Детство как педагогическая категория
27.03.2022
Орехова Т. Ф.
Детство – это важнейший период в жизни человека. В этот период закладываются основы всей последующий жизни. Это период становления его личности, его характера, жизненных программ и установок, которыми человек будет руководствоваться при решении всех жизненных задач во взрослом возрасте. Однако в этот же период образуются и те повреждения личности, которые затем печальным образом отражаются на судьбе человека. Именно поэтому взрослым, как воспитателям растущего человека, важно понимать те глубинные процессы зарождения, становления и последующего развития личности, чтобы предупредить формирование негативных качеств, которые препятствуют успешной реализации программы жизни человека, заданной ему от природы. А факт существования такой программы подтверждается тремя объективными аргументами: во-первых, одинаковым устроением организма всех людей, невзирая на цвет кожи, рост, вес, национальность, место проживания, профессиональную деятельность и т. д.; во-вторых, типическими формами проявления внутреннего мира человека, одинаково присущими всем и каждому; и, в-третьих, логикой природой заданного протекания жизни каждого отдельного человека как единицы человеческого сообщества.
К выводам о сущности человека, которые я хочу представить в статье, я пришла в результате изучения проблемы здоровья человека, в том числе и растущего, с целью ответа на два вопроса: 1) что доступно учителю в деле сохранения и укрепления здоровья учащихся, а что недоступно; и 2) как учителю следует организовывать свою педагогическую деятельность, чтобы не только сохранять и укреплять здоровье учащихся, но, прежде всего, не разрушать свое здоровье.
Изучение проблемы здоровья человека с педагогической точки зрения привело к некоторым странным выводам: почему люди хотят быть здоровыми, но самой излюбленной темой разговоров между ними является тема личных болезней; почему они знают, что надо делать, чтобы быть здоровыми, но этого не делают; почему они, зная чего не надо делать, чтобы сохранить здоровье, продолжают совершать «глупые» действия, вредящие организму, и стремятся при этом оправдывать свои явно неразумные действия?
Чтобы ответить на эти вопросы, пришлось обратиться к природе человека, потому что именно в природе человека скрыта тайна его внутреннего конфликта между телом и душой, между желаниями, потребностями и возможностями, между духовными устремлениями и реалиями жизни. Искать ответы я стала в оставленных нам удивительных источниках человеческой мудрости: в книгах умных людей – философов, педагогов, психологов, писателей, врачей, которые также задумывались над проблемой человека, его сущностью и давали свои ответы на вопросы о том, что есть в их представлении человек; в главной книге человечества – Библии, в которой есть ответы на все вопросы, касающиеся как отдельного человека, так и общества в целом; а также руководствовалась своим жизненным опытом и своими наблюдениями за жизнью и поведением людей разного возраста, разных профессий, разного социального положения… в разных жизненных ситуациях. И вот к каким умозаключениям меня привел мой поиск.
Первое. Человек как биосоциальное, природно-культурное существо получает от природы при рождении тело (организм), которое изначально ему не принадлежит, так как он – человек – не является творцом своего тела. Для принятия данного факта не важна ни идеологическая платформа, на которой стоит человек, ни его социальное происхождение, ни его мировоззрение (можно быть хоть верующим, хоть атеистом, хоть мистиком, хоть агностиком): никто не будет спорить с тем, что любое творение человека начинается с его замысла. И также никто не будет спорить с тем фактом, что никто не «замысливал» своё тело, а получил его при рождении «просто так», в дар, бесплатно. Следовательно, можно сделать правомерный вывод о том, что тело человека изначально ему не принадлежит. Это значит, что силы, «сотворившие» тело человека, находятся за пределами его тела. Отсюда вытекает первая и главная педагогическая задача, которая встает перед взрослыми – воспитателями ребенка: научить этого растущего человека владеть своим телом, подчинять его своему разумному началу, которое, кстати говоря, также находится в теле человека.
Первоначально функция управления поведением растущего человека лежит на взрослых, но по мере взросления, когда детям становится доступно понимание своей природы и жизненного предназначения, эта функция постепенно должна перерастать в функцию самоуправления. Как же сделать это перерастание естественным и, самое главное, желаемым для самих детей?
Для достижения этого родителям, воспитателям, учителям важно следовать нескольким правилам. Во-первых, необходимо запретить себе делать любые замечания в адрес тела ребенка на протяжении всего периода его детства – от 0 до 24 лет, ибо именно в этом возрасте заканчивается физическое созревание организма человека и начинается второй, по природе более длительный период жизни – старение. И длительность этого второго периода зависит от того, какие установки сознания по отношению к себе – своему телу, своей душе, своему разуму – воспринял человек в детстве и какие из них он принял в качестве руководства к действию.
Главная же установка сознания – это признание того факта, что человек, как выходец из животного мира (не случайно, наверное, Бог сотворил человека в один день с животными), может пребывать только в одном из двух состояний – в состоянии человека или в состоянии животного. Чем же отличаются эти состояния? Только одним – активностью воли. Человек разумный (homo sapience) способен управлять собой, своим поведением, пользуясь тем инструментом, который дан ему для «очеловечивания» при рождении, то есть при помощи волевых усилий на основе сознательного принятия норм и правил поведения, установленных в человеческом сообществе. Поведение же животного подчиняется законам природы, которые закодированы в инстинктах – врожденных программах поведения. У человека, конечно, есть такие же, как у животного, инстинкты (подтверждением чему являются различные неосознаваемые проявления его организменной активности. Подробно об инстинктах см. у В. И. Гарбузова). Однако инстинкты человека ослаблены благоприобретенными в социальной жизни новообразованиями – так называемыми культурными навыками. Следовательно, формирование у детей способности к самоуправлению зависит от того, насколько им предоставляется свобода сделать выбор: быть человеком или животным. Если ты человек, то подчиняй свои желания своей разумной, человеческой воле; если ты выбрал позицию животного, то твоей воли нет, и ты будешь добровольно или насильно подчиняться воле того, кто тобой будет управлять.
Второе умозаключение касается уровня зрелости новорожденного ребенка. Нам надо твердо усвоить и безоговорочно принять тезис о том, что человек рождается недозрелым существом, и 24 года детства дается ему по природе для дозревания. Конечно, разные системы организма созревают в разное время, и с момента полового созревания, которое наступает у подростков в возрасте от 11 лет, человеческий организм способен к выполнению заданной ему природой миссии – рождению детей. Однако человек, – это не дикое животное, а культурное существо, которому опять же от природы дан сугубо человеческий ресурс – разум, проявляющийся в способности к сознанию, осознанию и сознательному, то есть волевому, управлению своим телом, что, собственно, и является показателем культуры личности. Поэтому мы должны четко осознавать, что ребенок имеет право на детское поведение: он имеет право чего-то не уметь, поэтому его надо учить; он имеет право не уметь владеть собой, поэтому взрослому надо или гасить неадекватные эмоциональные реакции (если это ребенок совсем маленький), переключая его внимание, или вступать с ребенком в диалог таким образом, чтобы он сам, добровольно и сознательно отказался от своих неразумных желаний.
Ребенок имеет право хотеть, потому что «хочу» и удовлетворение этого «хочу» в разумных для человека пределах есть единственно возможный способ развития воли человека. А для этого необходимо предоставлять ребенку все возможное многообразие выбора, раскрывать последствия каждого выбора и, самое главное, давать право выбора, а не говорить, как часто это делают взрослые: «Мало ли чего ты хочешь! Я тоже много хочу, но терплю». Контекстно в этой фразе взрослый как бы ставит себя в пример ребенку, но мы все хорошо знаем, что пример действует только тогда, когда человек настроен следовать примеру. В ситуации же «хотения» разум первоначально «отключён», потому что отуманен страстью желания. Следовательно, его надо сначала включить всеми доступными педагогически целесообразными способами и приемами, и только потом предлагать ребенку примеры и образцы поведения. Следовательно, меняем форму построения фразы: не «мало ли чего ты хочешь», а «как я тебя понимаю: сам тоже часто хочу… Но я понимаю, что то, чего я хочу может повредить мне как человеку. Об этом мне говорит опыт человечества…, поэтому я добровольно и сознательно отказываюсь от своих намерений, желаний… (и т. д.). Если ты хочешь быть человеком, то я могу помочь тебе преодолеть свое неразумное, вредное для тела (или для души) желание…». Здесь можно привести множество вариантов развития данной мысли, но главный тезис: я тебя понимаю, потому что сам такой.
Искусство воспитания – это искусство природосообразного и рационального развития волевой сферы личности, ибо именно воля является тем механизмом, тем инструментом, при помощи которого человек превращается в человека. Наиболее сензитивным периодом для целенаправленного развития волевых устремлений человека является возраст двух-трех лет, когда ребенок начинает осознавать себя автономным существом, и в его речи появляется фраза «Я сам…». Именно в этот период важно учить детей самостоятельно реализовывать свои потребности и при этом преимущественно за счет своих собственных ресурсов. Безусловно, не все потребности ребенка являются для него полезными и безопасными, поэтому на взрослых лежит обязанность регулировать этот процесс: отвлекать внимание ребенка от желаний неполезных для него, и помогать достигать полезных целей, то есть таких, которые способствуют формированию и развитию в детях истинно человеческих качеств.
Успешное решение данной задачи зависит от того, насколько умело взрослые создают условия для разумного выбора детей, насколько искусно управляют этим процессом (о формировании у ребенка способности к выбору см. у. Т. Шишовой). Наш педагогический опыт показывает, что развитие воли обеспечивается при обязательном выполнении следующих двух условий: 1) прежде всего ребенку необходимо представить все возможные варианты выбора; 2) показать последствия каждого из них как положительные, так и отрицательные; 3) предоставить право выбрать тот или иной вариант; 4) обязательно побеседовать с ребенком, чтобы он продумал свои действия на два шага – что он будет делать, если получит положительный результат своего выбора, и что будет делать в случае отрицательного результата; но самое главное, не настаивать на своем варианте, если ребенок сделал не тот выбор, на который рассчитывал взрослый.
Такой подход к воспитанию воли дает возможность предупредить развитие комплексов, которые часто появляются в ситуации авторитарного воспитания. Однако от воспитателей это требует: во-первых, глубокой педагогической компетентности; во-вторых, готовности к невероятному терпению, чтобы многократно, в спокойном тоне и мирном расположении духа повторять одно и то же, причем желательно с установлением визуального и тактильного константа (вместо абсолютно бесполезной сентенции «сколько раз тебе можно повторять одно и то же»); в-третьих, признания за ребенком права на выбор; и, в-четвертых, готовности к безусловному принятию выбора ребенка.
Третье умозаключение связано с творческой природой человека, которая, с одной стороны, является движущей силой прогресса, а с другой стороны, причиной недоверия человека и особенно детей подросткового возраста к опыту человечества и, как следствие, их непослушания. В народе говорят: умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих. Однако, как показывает жизнь, опыт не передается, то есть получается, что умных-то и нет.
Объясняется данный факт двумя причинами: во-первых, безусловной уникальностью каждого человека и, следовательно, уникальностью его опыта; и, во-вторых, невозвратностью процесса жизни, поэтому каждое, даже повторяемое человеком действие – это уже в чем-то другое действие, так как осуществляется уже в другое время, на основе уже появившегося опыта выполнения данного действия, а также может быть в несколько другом душевном или физическом состоянии и т. д. Следует особо подчеркнуть, что именно этот феномен является своеобразным препятствием для достижения гарантированного результата в воспитании личности и причиной невозможности точно предсказать, представить этот результат, так как при постановке педагогических целей в принципе невозможно учесть всё многообразие постоянно меняющихся внешних и внутренних условий существования человека в каждый данный момент жизни.
Творческая направленность человека движет его мысль, активизирует его познавательный интерес, стимулирует стремление попробовать все самому, проверить то, что говорят окружающие, на себе. Даже если опыт человечества показывает, что подобные действия не приводят к желаемому результату, у человека всё равно в глубине души теплится надежда на благополучный исход своего замысла, таится мысль: «Это у них не получилось, а я другой, и у меня может получиться…». Следовательно, детям необходимо давать право на приобретение собственного опыта. Это тем более важно потому, что каждое новое поколение начинает свой жизненный страт с более высокой ступени на столько лет, насколько старше предыдущее поколение. Доказательством данного факт является та скорость, с которой дети, в отличие от взрослых, осваивают технические средства и приспособления, созданные до их появления на свет. Они как будто рождаются с необходимым для этого знанием, которое дает детям определенное преимущество перед взрослыми и одновременно создает основу для возникновения у детей недоверия к опыту взрослых, что негативно отражается на их межличностных отношениях в виде сложностей взаимопонимания. Обнаруживается удивительный парадокс: дети не имеют достаточного жизненного опыта и поэтому не верят взрослым, а взрослые, забывая, какими они были в таком же детском возрасте, воспринимают детей с высоты своего нынешнего понимания жизни. В результате – межличностные конфликты, взаимные упреки, претензии и обвинения, которые усиливают напряжение в отношениях между детьми и взрослыми.
Избежать этого можно только в том случае, если взрослые строят свои отношения с детьми с позиции двух следующих конструктивных установок сознания: 1) дети во все времена одинаковые, так как закономерности роста и развития организма определяются типическими характеристиками, присущими человеку и формирующимися в процессе физического созревания в период детства; 2) отличие одного поколения от другого состоит в объеме и содержании информационного заполнения жизненного пространства в каждый период развития человечества.
Для установления комфортных взаимоотношений с детьми взрослым надлежит следовать следующим правилам. Во-первых, следует отказаться от любых обвинительных высказываний в адрес ребенка, как своего родного, так и других (чужих), суть которых обобщенно можно выразить фразой: «ты не такой, каким я хочу тебя видеть» (например, «мне стыдно за тебя перед людьми» т. п.). Гораздо эффективнее с позиции формирования культурной, воспитанной личности, если взрослый показывает, что он не сомневается в желании ребенка быть человеком и надеется на разумный выбор ребенком человеческого поведения). Например, вместо замечания в форме «ты»-высказывания сказать: человеку не свойственно такое поведение, потому что человеку дана способность думать, и прежде чем что-либо сделать, он эту способность использует… и т. д., и т. п.
Второе правило требует искреннее являть детям свои истинные чувства и переживания, вызываемые теми или иными поступками детей. Поясним сказанное на таком известном многим примере: мама волнуется за ребенка (подростка), который задерживается домой с прогулки. На звонки ребенок не отвечает («телефон не доступен» или «абонент находится вне зоны действия сети»). Безусловно, мать беспокоится и желает, чтобы с ее ребенком ничего страшного не случилось, и чтобы он явился домой живой и невредимый. Однако, когда ребенок приходит домой, естественно, с опозданием и, что закономерно, с ощущением вины за нарушение договора, мать начинает его стыдить и ругать, чем вместо раскаяния вызывает агрессию… Если же мать являет истинные свои чувства и переживания, то первое, что она делает – радуется тому, что все закончилось благополучно и дитя вернулось домой целым и невредимым; затем говорит, что она волновалась, и, если ребенку небезразличны ее чувства и переживания, то было бы хорошо, если бы он предупреждал ее в случае задержки… и т. д.
В-третьих, необходимо соотносить свои планы с планами детей, то есть при необходимости получить помощь от ребенка или дать ему какое-либо задание, следует сначала сказать о том, что вам нужна его помощь в том-то и в том-то; затем сказать, когда желательно получить эту помощь (то есть четко обозначить сроки); затем спросить, готов ли ребенок эту помощь оказать, и только затем договориться о времени, когда ему удобнее всего вам помочь.
Следование всем обозначенным правилам, как показывает наш опыт, обеспечивает достижение наиболее приближенных к воспитательным целям результатов. Однако главное при этом – установка сознания, с позиции которой взрослый строит отношения с детьми. Смысл этой установки – помнить, что дети имеют право на сохранение их достоинства только потому, что они «человеки», хотя и растущие. И если они что-то делают не так, как мы, взрослые, хотим, то это только потому, что они еще «не созрели», то есть не научились подчинять свою природу своему разумному началу.
Библиографический список
1. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье [Текст] / В. И. Гарбузов. СПб. : АО «Сфера», 1994. – 160 с.
2. Шишова, Т. Л. Чтоб ребенок не был трудным (Школа православной семьи) [Электрон. ресурс] / Т. Л. Шишова. – М. : Изд-во Христианская жизнь», 2008. – 576 с. – Режим доступа : http://www.pravklin.ru/index/0-116; http://www.psyoffice.ru/3592-shishova-t.-l.-chtob-rebenok-ne-byl-trudnym.html (дата обращения 06.05.2016).
Детство – это важнейший период в жизни человека. В этот период закладываются основы всей последующий жизни. Это период становления его личности, его характера, жизненных программ и установок, которыми человек будет руководствоваться при решении всех жизненных задач во взрослом возрасте. Однако в этот же период образуются и те повреждения личности, которые затем печальным образом отражаются на судьбе человека. Именно поэтому взрослым, как воспитателям растущего человека, важно понимать те глубинные процессы зарождения, становления и последующего развития личности, чтобы предупредить формирование негативных качеств, которые препятствуют успешной реализации программы жизни человека, заданной ему от природы. А факт существования такой программы подтверждается тремя объективными аргументами: во-первых, одинаковым устроением организма всех людей, невзирая на цвет кожи, рост, вес, национальность, место проживания, профессиональную деятельность и т. д.; во-вторых, типическими формами проявления внутреннего мира человека, одинаково присущими всем и каждому; и, в-третьих, логикой природой заданного протекания жизни каждого отдельного человека как единицы человеческого сообщества.
К выводам о сущности человека, которые я хочу представить в статье, я пришла в результате изучения проблемы здоровья человека, в том числе и растущего, с целью ответа на два вопроса: 1) что доступно учителю в деле сохранения и укрепления здоровья учащихся, а что недоступно; и 2) как учителю следует организовывать свою педагогическую деятельность, чтобы не только сохранять и укреплять здоровье учащихся, но, прежде всего, не разрушать свое здоровье.
Изучение проблемы здоровья человека с педагогической точки зрения привело к некоторым странным выводам: почему люди хотят быть здоровыми, но самой излюбленной темой разговоров между ними является тема личных болезней; почему они знают, что надо делать, чтобы быть здоровыми, но этого не делают; почему они, зная чего не надо делать, чтобы сохранить здоровье, продолжают совершать «глупые» действия, вредящие организму, и стремятся при этом оправдывать свои явно неразумные действия?
Чтобы ответить на эти вопросы, пришлось обратиться к природе человека, потому что именно в природе человека скрыта тайна его внутреннего конфликта между телом и душой, между желаниями, потребностями и возможностями, между духовными устремлениями и реалиями жизни. Искать ответы я стала в оставленных нам удивительных источниках человеческой мудрости: в книгах умных людей – философов, педагогов, психологов, писателей, врачей, которые также задумывались над проблемой человека, его сущностью и давали свои ответы на вопросы о том, что есть в их представлении человек; в главной книге человечества – Библии, в которой есть ответы на все вопросы, касающиеся как отдельного человека, так и общества в целом; а также руководствовалась своим жизненным опытом и своими наблюдениями за жизнью и поведением людей разного возраста, разных профессий, разного социального положения… в разных жизненных ситуациях. И вот к каким умозаключениям меня привел мой поиск.
Первое. Человек как биосоциальное, природно-культурное существо получает от природы при рождении тело (организм), которое изначально ему не принадлежит, так как он – человек – не является творцом своего тела. Для принятия данного факта не важна ни идеологическая платформа, на которой стоит человек, ни его социальное происхождение, ни его мировоззрение (можно быть хоть верующим, хоть атеистом, хоть мистиком, хоть агностиком): никто не будет спорить с тем, что любое творение человека начинается с его замысла. И также никто не будет спорить с тем фактом, что никто не «замысливал» своё тело, а получил его при рождении «просто так», в дар, бесплатно. Следовательно, можно сделать правомерный вывод о том, что тело человека изначально ему не принадлежит. Это значит, что силы, «сотворившие» тело человека, находятся за пределами его тела. Отсюда вытекает первая и главная педагогическая задача, которая встает перед взрослыми – воспитателями ребенка: научить этого растущего человека владеть своим телом, подчинять его своему разумному началу, которое, кстати говоря, также находится в теле человека.
Первоначально функция управления поведением растущего человека лежит на взрослых, но по мере взросления, когда детям становится доступно понимание своей природы и жизненного предназначения, эта функция постепенно должна перерастать в функцию самоуправления. Как же сделать это перерастание естественным и, самое главное, желаемым для самих детей?
Для достижения этого родителям, воспитателям, учителям важно следовать нескольким правилам. Во-первых, необходимо запретить себе делать любые замечания в адрес тела ребенка на протяжении всего периода его детства – от 0 до 24 лет, ибо именно в этом возрасте заканчивается физическое созревание организма человека и начинается второй, по природе более длительный период жизни – старение. И длительность этого второго периода зависит от того, какие установки сознания по отношению к себе – своему телу, своей душе, своему разуму – воспринял человек в детстве и какие из них он принял в качестве руководства к действию.
Главная же установка сознания – это признание того факта, что человек, как выходец из животного мира (не случайно, наверное, Бог сотворил человека в один день с животными), может пребывать только в одном из двух состояний – в состоянии человека или в состоянии животного. Чем же отличаются эти состояния? Только одним – активностью воли. Человек разумный (homo sapience) способен управлять собой, своим поведением, пользуясь тем инструментом, который дан ему для «очеловечивания» при рождении, то есть при помощи волевых усилий на основе сознательного принятия норм и правил поведения, установленных в человеческом сообществе. Поведение же животного подчиняется законам природы, которые закодированы в инстинктах – врожденных программах поведения. У человека, конечно, есть такие же, как у животного, инстинкты (подтверждением чему являются различные неосознаваемые проявления его организменной активности. Подробно об инстинктах см. у В. И. Гарбузова). Однако инстинкты человека ослаблены благоприобретенными в социальной жизни новообразованиями – так называемыми культурными навыками. Следовательно, формирование у детей способности к самоуправлению зависит от того, насколько им предоставляется свобода сделать выбор: быть человеком или животным. Если ты человек, то подчиняй свои желания своей разумной, человеческой воле; если ты выбрал позицию животного, то твоей воли нет, и ты будешь добровольно или насильно подчиняться воле того, кто тобой будет управлять.
Второе умозаключение касается уровня зрелости новорожденного ребенка. Нам надо твердо усвоить и безоговорочно принять тезис о том, что человек рождается недозрелым существом, и 24 года детства дается ему по природе для дозревания. Конечно, разные системы организма созревают в разное время, и с момента полового созревания, которое наступает у подростков в возрасте от 11 лет, человеческий организм способен к выполнению заданной ему природой миссии – рождению детей. Однако человек, – это не дикое животное, а культурное существо, которому опять же от природы дан сугубо человеческий ресурс – разум, проявляющийся в способности к сознанию, осознанию и сознательному, то есть волевому, управлению своим телом, что, собственно, и является показателем культуры личности. Поэтому мы должны четко осознавать, что ребенок имеет право на детское поведение: он имеет право чего-то не уметь, поэтому его надо учить; он имеет право не уметь владеть собой, поэтому взрослому надо или гасить неадекватные эмоциональные реакции (если это ребенок совсем маленький), переключая его внимание, или вступать с ребенком в диалог таким образом, чтобы он сам, добровольно и сознательно отказался от своих неразумных желаний.
Ребенок имеет право хотеть, потому что «хочу» и удовлетворение этого «хочу» в разумных для человека пределах есть единственно возможный способ развития воли человека. А для этого необходимо предоставлять ребенку все возможное многообразие выбора, раскрывать последствия каждого выбора и, самое главное, давать право выбора, а не говорить, как часто это делают взрослые: «Мало ли чего ты хочешь! Я тоже много хочу, но терплю». Контекстно в этой фразе взрослый как бы ставит себя в пример ребенку, но мы все хорошо знаем, что пример действует только тогда, когда человек настроен следовать примеру. В ситуации же «хотения» разум первоначально «отключён», потому что отуманен страстью желания. Следовательно, его надо сначала включить всеми доступными педагогически целесообразными способами и приемами, и только потом предлагать ребенку примеры и образцы поведения. Следовательно, меняем форму построения фразы: не «мало ли чего ты хочешь», а «как я тебя понимаю: сам тоже часто хочу… Но я понимаю, что то, чего я хочу может повредить мне как человеку. Об этом мне говорит опыт человечества…, поэтому я добровольно и сознательно отказываюсь от своих намерений, желаний… (и т. д.). Если ты хочешь быть человеком, то я могу помочь тебе преодолеть свое неразумное, вредное для тела (или для души) желание…». Здесь можно привести множество вариантов развития данной мысли, но главный тезис: я тебя понимаю, потому что сам такой.
Искусство воспитания – это искусство природосообразного и рационального развития волевой сферы личности, ибо именно воля является тем механизмом, тем инструментом, при помощи которого человек превращается в человека. Наиболее сензитивным периодом для целенаправленного развития волевых устремлений человека является возраст двух-трех лет, когда ребенок начинает осознавать себя автономным существом, и в его речи появляется фраза «Я сам…». Именно в этот период важно учить детей самостоятельно реализовывать свои потребности и при этом преимущественно за счет своих собственных ресурсов. Безусловно, не все потребности ребенка являются для него полезными и безопасными, поэтому на взрослых лежит обязанность регулировать этот процесс: отвлекать внимание ребенка от желаний неполезных для него, и помогать достигать полезных целей, то есть таких, которые способствуют формированию и развитию в детях истинно человеческих качеств.
Успешное решение данной задачи зависит от того, насколько умело взрослые создают условия для разумного выбора детей, насколько искусно управляют этим процессом (о формировании у ребенка способности к выбору см. у. Т. Шишовой). Наш педагогический опыт показывает, что развитие воли обеспечивается при обязательном выполнении следующих двух условий: 1) прежде всего ребенку необходимо представить все возможные варианты выбора; 2) показать последствия каждого из них как положительные, так и отрицательные; 3) предоставить право выбрать тот или иной вариант; 4) обязательно побеседовать с ребенком, чтобы он продумал свои действия на два шага – что он будет делать, если получит положительный результат своего выбора, и что будет делать в случае отрицательного результата; но самое главное, не настаивать на своем варианте, если ребенок сделал не тот выбор, на который рассчитывал взрослый.
Такой подход к воспитанию воли дает возможность предупредить развитие комплексов, которые часто появляются в ситуации авторитарного воспитания. Однако от воспитателей это требует: во-первых, глубокой педагогической компетентности; во-вторых, готовности к невероятному терпению, чтобы многократно, в спокойном тоне и мирном расположении духа повторять одно и то же, причем желательно с установлением визуального и тактильного константа (вместо абсолютно бесполезной сентенции «сколько раз тебе можно повторять одно и то же»); в-третьих, признания за ребенком права на выбор; и, в-четвертых, готовности к безусловному принятию выбора ребенка.
Третье умозаключение связано с творческой природой человека, которая, с одной стороны, является движущей силой прогресса, а с другой стороны, причиной недоверия человека и особенно детей подросткового возраста к опыту человечества и, как следствие, их непослушания. В народе говорят: умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих. Однако, как показывает жизнь, опыт не передается, то есть получается, что умных-то и нет.
Объясняется данный факт двумя причинами: во-первых, безусловной уникальностью каждого человека и, следовательно, уникальностью его опыта; и, во-вторых, невозвратностью процесса жизни, поэтому каждое, даже повторяемое человеком действие – это уже в чем-то другое действие, так как осуществляется уже в другое время, на основе уже появившегося опыта выполнения данного действия, а также может быть в несколько другом душевном или физическом состоянии и т. д. Следует особо подчеркнуть, что именно этот феномен является своеобразным препятствием для достижения гарантированного результата в воспитании личности и причиной невозможности точно предсказать, представить этот результат, так как при постановке педагогических целей в принципе невозможно учесть всё многообразие постоянно меняющихся внешних и внутренних условий существования человека в каждый данный момент жизни.
Творческая направленность человека движет его мысль, активизирует его познавательный интерес, стимулирует стремление попробовать все самому, проверить то, что говорят окружающие, на себе. Даже если опыт человечества показывает, что подобные действия не приводят к желаемому результату, у человека всё равно в глубине души теплится надежда на благополучный исход своего замысла, таится мысль: «Это у них не получилось, а я другой, и у меня может получиться…». Следовательно, детям необходимо давать право на приобретение собственного опыта. Это тем более важно потому, что каждое новое поколение начинает свой жизненный страт с более высокой ступени на столько лет, насколько старше предыдущее поколение. Доказательством данного факт является та скорость, с которой дети, в отличие от взрослых, осваивают технические средства и приспособления, созданные до их появления на свет. Они как будто рождаются с необходимым для этого знанием, которое дает детям определенное преимущество перед взрослыми и одновременно создает основу для возникновения у детей недоверия к опыту взрослых, что негативно отражается на их межличностных отношениях в виде сложностей взаимопонимания. Обнаруживается удивительный парадокс: дети не имеют достаточного жизненного опыта и поэтому не верят взрослым, а взрослые, забывая, какими они были в таком же детском возрасте, воспринимают детей с высоты своего нынешнего понимания жизни. В результате – межличностные конфликты, взаимные упреки, претензии и обвинения, которые усиливают напряжение в отношениях между детьми и взрослыми.
Избежать этого можно только в том случае, если взрослые строят свои отношения с детьми с позиции двух следующих конструктивных установок сознания: 1) дети во все времена одинаковые, так как закономерности роста и развития организма определяются типическими характеристиками, присущими человеку и формирующимися в процессе физического созревания в период детства; 2) отличие одного поколения от другого состоит в объеме и содержании информационного заполнения жизненного пространства в каждый период развития человечества.
Для установления комфортных взаимоотношений с детьми взрослым надлежит следовать следующим правилам. Во-первых, следует отказаться от любых обвинительных высказываний в адрес ребенка, как своего родного, так и других (чужих), суть которых обобщенно можно выразить фразой: «ты не такой, каким я хочу тебя видеть» (например, «мне стыдно за тебя перед людьми» т. п.). Гораздо эффективнее с позиции формирования культурной, воспитанной личности, если взрослый показывает, что он не сомневается в желании ребенка быть человеком и надеется на разумный выбор ребенком человеческого поведения). Например, вместо замечания в форме «ты»-высказывания сказать: человеку не свойственно такое поведение, потому что человеку дана способность думать, и прежде чем что-либо сделать, он эту способность использует… и т. д., и т. п.
Второе правило требует искреннее являть детям свои истинные чувства и переживания, вызываемые теми или иными поступками детей. Поясним сказанное на таком известном многим примере: мама волнуется за ребенка (подростка), который задерживается домой с прогулки. На звонки ребенок не отвечает («телефон не доступен» или «абонент находится вне зоны действия сети»). Безусловно, мать беспокоится и желает, чтобы с ее ребенком ничего страшного не случилось, и чтобы он явился домой живой и невредимый. Однако, когда ребенок приходит домой, естественно, с опозданием и, что закономерно, с ощущением вины за нарушение договора, мать начинает его стыдить и ругать, чем вместо раскаяния вызывает агрессию… Если же мать являет истинные свои чувства и переживания, то первое, что она делает – радуется тому, что все закончилось благополучно и дитя вернулось домой целым и невредимым; затем говорит, что она волновалась, и, если ребенку небезразличны ее чувства и переживания, то было бы хорошо, если бы он предупреждал ее в случае задержки… и т. д.
В-третьих, необходимо соотносить свои планы с планами детей, то есть при необходимости получить помощь от ребенка или дать ему какое-либо задание, следует сначала сказать о том, что вам нужна его помощь в том-то и в том-то; затем сказать, когда желательно получить эту помощь (то есть четко обозначить сроки); затем спросить, готов ли ребенок эту помощь оказать, и только затем договориться о времени, когда ему удобнее всего вам помочь.
Следование всем обозначенным правилам, как показывает наш опыт, обеспечивает достижение наиболее приближенных к воспитательным целям результатов. Однако главное при этом – установка сознания, с позиции которой взрослый строит отношения с детьми. Смысл этой установки – помнить, что дети имеют право на сохранение их достоинства только потому, что они «человеки», хотя и растущие. И если они что-то делают не так, как мы, взрослые, хотим, то это только потому, что они еще «не созрели», то есть не научились подчинять свою природу своему разумному началу.
Библиографический список
1. Гарбузов, В. И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье [Текст] / В. И. Гарбузов. СПб. : АО «Сфера», 1994. – 160 с.
2. Шишова, Т. Л. Чтоб ребенок не был трудным (Школа православной семьи) [Электрон. ресурс] / Т. Л. Шишова. – М. : Изд-во Христианская жизнь», 2008. – 576 с. – Режим доступа : http://www.pravklin.ru/index/0-116; http://www.psyoffice.ru/3592-shishova-t.-l.-chtob-rebenok-ne-byl-trudnym.html (дата обращения 06.05.2016).