Задать вопрос
Статьи

АВА-ТЕРАПИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

28.12.2024
УДК 376.42
Канцева Е. А.,
Магнитогорский государственный технический университет
им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск

АВА-ТЕРАПИЯ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Аннотация. В данной статье описан современный коррекционно-развивающий метод АВА-терапия, который набирает популярность в деятельности специалистов. АВА-терапия (Аpplied Behavior Analysis) является одним из самых эффективных и научно обоснованных методов работы с детьми с аутизмом и другими расстройствами развития. Этот подход основывается на принципах изучения поведения, которые помогают понять причины нежелательного поведения и развивать полезные навыки у детей. В статье представлена сущностная характеристика этого подхода, основывающегося на поведенческих технологиях и методах обучения детей с расстройством аутистического спектра. Для учителя-дефектолога, который работает с детьми с особенностями развития, знание и применение АВА-терапии является крайне важным. Этот подход позволяет разработать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы, учитывая особенности каждого ребенка.
Ключевые слова: АВА-терапия, расстройства аутистического спектра, учитель-дефектолог, коррекция, развитие навыков.
AВA-THERAPY AS A MODERN APPROACH TO THE IMPLEMENTATION
OF CORRECTIONAL AND DEVELOPMENTAL ACTIVITIES IN THE WORK
OF A DEFECTOLOGIST TEACHER
Abstract. This article describes a modern correctional and developmental method of ABA therapy, which is gaining popularity in the activities of specialists. ABA therapy (Applied Behavior Analysis) is one of the most effective and scientifically proven methods of working with children with autism and other developmental disorders. This approach is based on the principles of studying behavior, which help to understand the causes of unwanted behavior and develop useful skills in children. The article presents the essential characteristics of this approach, based on behavioral technologies and methods of teaching children with autism spectrum disorder. For a special education teacher who works with children with special needs, knowledge and application of ABA therapy is extremely important. This approach allows you to develop individual programs of correctional and developmental work, taking into account the characteristics of each child.
Keywords: ABA therapy, autism spectrum disorders, teacher-defect ologist, correction, skills development.

Аутизм – это сложное психическое расстройство, которое влияет на социальные взаимодействия, коммуникативные способности и поведение человека. Аутизм часто диагностируется в раннем детстве и требует специализированных методов обучения и под-держки. Одним из современных подходов к коррекции аутизма является АВА-терапия, которая основана на принципах прикладного анализа поведения. АВА-терапия (Аpplied Behavior Analysis) является одним из самых эффективных и научно обоснованных методов работы с детьми с аутизмом и другими расстройствами развития. Этот подход осно-вывается на принципах изучения поведения, которые помогают понять причины нежелательного поведения и развивать полезные навыки у детей.
По данным Минздрава РФ, распространенность расстройств аутистического спек-тра в России (как и в мире) составляет около 1 % детской популяции (Письмо Минздрава № 15-3/10/1-2140 от 08.05.2013 г.). Согласно данным Росстата РФ за 2023 год, числен-ность детского населения составляет около 31 миллионов, это означает, что прогнозируемое количество диагнозов «Рас» в России составляет более 300 тысяч. В связи с тем, что частота заболевания высока, потребность в научно обоснованных подходах и в особых образовательных методиках растёт очень быстро. Таким образом, тема изучения АВА-терапии и внедрение данной технологии в работу учителя-дефектолога становится все актуальнее.
Диагностика детей с РАС является очень трудоемким процессом. Диагностические методики представлены в трудах И. И. Мамайчук [2], О. Мелешкевич и Ю. Эрц [3], Е. Л. Григоренко [4] и др. Известно, что аутизм полностью не излечим, однако существуют различные методы и технологии его коррекции, изучением которых, как пишет М. Л. Барбера, занимались И. Ловаас, В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, О. С. Ни-кольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг, М. Вэлш [1].
Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом (Іvar Lovaas) и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос‑Анджелесе в 1963 году. Изучением АВА-терапии, как отмечает О. В. Мелешкевич, занимаются: Р. Шрамм, Д. М. Барбера, Ю. М. Эрц [3]. В основу была взята идея, что лю-бое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нра-вятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.
Для учителя-дефектолога, который работает с детьми с особенностями развития, знание и применение АВА-терапии является крайне важным. Этот подход позволяет раз-работать индивидуальные программы коррекционно-развивающей работы, учитывая особенности каждого ребенка. АВА-терапия помогает учителю-дефектологу улучшить коммуникацию, социальные навыки, самообслуживание и другие ключевые области раз-вития детей с аутизмом и другими расстройствами. Эффективность этого подхода подтверждена многими исследованиями и практическим опытом специалистов.
Таким образом, данная тема является актуальной и значимой для практикующих специалистов, так как помогает повысить качество работы с детьми с особенностями раз-вития и обеспечить им наилучшее развитие и интеграцию в общество.
АВА-терапия даёт возможность систематически изучить поведение ребёнка, объективно измерить и описать поведение, определить причину проблемного поведения и со-ставить обоснованный план коррекции.
По мнению О. В. Мелешкевич тремя основными направлениями АВА-терапии яв-ляются:
1) коррекция социально неприемлемого поведения;
2) структурированное (в соответствии с четкими правилами, преследующее определенные задачи) обучение навыкам;
3) анализ и обучение вербальному поведению [3].
В АВА-терапии используются многочисленные стратегии и различные приёмы, та-кие, как:
– правила, оформленные в визуальной форме;
– обучение без ошибок;
– подсказки;
– социальные истории;
– расписания заданий;
– графики;
– видеомоделирование;
– поведенческий импульс;
– изучение и контроль антецедентов.
В основе коррекции поведения лежит систематическое обучение малыми измеряемыми циклами, то есть, каждый не проявляемый навык, например взгляд в глаза, разбивается на малые шаги, каждому из которых обучают с помощью специальной реплики-намека или инструкции-команды, так же добавляются подсказки в виде жеста или движения. Правильная реакция ребенка сопровождается следствием-подкреплением, что эффективно действует как закрепление. Существуют различные методы выявления под-крепления.
Метод единичных стимулов является одним из самых простых методов подкрепления и заключается в том, что ребёнку предлагается игрушка или лакомство. Затем ведёт-ся наблюдение. Для проведения такого метода учитель должен:
– составить таблицу с названиями предметов и таблицу с названиями лакомств;
– предложить ребёнку один предмет или лакомство;
– если ребенок съест лакомство, то рядом с названием этого лакомство в таблице написать +. Если ребенок начал играть с игрушкой, то рядом с названием игрушки поста-вить +, а также записать, как долго ребёнок играл с игрушкой;
– предъявить каждый предмет и лакомство как минимум пять раз.
Чем больше плюсов около одного предмета или лакомства, тем вероятнее всего оно будут работать как подкрепление.
Метод безошибочного обучения позволяет обучать ребенка новым навыкам, сни-мать напряжение и тревогу, вызываемые совершением ошибок. Этот метод содержит в себе использование подсказок. В АВА-терапии используются 5 видов подсказок:
1) Физическая подсказка (движения рук ребенка корректируются руками учителя).
2) Указательный жест (учитель показывает жестом на правильный предмет или кар-точку).
3) Моделирование правильного ответа (учитель показывает ребенку, как сделать необходимое действие, давая образец).
4) Речевая подсказка (учитель может сказать только часть того, что должен сказать ребенок).
5) Визуальная подсказка (учитель объясняет правила поведения, используя визу-альные стимулы).
Не менее важная стратегия для формирования социально-бытовых и социальных (в том числе коммуникативных) навыков – социальные истории. Социальные истории – это инструмент, который используется для облегчения понимания социальных ситуаций и развития навыков социального взаимодействия у детей с аутизмом. Они были разработаны Кэрол Грэй (Carol Gray) в 1990 году как часть подхода, известного как «Социальные истории и социальные карточки» (Social Stories and Social Scripts). Это короткий рассказ, который показывает конкретную ситуацию, объясняет социальные нормы и ожидания, а также помогает ребенку понять, как он может адекватно взаимодействовать в данной си-туации. Выполняется в виде иллюстраций и изображений, где подробно описываются все действия и чувства.
Для того чтобы ребенок с расстройством аутистического спектра был проинформирован о предстоящем событии и был направлен к деятельности в определенной ее после-довательности используется визуальное расписание. Визуальное расписание – это на-глядное отображение того, что произойдет в течение дня либо во время какого-то од-ного занятия или события. Визуальное расписание может иметь различные виды, среди которых:
– расписание всего распорядка дня;
– расписание определенных видов деятельности или занятий;
– расписание конкретных процессов или заданий.
Также на поведение оказывает влияние изменение стимулов окружающей среды. В рамках АВА-терапии также возможно применение других технологий: вмешательство, основанное на контроле антецедентов (стимулов, предшествующих поведению). Этот процесс был впервые описан И. П. Павловым, знаменитым русским физиологом, еще в начале ХХ века [Цит. по: 2]. Принципами поведения АВА называется взаимосвязь между поведением и последствиями. Принцип подкрепления и наказания существуют в двух формах: положительной и отрицательной. Две разновидности подкрепления:
а) положительное – добавление во внешнюю среду нового стимула (или повышение интенсивности уже действующего стимула);
б) отрицательное – удаление действующего стимула из внешней среды (или понижение его интенсивности).
Положительные подкрепления поведения предоставляют человеку то, что он хо-чет: игрушку, сок, похвалу, деньги.
Отрицательные подкрепления предоставляют человеку избежать того, чего он не хочет: занятия, невкусной еды, неприятного в общении человека.
Данный подход помогает создать благоприятное обучающее окружение и помогает детям с нарушениями развития достичь своего потенциала. Дальнейшие исследования в этой области могут углубить наше понимание принципов и методов АВА-терапии и их применения в работе учителя-дефектолога.
Таким образом, умение анализировать поведение, условия, в которых происходит действие, факторы, которые влияют на поведение, функцию поведения приводит к пони-маю того, что можно изменить в окружении ребёнка и в нашем поведении. Это делает обучение ребенка более эффективным и результативным вне зависимости от тяжести аутистических симптомов и уровня жизни.
Любой ребёнок с расстройством аутистического спектра имеет право на эффективное обучение, и обязанность учителя-дефектолога, поддерживать его и бороться за его продвижение. Исходя из того, что на данный момент прикладной анализ поведения (АВА) является одним из самых активно применяемых методов и подходов во многих странах мира, мы планируем в своей научной работе изучить данную технологию подробнее.
Список литературы
1. Барбера М. Л. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). Екатеринбург : Рама Паблишинг, 2017. 264 c.
2. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. Санкт-Петербург : Речь, 2007. 288 c.
3. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА). Самара : Бахрах-М, 2021. 207 c.
4. Григоренко Е. Л. Расстройства аутистического спектра. Москва : Практика, 2018. 280 c.
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.