ДЕТСКИЙ ВЗГЛЯД НА ВОЙНУ В СТИХАХ АННЫ ДОЛГАРЕВОЙ ¬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦЫ Z-ПОЭЗИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СБОРНИКА «ЗА РЕКОЙ СМОРОДИНОЙ»)
29.12.2024
УДК 821.161.1
Руженская М. Л.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ДЕТСКИЙ ВЗГЛЯД НА ВОЙНУ В СТИХАХ
АННЫ ДОЛГАРЕВОЙ ¬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦЫ Z-ПОЭЗИИ
(ПО МАТЕРИАЛАМ СБОРНИКА «ЗА РЕКОЙ СМОРОДИНОЙ»)
Аннотация. Работа посвящена анализу одного из аспектов творчества А. П. Долгаревой – военкора, русской поэтессы, представительницы Z-поэзии, в чьих стихах центральной темой становится война (война на Донбассе). Основной фокус внимания в статье посвящен рассмотрению образа ребёнка в поэзии Долгаревой. Этот образ позволяет глубже раскрыть переживания лирической героини и ярче показать трагические последствия военных действий для детей. Образ ребёнка в стихах Долгаревой символизирует одновременно уязвимость и стойкость человека перед лицом угрозы, подчёркивая противоречивость человеческих чувств в условиях войны. Дети в стихах Долгаревой показаны как жертвы, живущие в атмосфере постоянной угрозы, когда война становится частью их жизни. Детство в поэзии Долгаревой изображается как разрушенное, реальность войны становится частью игры ребенка. Долгарева подчёркивает нравственные и эмоциональные потери детей, выросших в зоне конфликта, а также их попытки выжить и адаптироваться в экстремальных условиях.
Ключевые слова: Анна Долгарева, Z-поэзия, образ ребенка, война, «За рекой Смороди-ной».
A CHILD'S PERSPECTIVE ON WAR IN THE POETRY
OF ANNA DOLGAREVA A REPRESENTATIVE OF Z - POETRY
(BASED ON THE COLLECTION «BEYOND THE SMORODINA RIVER»)
Abstract. This paper is dedicated to the analysis of one aspect of A. P. Dolgareva’s creative work – war correspondent, Russian poet, and representative of Z-poetry – whose central theme revolves around war (the war in Donbas). The article primarily focuses on the depiction of children in Dolgareva’s poetry. This image serves to deepen the lyrical heroine’s emotional experience and highlight the tragic consequences of warfare for children. The child figure in Dolgareva’s poems symbolizes both human vulnerability and resilience in the face of threats, emphasizing the contradictory nature of human emotions during wartime. Children in her works are portrayed as victims, living in an atmosphere of constant danger, where war becomes an integral part of their lives. Childhood is depicted as shattered, and the reality of war merges with the child’s play. Dolgareva emphasizes the moral and emotional losses of children raised in conflict zones, as well as their attempts to survive and adapt to extreme conditions.
Keywords: Anna Dolgareva, Z-poetry, child imagery, war, «Beyond the Smorodina River».
Анна Петровна Долгарева (печатается также под псевдонимами Анна Лемарт и Алонсо Кехано) – русская поэтесса, журналистка и военкор [3]. Будучи уроженкой Харь-кова, с начала войны на Донбассе переехала в Луганскую народную республику, не под-держав политический курс украинской власти. Главный мотив её поэтического творчест-ва – война, её стихи – своего рода зеркало донбасских событий с 2014 года, об этом в своих работах о поэзии данного автора размышляют А. Поваго [5] и М. Л. Руженская [6]. А. Долгарева стала одной из тех, кто оказался причастен рождению и развитию феномена Z-поэзии, об особенностях которого размышляет, например А. Ю. Аликин [1]. В 2024 году в издательстве «Лира» вышел сборник А. Долгаревой «За рекой Смородиной» [4], куда вошли стихи последнего десятилетия, объединенные темой войны, этот сборник презентовал сайт Питер [2]. Это стихи о жизни и смерти, о радости и горе, о мире земном и мире потустороннем, о любви и ненависти, о природе, родине и о детях.
Образ ребенка нельзя назвать центральным в лирике А. Долгаревой, но без его ис-следования невозможно в полной мере понять её лирическую героиню. Поэтесса вспо-минает собственное детство: «В Харькове я росла. В Харькове мы играли в мушкетёров, в Робин Гуда, в уличные бои. <…> Я любила играть в войнушку, очень любила. Я нико-гда не вернусь с этой войнушки» [4, с. 40]. В войнушку, наверное, играли все. Но не к каждому пришла настоящая война. И предтеча этой войны – так называемая декоммунизация, борьба с советским прошлым, с советским наследием (а потом отобрали книжки, а если точнее – то отобрали незыблемую идею, идею о том, что наши в конце победили) [4, с. 58]. И рядом с взрослыми в стихах Долгаревой появляется дети. Поэт описывает, как чувствует себя ребенок, у которого отобрали то, с чем он жил, во что верил, с чем соотносил свои поступки и на что равнялся:
были дети, а стали испуганные крысята.
нет смешнее нас, поколения восьмидесятых.
а я вот как будто в комнате теплой стояла,
а потом в степи огромной стояла,
и не было ни подушки, ни одеяла,
только дуло со всех сторон, огнем и копотью дуло,
а я восьмилетняя так глупо стояла, сутуло,
стояла совсем неукрытая [4, с. 58].
В этих строках сквозит предощущение катастрофы, смертельной опасности. И страшнее не сама возможность катастрофы, а невозможность найти какой-то жизненный ориентир и держаться за него. Старое, к ужасу героини, разрушено и запрещено, а новое, увы, ещё не создано. Остается стоять «неукрытой» на сквозняке.
Через образ ребенка раскрывается и человеческая, и женская сущность героини. Уязвимость ребенка как причина женского страха иметь детей звучат в стихотворении:
Хорошо, что я никогда не хотела детей,
А то посмотри – бежит он на небеса,
Дева Мария усыновит, укроет его теплей,
Погладит по опаленным его волосам.
А он бежит, а мне-то все кажется: мой.
Потом облегчённо вздыхаю: я ж пустоцвет.
Сердце мое перепахано этой войной.
Уже почти не болит, словно его и нет [4, с. 27].
Кроме того, ребенок в лирике А. Долгаревой выступает героем ряда военных стихотворений. Да, военных, горьких, страшных. Таких, как детство детей, родившихся, растущих, живущих под обстрелами. Ребенок в поэзии Долгаревой помещен во враждебное окружение, несущее ему угрозу и опасность. Собственно эта характеристика самой реальности.
Стихи Долгаревой откровенны и прозрачны. Они, словно хорошо вымытое окно, в которое и хочется, и страшно заглянуть: «А помните, были девочки-фигуристки. / Пом-ните, как они надо льдом взлетали», – рассказывает поэтесса. «А потом применили летальное. По Донецку, Горловке, Харькову, / От людей – окровавленные огрызки, / И вороны каркают» [4, с. 16-17]. Мы узнавали об этом из новостей, лирическая героиня, как и сама поэтесса, видела это вживую. Вживую видели это дети. Потом им будет сниться увиденное, а они не вполне и поймут, что же именно они во сне увидели.
Ребенок не до конца осознает смерть, а поэтому в стихах А. Долгаревой он будто бы не умирает по-настоящему («И дворик превращается в ничто, / И этот мальчик смотрит из-за штор, / И не болит разбитое колено. Ничто уже на свете не болит, / Ни огорчений нету, ни обид. / Ещё прилет – и скоро будет мама. / Возьми игрушки, школьную тетрадь / И поднимись по лестнице – сказать, / Что больше нет ни ссадины, ни шрама») [4, с. 68].
Но образ ребенка в поэзии Анны Долгаревой связан не только со смертью. Ребенок как символ продолжения жизни присутствует в стихотворении «За холмом и бахает, и бацает». Под звук боя Луганская молодая мама Ксюша везет коляску, «и у Ксюши в коля-ске – маленький человек» [4, с. 40]. Кто он, этот маленький человек? Каким он станет? Какую жизнь проживет в опаленном и окровавленном Луганске? Ничего этого нельзя знать, поскольку малышу меньше месяца. Рядом с Ксюшей идет седой двадцатилетний солдат. Ему сейчас нестись на броне, уходить «за реку Смородину». И другим, седым, двадцатилетним, тоже. И война эта всё продолжается. И за рекой бахает привычно, обы-денно: «А все-таки жизнь продолжается, правда, Ксюша? / И Ксюша катит коляску» [4, с. 40].
В стихотворении «Посудить по признакам по внешним» [4, с. 50] «девочка счи-тала: три, четыре, прыгала по классикам к воронке». Война не может обойти кого-то стороной, остаться незамеченной; она обрушивается всей мощью и всем ужасом. И проще всех адаптируются к ней дети. Они превращают войну в игру и проживают её по-своему, на это в своем исследовании обратила внимание М. А. Рыблова [7, с. 106]. Девочка прыгает к воронке, оставшейся после взрыва по время удара. Девочка не боится этой воронки. Воронка просто часть её жизни и не более. Ребенок живет вопреки воронке.
Но война все равно оставляет шрамы в детской душе, как бы ребенок, ни старался превратить всё вокруг себя в игру, ведь война – это страх, ужас, боль, отчаяние, смерть: «У пацаненка из Мариуполя глаза, как блюдца, он говорить разучился» [4, с. 34]. А рано или поздно мальчик выпустит из рук пластмассовый автомат и возьмет в руки автомат настоящий, смертоносный, пойдет на войну, уже не игрушечную, а настоящую, всамде-лишную («И через восемь лет его я встречу – подросшего мальчишку без мяча, но с ав-томатом – там, где, рокоча, подходит артиллерии предтеча. Он будет там, с котён-ком на руках, с улыбчивыми полными губами, уже не мальчик, но ещё не камень, уже бесстрашный – но познавший страх») [4, с. 62]
Но вырастет и сможет защитить себя и других этот ребенок нескоро. Пока он мал, беспомощен и уязвим. Он зависит от взрослых. А взрослые, словно бы забыли об это – так увлеклись войной. Ребенок выживает, как может и сколько может, но возможности его столь, же малы, как и он сам. И детская смерть на войне – самое страшное и самое горькое, что есть в истории человечества.
Образ ребенка в стихах Анны Долгаревой помогает раскрыть поэтические образы взрослых, оттенить происходящее, подчеркнуть жестокость и неестественность и войны.
Список литературы
1. Аликин А. Ю. Что Z-поэзия говорит нам о будущем // Социодиггер. 2023. Т. 4. № 1-2. С. 90–92.
2. Долгарева А. П. Питер. [сайт]. URL: https://www.piter.com/product/A34643 (дата обращения: 23.09.2024).
3. Долгарева А. П. РУВИКИ. [сайт]. URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/ (дата обраще-ния : 23.09.2024).
4. Долгарева А. За рекой Смородиной. Санк Петербург : Лира, 2024. 110 с.
5. Поваго А. Она говорит голосом Донбасса. Анна Долгарева делает главную ставку на человечность // Вечерняя Москва. 2017. 7 ноября. URL: https://vm.ru/society/302889-ona-govorit-golosom-donbassa-anna-dolgareva-delaet-glavnuyu-stavku-na-chelovechnost (дата обращения: 10.09.2024).
6. Руженская М. Л. Символический образ реки в стихах А. Долгаревой, представи-тельницы Z-поэзии // Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха: сб. матер. Х междунар. молодежной науч.-практ. конф., 23-24 октября 2024 г. / науч. ред. С. В. Рудакова. Магнитогорск : ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», 2024. С. 158–166.
7. Рыблова М. А. «Играют мальчики в войну»: игра как способ освоения детьми пространства войны // Вестник Волгоградского государственного университета. 2014. № 3 (27). Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения». С. 105–115.
Руженская М. Л.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
ДЕТСКИЙ ВЗГЛЯД НА ВОЙНУ В СТИХАХ
АННЫ ДОЛГАРЕВОЙ ¬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦЫ Z-ПОЭЗИИ
(ПО МАТЕРИАЛАМ СБОРНИКА «ЗА РЕКОЙ СМОРОДИНОЙ»)
Аннотация. Работа посвящена анализу одного из аспектов творчества А. П. Долгаревой – военкора, русской поэтессы, представительницы Z-поэзии, в чьих стихах центральной темой становится война (война на Донбассе). Основной фокус внимания в статье посвящен рассмотрению образа ребёнка в поэзии Долгаревой. Этот образ позволяет глубже раскрыть переживания лирической героини и ярче показать трагические последствия военных действий для детей. Образ ребёнка в стихах Долгаревой символизирует одновременно уязвимость и стойкость человека перед лицом угрозы, подчёркивая противоречивость человеческих чувств в условиях войны. Дети в стихах Долгаревой показаны как жертвы, живущие в атмосфере постоянной угрозы, когда война становится частью их жизни. Детство в поэзии Долгаревой изображается как разрушенное, реальность войны становится частью игры ребенка. Долгарева подчёркивает нравственные и эмоциональные потери детей, выросших в зоне конфликта, а также их попытки выжить и адаптироваться в экстремальных условиях.
Ключевые слова: Анна Долгарева, Z-поэзия, образ ребенка, война, «За рекой Смороди-ной».
A CHILD'S PERSPECTIVE ON WAR IN THE POETRY
OF ANNA DOLGAREVA A REPRESENTATIVE OF Z - POETRY
(BASED ON THE COLLECTION «BEYOND THE SMORODINA RIVER»)
Abstract. This paper is dedicated to the analysis of one aspect of A. P. Dolgareva’s creative work – war correspondent, Russian poet, and representative of Z-poetry – whose central theme revolves around war (the war in Donbas). The article primarily focuses on the depiction of children in Dolgareva’s poetry. This image serves to deepen the lyrical heroine’s emotional experience and highlight the tragic consequences of warfare for children. The child figure in Dolgareva’s poems symbolizes both human vulnerability and resilience in the face of threats, emphasizing the contradictory nature of human emotions during wartime. Children in her works are portrayed as victims, living in an atmosphere of constant danger, where war becomes an integral part of their lives. Childhood is depicted as shattered, and the reality of war merges with the child’s play. Dolgareva emphasizes the moral and emotional losses of children raised in conflict zones, as well as their attempts to survive and adapt to extreme conditions.
Keywords: Anna Dolgareva, Z-poetry, child imagery, war, «Beyond the Smorodina River».
Анна Петровна Долгарева (печатается также под псевдонимами Анна Лемарт и Алонсо Кехано) – русская поэтесса, журналистка и военкор [3]. Будучи уроженкой Харь-кова, с начала войны на Донбассе переехала в Луганскую народную республику, не под-держав политический курс украинской власти. Главный мотив её поэтического творчест-ва – война, её стихи – своего рода зеркало донбасских событий с 2014 года, об этом в своих работах о поэзии данного автора размышляют А. Поваго [5] и М. Л. Руженская [6]. А. Долгарева стала одной из тех, кто оказался причастен рождению и развитию феномена Z-поэзии, об особенностях которого размышляет, например А. Ю. Аликин [1]. В 2024 году в издательстве «Лира» вышел сборник А. Долгаревой «За рекой Смородиной» [4], куда вошли стихи последнего десятилетия, объединенные темой войны, этот сборник презентовал сайт Питер [2]. Это стихи о жизни и смерти, о радости и горе, о мире земном и мире потустороннем, о любви и ненависти, о природе, родине и о детях.
Образ ребенка нельзя назвать центральным в лирике А. Долгаревой, но без его ис-следования невозможно в полной мере понять её лирическую героиню. Поэтесса вспо-минает собственное детство: «В Харькове я росла. В Харькове мы играли в мушкетёров, в Робин Гуда, в уличные бои. <…> Я любила играть в войнушку, очень любила. Я нико-гда не вернусь с этой войнушки» [4, с. 40]. В войнушку, наверное, играли все. Но не к каждому пришла настоящая война. И предтеча этой войны – так называемая декоммунизация, борьба с советским прошлым, с советским наследием (а потом отобрали книжки, а если точнее – то отобрали незыблемую идею, идею о том, что наши в конце победили) [4, с. 58]. И рядом с взрослыми в стихах Долгаревой появляется дети. Поэт описывает, как чувствует себя ребенок, у которого отобрали то, с чем он жил, во что верил, с чем соотносил свои поступки и на что равнялся:
были дети, а стали испуганные крысята.
нет смешнее нас, поколения восьмидесятых.
а я вот как будто в комнате теплой стояла,
а потом в степи огромной стояла,
и не было ни подушки, ни одеяла,
только дуло со всех сторон, огнем и копотью дуло,
а я восьмилетняя так глупо стояла, сутуло,
стояла совсем неукрытая [4, с. 58].
В этих строках сквозит предощущение катастрофы, смертельной опасности. И страшнее не сама возможность катастрофы, а невозможность найти какой-то жизненный ориентир и держаться за него. Старое, к ужасу героини, разрушено и запрещено, а новое, увы, ещё не создано. Остается стоять «неукрытой» на сквозняке.
Через образ ребенка раскрывается и человеческая, и женская сущность героини. Уязвимость ребенка как причина женского страха иметь детей звучат в стихотворении:
Хорошо, что я никогда не хотела детей,
А то посмотри – бежит он на небеса,
Дева Мария усыновит, укроет его теплей,
Погладит по опаленным его волосам.
А он бежит, а мне-то все кажется: мой.
Потом облегчённо вздыхаю: я ж пустоцвет.
Сердце мое перепахано этой войной.
Уже почти не болит, словно его и нет [4, с. 27].
Кроме того, ребенок в лирике А. Долгаревой выступает героем ряда военных стихотворений. Да, военных, горьких, страшных. Таких, как детство детей, родившихся, растущих, живущих под обстрелами. Ребенок в поэзии Долгаревой помещен во враждебное окружение, несущее ему угрозу и опасность. Собственно эта характеристика самой реальности.
Стихи Долгаревой откровенны и прозрачны. Они, словно хорошо вымытое окно, в которое и хочется, и страшно заглянуть: «А помните, были девочки-фигуристки. / Пом-ните, как они надо льдом взлетали», – рассказывает поэтесса. «А потом применили летальное. По Донецку, Горловке, Харькову, / От людей – окровавленные огрызки, / И вороны каркают» [4, с. 16-17]. Мы узнавали об этом из новостей, лирическая героиня, как и сама поэтесса, видела это вживую. Вживую видели это дети. Потом им будет сниться увиденное, а они не вполне и поймут, что же именно они во сне увидели.
Ребенок не до конца осознает смерть, а поэтому в стихах А. Долгаревой он будто бы не умирает по-настоящему («И дворик превращается в ничто, / И этот мальчик смотрит из-за штор, / И не болит разбитое колено. Ничто уже на свете не болит, / Ни огорчений нету, ни обид. / Ещё прилет – и скоро будет мама. / Возьми игрушки, школьную тетрадь / И поднимись по лестнице – сказать, / Что больше нет ни ссадины, ни шрама») [4, с. 68].
Но образ ребенка в поэзии Анны Долгаревой связан не только со смертью. Ребенок как символ продолжения жизни присутствует в стихотворении «За холмом и бахает, и бацает». Под звук боя Луганская молодая мама Ксюша везет коляску, «и у Ксюши в коля-ске – маленький человек» [4, с. 40]. Кто он, этот маленький человек? Каким он станет? Какую жизнь проживет в опаленном и окровавленном Луганске? Ничего этого нельзя знать, поскольку малышу меньше месяца. Рядом с Ксюшей идет седой двадцатилетний солдат. Ему сейчас нестись на броне, уходить «за реку Смородину». И другим, седым, двадцатилетним, тоже. И война эта всё продолжается. И за рекой бахает привычно, обы-денно: «А все-таки жизнь продолжается, правда, Ксюша? / И Ксюша катит коляску» [4, с. 40].
В стихотворении «Посудить по признакам по внешним» [4, с. 50] «девочка счи-тала: три, четыре, прыгала по классикам к воронке». Война не может обойти кого-то стороной, остаться незамеченной; она обрушивается всей мощью и всем ужасом. И проще всех адаптируются к ней дети. Они превращают войну в игру и проживают её по-своему, на это в своем исследовании обратила внимание М. А. Рыблова [7, с. 106]. Девочка прыгает к воронке, оставшейся после взрыва по время удара. Девочка не боится этой воронки. Воронка просто часть её жизни и не более. Ребенок живет вопреки воронке.
Но война все равно оставляет шрамы в детской душе, как бы ребенок, ни старался превратить всё вокруг себя в игру, ведь война – это страх, ужас, боль, отчаяние, смерть: «У пацаненка из Мариуполя глаза, как блюдца, он говорить разучился» [4, с. 34]. А рано или поздно мальчик выпустит из рук пластмассовый автомат и возьмет в руки автомат настоящий, смертоносный, пойдет на войну, уже не игрушечную, а настоящую, всамде-лишную («И через восемь лет его я встречу – подросшего мальчишку без мяча, но с ав-томатом – там, где, рокоча, подходит артиллерии предтеча. Он будет там, с котён-ком на руках, с улыбчивыми полными губами, уже не мальчик, но ещё не камень, уже бесстрашный – но познавший страх») [4, с. 62]
Но вырастет и сможет защитить себя и других этот ребенок нескоро. Пока он мал, беспомощен и уязвим. Он зависит от взрослых. А взрослые, словно бы забыли об это – так увлеклись войной. Ребенок выживает, как может и сколько может, но возможности его столь, же малы, как и он сам. И детская смерть на войне – самое страшное и самое горькое, что есть в истории человечества.
Образ ребенка в стихах Анны Долгаревой помогает раскрыть поэтические образы взрослых, оттенить происходящее, подчеркнуть жестокость и неестественность и войны.
Список литературы
1. Аликин А. Ю. Что Z-поэзия говорит нам о будущем // Социодиггер. 2023. Т. 4. № 1-2. С. 90–92.
2. Долгарева А. П. Питер. [сайт]. URL: https://www.piter.com/product/A34643 (дата обращения: 23.09.2024).
3. Долгарева А. П. РУВИКИ. [сайт]. URL: https://ru.ruwiki.ru/wiki/ (дата обраще-ния : 23.09.2024).
4. Долгарева А. За рекой Смородиной. Санк Петербург : Лира, 2024. 110 с.
5. Поваго А. Она говорит голосом Донбасса. Анна Долгарева делает главную ставку на человечность // Вечерняя Москва. 2017. 7 ноября. URL: https://vm.ru/society/302889-ona-govorit-golosom-donbassa-anna-dolgareva-delaet-glavnuyu-stavku-na-chelovechnost (дата обращения: 10.09.2024).
6. Руженская М. Л. Символический образ реки в стихах А. Долгаревой, представи-тельницы Z-поэзии // Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха: сб. матер. Х междунар. молодежной науч.-практ. конф., 23-24 октября 2024 г. / науч. ред. С. В. Рудакова. Магнитогорск : ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г. И. Носова», 2024. С. 158–166.
7. Рыблова М. А. «Играют мальчики в войну»: игра как способ освоения детьми пространства войны // Вестник Волгоградского государственного университета. 2014. № 3 (27). Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения». С. 105–115.