Задать вопрос
Статьи

БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

11.01.2023
Бугадинова Р.А.
Бакинский государственный университет, г. Баку

БЕСПРИЗОРНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. Настоящая статья посвящена изучению проблемы беспризорности в детской и подростковой среде. Анализируется зависимое положение детей от взрослых, отсутствие у них возможностей удовлетворить свои потребности самостоятельно. Дана характеристика понятию безнадзорность и беспризорность. Указывается, что явлению беспризорности сопутствует отсутствие у детей и подростков нормальных условий жизни. Определены и охарактеризованы психологические, социально-психологические и социально-экономические группы причин безнадзорности. Изучен анализ результатов выборочного статистического обследования уличных детей, проведенного Государственным комитетом статистики Азербайджана. Анализ данных о семейном положении детей, принявших участие в опросе, дает основание утверждать, что истоки беспризорности заложены в семье. Жестокое обращение родителей и других взрослых членов семьи, отсутствие достаточной заботы и внимания становятся причинами побега детей из семьи. Трудное материальное положение также становится причиной ранней трудовой активности несовершеннолетних лиц. Для оказания финансовой помощи своим семьям уличные дети занимаются посильным физическим трудом, а также зарабатывают, выпрашивая милостыню. На основе анализа статистического обследования, делается вывод, что у уличных детей нарушается личностное, психическое и физическое развитие, ухудшается здоровье, помимо заболеваний, они сталкиваются и с опасностями, приобретают вредные привычки, негативный социальный опыт, становятся участниками организованных групп, объектами сексуальной и трудовой эксплуатации. Все это ведет к социальной дезадаптации и десоциализации.
Ключевые слова: детская безнадзорность, беспризорность, социальная работа, социальная проблема, уличные дети, причины безнадзорности, жестокое обращение, ресоциализация, социальная дезадаптация

Проблема детской безнадзорности и беспризорности – одна из актуальных проблем социальной работы, поскольку дети являются наиболее уязвимыми, незащищенными в социальном плане членами общества. Они полностью находятся в зависимом положении от взрослых – речь идет о биологической и физиологической зависимости ребёнка; об отсутствии возможности самостоятельно удовлетворить потребности в воспитании, образовании, просвещении и развитии; необходимости удовлетворения потребностей ребёнка в правовой защите, в социальном контроле и надзоре.
Безнадзорный – это несовершеннолетнее лицо, поведение и действия которого не контролируются со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Причиной тому является неисполнение или ненадлежащее исполнение последними своих обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению детей и подростков. Эти дети, проживают вместе с родителями, поддерживают связь с семьей, имеют эмоциональную привязанность к членам своей семьи, но эта связь настолько слаба, что постоянно есть риск ее разрушения. При таких условиях дети, предоставленные сами себе, забрасывают школу, занятия, все свое свободное время предпочитают бесцельно проводить на улице. Не получив должного внимания со стороны взрослых, безнадзорность приводит к тяжелым негативным последствиям, нарушается нормальный процесс социализации детей [1, с. 19].
Беспризорность является крайней формой безнадзорности.
Беспризорным считается ребенок, не имеющий попечения со стороны родителей и государства, постоянного места проживания, систематического обучения, а также позитивных занятий, соответствующих возрасту. Рост экономического кризиса, бедности, утрата ценностей, жестокое обращение и насилие, моральные и физические унижения закладывают основу беспризорности. Детская беспризорность представляет собой социальное явление, при котором у детей и подростков отсутствуют нормальные условия жизни, являющиеся результатом таких социальных бедствий, как война, голод, эпидемия, безработица, нищета [1, 22].
Беспризорных детей также называют детьми улиц. Согласно классификации, предложенной ЮНИСЕФ (UNICEF), «уличными детьми» считаются:
    дети, живущие на улице, проводящие большую часть времени вне семьи, либо вовсе не имеющие её;
    дети, работающие на улице, проводящие большую часть дня на улице, но возвращающиеся домой. Эта категория детей сохраняет связь со своей семьей [2].
Дети улиц постоянно сталкиваются с целым комплексом проблем, с которыми им приходится самостоятельно справляться. К ним относятся следующие проблемы:
    социальные – это неграмотность, бедность, дискриминация со стороны общества, обстановка насилия, отсутствие доступа к ресурсам, негативное отношение;
    физические – неполноценное питание, приводящее к недоеданию, анемии, авитаминозу и распространению таких заболеваний, как туберкулез, кожные болезни и др.; травматизм; проблемы, связанные с личной гигиеной, репродуктивным здоровьем;
    психологические – пережитые стрессы; бродяжничество; психическое здоровье; зависимости; фобии; употребление вредных для здоровья веществ [3].
Но также эти дети достаточно хорошо приспособлены к окружающей социальной среде.
Причины, способствующие возникновению безнадзорности, специалисты подразделяют на группы. Это психологические, социально-психологические и социально-экономические группы причин.
К психологическим причинам безнадзорности относят факторы, имеющие непосредственное отношение к самой личности ребенка. Это различного рода отклонения, наблюдаемые у детей, поведение и поступки которых не соответствуют и противоречат общественным нормам и правилам.
Социально-психологические причины безнадзорности связаны с кризисом, переживаемым семьей – это и разводы, и потеря одного из родителей, и жестокое обращение с ребенком, и различного вида насилия со стороны взрослых. Таким образом, семейное неблагополучие становится предпосылкой возникающих нарушений в процессе социализации личности ребенка, что приводит в итоге к безнадзорности.
Однако и в благополучных семьях может накалиться психологический климат. Причиной тому – недостаток средств проживания, угроза безработицы, повышение цен. Жестокое обращение в семье, отсутствие заботы и понимания, психическая депривация, становятся причинами побега детей из дома.
Социально-экономическими причинами выступают факторы, нарушающие трудовой уклад и быт людей. К ним относятся – голод, эпидемии, рост экономического кризиса, безработицы, учащение в связи с военным конфликтом или природными катаклизмами миграционных процессов [1, с. 23]. Однако в реальности все вышеназванные причины тесно переплетены и дополняют друг друга. Поскольку причинами безнадзорности являются и кризис в семье, и социальная напряженность, и криминогенный фон общественной жизни, и фундаментальные изменения функций учреждений системы образования.
Обратимся к анализу результатов выборочного статистического обследования уличных детей, проведенного Государственным комитетом статистики Азербайджана в городе Баку в 2016 году. Основной целью исследования было получение подробной информации о проблемах, с которыми сталкиваются беспризорные дети, причинах их работы на улице, видах выполняемой ими работы, а также опасностях, которым они подвергаются.
Согласно данным Государственного комитета статистики Азербайджана, обследованию подверглись 208 беспризорных детей в возрасте 9-17 лет, в том числе 165 мальчиков и 43 девочки, проживающих в Баку. Почти половину респондентов составили дети в возрасте 15-17 лет.
В результате опроса детей выяснилось, что почти у половины из них есть свидетельство о рождении или удостоверение личности. Каждый десятый ребенок заявил, что у них нет этих документов, а 40% заявили, что вообще ничего не знают об их существовании. По результатам обследования чуть более половины опрошенных приехали в Баку из других стран либо других городов и районов страны. 56% мальчиков и 12% девочек родились в городе Баку, соответственно 42 и 84% прибыли из регионов страны.
Каждый пятый беспризорник, не являющийся местным жителем Баку, сообщил, что прожил в столице Азербайджана 2-3 года, каждый второй проживал 4-7 лет, каждый четвертый жил в столице Азербайджана более 7 лет. Во время опроса 35% опрошенных детей заявили, что учились в школе и ходили в школу каждый день. 19% опрошенных детей, или каждый седьмой мальчик и каждая третья девочка, заявили, что не ходят в школу.
Дети, бросившие школу или никогда не посещавшие ее, в качестве основной причины этого назвали бедность или зарабатывание денег для своего будущего.
Анализ данных о семейном положении опрошенных свидетельствует о том, что именно семейные проблемы создают условия для формирования беспризорности. У 94% из 208 опрошенных детей были семьи. Однако оба родителя были у 61% детей, около трети детей имели неполную семью, т.е. только мать или отца, а у остальных – только близкие родственники. В 90% семей беспризорных детей в среднем было 2 ребенка в возрасте до 18 лет, включая их самих.
Причиной существования уличных детей также являются материальные проблемы в их семьях. По результатам обследования только у 9% из 126 детей, имеющих полную семью, работают оба родителя. У 75% детей, имеющих одного или обоих родителей, работает только один из родителей, а у каждого пятого ребенка ни один из родителей не работает. Семьи 40% детей живут за пределами Баку. Семьи каждого третьего мальчика и 70% девочек проживают в регионах страны, в основном в Евлахском, Бардинском, Агдашском и Агсуинском районах. Семья каждого второго опрошенного сменила место жительства с 1988 года, то есть после периода, когда Армения начала агрессию против Азербайджана. Это в свою очередь также является одним из факторов, влияющих на формирование беспризорности в стране. 52% опрошенных детей проживают со своими семьями или не потеряли с ними связь. 39% детей живут с родственниками и 8% с друзьями.
57% детей, принявших участие в опросе, проживают в съемном жилье со своими семьями или родственниками. Однако условия жизни мальчиков и девочек существенно различаются. В съемном жилье проживают 75% девушек и 53% юношей, в отдельных домах (квартирах) соответственно 7 и 36%, в общежитиях 16 и 7%, в коммунальных квартирах 2 и 1%.
Подавляющее большинство беспризорников, имеющих семьи, предпочитают жить с родителями или родственниками. Так, 85% беспризорных детей, имеющих семьи, в том числе 93% девочек и 83% мальчиков, заявили, что всегда ночуют в семье или у родственников.
В летнее время 80% опрошенных остаются ночевать в семьях или у родственников, 14% – в зданиях закрытых заводов и фабрик или у знакомых, 6% – в подвалах квартир, заброшенных домах и на чердаках. Один мальчик же сообщил, что проводил ночи на свежем воздухе, на улицах и в парках. В зимние месяцы дети стараются жить вместе со своими семьями, родственниками или знакомыми. Минувшей зимой 82% детей ночевали в семье или у родственников, 11% – у знакомых, 7% – в заброшенных домах, в зданиях приостановленных заводов и фабрик, в подвалах и чердаках квартир.
Что касается особенностей труда уличных детей, то по данным опроса, все опрошенные имеют источник дохода. Если рассматривать сбор и сдачу стеклотары и металлических отходов и прошенье подаяния как вид трудовой деятельности, то всех опрошенных можно отнести к категории трудящихся. Половина беспризорников зарабатывают тем, что моют машины (25%) и выпрашивают милостыню (25%).
По данным, полученным в ходе опроса, дети, как правило, начинают работать на улице в возрасте 10-11 лет. Количество этих детей от общего числа респондентов составило 45%. Мальчики начали работать в более раннем возрасте, чем девочки. 29% опрошенных мальчиков заявили, что начали работать в 10 лет, а 28% девочек в 11 лет.
Большинство детей сообщили, что работают, чтобы оказать финансовую помощь своим семьям, тогда как 14% мальчиков и 44% девочек заявили, что члены семьи заставляли их работать. 16 % юношей и 14% девушек в качестве причины работы назвали желание сделать покупку на заработанные средства.  
Характер работы, выполняемой уличными детьми, был связан с гендерным распределением, и большинство мальчиков указали, что они занимаются физическим трудом. Примерно каждый третий из опрошенных мальчиков отметили, что зарабатывают мойкой машин, 18% – сбором и доставкой стеклотары и отходов, 10% – перевозкой грузов, а 61% девочек заявили, что зарабатывают попрошайничеством.
В ходе опроса 33% уличных детей сказали, что работают до 7 часов в день, и чуть больше половины – по 7-8 часов. 74% девочек признались, что работа у них тяжелая, а 23%, – что очень устают после работы. Среди мальчиков эти показатели составили 63 и 37% соответственно. Подавляющее большинство работающих детей (92%) заявили, что получали от работодателей только деньги в обмен на выполняемую ими работу.
Четверо из пяти мальчиков и девочек сообщили, что в течение недели, предшествовавшей опросу, они зарабатывали в среднем 3-5 манатов в день. У 3% юношей и 12% девочек ежедневный доход составлял 1-2 маната, а у 15 и 9% соответственно эта сумма равнялась 6-10 манатам. На основании данных опроса можно сделать вывод, что характер расходов беспризорных детей зависит от пола респондентов. В то время как мальчики (39%) и девочки (35%) примерно одинаковую сумму тратят на продукты, девочки более половины своего заработка расходуют на покупку одежды, а мальчики – лишь пятую часть. Девочки тратят на сигареты 9%, а мальчики 18 % своего ежедневного дохода. Различие по гендерному признаку проявляется и в объеме их расходов на продукты питания и непродовольственные товары. Так, 53% юношей тратят на свою покупку по 2 маната в день, а 58% девушек – по 3 маната. В целом 96% детей заявили, что тратят на эти цели не более 2-3 манатов в день.
Результаты опроса показали, что образ жизни беспризорных детей влияет на их здоровье. Лишь 3% опрошенных мальчиков заявили, что они полностью здоровы, а среди девочек полностью здоровой себя никто не считает. Одним из важных факторов, обеспечивающих здоровье детей, является достаточное и правильное питание в течение дня. Более половины девочек и две трети мальчиков сообщили, что недоедают.
Две трети детей заявили, что в отношении них не было случаев сексуального насилия со стороны взрослых, а остальные не пожелали отвечать на этот вопрос. Двое из каждых пяти опрошенных детей отказались сообщить, отдавали ли они кому-то под угрозой часть денег, заработанных на улицах. Более трети детей сообщили, что никому не отдавали под угрозой свой заработок, а каждый восьмой заявил, что отдавал их родителям или родственникам.
Уличные дети, чье здоровье и жизнь находятся в опасности, вынуждены приспосабливаться к окружающей среде. Именно поэтому на вопрос, чем они отличаются от сверстников, живущих с родителями в благополучных семьях, 44% ответили, что лучше понимают жизнь и лучше знают людей, а четверть из них сказали, что они более смелые и решительные.
Беседы с детьми улиц свидетельствуют о том, что многие из них недовольны своим нынешним положением. Так, на вопрос, откажутся ли они от уличной жизни и работы, если бы были созданы благоприятные условия для жизни и учебы, большинство девушек (91%) и юношей (83%) ответили, что хотели бы покинуть улицы.
На основании опроса было установлено, что уличные дети осознают свой образ жизни и половина из них заявили, что не хотят, чтобы их младшие братья или сестры занимались тем же, что и они. Только 2 респондента отметили, что владеют технической профессией. Однако 69% юношей и 61 % девушек заявили, что хотели бы освоить какую-либо профессию посредством получения образования либо опыта, а 18 и 30%, соответственно, сообщили, что хотят учиться только в средней школе. Среди юношей, как и среди девушек, была большая доля тех, кто сказал, что не хочет учиться или осваивать профессию вообще.
Большинство мальчиков заявили, что хотят быть военными, профессиональными спортсменами, работать с техникой или с людьми. Каждые две девочки из пяти сказали, что хотят быть учителем или продавцом, а каждая пятая девочка отметила, что хочет заниматься творческой деятельностью.
Каждый третий мальчик и каждая пятая опрошенная девочка верят, что в будущем они достигнут того, чего хотят. При этом каждый четвертый ребенок отметил, что не верит в то, что его мечты сбудутся. Остальные дети отказались отвечать на данный вопрос [4].
Таким образом, уличные дети не имеют полноценного питания, помимо различных заболеваний, сталкиваются и с другими опасностями, приобретают вредные привычки, негативный социальный опыт, теряют эмоциональную связь со своими семьями, становятся жителями улиц, участниками организованных преступных группировок, объектами различного рода эксплуатации, жертвами насилия. Это в свою очередь ведет к ухудшению здоровья, нарушению их личностного, психического и физического развития, увеличению числа социально дезадаптированных детей. И это далеко не полный список негативных последствий детской и подростковой беспризорности.
Однако, по мнению специалистов, социальная дезадаптация – обратимый процесс, который можно не только предупредить, но и управлять самим процессом ресоциализации социально дезадаптированных несовершеннолетних лиц. К примеру, широко распространенной формой профилактики безнадзорности и правонарушений является раннее выявление социально неблагополучных семей. По мере увеличения числа факторов социального риска (малообеспеченность, многодетность, неполная семья и др.) возрастает вероятность возникновения социального неблагополучия семьи. Чем раньше специалист сможет выявить кризисную семью, тем эффективнее будет его деятельность по работе с ней.
Различные категории детей имеют присущие только им потребности, которые соответственно предполагают поиск различных подходов в решении их проблем.
Работу с уличными детьми целесообразно вести в следующих направлениях:
    индивидуально-типический подход, опирающийся на склонности и увлечения ребенка;
    работа с семьей;
    работа со школой.
Социальная работа будет более эффективна, если она начинается на начальном этапе процесса дезадаптации, когда ребенок еще только включается в негативную среду улицы. Если же социальная работа начинается на этапе полного отчуждения и отключения ребенка от развивающей социальной среды, то от социального работника потребуется больших усилий и специальных подходов в решении данной проблемы [2].
Закон Азербайджанской Республики от 24 мая 2005 года «О профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних» регулирует общественные отношения, возникающие в связи с профилактикой беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, а также устанавливает права и обязанности государственных органов, учреждений и организаций в данной сфере. Как указано в законе, официальными органами и учреждениями, осуществляющими деятельность по профилактике, являются комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты населения, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, органы по делам молодёжи, система образования и здравоохранения.
Все другие органы, учреждения и организации, в том числе и неправительственные, участвующие в деятельности по профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, должны действовать в пределах своих полномочий в установленном законодательством Азербайджанской Республики порядке [5].
К примеру, одной из таких организаций является центр повседневного ухода за беспризорными – Ассоциация детей Азербайджана. Деятельность центра осуществляется в следующих направлениях:
    ведется работа над сокращением вредных привычек среди беспризорных детей;
    оказание медицинской помощи – направляют уличных детей в медицинские учреждения;
    юридическая помощь – урегулирование документов;
    возвращение детей в свои семьи [6].
С 2007 года при Ассоциации функционирует детский приют – Центр реинтеграции, действующий круглосуточно. В Центре ведется работа по эффективной реабилитации и социальной реинтеграции безнадзорных детей, являющихся жертвами или потенциальными жертвами торговли людьми, домашнего насилия.
Центр оказывает социальную, психологическую и юридическую помощь детям из уязвимых групп, проживающих на улице, сиротам, безнадзорным. Детям предоставляется жилье, проводится медицинское обследование, их обеспечивают одеждой, питанием, образованием, организацией свободного времени и другими необходимыми услугами.
Библиографический список
1.    Технологии социальной работы с различными группами населения: учебное пособие / под ред. проф. П.Д. Павленка. М.: ИНФРА-М, 2009. 272 с.
2.    Технологии уличной социальной работы с детьми группы риска. URL: https://studme.org/48080/sotsiologiya/
3.    Социально-психологическая характеристика уличных детей. URL: https://studme.org/56659/pedagogika/
4.    Azərbaycanda adlarını özü qoyan Küçə uşaqları - kövrək statistik araşdirma. URL: https://unikal.az/news/125444/
5.    О профилактике беспризорности и правонарушений несовершеннолетних. URL: https://base.spinform.ru/show
6.    Kəmalə Ağazadə: Donmamaq üçün elektrik şitinin içində ölən uşaqdan sonra sığınacaq yaratdım. URL: https://oxu.az/society/
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.