ФАНАГОРИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФГБОУ ВО «МГТУ ИМ. Г.И. НОСОВА»
27.12.2023
Безруков А.В., Кучеренко Е.С.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ФАНАГОРИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФГБОУ ВО «МГТУ ИМ. Г.И. НОСОВА»
Аннотация.Статья представляет анализ результатов последних археологических исследований, проведенных на городище Фанагория, раскопе «Нижний город», при участии студентов и преподавателей МГТУ им. Г.И. Носова. В статье рассмотрены различные аспекты жизни Фанагории в средневековом периоде, ее роль в торговле различными товарами с окружающими территориями. Авторами также представлены и проанализированы археологические и нумизматические данные, которые позволяют уточнить представление о социально-экономической политической и культурной сферах жизни Фанагории в средневековый период. Артефакты и письменные источники подтверждают существование в городе христианской общины. Особое внимание уделено изучению данных нумизматики, которые свидетельствуют о ее роли как посредника на торговых путях из Византийской империи, Арабского Халифата, Хазарии и Руси.
Ключевые слова:Фанагория, Византия, Средневековье, хазары, христианская община, синагога.
Средневековый период истории Фанагории, как неоднократно отмечалось, в отечественной историографии очень неудовлетворительно освещен письменными источниками (Прокопий Кесарийского, «Хронограф» византийского писателя Феофана Исповедника, живший в 760-818 гг.), и, поэтому, особенно важную роль в его изучении играют археологические изыскания, которые дают информацию о территории города, экономике, торговле и т.д.
Фанагорийская экспедиция Института археологии РАН в последние годы при непосредственном участии археологического отряда МГТУ им. Г.И. Носова осуществляет археологические исследования в одном из районов города, расположенного на нижнем плато.
Археологические исследования 2019-2023 гг. позволили, с одной стороны, уточнить картину различных аспектов материальной и духовной культуры, экономической и политической сфер жизни Фанагории, а с другой – получить новые данные в результате открытий и публикаций в научных изданиях нумизматических и археологических данных.
Как выглядел город в позднеантичный период сказать трудно, поскольку при позднем строительстве практически все строительные остатки этого времени были разобраны, а строительный материал использован при позднем строительстве.
Тем не менее, Фанагория, по-видимому, играла большую роль в снабжении окружающих территорий привозными товарами: вином, оливковым маслом, краснолаковой и стеклянной посудой.
Позднеантичный IV-VI вв. и средневековый период жизни Фанагории, VII-X вв., который связан с историей Хазарского каганата, представляют наибольший интерес. Этот период традиционно находился в центре внимания историков и археологов в связи с изучением, как самого каганата, так и становления древнерусской государственности. Археологические раскопки последних лет на раскопах «Верхний город» и «Нижний город» дали богатейший материал, позволивший в подробностях увидеть архитектурное своеобразие, особенности устройства жилых домов, артефакты, подтверждающие данные письменных источников о существовании в городе христианской общины реконструировать завершающие страницы существования хазарской Фанагории.
В первых десятилетиях VI в. Фанагория вошла в состав Византийской империи, о чем упоминает знаменитый историк Прокопий Кесарийский.
Первые христианские общины на Боспоре появились в начале IV в., а уже в начале VI в. в источниках упоминается епископская кафедра Фанагории. Её учреждение было связано с вхождением боспорских городов в состав Византийской империи при императоре Юстине I. Однако собственно материальных свидетельств христианизации населения Фанагории до сих пор на удивление мало, к их числу относятся находки нескольких христианских надгробий второй половины IV-VII вв., фрагменты посуды V-VI вв. с христианской символикой, бронзовый крест VI в. из храмового инвентаря. Кроме того, следует указать обнаружение в непосредственной близости хозяйственного комплекса при базилике, погибшей в пожаре середины VI в. [1, с.69].
Нет оснований сомневаться, что в указанный период в Фанагории была значительная христианская община, так как известно, что фанагорийский епископ Иоанн присутствовал в 519 г. на одном из церковных соборов в Константинополе.
На территории Фанагории экспедиция Института археологии РАН обнаружила уникальные предметы раннехристианского культа, – фрагменты мраморной купели и мраморной полукруглой алтарной столешницы с арочным декором вдоль края, обнаруженные артефакты позволят по-новому представить историю становления христианства в России.
Представленные артефакты и условия их обнаружения, позволяют нам предположить существование на территории Фанагории христианского храма.
Присутствие в Фанагории епископа подразумевает наличие в городе христиан и, как минимум, одного храма, однако количество известных до недавнего времени христианских памятников, найденных на территории Фанагории, на удивление, крайне незначительно.
Что же касается храма, то до недавнего времени каких-либо археологических следов его наличия в городе выявлено не было. Только в 2019 и 2021 гг. в ходе исследований на раскопе «Нижний город» было найдено сразу несколько памятников, которые могли принадлежать внутреннему убранству христианского храма. Храм, по-видимому, был разрушен в середине VI в. Тогда же, скорее всего, прекратила свое существование и Фанагорийская епархия [1, с.75].
В текущем сезоне исследования, которые осуществляет Фанагорийская археологическая экспедиция Института археологии РАН, позволили сделать важное открытие – раскопками была обнаружена древнейшая на территории России иудейская синагога.
Она представляет собой прямоугольное, которое делится на два помещения, каждое площадью более 60 кв. метров. Синагога погибла в результате сильного пожара, который практически полностью разрушил здание, от которого сохранились только стены на высоту от полуметра до метра. По всей видимости, именно об этом пожаре нам сообщает византийский писатель Прокопий Кесарийский: «Два других небольших городка, называемые Кепы и Фанагурис, издревле были подчинены римлянам и такими были и в мое время. Но недавно некоторые из варварских племен, живших в соседних областях, взяли и разрушили их до основания». Этот тотальный разгром зафиксирован при археологических раскопках, катастрофа датирована серединой VI в. н.э. Не избежала этой страшной участи и синагога, которая была почти полностью сожжена.
Синагога была очень богатой: ее крыша была черепичной, стены покрыты расписной штукатуркой, а нижние части – мраморной плиткой, пол представлял собой великолепно изготовленное водоотталкивающее покрытие на основе тонко отмученной глины и шамота (цемянка).
В развалинах синагоги были обнаружены обломки, а также одна полностью сохранившаяся, нескольких надписей на греческом языке. На одной из них упоминается слово «синагога» [2].
В процессе раскопок Фанагории уже издавна археологи находили надгробные камни с изображением меноры. Все эти свидетельства подтверждают наличие в городе иудейской общины уже с первого века нашей эры. При этом следует учесть, что приверженцами иудейской религии не обязательно были евреи. Ими могли быть люди разных национальностей, которые приняли эту религию по тем или иным соображениям. Например, в Хазарском каганате иудаизм был официальной религией государства, хотя хазары не имели никакого отношения к евреям.
Византийский писатель Феофан Исповедник, живший в 760-818 гг., пишет: «В землях… у Фанагории и живущих там евреев обитает множество народов…» (679 г.). Помимо этого, у нас свидетельство надписи из Фанагории, которая точно датируется 51-м годом н.э. В ней говорится о синагоге. Это означает, что Фанагорийская синагога, появившись в первом веке, просуществовала около 500 лет, погибнув в VI в.
Таким образом, синагога в Фанагории является самым древним иудейским храмом, найденным на территории России, и одним из самых ранних для всей диаспоры.
Слой пожара VI в, погубившего Фанагорию, активно исследуется, начиная с 2019 г., а следы пожара зафиксированы, прежде всего, в виде большого количества золы, сажи, фрагментов сгоревших деревянных конструкций, развалов кровельной черепицы, а также битой посуды и остатков обгоревшего зерна в сосудах.
Монеты, слипшиеся в ком, по форме которого можно заключить, что они хранились в мешочке/кошельке, находились в отбитом горле амфоры, вертикально вкопанном в пол помещения здания, археологическое исследование которого по настоящий день не завершено. При этом монеты были уложены в мешочек аккуратными столбиками по несколько штук.
Исторический контекст находки связан с турбулентной ситуацией на Боспоре VI в., отразившейся и на судьбе Фанагории, клад наглядно свидетельствует об экономическом упадке, денежном кризисе и инфляционных процессах, которые государство пыталось преодолеть. Исследования, проведенные М.Г. Абрамзоном методами рентгенофлуоресцентной спектроскопии, показали, что государство в поисках средств борьбы с варварами, прибегало к порче денег, постоянно уменьшая процент драгоценного металла в статерах. Содержание серебра упало до 10-15%, а статеры Савромата IV и Тейрана были медными и лишь сверху покрывались слоем серебра [3, с. 60].
Все три византийских солида выпущены на монетном дворе Константинополя, чекан которого преобладает в находках византийского золота на Кавказе и в Восточном Крыму, что указывает на прямые связи этих областей с каганатом. Отмечено, что, когда византийские монеты попадали к хазарам и другим народам за пределами Византийской империи в результате дипломатических отношений, выплаты дани, выкупа за пленных и т.д., солиды поступали из Константинополя, непосредственно с монетного двора. Византийские, арабские и древнерусские монеты из слоев раннесредневековой Фанагории свидетельствуют о политической и экономической значимости этого города в системе взаимоотношений Византийской империи, Арабского Халифата, Хазарии и Руси.
Раскопки последних лет в Фанагории открыли остатки монументальных жилых домов хазарского времени, кроме того, были найдены монеты VIII в. н.э. - золотые солиды византийского императора Тиберия III Апсимара (698-705 гг.) и серебряный дирхам халифа ал-Махди (775-785 гг.) из династии Аббасидов. [4, с. 7-11]. Эта совместная находка разных валют эпохи предоставляет уникальные сведения о денежном рынке Хазарии, фиксируя короткий момент параллельного обращения здесь в 8 в. византийского золота и арабского серебра.
В погребении был обнаружен житель Фанагории с атрибутами всадника – плетью и длинным мечем позднесарматского типа. Принадлежность этого воина к всадничеству помимо археологических свидетельств подтверждается и результатами антропологических наблюдений. В правой руке мужчины обнаружена плеть. Вероятно, при погребении ее вложили в руку умершему человеку. Конструкция плети довольно проста – это деревянная рукоять с бронзовой обоймой, закреплявшей кожаный шнур на одном из окончаний рукояти.
С большой осторожностью автором сделано предположение о том, что плеть могла являться символом, обозначающим положение воина в иерархической системе боспорской конницы, формирование которой происходило не без участия варварского окружения Боспора [5, с. 54 -55].
Полевые сезоны последних лет выявили скелетные останки людей в культурных слоях средневекового города на территории Нижнего города. Биоархеологические аспекты исследования как направление, частично связанное с классическими методами палеоантропологии, было обосновано ранее в рамках «исторической экологии человека».
Итак, в распоряжении исследователей оказались скелеты различной степени сохранности 15-16 человек, среди которых лишь два индивида были обнаружены в положении in situ с сохранившейся анатомически правильной последовательностью элементов скелета, большая часть скелетных останков представляет собой разрозненные и разрушенные кости.
Хотя краниологический материал к настоящему времени крайне фрагментарен, исследователи фиксируют присутствие монголоидного компонента в среде жителей города, что подтверждает данные письменных источников о важной роли Фанагории как политического центра в составе Хазарии.
Таким образом, основные характеристики собственно хазарского населения, составлявшего социальную верхушку Хазарии, отчетливо проступают в индивидах из культурных слоев средневековой Фанагории [6, с. 85-86].
Подводя итог предварительному рассмотрению скелетных останков людей из хазарских слоев города можно сказать, что представленный немногочисленный, но выразительный материал очень важен как для понимания завершающего этапа существования Фанагории, так и для получения целостной картины гибели городских центров Хазарии.
В первых десятилетиях VI в. Фанагория вошла в состав Византийской империи, о чем упоминает знаменитый историк Прокопий Кесарийский, а в середине VI в. Фанагория, согласно рассказу Прокопия, была разрушена какими-то жившими по соседству варварами. В ходе раскопок были открыты следы военных действий и разрушений, преимущественно, в районе порта, на территории которого ведутся основные археологические изыскания, которые можно с высокой степенью достоверности связать с этим событием.
Таким образом, становится очевидным, что Фанагория прекратила свое существование как византийский город.
Дальнейшая история Фанагории представлена как часть истории новых государственных образований периода раннего средневековья, что археологически подтверждается данными археологических исследований на территории Нижнего города и некрополя Фанагории. В дальнейшем Фанагория входила в состав Великой Булгарии (632-665 гг.) и, возможно, была резиденцией хана Кубрата, а также местом, откуда хан Аспарух повел болгар на Балканы, где ими было основано Болгарское государство. Когда болгары покинули Тамань под давлением хазарских племен, примерно через 120-130 лет Фанагория на финальном этапе своего существования возродилась уже как город в составе Хазарского каганата, с которым связан его последний этап истории.
Находки на территории Фанагории и её окрестностях византийских монет, арабского серебра, тмутараканских денег Мстислава Владимировича и сребреника Владимира Святославича свидетельствует, что через Фанагорию была частью пути, связывавшего древнюю Русь с Византией [3, с. 44-45].
Окончательно Фанагория была разгромлена в начале X в., по всей видимости, в процессе геополитической борьбы между Византией, Хазарией и Русью.
Согласно археологическим данным, Фанагория была оставлена жителями где-то на рубеже IX–X столетий, видимо, вследствие какой-то военной угрозы, а на ее месте возникло небольшое поселение, которое, вскоре, однако, прекратило своё существование, так представляется в целом картина завершения многовековой истории Фанагории.
Библиографический список:
1. ГолофастЛ.А. Христианство в Фанагории. Археологические свидетельства Hypanis. Труды отдела классической археологии ИА РАН. Т. 4. – М., 2022. – 240 с. C. 69-106
2. Кузнецов, В.Д. Фанагорийская синагога.URL: https://www.archaeolog.ru/ru/press/articles/fanagoriyskaya-sinagoga
3. Абрамзон, М. Г. Деньги в повседневной жизни Фанагории (монеты из раскопок) / М. Г. Абрамзон, В. Д. Кузнецов, С. Н. Остапенко // Фанагория. Научно-популярная серия. Вып. 1. – под редакцией В.Д Кузнецова. – М. : ИА РАН, 2021. – С. 7-79.
4. Абрамзон, М. Г. Раннесредневековые монеты на торговом пути через Фанагорию (находки 2015–2017 гг.) / М. Г. Абрамзон, С. Н. Остапенко, Н. И. Сударев // Фанагория. Результаты археологических исследований / под ред. В.Д Кузнецова. – М.: ИА РАН, 2018. Том 6, вып. 3. – С. 6-34.
5. Ворошилов, А. Н. Воинское захоронение с плетью из Фанагории / А. Н. Ворошилов // Фанагория. Результаты археологических исследований/под ред. В.Д. Кузнецова, А.А. Завойкина. – М.: ИА РАН, 2018. Том 7, вып. 4. – С. 39-55.
6. Добровольская, М. В. Антропологические материалы хазарского времени из Фанагории / М. В. Добровольская, Н. В. Свиркина // Фанагория. Результаты археологических исследований /под ред. В.Д. Кузнецова, А.А. Завойкина. – М.: ИА РАН, 2018. Т.6. вып. 3. – С. 73-86.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ФАНАГОРИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФГБОУ ВО «МГТУ ИМ. Г.И. НОСОВА»
Аннотация.Статья представляет анализ результатов последних археологических исследований, проведенных на городище Фанагория, раскопе «Нижний город», при участии студентов и преподавателей МГТУ им. Г.И. Носова. В статье рассмотрены различные аспекты жизни Фанагории в средневековом периоде, ее роль в торговле различными товарами с окружающими территориями. Авторами также представлены и проанализированы археологические и нумизматические данные, которые позволяют уточнить представление о социально-экономической политической и культурной сферах жизни Фанагории в средневековый период. Артефакты и письменные источники подтверждают существование в городе христианской общины. Особое внимание уделено изучению данных нумизматики, которые свидетельствуют о ее роли как посредника на торговых путях из Византийской империи, Арабского Халифата, Хазарии и Руси.
Ключевые слова:Фанагория, Византия, Средневековье, хазары, христианская община, синагога.
Средневековый период истории Фанагории, как неоднократно отмечалось, в отечественной историографии очень неудовлетворительно освещен письменными источниками (Прокопий Кесарийского, «Хронограф» византийского писателя Феофана Исповедника, живший в 760-818 гг.), и, поэтому, особенно важную роль в его изучении играют археологические изыскания, которые дают информацию о территории города, экономике, торговле и т.д.
Фанагорийская экспедиция Института археологии РАН в последние годы при непосредственном участии археологического отряда МГТУ им. Г.И. Носова осуществляет археологические исследования в одном из районов города, расположенного на нижнем плато.
Археологические исследования 2019-2023 гг. позволили, с одной стороны, уточнить картину различных аспектов материальной и духовной культуры, экономической и политической сфер жизни Фанагории, а с другой – получить новые данные в результате открытий и публикаций в научных изданиях нумизматических и археологических данных.
Как выглядел город в позднеантичный период сказать трудно, поскольку при позднем строительстве практически все строительные остатки этого времени были разобраны, а строительный материал использован при позднем строительстве.
Тем не менее, Фанагория, по-видимому, играла большую роль в снабжении окружающих территорий привозными товарами: вином, оливковым маслом, краснолаковой и стеклянной посудой.
Позднеантичный IV-VI вв. и средневековый период жизни Фанагории, VII-X вв., который связан с историей Хазарского каганата, представляют наибольший интерес. Этот период традиционно находился в центре внимания историков и археологов в связи с изучением, как самого каганата, так и становления древнерусской государственности. Археологические раскопки последних лет на раскопах «Верхний город» и «Нижний город» дали богатейший материал, позволивший в подробностях увидеть архитектурное своеобразие, особенности устройства жилых домов, артефакты, подтверждающие данные письменных источников о существовании в городе христианской общины реконструировать завершающие страницы существования хазарской Фанагории.
В первых десятилетиях VI в. Фанагория вошла в состав Византийской империи, о чем упоминает знаменитый историк Прокопий Кесарийский.
Первые христианские общины на Боспоре появились в начале IV в., а уже в начале VI в. в источниках упоминается епископская кафедра Фанагории. Её учреждение было связано с вхождением боспорских городов в состав Византийской империи при императоре Юстине I. Однако собственно материальных свидетельств христианизации населения Фанагории до сих пор на удивление мало, к их числу относятся находки нескольких христианских надгробий второй половины IV-VII вв., фрагменты посуды V-VI вв. с христианской символикой, бронзовый крест VI в. из храмового инвентаря. Кроме того, следует указать обнаружение в непосредственной близости хозяйственного комплекса при базилике, погибшей в пожаре середины VI в. [1, с.69].
Нет оснований сомневаться, что в указанный период в Фанагории была значительная христианская община, так как известно, что фанагорийский епископ Иоанн присутствовал в 519 г. на одном из церковных соборов в Константинополе.
На территории Фанагории экспедиция Института археологии РАН обнаружила уникальные предметы раннехристианского культа, – фрагменты мраморной купели и мраморной полукруглой алтарной столешницы с арочным декором вдоль края, обнаруженные артефакты позволят по-новому представить историю становления христианства в России.
Представленные артефакты и условия их обнаружения, позволяют нам предположить существование на территории Фанагории христианского храма.
Присутствие в Фанагории епископа подразумевает наличие в городе христиан и, как минимум, одного храма, однако количество известных до недавнего времени христианских памятников, найденных на территории Фанагории, на удивление, крайне незначительно.
Что же касается храма, то до недавнего времени каких-либо археологических следов его наличия в городе выявлено не было. Только в 2019 и 2021 гг. в ходе исследований на раскопе «Нижний город» было найдено сразу несколько памятников, которые могли принадлежать внутреннему убранству христианского храма. Храм, по-видимому, был разрушен в середине VI в. Тогда же, скорее всего, прекратила свое существование и Фанагорийская епархия [1, с.75].
В текущем сезоне исследования, которые осуществляет Фанагорийская археологическая экспедиция Института археологии РАН, позволили сделать важное открытие – раскопками была обнаружена древнейшая на территории России иудейская синагога.
Она представляет собой прямоугольное, которое делится на два помещения, каждое площадью более 60 кв. метров. Синагога погибла в результате сильного пожара, который практически полностью разрушил здание, от которого сохранились только стены на высоту от полуметра до метра. По всей видимости, именно об этом пожаре нам сообщает византийский писатель Прокопий Кесарийский: «Два других небольших городка, называемые Кепы и Фанагурис, издревле были подчинены римлянам и такими были и в мое время. Но недавно некоторые из варварских племен, живших в соседних областях, взяли и разрушили их до основания». Этот тотальный разгром зафиксирован при археологических раскопках, катастрофа датирована серединой VI в. н.э. Не избежала этой страшной участи и синагога, которая была почти полностью сожжена.
Синагога была очень богатой: ее крыша была черепичной, стены покрыты расписной штукатуркой, а нижние части – мраморной плиткой, пол представлял собой великолепно изготовленное водоотталкивающее покрытие на основе тонко отмученной глины и шамота (цемянка).
В развалинах синагоги были обнаружены обломки, а также одна полностью сохранившаяся, нескольких надписей на греческом языке. На одной из них упоминается слово «синагога» [2].
В процессе раскопок Фанагории уже издавна археологи находили надгробные камни с изображением меноры. Все эти свидетельства подтверждают наличие в городе иудейской общины уже с первого века нашей эры. При этом следует учесть, что приверженцами иудейской религии не обязательно были евреи. Ими могли быть люди разных национальностей, которые приняли эту религию по тем или иным соображениям. Например, в Хазарском каганате иудаизм был официальной религией государства, хотя хазары не имели никакого отношения к евреям.
Византийский писатель Феофан Исповедник, живший в 760-818 гг., пишет: «В землях… у Фанагории и живущих там евреев обитает множество народов…» (679 г.). Помимо этого, у нас свидетельство надписи из Фанагории, которая точно датируется 51-м годом н.э. В ней говорится о синагоге. Это означает, что Фанагорийская синагога, появившись в первом веке, просуществовала около 500 лет, погибнув в VI в.
Таким образом, синагога в Фанагории является самым древним иудейским храмом, найденным на территории России, и одним из самых ранних для всей диаспоры.
Слой пожара VI в, погубившего Фанагорию, активно исследуется, начиная с 2019 г., а следы пожара зафиксированы, прежде всего, в виде большого количества золы, сажи, фрагментов сгоревших деревянных конструкций, развалов кровельной черепицы, а также битой посуды и остатков обгоревшего зерна в сосудах.
Монеты, слипшиеся в ком, по форме которого можно заключить, что они хранились в мешочке/кошельке, находились в отбитом горле амфоры, вертикально вкопанном в пол помещения здания, археологическое исследование которого по настоящий день не завершено. При этом монеты были уложены в мешочек аккуратными столбиками по несколько штук.
Исторический контекст находки связан с турбулентной ситуацией на Боспоре VI в., отразившейся и на судьбе Фанагории, клад наглядно свидетельствует об экономическом упадке, денежном кризисе и инфляционных процессах, которые государство пыталось преодолеть. Исследования, проведенные М.Г. Абрамзоном методами рентгенофлуоресцентной спектроскопии, показали, что государство в поисках средств борьбы с варварами, прибегало к порче денег, постоянно уменьшая процент драгоценного металла в статерах. Содержание серебра упало до 10-15%, а статеры Савромата IV и Тейрана были медными и лишь сверху покрывались слоем серебра [3, с. 60].
Все три византийских солида выпущены на монетном дворе Константинополя, чекан которого преобладает в находках византийского золота на Кавказе и в Восточном Крыму, что указывает на прямые связи этих областей с каганатом. Отмечено, что, когда византийские монеты попадали к хазарам и другим народам за пределами Византийской империи в результате дипломатических отношений, выплаты дани, выкупа за пленных и т.д., солиды поступали из Константинополя, непосредственно с монетного двора. Византийские, арабские и древнерусские монеты из слоев раннесредневековой Фанагории свидетельствуют о политической и экономической значимости этого города в системе взаимоотношений Византийской империи, Арабского Халифата, Хазарии и Руси.
Раскопки последних лет в Фанагории открыли остатки монументальных жилых домов хазарского времени, кроме того, были найдены монеты VIII в. н.э. - золотые солиды византийского императора Тиберия III Апсимара (698-705 гг.) и серебряный дирхам халифа ал-Махди (775-785 гг.) из династии Аббасидов. [4, с. 7-11]. Эта совместная находка разных валют эпохи предоставляет уникальные сведения о денежном рынке Хазарии, фиксируя короткий момент параллельного обращения здесь в 8 в. византийского золота и арабского серебра.
В погребении был обнаружен житель Фанагории с атрибутами всадника – плетью и длинным мечем позднесарматского типа. Принадлежность этого воина к всадничеству помимо археологических свидетельств подтверждается и результатами антропологических наблюдений. В правой руке мужчины обнаружена плеть. Вероятно, при погребении ее вложили в руку умершему человеку. Конструкция плети довольно проста – это деревянная рукоять с бронзовой обоймой, закреплявшей кожаный шнур на одном из окончаний рукояти.
С большой осторожностью автором сделано предположение о том, что плеть могла являться символом, обозначающим положение воина в иерархической системе боспорской конницы, формирование которой происходило не без участия варварского окружения Боспора [5, с. 54 -55].
Полевые сезоны последних лет выявили скелетные останки людей в культурных слоях средневекового города на территории Нижнего города. Биоархеологические аспекты исследования как направление, частично связанное с классическими методами палеоантропологии, было обосновано ранее в рамках «исторической экологии человека».
Итак, в распоряжении исследователей оказались скелеты различной степени сохранности 15-16 человек, среди которых лишь два индивида были обнаружены в положении in situ с сохранившейся анатомически правильной последовательностью элементов скелета, большая часть скелетных останков представляет собой разрозненные и разрушенные кости.
Хотя краниологический материал к настоящему времени крайне фрагментарен, исследователи фиксируют присутствие монголоидного компонента в среде жителей города, что подтверждает данные письменных источников о важной роли Фанагории как политического центра в составе Хазарии.
Таким образом, основные характеристики собственно хазарского населения, составлявшего социальную верхушку Хазарии, отчетливо проступают в индивидах из культурных слоев средневековой Фанагории [6, с. 85-86].
Подводя итог предварительному рассмотрению скелетных останков людей из хазарских слоев города можно сказать, что представленный немногочисленный, но выразительный материал очень важен как для понимания завершающего этапа существования Фанагории, так и для получения целостной картины гибели городских центров Хазарии.
В первых десятилетиях VI в. Фанагория вошла в состав Византийской империи, о чем упоминает знаменитый историк Прокопий Кесарийский, а в середине VI в. Фанагория, согласно рассказу Прокопия, была разрушена какими-то жившими по соседству варварами. В ходе раскопок были открыты следы военных действий и разрушений, преимущественно, в районе порта, на территории которого ведутся основные археологические изыскания, которые можно с высокой степенью достоверности связать с этим событием.
Таким образом, становится очевидным, что Фанагория прекратила свое существование как византийский город.
Дальнейшая история Фанагории представлена как часть истории новых государственных образований периода раннего средневековья, что археологически подтверждается данными археологических исследований на территории Нижнего города и некрополя Фанагории. В дальнейшем Фанагория входила в состав Великой Булгарии (632-665 гг.) и, возможно, была резиденцией хана Кубрата, а также местом, откуда хан Аспарух повел болгар на Балканы, где ими было основано Болгарское государство. Когда болгары покинули Тамань под давлением хазарских племен, примерно через 120-130 лет Фанагория на финальном этапе своего существования возродилась уже как город в составе Хазарского каганата, с которым связан его последний этап истории.
Находки на территории Фанагории и её окрестностях византийских монет, арабского серебра, тмутараканских денег Мстислава Владимировича и сребреника Владимира Святославича свидетельствует, что через Фанагорию была частью пути, связывавшего древнюю Русь с Византией [3, с. 44-45].
Окончательно Фанагория была разгромлена в начале X в., по всей видимости, в процессе геополитической борьбы между Византией, Хазарией и Русью.
Согласно археологическим данным, Фанагория была оставлена жителями где-то на рубеже IX–X столетий, видимо, вследствие какой-то военной угрозы, а на ее месте возникло небольшое поселение, которое, вскоре, однако, прекратило своё существование, так представляется в целом картина завершения многовековой истории Фанагории.
Библиографический список:
1. ГолофастЛ.А. Христианство в Фанагории. Археологические свидетельства Hypanis. Труды отдела классической археологии ИА РАН. Т. 4. – М., 2022. – 240 с. C. 69-106
2. Кузнецов, В.Д. Фанагорийская синагога.URL: https://www.archaeolog.ru/ru/press/articles/fanagoriyskaya-sinagoga
3. Абрамзон, М. Г. Деньги в повседневной жизни Фанагории (монеты из раскопок) / М. Г. Абрамзон, В. Д. Кузнецов, С. Н. Остапенко // Фанагория. Научно-популярная серия. Вып. 1. – под редакцией В.Д Кузнецова. – М. : ИА РАН, 2021. – С. 7-79.
4. Абрамзон, М. Г. Раннесредневековые монеты на торговом пути через Фанагорию (находки 2015–2017 гг.) / М. Г. Абрамзон, С. Н. Остапенко, Н. И. Сударев // Фанагория. Результаты археологических исследований / под ред. В.Д Кузнецова. – М.: ИА РАН, 2018. Том 6, вып. 3. – С. 6-34.
5. Ворошилов, А. Н. Воинское захоронение с плетью из Фанагории / А. Н. Ворошилов // Фанагория. Результаты археологических исследований/под ред. В.Д. Кузнецова, А.А. Завойкина. – М.: ИА РАН, 2018. Том 7, вып. 4. – С. 39-55.
6. Добровольская, М. В. Антропологические материалы хазарского времени из Фанагории / М. В. Добровольская, Н. В. Свиркина // Фанагория. Результаты археологических исследований /под ред. В.Д. Кузнецова, А.А. Завойкина. – М.: ИА РАН, 2018. Т.6. вып. 3. – С. 73-86.