Задать вопрос
Статьи

ДРУЖЕСКИЙ ШАРЖ КАК ОТРАЖЕНИЕ СТАХАНОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ГАЗЕТЫ «МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛ»)

14.01.2023
Чернова Н.В.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

ДРУЖЕСКИЙ ШАРЖ КАК ОТРАЖЕНИЕ
СТАХАНОВСКОГО ДВИЖЕНИЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ
ГАЗЕТЫ «МАГНИТОГОРСКИЙ МЕТАЛЛ»)

Аннотация. Юмор во всех его проявлениях является неотъемлемой частью человеческого существования. Особые функции он приобретает в переходные периоды или в сложное время развития человечества, государства, общества. Современные исследователи не обходят стороной тему юмора, уделяя ей должное внимание. Одной из подобных проблем, проиллюстрированной на локальном уровне в рамках микроистории посвящено настоящее исследование. Вторая пятилетка стала для советского государства борьбой за кадры. Не исключением был и Магнитогорский металлургический комбинат. На страницах заводской газеты «Магнитогорский металл» появляется первая юмористическая форма – дружеский шарж, который, стремясь популяризировать и поощрить лидеров металлургического производства, отразил в себе и другие явления стахановского движения. Среди последних конкурентная борьба с капиталистическими доброжелателями и другими заводами Советского Союза.
Ключевые слова: шарж, юмор, газета, Магнитогорск, ММК, соревнование.

В напряженные периоды своего развития человечество ищет возможности отвести душу, отвлечься, сделать вдох. Часто таким средством отдохновения является юмор. Посмеяться над собой, своими проблемами – значит сделать их меньше, смягчить их болезненность. Проблемам юмора в отечественной современной историографии уделено должное внимание [2; 5; 8]. Представленное исследование нацелено пополнить имеющиеся сюжеты еще одной историей, связанной со становлением первых юмористических форм в газете отдельно взятого предприятия – Магнитогорского металлургического комбината.
Первенец сталинской пятилетки – Магнитогорский металлургический завод в середине 1930-х гг. должен был стать образцом для подражания в различных производственных свершениях, в том числе и в стахановском движении, которое охватило страну Советов. Последнее явление не обошло стороной магнитогорских металлургов и, в свою очередь, нашло отражение на страницах рупора производственных достижений, а также производственного юмора, заводской газеты «Магнитогорский металл» [9]. Ее первый выпуск приходится на 1935 г. Инициатором издания заводской газеты выступило заводоуправление.
В газете материалы, отражающие различные формы социалистических соревнований и личные достижения рабочих, выливались в разные формы: записки рабкоров, поздравления и призывы от руководящего состава предприятия, городского и областного Советов, напутствия на очередную стахановскую пятидневку, неделю и т.п. самих рабочих. Однако в этом ряду особое место занимает дружеский шарж – своеобразная графическая, юмористическая, обобщенная форма поощрения и побуждения к действию.
Дружеский шарж – это первая юмористическая форма, которую на своих страницах использовала газета «Магнитогорский металл». Забегая дальше, можно отметить, что спустя несколько лет, газетный юмор пополнится и карикатурой, и фельетонами, и полускрытыми, более злыми и язвительными из-за освещения повседневных проблем саркастическими письмами в редакцию или производственными сюжетными зарисовками. Появление дружеского шаржа на газетных страницах станет эпизодическим средством доброжелательного поощрения, способом переключения внимания с трудностей на маленькую передышку.
Дружеский шарж, появившись на страницах заводской газеты в 1935 году, тематикой был обязан времени, а воплощением ‒ наличию в Магнитогорске талантливого художника, который предлагал свои работы сразу в две газеты города: «Магнитогорский рабочий» и «Магнитогорский металл», Г.Е. Шибанова. Специфика дружеского шаржа состоит в том, что графическое изображение не является саркастическим или едким, наоборот, художник своих персонажей одухотворяет, делает сильнее и симпатичнее, несмотря на небольшие шалости юмористического характера. В то же время, картинка всегда сопровождается поясняющим текстом или стихотворными строками, т.е. не является самостоятельной, требует пояснения.
Тематика дружеского шаржа, как уже было упомянуто выше, определялось временем: вторая пятилетка – освоение построенных ранее мощностей и, как следствие, развертывание стахановского движение и соцсоревнования. Юмористическое воплощение достижений металлургов на страницах газеты использовалось как средство поощрения последних. Примером вышесказанного может служить первый встречающийся в газете шарж «Семья обер-мастера Губенко» [6], на котором была изображена «дружная семья доменщиков», успешно закончившая в сентябре выполнение производственной программы. В шарже в юмористической манере показаны производственные хлопоты доменщиков. Так, мастер Филонов держит на руках, как ребенка, домну с готовой плавкой; мастера Коппа и Королев ««догоняют» дутье до трех тысяч кубометров» путем использования сапога на манер раздувки самовара; мастер Королев «пробует, хорош ли получился чугун», отпивая его из ковша.
Главными героями дружеских шаржей «Магнитогорского метал-ла» становились стахановцы и ударники. Например, в шарже «Богатырь Богатыренко» был изображен стахановец проката с открытым добрым лицом, с полуулыбкой и прямым, упрямым взглядом. Сильными руками он проталкивал блюмсы под пресс: «Его работой все мы горды / Он ставит славные рекорды: / Сто пятьдесят сверх тыщи тонн / Дал горного за смену он» [1]. Стихотворные строки, сопровождавшие изображение подтверждали силу прокатчика и его заслуги в производстве.
Настоящая семья стахановцев представлена в шарже «По Стаханову, равняйся!». В нем изображен обер-мастер Зуев, его жена и сыновья – пример производственной династии. «Всей семьей на стане «300» / Перевыполняют план. / Зуевцами лозунг дан: / Сто процентов? Мало / Триста!» [4], ‒ созвучно изображению комментирует расположенное ниже стихотворение. Комизм представленного шаржа проявляется в том, что младшие братья, ровняясь по старшему, не хотят уступать последнему в росте: один привстает на цыпочки, другой подкладывает под ноги что-то, напоминающее ковш.
Особенностью шаржа магнитогорской газеты является то, что он найдя своего героя, не отпускает его сразу, стремится вслед за ним пройти путь его достижений. Так, в шарже «Слово стахановцев твердо – все перекроем рекорды!» продолжается история уже упоминавшегося ранее «богатыря Богатыренко». Только в новом воплощении это уже не рядовой стахановец, а орденоносец [7].
После простого представления стахановцев и ударников магнито-строевцам, дружеский шарж тематически усложняется. Он продолжает выполнять уже названную функцию, но вместе с тем на изображении-представлении появляются и иные сюжеты. Отчетливо проявляются две линии: соревнование с иными предприятиями и противостояние с иностранными «коллегами».
Начиная с 1935 года в шаржево-карикатурном материале газеты «Магнитогорский металл» прослеживается некая негласная конкуренция уральских металлургов с иностранными, капиталистическими фирмами. Так во вполне доброжелательном шарже «Слово стахановцев твердо – все перекроем рекорды!» параллельно с продолжающимся воспеванием заслуг стахановца Богатыренко, присутствует и иная тема. В стихотворном воплощении она выглядит так: «Гора проката растет все выше, / Достигли блюмсы до самой крыши! / И восхищенный бросаем взор мы: / Все перекрыты «Демага» нормы!» [7]. Вслед за строками, недоброжелательные фигуры появляются и в графическом выражении, со временем приобретая устойчивый карикатурный вид «буржуя»: маленький упитанный человек, обязательно в костюме тройке, картузе и круглыми очками в панически-обескураженной позе. Смысл подобных изображений всегда одинаков: советское производство, несмотря на иностранных «учителей», смогло перекрыть рекомендованные технические нормы и выиграло борьбу-соревнование с капиталистами.
Не так радужно, как в борьбе с капиталистами, обстояло дело в соревновании с советскими коллегами: «В соревновании с Кузнецком мы отстали, / На 40 тонн Кузнецк дал больше стали! / И больше он снимает с метра пода! / Нагнать Кузнецк! Взять первенство заводу!» [3]. Как видно, основным конкурентом Магнитогорска был Кузнецкстрой. Подобные шаржи приобретали помимо просветительской и поощрительной функции еще и мобилизационную. Следует отметить, что мобилизационные шаржи достаточно крупные и содержат в себе узнаваемые читателем изображения ведущих стахановцев. Последние должны были стать гарантом и мобилизующей силой в победе в соревновании.
Сравнивая изображения конкурентов Магнитостроя: инофирмы и новые социалистические заводы, в дружеском шарже «Магнитогорского металла», вывод напрашивается сам. Капиталистические «коллеги» не рассматриваются вовсе как значимая сила, это скорее враг, который вставляет палки в колеса своими «Техническими нормами». В то время как Кузнецкстрой – это ориентир для подражания, это соперник, в борьбе с которым нужно максимально напрячь все имеющиеся силы.
Таким образом, дружеский шарж в заводской газете «Магнитогорский металл» в середине 1930-х гг., выполняя возложенные на него функции представления и поощрения стахановцев, отразил наиболее популярные персонажи, их коллаборации по производственному признаку, уделил внимание рабочим династиям и профессиональному росту своих персонажей. Несмотря на незначительный период своего доминирования на страницах газеты, дружеский шарж не был костным и легко откликался на изменение задач, стоящих перед стахановцами. Графически усложняя сюжеты, шарж выделил и ранжировал конкурентов передовиков, приняв на себя и функцию мобилизации.
Библиографический список
1.    Богатырь Богатыренко // Магнитогорский металл. 1935. 6 октября.
2.    Киянская О.И., Фельдман Д.М. «Мы, «Крокодил»...» власть и сатирическая печать в СССР в 1930-х годах // Россия XXI. 2014. № 5.
С. 162-191.
3.    Не сдать в борьбе кузнецким сталеварам! // Магнитогорский металл. 1935. 16 октября.
4.    По Стаханову, равняйся! // Магнитогорский металл. 1935.
10 октября.
5.    Семенова Т.В. Опыт использования методики «дружеский шарж» в исследованиях отношения горожан к региональным руководителям // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2020. Т. 32. С. 59-72.
6.    Семья обер-мастера Губенко // Магнитогорский металл. 1935.
2 октября.
7.    Слово стахановцев твердо – все перекроем рекорды! // Магнитогорский металл. 1935. 10 ноября.
8.    Чернова Н.В. Политическая атмосфера в Магнитогорске 1930-х гг., связанная с использованием на строительстве ММК немецких рабочих и специалистов // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. № 3 (53). С. 252-259.
9.    Чернова Н.В., Макарова Н.Н. Стенная печать в контексте развития смеховых практик на Магнитогорском металлургическом комбинате в 1930-е гг. // Общество: философия, история, культура. 2022. № 6 (98). С. 182-186.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.