БУККРОССИНГ И БУКТРЕЙЛЕР КАК МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ К ВОСПРИЯТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
04.01.2024
Карлова Ю.В., Мужилевская Д.В.
МГТУ им. Г.И Носова, г. Магнитогорск
БУККРОССИНГ И БУКТРЕЙЛЕР КАК МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
К ВОСПРИЯТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Статья рассматривает проблему приобщения к художественной литературе детей дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования, что является одним из фактором всестороннего развития. Рассматривается внедрение инновационных методов для эффективного развития интереса к литературе – буккроссинг, буктрейлер; описаны методические разработки для модернизации предметно-пространственной среды.Буккроссинг и буктрейлер включают в себя определённые особенности и задачи при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нормотипичными детьми в дошкольной образовательной организации, являясь новыми технологиями по приобщению детей дошкольного возраста к чтению, литературе и развитию в целом. Благодаря основным наработкам и методам, представленным в статье, деятельность в детских садах должна развиваться активнее, приобщая к обучению детей и их родителей.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дошкольная образовательная организация, буккроссинг, буктрейлер, художественная литература, дети старшего дошкольного возраста.
В настоящее время появляется все больше новых возможностей по внедрению технологичных образовательных методов для развития, обучения и воспитания детей в ДОО. Важно стремиться к творческой реализации поставленных задач, получая новые знания с использованием новых методов и форм жизнедеятельности в рамках дошкольного детства.
Одной их актуальных проблем является сохранение любознательности и интереса к литературе, к чтению русских сказок, возрождению народного чтения путем обновления семейных традиций. К сожалению, сегодня чтение уходит на задний план в связи с использованием технологий и компьютеризации, заменяя повседневность погружением в телевидение и интернет. Но именно книги помогают дошкольнику познать окружающий мир, разграничивая добро и зло, дружбу и вражду. Благодаря чтению дети формируют моральные ценности. Происходит формирование умений радоваться, сопереживать и удивляться, помогая обогатить личность ребенка [1, с. 216].
Уже в старшем дошкольном возрасте дети активно развивают свою фантазию, будь то игра, учёба, общение с родителями, сверстниками или воспитателем. Связано это с развитием воображения, что и обуславливает становление креативных, творческих возможностей ребенка [2, с.100].
Система образования коррекционных дошкольных образовательных учреждений все чаще включает в образовательную программу инновационные технологии как экспериментальный элемент современного воспитания и обучения [3, с.234]. Одной из современных технологий в настоящее время можно назвать буккроссинга, другими словами – книговорот, книгообмен, движение литературы от одного ребенка к другому. Книжная библиотека все чаще стала располагаться в холле детского сада, став более доступной для воспитателей из других групп, родителей и детей всех возрастов. Каждый ребенок может воспользоваться возможностью позаимствовать понравившуюся книгу, но взамен положить свою, внимательно отслеживая, чтобы количество произведений не уменьшалось. Поэтому целью буккроссинга в ДОО является повышение интереса к чтению и художественной литературе.
Данная технология зародилась благодаря оформлению литературного уголка в группе, который был направлен на модернизацию выставок, вернисажа, а также знакомства с портретами поэтов, писателями, организовывать выставки по теме недели, выставлять иллюстрации, плакаты и для хранения книг и произведений-новинок [4].
Современные мероприятия в инклюзивных группах по знакомству с литературой вместе с группой стали все больше внедряться в практику, например, квесты «Поможем главному герою», «Отыщем все страницы сказки», «К нам в гости прилетел Карлсон!» и многое другое. Буккроссинг продолжает развивать эффективность новых практик, тем самым содействуя формированию благожелательной среды в группе; создает информационную доступность и поддерживает непосредственно сами условия доступности.
Буккроссинг в работе с детьми с ОВЗ и нормой включает в себя следующие особенности:
реализует продвижение лучших литературных произведений, доступных для понимания детей определённой группы, включая в себя не только книги, но и журналы;
способствует формированию общественного группового представления о ценности и значимости культуры;
влияет положительно на представление образа читающего человека, библиотек, книжных магазинов и др.
Основными задачами внедрения буккроссинга являются:
развитие познавательного интереса, познавательной активности и любознательности;
знакомство с современными движениями и технологиями;
внедрение в ИКТ книги (все чаще появляется электронный формат буккроссинга, с которым интереснее взаимодействовать);
приобщение родителей к совместному чтению;
расширение возможностей чтения (благодаря Яндекс.Браузеру можно читать книги, переводя их в один клик с любого языка мира);
помощь в обогащение представлений родительского состава о литературных жанрах;
воспитание бережного отношения к книге [5].
Другим нововведением является в работе с детьми является буктрейлер. Эта технология намного перспективней прошлых моделей чтения, именно благодаря тому, что дети могут стать не только чтецами, но и самыми настоящими актёрами, сценаристами и режиссерами. Кто в детстве не любил кино и мультфильмы? Именно сегодня появилась возможность перенести любимые произведения со страниц книг на самодельный экран. Буктрейлер – это создание короткого фильма по мотивам знаменитых произведений для совместного просмотра и демонстрации своих знаний, умений и навыков, а также это веселое приключение.
Это не полнометражный фильм, а ролик-мотивация, видео-демонстрация сюжета того или иного произведения для привлечения к нему внимания. Именно буктрейлер может работать наиболее эффективно в связке с буккроссингом. Сделать короткий видеофрагмент, рассказывающий о какой-либо книге, после чего данную книгу можно будет позаимствовать в уголке буккроссинга, оставив нечто взамен, а после снова вернуться за новым произведением. Благодаря экранизированным персонажам, сюжетным поворотам и элементам загадочности, не рассказывающим о концовке книги, можно заинтересовать, как детей, так и их родителей помимо того, что и сам процесс производства буктрейлера очень заманчив и богат на эмоции [6].
Воспитатели определяют основную цель создания данных трейлеров – развитие интереса к чтению и погружению в новый для себя мир с помощью книжных страниц на основании просмотренного.
Чтобы реализовать данную технологию в ДОО необходимы мастер-классы по созданию мини-фильма, чтобы родители могли повторить успех детского сада и дома, укрепляя интерес ребенка и продолжая его развитие в знакомой обстановке. Для популяризации чтения педколлектив может продвигать, как буккроссинг, так и буктрейлер в национальных образовательных проектах, в книжном конкурсе «Книга года». Участвуя в проектах, можно получить список новых книг для чтения, становясь собственными сборниками. Также важно оформлять информационный стенд для родителей, где можно сделать чудо-почту, вкоторой родители могут оставлять свои пожелания на прочтение книг или свои предложения по новым трейлерам. При участии в новых технологиях дети могут быть, как участниками, так и жюри, оценивать новую книгу, буктрейлер к ней, по критериям выведенным воспитателем, чтобы выявить победителей или чтобы поделиться своими работами [7, с. 244].
Работая над новыми возможностями приобщения дошкольников к чтению важно, чтобы дети стремились к активной деятельности. В рамках реализации новых технологий можно убедиться, что у дошкольников появляется больше положительного творческого результата, который детям очень нравится транслировать в группе и дома. Подводя итоги, можно отметить, что современные образовательные технологии положительно влияют на атмосферу группы, на коммуникацию между детьми и на приобщение их к художественной-литературе в игровой форме.
Библиографический список
1. Аскарова В.Я. Культурная политика в сфере стимулирования читательской активности молодежи: приоритеты цифровой эпохи / В.Я. Аскарова, М.В. Курмаев // Сфера культуры. 2022. № 2. 348 с.
2. Чернобровкин В.А., Карлова Ю.В. Особенности игровой деятельности старших дошкольников с использованием андроидного робототехнического устройства «Умная пчела» // Мир детства и образование. Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. Магнитогорск, 2020. С. 100-104.
3. Использование цифровых образовательных технологий в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья /Сунагатуллина И.И., Пушкарева А.А., Кувшинова И.А., Чернобровкин В.А., Долгушина Н.А., Мицан Е.Л. // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 231-246.
4. Карлова Ю.В. Основы тьюторского сопровождения детей в дошкольной образовательной организации / Ю. В. Карлова // Студент и наука. – Магнитогорск: 2023. – С. 1146-1150.
5. Мицан Е.Л. Проектирование и разработка программы дополнительного образования, направленной на развитие детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра посредством сопровождения в steam-образовании / Е.Л. Мицан, Ю.В. Карлова. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – 53 с.
6. Суворова В.Л. Книгообмен, книговорот залог развития// В.Л. Суворова // Вестник Москвы. – 2009. № 3. – С. 14-16.
7. Евтюшкина Д.А. Буккроссинг в дошкольной образовательной организации / Д. А. Евтюшкина // Молодой ученый. 2023. № 3 (450). С. 245-247.
МГТУ им. Г.И Носова, г. Магнитогорск
БУККРОССИНГ И БУКТРЕЙЛЕР КАК МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
К ВОСПРИЯТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация. Статья рассматривает проблему приобщения к художественной литературе детей дошкольного возраста в рамках инклюзивного образования, что является одним из фактором всестороннего развития. Рассматривается внедрение инновационных методов для эффективного развития интереса к литературе – буккроссинг, буктрейлер; описаны методические разработки для модернизации предметно-пространственной среды.Буккроссинг и буктрейлер включают в себя определённые особенности и задачи при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нормотипичными детьми в дошкольной образовательной организации, являясь новыми технологиями по приобщению детей дошкольного возраста к чтению, литературе и развитию в целом. Благодаря основным наработкам и методам, представленным в статье, деятельность в детских садах должна развиваться активнее, приобщая к обучению детей и их родителей.
Ключевые слова: инклюзивное образование, дошкольная образовательная организация, буккроссинг, буктрейлер, художественная литература, дети старшего дошкольного возраста.
В настоящее время появляется все больше новых возможностей по внедрению технологичных образовательных методов для развития, обучения и воспитания детей в ДОО. Важно стремиться к творческой реализации поставленных задач, получая новые знания с использованием новых методов и форм жизнедеятельности в рамках дошкольного детства.
Одной их актуальных проблем является сохранение любознательности и интереса к литературе, к чтению русских сказок, возрождению народного чтения путем обновления семейных традиций. К сожалению, сегодня чтение уходит на задний план в связи с использованием технологий и компьютеризации, заменяя повседневность погружением в телевидение и интернет. Но именно книги помогают дошкольнику познать окружающий мир, разграничивая добро и зло, дружбу и вражду. Благодаря чтению дети формируют моральные ценности. Происходит формирование умений радоваться, сопереживать и удивляться, помогая обогатить личность ребенка [1, с. 216].
Уже в старшем дошкольном возрасте дети активно развивают свою фантазию, будь то игра, учёба, общение с родителями, сверстниками или воспитателем. Связано это с развитием воображения, что и обуславливает становление креативных, творческих возможностей ребенка [2, с.100].
Система образования коррекционных дошкольных образовательных учреждений все чаще включает в образовательную программу инновационные технологии как экспериментальный элемент современного воспитания и обучения [3, с.234]. Одной из современных технологий в настоящее время можно назвать буккроссинга, другими словами – книговорот, книгообмен, движение литературы от одного ребенка к другому. Книжная библиотека все чаще стала располагаться в холле детского сада, став более доступной для воспитателей из других групп, родителей и детей всех возрастов. Каждый ребенок может воспользоваться возможностью позаимствовать понравившуюся книгу, но взамен положить свою, внимательно отслеживая, чтобы количество произведений не уменьшалось. Поэтому целью буккроссинга в ДОО является повышение интереса к чтению и художественной литературе.
Данная технология зародилась благодаря оформлению литературного уголка в группе, который был направлен на модернизацию выставок, вернисажа, а также знакомства с портретами поэтов, писателями, организовывать выставки по теме недели, выставлять иллюстрации, плакаты и для хранения книг и произведений-новинок [4].
Современные мероприятия в инклюзивных группах по знакомству с литературой вместе с группой стали все больше внедряться в практику, например, квесты «Поможем главному герою», «Отыщем все страницы сказки», «К нам в гости прилетел Карлсон!» и многое другое. Буккроссинг продолжает развивать эффективность новых практик, тем самым содействуя формированию благожелательной среды в группе; создает информационную доступность и поддерживает непосредственно сами условия доступности.
Буккроссинг в работе с детьми с ОВЗ и нормой включает в себя следующие особенности:
реализует продвижение лучших литературных произведений, доступных для понимания детей определённой группы, включая в себя не только книги, но и журналы;
способствует формированию общественного группового представления о ценности и значимости культуры;
влияет положительно на представление образа читающего человека, библиотек, книжных магазинов и др.
Основными задачами внедрения буккроссинга являются:
развитие познавательного интереса, познавательной активности и любознательности;
знакомство с современными движениями и технологиями;
внедрение в ИКТ книги (все чаще появляется электронный формат буккроссинга, с которым интереснее взаимодействовать);
приобщение родителей к совместному чтению;
расширение возможностей чтения (благодаря Яндекс.Браузеру можно читать книги, переводя их в один клик с любого языка мира);
помощь в обогащение представлений родительского состава о литературных жанрах;
воспитание бережного отношения к книге [5].
Другим нововведением является в работе с детьми является буктрейлер. Эта технология намного перспективней прошлых моделей чтения, именно благодаря тому, что дети могут стать не только чтецами, но и самыми настоящими актёрами, сценаристами и режиссерами. Кто в детстве не любил кино и мультфильмы? Именно сегодня появилась возможность перенести любимые произведения со страниц книг на самодельный экран. Буктрейлер – это создание короткого фильма по мотивам знаменитых произведений для совместного просмотра и демонстрации своих знаний, умений и навыков, а также это веселое приключение.
Это не полнометражный фильм, а ролик-мотивация, видео-демонстрация сюжета того или иного произведения для привлечения к нему внимания. Именно буктрейлер может работать наиболее эффективно в связке с буккроссингом. Сделать короткий видеофрагмент, рассказывающий о какой-либо книге, после чего данную книгу можно будет позаимствовать в уголке буккроссинга, оставив нечто взамен, а после снова вернуться за новым произведением. Благодаря экранизированным персонажам, сюжетным поворотам и элементам загадочности, не рассказывающим о концовке книги, можно заинтересовать, как детей, так и их родителей помимо того, что и сам процесс производства буктрейлера очень заманчив и богат на эмоции [6].
Воспитатели определяют основную цель создания данных трейлеров – развитие интереса к чтению и погружению в новый для себя мир с помощью книжных страниц на основании просмотренного.
Чтобы реализовать данную технологию в ДОО необходимы мастер-классы по созданию мини-фильма, чтобы родители могли повторить успех детского сада и дома, укрепляя интерес ребенка и продолжая его развитие в знакомой обстановке. Для популяризации чтения педколлектив может продвигать, как буккроссинг, так и буктрейлер в национальных образовательных проектах, в книжном конкурсе «Книга года». Участвуя в проектах, можно получить список новых книг для чтения, становясь собственными сборниками. Также важно оформлять информационный стенд для родителей, где можно сделать чудо-почту, вкоторой родители могут оставлять свои пожелания на прочтение книг или свои предложения по новым трейлерам. При участии в новых технологиях дети могут быть, как участниками, так и жюри, оценивать новую книгу, буктрейлер к ней, по критериям выведенным воспитателем, чтобы выявить победителей или чтобы поделиться своими работами [7, с. 244].
Работая над новыми возможностями приобщения дошкольников к чтению важно, чтобы дети стремились к активной деятельности. В рамках реализации новых технологий можно убедиться, что у дошкольников появляется больше положительного творческого результата, который детям очень нравится транслировать в группе и дома. Подводя итоги, можно отметить, что современные образовательные технологии положительно влияют на атмосферу группы, на коммуникацию между детьми и на приобщение их к художественной-литературе в игровой форме.
Библиографический список
1. Аскарова В.Я. Культурная политика в сфере стимулирования читательской активности молодежи: приоритеты цифровой эпохи / В.Я. Аскарова, М.В. Курмаев // Сфера культуры. 2022. № 2. 348 с.
2. Чернобровкин В.А., Карлова Ю.В. Особенности игровой деятельности старших дошкольников с использованием андроидного робототехнического устройства «Умная пчела» // Мир детства и образование. Сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. Магнитогорск, 2020. С. 100-104.
3. Использование цифровых образовательных технологий в обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья /Сунагатуллина И.И., Пушкарева А.А., Кувшинова И.А., Чернобровкин В.А., Долгушина Н.А., Мицан Е.Л. // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 231-246.
4. Карлова Ю.В. Основы тьюторского сопровождения детей в дошкольной образовательной организации / Ю. В. Карлова // Студент и наука. – Магнитогорск: 2023. – С. 1146-1150.
5. Мицан Е.Л. Проектирование и разработка программы дополнительного образования, направленной на развитие детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра посредством сопровождения в steam-образовании / Е.Л. Мицан, Ю.В. Карлова. – Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2023. – 53 с.
6. Суворова В.Л. Книгообмен, книговорот залог развития// В.Л. Суворова // Вестник Москвы. – 2009. № 3. – С. 14-16.
7. Евтюшкина Д.А. Буккроссинг в дошкольной образовательной организации / Д. А. Евтюшкина // Молодой ученый. 2023. № 3 (450). С. 245-247.