Формирование исторического самосознания школьников
28.03.2022
Стаценко О.Н.
Причастность человека к истории своего народа, активное проявление гражданской позиции является потребностью современного российского общества. Сформированное историческое самосознание личности является основой для проявления осознанной активной гражданской позиции. Однако в школьной практике учителя часто сталкиваются с противоречиями: в социальной среде не всегда создаются условия для формирования у учащихся «исторического самосознания». Новые государственные стандарты делают акцент на идею национального единства и равенства. Однако в учебной программе большее внимание уделяется политическому развитию страны. В современном обществе актуальными становятся понятия «толерантность», «активная гражданская позиция», но преобладание объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения на уроках препятствует проявлению личностной активной позиции. Отсутствие единой исторической картины мира в сознании ребёнка объясняется хронологической рассогласованностью учебных программ по гуманитарным дисциплинам. Социальная потребность в формировании «исторического самосознания», «патриотизма» у подрастающего поколения и отсутствие таких ориентиров у родителей. Следствием является замедление темпа формирования исторического самосознания.
Формирование исторического самосознания школьников – сложный и долгий процесс. Личность ученика формируется под воздействием семьи, школы, социокультурных ценностей нации, государства. Сам процесс формирования исторического самосознания можно представить в виде лестницы: историческая память, историческое сознание, историческое самосознание.
На первом этапе формирования исторической памяти акцент делается на осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений. Историческая память в нашем представлении – присвоенные учеником знания об историческом прошлом, пропущенные через личностное восприятие. Историческая память влияет на мировоззрение подростка. Основной формой работы на данном этапе является урочная и внеурочная деятельность. Особый акцент на этом этапе делается на тему «История семьи в истории страны». Для развития познавательного интереса, критического мышления обучающихся применяется технология «Развития критического мышления через чтение и письмо». На данном этапе важно сформировать умение к рефлексивной деятельности, что позволит ребёнку осознанно подчинять свое «Я» общепринятым нормам общества на правах его рядового члена, формировать идеалы образа жизни и поведения.
На втором этапе формирования исторического сознания преобладают разнообразные приемы индивидуальной работы с учащимися (проектная и исследовательская деятельность). «Историческое сознание» – опирается на «историческую память», зависит от современной экономической и политической ситуации и от установки общества. Если историческое сознание сформировано, то человек способен оценивать происходящие культурно-исторические процессы, выявлять причинно-следственные связи. Основная тема: «Мы – граждане одной страны с великим прошлым». Основными методами работы являются: решение проблемных и проектных задач, проектный метод, организация исследовательской деятельности. Большое внимание уделяется самоанализу проделанной работы.
На третьем этапе формирования исторического самосознания важно, чтобы у школьников появилась потребность проявлять активную гражданскую позицию (Я-действие). Желание участвовать в диалогах, дискуссиях, дебатах на исторические и обществоведческие темы является признаком зарождающегося исторического самосознания. А приёмы «Технологии дебатов Поппера» способствуют развитию коммуникативных способностей. Основной идеей этого этапа является – «Внеси свой вклад в историю страны». Кроме поддержки подростков в их желании участвовать в дискуссиях и дебатах, важно дать право выбора ему участвовать в социально-значимом деле (волонтёрство, шефство и т.д.).
Стоит заметить, что на каждом этапе работы особое внимание уделяется рефлексивной деятельности подростков с целью осознания учащимися своей роли в обществе, жизни страны, желании стать активным участником исторического процесса. Для активизации рефлексивной деятельности разработаны «Листы самоанализа деятельности учащегося на уроке истории и обществознания» и «Информационный лист предметного портфолио».
Для проявления ребёнком своей активной гражданской позиции можно привлечь его внимание к актуальным социальным проблемам через включение в реальную практическую деятельность – участие в социальных проектах. Основной целью социального проекта является получение опыта социально значимой деятельности и разрешение конкретной социальной проблемы. Это возможно только при проявлении инициативы подростка (от актуальности проекта зависит его интерес и активность действия). Социальный проект развивает способности: увидеть проблему, ставить цели, находить пути решения, организовывать совместную деятельность с одноклассниками и взрослыми.
Для реализации социальных проектов необходимо участие родителей и социальных партнёров, чёткое определение «зоны самостоятельности» подростка и «зоны сотрудничества». Социальный проект предусматривает прямую связь идеи с реальной жизнью и предполагает преобразование реальности, которое невозможно осуществить без помощи взрослых.
Поэтому мы разработали «Экспертный лист жизнеспособности социального проекта», который учитывает главные требования к социальным проектам, которые могут изменить окружающую среду подростка, отношения между окружающими людьми, негативные явления в окружении. Экспертные листы позволяют увидеть не только активность детей в социальном проектировании, но и качественные изменения в личности самого подростка и его окружения.
Данная система работы учителя истории и обществознания, а также классного руководителя по формированию исторического самосознания школьника позволяет говорить о динамике качественной успеваемости учащихся на уроках истории и обществознания, более высоких достижений в предметных олимпиадах и конкурсах. В ходе работы у школьников происходят изменения в отношении проявления чувства патриотизма, гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России. Вовлечение школьников в активную познавательную и практическую деятельность позволяет наблюдать формирование у подростков обязательности, ответственности, сознательности, гуманности, которые и являются показателями сформированной активной гражданской, жизненной позиции. Учащиеся становятся самокритичными, не боятся участвовать в дискуссиях и дебатах, свободно высказывают свою позицию, умеют принимать точку зрения других. Для подростков становится привычным отслеживать свои успехи, вести «Информационный лист предметного портфолио», планировать свою деятельность.
Причастность человека к истории своего народа, активное проявление гражданской позиции является потребностью современного российского общества. Сформированное историческое самосознание личности является основой для проявления осознанной активной гражданской позиции. Однако в школьной практике учителя часто сталкиваются с противоречиями: в социальной среде не всегда создаются условия для формирования у учащихся «исторического самосознания». Новые государственные стандарты делают акцент на идею национального единства и равенства. Однако в учебной программе большее внимание уделяется политическому развитию страны. В современном обществе актуальными становятся понятия «толерантность», «активная гражданская позиция», но преобладание объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения на уроках препятствует проявлению личностной активной позиции. Отсутствие единой исторической картины мира в сознании ребёнка объясняется хронологической рассогласованностью учебных программ по гуманитарным дисциплинам. Социальная потребность в формировании «исторического самосознания», «патриотизма» у подрастающего поколения и отсутствие таких ориентиров у родителей. Следствием является замедление темпа формирования исторического самосознания.
Формирование исторического самосознания школьников – сложный и долгий процесс. Личность ученика формируется под воздействием семьи, школы, социокультурных ценностей нации, государства. Сам процесс формирования исторического самосознания можно представить в виде лестницы: историческая память, историческое сознание, историческое самосознание.
На первом этапе формирования исторической памяти акцент делается на осмысление социально – нравственного опыта предшествующих поколений. Историческая память в нашем представлении – присвоенные учеником знания об историческом прошлом, пропущенные через личностное восприятие. Историческая память влияет на мировоззрение подростка. Основной формой работы на данном этапе является урочная и внеурочная деятельность. Особый акцент на этом этапе делается на тему «История семьи в истории страны». Для развития познавательного интереса, критического мышления обучающихся применяется технология «Развития критического мышления через чтение и письмо». На данном этапе важно сформировать умение к рефлексивной деятельности, что позволит ребёнку осознанно подчинять свое «Я» общепринятым нормам общества на правах его рядового члена, формировать идеалы образа жизни и поведения.
На втором этапе формирования исторического сознания преобладают разнообразные приемы индивидуальной работы с учащимися (проектная и исследовательская деятельность). «Историческое сознание» – опирается на «историческую память», зависит от современной экономической и политической ситуации и от установки общества. Если историческое сознание сформировано, то человек способен оценивать происходящие культурно-исторические процессы, выявлять причинно-следственные связи. Основная тема: «Мы – граждане одной страны с великим прошлым». Основными методами работы являются: решение проблемных и проектных задач, проектный метод, организация исследовательской деятельности. Большое внимание уделяется самоанализу проделанной работы.
На третьем этапе формирования исторического самосознания важно, чтобы у школьников появилась потребность проявлять активную гражданскую позицию (Я-действие). Желание участвовать в диалогах, дискуссиях, дебатах на исторические и обществоведческие темы является признаком зарождающегося исторического самосознания. А приёмы «Технологии дебатов Поппера» способствуют развитию коммуникативных способностей. Основной идеей этого этапа является – «Внеси свой вклад в историю страны». Кроме поддержки подростков в их желании участвовать в дискуссиях и дебатах, важно дать право выбора ему участвовать в социально-значимом деле (волонтёрство, шефство и т.д.).
Стоит заметить, что на каждом этапе работы особое внимание уделяется рефлексивной деятельности подростков с целью осознания учащимися своей роли в обществе, жизни страны, желании стать активным участником исторического процесса. Для активизации рефлексивной деятельности разработаны «Листы самоанализа деятельности учащегося на уроке истории и обществознания» и «Информационный лист предметного портфолио».
Для проявления ребёнком своей активной гражданской позиции можно привлечь его внимание к актуальным социальным проблемам через включение в реальную практическую деятельность – участие в социальных проектах. Основной целью социального проекта является получение опыта социально значимой деятельности и разрешение конкретной социальной проблемы. Это возможно только при проявлении инициативы подростка (от актуальности проекта зависит его интерес и активность действия). Социальный проект развивает способности: увидеть проблему, ставить цели, находить пути решения, организовывать совместную деятельность с одноклассниками и взрослыми.
Для реализации социальных проектов необходимо участие родителей и социальных партнёров, чёткое определение «зоны самостоятельности» подростка и «зоны сотрудничества». Социальный проект предусматривает прямую связь идеи с реальной жизнью и предполагает преобразование реальности, которое невозможно осуществить без помощи взрослых.
Поэтому мы разработали «Экспертный лист жизнеспособности социального проекта», который учитывает главные требования к социальным проектам, которые могут изменить окружающую среду подростка, отношения между окружающими людьми, негативные явления в окружении. Экспертные листы позволяют увидеть не только активность детей в социальном проектировании, но и качественные изменения в личности самого подростка и его окружения.
Данная система работы учителя истории и обществознания, а также классного руководителя по формированию исторического самосознания школьника позволяет говорить о динамике качественной успеваемости учащихся на уроках истории и обществознания, более высоких достижений в предметных олимпиадах и конкурсах. В ходе работы у школьников происходят изменения в отношении проявления чувства патриотизма, гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России. Вовлечение школьников в активную познавательную и практическую деятельность позволяет наблюдать формирование у подростков обязательности, ответственности, сознательности, гуманности, которые и являются показателями сформированной активной гражданской, жизненной позиции. Учащиеся становятся самокритичными, не боятся участвовать в дискуссиях и дебатах, свободно высказывают свою позицию, умеют принимать точку зрения других. Для подростков становится привычным отслеживать свои успехи, вести «Информационный лист предметного портфолио», планировать свою деятельность.