Задать вопрос
Статьи

ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОЙ СКЛОННОСТИ ПОДРОСТКОВ И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА В СЕМЬЕ

28.12.2024
УДК 159.9
Короткова А. В.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

ФАКТОРЫ СУИЦИДАЛЬНОЙ СКЛОННОСТИ ПОДРОСТКОВ
И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА В СЕМЬЕ

Аннотация. В данной статье проводится анализ факторов суицидального поведения подростков, приводится характеристика суицидальной склонности данной группы риска. В работе подчеркивается актуальность исследуемого вопроса на основании статистики Всемирной организации здравоохранения, в материалы которой вошли данные Российской Федерации. В основу исследования также ложится специфика выбранной группы риска, основанная на психическом, возрастном, и личностном критерии субъектов. Исследуется вопрос о причинах и поводах подросткового суицида. На основании выявленных подов и причин исследуются выработанные в практике рекомендации. Особенность указанных рекомендаций заключается в том, что они должны быть применимы не в специализированных учреждениях, а в кругу семьи, то есть людьми, не имеющими профессиональной квалификации для работы с подростками, имеющими суицидальные наклонности.
Ключевые слова: подростковый суицид, поводы к подростковому суициду, суицидальная наклонность подростка, профилактика суицидальной склонности, причины подросткового суицида, профилактическая работа в семье.
FACTORS OF SUICIDAL TENDENCIES IN ADOLESCENTS
AND THEIR PSYCHOLOGICAL PREVENTION IN THE FAMILY
Annotation. This article analyzes the factors of suicidal behavior of adolescents, provides a characteristic of the suicidal tendency of this risk group. The paper emphasizes the relevance of the issue under study based on the statistics of the World Health Organization, the materials of which included data from the Russian Federation. The study is also based on the specifics of the selected risk group, based on the mental, age, and personal criteria of the subjects. The issue of the causes and reasons for adolescent suicide is studied. Based on the identified causes and reasons, recommendations developed in practice are studied. The peculiarity of these recommendations is that they should be applied not in specialized institutions, but in the family circle, that is, by people who do not have professional qualifications to work with adolescents with suicidal tendencies.
Keywords: teenage suicide, reasons for teenage suicide, suicidal tendency of a teenager, prevention of suicidal tendency, cause of teenage suicide, preventive work in the family.

Каждый человек без исключения, достигая возраста социальной, экономической и юридической ответственности, оканчивает период «юношества» и вступает во взрослую жизнь. Общепринятой является точка зрения о том, что формирование психологических, личностных, биосоциальных и иных качеств взрослого человека проходит в подростковом возрасте, что и определяет людей, входящих в соответствующую возрастную группу, как наиболее уязвимых к воздействию факторов, критически влияющих на их личностное становление.
Е. Н. Примышева, Л. А. Макарова, И. Е. Макарова пишут, что по данным Всемирной организации здравоохранения (далее ВОЗ) ежегодно трагическое событие уносит жизни более 700 000 человек, а для лиц в возрасте от 15 до 29 лет самоубийство является третьей по распространенности причиной смерти. Также необходимо отметить, что в данной статистике учитывается только «оконченное действие», тогда как количество лиц, предпринимающих неудачные попытки к суициду, в разы превышает указанный показатель [5, с. 13].
Для Российской Федерации проблема суицидальной склонности подростков не яв-ляется новой, государством регулярно предпринимаются меры, направленные на сокращение и исключение подросткового суицида как явления. Исторический параметр про-блемы определяет количество отечественных исследований, посвященных разрешению вопросов о выявлении причин такой проблемы, разработке подходов, направленных на решение проблемы, а также выработке практических рекомендаций, которым необходимо следовать опекунам и родителям для минимизации шанса трагедии.
Подростковый суицид необходимо рассматривать как самостоятельное явление в отдельности от общей практики. Причиной этому являются результаты исследований в части распространенности методов реализации асоциального замысла. Наиболее распространенными методами являются «жестокие», а именно падение с высоты и повешение (около 98 %), тогда как «мягкие методы» (такие как отравление) встречаются в 2 % случаев. Такая статистика свидетельствует о подавленном психологическом состоянии под-ростков, что позволяет говорить о существенном воздействии факторов, определяющих характерологические особенности представителей группы риска в данной возрастной группы. Обосновывается это тем, что метод ухода из жизни с причинением значительно-го уровня страданий, по мнению ученых, направлен на то, чтобы компенсировать ту боль, которую приносят подростку жизненные обстоятельства, физической болью.
Ряд ученых подчеркивает важность различия причин и поводов подросткового суи-цида. М. А. Алимова подчеркивает, что «экстремальные ситуации», такие как публичное унижение и оскорбления, уход близкого человека, проблемы в школе/команде и проч. не являются причинами трагедии, поскольку подросток, в отношении которого отсутствуют более глубокие причины суицида, не будет рассматривать данное действие как выход из сложившихся обстоятельств [2, с. 56].
Причины подросткового суицида описаны не только в науке, но и в материалах государственных органов, которые ведут учет социальной и демографической статистики. Так, к примеру, Правительством Смоленской области был опубликован перечень наиболее распространенных причин суицидальной склонности подростков.
– Ссора с близкими, друзьями. Особенно критичной в подростковом возрасте является ссора с друзьями, сопровождающаяся стигматизацией. Подросток становится изгоем в социальной группе, к нему регулярно проявляется неуважение, он подвергается унижениям и оскорблениям.
– Расставание с любимым человеком. В таком возрасте для подростка человеческие отношения ввиду недостатка жизненного опыта воспринимаются чрезмерно критично, из-за чего при отсутствии осознания значимости собственной жизни подросток готов ид-ти на крайние меры.
– Смерть родственника. В практике часто встречаются ситуации, когда в семье есть один человек, проявляющий в адрес ребенка доброту, любовь и заботу (например, ба-бушка, дедушка). После ухода из жизни такого родственника подросток утрачивает опо-ру и жизненные ориентиры, поскольку после этого его жизнь становится более тяжелой.
– Сложная психоэмоциональная обстановка в семье. Постоянные ссоры между ро-дителями, в которые вовлечет подросток, оставляют неизгладимый след в его воспоминаниях, который в существенной степени формирует его как личность. У ребенка наблюдаются сложности с уверенностью в себе, отсутствует адекватное отношение к тому, за что ребенок является ответственным. С таким грузом подросток постоянно находится в напряжении.
– Проблемы с наркотиками. Попав в неблагоприятную компанию, подросток может подвергнуться влиянию среды и совершить ошибку, выбраться из которой без помощи специалиста невозможно. К сожалению, обращение к специалисту у некоторых молодых людей является менее приоритетным вариантом, чем суицид.
– Продолжительное депрессивное состояние. Психические расстройства в подрост-ковом возрасте зачастую остаются незамеченными и принимаются родителями за «дет-ские» перепады настроения и неадекватное отношение к ситуации ввиду гормональной активности и отсутствия жизненного опыта, что не является действительным.
– Беременность в раннем возрасте. В большинстве случаев подростковая беремен-ность случается без достаточной степени ответственности партнеров, из-за чего сооб-щить об этом своей семье может быть более тяжелым испытанием, чем суицид
Проводя исследование причин подросткового суицида, коллектив авторов основы-вался на практике, что позволило ученым выделить следующие общие характеристики в отношении молодых людей (В. Д. Бадмаева, Е. Г. Дозорцева, К. В. Сыроквашина, Е. Ю. Шкитырь, Н. А. Александрова [3])^
– цель действия – решение проблемы. Жизненные обстоятельства, терзающие душу подростка, с его точки зрения могут быть решены с помощью суицида;
– стимул действия – невыносимая душевная боль. Постоянное ощущение эмоционального терзания, которое невозможно заглушить рутиной и иными социально-приемлемыми мерами, подталкивает подростка к отчаянию;
– эмоция действия – беспомощность. Суицид рассматривается как единственно возможный выход из сложившихся обстоятельств;
– отношение к действию – двойственное. Совершая суицид, подросток предпринимает отчаянные меры с надеждой на то, что его спасут. Двойственность проявляется в разочаровании в жизни при наличии любви к ней;
– содержание действия – бегство. Рассматриваемое действие позволяет подростку «освободиться» от того, что причиняло ему боль и терзания в жизни [3, с. 61].
Н. О. Холматова, А. А. Каримова и другие определяют суицидальное поведение как поэтапный процесс, состоящий из следующих этапов: антивитальные переживания («моя жизнь не имеет смысла»), пассивные суицидальные мысли («вот бы на меня упало что-то тяжелое и все бы закончилось…»), активные суицидальные мысли (подросток всерьез изучает способы суицида, выбирает место и время) [7, с. 1039]. Следовательно, учитывая последовательный характер суицидальной склонности, обоснованным является суждение о наличии прямого соотношения между этапом суицидального поведения подростка и трудностью профилактики такого поведения.
На основании изложенного можно говорить о том, что родители и опекуны способ-ны предупредить подростковый суицид в отношении своих иждивенцев посредством профилактики с соблюдением мер и принципов, выработанных в психологической науке.
Коллектив авторов в лице Н. В. Александровой, Т. И. Ивановой и О. Е. Крахмалевой говорят о том, что в процессе коррекции суицидального поведения подростка необходимо придерживаться следующих мер:
– снятие психологического напряжения;
– сокращение степени психологической зависимости от причины, вызывающей суицидальное поведение;
– формирование компенсаторных механизмов поведения;
– формирование адекватного отношения к жизни и смерти [1, с. 38].
Несмотря на то, что меры коррекции суицидального поведения разработаны для ра-боты специалистов, их также необходимо придерживаться при профилактике подросткового суицида в рамках семьи. В практике здравоохранения, основанной на ис-следованиях в области психологии, были выработаны следующие направления профилактики подростковой суицидальной склонности:
– сохранение контакта с ребенком. Зачастую родители утрачивают контакт с ребенком ввиду необходимости организации быта, в то время как ребенок не требует большого внимания со стороны родителей. На стадии взросления подростка следует предлагать ему совместное времяпровождение, которое сопровождается пониманием убеждений подростка и его отношения к тем или иным вещам;
– вовлечение ребенка в процесс планирования будущего. Стоит отметить, что в данную рекомендацию входит не только обсуждение будущего подростка – куда пойти учиться, какое увлечение выбрать и т.д., но и необходимо предоставлять ребенку право на решение семейных вопросов: куда поехать на отпуск, какого питомца завести, какую бытовую технику выбрать;
– общение с ребенком на основополагающие жизненные темы. Такие вопросы как «что такое любовь?», «что такое жизнь?» и иные аналогичные вопросы, должны обсуждаться с ребенком с целью формирования в нем способности видеть отличия во взглядах людей в зависимости от их возраста. Таким образом, ребенок может понять, что его от-ношение в настоящем времени к духовным ценностям, может измениться с течением времени;
– Обозначение пользы негативного опыта. Совершение ошибок ребенком должно вызывать поддержку со стороны родителей, в процессе которой он должен почувствовать себя любимым. Кроме этого, его ошибки должны быть показаны как полезный опыт, который в будущем поможет ему при принятии решений.
– проявление любви и заботы, понимание истинных проблем ребенка. В подростковом возрасте ребенок может быть чрезмерно эмоционален и груб по отношению к роди-телям, поскольку может их винить в своих тяжелых жизненных обстоятельствах. Тем не менее, такой подход позволит увидеть, какая истинная проблема беспокоит ребенка, скрывающаяся за его отстраненностью;
– обнаружение баланса между свободой и несвободой ребенка. Ребенок может ис-пытывать проблемы с самостоятельностью в своей жизни и ответственностью за неё ввиду того, что ему не предоставляется достаточная степень свободы. Также, по мнению Е. Б. Любова, П. Б. Зотова, Г. С. Банникова ребенок может быть чрезмерно самостоятельным, поскольку родители не уделяют достаточного внимания разъяснению вопросов о границах его свободы [4, с. 31].
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Фактором преимущественной части подросткового суицида являются психологические проблемы, обусловленные повышенной восприимчивостью молодых людей к жизненным проблемам и травмирующим обстоятельствам, из которых они не могут найти выхода. Нестерпимая душевная боль, ощущаемая подростками, наталкивает их на мысли о том, что суицид является решением проблем.
Не оспаривая эффективности медико-психологического воздействия на подростков в реабилитационных учреждениях, специализированных организациях посредством ра-боты квалифицированных специалистов, необходимо указать на то, что профилактика суицидальной склонности у молодых людей может также иметь существенную эффективность при ее организации внутри семьи. Обуславливается это тем, что до момента привлечения к решению проблемы специалистов, суицидальная склонность может находиться на стадии «зарождения», ввиду чего проблема может быть решена родителем или опекуном посредством соблюдения выработанных в практике принципов.
Следовательно, в профилактике суицидальной склонности в случае ее раннего вы-явления в рамках семьи, эффективными являются родительские любовь, забота, понимание ребенка и удовлетворение его реальных потребностей, таких как быть услышанным, быть ценным, быть любимым. Пример родительского поведения способен зародить и укрепить в ребенке любовь к жизни, что приведет к устойчивому пониманию границ в отношении к жизни и смерти.
Список литературы
1. Александрова Н. В., Иванова Т. И., Крахмалева О. Е. Особенности суицидального поведения у детей и подростков: методические рекомендации. Омск : Издательство «Спектр плюс». 2018. 48 с.
2. Алимова М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция. Барнаул, 2014. 100 с.
3. Бадмаева В. Д., Дозорцева Е. Г., Сыроквашина К. В., Шкитырь Е. Ю., Александрова Н. А. Суициды у подростков: социальные, клинические и психологические факторы // Российский психиатрический журнал. 2016. № 4. С. 58–64.
4. Любов Е. Б., Зотов П. Б., Банников Г. С. Самоповреждающее поведение подрост-ков: дефиниции, эпидемиология, факторы риска и защитные факторы. Сообщение // Суицидология. 2019. № 4. С. 16–47.
5. Примышева Е. Н., Макарова Л. А., Макарова И. Е. Причины суицидов у подрост-ков (обзор литературы) // Таврический журнал психиатрии. 2017. № 2. С. 11–15.
6. Причины детского суицида и его профилактика // Правительство Смоленской об-ласти. Режим доступа: URL : https://sychevka.admin-smolensk.ru/files/621/podrostkovyy-suicid.pdf (дата обращения: 01.10.2024)
7. Холматова Н. О., Каримова А. А. Роль психологического фактора при совершении суицидов подростками // Экономика и социум. 2022. № 2. С. 1038–1042.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.