ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ЧЕРЧЕНИЯ
Атаманенко Л. Д.,
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ЧЕРЧЕНИЯ
Аннотация: Формирование графической культуры – важная часть подготовки учите-лей черчения, она включает не только технические навыки чтения и создания чертежей в соответствии со стандартами ГОСТ, но и способность конструировать и моделировать по чертежам, развивает у будущих учителей графическое мышление и пространственное воображение. Внедрение в учебный план общеобразовательных организаций предмета «Черчение», целью которого является формирование приемов чтения чертежей и выполнения графических изображений, развитие мышления, про-странственного воображения и творческого потенциала личности, дает возможность ученикам развивать графическую грамотность, необходимую для избранной политехнической специальности: инженеров, архитекторов и дизайнеров. Учитель должен учитывать уровень подготовки учеников, используя индивидуальный подход и адаптированные задания. Важную роль играют современные технологии 3D-моделирование, развивающие у учеников способности конструирования и моделирования, необходимые для будущей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: графическая культура, учитель черчения, чтение чертежей, про-странственное воображение, технические навыки, индивидуальный подход, оценка чер-тежей.
FORMATION OF GRAPHIC CULTURE
OF A FUTURE DRAWING TEACHER
Abstract: Formation of graphic culture is an important part of training drawing teachers, it includes not only technical skills of reading and creating drawings in accordance with GOST standards, but also the ability to design and model according to drawings, develops graphic thinking and spatial imagination in future teachers. The introduction of the subject "Drawing" into the curriculum of general education organizations, the purpose of which is to develop techniques for reading drawings and creating graphic images, developing thinking, spatial imagination and the creative potential of the individual, gives students the opportunity to develop the graphic literacy necessary for the chosen polytechnic specialty: engineers, architects and designers. The teacher must take into account the level of preparation of the students, using an individual approach and adapted tasks. Modern 3D modeling technologies play an important role, developing the students' design and modeling skills necessary for future professional activities.
Key words: graphic culture, drawing teacher, reading drawings, spatial imagination, tech-nical skills, individual approach, assessment of drawings.
Формирование графической культуры является важной составляющей подготовки будущего учителя черчения, так как цель его работы: научить школьников читать черте-жи, моделировать и конструировать изделия. Эти умения актуальны для тех школьников, кто выбрал будущую профессию политехнического направления: инженеры всех видов отраслей, технологи производства, конструкторы, архитекторы, дизайнеры. Умение грамотно работать с графическими материалами закладывает основу их профессионального роста и успешной карьеры. Наш Магнитогорский педагогический коллеж обучает учителей по специальности 54. 02. 06 "Изобразительное искусство и черчение", Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС СПО спе-циальности устанавливает требования в виде следующих профессиональных компетенций, перечисленных в таблице 1 [3].
Требования ФГОС СПО по реализации профессиональных компетенций в области черчения учитываются в нашем учебном плане специальности. Профессиональное ста-новление будущего учителя черчения для общеобразовательных организаций мы осуще-ствляем через Профессиональные модули ПМ. 02, ПМ. 03, учебную и производственную практики и общепрофессиональные дисциплины ОП. Стандарт специальности устанав-ливает требования к личности через общие компетенции, перечисленные в таблице 2.
Таблица 1 – Профессиональные компетенции специальности
54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение»
Код |
Наименование результата обучения |
ПК 2.1 |
Определять цели и задачи, планировать занятия черчения |
ПК 2.2 |
Организовывать и проводить занятия черчения |
ПК 2.3 |
Оценивать процесс и результаты учения |
ПК 2.4 |
Анализировать занятия черчения |
ПК 2.5 |
Вести документацию, обеспечивающую процесс обучения черчению |
Таблица 2 – Общие компетенции специальности
54.02.06 «Изобразительное искусство и черчение»
Код |
Наименование результата обучения |
OK 1 |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
OK 2 |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 |
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
OK 5 |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
OK 7 |
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного |
OK 8 |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
OK 9 |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий |
OK 10 |
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья |
OK 11 |
Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее |
Для формирования личностных качеств будущего учителя черчения в нашем колледже созданы все условия по воспитательной работе с обучающимися: патриотическому, духовному, правовому, нравственному. Становление личностных качеств реализуется через общий гуманитарный и социально-экономический цикл ОГСЭ и общий естественнонаучный учебный цикл ЕН дисциплин.
В процессе обучения в колледже, у будущих учителей необходимо сформировать три ключевые культуры:
1. Общечеловеческая культура личности включает в себя патриотизм, духовность нравственность. Патриотизм, как качество личности, проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить ему. По словам В. А. Сластенина, «в патриотизме заложена идея уважения и любви к своей стране к соотечественникам, в интернационализме – уважения к другим народам и странам, солидарности с ними» [2, с. 48].
Духовность в данном контексте проявляется в различных аспектах педагогической деятельности. Учитель черчения, обладающий духовностью, стремится видеть в каждом ученике не только объект, но и личность с её внутренним миром и ценностями. Например, такой педагог создает атмосферу доверия и взаимоуважения в классе, заботится о развитии не только графических навыков учеников, но и нравственных качеств, таких как доброта и уважение. Он является примером для подражания в честности и справедливости, особенно в процессе оценки работ, помогая ученикам чувствовать себя уверенно даже при наличии ошибок. Учитель также активно поддерживает учеников в трудные моменты, помогая им осознать ценность обучения не только ради оценок, но и ради личностного и духовного роста. Кроме того, духовный педагог прививает уважение к культурному наследию через объяснение связи между графическим искусством и духовными традициями, показывая, как великие архитекторы и инженеры черпали вдохновение из своих духовных убеждений.
Нравственность – это внутренняя оценка человеком норм поведения с точки зрения добра, это закон доброты, ответственности, любви, совести, благого бытия. В христианстве, исламе нравственные ценности связывают с Богом, с верой и семьей. Подрастающее поколение воспитывается не только семьей, но и обществом. Однако образование не гарантирует высокого духовного и нравственного воспитания, воспитанность человека зависит только от него самого. В нашем колледже воспитанием будущих педагогов занимаются опытные кураторы групп, социальные педагоги, педагоги предметники, мастера производственного обучения, психологи и сотрудники МПК. Перед каждым учебным годом учебные корпуса ремонтируются и обновляются, а студенты понимают, что все делается для улучшения их условий обучения. Первым сигналом благодарности является то, что столы и стены аудиторий никто не портит. Для формирования общечеловеческой культуры будущих учителей проводятся беседы на классных часах и линейках колледжа, организовано волонтерское движение, работают кружки по интересам, проводятся экскурсии, спортивные мероприятия, участия в конкурсах различного уровня, посещения театров и т. д. В учебном процессе специальности формирование общечеловеческой культуры происходит через предметы: «Русский язык», «Литература», «Астрономия», «История», «Мировая художественная культура», «Философия», «История изобразительного искусства».
2. Педагогическая культура понимается как характеристика личности в сфере педагогической деятельности как представителя общечеловеческой культуры и педагогических ценностей в области образования. Педагогические знания, накопленный опыт и выработанные этические нормы образуют духовные ценности педагогической культуры. Ученые В. И. Беляев, В. А. Мижериков, П. И. Пидкасистый, Т. А. Юзефавичус считают что, «показателями формирования педагогической культуры являются: уровень развития педагогического мышления; уровень и всесторонность организации деятельности педагога; уровень овладения основами педагогической этики, нравственная и мировоззренческая зрелость; культура общения; культура речи; культура внешнего вида» [2, с. 38-39]. В колледже работают активные молодые и опытные педагоги, с которых можно брать пример. Формирование педагогической культуры будущих учителей происходит при изучении предметов: Педагогика, Психология, Возрастная анатомия, физиология, гигиена, Методика ИЗО и черчения.
3. Графическая культура – способность создавать и читать чертежи с учетом правил Единой системы конструкторской документации ЕСКД, которая состоит из Государственных стандартов ГОСТ, работать с графикой, как на классной доске, так и в электронных средствах, конструировать и моделировать изделия, разрабатывать контрольно-оценочные средств, модели и наглядные пособия. Формирование графической культуры будущего учителя черчения начинается с изучение правил ЕСКД в профессиональном модуле ПМ.03 МДК 03.05 Черчение на 2,3,4 курсах. Параллельно на 3 курсе формируются знания и умения о методике преподавания черчения МДК.02.01 Теоретические и методические основы преподавания черчения в общеобразовательных организациях. Пространственное мышление, воображение, моделирование, способность к конструированию будущих учителей черчения формируются на уроках черчения, методики черчения и на уроках естественнонаучного цикла ЕН.02 Начертательная геометрия
Графическая культура учителя черчения играет важнейшую роль в обучении школьников. Учитель не только должен уметь правильно чертить и работать с графическими инструментами, но и передавать эти знания ученикам, формируя у них навыки чтения и создания чертежей. Грамотное владение графическими методами помогает ученикам понять суть инженерных задач, а также развить пространственное мышление, необходимое для будущей профессиональной деятельности.
Пространственное мышление является важной составляющей графической культуры. Формирование пространственного мышления будущего учителя начинается при поэтапном выполнении чертежей. Например, при выполнении технического рисунка первый этап начинается с построения осей изометрической проекции, второй этап – строим габаритные рамки основания, третий этап – вычерчиваем высоту детали, четвертый и пятый этапы – показываем вырезы в плите, шестой этап – наносим тени.
Технические навыки и умения будущих учителей черчения формируются в процессе обучения МДК. 02. 01 на практических занятиях отрабатываются навыки работы с чертежными инструментами на доске. Правила работы на классной доске:
– для проведения тонких осевых, выносных, размерных и линий штриховки мел ставим уголком, основные контурные линии проводим на всю ширину мела;
– при работе с циркулем иголочка и мел должны быть одной высоты, окружности проводим снизу, вращая циркуль по часовой стрелке;
– надписи и размерные числа на чертеже классной доски наносим чертежным шрифтом по ГОСТ;
– при выполнении чертежей используем масштаб увеличения, все элементы чертежа должны быть чётко видны и читабельны для учеников, даже с последних парт.
Индивидуальный подход. При выполнении практических работ и индивидуальных заданий на закрепление материала учителю необходимо правильно подбирать графические задачи с учетом уровня подготовки школьников, но давать возможность выбора ученикам заданий по уровню сложности и соответствующей ей оценки при правильном выполнении.
Методика преподавания черчения изучается на уроках МДК. 02. 01 Теоретические и методические основы преподавания черчения в общеобразовательных организациях, где формируются знания моделирования учебного процесса, знания о формах, методах, типах уроков черчения, о правилах и принципах их проведения. На практических занятиях формируются умения по разработке средств наглядности, необходимой документации педагога, контрольных средств. Учителю необходимо не только грамотно объяснить теорию, но и разрабатывать задания для контроля знаний.
Применяются задания разных уровней сложности: от простых тестов с выбором правильного ответа до объёмного моделирования и конструирования. Задания первого уровня включают выбор правильного изображения, соотнесение видов деталей, тогда как задания второго уровня требуют воспроизведения объемного изображения детали. Например, задание первого уровня на выборку изображения: «по объемному виду детали найдите правильные разрез а, б, в».
Задание второго уровня: «по двум видам постройте объёмное изображение детали»
Приведем алгоритм оценивания работ учеников.
1. Проверить качество работы по изучаемой теме;
2. Правильное расположение видов, компоновка листа, правильность заполнения основной надписи;
3. Проверить правильность нанесения размеров, выполнения линий и шрифта;
4. Объяснять ошибки и задавать наводящие вопросы для их устранения.
Для успешного формирования графической культуры будущих учителей черчения необходимо:
1. Увеличить количество практических занятий, которые позволят развивать как ручные навыки, так и освоение современных графических программ.
2. Использовать новые технологии на уроках информатики, такие как 3D-моделирование для обучения пространственному мышлению.
3. Включать в образовательный процесс мастер-классы с участием профессиональных инженеров и архитекторов, которые помогут студентам развить профессиональные навыки.
В заключении отметим, что формирование графической культуры будущего учителя черчения – это важная задача, от которой зависит успешное обучение школьников навыкам черчения, моделирования и конструирования. Сочетание графической, педагогической и общечеловеческой культур позволит учителю черчения эффективно организовывать учебный процесс, помогая ученикам развивать важные для их будущей профессии умения.
Список литературы
1. Педагогика: учебник для вузов / П. И. Пидкасистый, В. И. Беляев, В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. Москва : Издательский центр «Академия», 2010-512 с.
2. Общая педагогика. Ч. 2. : учебное пособие для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 256 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.06 Изобразительное искусство и черчение (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1384).