Задать вопрос
Статьи

АУДИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

05.01.2024
Киселева Ю.П., Пономарева Л.Д.
МГТУ им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

АУДИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной системе образования существует противоречие между познавательными возможностями аудирования в качестве инструмента речевого развития и недостаточным его использованием в методической практике приемов работы с аудированием. В статье рассматривается аудирование как средство обучения, которое может быть применено в процессе речевого развития обучающихся. Автор описывает характерные особенности и виды аудирования, раскрывает содержание понятия, выявляет уровни обучения при помощи аудирования, представляет аудирование как компонент устного речевого общения, а также рассматривает вопрос о роли аудирования в коммуникативной деятельности. Предлагается характеристика глобального, детального и критического восприятия речи. В работе проанализированы труды отечественных лингвистов по исследуемой проблеме, выявлены наиболее эффективные условия для усвоения материала обучающимися.
Ключевые слова: аудирование, речевое развитие, коммуникативная деятельность, средства обучения, виды речевой деятельности.

Речевое развитие обучающихся в рамках школьного обучения – актуальная проблема современного образования, связанная с большим количеством возможных средств обучения, которые могут быть использованы в процессе речевого развития обучающихся. Современные дети воспринимают и обрабатывают информацию иначе, чем предшествующие поколения: в частности, они лучше усваивают информацию, полученную из аудиовизуальных каналов. Аудиовизуальные источники информации помогают школьникам дольше концентрировать свое внимание на уроке и поддерживать интерес к теме занятия.
Рассмотрим понятие «аудирование» подробнее.
Р. Л. Рождественская в исследовании «К проблеме развития навыка аудирования как вида речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка» [1] указывает на то, что одним из основных средств речевого развития детей в школе являются аудиовизуальные средства обучения, наиболее широко распространенным среди которых является аудирование [1].
Понятие «аудирование» было введено в отечественную педагогическую практику не так давно и получило наиболее широкое распространение в качестве средства обучения иностранному языку. В общем смысле данный термин означает «процесс восприятия и понимания речи со слуха» [2].
Таким образом, аудирование – это процесс прослушивания специальной записи или восприятие речи на слух с целью выполнения определенных педагогических упражнений. Следовательно, понятия «слушание» и «аудирование» не являются синонимами, т. к. первое – это простое восприятие звукового ряда, в свою очередь, аудирование – это процесс не только прослушивания, но и восприятия и понимания прослушанного материала [2]. Кроме того, аудирование предполагает последующую интерпретацию полученной информации, например, перевод текста или выполнение учебных заданий и упражнений. По мнению большинства исследователей, аудирование – одно из основных средств развития речевой деятельности детей школьного возраста, которое может применяться как на уроках иностранного языка, так и в процессе внеурочной деятельности.
Можно выделить следующие характерные особенности аудирования как средства речевого развития:
1)    аудирование относится к видам речевой деятельности, которое реализует устное общение между людьми, что связывает данное средство обучения с общением и говорением;
2)    аудирование является рецептивным видом речевой деятельности, т.е. через него человек «осуществляет приём и последующую переработку речевого сообщения за счёт слуховых, а также зрительных и речедвигательных анализаторов» [2];
3)    аудирование является «реактивным видом речевой деятельности» [2], это отличает аудирование от говорения и письма, которые являются инициальными (т. е. первичными) процессами общения, которые стимулируют слушание и чтение;
4)    аудирование можно охарактеризовать внутренним способом формирования и формулирования мысли, т. к. основными внутренними механизмами аудирования являются речевой слух, память и т. д.;
5)    аудирование является внешне невыраженным процессом внутренней активности.
Кроме всего вышеперечисленного, необходимо отметить, что продуктом аудирования является умозаключение, а результатом – понимание воспринятого смыслового содержания и ответная реакция на информацию, полученную из аудирования (реакция может быть как вербальной, так и невербальной). Следовательно, аудирование тесно связано с другими видами речевой деятельности и способствует речевому развитию обучающихся средней школы.
По мнению многих методистов, достаточный уровень сформированности механизмов аудирования благоприятно сказывается на развитии других видов речевой деятельности. Установлено, что усвоение материала протекает наиболее эффективно, если он отрабатывается в последовательности: аудирование, говорение, чтение и письмо. Аудиотексты дают информацию для обсуждения, что, в свою очередь, может служить основой для развития речевых навыков. Всё вышесказанное подтверждает тезис о том, что все виды речевой деятельности взаимозависимы и положительно влияют на становление друг друга, а аудирование может быть использовано как средство речевого развития обучающихся.
В рамках работы мы придерживаемся классификации аудирования, представленной в исследовании Н. В. Елухиной «Основные трудности аудирования и пути их преодоления» [3]. Несмотря на то, что данное исследование направлено на исследование аудирования в обучении иностранному языку, мы считаем, что представленная в нем классификация может быть применена ко всем типам аудирования в целом. Н. В. Елухина предлагает выделять три уровня обучения при помощи аудирования [3]:
1)    элементарный уровень,
2)    продвинутый уровень,
3)    завершающий уровень.
Так, на первом уровне происходит становление перцептивной базы аудирования, т. е. обучающиеся учатся воспринимать аудирование как средство обучения. На втором уровне обучающиеся уже начинают активно работать с аудированием, понимают и осознают принципы работы с подобным материалом и активно развивают речевую деятельность через аудирование. На третьем уровне обучающиеся полностью адаптируются к использованию аудирования и активно включается в речевую деятельность [3].
Таким образом, Н. В. Елухина выделяет следующие виды аудирования [3]:
1)    аудирование, нацеленное на извлечение основной информации из воспроизводимого текста – как правило, используются простые тексты, которые затем предлагают воспроизвести обучающимся с использованием определенной интонации или сохранением основного смысла текста;
2)    аудирование с полным пониманием содержания и смысла – как правило, после подобного аудирования обучающимся предлагают выделить основную мысль воспроизводимого текста или определить его содержание;
3)    аудирование с выборочным извлечением информации из текста – после прослушивания обучающимся предлагают воспроизвести выборочную информацию из озвученного в аудировании текста, выделить какой-либо момент;
4)    аудирование с критической оценкой – обучающемуся предлагают провести критическую оценку прослушанного фрагмента, выделить противоречие в тексте и т. д.
Кроме того, можно выделить коммуникативное аудирование, нацеленное на восприятие определенных парадигм коммуникации между людьми, и учебное аудирование как тип аудирования, направленный на восприятие обучающей информации.Таким образом, многообразие форм аудирования, которое может быть использовано в процессе речевого развития детей, дает педагогам гибкий инструмент работы с обучающимися, который можно использовать для решения широкого круга педагогических и учебных задач.
Аудирование как компонент устного речевого общения – это сложный мыслительный процесс восприятия и понимания речи на слух, в результате которого слушающий приходит к определенным умозаключениям.
Аудирование в коммуникативной деятельности человека занимает одно из ведущих мест: в повседневной жизни человеку приходится больше слушать, чем говорить. В учебном процессе аудирование является одним из основных источников получения знаний по всем предметам, поэтому аудированию как виду речевой деятельности необходимо специально учить. На уроках русского языка следует развивать глобальное, детальное и критическое восприятие речи [4].
Глобальное слушание предполагает восприятие текста в целом. Ученики отвечают на вопросы следующего типа: о чем шла речь, какова его основная мысль, как можно озаглавить услышанное и т.д.
Детальное слушание – это осознание, если не всех, то самых главных блоков текста, зависит от установки, которая дается говорящим. Детальное восприятие мы наблюдаем, когда проводятся такие виды работы, как пересказ или изложение текста, пересказ объяснения учителя и др.
Критическое слушание основывается и на глобальном, и на детальном восприятии, оно требует критического осмысления на слух: выражение согласия или несогласия с мнением автора; выражение своей точки зрения на то, о чем говорится в тексте.
Система упражнений на аудирование должна предусмотреть постепенное преодоление трудностей, связанных со сложностями в восприятии текстов. Система упражнений на аудирование представлена в методике следующими видами упражнений [4]:
1)    прослушать текст и ответить на данные вопросы;
2)    прослушать текст, задать вопросы к тексту и ответить на них;
3)    определить, правильно ли поставлены вопросы к тексту;
4)    составить план к прослушанному тексту;
5)    пересказать текст;
6)    выбрать из нескольких данных формулировок основной мысли наиболее удачную;
7)    выразить свое отношение к содержанию прослушанного текста;
8)    определить, какая из данных иллюстраций отражает содержание текста;
9)    кодирование (символическое изображение) информации (таблицы, схемы, рисунки) и др.
Таким образом, современная система образования выделяет речевое развитие обучающихся в качестве одной из основных целей школьного обучения, что приводит к необходимости комплексной работы над речевыми навыками детей не только в ходе учебной деятельности, но и во внеурочной деятельности [5]. В процессе работы педагог может использовать как традиционные методические материалы (учебники и учебные пособия), так и дидактические материалы, которые составлены на основе различных средств обучения для достижения определенных педагогических и учебных целей. Аудирование является средством обучения, которое может быть успешно использовано в процессе речевого развития обучающихся.

Библиографический список
1.    Рождественская, Р.Л. К проблеме развития навыка аудирования как вида речевой деятельности младших школьников на уроках русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/151227567.pdf (дата обращения: 3.07.2023).
2.    Малыгина, Е.В. Комплекс упражнений для обучения аудированию [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2010. № 7 (18). С. 283-287. URL: https://moluch.ru/archive/18/1824/ (дата обращения: 04.07.2023).
3.    Елухина, Н.В. Основные трудности аудирования и пути их преодоления. – М.: Издательство «Русский язык», 1991. 358 с.
4.    Баширова, А. А. Аудирование на уроке русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://videouroki.net/razrabotki/audirovaniie-na-urokie-russkogho-iazyka.html (дата обращения: 04.07.2023).
5.    Пономарева, Л. Д. Речетворческий урок как инновационная форма организации языкового образования обучающихся / Л. Д. Пономарева, Е. А. Губчевская // Мир науки. Педагогика и психология. Т. 8. 2020. № 5. Режим доступа: https://mir-nauki.com/98pdmn520.html (дата обращения: 15.07.2023).
Задать вопрос

Заполните данную форму и мы свяжемся с вами в ближайшее время, или позвоните нам по одному из указанных ниже номеров телефона:

+7(3519) 34-89-42, +7 (982) 110-86-56

Имя*
Почта*
Комментарий
Нажимая на кнопку «Отправить», я соглашаюсьс политикой персональных данных.
Расскажите друзьям!

Вы планируете прочесть или уже прочли статью? Поделитесь увлекательным опытом с Вашими друзьями и близкими.

Спасибо

Ваша заявка успешно отправлена.