ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ В РОССИИ
02.01.2023
Руслякова Е.Е., Иванова Е.Н.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ
И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННЫХ
ПОДРОСТКОВ В РОССИИ
Аннотация. Проблема духовно-нравственного воспитания подростков была и остается актуальной в наше время. Со стремительным развитием информационных технологий в России в начале XXI века стала падать нравственность подрастающего поколения, нарастало «падение» патриотизма, обесценивалась традиционная культура. Анализируя научные исследования наших современников, было очевидным то, что с внедрением технических средств (гаджеты, интернет), которые, казалось бы, упрощают жизнь человечества, напротив, отдаляли людей друг от друга. Упразднилась семейная культура, а с ней и духовность семьи. Семья уже не рассматривалась как ячейка общества, а, каждый, в руках с гаджетом, жил своей «виртуальной» жизнью, самоутверждался в мире виртуальных игр, «сообществ». Живое общение постепенно стало сходить на «нет». Но духовно-нравственный дефицит стал уже актуальным к концу 20-х годов нашего столетия. За последние несколько лет данным вопросом занялись многие ученые. Стал более актуален новый взгляд по формированию духовно-нравственных и патриотических ценностей на основе традиционной культуры в рамках образовательных, профилактических, психокоррекционных программ.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, патриотизм, подростки, родители, общество, семья, воспитание, нравственность.
В настоящее время остро встал вопрос об изучении актуальных ценностей современного подростка. На современном этапе можно отметить некое духовно-нравственное искажение, которое проявляется подменой ценностей: смыслом жизни является материальное благополучие, удовольствие; нравственность подменяется холодной расчетливостью, потребительским отношением; любовь – прагматизмом. Для детей с различными отклонениями в поведении характерно и вовсе отсутствие жизненных целей. Нравственное воспитание включает в себя множество способов развития морально-этических качеств, проявляющихся в привычках, поведении, навыках, общении. Вопрос изучения духовно-нравственного развития и патриотизма привлекал многих мыслителей и ученых на протяжении всего существования человечества. Эти аспекты охватывали разные формы познания духовности человека. Понятие духовного развития уходит корнями в искусство, историю, философию, религию. Данным вопросом глубоко занимался Выготский Л.С. ‒ мэтр советской психологии, который на основе своей культурно-исторической теории рассматривал понятие духовно-нравственного понятия во всех его проявлениях жизни, как отдельно человека, так и общества в целом [1].
Духовное развитие – это огромный процесс, который затрагивает все сферы человеческой жизни. Духовные ценности определяют смысл жизни, мотивы. Во многих научных трудах рассматривается вопрос о необходимости воспитания в подрастающем поколении духовно-нравственных ценностей и патриотизма, которые будут развиваться путем раскрытия в ребенке творческих способностей, знакомить детей с историческими традиционными ценностями, на которые наша страна опиралась веками. Исторический путь духовности и патриотизма проходил через разные столетия и преобразовывался, но сохранял свою целостность и значимость для российского общества. На этой духовности были воспитаны множество великих людей России: писатели, ученые, философы, историки, искусствоведы, педагоги. Чтобы помочь подростку обрести себя в современном мире, определить основные жизненные ценности, повысить чувство ответственности за свои поступки, перед обществом, необходимо строить работу с детьми, опираясь на разум и нравственность, таковым является первоначальное понимание добра и зла.
Юношеский возраст – это стадия духовного развития, хотя она и связана с комплексом психофизиологических процессов [2]. В этот период происходит осознание подростком собственной индивидуальности, открытие своего «Я», построение жизненного плана, участие и влияние в общественной жизни. Э. Шпрангер считает, процесс самосознания идет изнутри у молодого человека. В наибольшей степени, именно подростковый возраст является периодом становления духовных ценностей. Одной из важной составляющей стороной самосознания подростка является вера в себя, которая находит свои корни в самоуважении, развитии адекватной самооценки и гуманизации. Большое значение уделяется самовоспитанию подростка. Это самый важный процесс волевого формирования, который включает себя проявление мужества, твердости характера, самоотверженности, самопожертвования. Данные качества формируют чувство патриотизма.
Расширяется диапазон духовности. У человека уже есть идеал, сформирована ценность, которой он будет руководствоваться на своём жизненном пути. Духовно-нравственные ценности приобретаются в процессе социализации подростка, его способности адекватно оценивать свои возможности, умение выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, быть в гармонии с самим собой и обществом. Нравственность формируется в процессе бытовой деятельности ребенка, в его взаимодействии с окружающим миром. Он познает мир сквозь свою призму, главное, эту призму не исказить бездуховностью, которая может привести к духовной дезорганизации. Вот почему важно влияние общественных моральных ценностей на психику ребенка, его хрупкую, «хрустальную» душу. Очень важно ввести понятие ценности человеческой жизни, которое может проявляться в самореализации, гуманности, сочувствии, любви. Ценностная ориентация подростка зависит от норм, которые так или иначе будут «царить» в обществе, либо в семье, где воспитывается подросток. При этом согласно возрастным особенностям подросткового возраста, для подростка характерно отрицание, или вытеснение норм своей родной культуры, приверженность к субкультурам, не составляющим основу ценностных ориентаций нашего общества. Множество научных исследований было посвящено возрастным особенностям подросткового возраста. Его зачастую относят к кризисному возрасту, т.к. на каждом этапе пубертата происходят свои особенности, «закономерности» – это физиологические изменения, которые сильно влияют на психику ребенка в целом, отсюда и поведенческие, эмоциональные, и личностные изменения. Безусловно, формирование духовно-нравственных ценностей личности начинается с воспитания семьи. Семья – это главный источник, «родник», нравственного воспитания ребенка. Затем за семьей идет она из важных сфер жизни ребенка – это школа, секции, кружки. Важным влиянием на формирование духовных ценностей оказывает общество: это взрослые, особенно, важно здесь подчеркнуть поступки взрослых, так как оно закладывает основной фундамент поведения ребенка в обществе; это поведение детей, которые окружают подростка: друзья, одноклассники. В.В. Абраменкова утверждает, что немаловажным остается влияние СМИ, интернет [3], которые так же оказывают колоссальную роль на поведение подростков и их развитие духовной нравственности и патриотизма. Важно понимать, что острота проблемы дефицита духовной нравственности и патриотизма настигла нас в наше нелегкое время. Детям очень трудно дифференцировать «правильную», традиционную культуру от «неправильной», навязанной, «не своей» субкультуры, которая их привлекает намного больше своей «отдаленностью». Порой, часто можно услышать от детей о «скучности», «занудливости» нашей народной, отечественной культуры.
Следует отметить, что духовно-нравственная проблема остается открытой, до конца не изученной. Анализируя научные труды, мы пришли к выводу о том, что существует недостаточно программ, направленных на развитие и формирование духовно-нравственных и патриотических ценностей у подростков. Мы заинтересованы данной проблемой и будем разрабатывать программы, адаптированные под современное время, учитывающие современные концепции ценностей молодёжи, но при этом, опираясь на традиционную культуру нашей страны.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: изд-во Смысл; изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.
2. Самыгин С.И. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / отв. ред. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2021. 318 с.
3. Абраменкова В.В. Духовно – нравственное развитие современного ребенка в России и стратегия воспитания // Мир психологии. 2015. №1. С.224-234.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ
И ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У СОВРЕМЕННЫХ
ПОДРОСТКОВ В РОССИИ
Аннотация. Проблема духовно-нравственного воспитания подростков была и остается актуальной в наше время. Со стремительным развитием информационных технологий в России в начале XXI века стала падать нравственность подрастающего поколения, нарастало «падение» патриотизма, обесценивалась традиционная культура. Анализируя научные исследования наших современников, было очевидным то, что с внедрением технических средств (гаджеты, интернет), которые, казалось бы, упрощают жизнь человечества, напротив, отдаляли людей друг от друга. Упразднилась семейная культура, а с ней и духовность семьи. Семья уже не рассматривалась как ячейка общества, а, каждый, в руках с гаджетом, жил своей «виртуальной» жизнью, самоутверждался в мире виртуальных игр, «сообществ». Живое общение постепенно стало сходить на «нет». Но духовно-нравственный дефицит стал уже актуальным к концу 20-х годов нашего столетия. За последние несколько лет данным вопросом занялись многие ученые. Стал более актуален новый взгляд по формированию духовно-нравственных и патриотических ценностей на основе традиционной культуры в рамках образовательных, профилактических, психокоррекционных программ.
Ключевые слова: духовно-нравственное развитие, патриотизм, подростки, родители, общество, семья, воспитание, нравственность.
В настоящее время остро встал вопрос об изучении актуальных ценностей современного подростка. На современном этапе можно отметить некое духовно-нравственное искажение, которое проявляется подменой ценностей: смыслом жизни является материальное благополучие, удовольствие; нравственность подменяется холодной расчетливостью, потребительским отношением; любовь – прагматизмом. Для детей с различными отклонениями в поведении характерно и вовсе отсутствие жизненных целей. Нравственное воспитание включает в себя множество способов развития морально-этических качеств, проявляющихся в привычках, поведении, навыках, общении. Вопрос изучения духовно-нравственного развития и патриотизма привлекал многих мыслителей и ученых на протяжении всего существования человечества. Эти аспекты охватывали разные формы познания духовности человека. Понятие духовного развития уходит корнями в искусство, историю, философию, религию. Данным вопросом глубоко занимался Выготский Л.С. ‒ мэтр советской психологии, который на основе своей культурно-исторической теории рассматривал понятие духовно-нравственного понятия во всех его проявлениях жизни, как отдельно человека, так и общества в целом [1].
Духовное развитие – это огромный процесс, который затрагивает все сферы человеческой жизни. Духовные ценности определяют смысл жизни, мотивы. Во многих научных трудах рассматривается вопрос о необходимости воспитания в подрастающем поколении духовно-нравственных ценностей и патриотизма, которые будут развиваться путем раскрытия в ребенке творческих способностей, знакомить детей с историческими традиционными ценностями, на которые наша страна опиралась веками. Исторический путь духовности и патриотизма проходил через разные столетия и преобразовывался, но сохранял свою целостность и значимость для российского общества. На этой духовности были воспитаны множество великих людей России: писатели, ученые, философы, историки, искусствоведы, педагоги. Чтобы помочь подростку обрести себя в современном мире, определить основные жизненные ценности, повысить чувство ответственности за свои поступки, перед обществом, необходимо строить работу с детьми, опираясь на разум и нравственность, таковым является первоначальное понимание добра и зла.
Юношеский возраст – это стадия духовного развития, хотя она и связана с комплексом психофизиологических процессов [2]. В этот период происходит осознание подростком собственной индивидуальности, открытие своего «Я», построение жизненного плана, участие и влияние в общественной жизни. Э. Шпрангер считает, процесс самосознания идет изнутри у молодого человека. В наибольшей степени, именно подростковый возраст является периодом становления духовных ценностей. Одной из важной составляющей стороной самосознания подростка является вера в себя, которая находит свои корни в самоуважении, развитии адекватной самооценки и гуманизации. Большое значение уделяется самовоспитанию подростка. Это самый важный процесс волевого формирования, который включает себя проявление мужества, твердости характера, самоотверженности, самопожертвования. Данные качества формируют чувство патриотизма.
Расширяется диапазон духовности. У человека уже есть идеал, сформирована ценность, которой он будет руководствоваться на своём жизненном пути. Духовно-нравственные ценности приобретаются в процессе социализации подростка, его способности адекватно оценивать свои возможности, умение выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми, быть в гармонии с самим собой и обществом. Нравственность формируется в процессе бытовой деятельности ребенка, в его взаимодействии с окружающим миром. Он познает мир сквозь свою призму, главное, эту призму не исказить бездуховностью, которая может привести к духовной дезорганизации. Вот почему важно влияние общественных моральных ценностей на психику ребенка, его хрупкую, «хрустальную» душу. Очень важно ввести понятие ценности человеческой жизни, которое может проявляться в самореализации, гуманности, сочувствии, любви. Ценностная ориентация подростка зависит от норм, которые так или иначе будут «царить» в обществе, либо в семье, где воспитывается подросток. При этом согласно возрастным особенностям подросткового возраста, для подростка характерно отрицание, или вытеснение норм своей родной культуры, приверженность к субкультурам, не составляющим основу ценностных ориентаций нашего общества. Множество научных исследований было посвящено возрастным особенностям подросткового возраста. Его зачастую относят к кризисному возрасту, т.к. на каждом этапе пубертата происходят свои особенности, «закономерности» – это физиологические изменения, которые сильно влияют на психику ребенка в целом, отсюда и поведенческие, эмоциональные, и личностные изменения. Безусловно, формирование духовно-нравственных ценностей личности начинается с воспитания семьи. Семья – это главный источник, «родник», нравственного воспитания ребенка. Затем за семьей идет она из важных сфер жизни ребенка – это школа, секции, кружки. Важным влиянием на формирование духовных ценностей оказывает общество: это взрослые, особенно, важно здесь подчеркнуть поступки взрослых, так как оно закладывает основной фундамент поведения ребенка в обществе; это поведение детей, которые окружают подростка: друзья, одноклассники. В.В. Абраменкова утверждает, что немаловажным остается влияние СМИ, интернет [3], которые так же оказывают колоссальную роль на поведение подростков и их развитие духовной нравственности и патриотизма. Важно понимать, что острота проблемы дефицита духовной нравственности и патриотизма настигла нас в наше нелегкое время. Детям очень трудно дифференцировать «правильную», традиционную культуру от «неправильной», навязанной, «не своей» субкультуры, которая их привлекает намного больше своей «отдаленностью». Порой, часто можно услышать от детей о «скучности», «занудливости» нашей народной, отечественной культуры.
Следует отметить, что духовно-нравственная проблема остается открытой, до конца не изученной. Анализируя научные труды, мы пришли к выводу о том, что существует недостаточно программ, направленных на развитие и формирование духовно-нравственных и патриотических ценностей у подростков. Мы заинтересованы данной проблемой и будем разрабатывать программы, адаптированные под современное время, учитывающие современные концепции ценностей молодёжи, но при этом, опираясь на традиционную культуру нашей страны.
Библиографический список
1. Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: изд-во Смысл; изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.
2. Самыгин С.И. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие / отв. ред. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2021. 318 с.
3. Абраменкова В.В. Духовно – нравственное развитие современного ребенка в России и стратегия воспитания // Мир психологии. 2015. №1. С.224-234.