ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ, СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ
10.01.2024
Орехова Т.Ф.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ, СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ
Аннотация.В статье рассматривается проблема взаимосвязи человека и культуры, которая является для современного гуманитарного знания одним из актуальных предметов изучения. В статье представлен исторический экскурс в природу понятий «культура» и «искусство»; в соотношении с деятельностью человека и с процессом его развития рассматриваются разные значения понятия «культура»; раскрывается роль культуры в становлении человека и делается вывод о том, что культура – это одновременно и результат, и сам процесс творческой сознательной деятельности людей по преобразованию природы, мира и в том числе самого человека как природного по происхождению существа. Наряду с этим раскрываются взаимосвязь понятий «художественная культура» и «искусство»: художественная культура представляет собой совокупность всех видов художественной деятельности людей, включая продукты и процесс этой деятельности, а под искусством понимается вид художественной культуры, сфера духовно-практической деятельности людей, направленной на художественное постижение и освоение мира. Таким образом, благодаря художественной культуре и искусству человек способен образно отражать и моделировать мир.
Ключевые слова: человек, природа, культура, художественная культура, искусство, взаимосвязь человека и культуры.
Проблема взаимосвязи человека и культуры является одной их непреходящих, а для современной научной мысли «горячих» актуальных проблем. На тему культурного развития человека, формирования культуры растущего человека в период образования, воспитания у детей навыков культурного поведения рассуждают и ученые разных направлений гуманитарного знания, и педагоги самых разных профилей, и родители детей разного возраста, и представители разных религиозных течений, и просто простые люди, которых волнует будущее человечества, и которые связывают это будущее с культурным состоянием общества. Суть этой проблемы можно выразить в ряде важных по своей значимости для человечества на всех этапах его развития вопросов: что такое культура по отношению к человеку; как соотносятся между собой культура и природа в мире; каково историческое значение культуры в развитии человека и общества; какое воздействие оказывает культура на человечество в целом и на каждого конкретного человека в отдельности; от чего зависит влияние культуры на человека и как его использовать с целью становления человека как Человека?
Исходя из этого, проблему, заявленную в теме данной статьи, целесообразно рассматривать в разных аспектах: с одной стороны, с позиции взаимосвязи человека и культуры, а с другой стороны, в контексте понятийного поля «человек и культура» через выявление сущности человека одновременно и как объекта, и как субъекта культуры. В соответствии с логикой наших рассуждений прежде всего необходимо обозначить исходные предпосылки относительно понимания сущности феноменов «человек» и «культура».
Итак, человек как существо природного и культурного происхождения существует одновременно в двух мирах:
– в мире природы – как самовоссоздающемся мире, который возникает без вмешательства человека, существует, развивается и функционирует по своим законам, по которым также существует и развивается и сам человек как природное существо;
– и в мире культуры, который создается разумом человека, является результатом творчества человека («делом его рук»), а также существует и развивается посредством деятельностной активности человека.
Во-вторых, человек – творец по заданному образу. Это значит, что как природное существо человек сотворен по замыслу Создателя – «по образу и подобию Божьему». Таким образом, человек не может не творить. Каждый шаг человека – это творчество, так сказать, в чистом виде, ибо жизнь по существу, включая жизнь каждого отдельного человека – это процесс, протекающий в ситуации абсолютной неопределенности.
В-третьих, человек – существо осознающее. Способность к осознанию является природно присущим человеку свойством его высшей нервной деятельности и проявляется в способности мыслить, рассуждать, определять своё отношение к действительности. Обнаруживается эта способность, во-первых, посредством данных человеку от природы внутренних ресурсов, которые проявляются во вне в форме телесной активности – телодвижений, мимики, жестов, поз; и, во-вторых, посредством благоприобретенных культурных навыков – слова (членораздельной речи) и предметного действия (умения пользоваться орудиями труда в самом широком смысле этого слова).
Относительно феномена «культура» представляется уместным акцентировать внимание на следующих моментах.
В существующей на сегодняшний день литературе разного уровня можно насчитать более 800 определений этого понятия. При этом каждый автор исходит из своих, значимых именно для него оснований. Если же исходить из буквального значения этого термина (от лат. colo, -ere, что значит «культивировать», culture – возделывание), то культура означает все то, что создано человеческим трудом в результате преобразования природы в стремлении достигать совершенства. Таким образом, латинское слово «cultura» первоначально означало «возделывание земли» и противопоставлялось значению латинского же слова «natura». Исходя из этого сегодня правомерно утверждать, что культура – это сугубо человеческое общественное новообразование, отличающее человека как природного по своему происхождению существа, от собственно животных, жизнедеятельность организма которых регулируется преимущественно инстинктами (врожденными программами поведения). Не отрицая значения инстинктов для жизнедеятельности человеческого организма, следует признать, что определяющими факторами (дельтой) развития личности являются деятельность (в процессе осуществления которой человек пользуется им самим созданными орудиями труда) и общение, инструментом которого является членораздельная речь.
При таком подходе к пониманию сущности культуры это понятие правомерно применять и к совокупности достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении материальное наследие (артефакты, то есть любые предметы и изобретения, придуманные и созданные людьми); и к уровню(способам)деятельности человека и к уровню развития человека как индивидуальности. В этом смысле говорят о культурности человека, о культуре личности как результате культурного развития человека.
Таким образом, культура – это одновременно и результат, и сам процесс творческой сознательной деятельности людей по преобразованию природы, и в том числе человека как природного по происхождению существа. Именно поэтому культура не существует вне человека и его деятельности, а история человеческого общества – это и есть история мировой культуры.
К культуре также относятся и совокупности ценностей данного конкретного общества, и принятые в каждом конкретном обществе нормы поведения, которые передаются из поколения в поколение, закономерно меняются с течением времени и различаются в разных странах. Термин «культура» употребляется и в других близких значениях: образование, развитие, совершенствование. Таким образом, обобщая, под культурой в контексте наших рассуждений будем понимать:
– исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей;
– совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека;
– общий объем творчества человечества;
– совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.
Считается, что понятие «культура» ввёл в лексикон древнеримский оратор Цицерон в значении «cultura animi», то есть «возделывание души», применив сельскохозяйственную метафору к развитию души как философской категории. Он видел в культуре способ преодоления различных проявлений варварства и инструмент для превращения человека в полноценного гражданина. В науке термин «культура» впервые появляется в 1782 году благодаря немецкому филологу Иоганну Аделунгу и его книге «Опыт истории культуры человеческого рода». В русском языке это понятие отсутствовало до второй четверти XIX века. Например, в словаре Николая Яновского 1804 года выпуска слова «культура» не было, а двуязычные словари того времени предлагали вариант «просвещение» как перевод понятия с немецкого языка. В 1837 году вышла «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов», в которой давалось два варианта значения слова «культура»: земледелие и образованность.
В соответствии с заявленной темой предметом нашего интереса выступает, как отмечается выше, проблема взаимосвязи человека и культуры. Среди наиболее близких к нашей позиции можно назвать работы В. C. Возняка [1], Е. В. Кизюн [2], Н. А. Симбирцевой [3], Н. В. Скляр [4], А. Я. Флиера [5, 6, 7]. Так, А. Я. Флиер [5, 6, 7] рассматривает культуру культурного человека и акцентирует внимание на параметрах сопряженности человека и культуры; размышления Л. С. Выготского о взаимовлиянии натуры (природы) и культуры анализирует В. C. Возняк [1]; формы соучастия людей в культуре описывает в своей статье Е. В. Кизюн [2]; методические аспекты культурологической интерпретации исследует Н. А. Симбирцева [3]; разные аспекты понятия «культурный человек» изучает Н. В. Скляр [4].
Обзор позиций, представленных в работах названных выше авторов, дает основание высказать несколько суждений.
Итак, относительно человека культура – это результат его развития как личности, которое проявляется в осознаваемой способности (умении) человека сознательно управлять собой во всем многообразии своих проявлений: управлять своими движениями, действиями, мыслями, словами, управлять в целом своим поведением, то есть управлять прочими тому подобными «активностями». При этом под управлением мы понимаем осознание человеком всех этих активностей, понимание цели и смыслов всех этих видов своей активности, умение предвидеть последствия своей активности, регулировать, а также своевременно и оперативно корректировать процесс своей деятельностной активности, но самое главное – это способность направлять свою активность на достижение благих целей. Чем выше развита у человека способность к самоуправлению, тем выше уровень его культуры.
Во-вторых, культура – это главное средство превращения человека в человека: овладевая речью, умением пользоваться всеми доступными человеку инструментами (орудиями труда) для удовлетворения своих жизненных (как принято говорить, витальных) и духовных потребностей дает основание считать человека культурным существом в самом общем понимании этого слова.
В-третьих, все люди принадлежат к той или иной культуре, представляющей собой сочетание приобретенных человечеством в ходе исторического развития знаний, убеждений и норм поведения, которые люди перенимают друг от друга, а затем передают будущим поколениям. Таким образом, культура – это ключевой фактор социализации человека, регулирующий разные сферы взаимодействия людей – от повседневного общения до функционирования глобальной экономики.
Таким образом, культура, как пишет А. Я. Флиер [сопряженности] – это порождение коллективной жизнедеятельности людей, которые каждый появляются отдельности ее практическими творцами и пользователями. Согласно его утверждению, «всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях: а) как продукт культуры; б) как потребитель культуры; в) как транслятор культуры; г) как творец культуры» [7].
В-четвертых, среди разных видов культуры наибольшим развивающим и воспитательным потенциалом обладает, на наш взгляд, художественная культура, представляющая собой совокупность всех видов художественной деятельности людей, включая продукты и процесс этой деятельности. Благодаря художественной культуре человек способен образно отражать и моделировать мир.
Значительной частью художественной культуры является искусство. Слово «иску́сство» заимствовано из старославянских языков, где оно является суффиксом, производным от слова «искусъ», употреблявшего в значении «испытание; проба, попытка». В процессе речевой эволюции это слово от своего исходного значения («испытание, опыт») постепенно приобрело значение «умение, знание» и, наконец, получило свое современное означение – «искусство».
Сегодня под искусством понимается вид художественной культуры, сфера духовно-практической деятельности людей, направленной на художественное постижение и освоение мира.
Искусство – это один из способов эстетического освоения человеком окружающего мира; искусство – это один из символических языков, который дается человеку от природы при рождении; искусство – это язык, средство общения, средство выражения человеком своего видения мира, способ и средство самовыражения. Доказательством данного утверждения можно считать способность детей еще задолго до начал системного обучения, практически сразу после рождения дети рисуют, двигаются под музыку, поют и выполняют другие художественно-выразительные действия, так сказать, по наитию.
Вывод. Нам пока не дано знать одинаково ли мы смотрим на жизнь. Искусство – это язык эмоций, которые составляют содержание внутреннего мира человека и как все внутреннее проявляются вовне через деятельностную активность человека как осознаваемую, так и неосознаваемую. Искусство дает человеку возможность транспортировать эмоциональные переживания человека во внешний мир. При этом у каждого вида искусства свой набор специфических, то есть присущих только данному виду искусства, выразительных средств.
Оригинальное высокое искусство способно оказывать чудесное, необъяснимое влияние на зрителя, слушателя, читателя в момент его взаимодействия с этим произведением. В оригинале запечатлено эмоциональное отношение художника к тому, что он отражает в своем произведении. В задачи данной статьи не входит анализ воздействия разных вдов искусства на человека. Однако представляется необходимым обратить внимание на один феномен, касающийся изобразительного искусства – это различие между оригиналом: в отличие от оригинала в копии отсутствует та эмоциональность, та наполненность образов духовной силой художника, которая всегда присутствует в оригинале. Исключением является дивная, необъяснимая чудесность иконописных списков (!!!), которые влияют на человека так же, как оригинал.
Человек может общаться с произведениями искусства напрямую: созерцая оригиналы произведений изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры и др. т. п.), самостоятельно исполняя музыкальные или читая литературные произведения, а также может общаться через посредников – исполнителей произведений искусства (музыкантов, чтецов, актёров, дирижеров, режиссеров, создателей на основе проектов архитектурных и монументальных скульптурных произведений и т. д.). При таком опосредованном общении воспроизводимое произведение искусства становится воплощением совокупного творчества автора и исполнителя. При этом все произведения временных видов искусства (может быть, кроме кино) являются, условно говоря, «произведениями данного момента», потому что ни один музыкант не может абсолютно одинаково исполнить одно и то же произведение в разное время; каждый театральное представление (каждый спектакль) – это каждый раз новое «исполнительское» произведение; каждое повторное чтение одного и того же литературного произведения – это каждый раз новое прочтение и т. д.
Следовательно, во временных искусствах каждое произведение – это «двойное содержание» – сумма эмоциональности автора и эмоциональности исполнителя (по-своему прочитавшего смыслы автора, заложенные им в своем произведении). Отсюда цель искусства как части и художественной, и общей культуры человечества – дать человеку возможность «проживать за несколько минут общения с произведением искусством тысячи человеческих жизней». Именно в этом смысл, сила, ценность и значение культуры в жизни человека.
Таким образом, как субъект человек является создателем всего мира культуры – и материальной, и духовной, а также самого себя и других окружающих его людей; как творец – человек преобразователь мира во всем его многообразии: и природы, и общества, и материального мира вещей, и мира идей; как объект человек является предметом воспитания в широком смысле этого слова, а также своеобразной натурой для создателей произведений художественной культуры и искусства, входя одновременно в число этих создателей. И самое главное – человек является творцом своей собственной жизни, творя ее каждую минуту, каждое мгновение. И это творчество – самое оригинальное произведение человека как творца.
Библиографический список
1. Возняк В. C. О натуре и культуре (размышления вместе с Л. С. Выготским) // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2017. – № 2(8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nature-i-kulture-razmyshleniya-vmeste-s-l-s-vygotskim (дата обращения: 15.08.2023).
2. Кизюн Е. В. DIY-сообщества как форма культуры соучастия // Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения) : матер. Междунар. науч. конф., 26-27 апреля 2019 г., Екатеринбург /под ред. Н. Б. Кирилловой и др. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2019. С. 207–210.
3. Симбирцева Н. А. Культурологическая интерпретация: от метода к методике // Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения) : матер. Междунар. науч. конф., 26-27 апреля 2019 г., Екатеринбург /под ред. Н. Б. Кирилловой и др. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 293–297.
4. Скляр, Н. В. Разноаспектность понятия «культурный человек» // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2020. № 2. С. 78–86. URL: https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1472 (дата обращения: 12.10.2023).
5. Флиер, А. Я. Искусство в культуре или культура в искусстве? / А. Я. Флиер // Культура культуры. 2019. № 3. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/iskusstvo-v-kulture-ili-kultura-v-iskusstve.pdf (датаобращения: 12.10.2023).
6. Флиер, А. Я. Культура культурного человека / А. Я. Флиер // Культура культуры. 2019. № 4. С. 128–138. URL: http://cult-cult.ru/culture-of-a-cultured-person/ (дата обращения: 15.06.2023).
7. Флиер, А. Я. Человек и культура: параметры сопряженности // Культура культуры. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-kultura-parametry-sopryazhennosti (дата обращения: 15.06.2023).
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ, СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ
Аннотация.В статье рассматривается проблема взаимосвязи человека и культуры, которая является для современного гуманитарного знания одним из актуальных предметов изучения. В статье представлен исторический экскурс в природу понятий «культура» и «искусство»; в соотношении с деятельностью человека и с процессом его развития рассматриваются разные значения понятия «культура»; раскрывается роль культуры в становлении человека и делается вывод о том, что культура – это одновременно и результат, и сам процесс творческой сознательной деятельности людей по преобразованию природы, мира и в том числе самого человека как природного по происхождению существа. Наряду с этим раскрываются взаимосвязь понятий «художественная культура» и «искусство»: художественная культура представляет собой совокупность всех видов художественной деятельности людей, включая продукты и процесс этой деятельности, а под искусством понимается вид художественной культуры, сфера духовно-практической деятельности людей, направленной на художественное постижение и освоение мира. Таким образом, благодаря художественной культуре и искусству человек способен образно отражать и моделировать мир.
Ключевые слова: человек, природа, культура, художественная культура, искусство, взаимосвязь человека и культуры.
Проблема взаимосвязи человека и культуры является одной их непреходящих, а для современной научной мысли «горячих» актуальных проблем. На тему культурного развития человека, формирования культуры растущего человека в период образования, воспитания у детей навыков культурного поведения рассуждают и ученые разных направлений гуманитарного знания, и педагоги самых разных профилей, и родители детей разного возраста, и представители разных религиозных течений, и просто простые люди, которых волнует будущее человечества, и которые связывают это будущее с культурным состоянием общества. Суть этой проблемы можно выразить в ряде важных по своей значимости для человечества на всех этапах его развития вопросов: что такое культура по отношению к человеку; как соотносятся между собой культура и природа в мире; каково историческое значение культуры в развитии человека и общества; какое воздействие оказывает культура на человечество в целом и на каждого конкретного человека в отдельности; от чего зависит влияние культуры на человека и как его использовать с целью становления человека как Человека?
Исходя из этого, проблему, заявленную в теме данной статьи, целесообразно рассматривать в разных аспектах: с одной стороны, с позиции взаимосвязи человека и культуры, а с другой стороны, в контексте понятийного поля «человек и культура» через выявление сущности человека одновременно и как объекта, и как субъекта культуры. В соответствии с логикой наших рассуждений прежде всего необходимо обозначить исходные предпосылки относительно понимания сущности феноменов «человек» и «культура».
Итак, человек как существо природного и культурного происхождения существует одновременно в двух мирах:
– в мире природы – как самовоссоздающемся мире, который возникает без вмешательства человека, существует, развивается и функционирует по своим законам, по которым также существует и развивается и сам человек как природное существо;
– и в мире культуры, который создается разумом человека, является результатом творчества человека («делом его рук»), а также существует и развивается посредством деятельностной активности человека.
Во-вторых, человек – творец по заданному образу. Это значит, что как природное существо человек сотворен по замыслу Создателя – «по образу и подобию Божьему». Таким образом, человек не может не творить. Каждый шаг человека – это творчество, так сказать, в чистом виде, ибо жизнь по существу, включая жизнь каждого отдельного человека – это процесс, протекающий в ситуации абсолютной неопределенности.
В-третьих, человек – существо осознающее. Способность к осознанию является природно присущим человеку свойством его высшей нервной деятельности и проявляется в способности мыслить, рассуждать, определять своё отношение к действительности. Обнаруживается эта способность, во-первых, посредством данных человеку от природы внутренних ресурсов, которые проявляются во вне в форме телесной активности – телодвижений, мимики, жестов, поз; и, во-вторых, посредством благоприобретенных культурных навыков – слова (членораздельной речи) и предметного действия (умения пользоваться орудиями труда в самом широком смысле этого слова).
Относительно феномена «культура» представляется уместным акцентировать внимание на следующих моментах.
В существующей на сегодняшний день литературе разного уровня можно насчитать более 800 определений этого понятия. При этом каждый автор исходит из своих, значимых именно для него оснований. Если же исходить из буквального значения этого термина (от лат. colo, -ere, что значит «культивировать», culture – возделывание), то культура означает все то, что создано человеческим трудом в результате преобразования природы в стремлении достигать совершенства. Таким образом, латинское слово «cultura» первоначально означало «возделывание земли» и противопоставлялось значению латинского же слова «natura». Исходя из этого сегодня правомерно утверждать, что культура – это сугубо человеческое общественное новообразование, отличающее человека как природного по своему происхождению существа, от собственно животных, жизнедеятельность организма которых регулируется преимущественно инстинктами (врожденными программами поведения). Не отрицая значения инстинктов для жизнедеятельности человеческого организма, следует признать, что определяющими факторами (дельтой) развития личности являются деятельность (в процессе осуществления которой человек пользуется им самим созданными орудиями труда) и общение, инструментом которого является членораздельная речь.
При таком подходе к пониманию сущности культуры это понятие правомерно применять и к совокупности достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении материальное наследие (артефакты, то есть любые предметы и изобретения, придуманные и созданные людьми); и к уровню(способам)деятельности человека и к уровню развития человека как индивидуальности. В этом смысле говорят о культурности человека, о культуре личности как результате культурного развития человека.
Таким образом, культура – это одновременно и результат, и сам процесс творческой сознательной деятельности людей по преобразованию природы, и в том числе человека как природного по происхождению существа. Именно поэтому культура не существует вне человека и его деятельности, а история человеческого общества – это и есть история мировой культуры.
К культуре также относятся и совокупности ценностей данного конкретного общества, и принятые в каждом конкретном обществе нормы поведения, которые передаются из поколения в поколение, закономерно меняются с течением времени и различаются в разных странах. Термин «культура» употребляется и в других близких значениях: образование, развитие, совершенствование. Таким образом, обобщая, под культурой в контексте наших рассуждений будем понимать:
– исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей;
– совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека;
– общий объем творчества человечества;
– совокупность материальных и духовных ценностей, изготовленных человечеством на протяжении всей истории.
Считается, что понятие «культура» ввёл в лексикон древнеримский оратор Цицерон в значении «cultura animi», то есть «возделывание души», применив сельскохозяйственную метафору к развитию души как философской категории. Он видел в культуре способ преодоления различных проявлений варварства и инструмент для превращения человека в полноценного гражданина. В науке термин «культура» впервые появляется в 1782 году благодаря немецкому филологу Иоганну Аделунгу и его книге «Опыт истории культуры человеческого рода». В русском языке это понятие отсутствовало до второй четверти XIX века. Например, в словаре Николая Яновского 1804 года выпуска слова «культура» не было, а двуязычные словари того времени предлагали вариант «просвещение» как перевод понятия с немецкого языка. В 1837 году вышла «Карманная книжка для любителя чтения русских книг, газет и журналов», в которой давалось два варианта значения слова «культура»: земледелие и образованность.
В соответствии с заявленной темой предметом нашего интереса выступает, как отмечается выше, проблема взаимосвязи человека и культуры. Среди наиболее близких к нашей позиции можно назвать работы В. C. Возняка [1], Е. В. Кизюн [2], Н. А. Симбирцевой [3], Н. В. Скляр [4], А. Я. Флиера [5, 6, 7]. Так, А. Я. Флиер [5, 6, 7] рассматривает культуру культурного человека и акцентирует внимание на параметрах сопряженности человека и культуры; размышления Л. С. Выготского о взаимовлиянии натуры (природы) и культуры анализирует В. C. Возняк [1]; формы соучастия людей в культуре описывает в своей статье Е. В. Кизюн [2]; методические аспекты культурологической интерпретации исследует Н. А. Симбирцева [3]; разные аспекты понятия «культурный человек» изучает Н. В. Скляр [4].
Обзор позиций, представленных в работах названных выше авторов, дает основание высказать несколько суждений.
Итак, относительно человека культура – это результат его развития как личности, которое проявляется в осознаваемой способности (умении) человека сознательно управлять собой во всем многообразии своих проявлений: управлять своими движениями, действиями, мыслями, словами, управлять в целом своим поведением, то есть управлять прочими тому подобными «активностями». При этом под управлением мы понимаем осознание человеком всех этих активностей, понимание цели и смыслов всех этих видов своей активности, умение предвидеть последствия своей активности, регулировать, а также своевременно и оперативно корректировать процесс своей деятельностной активности, но самое главное – это способность направлять свою активность на достижение благих целей. Чем выше развита у человека способность к самоуправлению, тем выше уровень его культуры.
Во-вторых, культура – это главное средство превращения человека в человека: овладевая речью, умением пользоваться всеми доступными человеку инструментами (орудиями труда) для удовлетворения своих жизненных (как принято говорить, витальных) и духовных потребностей дает основание считать человека культурным существом в самом общем понимании этого слова.
В-третьих, все люди принадлежат к той или иной культуре, представляющей собой сочетание приобретенных человечеством в ходе исторического развития знаний, убеждений и норм поведения, которые люди перенимают друг от друга, а затем передают будущим поколениям. Таким образом, культура – это ключевой фактор социализации человека, регулирующий разные сферы взаимодействия людей – от повседневного общения до функционирования глобальной экономики.
Таким образом, культура, как пишет А. Я. Флиер [сопряженности] – это порождение коллективной жизнедеятельности людей, которые каждый появляются отдельности ее практическими творцами и пользователями. Согласно его утверждению, «всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях: а) как продукт культуры; б) как потребитель культуры; в) как транслятор культуры; г) как творец культуры» [7].
В-четвертых, среди разных видов культуры наибольшим развивающим и воспитательным потенциалом обладает, на наш взгляд, художественная культура, представляющая собой совокупность всех видов художественной деятельности людей, включая продукты и процесс этой деятельности. Благодаря художественной культуре человек способен образно отражать и моделировать мир.
Значительной частью художественной культуры является искусство. Слово «иску́сство» заимствовано из старославянских языков, где оно является суффиксом, производным от слова «искусъ», употреблявшего в значении «испытание; проба, попытка». В процессе речевой эволюции это слово от своего исходного значения («испытание, опыт») постепенно приобрело значение «умение, знание» и, наконец, получило свое современное означение – «искусство».
Сегодня под искусством понимается вид художественной культуры, сфера духовно-практической деятельности людей, направленной на художественное постижение и освоение мира.
Искусство – это один из способов эстетического освоения человеком окружающего мира; искусство – это один из символических языков, который дается человеку от природы при рождении; искусство – это язык, средство общения, средство выражения человеком своего видения мира, способ и средство самовыражения. Доказательством данного утверждения можно считать способность детей еще задолго до начал системного обучения, практически сразу после рождения дети рисуют, двигаются под музыку, поют и выполняют другие художественно-выразительные действия, так сказать, по наитию.
Вывод. Нам пока не дано знать одинаково ли мы смотрим на жизнь. Искусство – это язык эмоций, которые составляют содержание внутреннего мира человека и как все внутреннее проявляются вовне через деятельностную активность человека как осознаваемую, так и неосознаваемую. Искусство дает человеку возможность транспортировать эмоциональные переживания человека во внешний мир. При этом у каждого вида искусства свой набор специфических, то есть присущих только данному виду искусства, выразительных средств.
Оригинальное высокое искусство способно оказывать чудесное, необъяснимое влияние на зрителя, слушателя, читателя в момент его взаимодействия с этим произведением. В оригинале запечатлено эмоциональное отношение художника к тому, что он отражает в своем произведении. В задачи данной статьи не входит анализ воздействия разных вдов искусства на человека. Однако представляется необходимым обратить внимание на один феномен, касающийся изобразительного искусства – это различие между оригиналом: в отличие от оригинала в копии отсутствует та эмоциональность, та наполненность образов духовной силой художника, которая всегда присутствует в оригинале. Исключением является дивная, необъяснимая чудесность иконописных списков (!!!), которые влияют на человека так же, как оригинал.
Человек может общаться с произведениями искусства напрямую: созерцая оригиналы произведений изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры и др. т. п.), самостоятельно исполняя музыкальные или читая литературные произведения, а также может общаться через посредников – исполнителей произведений искусства (музыкантов, чтецов, актёров, дирижеров, режиссеров, создателей на основе проектов архитектурных и монументальных скульптурных произведений и т. д.). При таком опосредованном общении воспроизводимое произведение искусства становится воплощением совокупного творчества автора и исполнителя. При этом все произведения временных видов искусства (может быть, кроме кино) являются, условно говоря, «произведениями данного момента», потому что ни один музыкант не может абсолютно одинаково исполнить одно и то же произведение в разное время; каждый театральное представление (каждый спектакль) – это каждый раз новое «исполнительское» произведение; каждое повторное чтение одного и того же литературного произведения – это каждый раз новое прочтение и т. д.
Следовательно, во временных искусствах каждое произведение – это «двойное содержание» – сумма эмоциональности автора и эмоциональности исполнителя (по-своему прочитавшего смыслы автора, заложенные им в своем произведении). Отсюда цель искусства как части и художественной, и общей культуры человечества – дать человеку возможность «проживать за несколько минут общения с произведением искусством тысячи человеческих жизней». Именно в этом смысл, сила, ценность и значение культуры в жизни человека.
Таким образом, как субъект человек является создателем всего мира культуры – и материальной, и духовной, а также самого себя и других окружающих его людей; как творец – человек преобразователь мира во всем его многообразии: и природы, и общества, и материального мира вещей, и мира идей; как объект человек является предметом воспитания в широком смысле этого слова, а также своеобразной натурой для создателей произведений художественной культуры и искусства, входя одновременно в число этих создателей. И самое главное – человек является творцом своей собственной жизни, творя ее каждую минуту, каждое мгновение. И это творчество – самое оригинальное произведение человека как творца.
Библиографический список
1. Возняк В. C. О натуре и культуре (размышления вместе с Л. С. Выготским) // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2017. – № 2(8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-nature-i-kulture-razmyshleniya-vmeste-s-l-s-vygotskim (дата обращения: 15.08.2023).
2. Кизюн Е. В. DIY-сообщества как форма культуры соучастия // Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения) : матер. Междунар. науч. конф., 26-27 апреля 2019 г., Екатеринбург /под ред. Н. Б. Кирилловой и др. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2019. С. 207–210.
3. Симбирцева Н. А. Культурологическая интерпретация: от метода к методике // Человек в мире культуры: проблемы науки и образования (XIV Колосницынские чтения) : матер. Междунар. науч. конф., 26-27 апреля 2019 г., Екатеринбург /под ред. Н. Б. Кирилловой и др. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. С. 293–297.
4. Скляр, Н. В. Разноаспектность понятия «культурный человек» // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2020. № 2. С. 78–86. URL: https://philol-journal.sfedu.ru/index.php/sfuphilol/article/view/1472 (дата обращения: 12.10.2023).
5. Флиер, А. Я. Искусство в культуре или культура в искусстве? / А. Я. Флиер // Культура культуры. 2019. № 3. URL: file:///C:/Users/user/Downloads/iskusstvo-v-kulture-ili-kultura-v-iskusstve.pdf (датаобращения: 12.10.2023).
6. Флиер, А. Я. Культура культурного человека / А. Я. Флиер // Культура культуры. 2019. № 4. С. 128–138. URL: http://cult-cult.ru/culture-of-a-cultured-person/ (дата обращения: 15.06.2023).
7. Флиер, А. Я. Человек и культура: параметры сопряженности // Культура культуры. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-kultura-parametry-sopryazhennosti (дата обращения: 15.06.2023).