли вы официально регистрировать отношения (вступать в брак)? Сначала поживете в «гражданских» отношениях?
Чем определяется ваш выбор?
Допускаете ли вы рождение детей вне брака?
Сколько детей вы хотели бы в собственной семье?
Сколько детей в родительской семье?
Зачем люди женятся и выходят замуж?
80 % респондентов сделали выбор в пользу «гражданских» отношений, мотивируя свой выбор следующими доводами: сначала надо понять друг друга, узнать получше – твой ли это человек; удостоверится в выборе, что он не предаст и не обманет; посмотреть её поведение в тех или иных ситуациях; понять, насколько это ответственно, и тогда принять решение, нужен ли официальный брак; отношения проверить; мне надо подумать; перед связыванием судьбы нужно узнать партнера; надо хорошо узнать друг друга, потому что это на всю жизнь. 10% опрошенных допускают рождение детей вне брака.
Приведенные ответы свидетельствуют о том, что в головах молодых людей царит хаос из ожидания чуда в отношениях и неверных поведенческих установок, которые, будучи воплощенными, не позволят создать это самое «чудо». Очевидно, что извращенный информационный фон, в котором живет наше общество, цинично деформирует, обесценивает, уродует самую главную потребность человека быть любимым и самому любить, быть счастливым в отношениях, строить отношения, основанные не на инстинкте, а на законе любви и ответственности.
Почти 100 % респондентов хотят иметь двух или трех детей. И характерно, что все респонденты обозначили в качестве приоритетного числа детей меньшее количество, чем в родительских семьях, в которых живут! На вопрос, «почему люди вступают в брак?» 10 % ответили, что «им делать нечего», или затруднились с ответом: Не знаю зачем. Люди могут быть счастливы, и находясь вне брака, и любить друг друга; Я не доверяю людям, рано или поздно они бросают друг друга, в будущем буду заботиться о себе, жить для себя и ни в ком не нуждаться.
Значительная часть опрошенных молодых людей, отвечая на вопрос о том, зачем люди женятся и выходят замуж, ответили следующим образом:
Чтобы прожить счастливую жизнь вместе, чтобы был человек, которого ты любишь, и который любит тебя, чтобы создать семью и жить долго и счастливо;
Создать свою семью, чтобы объединить свою любовь друг к другу, чтобы быть одним целым, чтобы построить своё будущее и дарить друг другу радугу;
Чтобы была настоящая крепкая семья. Ведь в этом заключается счастье; Чтобы быть официальной семьей, чтобы дети рождались в семье, чтобы их не усыновлять.
Очевидно, что большинство опрошенных респондентов понимают ценность брака и имеют собственные взгляды на институт семьи. Но этот факт не является заслугой нашего образования, но показателем того, что наше общество ещё сохраняет представление о традиционном укладе семейной жизни.
На наш взгляд, есть колоссальный ресурс в лице педагогической, православной и родительской общественности по организации здоровой информационной среды для растущего поколения, для семей, воспитывающих детей. Необходимо активно позиционировать ценности семьи, семейного воспитания, гармоничных отношений между супругами и детьми. Необходимо каждому взрослому прикладывать усилия для организации образовательного пространства вокруг себя, где через различные виды деятельности будут сеяться семена православного мировоззрения, поддерживающие традиционные ценности нашего жизнеустройства.
Необходимо каждому родителю отдавать себе отчет в том, что если он хочет видеть развитие и процветание своего рода в будущем, то уже сегодня необходимо начинать действовать по созданию для своих детей, внуков социокультурной среды положительного созидающего содержания. Взрослым необходимо лично отвечать за то, в пользу каких образовательных программ для их детей и подростков сделан выбор. Какую содержательную, ценностную основу имеет воздействие в виде предлагаемых образовательных концепций. Пора перестать быть наивно доверчивыми и принимать всё без разбора, пора начать интересоваться тем, какова мировоззренческая позиция педагога, к которому попадают дети.
Ещё в 60-х годах прошлого века известным американским социальным психологом Альбертом Бандурой было проведено масштабное психологическое исследование, результатом которого явился вывод: 1) средства массовой информации вызывают агрессию; 2) инстинкт агрессии не врождённый, а навязан средствами массовой информации; 3) общество формирует две ведущие формы поведения: кооперацию и агрессию.
Очевидно, что, если общество, в лице каждого из нас, не противостоит мерзости, которая уже заполонила всё социальное пространство, если нет образцов нормативного поведения, нет альтернативной среды для формирования созидающего образа жизни, неоткуда в личности растущего человека прорасти социально правильным жизненным установкам. Можно сказать, что основная доля ответственности лежит на семье. На это, почти со 100 % основанием, можно возразить, что семья в одиночку не может противостоять всему этому оголтелому, растлевающему, искусно манипулирующему воздействию массовой индустрии. Ситуация очень серьёзная, но не безнадежная при условии, если мы начнём действовать в меру своих возможностей по сохранению и созданию образовательных оазисов для растущего поколения.
Обратимся к рассказу о реализованных проектах. Начиная с 2012 года в Магнитогорском педагогическом колледже в формате дискуссионного клуба был организован цикл встреч с православным священником, с целью знакомства с традиционным укладом и организацией жизни русской семьи, особенностями взаимоотношений супругов, принципами воспитания детей. Ко Дню славянской письменности и культуры, в этом же году, состоялся студенческий «круглый стол», где студенты, педагоги, гости размышляли над темой «Слово как дар Божий, язык как явление культуры». Студентами первого курса были подготовлены доклады, которые вызвали неподдельный интерес у аудитории.
В 2013-2014 учебном году администрацией колледжа, педагогами, совместно с иереем Валерием Марфиным были реализованы проекты по теме брака, семьи, демографии. Так в апреле прошло молодежное мероприятие «Игра в семью», а в мае 2014 г. с обучающимися младших курсов проведено интерактивное мероприятие «Мировоззренческий диалог». Студенческая аудитория в активной беседе с о. Валерием вела поиск ценностных основ современной жизни. Все эти события получили большой отклик в студенческой среде, впечатления от встреч и бесед с православным священником студенты отразили в статьях студенческой газеты «Мой колледж». Психологическая служба приняла участие в городском мероприятии, организованном администрацией города и Магнитогорской епархией Русской Православной Церкви: просмотр и обсуждение социального фильма «Пробный брак». Методические материалы, приобретенные для проведения подобных мероприятий в стенах колледжа, пополнили методическую копилку.
Кроме того, в колледже, совместно с епархиальным отделом по защите материнства и детства, начата работа по формированию банка данных о нуждающихся и малообеспеченных студентках, готовящихся стать мамами.
В текущем учебном году продолжена традиция сотрудничества с представителями Русской Православной Церкви. Так, в колледже прошла встреча педагогов, молодых классных руководителей с протоиереем Валерием Марфиным. Тема встречи «Духовно-нравственное воспитание обучающихся». Результатом совместной работы образовательного учреждения Магнитогорской епархии является отмечаемый у студентов рост гражданского самосознания и формирование исторической идентичности.
Помимо перечисленных форм взаимодействия, в этом учебном году стартовал новый для нашего колледжа проект для первокурсников – социально-психологическая программа «ЛадьЯ», ориентированная на укрепление ясных духовно-нравственных ориентиров, актуализацию в личности доброго нравственного начала, формирование навыков сопротивления злу и безнравственности.
Хочется сказать ещё об одном проекте, который уже реализован в пространстве города Магнитогорска. Усилиями родителей, дети которых входят в подростковый возраст и нуждаются в особом воспитательном и образовательном взаимодействии, создан учебный центр. В рамках учебного центра родители формируют дополнительные образовательные программы, которые основаны на духовно-нравственном фундаменте православной культуры. Благодаря взаимодействию с педагогами в личности подростков закладывается успешный, позитивный вектор развития, основа православного мировоззрения, ценности традиционного семейного уклада. Родители подростков организуют встречи с православными священниками, паломнические поездки по святым местам, образовательные беседы с ведущими педагогами и психологами города.
Проблема сохранения традиционного уклада и традиционных семейных отношений – это проблема большинства населения России. Каждому взрослому пора осознать, что если сегодня не начать сохранять и бережно взращивать в личности своих детей установки на традиции семьи, любви и брака, то завтра некому будет воспроизводить и защищать ценности и традиции нашего общества, ибо мы неуклонно приближаемся к точке невозврата.
Формирование личности растущего человека
как будущего семьянина
В современных концепциях образования к личности растущего человека предъявляются требования, которые включают много необходимых компетенций, в том числе формирование социокультурных, закладывающих знания и опыт выполнения социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника и т.д.
Интересно, что на формирование компетенций работника, собственника ориентировано всё образование. Уже в начальной школе успешно функционируют программы по профориентации, диагностируются и анализируются профессиональные предпочтения растущих детей. Но такие базовые основополагающие вещи, как создание семьи, остаются за рамками внимания образовательных систем.
Протоиерей Илия Шугаев в книге «Один раз на всю жизнь» рассуждает, что, если задуматься, откуда молодые люди черпают познания о семье и браке, то оказывается, что нередко источником этих познаний становятся западные фильмы и сцены из жизни вечно скандалящих родителей. «Ни будничный уклад, ни современное искусство не способны дать подростку образцов настоящей любви и верности… Физиками и химиками станут единицы из тысячи, хотя соответствующие дисциплины изучаются по нескольку лет. Семью же будут создавать почти все, и в школах об этом ничего не говорится, или же вводится секс-просвещение».
Результаты такого положения дел отражает неутешительная статистика. Так, если в прошлом году за первый квартал было зарегистрировано 218 070 браков, то в этом – 207 825, то есть на 10 245 меньше. Обратная ситуация наблюдается с разводами: в 2013 году их число за указанный период составило 157 065, в 2014 году – 172 310, то есть на 15 245 больше. Среди сохранившихся 17 % семей бездетны, 62 % имеют одного ребенка, 32 % двух и только 6 % трёх и более детей.
Причиной многих проблем современного общества является разрушение института семьи. Базовые человеческие ценности – любовь к детям, супружеская верность, целомудрие, почитание старших, многодетность – среднестатистическому гражданину России стали представляться архаичными, излишними для современного человека. Данные статистики подтверждаются частными диагностическими исследованиями, которые проведены в Магнитогорском педагогическом колледже в сентябре 2014 г.
Среди студентов 1-2-го курсов проводился опрос по теме «Семья», целью которого было выявление ценностных установок молодых людей на брак, семью, рождение детей. В опросе приняло участие 95 респондентов (60 девушек и 35 юношей). Были заданы следующие вопросы:
Встретив своего избранника (избранницу), будете ли вы официально регистрировать отношения (вступать в брак)? Сначала поживете в «гражданских» отношениях?
Чем определяется ваш выбор?
Допускаете ли вы рождение детей вне брака?
Сколько детей вы хотели бы в собственной семье?
Сколько детей в родительской семье?
Зачем люди женятся и выходят замуж?
80 % респондентов сделали выбор в пользу «гражданских» отношений, мотивируя свой выбор следующими доводами: сначала надо понять друг друга, узнать получше – твой ли это человек; удостоверится в выборе, что он не предаст и не обманет; посмотреть её поведение в тех или иных ситуациях; понять, насколько это ответственно, и тогда принять решение, нужен ли официальный брак; отношения проверить; мне надо подумать; перед связыванием судьбы нужно узнать партнера; надо хорошо узнать друг друга, потому что это на всю жизнь. 10% опрошенных допускают рождение детей вне брака.
Приведенные ответы свидетельствуют о том, что в головах молодых людей царит хаос из ожидания чуда в отношениях и неверных поведенческих установок, которые, будучи воплощенными, не позволят создать это самое «чудо». Очевидно, что извращенный информационный фон, в котором живет наше общество, цинично деформирует, обесценивает, уродует самую главную потребность человека быть любимым и самому любить, быть счастливым в отношениях, строить отношения, основанные не на инстинкте, а на законе любви и ответственности.
Почти 100 % респондентов хотят иметь двух или трех детей. И характерно, что все респонденты обозначили в качестве приоритетного числа детей меньшее количество, чем в родительских семьях, в которых живут! На вопрос, «почему люди вступают в брак?» 10 % ответили, что «им делать нечего», или затруднились с ответом: Не знаю зачем. Люди могут быть счастливы, и находясь вне брака, и любить друг друга; Я не доверяю людям, рано или поздно они бросают друг друга, в будущем буду заботиться о себе, жить для себя и ни в ком не нуждаться.
Значительная часть опрошенных молодых людей, отвечая на вопрос о том, зачем люди женятся и выходят замуж, ответили следующим образом:
Чтобы прожить счастливую жизнь вместе, чтобы был человек, которого ты любишь, и который любит тебя, чтобы создать семью и жить долго и счастливо;
Создать свою семью, чтобы объединить свою любовь друг к другу, чтобы быть одним целым, чтобы построить своё будущее и дарить друг другу радугу;
Чтобы была настоящая крепкая семья. Ведь в этом заключается счастье; Чтобы быть официальной семьей, чтобы дети рождались в семье, чтобы их не усыновлять.
Очевидно, что большинство опрошенных респондентов понимают ценность брака и имеют собственные взгляды на институт семьи. Но этот факт не является заслугой нашего образования, но показателем того, что наше общество ещё сохраняет представление о традиционном укладе семейной жизни.
На наш взгляд, есть колоссальный ресурс в лице педагогической, православной и родительской общественности по организации здоровой информационной среды для растущего поколения, для семей, воспитывающих детей. Необходимо активно позиционировать ценности семьи, семейного воспитания, гармоничных отношений между супругами и детьми. Необходимо каждому взрослому прикладывать усилия для организации образовательного пространства вокруг себя, где через различные виды деятельности будут сеяться семена православного мировоззрения, поддерживающие традиционные ценности нашего жизнеустройства.
Необходимо каждому родителю отдавать себе отчет в том, что если он хочет видеть развитие и процветание своего рода в будущем, то уже сегодня необходимо начинать действовать по созданию для своих детей, внуков социокультурной среды положительного созидающего содержания. Взрослым необходимо лично отвечать за то, в пользу каких образовательных программ для их детей и подростков сделан выбор. Какую содержательную, ценностную основу имеет воздействие в виде предлагаемых образовательных концепций. Пора перестать быть наивно доверчивыми и принимать всё без разбора, пора начать интересоваться тем, какова мировоззренческая позиция педагога, к которому попадают дети.
Ещё в 60-х годах прошлого века известным американским социальным психологом Альбертом Бандурой было проведено масштабное психологическое исследование, результатом которого явился вывод: 1) средства массовой информации вызывают агрессию; 2) инстинкт агрессии не врождённый, а навязан средствами массовой информации; 3) общество формирует две ведущие формы поведения: кооперацию и агрессию.
Очевидно, что, если общество, в лице каждого из нас, не противостоит мерзости, которая уже заполонила всё социальное пространство, если нет образцов нормативного поведения, нет альтернативной среды для формирования созидающего образа жизни, неоткуда в личности растущего человека прорасти социально правильным жизненным установкам. Можно сказать, что основная доля ответственности лежит на семье. На это, почти со 100 % основанием, можно возразить, что семья в одиночку не может противостоять всему этому оголтелому, растлевающему, искусно манипулирующему воздействию массовой индустрии. Ситуация очень серьёзная, но не безнадежная при условии, если мы начнём действовать в меру своих возможностей по сохранению и созданию образовательных оазисов для растущего поколения.
Обратимся к рассказу о реализованных проектах. Начиная с 2012 года в Магнитогорском педагогическом колледже в формате дискуссионного клуба был организован цикл встреч с православным священником, с целью знакомства с традиционным укладом и организацией жизни русской семьи, особенностями взаимоотношений супругов, принципами воспитания детей. Ко Дню славянской письменности и культуры, в этом же году, состоялся студенческий «круглый стол», где студенты, педагоги, гости размышляли над темой «Слово как дар Божий, язык как явление культуры». Студентами первого курса были подготовлены доклады, которые вызвали неподдельный интерес у аудитории.
В 2013-2014 учебном году администрацией колледжа, педагогами, совместно с иереем Валерием Марфиным были реализованы проекты по теме брака, семьи, демографии. Так в апреле прошло молодежное мероприятие «Игра в семью», а в мае 2014 г. с обучающимися младших курсов проведено интерактивное мероприятие «Мировоззренческий диалог». Студенческая аудитория в активной беседе с о. Валерием вела поиск ценностных основ современной жизни. Все эти события получили большой отклик в студенческой среде, впечатления от встреч и бесед с православным священником студенты отразили в статьях студенческой газеты «Мой колледж». Психологическая служба приняла участие в городском мероприятии, организованном администрацией города и Магнитогорской епархией Русской Православной Церкви: просмотр и обсуждение социального фильма «Пробный брак». Методические материалы, приобретенные для проведения подобных мероприятий в стенах колледжа, пополнили методическую копилку.
Кроме того, в колледже, совместно с епархиальным отделом по защите материнства и детства, начата работа по формированию банка данных о нуждающихся и малообеспеченных студентках, готовящихся стать мамами.
В текущем учебном году продолжена традиция сотрудничества с представителями Русской Православной Церкви. Так, в колледже прошла встреча педагогов, молодых классных руководителей с протоиереем Валерием Марфиным. Тема встречи «Духовно-нравственное воспитание обучающихся». Результатом совместной работы образовательного учреждения Магнитогорской епархии является отмечаемый у студентов рост гражданского самосознания и формирование исторической идентичности.
Помимо перечисленных форм взаимодействия, в этом учебном году стартовал новый для нашего колледжа проект для первокурсников – социально-психологическая программа «ЛадьЯ», ориентированная на укрепление ясных духовно-нравственных ориентиров, актуализацию в личности доброго нравственного начала, формирование навыков сопротивления злу и безнравственности.
Хочется сказать ещё об одном проекте, который уже реализован в пространстве города Магнитогорска. Усилиями родителей, дети которых входят в подростковый возраст и нуждаются в особом воспитательном и образовательном взаимодействии, создан учебный центр. В рамках учебного центра родители формируют дополнительные образовательные программы, которые основаны на духовно-нравственном фундаменте православной культуры. Благодаря взаимодействию с педагогами в личности подростков закладывается успешный, позитивный вектор развития, основа православного мировоззрения, ценности традиционного семейного уклада. Родители подростков организуют встречи с православными священниками, паломнические поездки по святым местам, образовательные беседы с ведущими педагогами и психологами города.
Проблема сохранения традиционного уклада и традиционных семейных отношений – это проблема большинства населения России. Каждому взрослому пора осознать, что если сегодня не начать сохранять и бережно взращивать в личности своих детей установки на традиции семьи, любви и брака, то завтра некому будет воспроизводить и защищать ценности и традиции нашего общества, ибо мы неуклонно приближаемся к точке невозврата.