ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
30.12.2023
Гусаркова Т.А.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Аннотация. В статье рассматривается вопрос художественно-эстетической деятельности обучающихся, направленной на развитие художественного и эстетического восприятия, нравственно-эстетических качеств личности, выработку знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства, воспитание и развитие художественного вкуса. Художественный вкус развивается средствами художественного воспитания, которое обеспечивается потребностью в общении с искусством, способностью воспринимать искусство во всем его жанрово-видовом многообразии и социально-исторической определенности. Благодаря использованию творческого потенциала народных умельцев в прошлые века были созданы подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства. Данная закономерность с учетом современных тенденций и особенностей развития производства проявляется и сегодня. Талант, эрудированность, подготовленность, мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют современным специалистам эстетически преобразовывать окружающую действительность по законам красоты и с учетом разнообразия вкусов потребителей. Художественно-эстетический вкус вместе с такими понятиями, как законы красоты, эстетическое освоение, искусство, дизайн, эстетическая ориентация, идеал, относятся к категориям эстетической деятельности, которые используются для анализа эстетического освоения мира.
Ключевые слова: эстетическая культура, развитие личности, образовательный процесс, художественный вкус, художественная деятельность.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства оказывают положительное влияние на развитие творческого потенциала личности и являются необходимым условием для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования творчески развитой личности, существующей и действующей по законам красоты. Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. Эстетическая культура - понятие широкое, оно включает в себя художественную культуру и декоративно-прикладное искусство. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности.
Эстетическая культура включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности, а именно:
– эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, жизни, природе, в быту, труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;
– знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;
– наличие эстетического идеала и способность на его основе верно оценивать произведения искусства, эмоциональный отклик на эти произведения;
– овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;
– степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;
– практическое участие в создании прекрасного в жизни;
– потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде, и общественной деятельности. [4]
Эстетическая позиция человека зависит от таких характеристик:
– развитость образного мышления;
– наличия навыков анализа эстетических явлений;
– наличия навыков анализа художественных явлений.
Мера выражения навыков, способностей, потребностей в деятельности и поведении личности характеризует уровень эстетической культуры.
Художественную культуру общества составляет совокупность всех форм художественной деятельности, порождающей искусство. В художественной деятельности эстетическая достигает своего высшего идеального выражения. Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком товаров утилитарного назначения. Художественная культура личности выступает, таким образом, важным фактором организации процесса и получения результатов трудовой практики. «Эстетическое воспитание – это целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиции общественно-экономического идеала воспринимать, оценивать эстетическое в окружающей действительности, искусстве, природе, а также творить, жить, преобразовывать мир по законам красоты» [1].
Декоративно-прикладное искусство является богатейшей сокровищницей красоты. Оно несет в себе большие возможности формирования личности, воспитывает чувство патриотизма, бережного отношения к культурному наследию своего народа. Приобщение детей к изучению местных художественных промыслов прививает им любовь к родному краю.
Образность традиционных народных форм декоративно-прикладного искусства, его колористических структур является школой вкуса и творчества для профессионального искусства. Благодаря использованию творческого потенциала народных умельцев в прошлые века были созданы подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства. Данная закономерность с учетом современных тенденций и особенностей развития производства проявляется и сегодня. Талант, эрудированность, подготовленность, мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют современным специалистам эстетически преобразовывать окружающую действительность по законам красоты и с учетом разнообразия вкусов потребителей. Художественно-эстетический вкус вместе с такими понятиями, как законы красоты, эстетическое освоение, искусство, дизайн, эстетическая ориентация, идеал, относятся к категориям эстетической деятельности, которые используются для анализа эстетического освоения мира.
Анализ теоретических источников позволил нам выделить главные аспекты - художественно-эстетический вкус формируется и развивается на основе эстетического идеала. Это представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре. В высшем значении эстетический идеал отображает возвышенное и героическое. Представления об эстетическом идеале в жизни зачастую отображаются в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Категории эстетики – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое находятся в тесной связи между собой, а также с понятиями гармонии и дисгармонии и с категориями этики – «добро и зло», «справедливость», «совесть», «героическое», «ответственность» и т.д. Рассмотрим подробнее категории, относящиеся к эстетическому вкусу. Прекрасное – наиболее существенная категория эстетики. Красота часто воспринимается близко к понятию – прекрасное, хотя между ними существует разница. Красота, в отличии от прекрасного, характеризует явления и предметы действительности с внешней стороны. Прекрасное рассматривает предмет с его внутренней стороны. Противоположностью прекрасного в эстетике принято считать безобразное. Безобразное – категория эстетики, обозначающая что-то отталкивающее. К категории безобразного принято относить несоразмерность, дисгармоничность, неупорядоченность и отсутствие совершенства. Безобразное отличается от некрасивого тем, что содержит в отрицательной форме представление о прекрасном и эстетическом идеале. Природа является основным звеном в формировании духовно-нравственного мира человека. Основными признаками красоты в природе можно считать: пропорциональность, симметрию и гармонию цвета.
В словаре по эстетике приводится следующее определение эстетического и художественного вкуса. «Вкус эстетический – способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок» [1]. Он выражает оценку действительности с позиций выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т.д. В процессе эстетического восприятия и деятельности он проявляется чрезвычайно широко. Он дает о себе знать в любой творческой деятельности, в быту, в поведении людей. Эстетический вкус как индивидуальная эстетическая способность человека уникален, потому что определяется своеобразием мышления и отражает ценностные ориентации человека. Эта эстетическая норма имеет скорее эмоциональное, чем рациональное проявление. Эстетические эмоции, переживания и чувства несут в себе потенциальные воспитательные возможности и обеспечивают каждому человеку достижение внутренней гармонии. Эстетический вкус – это понятие более широкое, чем вкус художественный, который проявляется в отношении к искусству. «Вкус художественный – это способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства» [1]. Художественный вкус развивается на базе эстетического и влияет в свою очередь на него. Он формируется только через общение с миром искусства и в значительной мере определяется художественным образованием (знанием истории искусства, знакомством с литературно-художественной критикой). Он реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта. Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства от восприятия и познания истинных произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности. Это значительно обогащает личность, расширяет границы ощущения и понимания явлений окружающей действительности, способствует более глубокому осознанию смысла своего существования [2].
Художественный вкус развивается средствами художественного воспитания, которое обеспечивается потребностью в общении с искусством, способностью воспринимать искусство во всем его жанрово-видовом многообразии и социально-исторической определенности. Воспитание красотой и через красоту не только формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно в искусстве.
Наиболее эффективное воспитательное воздействие имеет классическое художественное наследие, которое представляется совершенным образцом высокого эстетического уровня. Вкус может быть правильным, хорошим, но еще неразвитым, несформированным. Богатство художественного опыта человека оттачивают и шлифуют его вкус. Направление его развития должно опираться на существующую уже здоровую основу. Существует не всегда здоровый, утонченный вкус. Противоположные по своим идейным установкам вкусы находятся в состоянии постоянной борьбы. Здоровые, позитивные в социальном плане и в то же время разные в индивидуальном, вкусы миллионов личностей сосуществуют, обогащаясь и взаимодействия друг с другом. У них общая основа, они лежат в общей системе эстетического сознания.
Вкус проявляется в чувстве гармонии и меры во всем, что делает человек. Всякое нарушение меры, и в сторону излишеств, и в сторону недостатка, характеризует недостаточность развития художественного вкуса и может обернуться и отсутствием гуманности. Хороший, здоровый, развитый вкус строится на богатом опыте общения с эстетическими и художественными ценностями.
Среди познавательных процессов, обеспечивающих развитие художественного вкуса личности, особая роль отводится восприятию. Сначала рассмотрим эстетическое восприятие. Эстетическое восприятие – вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическими переживаниями. Известно, что восприятие ребенка обладает существенными индивидуальными различиями. Воспринятые образы накапливаются и составляют его сенсорный опыт. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей. Решая задачу формирования у детей эстетического отношения к человеку, природе, искусству, мы должны помнить, что лишь на основе эстетического восприятия могут быть сформированы эстетические представления детей.
Созерцание произведений искусства активизирует собственное творчество детей. При передаче ребенку целостного конкретно-чувственного опыта искусство оказывает влияние на его эмоциональную память, которая сильнее памяти рациональной. Когда художественные образы восприняты и усвоены, они становятся частью художественно-эстетического опыта.
Библиографический список
1. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / под ред. Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А. М.: Гуманит. изд. Центр. ВЛАДОС, 2000.
2. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагоговдошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий /под ред. Т.С. Комаровой. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. 208 с.
3. Соколов М.В., Соколова М.С. Современные народные промыслы России как составная часть общероссийской культуры: монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. 231 с.
4. Эстетика: проблемы и споры: методол. основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1985. 175 c.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
Аннотация. В статье рассматривается вопрос художественно-эстетической деятельности обучающихся, направленной на развитие художественного и эстетического восприятия, нравственно-эстетических качеств личности, выработку знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства, воспитание и развитие художественного вкуса. Художественный вкус развивается средствами художественного воспитания, которое обеспечивается потребностью в общении с искусством, способностью воспринимать искусство во всем его жанрово-видовом многообразии и социально-исторической определенности. Благодаря использованию творческого потенциала народных умельцев в прошлые века были созданы подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства. Данная закономерность с учетом современных тенденций и особенностей развития производства проявляется и сегодня. Талант, эрудированность, подготовленность, мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют современным специалистам эстетически преобразовывать окружающую действительность по законам красоты и с учетом разнообразия вкусов потребителей. Художественно-эстетический вкус вместе с такими понятиями, как законы красоты, эстетическое освоение, искусство, дизайн, эстетическая ориентация, идеал, относятся к категориям эстетической деятельности, которые используются для анализа эстетического освоения мира.
Ключевые слова: эстетическая культура, развитие личности, образовательный процесс, художественный вкус, художественная деятельность.
Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства оказывают положительное влияние на развитие творческого потенциала личности и являются необходимым условием для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования творчески развитой личности, существующей и действующей по законам красоты. Эстетическая и художественная культура – важнейшие составляющие духовного облика личности. Эстетическая культура - понятие широкое, оно включает в себя художественную культуру и декоративно-прикладное искусство. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности.
Эстетическая культура включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности, а именно:
– эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, жизни, природе, в быту, труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;
– знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;
– наличие эстетического идеала и способность на его основе верно оценивать произведения искусства, эмоциональный отклик на эти произведения;
– овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства;
– степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;
– практическое участие в создании прекрасного в жизни;
– потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде, и общественной деятельности. [4]
Эстетическая позиция человека зависит от таких характеристик:
– развитость образного мышления;
– наличия навыков анализа эстетических явлений;
– наличия навыков анализа художественных явлений.
Мера выражения навыков, способностей, потребностей в деятельности и поведении личности характеризует уровень эстетической культуры.
Художественную культуру общества составляет совокупность всех форм художественной деятельности, порождающей искусство. В художественной деятельности эстетическая достигает своего высшего идеального выражения. Художественное начало помимо искусства широко представлено в материальном производстве, в быту, реализуясь в форме красоты и образной выразительности создаваемых человеком товаров утилитарного назначения. Художественная культура личности выступает, таким образом, важным фактором организации процесса и получения результатов трудовой практики. «Эстетическое воспитание – это целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиции общественно-экономического идеала воспринимать, оценивать эстетическое в окружающей действительности, искусстве, природе, а также творить, жить, преобразовывать мир по законам красоты» [1].
Декоративно-прикладное искусство является богатейшей сокровищницей красоты. Оно несет в себе большие возможности формирования личности, воспитывает чувство патриотизма, бережного отношения к культурному наследию своего народа. Приобщение детей к изучению местных художественных промыслов прививает им любовь к родному краю.
Образность традиционных народных форм декоративно-прикладного искусства, его колористических структур является школой вкуса и творчества для профессионального искусства. Благодаря использованию творческого потенциала народных умельцев в прошлые века были созданы подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства. Данная закономерность с учетом современных тенденций и особенностей развития производства проявляется и сегодня. Талант, эрудированность, подготовленность, мастерство, художественное чутье, сноровка и вдохновение позволяют современным специалистам эстетически преобразовывать окружающую действительность по законам красоты и с учетом разнообразия вкусов потребителей. Художественно-эстетический вкус вместе с такими понятиями, как законы красоты, эстетическое освоение, искусство, дизайн, эстетическая ориентация, идеал, относятся к категориям эстетической деятельности, которые используются для анализа эстетического освоения мира.
Анализ теоретических источников позволил нам выделить главные аспекты - художественно-эстетический вкус формируется и развивается на основе эстетического идеала. Это представление о высшей гармонии и совершенстве в действительности и в культуре. В высшем значении эстетический идеал отображает возвышенное и героическое. Представления об эстетическом идеале в жизни зачастую отображаются в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Категории эстетики – прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое находятся в тесной связи между собой, а также с понятиями гармонии и дисгармонии и с категориями этики – «добро и зло», «справедливость», «совесть», «героическое», «ответственность» и т.д. Рассмотрим подробнее категории, относящиеся к эстетическому вкусу. Прекрасное – наиболее существенная категория эстетики. Красота часто воспринимается близко к понятию – прекрасное, хотя между ними существует разница. Красота, в отличии от прекрасного, характеризует явления и предметы действительности с внешней стороны. Прекрасное рассматривает предмет с его внутренней стороны. Противоположностью прекрасного в эстетике принято считать безобразное. Безобразное – категория эстетики, обозначающая что-то отталкивающее. К категории безобразного принято относить несоразмерность, дисгармоничность, неупорядоченность и отсутствие совершенства. Безобразное отличается от некрасивого тем, что содержит в отрицательной форме представление о прекрасном и эстетическом идеале. Природа является основным звеном в формировании духовно-нравственного мира человека. Основными признаками красоты в природе можно считать: пропорциональность, симметрию и гармонию цвета.
В словаре по эстетике приводится следующее определение эстетического и художественного вкуса. «Вкус эстетический – способность адекватного освоения эстетических качеств действительности, выражающаяся в системе непосредственных эмоциональных оценок» [1]. Он выражает оценку действительности с позиций выработанных у человека представлений о прекрасном, безобразном, комическом, трагическом и т.д. В процессе эстетического восприятия и деятельности он проявляется чрезвычайно широко. Он дает о себе знать в любой творческой деятельности, в быту, в поведении людей. Эстетический вкус как индивидуальная эстетическая способность человека уникален, потому что определяется своеобразием мышления и отражает ценностные ориентации человека. Эта эстетическая норма имеет скорее эмоциональное, чем рациональное проявление. Эстетические эмоции, переживания и чувства несут в себе потенциальные воспитательные возможности и обеспечивают каждому человеку достижение внутренней гармонии. Эстетический вкус – это понятие более широкое, чем вкус художественный, который проявляется в отношении к искусству. «Вкус художественный – это способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства» [1]. Художественный вкус развивается на базе эстетического и влияет в свою очередь на него. Он формируется только через общение с миром искусства и в значительной мере определяется художественным образованием (знанием истории искусства, знакомством с литературно-художественной критикой). Он реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта. Благодаря такому состоянию происходит включение духовного богатства от восприятия и познания истинных произведений искусства во внутреннюю духовную структуру личности. Это значительно обогащает личность, расширяет границы ощущения и понимания явлений окружающей действительности, способствует более глубокому осознанию смысла своего существования [2].
Художественный вкус развивается средствами художественного воспитания, которое обеспечивается потребностью в общении с искусством, способностью воспринимать искусство во всем его жанрово-видовом многообразии и социально-исторической определенности. Воспитание красотой и через красоту не только формирует эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно в искусстве.
Наиболее эффективное воспитательное воздействие имеет классическое художественное наследие, которое представляется совершенным образцом высокого эстетического уровня. Вкус может быть правильным, хорошим, но еще неразвитым, несформированным. Богатство художественного опыта человека оттачивают и шлифуют его вкус. Направление его развития должно опираться на существующую уже здоровую основу. Существует не всегда здоровый, утонченный вкус. Противоположные по своим идейным установкам вкусы находятся в состоянии постоянной борьбы. Здоровые, позитивные в социальном плане и в то же время разные в индивидуальном, вкусы миллионов личностей сосуществуют, обогащаясь и взаимодействия друг с другом. У них общая основа, они лежат в общей системе эстетического сознания.
Вкус проявляется в чувстве гармонии и меры во всем, что делает человек. Всякое нарушение меры, и в сторону излишеств, и в сторону недостатка, характеризует недостаточность развития художественного вкуса и может обернуться и отсутствием гуманности. Хороший, здоровый, развитый вкус строится на богатом опыте общения с эстетическими и художественными ценностями.
Среди познавательных процессов, обеспечивающих развитие художественного вкуса личности, особая роль отводится восприятию. Сначала рассмотрим эстетическое восприятие. Эстетическое восприятие – вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическими переживаниями. Известно, что восприятие ребенка обладает существенными индивидуальными различиями. Воспринятые образы накапливаются и составляют его сенсорный опыт. Образы, ранее сформировавшиеся, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми. На этой основе формируются представления детей. Решая задачу формирования у детей эстетического отношения к человеку, природе, искусству, мы должны помнить, что лишь на основе эстетического восприятия могут быть сформированы эстетические представления детей.
Созерцание произведений искусства активизирует собственное творчество детей. При передаче ребенку целостного конкретно-чувственного опыта искусство оказывает влияние на его эмоциональную память, которая сильнее памяти рациональной. Когда художественные образы восприняты и усвоены, они становятся частью художественно-эстетического опыта.
Библиографический список
1. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / под ред. Шпикаловой Т.Я., Поровской Г.А. М.: Гуманит. изд. Центр. ВЛАДОС, 2000.
2. Народное искусство в воспитании детей: Книга для педагоговдошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий /под ред. Т.С. Комаровой. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. 208 с.
3. Соколов М.В., Соколова М.С. Современные народные промыслы России как составная часть общероссийской культуры: монография. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. 231 с.
4. Эстетика: проблемы и споры: методол. основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1985. 175 c.