ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
09.01.2024
Олейник Г.В.
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы духовно-нравственного воспитания в рамках СПО, выступающего ключевым звеном процесса формирования личности. Подчеркивается важность роли духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества, необходимость по-новому рассматривать специфику педагогической деятельности.Предлагаются простейшие диагностические методики, связанные с планированием и управлением процессом становления личности и классного коллектива.
Ключевые слова: нравственность, духовность, воспитание, личность, диагностика.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации» является сердцевиной федерального государственного образовательного стандарта и первостепенной задачей современной образовательной системы. Суть – подготовка молодого человека к жизни в сложном противоречивом современном мире. Большая ответственность возложена на педагогические учебные заведения, которые готовят педагогов для работы с подрастающим поколением. Осмысление роли педагога в сегодняшнем образовании направлено, прежде всего, на возвращение в педагогическую деятельность призвания быть учителем-наставником, и главным образом, в духовно-нравственных вопросах.
Проблема организации образовательного процесса как единства обучения, воспитания и развития будущего педагога достаточно сложна и серьёзна. Особый акцент необходимо сделать на выстраивание культурно-личностной стратегии воспитательной работы, которая обеспечивает организованный процесс духовно-нравственного становления личности студента.
Новая российская система профессионального образования должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в системе общего и профессионального образования должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, профессиональная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Молодой человек студенческого возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в юношеские годы отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности.
Система образования и воспитания в профессиональных образовательных организациях России должны подготовить не только квалифицированных специалистов в конкретной области деятельности, но и воспитать граждан и патриотов, раскрыть способности и таланты молодых людей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные организации профессионального образования должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями студентов, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Следовательно, выпускник должен обладать не только качественными специальными знаниями, владеть в совершенстве профессиональными компетенциями, но и должен быть высоконравственным духовно-воспитанным гражданином своей страны, поэтому подготовка квалифицированных специалистов среднего звена, обладающих высокими духовно-нравственными качествами, является первостепенной задачей педагогического коллектива колледжа.
В условиях изменения задач современного образования возникает необходимость по-новому рассматривать специфику педагогической деятельности. Современному преподавателю самому необходимо отвечать моральным и нравственным требованиям. В первую очередь быть правдивым, доброжелательным и справедливым. Современный преподаватель должен быть не только проводником знаний. Личность преподавателя должна являться для студентов воспитательным элементом. Если будущий специалист, в процессе профессиональной подготовки вступает в контакт с эрудированным, высокоинтеллектуальным, культурным преподавателем, он получает мощный стимул для своего дальнейшего развития. Высокая культура и нравственность – это благо не только для общества в целом, это благо для каждой конкретной личности. Известно, что личность может воспитать только личность.
Нравственность преподавателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, к коллегам – всё это имеет существенное значение для развития и воспитания духовно-нравственной культуры молодого поколения. Студент должен видеть перед собой достойный образ преподавателя, который может стать для него примером и которому он захочет подражать.
Основными понятиями программы духовно-нравственного развития и воспитания являются понятия «нравственность» и «духовность».
Если понятие «нравственность» ассоциируется с понятием «моральность», то духовность – слово религиозное, это постоянное молитвенное общение с Господом.
В светском понимании «духовность – это сила и мужество и в то же время – милосердие, великодушие, благородство» (Г.К.Селевко). У В.А.Сухомлинского слово «духовность» – это работа с чувствами, с душой. Духовностью называют высшие стороны внутреннего мира, которые выражаются в человечности, доброте, искренности, открытости для других людей. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.
В новом стандарте понятие «воспитание» определяется, как помощь воспитаннику и его поддержка в процессе становления личности. Но помогать и поддерживать можно лишь того, кто сам хочет решать свои проблемы, образовывать свою жизнь. «Воспитание есть, в сущности, самовоспитание» (Л.С.Выготский).
Воспитание студента, укрепление его интереса к жизни, ответственности, причастности к происходящему, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного личностного и духовно-нравственного развития.
Если политическое, трудовое, эстетическое, физическое воспитание могут осуществлять специалисты в каждой области, то задачи формирования моральных качеств возлагаются на всех без исключения педагогов.
Любое отклонение в поведении подростка начинается незаметно. Сначала это проявление физической и духовной лени, неспособности к усилию над собой. Но если вовремя не помочь ему преодолеть эти внутренние препятствия, то в будущем они с неизбежностью приведут к деформации внутреннего мира, инфантилизму, асоциальному образу жизни. Спасение – в неравнодушии, умении педагога вовремя помочь, поддержать, внушить учащемуся веру в собственные силы. Главное качество, которое сегодня нужно молодым – это жизнеспособность.
Студенты часто жалуются на непонимание со стороны преподавателей. Многое в поведении учащихся зависит от отношения педагога: верит он в хорошее – и получает его; ищет во всём только плохое – и результат соответствующий. Но как раз веры в хорошее часто недостаёт учителям. Они замечают, прежде всего, недостатки студентов: лень, равнодушие, отсутствие интереса. А положительные качества отступают на второй план. О каком контакте можно вести речь при таком восприятии друг друга? Там, где сложился подобный стиль взаимоотношений, необходимо срочно их менять. И изменить их может только учитель, пересмотрев своё отношение к ученикам.
В колледж на первый курс студенты приходят в новый коллектив, в котором каждому трудно сразу найти своё место, занять желательную позицию, адаптироваться в новых условиях обучения. Именно в этот период очень нужна духовно-нравственная опора. Каждая дисциплина, любое внеклассное мероприятие должны по-своему, с присущей им спецификой, реализовывать задачи духовно-нравственного воспитания человека. В это время приходится заново сплачивать коллектив, раскрывать возможности каждого. Здесь необходимо использовать простейшие диагностические методики.
Начальная диагностика связана с планированием и управлением процессом становления личности и классного коллектива.
Начать лучше всего с анкеты, заполнив которую студенты получат общее представление об уровне своей нравственной воспитанности. Например, можно дать перечень важнейших нравственных требований, которые общество предъявляет к личности, и попросить оценить по пятибалльной системе, как выполняется ими каждое из этих требований. (Критерии нравственного воспитания: коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, ответственность, самокритичность, отношение к людям, учению, труду). Также можно предложить такую несложную анкету, где требуется дописать предложение:
Больше всего я ценю в человеке…
О себе я думаю, что я…
Моя главная жизненная цель…
После этого лучше сделать обобщающий обзор ответов, не называя фамилий учащихся. Каждый хорошо помнит, что он писал о себе. Услышав соответствующий комментарий, он сумеет принять его к сведению.
Можно провести разговор на тему «Что значит быть современным?», включив в анкету следующие вопросы:
1. Что значит быть современным?
2. Правы ли те, кто считает, что современно то, что модно?
3. Главное качество современного человека?
4. Считаете ли вы себя современным человеком? На каком основании?
Здесь ответы бывают самыми разнообразными. Не каждый готов объективно оценить себя.
На изменения, которые происходят в учениках и коллективе педагога ориентирует текущая (корректирующая) диагностика, которая помогает оценить правильность ранее принятых решений и пересмотреть выбор эффективных методов и средств индивидуального воздействия.
В конце каждого учебного года проводится обобщающая диагностика для коррекции педагогического воздействия на следующий год.
Выбор методов исследования разнообразен. Кроме анкетирования, тестирования представление о духовном уровне человека может сформироваться путём живого общения с ним, чтобы на основе полученных результатов иметь новую информацию о том, как улучшить качество духовно-нравственного воспитания и развития личности студента.
Духовность и нравственность – это результат внутренних устремлений и личных усилий. Педагогический процесс лишь создаёт стимулы и условия, способствующие рождению личного стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию.
Образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее отношение человека к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
Результат духовно-нравственного воспитания очень сложно зафиксировать, не существует таких методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного воспитания учащихся.
Духовность – это красота внутреннего мира человека. У человека природой заложено стремление к прекрасному, значит раскрывая в нём художественные наклонности и приобщая к творчеству, можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека ожил росток духовности.
Хочется верить, что люди станут уделять больше внимания духовной чистоте. Начнут анализировать свои поступки и действия, чтобы в наших сердцах поселились добро и милосердие, ответственность за близких, уважение и, конечно же, любовь. История, опыт поколений, мудрость в очередной раз демонстрирует нам, что душевная чистота и мораль брали верх над жестокостью, ложью и безнравственностью.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание должно быть неотъемлемой частью учебного процесса.
Конечно, всех перевоспитать невозможно, но без культуры мы не проживём. Сначала вымрем внутри, в душе, а потом физически, как нация, способная что-то созидать. Потому что человек, развитый духовно, по-другому относится ко всему – и к работе, и к людям.
До студентов нужно донести мысль о том, что им в жизни встретится всякое – добро и зло, высокое и низкое, благородное и подлое. Но выбор за ними, они – хозяева своего будущего. Но для этого надо многое делать.
Самый простой рецепт социального здоровья молодёжи – это труд. Человек должен быть занят делом, причём работать с оптимизмом, с удовольствием. Тогда он успешно реализует себя в увлекательном для него труде (учёбе) и приятном личностном самосовершенствовании. Безделье, особенно душевное, – первый источник всех бед – пьянства, наркомании, компьютерной зависимости. Бесполезно и бессмысленно бороться с последствиями. Нужен опережающий продуктивный позитив.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Духовно-нравственное воспитание является необходимым компонентом формирования грамотного специалиста.
2. Основной направленностью образования следует считать формирование профессиональных навыков в неразрывной связи с моральными принципами и духовно- нравственными приоритетами.
3. Определяющим значением для успешного духовно-нравственного воспитания студентов считать личность педагога, его профессионализм и нравственные качества.
В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды направленное на формирование у студентов нравственных качеств.Поскольку нравственный облик сегодняшних студентов будет определять особенности завтрашнего общества, его достижения в различных сферах, характер социальных отношений и систему ценностей.
Бездуховный учитель, пусть и владеющий самыми современными методиками обучения, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Поэтому важнейшей задачей по подготовке будущих педагогов считаю формирование у студентов духовной культуры и нравственных человеческих качеств.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт.– М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2009.
2. Вестник Образования России, 2013, № 1.
3. «Воспитание школьников», 2013, № 4.
4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
5. Исаев И.Ф., Макарова Л.Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность. Москва-Белгород, 2002.
6. Павлов В.И. Формирование духовно-нравственной культуры учащейся молодёжи / В.И. Павлов // Образование и саморазвитие: Науч.-теоретич. журн. – 2010. – № 1. – С. 146–151.
7. Официальные документы о ФГОС. Режим доступа:http://www.standart.edu.ru/
Магнитогорский педагогический колледж, г. Магнитогорск
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы духовно-нравственного воспитания в рамках СПО, выступающего ключевым звеном процесса формирования личности. Подчеркивается важность роли духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества, необходимость по-новому рассматривать специфику педагогической деятельности.Предлагаются простейшие диагностические методики, связанные с планированием и управлением процессом становления личности и классного коллектива.
Ключевые слова: нравственность, духовность, воспитание, личность, диагностика.
«Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации» является сердцевиной федерального государственного образовательного стандарта и первостепенной задачей современной образовательной системы. Суть – подготовка молодого человека к жизни в сложном противоречивом современном мире. Большая ответственность возложена на педагогические учебные заведения, которые готовят педагогов для работы с подрастающим поколением. Осмысление роли педагога в сегодняшнем образовании направлено, прежде всего, на возвращение в педагогическую деятельность призвания быть учителем-наставником, и главным образом, в духовно-нравственных вопросах.
Проблема организации образовательного процесса как единства обучения, воспитания и развития будущего педагога достаточно сложна и серьёзна. Особый акцент необходимо сделать на выстраивание культурно-личностной стратегии воспитательной работы, которая обеспечивает организованный процесс духовно-нравственного становления личности студента.
Новая российская система профессионального образования должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Именно в системе общего и профессионального образования должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, профессиональная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Молодой человек студенческого возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в юношеские годы отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности.
Система образования и воспитания в профессиональных образовательных организациях России должны подготовить не только квалифицированных специалистов в конкретной области деятельности, но и воспитать граждан и патриотов, раскрыть способности и таланты молодых людей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные организации профессионального образования должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями студентов, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Следовательно, выпускник должен обладать не только качественными специальными знаниями, владеть в совершенстве профессиональными компетенциями, но и должен быть высоконравственным духовно-воспитанным гражданином своей страны, поэтому подготовка квалифицированных специалистов среднего звена, обладающих высокими духовно-нравственными качествами, является первостепенной задачей педагогического коллектива колледжа.
В условиях изменения задач современного образования возникает необходимость по-новому рассматривать специфику педагогической деятельности. Современному преподавателю самому необходимо отвечать моральным и нравственным требованиям. В первую очередь быть правдивым, доброжелательным и справедливым. Современный преподаватель должен быть не только проводником знаний. Личность преподавателя должна являться для студентов воспитательным элементом. Если будущий специалист, в процессе профессиональной подготовки вступает в контакт с эрудированным, высокоинтеллектуальным, культурным преподавателем, он получает мощный стимул для своего дальнейшего развития. Высокая культура и нравственность – это благо не только для общества в целом, это благо для каждой конкретной личности. Известно, что личность может воспитать только личность.
Нравственность преподавателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, к коллегам – всё это имеет существенное значение для развития и воспитания духовно-нравственной культуры молодого поколения. Студент должен видеть перед собой достойный образ преподавателя, который может стать для него примером и которому он захочет подражать.
Основными понятиями программы духовно-нравственного развития и воспитания являются понятия «нравственность» и «духовность».
Если понятие «нравственность» ассоциируется с понятием «моральность», то духовность – слово религиозное, это постоянное молитвенное общение с Господом.
В светском понимании «духовность – это сила и мужество и в то же время – милосердие, великодушие, благородство» (Г.К.Селевко). У В.А.Сухомлинского слово «духовность» – это работа с чувствами, с душой. Духовностью называют высшие стороны внутреннего мира, которые выражаются в человечности, доброте, искренности, открытости для других людей. Духовность определяется как устремлённость личности к избранным целям. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.
В новом стандарте понятие «воспитание» определяется, как помощь воспитаннику и его поддержка в процессе становления личности. Но помогать и поддерживать можно лишь того, кто сам хочет решать свои проблемы, образовывать свою жизнь. «Воспитание есть, в сущности, самовоспитание» (Л.С.Выготский).
Воспитание студента, укрепление его интереса к жизни, ответственности, причастности к происходящему, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного личностного и духовно-нравственного развития.
Если политическое, трудовое, эстетическое, физическое воспитание могут осуществлять специалисты в каждой области, то задачи формирования моральных качеств возлагаются на всех без исключения педагогов.
Любое отклонение в поведении подростка начинается незаметно. Сначала это проявление физической и духовной лени, неспособности к усилию над собой. Но если вовремя не помочь ему преодолеть эти внутренние препятствия, то в будущем они с неизбежностью приведут к деформации внутреннего мира, инфантилизму, асоциальному образу жизни. Спасение – в неравнодушии, умении педагога вовремя помочь, поддержать, внушить учащемуся веру в собственные силы. Главное качество, которое сегодня нужно молодым – это жизнеспособность.
Студенты часто жалуются на непонимание со стороны преподавателей. Многое в поведении учащихся зависит от отношения педагога: верит он в хорошее – и получает его; ищет во всём только плохое – и результат соответствующий. Но как раз веры в хорошее часто недостаёт учителям. Они замечают, прежде всего, недостатки студентов: лень, равнодушие, отсутствие интереса. А положительные качества отступают на второй план. О каком контакте можно вести речь при таком восприятии друг друга? Там, где сложился подобный стиль взаимоотношений, необходимо срочно их менять. И изменить их может только учитель, пересмотрев своё отношение к ученикам.
В колледж на первый курс студенты приходят в новый коллектив, в котором каждому трудно сразу найти своё место, занять желательную позицию, адаптироваться в новых условиях обучения. Именно в этот период очень нужна духовно-нравственная опора. Каждая дисциплина, любое внеклассное мероприятие должны по-своему, с присущей им спецификой, реализовывать задачи духовно-нравственного воспитания человека. В это время приходится заново сплачивать коллектив, раскрывать возможности каждого. Здесь необходимо использовать простейшие диагностические методики.
Начальная диагностика связана с планированием и управлением процессом становления личности и классного коллектива.
Начать лучше всего с анкеты, заполнив которую студенты получат общее представление об уровне своей нравственной воспитанности. Например, можно дать перечень важнейших нравственных требований, которые общество предъявляет к личности, и попросить оценить по пятибалльной системе, как выполняется ими каждое из этих требований. (Критерии нравственного воспитания: коллективизм, патриотизм, дисциплинированность, ответственность, самокритичность, отношение к людям, учению, труду). Также можно предложить такую несложную анкету, где требуется дописать предложение:
Больше всего я ценю в человеке…
О себе я думаю, что я…
Моя главная жизненная цель…
После этого лучше сделать обобщающий обзор ответов, не называя фамилий учащихся. Каждый хорошо помнит, что он писал о себе. Услышав соответствующий комментарий, он сумеет принять его к сведению.
Можно провести разговор на тему «Что значит быть современным?», включив в анкету следующие вопросы:
1. Что значит быть современным?
2. Правы ли те, кто считает, что современно то, что модно?
3. Главное качество современного человека?
4. Считаете ли вы себя современным человеком? На каком основании?
Здесь ответы бывают самыми разнообразными. Не каждый готов объективно оценить себя.
На изменения, которые происходят в учениках и коллективе педагога ориентирует текущая (корректирующая) диагностика, которая помогает оценить правильность ранее принятых решений и пересмотреть выбор эффективных методов и средств индивидуального воздействия.
В конце каждого учебного года проводится обобщающая диагностика для коррекции педагогического воздействия на следующий год.
Выбор методов исследования разнообразен. Кроме анкетирования, тестирования представление о духовном уровне человека может сформироваться путём живого общения с ним, чтобы на основе полученных результатов иметь новую информацию о том, как улучшить качество духовно-нравственного воспитания и развития личности студента.
Духовность и нравственность – это результат внутренних устремлений и личных усилий. Педагогический процесс лишь создаёт стимулы и условия, способствующие рождению личного стремления к самовоспитанию, нравственному совершенствованию и духовному развитию.
Образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, так как воспитанность - это качество личности, определяющее отношение человека к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
Результат духовно-нравственного воспитания очень сложно зафиксировать, не существует таких методик, с помощью которых объективно и со стопроцентной точностью можно было бы определить уровень духовно-нравственного воспитания учащихся.
Духовность – это красота внутреннего мира человека. У человека природой заложено стремление к прекрасному, значит раскрывая в нём художественные наклонности и приобщая к творчеству, можно создать внешние предпосылки к тому, чтобы в душе человека ожил росток духовности.
Хочется верить, что люди станут уделять больше внимания духовной чистоте. Начнут анализировать свои поступки и действия, чтобы в наших сердцах поселились добро и милосердие, ответственность за близких, уважение и, конечно же, любовь. История, опыт поколений, мудрость в очередной раз демонстрирует нам, что душевная чистота и мораль брали верх над жестокостью, ложью и безнравственностью.
Таким образом, духовно-нравственное воспитание должно быть неотъемлемой частью учебного процесса.
Конечно, всех перевоспитать невозможно, но без культуры мы не проживём. Сначала вымрем внутри, в душе, а потом физически, как нация, способная что-то созидать. Потому что человек, развитый духовно, по-другому относится ко всему – и к работе, и к людям.
До студентов нужно донести мысль о том, что им в жизни встретится всякое – добро и зло, высокое и низкое, благородное и подлое. Но выбор за ними, они – хозяева своего будущего. Но для этого надо многое делать.
Самый простой рецепт социального здоровья молодёжи – это труд. Человек должен быть занят делом, причём работать с оптимизмом, с удовольствием. Тогда он успешно реализует себя в увлекательном для него труде (учёбе) и приятном личностном самосовершенствовании. Безделье, особенно душевное, – первый источник всех бед – пьянства, наркомании, компьютерной зависимости. Бесполезно и бессмысленно бороться с последствиями. Нужен опережающий продуктивный позитив.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
1. Духовно-нравственное воспитание является необходимым компонентом формирования грамотного специалиста.
2. Основной направленностью образования следует считать формирование профессиональных навыков в неразрывной связи с моральными принципами и духовно- нравственными приоритетами.
3. Определяющим значением для успешного духовно-нравственного воспитания студентов считать личность педагога, его профессионализм и нравственные качества.
В заключение нужно заметить, что человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому нужно внешнее воздействие преподавателей, родителей, всей образовательной среды направленное на формирование у студентов нравственных качеств.Поскольку нравственный облик сегодняшних студентов будет определять особенности завтрашнего общества, его достижения в различных сферах, характер социальных отношений и систему ценностей.
Бездуховный учитель, пусть и владеющий самыми современными методиками обучения, не сможет раскрыть духовно-нравственные начала у своих воспитанников. Поэтому важнейшей задачей по подготовке будущих педагогов считаю формирование у студентов духовной культуры и нравственных человеческих качеств.
Библиографический список
1. Федеральный государственный образовательный стандарт.– М.: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2009.
2. Вестник Образования России, 2013, № 1.
3. «Воспитание школьников», 2013, № 4.
4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
5. Исаев И.Ф., Макарова Л.Н. Профессионализм преподавателя: культура, стиль, индивидуальность. Москва-Белгород, 2002.
6. Павлов В.И. Формирование духовно-нравственной культуры учащейся молодёжи / В.И. Павлов // Образование и саморазвитие: Науч.-теоретич. журн. – 2010. – № 1. – С. 146–151.
7. Официальные документы о ФГОС. Режим доступа:http://www.standart.edu.ru/