БЫТ РУССКОГО СТУДЕНЧЕСТВА XIX ВЕКА
02.11.2021
Шигида Кристина Вадимовна,
студент МГТУ им. Г. И. Носова,
г. Магнитогорск
Проблема быта русского студенчества весьма актуальна в условиях со-временного общества. В связи с создавшимся в настоящее время в стране положением у российской молодежи не прекращается желание поступать в высшие учебные заведения. Становясь студентами, молодые люди начинают вести соответствующий образ жизни: посещать лекции, заниматься общественной дея-тельностью, позиционировать себя в научной жизни. Но важной проблемой для иногороднего студента является жильё. Исследование данной проблематики позволит провести параллель между жизнью студентов XIX века и настоящего времени.В начале XIX века жизнь русского студенчества протекала в стенах здания самого университета, поскольку в нём жили казённые студенты и большинство профессоров до 1820-х годов [4]. Описанием жизни московских студентов в здании Московского университета могут служить воспоминания Ф. И. Буслаева [2]. Ф. И. Буслаев учился и жил в Московском университете c 1834 по 1838 год. Он писал, что «общежитие располагалось на верхнем этаже старого здания мос-ковского университета и называлось не бурсою, как принято в семинариях, и не институтом, как назывались тогда дворянский и педагогический институты, а просто «казенными номерами» [2].
Что касается количества человек в номерах, то еще в начале XIX века студенты жили по 10-12 человек в тесных комнатах и часто болели, причиной чему была сырость и духота в комнатах [4]. Аналогичной была ситуация с проживанием петербургских казённокоштных студентов. В первые годы работы Педагогического института из-за большого набора студентов в общежитии, как констатирует Т. Н. Жуковская, создавалась перенаселенность, что влекло появление и развитие многих болезней, причинами которых были те же самые сырость и духота, отсутствие физической активности и усиленный режим обучения [5].
Уже во время обучения Ф. И. Буслаева в номера студентов селили так, чтобы не было тесно. Спали студенты в дортуаре – общей спальне. Между но-мерами и дортуарами находилась большая зала, где студенты могли умываться с помощью резервуара для воды, стоявшего посередине комнаты, а вдоль стен залы находились гардеробные шкафы с платьями и бельем [2]. Практически всё свободное время студенты находились в своих номерах, занимаясь своими де-лами: кто-то читал, кто-то учился, кто-то веселился, а кто-то и вовсе играл на музыкальных инструментах. В номере стоял очень длинный сафьяновый диван и для каждого студента имелся столик с выдвижными ящиками «для тетрадей, писем и всякой мелочи, а нижнее пространство со створчатыми дверцами было перегорожено полкою для книг» [2]. При номерах находились две комнаты – комната для библиотеки студента и карцер [2]. Данные факты говорят о том, что студенты имели все необходимые для жизни и учебы условия. Что касается пи-тания, то пить чай, обедать и ужинать студенты спускались в нижний этаж, в громадную залу, в которой за столами, расставленными в два ряда, могли сво-бодно разместиться до полутораста человек. Ф. И. Буслаев отмечает, что кор-мили их «недурно» и что студенты «очень любили казённые щи и каши» [2].
В целом, можно сказать, что жизнь московских казённокоштных студен-тов в здании университета была беззаботна в материально-бытовом отношении, поскольку студенты находились на государственном обеспечении, и, нисколько не заботясь о деньгах в кармане, полностью посвящали себя учебе, чтению и юношескому веселью.
Во второй половине 1820-х годов происходит увеличение числа абитуриентов, что привело к расселению студентов по городу [4]. Причинами роста численности студентов стали организационные и поощрительные мероприятия правительства и начальства Московского университета для привлечения абитуриентов. Можно к тому же добавить, что внимание абитуриентов привлекал тот факт, что поступить в университет имел право человек любого сословия. Боль-шая часть студентов селилась в отдельном здании общежития. Данные процессы были типичны в основном для Москвы и Санкт-Петербурга.
Представление о жизни московских студентов XIX века в общежитии да-ют очерки публициста П. К. Иванова [6], который подробно описывает матери-ально-бытовые условия жизни студентов, проживающих в двух наиболее попу-лярных в последней четверти XIX века общежитиях – «Ляпинка» и «Лепешкин-ское». Каждое из общежитий существенно отличается друг от друга.
В конце 1870-х братьями Ляпиными было открыто бесплатное общежитие для студентов университета и учеников «школы Живописи и Ваяния» [3], которое называлось «Ляпинское общежитие» или просто «Ляпинка», как называли его студенты. Общежитие представляло собой трёхэтажное здание, находившее-ся на Большой Дмитровке в Москве. Жить в этом месте мог любой желающий и учащийся, кроме «гимназистов: комиссаровцев, художников, техников...» [6]. Многие из тех, кто жил в «Ляпинке», будучи студентами, «оставались и жили в «Ляпинке» до получения рабочего места» [3]. В общежитии номера были устроены весьма своеобразно: «всего имелось 124 вакансии при 34 номерах. Каждые три номера отделялись от следующих трёх номеров капитальной стеной, а между собой их разделяла тонкая перегородка с решеткой наверху» [6]. В номерах проживало по четыре человека, а учитывая наличие перегородок, можно ска-зать, что «целых 12 человек пользуются удобствами совместного жилья» [6]. В результате, если один из жильцов хотел заняться своим делом, то он должен был выбирать момент, чтобы не мешать своим соседям. Можно сказать, что эти условия являются примером полнейшего отсутствия личного пространства.
П. К. Иванов отмечал особенности «Ляпинки»: номера общежития имели крайне грязные и неприятные комнаты, поскольку в них находятся «убогие кровати, грязные одеяла, посреди комнаты старый стол, весь изрезанный, исписан-ный и грязный стол» [6]. По поводу обстановки в комнатах можно привести описание В. А. Гиляровского, который говорит, что «грязно, конечно, было в «Ляпинке», зато никакого начальства. В каждой комнате стояло по четыре кровати, столики с ящиками и стулья. Помещение было даровое, а за стол брали деньги» [3]. Можно сказать, что данные факты говорят о том, что в «Ляпинке» условия были на грани нищеты, поскольку всё, что находилось в комнатах, бы-ло старым, грязными и практически разрушенным.
Ляпинская столовая напоминала «солдатские столовые в казармах». Днём давали обеды за 15 копеек из двух блюд, в основном это щи и гречневая каша с сосиской. К тому же, бесплатно раз в день давали только чай с хлебом [3]. П. К. Иванов поясняет, что «после такого обеда ужасно хочется есть» [6]. Сто-ловая для студентов была местом не только для обедов, но и для времяпрепровождения – «…клубом, где и «крамольные» речи говорились, и песни пелись, и революционные прокламации первыми попадали в «Ляпинку» и читались открыто: сыщики туда не проникали, между своими провокаторов и осведомителей не было. Во время студенческих волнений здесь происходили сходки» [3].
Обстановка в «Ляпинке», за всё время её существования, носила весьма унылый характер, поскольку условия проживания представляли беднейшую обстановку, грязные комнаты и место, куда приходили от «Всемогущей нужды» [6].
В 1880 году, как пишет В. М, Бокова, недалеко от Арбатских ворот в Филипповском переулке гражданин Лепешкин открыл студенческое общежитие на 40 человек, оборудованное столовой, библиотекой и спальнями на одного-двух человек [1]. Называлось общежитие – Лепешкинское. Туда принимали студен-тов университета, которые находились на полном бесплатном содержании. Однако на всех мест не хватало.
Благоустройство Лепешкинского общежития разительно отличается от аб-солютного отсутствия благоустройства в «Ляпинке». В здании было шесть от-дельных квартир – по две на каждом этаже. В квартирах второго и третьего этажа находились номера для студентов. По уточнению П. К. Иванова, в обще-житии было оборудовано «всего 24 номера при 42 вакансиях, поэтому в комнатах, рассчитанных на два человека, проживало по трое студентов, в 14-ти ком-натах жили по 2 человека, а в остальных восьми – по одному. Одиночные номе-ра предназначались для студентов старших курсов» [5]. Внутри номеров име-лись «чистые, теплые и хорошо обставленные комнаты» [1], на стенах висели картины, украшающие комнату, постельное белье менялось раз в две недели, что противопоставлялось «Ляпинке». В умывальне находились несколько кра-нов и под ними общий резервуар, на подставках лежали мыло, зубной порошок, щетки и всё то, что необходимо для личной гигиены.
Библиотека в Лепешкинском общежитии представляла собой «полукруг-лую, светлую комнату» [5] с множеством книг, журналов и сочинений. Библио-тека была соединена со столовой, которая по совместительству являлась и за-лом общежития. Столовая представляла собой «обширную комнату с высокими потолками», там же стояли два рояля, а «по воскресениям устраивались танце-вальные вечера» [5]. Главное же преимущество Лепешкинского общежития со-стояло в том, что при нем имелся телефон. Если говорить про питание, то следует сказать, что обед подавали из двух блюд, первое из которых «подавалось в неограниченном количестве с куском вареного мяса для всех желающих, второе полагалось в известных порциях. Кроме того, утром и вечером – чай и булка» [5], а по воскресеньям пекли сладкие булки [1].
Главная особенность Лепешкинского общежития была в том, что оно яв-лялось бесплатным, поскольку общежитие содержалось за счёт казны и меценатов. Условия в данном общежитии отличались высокой комфортностью и наличием всего необходимого, что нужно для жизни и учебы.
В 1882 году в Санкт-Петербурге при университетском дворе была построена Коллегия Александра II. Сначала там располагалось общежитие для студен-тов, получающих императорские стипендии, но потом стали заселять всех же-лающих [4]. Коллегии имели одиночные комнаты, за которые платили 12 руб-лей, оплата за двойные и тройные комнаты составляла 10 рублей с каждого из проживающих. Кроме того, студенты вносили дополнительные платы за месячную аренду обеденного стола по 15 рублей в месяц и по 25 рублей за подачу прошения ректору [4].
Своекоштные студенты расселялись не только в общежития, но и в съем-ные квартиры. Наряду с этим студенты имели возможность поселиться у род-ственников. Характеризуя съемное жилье, Т. Н. Жуковская указывает, что ос-новным критерием для выбора квартиры была ее дешевизна. Дешевое жилье можно было найти в любой части города, кроме центральной [5]. Но не все соб-ственники квартир сдавали студентам комнаты, поскольку, как считал П. К. Иванов, арендодатели хотели видеть постоянного жильца, «положительного» [6]. Наиболее важной причиной вечных скитаний студентов было практически полное отсутствие в Москве жилья, которое было бы по карману студен-ту, поскольку цена более-менее приличной комнаты составляла 20-25 рублей, а снятие более дешевых комнат было невозможным [6].
Описание съемной московской квартиры дается в воспоминаниях Я. И. Костенецкого, когда он был студентом [7]. Вместе со своими товарищами Я. И. Костенецкий снимал квартиру в Старой Конюшенной недалеко от Пречистенского бульвара. Съём квартиры обходился студентам в «тридцать рублей ассигнаций на каждого квартиранта» [7], включая отопление, мебель, освещение и мытье белья. Квартира находилась на втором этаже, имела переднюю, залы и две особые комнаты. Для обслуживания квартиры Я. И. Костенецкий и его соквартиранты нанимали кухарку и «жили на своем содержании» [7]. Что касается питания, то обед и ужин студентов состоял из трёх блюд, а утром и вече-ром они пили чай с белым хлебом или сухариками.
Таким образом, можно сказать, что квартирный вопрос являлся для студентов достаточно острым, поскольку съём квартиры или даже комнаты могли позволить себе только те студенты, которые располагали соответствующим бюджетом.
Таким образом, рассмотрев материально-бытовые условия русского студенчества в XIX веке, мы можем прийти к выводу, что, положение нынешнего студенчества практически не отличается от положения студенчества XIX века. В настоящее время студенты сталкиваются с теми же проблемами, с которыми когда-то сталкивались студенты в дореволюционные годы: дорогая аренда квар-тир, ненадлежащие условия в общежитиях, проблема с питанием в столовых, нехватка денег для оплаты общежитий. Параллель, которую мы провели между двумя разными эпохами, позволяет увидеть многие проблемы студенчества, ко-торые зародились в XIX и остаются нерешенными до настоящего времени.
Список литературы
1. Бокова В. М. Повседневная жизнь Москвы в XIX веке [Электронный ресурс]. – URL: https://history.wikireading.ru/77905
2. Буслаев Ф. И. Мои воспоминания. – URL: http://dugward.ru/library/
buslaev/buslaev_moi_vospominaniya.html
3. Гиляровский В. А. Москва и Москвичи [Электронный ресурс]. – URL: https://www.e-reading.club/chapter.php/14732/14/Gilyarovskiii_-_Moskva_i_
moskvichi.html
4. Господа-товарищи студенты [Электронный ресурс] / URL: http://lib.law.spbu.ru/ExhibitionLibTema/GentlemenComradesStudents/GosTovStudent.aspx
5. Жуковская Т. Н. Как жили студенты Петербургского университета в первой половины XIX века [Электронный ресурс]. – URL: http://www.spbumag.nw.ru/2009/02/7.shtml
6. Иванов, П. К. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы (очерки) [Элек-тронный ресурс]. – URL: http://library6.com/books/830517.pdf
7. Костенецкий, Я. И. Воспоминания из моей студенческой жизни [Электронный ресурс]. – URL: http://museum.guru.ru/biblioteka/vospominania
/kostenecky01.phtml