Задать вопрос
Статьи

ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ СВЯЗЬ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫМ И ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ

12.01.2023
Гурбанова Л.М.
Азербайджанский государственный педагогический университет, г. Баку

ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ СВЯЗЬ
МЕЖДУ СОЦИАЛЬНЫМ И ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ

Аннотация. Главное, что способствует развитию личности, связано с его здоровым отношением к людям, труду и коллективу, с полным и содержательным формированием его социальных ценностей и духовности. Успешность этого процесса не зависит от одного человека, но основывается и на положительном влиянии окружающего его круга: ответственность за формирование в личности социального здоровья и социальной духовности лежит на родителях, друзьях, знакомых, учителя, коллег по работе, в общем, это все люди, активно участвующие в жизни человека, а также средства массовой информации, социальные сети и другие средства воздействия и пропаганды.
Ключевые слова: личность, социальное и психическое здоровье, природная среда, социальная среда, развитие общества.

В последнее время мы наблюдаем постепенный рост числа людей, склонных к одиночеству, предпочитающих контакт с природой, желающих проводить больше времени за городом и даже предпочитающих жить вдали от мегасреды. Основная причина такого обычно связана с умственными перегрузками [1]. В каком бы аспекте ни анализировался указанный фактор, причина указывает на следующий момент: у людей нет сил бороться с проблемами, с которыми они сталкиваются в обществе, или их качества недостаточно сформированы, чтобы соответствовать требованиям ресоциализации (то есть повторной социализации), а результат – психологическое отчуждение...
Из истории эволюции известно, что человек пришел в мир как существо биологическое, а в дальнейшем развился в существо социальное, поэтому, куда бы человек ни пошел, наиболее комфортная жизнь для него находится в месте, обеспечивающем психическое + физическое + социальное здоровье. Конечно, есть проблемы, которые люди, обладающие необходимыми качествами, могут с легкостью преодолеть, но иногда вокруг них создается такая нездоровая атмосфера, что сохранять психологическое и социальное здоровье им становится очень сложно: есть проблемы, заражающие массово (например, слухи, необходимость следить за модой, шопоголизм (ониомания), вирусные идеи, зависимость от социальных сетей и т. д.) и бороться с этими ситуациями – не дело одиночек. Глобальные проблемы, загрязняющие психологический и социологический климат общества, могут быть преодолены только массовой борьбой, то есть на основе правил социального сотрудничества, социальной сдержанности, социальной стабильности...
Какой бы продвинутой ни была медицина, она не может вылечить все болезни. Поэтому каждый должен заботиться о своем здоровье и осознавать, что здоровье – это величайшее благо. Здоровый человек способен противостоять всем трудностям жизни [2]. Здоровье требует от человека жертв и борьбы за него. Здоровье не любит лени. Здоровый образ жизни и психическое здоровье, которые неразрывно связаны между собой, должны стать естественной потребностью человека. Человек со здоровой психикой отличается воспитанностью (не действует вопреки принятым в обществе нормам поведения), обладает хорошей социальной приспособляемостью. Жизненная сила, нравственная жизнеспособность, жизнелюбие и позитивное отношение к жизни психически здорового человека позволяют поддерживать и физическую жизнеспособность организма. Такие люди живут полной и осмысленной жизнью.
Психическое, физическое и социальное здоровье неразрывно связаны и взаимодействуют с уровнем развития личности. Из естественных наблюдений видно, что люди с плохим поведением и темпераментом часто конфликтны, их не любят, они жалуются на трудности в общении, часто сталкиваются с психологическими и психосоматическими проблемами и т. д. Но люди с нравственными качествами и примерным поведением всегда любимы своим окружением, к ним относятся с особым уважением. Поэтому получить необходимый социальный статус и репутацию можно благодаря хорошему поведению и моральным качествам. Для этого человек должен уметь правильно преподнести себя в обществе, а для того, чтобы завоевать хорошие отношения со стороны окружающих его людей, он должен уметь подать себя им хорошо. Люди, добровольно придерживающиеся нравственных норм, являются носителями высоких нравственных качеств, они вместе с тем совершенствуют эти нормы и прививают их отдельным членам общества [3]. В формировании нравственных качеств велика роль национальных и семейных ценностей, школы, общества, религии. Нравственные качества играют важную роль в поддержании эмоциональной устойчивости в конфликтных ситуациях, в нахождении гармонии между нравственными потребностями личности и потребностями общества и в целом в обеспечении высокого уровня адаптации человека к социуму. Упомянутое входят в число условий, обеспечивающих психическое здоровье.
Следовательно, нравственные качества человека имеют сходное влияние на его психическое здоровье. Известно, что основная функция психического здоровья проявляется в поддержании активного динамического равновесия между окружающей средой и человеком в любой ситуации, в использовании психических ресурсов в нужном направлении в любых неожиданных или сложных ситуациях. Человек, способный наладить хорошие отношения с окружающими его людьми, является психически здоровым человеком, поскольку у него достаточно психологических ресурсов, чтобы уметь правильно анализировать положение людей. Наоборот, человек, находящийся в состоянии психологического стресса, обладает слабой психологической толерантностью и не способен правильно относиться к окружающим.
В формирование личностных показателей, помимо генетических и семейных факторов, вовлечены научно обоснованные в психологической науке с точки зрения роли общества: личность есть социальный субъект, и сформировать здоровую личность вне общества невозможно (здоровье не может сохраняться вне влияния общества). Если деятельность людей со здоровой психикой служит развитию общества, то люди с психическими проблемами играют определенную роль в распространении девиантности в обществе. Социальное здоровье не формируется внезапно, оно обеспечивается во времени на основе приобретенного социального опыта. Социальное (лат. social – общественное) здоровье означает адекватную реакцию человека на социальные факты, удовлетворенность достигнутым успехом, статусом и уважением в межличностных отношениях, комфортную адаптацию в обществе, бесконфликтную жизнь в обществе.
Основные составляющие социального здоровья:
    социальная культура (духовность):
    мораль;
    умственная дисциплина (то есть отсутствие злоупотребления свободой мысли);
    уважение к национальным и нравственным ценностям;
    поведение, характерное для социальной среды...
    способность адаптироваться в обществе;
    уметь культурно общаться;
    способность поддерживать социальный баланс;
    умение находить общий знаменатель или компромисс в любой конфликтной ситуации;
    понять личность каждого;
    не допускать действий, наносящих ущерб правам и свободам человека...
Факторы, негативно влияющие на социальное здоровье:
    частые конфликты в социальных отношениях;
    акцентирование черт характера, что вызывает дезадаптацию;
    в СМИ часто приводится информация, оказывающая негативное влияние на общественные отношения и ценности;
    социальные вирусы, слухи, паника;
    негативные изменения в обществе... [4]
Высокий уровень психического развития и психического здоровья прямо пропорционален процессу формирования социальной зрелости, а социальная зрелость, в свою очередь, выражает показатель социального здоровья. Социальная устойчивость людей, овладение и соблюдение социальных норм на высоком уровне, способность правильно воспринимать людей, с которыми они общаются, являются вкладом в динамику развития социальной зрелости. Социальная зрелость есть предел развития, определяющий социальную самостоятельность и полноту личности. Показатели социальной зрелости:
    социальная ответственность;
    социальный интеллект;
    социальная эмпатия;
    активное участие в общественной жизни;
    умение правильно использовать социальный опыт;
    уметь достигать конструктивных договоренностей во взаимоотношениях.
Психологические качества, обеспечивающие социальную зрелость:
    понимание своих обязанностей;
    терпение;
    самосовершенствование;
    позитивные и гуманистические мысли об обществе;
    оптимистическая ориентация на социальное сотрудничество [5].
Как бы ни была важна генетическая основа и социально-духовная среда в формировании общественной нравственности, фактом является то, что большую роль играет и принятая человеком система ценностей: у каждого общества и нации есть свои собственные ценности.
И главная цель этих ценностей – поддержание стабильности взаимоотношений в обществе. Одним из главных последствий глобализации, стремительно проникающей во все сферы, является размывание национальных и нравственных ценностей, обеспечивающих социальное единство и солидарность (все достижения и качества, являющиеся национальными, относятся к системе национальных ценностей): условия для формирования различных взглядов в обществе увеличивает количество различных конфликтных ситуаций, данный процесс приводит к увеличению случаев асоциализации, вызывает загрязнение окружающей среды, что не может обеспечить социального здоровья. Успех наличия единой системы ценностей и соблюдения этих ценностей заключается в особом подходе к пропаганде национальных и нравственных ценностей в средствах массовой информации, образовании, воспитании, создании условий для активного участия молодёжи в процессе. Необходимо использование результатов психолого-педагогических исследований, проводимых в направлении решения указанной проблемы, и это обусловлено превращением деятельности в этой области в общегосударственный интерес.
Библиографический список
1.    Bayramov Ə.S., Əlizadə Ə.Ə. Psixologiya. B., 2002.
2.    Əliyev R.İ. Məktəbdə psixoloji xidmətin aktual məsələləri. B., 2004.
3.    Qurbanova L.M. Psixi sağlamlıq (dərs vəsaiti). Sumqayıt, 2019.
4.    Вассерман Л.И., Трифонова Е.А. Социально-психологические факторы в формировании сферы здоровья личности // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 2012. № 3. С. 3-8.
5.    Лепихина Т.Л., Карпович Ю.В. Факторы, определяющие психологическое здоровье: корреляционный анализ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2015. 19 (204). С. 31-40.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.